Понятие и классификация юридических фактов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и классификация юридических фактов



 

Юридические факты — это конкретные жизненные обстоя­тельства, с которыми норма права связывает наступление оп­ределенных юридических последствий. Юридические факты являются предпосылками правоотношений. Их модель фикси­руется в гипотезе юридических норм.

Юридические факты классифицируются по различным основаниям:

1) по характеру наступающих последствий они делятся на:
правообразующие (поступление в вуз);

правоизменяющие (перевод с очной на заочную форму обу­чения);

правопрекращающие (окончание вуза);

2) по связи с волей участников правоотношений — на:
события (обстоятельства, не зависящие от воли субъекта — стихийное бедствие, смерть, истечение сроков и т. п.);

действия (обстоятельства, связанные с волей участников правоотношений).

Последние делятся на правомерные и противоправные.

Правомерные действия, в свою очередь, подразделяются на юридические акты (действия, совершаемые с намерением породить юридические последствия: сделки, судебные реше­ния и т, и.) и юридические поступки (действия, приводящие к юридическим последствиям независимо от намерений лица, их совершающего, — создание художественного произведения и т. д.).

Противоправные деяния могут быть уголовными, админи­стративными, гражданскими, дисциплинарными.

Нередко для возникновения предусмотренных правовой нормой юридических последствий необходим не один юридиче­ский факт, а их совокупность, которую называют юридическим (фактическим) составом. Например, для получения пенсии по старости требуется достичь пенсионного возраста, иметь необ­ходимый трудовой стаж, решение о назначении пенсии.

 

Глава 18. Реализация права

Реализация права: понятие и формы

 

Реализация есть осуществление чего-либо, проведение в жизнь какого-либо плана, проекта, программы, намерения и т. п. Отсюда реализовать правовую норму — значит фактиче­ски осуществить ее предписание, претворить в жизнь общие правила поведения.

Реализация права представляет собой необходимую сторо­ну жизни, существования права, без чего оно утрачивает свой социальный смысл, ведь законы и подзаконные акты принима­ются для того, чтобы действовать, упорядочивать обществен­ные отношения.

В зависимости от характера действий субъектов выделяют четыре формы реализации права:

соблюдение (с помощью чего осуществляются запреты, от нарушения которых лицо должно воздерживаться);

исполнение (связано с выполнением активных обязанно­стей, строго определенных в законе действий в интересах упра-вомоченной стороны);

использование (выражается в осуществлении субъектив­ных прав, посредством чего лицо удовлетворяет свой собствен­ный интерес и тем самым достигает определенного блага, цен­ности);

применение (это властная деятельность компетентных ор­ганов по разрешению конкретного юридического дела, в резуль­тате чего выносится соответствующий индивидуальный акт).

 

Применение

Как особая форма реализации права

 

Применение — особая форма реализации права, характе­ризующаяся следующими признаками:

1) применяют право только уполномоченные на то компе­тентные субъекты (государственные, муниципальные органы и т. п.);

2) носит властный характер;

3) имеет ряд стадий (установление фактической и юриди­ческой основы дела, принятие решения);

4) осуществляется в процессуальной форме (в целях уси­ления гарантий законного и справедливого разрешения дела данная деятельность жестко регламентирована нормами права);

5) связано с реализацией соответствующего индивидуаль­ного, властного (правоприменительного) акта.

6) направлено на установление конкретных правовых по­следствий — субъективных прав и юридических обязанностей.

Правоприменение необходимо, когда субъекты не могут бем помощи властных органов реализовать свои права и обязанно­сти, когда возникает потребность в государственном принуж­дении, когда имеется спор по поводу юридического факта и т. п.

Принципы правоприменительной деятельности:

законность (означает, что субъекты правоприменения долж­ны действовать в рамках имеющихся законов и подзаконных актов);

социальная справедливость (означает, что субъект право­применения должен действовать в интересах не каких-либо граждан или групп, а всего общества);

целесообразность (означает, что необходимо учитывать кон­кретные сложившиеся условия, специфику ситуации в момент вынесения решения);

обоснованность (означает, что в ходе принятия правопри­менительного решения необходимо в полной мере выявлять, тщательно изучать и использовать все относящиеся к делу ма­териалы, достоверные и не подлежащие сомнению факты).

 

Стадии процесса применения норм права

 

Правоприменение - сложная последовательная деятель­ность, осуществляемая в рамках нескольких этапов, стадий. Данная деятельность регламентируется соответствующими про­цедурными нормами (уголовно-процессуальными, гражданско-процессуальными, административно-процессуальными и ины­ми), которые устанавливают определенный порядок правопри­менения и обеспечивают его логическую завершенность.

Можно выделить три основные стадии правоприменитель­ного процесса:

1) установление фактической основы дела;

2) установление юридической основы дела;

3) решение.

На первой стадии устанавливается объективная истина по делу. Ведь правоприменение будет обоснованным только тогда, когда фактические обстоятельства проанализированы с доста­точной полнотой и достоверностью. По сути, речь здесь идет о сборе всей юридически значимой информации, относящейся к конкретному делу.

На второй стадии правоприменитель выбирает отрасль, институт и норму права, регулирующие данное общественное отношение, проверяет подлинность текста норм права, их пре­делы действия во времени, в пространстве и подругу лиц, уяс­няет смысл и содержание юридических предписаний, квали­фицирует деяние.

На третьей стадии принимается решение и выносится пра­воприменительный акт. Именно в рамках данного этапа реша­ется судьба этого дела, и от того, какие выводы будут сформу­лированы в ходе решения, зависит дальнейшее развитие пра­воотношений. Установление фактической и юридической осно­вы дела выступают как бы подготовительными стадиями при­менения норм права. Принятие же решения является завер­шающей и вместе с тем основной стадией. После этого оно должно быть исполнено и конкретное общественное отношение реально урегулировано.

 

4. Акты применения правовых норм:

Понятие, особенности, виды

 

Акт применения права — это такой правовой документ, который содержит индивидуальное властное предписание, вы­несенное компетентным органом в результате решения кон­кретного юридического дела. Он выступает итогом правоприме­нительной деятельности и обладает следующими особенно­стями:

исходит от компетентных органов;

носит государственно-властный характер;

носит индивидуальный (персонифицированный), а не нор­мативный характер, поскольку адресован конкретным субъектам, указывает на то, кто в данной ситуации обладает субъек­тивными правами и юридическими обязанностями;

имеет определенную установленную законом форму.

Вместе с тем следует различать акт применения как дей­ствие (деятельность) и как акт-документ. Последний должен иметь определенную структуру и состоять из вводной, описа­тельной, мотивировочной и резолютивной частей.

Классифицируют правоприменительные акты по следую­щим основаниям:

1) по форме - на указы, приговоры, решения, приказы и т. п.;

2) по субъектам, их издающим, — на акты государственных и негосударственных (в частности, муниципальных) органов;

3) по функциям права — на регулятивные (приказ о повы­шении по службе) и охранительные (постановление о возбуж­дении уголовного дела);

4) по юридической природе — на основные (выражают ко­нечное решение юридического дела, например, приговор) и вспо­могательные (подготавливают издание основных, в частности, постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого);

5) по предмету правового регулирования - на акты уго­ловно-правовые, гражданско-правовые и т. п.;

6) по характеру — на материальные и процессуальные.

 

Отличие нормативных актов

От актов применения права

 

Общее между ними: это правовые акты;

они принимаются и обеспечиваются компетентными (пре­жде всего государственными) органами;

выступают властными по своему характеру документами. В отличие от нормативного правоприменительный акт:

1) принимается именно на основе нормативного;

2) конкретизирует норму права, содержащуюся в норма­тивном акте, применительно к индивидуальным ситуациям, от­ношениям;

3) носит персонифицированный (индивидуально-определен­ный) характер;

4) не является источником (формой) права и рассчитан только на однократное применение;

5) выступает юридическим фактом для возникновения, из­менения и прекращения соответствующих правоотношений.

Пробелы в праве: понятие



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.107.241 (0.011 с.)