Единый, но не единственный. Общество требует, чтобы У егэ была альтернатива // московский комсомолец. – 2008, 7 марта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Единый, но не единственный. Общество требует, чтобы У егэ была альтернатива // московский комсомолец. – 2008, 7 марта



 

ЕГЭ (Единый государственный экзамен) не должен стать единственным способом оценки знаний и после 2009 года. Наряду с ним должны сохраниться традиционные выпускные или вступительные экзамены, и выбор между ними должен быть добровольным делом каждого учащегося. По гуманитарным же предметам (история, обществознание, литература, иностранные языки) ЕГЭ не должно быть в принципе, решили участники общественных слушаний в Государственной думе.

Любопытно, что на полной отмене ЕГЭ сейчас мало кто настаивает: накопившаяся за время эксперимента информация доказывает, что при ряде условий затея может оказаться даже полезной. Во-первых, ЕГЭ удобен абитуриентам из отдаленных и труднодоступных мест – с его помощью за последние год-два их представительство в вузах увеличилось на 15%. Во-вторых, ЕГЭ действительно может стать средством независимой объективной оценки знаний учащихся. Правда, не в насаждаемой сейчас форме.

Одноразовая акция, да еще на выпуске адекватной оценки в большинстве случаев не даст. Чтобы получить реальную картину, независимое тестирование надо проводить регулярно – скажем, начиная с 6-7-го класса. А данные о его результатах сохранять в индивидуальном портфолио школьника вместе с его прочими достижениями – например, свидетельствами об участии в олимпиадах, конкурсах, проектах. Лишь в этом случае тестирование перестает быть единственным способом оценки знаний учащихся, а результаты Единого госэкзамена и в самом деле помогут определить уровень подготовки школьника. А заодно – и динамику его развития.

Пока же результаты ЕГЭ одновременно являются пропуском в вуз, об объективности и независимости его оценок можно забыть: слишком уж заинтересованы в обратном и школа, и вузы, и абитуриенты. По оценке Всероссийского общества защиты прав потребителей образовательных услуг, до 80% родителей готовы дать взятку за поступление ребенка в вуз. И действительно дают: по последним оценкам ЮНЕСКО, в первом полугодии 2007 года коррупционный вал в российском образовании превысил $ 520 млн., по прикидкам МВД России – $ 1 млрд., а по данным председателя Российского общественного совета по развитию образования, ректора Госуниверситета – Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова – $ 1,5 млрд.

При таком уровне коррупции всерьез рассчитывать на объективность оценок ЕГЭ было бы крайне наивно – что в полной мере и подтвердили скандалы прошлого лета. А недавнее превращение показателей сдачи ЕГЭ в главную оценку образовательной деятельности губернаторов окончательно поставило крест на независимости оценок Единого госэкзамена в нынешнем виде.

Хуже того. По словам депутата Госдумы Оксаны Дмитриевой, превращение ЕГЭ в единственный способ проверки знаний учащихся привело к перевороту в методике преподавания в школе, причем не в лучшую сторону. Подстройка учителя «под ЕГЭ привела к тому, что количество заданий на творческий подход и логику уменьшается, а доля задач на скорость и автоматизм при заполнении увеличивается». С исчезновением творческого начала и отказом от ставки на развитие личности, предупреждает она, российская школа вскоре потеряет свое традиционное преимущество перед западной – продвинутое физико-математическое образование. А это сделает «переход к инновационной экономике, о которой все сейчас говорят как попугаи, более чем проблематичным», – подчеркнула депутат.

Тем не менее идея добровольности ЕГЭ у его разработчиков понимания не нашла. «ЕГЭ и сейчас – не единственный вид испытаний, – разъяснил “МК” директор Федерального института педагогических измерений Андрей Ершов. – А кроме того, в нынешнем виде ЕГЭ является социальным лифтом, и его сосуществование с традиционными экзаменами похоронит его главную идею – равные возможности. Начнется социальное расслоение: абитуриенты с ограниченными финансовыми возможностями будут сдавать ЕГЭ, а состоятельные родители наймут своим детям репетиторов».

Правда, каким образом в идею «равных возможностей» вписывается массовое репетиторство, развернувшееся как раз по методике ЕГЭ, не говоря о прямой торговле материалами ЕГЭ в московском и петербургском метро, директор ФИПИ уточнять не стал. Не прокомментировал он и проблему расплодившихся платных курсов по подготовке к ЕГЭ, причем не только для школьников, но и для учителей, а также не разъяснил, почему дополнение ЕГЭ участием в олимпиадах не вредит социальному лифту, а традиционными экзаменами, притом по выбору самого учащегося, – вредит.

Найти ответы на эти вопросы ни в Минобрнауки, ни в Рособрнадзоре участникам слушаний также не удалось: представители ведомств от приглашения поучаствовать в обсуждении уклонились. А потому былорешено задать их нынешнему вице-премьеру, а в скором будущем президенту России Дмитрию Медведеву. Похоже, его общественной приемной надо готовиться к валу обращений: не вводить обязательный ЕГЭ, как показали слушания, требуют во многих регионах – от Оренбуржья до Набережных Челнов и Ставрополья.

Марина Кособок. Законопроект о добровольности ЕГЭ: какой человек нужен России? // Литература. – 2008. – № 8

 

Меньше месяца осталось до итоговой аттестации наших выпускников, ко­торые вновь смиренно продемонстрируют свои знания перед экзаменацион­ными комиссиями в той форме, которую для них придумают неугомонные чи­новники. И уйдут ребята со школьного двора... А на будущий год всё повторит­ся сначала. Но уже для новых старшеклассников. Справляются? Справляются. Только почему-то страсти по поводу этих самых экзаменов не утихают весь год. Всё экспериментируем. На собственных детях, между прочим.

Хотя аббревиатура ЕГЭ прочно вош­ла в наш лексикон, полемика вокруг Единого экзамена не затихает. Своими соображениями по поводу этой достаточно спорной формы итоговой аттестации выпускников школ подели­лись участники общественных слуша­ний «Законопроект о добровольности ЕГЭ: какой человек нужен России?», собравшиеся в Государственной думе в самом начале марта.

Среди пришедших на встречу были не только уважаемые депутаты, члены Совета Федерации и Общественной па­латы РФ, но и учителя, дети, родители.

Были приглашены также представи­тели Министерства образования и на­уки РФ – но почему-то не пришли. Зато впервые за время существования ЕГЭ на обсуждении присутствовала делега­ция Федерального института педагоги­ческих измерений (ФИЛИ) во главе с его директором А. Г. Ершовым.

Поводом для встречи послужили те поправки к Закону РФ «Об образова­нии», которые предложили внести депу­таты Государственной думы О. Н. Смо­лин, И. И. Мельников и А. П. Кондауров. В частности, статью 156, пункт 4.1. ре­шено дополнить предложением «По предметам “литература”, “исто­рия” и предметам образовательной области “обществознание” Единый государственный экзамен не прово­дится». Кроме того, законопроект пре­доставляет выпускнику право выбрать форму экзамена, делая, таким образом, ЕГЭ добровольным.

Уважаемые коллеги!Обращаем ва­ше внимание, что пока это только зако­нопроект, который до сих пор ещё не вынесен на рассмотрение Государст­венной думы. Однако, по словам депу­тата И. И. Мельникова, когда он обсуж­дался на заседании Комитета по обра­зованию, выяснилось, что в регионах его поддержали большинство законо­дательных и исполнительных органов власти субъектов РФ! При этом сам Комитет принял решение закон в пер­вом чтении отклонить.

Положительно восприняли законо­проект практически все участники «круг­лого стола». Ровно три с половиной часа без перерыва высказывались собрав­шиеся не столько в поддержку нового документа, сколько с разоблачительны­ми речами в адрес ЕГЭ.

По словам заместителя председа­теля Комитета по образованию, пред­седателя общественного движения «Образование для всех» Олега Смолина, против системы ЕГЭ реши­тельно выступает абсолютное боль­шинство гуманитариев. В частности, литераторы. «Боюсь, что сейчас с по­мощью системы формальных тес­тов мы пытаемся уничтожить лю­бовь к русской литературе. И дело здесь не в недостатках отдельных тестов. Дело в том, что так назы­ваемые абсолютные истины в гума­нитарных дисциплинах встречают­ся намного реже, чем в предметах ес­тественно-математического цик­ла», – заявил он.

Отцы ЕГЭ, пришедшие на заседание «круглого стола» в малом количестве, в основном отмалчивались.

Директор ФИЛИ А. Г. Ершов лишь по­советовал Комитету и людям, которые выступают в поддержку Законопроекта, попытаться законодательно опреде­лить измерители в сотнях вузов Рос­сийской Федерации, для того чтобы обеспечить детям равные возможности при поступлении.

Подводя итоги работы «круглого сто­ла», Олег Смолин сказал: «Я совершен­но убеждён в том, что предлагаемый законопроект не может навредить никому, а вот расширить возможнос­ти детей и нашего образования он способен».

Он предложил собрать подписи представителей, различных организа­ций в поддержку законопроекта, так как это способно изменить отношение к не­му Государственной Думы.

Виктор Болотов. ЕГЭ – не единственная форма оценки образования // pedsovet.org. – 2008, 6 мая

 

ЕГЭ не может быть единственной формой оценки качества образования выпускника школы, считает вице-президент Российской академии образования Виктор Болотов – бывший глава Рособрнадзора, на долю которого пришлось введение Единого госэкзамена в России.

«Если ЕГЭ останется единственной формой внешней оценки, то это угробит и ЕГЭ, и систему образования в целом», – сказал Виктор Болотов в интервью изданию «Газета». Положительным в практике организации ЕГЭ и приема в вузы он считает прием по результатам олимпиад. Напомним, что в настоящее время создается перечень всех российских школьных олимпиад, затем пройдет их ранжирование по статусу и предоставляемым ими льготам. К началу 2009 года будут определены правила поступления в вузы и по результатам школьных олимпиад, минуя ЕГЭ или на льготных условиях.

Желательно, чтобы кроме результатов ЕГЭ абитуриенты при поступлении в вузы представляли портфолио достижений, содержащий результаты внешней оценки. Помимо результатов олимпиад это могут быть результаты конкурсов, а также сертификаты независимых центров. «Например, для инженерных специальностей никогда раньше не проверяли, умеет ли ребенок работать руками, и в рамках ЕГЭ мы тоже не можем этого узнать. Сейчас мы разрабатываем систему независимых центров, где каждый ребенок сможет прийти и показать, что он умеет делать руками. Он получит сертификат, что на определенном уровне владеет различными навыками», – сообщил вице-президент РАО, отметив, что в перспективе важно распространить эту систему по всей стране, сделать доступной для городских и сельских школ.

Предложение учитывать в портфолио характеристики из школы Виктор Болотов считает несостоятельным. «Если школьная характеристика будет влиять на поступление в вуз, через два года все дети будут политически грамотными и морально устойчивыми. Только некоторые заслуженно получат отличные характеристики, а другие – за деньги или благодаря родителям», – отмечает он.

Отметим, что в настоящее время ЕГЭ не учитывает многих достижений учащихся. Так, только по иностранному языку предусмотрена оценка речевых навыков. В период введения ЕГЭ многие преподаватели гуманитарных дисциплин указывали на преимущества устного экзамена. Современная школьная система оценки качества и содержания образования вовсе не учитывает коммуникативных навыков выпускника. Формальная оценка знаний и умений по предметам упускает социальные, информационные, правовые, экономические и другие компетентности, необходимые в современной жизни.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.25.74 (0.011 с.)