Совершенстование умений педагогов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Совершенстование умений педагогов



(задачи и некоторые советы)

Безусловно, успех в музыкально-ритмическом развитии детей зависит в первую очередь от того, насколько сам педагог увлечен движением под музыку и владеет выразительным движением. К сожалению, многие взрослые со временем утрачивают не только ловкость, гибкость и грациозность движений, но и саму потребность в них. При этом появляется желание посидеть и понаблюдать за детьми, а не двигаться вме­сте с ними. В результате значительно снижается не только двигательная активность взрослых, но и детей, поскольку педагоги стремятся использовать в работе больше спокойных игр и заданий, не требующих интенсивных движений. Таким образом, со временем педагоги не в состоянии показать детям пример в танцах и играх, а дети, не имея достаточной тренировки в движениях, также становятся неловкими.

Можно привести и обратный пример, когда педагог по ритмике сам прекрасно владеет движением и нацелен на эффективный результат в обучении детей, но при этом не уделяет достаточного внимания развитию менее одаренных учеников, от которых сразу трудно добиться эффекта в исполнении танцев.

Противостоять этому можно только одним путем — проводить совместные за­нятия детей и взрослых, развивающие и тренирующие как учеников, так и педаго­гов, формирующие у воспитателей осознанное отношение к самому процессу дви­жения, умение анализировать глубинные процессы, внешне проявляющиеся в мимике и пантомимике. На это и ориентирована наша программа, которая предполагает как совершенствование исполнительских способностей взрослых, так и ориентацию на развитие педагогического мышления, расширение кругозора, привитие общей и музыкальной культуры.

Итак, для педагогов наиболее актуальными являются следующие задачи:

1. Совершенствование двигательных навыков и умений: _______

а) развитие и совершенствование всех видов движений, которые предлага­ются детям, умение выполнять их легко и выразительно, максимально артистично и в соответствии с музыкой; б) обогащение двигательного опыта — использование разнообразных исход­ных положений, двигательных комбинаций;. в) освоение обширного и разнообразного музыкально-ритмического репер­туара (не менее 50 композиций, а желательно до 100 и более пластических миниатюр).


2. Совершенствование музыкальности: работа над исполнительской техникой
(владение музыкальным инструментом), постоянно обогащать свой репертуар
разнообразными произведениями — например, вальсы Ф.Шопена, Ф.Шубер­
та, пьесы В.Гаврилина, М.Дунаевского и пр. Следить, чтобы в процессе испол­
нения произвольно, для удобства в движении, не менялся темп, не появлялись
лишние акценты и аккорды и т.д. Стремиться к выразительности исполнения
музыки, к тому, чтобы само исполнение стимулировало выразительность и точ­
ность движений детей.

При подборе музыки в записи стремиться к расширению круга произведений, включать в работу с детьми шедевры мирового музыкального искусства (произведе­ния П.Чайковского,Ж.Бизе, Э.Грига, М.Мусоргского, В.Моцарта, И.Баха, К.Сен-Санса и пр.), выбирая эти произведения как приоритетные по сравнению с совре­менными эстрадными мелодиями и шлягерами.

Совершенствование умения анализировать форму и содержание музыкаль­ного произведения, слышать и видеть разнообразные варианты исполнительской интерпретации через восприятие изменения характера музыки.

3. Развитие творческих способностей:

развитие творческого мышления, воображения и фантазии; развитие способности "видеть" и ясно представлять музыкальный образ, способы его пластической интерпретации;

развитие способности к педагогической импровизации в процессе интег­рации музыкального движения с другими видами художественно-твор­ческой деятельности на занятиях;

воспитание потребности вести постоянный творческий поиск, вносить новое в свою работу из других областей науки и искусства (например, фольклора, классического искусства, изучения наследия музыкантов и педагогов и т.д.); постоянно заниматься в творческих группах, студиях и объединениях;

развитие художественного вкуса на основе постоянного пополнения впе­чатлений — в театрах, музеях, в общении с творческими людьми.

4. Совершенствование психолого-педагогических знаний и умений:

развитие профессиональной рефлексии, т.е. умения адекватно анализиро­вать результаты собственной деятельности, собственного творчества, а так­же эффективности работы других педагогов;

совершенствование умения диагностировать музыкальное, психомотор­ное развитие детей, пользуясь педагогическими методами исследования;

развитие умения оценивать проявления детей в движениях под музыку, точно определяя параметры и критерии оценки;

умение предоставлять детям инициативу в творческих проявлениях, на­блюдать и замечать в них оригинальность и одаренность, а также и тре­вожные симптомы;

умение организовать опытно-экспериментальную работу в образователь­ном учреждении, анализировать и обобщать ее результаты;

развитие коммуникативной культуры, умений пропагандировать педаго­гические и музыковедческие знания среди родителей и других педагогов.

Для педагогов важно владеть музыкально-ритмическим материалом не только как средством эстетического и двигательного развития детей, но и как своеобраз­ным психотренингом. Поскольку движения, мимика — это внешние проявления


внутреннего состояния ребенка, необходимо научиться понимать и адекватно оце­нивать эти проявления, а также, если нужно, и корректировать их, подбирая спе­циальные двигательные упражнения и музыку (об этом более подробно — в мето­дических рекомендациях). Поэтому педагог, работающий по данной программе, становится со временем практическим психологом, использующим специфичес­кие средства музыки и движения для диагностики развития детей, коррекции их поведения и состояния (см. прил. 3).

Умение подбирать музыку и двигательные упражнения соответственно возрас­тным возможностям детей и поставленным целям — непростая задача. Поэтому мы предлагаем ориентиры, критерии в подборе музыки и движений.

Требования к подбору музыки

Подбирая музыку, необходимо стремиться к тому, чтобы она отвечала требо­ваниям высокой художественности, воспитывала вкус ребенка, обогащала его раз­нообразными музыкальными впечатлениями и при этом вызывала моторную реак­цию, была удобной для двигательных упражнений.

С точки зрения доступности музыка для движения должна быть:

• небольшой по объему (от 1,5 минут для младших до 3-4-х минут для старших);

• умеренной по темпу (умеренно быстрая или умеренно медленная) для млад­ших дошкольников и разнообразной (быстрой, медленной, с ускорениями и замедлениями) для старших;

• 2-х или 3-частной (каждая часть музыки — контрастная по звучанию), с чет­кой, ясной фразировкой для младших дошкольников и разнообразной по фор­ме (вариации, рондо и т.д.) для старших детей;

• музыкальный образ, характер, настроение музыкального произведения долж­ны быть понятны детям (например, музыка изобразительного характера — "дож­дик", "ветер качает листики", "зайчик прыгает" и т.д. — для малышей и более сложная по художественному образу, настроению — в соответствии с музыкой — для старших).

Желательно, чтобы музыкальные произведения были достаточно разнообразны­ми по жанру (плясовые, колыбельные, песни, маршевые мелодии) и по характеру (веселые, задорные, спокойные, грустные, шутливые, торжественные, изящные и т.д.).

Подбирая музыку для ритмических композиций, необходимо стремиться к разно­образию стилей и жанров, поэтому важно включать такие произведения, как:

детские песни современных российских композиторов: Г. Струве, В.Шаинско-го, Б.Савельева, Гр. Гладкова и др.;

народные мелодии: "Калинка", "Светит месяц" и др.;

эстрадные мелодии (например, пьесы А.Петрова из кинофильмов, музыкаль­ные произведения в исполнении оркестра Поля Мориа: "Под музыку Виваль­ди", "Жаворонок", Фр. Гойи — "Сиртаки", "Цыганские напевы" и др.);

классические произведения: "В пещере горного духа" Э.Грига, "Аквариум" К.Сен-Санса, "Менуэт" Л.Боккерини, "Вечерняя серенада" Ф.Шуберта, "Ита­льянская полька" С.Рахманинова и др.

Разнообразие музыкальных жанров и стилей развивает кругозор детей, воспи­тывает у них интерес к музыкальному искусству, выявляет индивидуальные пред-


почтения к музыке, формирует художественный вкус. Поэтому так важен строгий отбор музыкальных произведений для занятий ритмикой. Иногда педагоги небрежно относятся к музыкальному сопровождению, подбирая примитивные современные шлягеры или обрывая звучание музыки (если она звучит слишком долго). Это недо­пустимо, поскольку в детском возрасте закладывается фундамент музыкальной куль­туры личности и подобные явления портят художественный вкус ребенка.

В нашей программе музыка — это не фон, не просто удобный ритм, а средство приобщения детей к музыкальному искусству, и от того, какие впечатления ребенок получит в детстве, во многом зависит его дальнейшее эстетическое развитие. Кроме того, специальный подбор музыки позволяет интегрировать различные задачи худо­жественного воспитания (на занятиях по изобразительной деятельности, развитию речи, обучению игре на инструменте).

Одна из особенностей программы "Ритмическая мозаика" — это использова­ние фонограммы на занятиях. Целесообразность грамзаписи диктуется, с одной сто­роны, задачей знакомства детей с разнообразным звучанием музыкальных произве­дений, исполняемых на различных музыкальных инструментах, а с другой стороны — наиболее частой практикой работы педагогов без аккомпаниаторов и необходи­мостью осуществлять показ в процессе разучивания движений. На этапе развития способности к пластической импровизации эффективнее использовать непосредствен­ное, "живое" звучание музыки, которое более эмоционально воздействует на слу­шателя. В программе праздничных утренников мы также рекомендуем использовать преимущественно "живую" музыку и, по-возмохсности, инструментальный акком­панемент музыкального руководителя (см. в прил. 5 ноты к танцам для детских праз­дничных утренников).

Требования к подбору движений

В ритмической пластике движения должны соответствовать музыке, а также быть:

доступными двигательным возможностям детей (с точки зрения координации движений, ловкости, точности, пластичности);

понятными по содержанию игрового образа (например, для младших — мир иг­рушек, окружающей природы, персонажи популярных мультфильмов; для стар­ших — герои волшебных сказок, переживаниями различных состояний и т.д.);

разнообразными, нестереотипными, включающими различные исходные по­ложения: стоя, сидя, лежа, на четвереньках, на коленках и пр.

Характеризуя доступность ритмической композиции в целом, необходимо про­анализировать следующие параметры:

• координационную сложность движений;

• объем движений;

• переключаемость движений;

• интенсивность нагрузки.

Интенсивность нагрузки зависит от темпа музыкального произведения и от под­бора движений. Наиболее нагрузочным является темп 150-160 акцентов в минуту, кото­рому соответствуют быстрый бег, прыжки. Нагрузочными также являются подскоки, га­лопы, прыжки, приседания, выполняемые в умеренно быстром темпе. ТЛисицкая предлагает следующие критерии для подбора упражнений соответственно темпу музыки:


• быстрый бег — 160 акцентов в минуту;

• подскоки, галоп — 120-150 акцентов в минуту; г

• маховые движения — 80-90 акцентов в минуту;

• наклоны — 70 акцентов в минуту;

• повороты, наклоны головы, растягивания — 40-60 акцентов в минуту.

Определение сложности и доступности музыкально-ритмических композиций для детей, безусловно, относительно. Педагог должен соотнести все характеристики с индивидуальными возможностями конкретного ребенка. Но важно также ориенти­роваться и на средние показатели уровня развития детей в группе.

Критерии определения доступности музыкально-ритмических упражнений

Обобщая вышеизложенные требования к подбору музыки и движений, мы оп­ределили следующие критерии доступности композиций в соответствии с 1, 2 и 3 уровнями сложности, а именно:

1. Доступность музыкально-игрового образа (понятные и близкие детям образы игрушек, домашних животных и т.д. в соответствии с возможностями младше­го, среднего и старшего дошкольного возраста, а также представлениями об окружающем младших школьников).

2. Доступность музыки:

по объему (продолжительность звучания до 2,5 минут в композициях 1-го уровня сложности и до 3,5 минут — 3-го уровня сложности);

по темпу (умеренно быстрый — умеренно медленный для 1-го уровня, быстрый для 2-го и разнообразный — с ускорениями и замедлениями — для 3-го уровня сложности);

по форме (2-3-частная форма с контрастными по звучанию частями для 1-го уровня, с менее контрастными по звучанию частями для 2-го уровня и сложная по структуре форма — вариации, рондо и т.д. — для 3-го уровня сложности);

по характеру ритмического рисунка (от воспроизведения ритмической пуль­сации и сильной доли — для 1-го уровня к воспроизведению несложных ритмических рисунков (ти-ти-та) — для 2-го уровня и к разнообразным пунктирным и синкопированным ритмам — для 3-го уровня сложности).

3. Доступность движений:

по объему (4-5 двигательных элементов для 1-го уровня сложности, 6-8 элементов — для 2-го уровня и многообразие двигательных элементов — для 3-го уровня);

по интенсивности (нагрузочности) движений:

1-й уровень — небольшая,

2-й уровень — средняя,

3-й уровень — высокая нагрузка;

по сложности для исполнения с точки зрения координации, ловкости, точности или гибкости, пластичности движений.


Критерии доступности, безусловно, относительны. Они не всегда связаны с технической сложностью, иногда при определении уровня сложности мы опирались на трудность пластического выражения образа (например, композиция "Два Барана" или "Кошка и Девочка", в которых самым сложным является умение быстро пере­воплощаться и изображать характер персонажа).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.240.142 (0.026 с.)