Понимать непрерывность жизни, опасности нарушений существующего в природе равновесия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понимать непрерывность жизни, опасности нарушений существующего в природе равновесия.



5. Достигнуть экологически оправданного поведения на основе понимания и принятия каждым своей роли в природе, как равного члена экологического сообщества, когда защита природы естественная и необходимая перейдет в норму поступка.

Лучше всего расскажет о природе сама природа, и чем ближе к ней будет человек, тем глубже он поймёт её. Влечение к природе заложено в каждом от рождения, ведь человек - сам часть природы. Солнце, ветер, лес, река, море доставляют огромную радость. Чудеса леса и моря, водопады, скалы и ущелья, реки и горы притягивают к себе, зовут. Так не хочется уходить из тихого таинственного шумящего леса! Взгляда не оторвать от постоянно меняющегося моря! Природа успокаивает человека, делает его мягче, многие тревоги и неприятности после общения с природой кажутся неважными, появляются новые силы, желание жить и радоваться каждому дню, каждому увиденному чуду живой природы.

Но, как правило, люди относятся к природе потребительски: в лес идут за добычей - за грибами, ягодами, за букетами; к морю - ловить рыбу, собирать ракушки, купаться, загорать; в красивые места - поесть шашлыки, развести костёр; приносят с собой громко звучащие приёмники, стараются поймать и унести домой или в школу черепаху, бабочек, ёжика. Так часто человек приходит к природе с требованием: «Отдай». Утверждает при этом: «Природа не обеднеет», «На наш век хватит», «Природа неисчерпаема» и т.д. – не знает и не хочет знать законов природы.

Очень яркий пример истребления воробьёв в Китае: люди хотели увеличить запасы продуктов питания, урожай зерна, решили, что воробей - вредная птица, так как поедает зерно. Устроили показательное уничтожение воробьёв: громким повсеместным шумом подняли воробьёв в воздух, шумом не давали им никуда сесть, воробьи, выбившись из сил замертво падали на землю, трупики воробьёв вывозили на свалки грузовиками. Радовались победе над воришками-воробьями. Но воробьи клевали не только зерно, они съедали множество насекомых-вредителей растений. После гибели воробьев развелось столько вредителей, что стали гибнуть растения. И пришлось с огромным трудом, за огромные деньги покупать и ввозить воробьёв в страну.

Другой пример: на острове Калимантан для улучшения человеческой жизни и отдыха уничтожали малярийных комаров ядохимикатом ДДТ. Яд передался по «пищевой цепочке»: комары – тараканы – ящерицы - кошки. Гибель кошек привела к размножению множества крыс. И пришлось не только перестать уничтожать ядами комаров, а покупать и ввозить на остров кошек.

Эти и другие примеры убеждают, что природа очень ранима и беззащитна, существующее в ней равновесие легко нарушить и порой привести не только к нарушениям, но и к катастрофам в природе.

Воспитание экологической культуры предполагает сочетание познавательной деятельности с эмоциональным восприятием природы. Природоведческие знания должны не только будить мысль, но и вызывать эмоциональные переживания.

Замечательный писатель К.Г.Паустовский назвал понимание природы «шестым чувством» и показал, что оно приходит к человеку на определённой ступени сознания, когда человек становится достаточно умным, тонким. Необходимо сочетать экологическое воспитание с эстетическим, постоянно воспитывая экологическую чуткость, бережность и зоркость в отношениях с природой. Нужно привлекать внимание к красоте живой природы, лесной полянки, ручейка, цветущих растений, уметь ярко, эмоционально об этом рассказать, использовать яркие образные отрывки художественных произведений, рассказывать о том, как необходимо уметь радоваться жизни, понимать жизнь, уважать жизнь, благоговеть перед жизнью.

Пока же часто можно наблюдать проявление бездушного отношения к природе. Приведем один пример. В весенний лес на экскурсию привезли второклассников. Лес был светлый, весенний, весь полон яркой зелени только что распустившихся листьев деревьев и цветов. Буквально ногу некуда было поставить, сойдя с тропинки: лютики, буквица, примулы отовсюду кивали своими головками. Дети вышли из автобуса, вынесли мячи, скакалки, подстилки, продукты и принялись играть. Через 2 часа от красоты чудесного склона не осталось и следа, всюду были видны сломанные затоптанные цветы, у ручейка громоздилась куча мусора, а дети и их руководители организованно! сели в автобус и уехали. В этом случае нужно было провести детей мимо цветов и разнотравья, показывая и рассказывая о них, к присмотренной заранее, тоже зелёненькой и славной поляне, где часто проводят пикники, приезжающие в лес любители, и где можно было бегать и играть, не ломая цветов, не уничтожая живую красоту. Детьми были усвоены НЕ нормы поведения, охраняющие природу, им был преподан «урок» бездушного, хищнического потребления и уничтожения природы

В ряде действующих в настоящее время руководящих документов управления образованием приоритетным направлением совершенствования общеобразовательных систем в целом признаётся образование и воспитание в области экологии.

Развитие системы экологического образования в России сдерживает ряд объективных и субъективных причин:

- укоренившиеся тенденции потребительского отношения к природе в сознании значительной части населения;

- разрушение (многолетнее) народных традиций разумного природопользования;

- узость сознания человека, его невежественность в области знаний, связанных с пониманием особенностей человека и сложности его жизни; бедственное и кризисное состояние экономики; отсутствие действенного природоохранного законодательства.

Преодолеть существующее положение может воспитание экологической культуры личности и общества, как совокупного духовного и практического опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего выживание и развитие человечества.

Человечеству необходимо

- осознание сущности законов развития жизни,

- понимание причин противоречий в системе «природа-общество»,

- осознание опасности глобальных экологических катастроф и локальных экологических кризисов,

- осознание ЦЕНЫ правильности выбора способа деятельности,

- познание человеком себя и отношения к окружающему миру, как части окружающего мира,

- осознание ответственности за состояние окружающей среды, за своё здоровье и здоровье окружающих,

- осознание необходимости активной природоохранной деятельности. Содержание природоохранной деятельности определяется пониманием природы как окружающей человека среды и человека не как «царя природы», а как части природы..

Последствия человеческой деятельности проявляются

Ø в истощении природных ресурсов,

Ø уменьшении биоразнообразия (исчезновение отдельных видов растений и животных),

Ø разрушении природных сообществ (экосистем),

Ø изменении природных ландшафтов,

Ø загрязнении воздуха, воды и земли отходами, что во многих случаях приводит к таким нарушениям природного равновесия, которые природа исправить не может.

Государства пришли к пониманию необходимости охраны окружающей среды. В этих целях они:

Ø Образуют особо охраняемые территории: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы;

Ø Издают распоряжения, запрещающие некоторые виды деятельности (например, с 1966 года в Черном море запрещена охота на дельфинов);

Ø Требуют проведения экологических экспертиз при открытии новых производств и строительства новых объектов;

Ø Создают международные объединения для анализа и улучшения состояния окружающей среды.

Но без сознательной природоохранной деятельности населения и повышения экологической культуры населения улучшение состояния окружающей среды невозможно.

Вопросы и задания:

1. Что изучает наука экология?

2. Что означают понятия «популяция», «биоценоз», «биогеоценоз», «экосистема», «биосфера»?

3. Назови и объясни четыре закона экологии Коммонера.

4. Какие меры использует государство для охраны природы?

5. Что может сделать человек для охраны природы?

7.3. Природоохранные организации. Памятники природы Сочи

В мире существует более 30 международных организаций, координирующих исследования и практические шаги разных стран в охране и рациональном использовании природных ресурсов.

Наиболее серьёзные программы осуществляет специальная организация Объединенных наций по вопросам образования науки и культуры – ЮНЕСКО. По инициативе ЮНЕСКО Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП) со штаб–квартирой в г.Глан (Швейцария) издаёт международные «Красные книги», содержащие списки и характеристики видов, которым угрожает исчезновение.

ЮНЕСКО организовал исследования по международной программе «Человек и биосфера» (в которой принимают участие 90 стран), созданы и регулярно пополняются списки объектов «Всемирного природного наследия». В декабре 1999 г. Кавказский государственный биосферный природный заповедник (КГБПЗ) был включен в этот список «Всемирного природного наследия».

Экологи различают 2 уровня охраны живой природы: популяционно– видовой и экосистемный.

Популяционно-видовой уровень охраны природы осуществляет запрет административными постановлениями на сбор и охоту на отдельных представителей животных и растений. Так, с 1966 г. запрещена охота в Черном море на дельфинов, в 1993 г. администрацией Сочинского национального парка запрещён сбор 50 семейств растений.

Для восстановления нарушенных популяций используют разведение видов под контролем человека и создание генных банков, в которых могут храниться семена растений или замороженные культуры тканей, из которых можно получить животных или растения.

Наиболее надёжный способ охраны популяций – их охрана как частей цельных экосистем, в которых поддерживается экологическое равновесие. Для этого создают особо охраняемые территории: заповедники, заказники, национальные парки и памятники природы.

Заповедник – это территория, на которой установлен запрет на любую хозяйственную деятельность. Первым в мире был Йеллоустонский заповедник, открытый в 1872 году в США. В России первый государственный заповедник (до него существовали частные заповедники) был создан в 1916 году на Байкале – Баргузинский заповедник. В мире сегодня более 2 тысяч заповедников, в России – 95. Заповедники – эталонные участки природы, где природные экосистемы ещё способны самоподдерживаться и саморегулироваться.

Размеры заповедников различны: самые большие заповедники России – Командорский 3,65 млн. га, Таймырский 4,2 млн га, есть и небольшие заповедники, например, площадь лесостепного заповедника в долине р.Дон «Галичья гора» всего 231 га.

В заповедниках решаются три главные задачи:

1) обеспечивается охрана флоры, фауны и экосистем;

2) ведётся научная работа: детальное исследование экосистем;

3) ведётся работа по восстановлению плотности популяций редких и исчезающих видов растений и животных.

Самые главные заповедники – биосферные, в которых проводятся постоянные и непрерывные наблюдения (мониторинг) по единой международной программе, составленной в ЮНЕСКО. Это обеспечивает сравнимость результатов, получаемых учёными в разных странах. В мире около 300 биосферных заповедников, в России их 16, в том числе Кавказский (КГПБЗ).

Некоторые типы экосистем не могут существовать при полном заповедании, например, луга, если их не использовать, зарастают лесом, а вместе с лугами и растениями лугов могут исчезнуть многие виды насекомых и птиц. Другие типы экосистем, например, леса и болота для своего сохранения требуют полного заповедания.

В заповедники запрещён вход туристам, даже организованным группам.

Охрана заповедников осуществляется специальной инспекцией, которая входит в штат заповедника, возглавляется директором заповедника и состоит из государственных инспекторов, лесников и егерей.

Геологические и палеонтологические заповедники организуются там, где сохранились уникальные пещеры, остатки ископаемой флоры или фауны, обнажения горных пород причудливой формы, скалы и т.д.

Ботанические заповедники – участки леса, гор, степей, где сохранились особенно ценные виды растительности, реликтовые, редкие и исчезающие растения.

В Конституции России заповедники отнесены к совместному управлению Российской Федерации и соответствующих региональных субъектов.

Заказники. Заказник – это территория или акватория, имеющая особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического равновесия в экосистеме. Заказники могут быть комплексные, биологические, палеонтологические, геологические. Их организуют на ограниченный срок для восстановления популяции организмов, а иногда это вид буферной зоны у границ заповедников, где возможна ограниченная специальными разрешениями - лицензиями - некоторая хозяйственная деятельность: охота, рыбная ловля, заготовка сена, сбор грибов, ягод, лекарственных ягод.

Заказники могут быть очень большой площади, для охраны крупного природного объекта, и очень маленькие - для охраны, например, отдельной колонии птиц, участка ценных растений, насекомых и т.д. По своему подчинению заказники делятся на федеральные, (государственные) краевые и местные.

В последние годы появилось много заказников лекарственных растений, где сбор растений возможен только в определенное время и по специальному разрешению.

Национальные парки (НП) – это участки природы, в которых не разрешена никакая хозяйственная деятельность, кроме создания условий для организованного отдыха людей в зонах хорошо сохранившейся природы.

Задачи национальных парков:

1) сохранение экосистем;

2) поддержание экологического разнообразия природной среды;

3) сохранение генетических ресурсов животного и растительного мира;

4) сохранение участков и объектов культурного наследия;

5) сохранение живописных ландшафтов;

6) экологическое и непосредственно природоохранное образование населения; проведение научных исследований (мониторинг); организация туризма и отдыха населения и отдыхающих.

В НП могут быть зоны с полной изоляцией от посещения (по существу – заповедники) и зоны открытые для посещения, в которых прокладываются специальные тропы, дороги для передвижения туристов, организуются места для стоянок, строятся приюты, гостиницы, игровые площадки.

При правильной организации туристы, получая пользу от общения с природой и укрепляя своё здоровье, не наносят экосистеме вреда. Ходить вне разрешённых троп, разжигать костры в неразрешённых местах запрещается. По специальным разрешениям возможен сбор грибов, лекарственных растений, ловля рыбы, охота и т.д.

Сочинский национальный парк создан одним из первых в России (1983г.) и занимает практически все окрестности нашего города – Большого Сочи.

Памятники природы – это природные объекты, ценные в познавательном смысле или имеющие научное и культурно-эстетическое значение.

Различают:

- геологические памятники природы: ущелья, скалы, горы, пещеры;

- гидрологические памятники природы: водопады, озера, источники;

- ботанические памятники природы: участки леса, содержащие особенно ценные популяции растений, дендропарки, отдельные деревья;

- комплексные памятники природы: горы, обширные территории.

Общая площадь охраняемых территорий в России около 2,2 % территории страны, что крайне мало по мировым стандартам, которые рекомендуют обеспечить различными формами охраны до 1/3 территории страны. Большинство небольших заповедников недостаточно защищены от окружающих территорий с интенсивной хозяйственной деятельностью. Многим заповедникам приходится вести постоянную борьбу с попытками урезать их территории, проложить через них дороги, сузить режимы их заповедности, хотя в России необходимо увеличение числа заповедников, их площади, площади буферных зон.

Ученые России подготовили обоснования для организации, по крайней мере, ещё двухсот заповедников, заказников и национальных парков и тысячи памятников природы. Если будут созданы запланированные 89 новых заповедников и 57 национальных парков, то площадь охранной территории в России всего составит 4% всей территории страны.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 478; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.211.87 (0.03 с.)