Чего вы боитесь больше всего? Осознайте свой страх прямо сейчас. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чего вы боитесь больше всего? Осознайте свой страх прямо сейчас.



 

 

Готовы ли вы к восприятию нового?

 

Когда человек говорит: «Я хочу чего-то нового», — как вы считаете, у него есть какое-то представление о том, что есть это новое? Почему иногда он радуется тому, что происходило на занятиях, встречах, в которых он участвовал в поисках нового, а иногда он расстраивается и подавлен. Как вы думаете, что лежит в основе этих колебаний чувств? Есть ли что-то такое, что вы обычно ждете и предполагаете получить, говоря, что хотите чего-то нового. Есть у вас какое-то представление о том, что это такое, о том, чего вы, собственно, хотите, когда говорите, что хотите нового?

Не замечали ли вы, что человек, говоря о желании чего-то нового, на самом деле чаще всего стремится повторить некоторые приятные для него состояния, которые он уже когда-то в прошлом испытывал? А что такое приятное состояние? Это такое состояние, которое он называет приятным, то есть то состояние, которое он определил для себя как приятное. Если ему удалось повторить это состояние, то он говорит: «Всё хорошо, все было очень прекрасно, я получил много нового». Но действительно ли он получил что-то новое? У меня очень большой вопрос в отношении этого. То, что он повторно пережил какое-то состояние, которое он определяет для себя как приятное и стремится к нему, это так. Но получил ли он что-то действительно новое? Вот это для меня очень большой вопрос.

Я такое очень часто наблюдал на проводимых мной встречах, семинарах, консультациях. Когда человеку хорошо, то есть он еще раз пережил состояние, которое ему нравится, он говорит, что было очень здорово, что он получил очень много нового, очень много полезного, у него идут изменения. То есть он перечисляет целый набор критериев, с помощью которых сам себя убеждает, что все хорошо, что сюда стоит ходить, что именно здесь есть всё, что он хотел. Если же человек испытывает какие-то чувства и ощущения, которые он определяет для себя как неприятные, то он говорит то же самое, только с противоположным знаком, с минусом. Ничего нового я не получил, ничего полезного я не приобрел и так далее. Вы не обращали внимания на такую закономерность реагирования у других людей или у себя?

А как вы поймете, что узнали что-то новое? Каким должно быть состояние человека, в котором возможно вхождение чего-то нового? Обратите внимание, что я говорю: «В него это входит». Я не говорю, что он взял, я говорю, что в него это входит. Можете почувствовать разницу между тем и другим?

Человек приходит, например, в библиотеку, потому что не знаком с каким-то разделом, допустим, химии, и хочет его узнать. Он берет соответствующую книгу, прочитывает ее, и теперь он знает этот раздел.

Узнал ли этот человек что-то новое? С одной стороны, это так. Он взял это знание и запомнил его. Можно сказать, что теперь он им обладает. Но является ли это знание его знанием, или он просто взял и выучил то, что было предложено кем-то другим? Может ли он считать это знание своим? Это первый вопрос. Второй вопрос. Является ли это знание новым? Ведь тот, кто писал эту книгу, скорее всего сам использовал и опирался на знания, полученные от других. Возможно, его взгляды были обусловлены верованиями и убеждениями, разделяемыми сообществом ученых, работающих в данной области. Вы можете сказать, что для человека, незнакомого с этими взглядами, они являются новыми.

С одной стороны, это так. Он этого не знал, теперь он это знает. Он взял это знание, выучил и может повторить. Обратите внимание, что этот человек уже знал, что он хочет, чего ему недостает. Он знал, что это и где это можно взять. Но является ли взятое им из книги знание действительно новым? Кто востребовал это знание? Его востребовал ум этого человека для того, чтобы заполнить какую-то брешь, которая образовалась в нём в связи с желанием что-то получить, чего-то достичь. Возможно, он выполнял какое-то задание, которое ему дали в учебном заведении, или писал диссертацию или еще что-нибудь. Но всё это связано с желанием его ума достичь какой-то цели. А если эти цели возникли из неудовлетворенности ума, значит они находятся в его сфере. А может ли быть что-либо новое в сфере ума, или это всегда повторение одного и того же?

Об этом уже не раз говорилось в этой книге. Почему? Потому что эта книга написана не с целью увеличения количества знаний, относящихся к сфере ума уважаемого читателя. Если бы именно это было главным в этой книге, то ценность ее была бы, на мой взгляд, невелика. Ваш ум в очередной раз порадовался бы тому, что получил нужную ему пищу, но ничего действительно нового не могло бы произойти. Ведь что такое знание, как оно понимается в обычных учебных заведениях? Это какая-либо информация, которая передается обучающимся для того, чтобы они ее запомнили и могли повторить. Ведь это фактически настройка ума на строго определенный ракурс видения того, что является предметом обучения. Такое обучение делает ум жестким и уверенным в своей правоте, что, в конечном счете, приводит к его деградации.

Эта книга для тех, кто хочет научиться исследовать в себе то, что выходит за рамки обусловленностей ума, созданных традиционным воспитанием и обучением. Мы стараемся прикоснуться к чему-то действительно новому и неизвестному, увидеть привычное необычным взглядом. Это новое видение невозможно взять, как мы это привыкли делать, но оно может войти в нас, если мы будем открыты для него. Если мы будем способны освободить свой ум от привычных для него взглядов, суждений, убеждений и верований. Целостное видение позволяет нам видеть ограничения, созданные нашим умом, а это и есть прозрение, истина.

Но может ли войти эта истина в нас, как входит робкий человек в большую комнату, где много важных людей, которые с недоумением и недовольством смотрят на незваного гостя? Будет ли истина довольствоваться маленьким пространством в углу комнаты, которое оказалось свободным просто потому, что никто его еще не занял? Так ли входит истина? Робко, — туда, где есть свободное местечко? Или, если она входит, то входит полностью, очищая всё, что она встречает на своем пути, и убирая всё, что мешает ей войти? Может ли истина войти потихонечку, чуть-чуть? Как вы считаете? Может ли неизвестное войти туда, где всё занято старым, привычным? Или новое — это тотальная революция, полное изменение всего, что было?

 

 

Состояние безверия — граница известного

 

Когда и почему происходят революции? Возьмем социальные процессы. Если, например, в народе сильна вера в какой-либо символ: в церковь, в монархию, в доллар… Велика ли вероятность возникновения революции? Или она происходит тогда, когда возникает и усиливается безверие?

Когда возникает разочарование в том, во что верили. Например, в монархической стране в силу различных обстоятельств поколеблена и разрушается вера в монарха и монархию вообще. Но так как эта вера была главной связующей силой в этой стране, наступают безверие и хаос. И тогда появляются люди, имеющие какую-то другую веру. Например, в свое время, когда монархия в России начала разрушаться, появились те, кто называл себя марксистами, коммунистами, большевиками. Они верили в коммунизм. Хотя они называли себя атеистами, материалистами, то, что они предлагали, явилось просто другой формой ортодоксальной религии. Они верили в свои символы — символы коммунизма. Во имя и ради них они были готовы на любые жертвы, и эти жертвы приносили. Огромное количество людей было убито во имя «светлого будущего». Мы все это прекрасно знаем. Так на смену одной вере пришла другая. Потому что состояние безверия, отсутствия надежды на что-то лучшее — это состояние, которое в обществе приводит к революции, беспорядкам, хаосу. Долго ли государство может выдержать такое состояние, и вообще является ли оно государством, если находится в таком состоянии длительное время? Государство — это определенная структура, которая стремится укрепить, усилить и удержать свою власть и влияние. Чтобы государство существовало, должна быть экономика, должна быть идеология, то есть должна быть вера в какие-то идеалы и символы. Если большая часть населения государства не имеет веры в символы, предлагаемые власть предержащими, общество начинает трещать по швам.

Это мы можем видеть во внешнем мире. А что мы видим внутри себя? Ведь внешний мир является отражением внутреннего мира людей. То, что происходит во внешнем мире, происходит и во внутреннем мире человека.

Что происходит с человеком, когда он теряет веру? Вера и надежда. Это то, без чего ум, личность жить не может. Подавляющее большинство людей во что-то верит. При этом совершенно необязательно быть так называемым религиозным человеком. Каждый верит во что-то свое: во власть, деньги, престиж, того или иного бога и тому подобное. Если такой человек перестает верить во что-то одно, он найдет что-то другое. Разуверившись в данном политическом движении, будет искать другое, разочаровавшись в каких-то духовных идеях, заменит их другими. Либо найдет способы каким-то образом забыться. Ведь то, о чём мы сейчас говорим, и есть не что иное, как выработанные обществом способы забыться, то есть уйти от себя. Верить в какие-либо символы — это надежный способ забыть самого себя. Вера — это то, что необходимо личности, чтобы сохранить и усилить самоё себя, чтобы не допустить вхождения неизвестного.

Верить можно только во что-то, нельзя верить просто так. Поэтому в качестве символа веры выступает какой-то образ, созданный умом человека. Причем большинство верующих во что-либо людей даже не сами создают такой образ, а получают его в готовом виде в различных политических, религиозных и других организациях.

Почему для многих людей так необходимы подобные организации и предлагаемые ими символы веры? Потому что они обещают какую-либо награду в будущем для тех, кто верит, например, в «светлое будущее» коммунистического общества или рай на небесах для тех, кто верит в Бога. Верующий человек никогда не остается с самим собой наедине, в нём всегда присутствует образ его веры, не давая ему видеть ничего, что не соответствует этому образу. В результате этого человек жертвует самим собой ради сомнительного успокоения, которое приносит ему вера в некий символ.

Надежда и вера — это перенос прошлого в будущее. Таким способом ум всё время воспроизводит себя, то есть повторяет одно и то же. Личность думает примерно так: «Сейчас мне плохо и было плохо, но я очень надеюсь, что в будущем мне станет хорошо». И это позволяет верующему человеку доживать свои дни, пребывая в иллюзии каких-то будущих преобразований и улучшений. Но реальное изменение возможно только в настоящем, в данный момент, а не когда-то потом. Если мы непредвзято посмотрим на большинство людей, то увидим, что они живут, повторяя всё время одно и то же, при этом веря, что с ними произойдет что-то, в связи с чем их жизнь станет лучше. Обратите внимание, что именно на этом строятся все пропагандистские кампании: рекламные, политические, религиозные и другие. Огромное количество людей живет какой-либо верой и надеждой. А зачем нужны вера и надежда, если вы находитесь в реальности, здесь и сейчас? Вера и надежда — это то, что обращает нас к будущему в связи с тем, что нас не удовлетворяет наше настоящее. Но то, что мы считаем настоящим, есть всего лишь наше прошлое.

Если бы вы действительно находились в реальном, в настоящем, никакой необходимости в вере не возникало бы. Зачем надеяться и верить во что-то, если ты уже находишься в том, что есть? Значит, тебя это не устраивает, и тогда возникает необходимость веры и надежды. Сейчас мы описываем характеристику ума. Мы уже исследовали его с разных сторон, а сейчас смотрим еще и с такого ракурса. Это очень интересный аспект функционирования ума и личности, потому что именно вера и надежда являются тем, что не дает человеку возможности получить что-то действительно новое, увидеть неизвестное. Именно вера и надежда не дают человеку возможности выйти за пределы замкнутой, обусловленной сферы ума. Вера и надежда подобны гравитации, удерживающей человека в сфере фрагментов его ума. Разочаровавшись в одном фрагменте своего ума, он ищет и находит другой. А в уме огромное количество самых разных частей, фрагментов, и, чтобы перебрать их все, надо очень много времени и усилий. Это огромное многообразие одного и того же. Вера и надежда — это обращение взгляда человека из одного фрагмента, который, как ему кажется, он исчерпал, в другой фрагмент. Это подобно скаканию с кочки на кочку на болоте. Человек, пытаясь выбраться из болота, скачет с кочки на кочку, не видя, что они располагаются по кругу. Ему кажется, что еще один прыжок, и он выберется, но на самом деле он движется по одному и тому же кругу, возвращаясь к тем же самым кочкам, но не узнавая их. А почему он собственно прыгает, почему бы ему не остановиться и не разобраться в том, что же с ним происходит? А потому, что он верит и надеется.

Посмотрите на человека, который, например, говорит, что он встретил настоящую духовную систему или прошел потрясающий тренинг, и что теперь у него потрясающие изменения, он развивается, он движется к чему-то очень важному и значительному. Если вы наблюдательны, то увидите, что он просто верит в это. Он возбуждает себя и других этой верой. Чем больше он надеется и верит, тем больше он возбужден, хотя это не обязательно проявляется внешне. Но через какое-то время это возбуждение спадает, на смену этой вере приходит разочарование, и тогда человек вынужден прилагать усилия, чтобы эту веру сохранить. У него усиливаются внутренние мучения. Он сомневается. Но страх потерять опору, которую дает вера, заставляет его прилагать еще больше усилий, чтобы убедить себя в правильности его веры. Самое интересное, что он начинает убеждать (и нередко очень успешно) других людей, при этом на самом деле пытаясь убедить самого себя.

Встретиться с реальностью, с неизвестным может только тот, кто не станет удерживать уходящую веру и срочно искать другую, а детально и внимательно исследует состояние отсутствия веры. Это состояние, в котором ум перестает цепляться за какие-либо образы, символы, системы и так далее. Это состояние и есть дверь в неизвестное, неизведанное, дверь к самому себе. Разрешите вы себе подойти к этой двери или опять сбежите от нее в поисках очередной иллюзорной надежды? Иисус на кресте сказал: «Господи! Почему ты покинул меня?» Как я могу предположить, это и есть указатель на такое состояние. Это состояние невозможно обойти никому, кто до конца готов идти к самому себе. Потому что либо ты в очередной, тысячу первый раз, меняешь одну иллюзию на другую и опять обретаешь то, что называется верой и надеждой, либо отбрасываешь всё это и попадаешь в состояние реальности, в котором нет НИЧЕГО, и есть ВСЁ. Именно этого состояния, этой реальности личность и ум боятся больше всего, потому что это состояние безличности, состояние вне ума. Это та полоса, та нейтральная зона, которая находится за самой крайней границей обусловленного ума. Это область неизвестного. Это область, где словами ничего не может быть выражено и определено. Это не то, что может и хочет вложить обусловленный ум в слово «неизвестное». Ведь это слово используют очень по-разному. Скажем, мне неизвестен какой-то район. Я туда съездил, всё посмотрел и теперь считаю, что он стал для меня известным. Это слово в обычном языке используется совершенно в другом смысле. Например, в рекламном ролике голос за кадром говорит: «Катя открыла для себя прокладки «Олвэйз». А радостная Катя рассказывает, как она узнала о прекрасных прокладках, о которых раньше ничего не знала. А ведь неизвестное — это то, что за границей ума, это выход за пределы власти и законов обусловленного ума.

 

 

2 = 1

 

Во всем можно найти две противоположности. Когда кто-то западает на одну сторону и говорит: «это ужасно», — я говорю: «да ну что ты? Давай посмотрим с другой стороны…» После чего он говорит: «О! Да это же прекрасно». — «А теперь вспомни, что ты говорил об этом недавно»… И вдруг он видит теперь это «прекрасное» и это «ужасное» одновременно. Увидеть обе стороны чего-либо — это значит увидеть целостно.

Наш поверхностный, обусловленный ум фрагментарен и ограничен, он способен видеть в каждый конкретный момент только одну из сторон, одну из граней того, с чем встречается. Если вы наблюдали за своим умом, то, наверное, замечали, что в какой-либо момент времени у вас присутствует только одна мысль. Потом она сменяется другой и так далее. В каждый конкретный момент времени ум ограничен, то есть находится в рамках какой-либо одной мысли. И эта мысль определяет его восприятие происходящего. А так как любая мысль ограничена, замкнута в самой себе, восприятие ума является фрагментарным, частичным. Но если ум находится в состоянии не-мысли, его восприятие становится целостным. Это и есть ясное видение, понимание. Оно не требует посредничества ума, то есть присутствия каких-либо мыслей. Такое восприятие вне мышления и является истинным пониманием. Попытки выразить это видение, понимание в словах искажают его, делают его частичным, неполным.

Главное — это преодолеть двойственность восприятия ума и увидеть то, что происходит с вами, целостно.

Смотрите на себя с разных сторон. Когда вы видите себя с нескольких противоположных точек зрения одновременно, вы попадаете в положение равновесия. Только в этом состоянии возможно отпустить то, что вы называли своей проблемой, порождающей боль и страдание. Как это ни парадоксально, но страдание так же трудно отпустить, как и удовольствие, потому что ум одинаково привязан к тому и к другому. Именно чередование страдания и удовольствия поддерживает и укрепляет вашу проблему, которая их, в свою очередь, и порождает.

Представьте себе, что у вас на руку накручен один конец каната. Другой конец каната так же сильно закручен на руке другого человека. И вы оба с большим усилием тянете этот канат в разные стороны. Можете ли вы в таком положении отпустить канат, который от натягивания только еще сильнее затягивается на вашей руке? Вы сможете это сделать только тогда, когда оба прекратите прилагать противоположные усилия. Тогда натяжение на обоих концах каната исчезнет, и он сам упадет с ваших рук. Только так это можно сделать. Но для этого надо одновременно прекратить прилагать какие-либо усилия.

Неусилие — вот то состояние, в котором ум может видеть целостно. Мышление, думание всегда является усилием. Поэтому «обмозговывание», обдумывание какой-либо проблемы приводит к еще большему ее усилению.

Когда Будда прошел всех возможных учителей, все возможные техники, а потом, полностью обессилев от всех этих ничего ему не давших усилий, привалился к дереву, — с ним случилось Просветление. Именно в состоянии бессилия с ним это произошло. Он уже не надеялся ни на что. Ни на что не надеялся, потому что перебрал всё, что можно: всех учителей, все техники, всё, что может быть. Не на что больше надеяться, и вот он в бессилии привалился к дереву, и это пришло к нему само. Он подошел к границе полного безверия и отсутствия какой-либо надежды. И он эту зону прошел.

 

 

Как распутать психологический узел?

 

Осознать что-либо в себе может только сам человек. Сделать это за него невозможно. Как правило, исследование проводится до того момента, когда человек упирается в свое убеждение, которое он не хочет отпустить. Если вы его не хотите видеть, то исследование превращается в топтание на месте.

Исследование — это то, с помощью чего мы подходим к забору-ограничению, которое человек сам себе соорудил. Дальше исследование может продолжаться только в том случае, если вы готовы увидеть его. Вы сталкиваетесь со своим убеждением, с определенным верованием, и это очень важно.

В процессе чтения этой книги вы приблизитесь к своим главным убеждениям. Если вы захотите, то сможете увидеть их. Само видение есть действие. Если вы действительно реально их увидите, — всё ложное, связанное с ним, исчезнет навсегда. То, что я имею в виду, когда говорю «видение» — это целостное видение. Это видение обеих сторон данного явления.

Видение обеих сторон ваших отношений позволит вам охватить их в целостности. Только в этом случае клубок ваших проблем развяжется.

Что такое клубок, узел? Я беру, например, веревку и завязываю ее в узел, потом еще в один и так далее. Почему эти узлы держатся, за счет чего? За счет трения. Если же я трение уберу, то узел сам по себе развязывается. А что есть проблема, как не узел? Узел, в котором собрано множество всяких завязок, множество всяких канатов, являющихся противоречивыми убеждениями, мнениями и верованиями.

Прилагая усилия распутать такой психологический узел, человек часто еще больше затягивает его так, что не найдешь уже, с какой стороны подходить к нему. Но профессионал, к которому этот человек обратится за помощью, скажет: «Я знаю, как его распутать». И начнет тянуть за одну или несколько «веревок» в зависимости от того, какой концепцией или теорией он оперирует. И вот они начинают вытягивать этот конец и тем самым еще больше запутывают узел. Они тянут-потянут, а от этого узел еще больше затягивается.

Так вот, этот «психологический узел» можно развязать, только увидев всю проблему в целостности, то есть все ее стороны одновременно. Тогда трение исчезает, и узел распадается сам без каких-либо усилий. Любые усилия только укрепляют его, делая его еще более жестким и запутанным. Всякое усилие порождает еще большую затяжку, по крайней мере, в каком-то аспекте этого узла. А если усилия очень большие и хаотические, то затяжка усиливается во всех звеньях узла.

Наверное, все видели поплавок для рыбной ловли. Он обозначен двумя красками: одна его часть подводная, другая надводная. Рыбак забрасывает удочку. Поплавок болтается на поверхности воды: одна часть находится на воздухе, другая в воде, а внизу леска, грузило и крючок. За крючок дергает рыба. Чем больше вес рыбы, тем сильнее она дергает и тем больше этот поплавок погружается в воду. Иногда вся надводная часть поплавка погружается в воду. Я предлагаю в качестве аналогии положения, в котором находится человек, взять такой поплавок.

Если данный человек не знает ничего, кроме личностных желаний, можно сказать, что его личностные зависимости всегда активизированы и держат его постоянно под водой, так что на поверхности он даже не появляется. Множество крючков-желаний постоянно стремятся поймать и удержать свою добычу. Эти желания утягивают поплавок всё глубже и глубже. Поэтому не только подводная, но и надводная часть этого поплавка постоянно скрыта глубоко под водой. Для каких-то людей состояние, когда они находятся над водой, может быть очень редким, считанные секунды. Всё остальное время они находятся под водой.

А если взять и отрезать леску снизу поплавка вместе с грузилом и крючком? Что произойдет? Поплавок вынырнет весь на поверхность воды, то есть когда ничто не тянет поплавок снизу, он всплывает на поверхность полностью. Теперь его большая часть находится уже в другой среде — воздушной. Вот такая аналогия.

Всё зависит от самого человека. Если он действительно хочет свободы, то, возможно, он ее откроет, если нет, то и говорить не о чём. Здесь никаких гарантий нет и быть не может. Проводя исследование себя, каждый может приблизиться к «внутреннему забору», к которому готов сейчас приблизиться. Что будет дальше — зависит от того, захочет он на него смотреть или нет. Готов ли он увидеть то, что скрывается за ним, или нет. Это нерадостные встречи, потому что это то, от чего человек всё время бегал. А теперь ему предлагают это увидеть и вернуться. Но только так можно вернуться к себе.

Обратный путь будет таким же, как путь побега. Как человек бежал от себя, так он будет и возвращаться к себе. Через те же самые перекрестки и дороги. Многие хотят, чтобы их повели к себе по какой-то прекрасной дороге, с триумфальными арками, фанфарами, встречами почитателей, цветами, поздравлениями и лавровыми венками. Возможно, вам это уже кто-нибудь предлагал. Но это обман. Возвращаться придется по той же дороге, по которой сбегал. Проходя эту дорогу, встретишься с тем, от чего ты бежал. Но только так ты можешь приближаться к самому себе. Как быстро у тебя это будет, зависит от твоей готовности.

Дорога назад, к самому себе начинается с разворота на 180 градусов. Потому что никакой другой разворот не позволяет вернуться. Можно на 360 градусов прокрутиться и опять бежать туда же. Дорога домой — тяжелая дорога, но и очень радостная одновременно. И какой тут может быть путь для всех, ведь каждый сбегал от себя по-своему. Возвращаться придется не гурьбой, не коллективом. Общим для всех, идущих к Дому, является то, что они развернулись на 180 градусов и идут, не оглядываясь назад, каждый своей дорогой, но к Единому.

 


Глава 5. К осознанию себя

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.51.117 (0.038 с.)