Определение личности в психологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение личности в психологии.



Личность (personality) происходит от латинского persona – маски, которые надевали актеры в древнегреческом театре.

Персонологи не делят личности на хорошие и плохие.

В основе всех различных определений лежат следующие общие идеи:

- каждый из нас представляет собой уникальную личность. В большинстве

определений подчеркивается значение индивидуальности или индивидуальных различий. В личности представлены такие особые качества, благодаря которым данный человек отличается от всех остальных людей. - наша личность имеет множество разных характеристик, - все эти характеристики остаются неизменными на протяжении длительного времени – они относительно устойчивы. Личность представлена теми характеристиками, которые отвечают за устойчивые формы поведения. Личность как таковая относительно неизменна и постоянно во времени и меняющихся ситуациях. - подчеркивается важность рассмотрения личности в соотношения с жизненной историей индивидуума или перспективами развития. Личность – субъект влияния внутренних и внешних факторов (генетической и биологической предрасположенности, социального опыта, меняющихся обстоятельств окружающей среды), - поведение индивидуума, доступно непосредственному наблюдению, по крайней мере частично, рассматривается как организованное или интегрированное личностью. Личность – абстракция, основанная на выводах, полученная в результате наблюдения за поведением человека.

Теории личности – умозаключения или гипотезы о том, что представляют собой люди, как они себя ведут и почему они поступают именно так, а не иначе.

 

Теории личности: психоаналитическое направление (структура личности, защитные механизмы),

 

 

концепция черт личности (Г. Айзенк),

 

гуманистическое направление (А. Маслоу, К. Роджерс),

 

социально-когнитивное направление (А. Бандура, Д. Роттер).

 

 

Методы исследования личности.

 

Майерс Д. Психология. Минск: Попурри, 2006. С. 564 - 612.

Хьелл Д., Зиглер Л. Теории личности. СПб.: Питер. 1999. С. 19 - 40.

Хэйес Н., Оррелл С. Что такое психология? М.: Эксмо, 2005. (Часть 4. Личность)

Хок Р. 40 исследований, которые потрясли психологию. СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2010. Глава 7. Личность.

 

Топографическая модель личностной

организации

 

Ид

 

Формируется первым и содержит все основные влечения, импульсы,инстинкты. Действует в соответствии с принципом удовольствия, стремится к немедленному удовлетворению любого желания. Фрустрация вызывает неприкрытую агрессию, голод – человек хватает первый съедобный объект. Новорожденные громко плачут не задумываясь об условиях внешнего мира.

 

Топографическая модель личностной организации

Эго

 

Когда ребенок вырастает, становится очевидно, что подобное поведение социально неприемлемо. Развитие состовляющей, дейсьвующей на основе принципа реальности, пытаясь удовлетворить потребности Ид, но не вступать в противоречия с реальностью. Эго быстро становится независимой от Ид.

Если бы мы не имели эго мы выражали бы необузданные сексуальные и агрессивные импульсы как только они появлялись.

Топографическая модель личностной организации

Супер-Эго

Тоже развивается по мере взросления ребенка.

Для того, чтобы человек эффективно функционировал в обществе, он должен иметь систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, что приняты в его окружении. Все это приобретается в процессе «социализации», на языке структурной модели психоанализа – посредством формирования СЭ.

«Интернализованный родитель»: указания, что должен и не должен делать индивидуум, содержит все идеи, взгляды и обязанности, которые должны развиваться у индивидуума как у члена общества. Также нереалистична как ИД, так как предъявляет к человеку настолько высокие требования, что их невозможно выполнить. Человек с сильным супер-эго может быть очень честным, но с комплексом вины. Со слабым супер-эго – быть слишком эгоистичным и не иметь угрызений совести.

Типы тревоги

В зависимости от того, откуда исходит угроза для Эго, психоаналитическая теория выделяет три типа тревоги. Реалистическая тревога вполне адекватна ситуации и позволяет человеку обеспечить самосохранение. Она возникает в ответ на угрожающие сигналы из внешней среды и исчезает с исчезновением этих сигналов.

Невротическая тревога проявляется в виде страха, что импульсы Ид прорвутся в сознание и проявятся в поведении неприемлемым (неприличным) образом, за что последует наказание.

Моральная тревога – это страх совести, страх нарушить запреты Супер-эго.

Защитные механизмы

В ответ на тревогу Эго вырабатывает ряд защитных механизмов, которые помогают защититься от давления со стороны Ид и Супер-Эго.

Защитные механизмы

Вытеснение происходит, когда в сознание «прорывается» недопустимый импульс из Ид, либо когда в сознании возникают мысли, причиняющие страдания, и тогда Эго вытесняет эту информацию в Ид, способствуя ее забыванию. Однако эти вытесненные импульсы не теряют свой энергетический заряд и периодически порываются в сознание в виде оговорок, шуток, сновидений, и даже невротических симптомов.

Защитные механизмы

Проекция позволяет человеку в своих промахах и неудачах обвинить кого-либо другого (или условия жизни) и таким образом избавить себя от чувства вины. Пр.: Студент не подготовился к экзамену. Предрассудки. Феномен козла отпущения.

Защитные механизмы

Замещение заключается в переадресовывании инстинктивного импульса: от угрожающе значимой фигуры к менее угрожающе значимой. Например, после родительского наказания ребенок вымещает гнев на кошке или младшем брате (сиблинге).

Защитные механизмы

Рационализация представляет собой логичную (но ложную) аргументацию, объясняющую собственную неудачу и свое проигрышное положение неблагоприятной ситуацией. Это своего рода психологическое бегство, суждение по принципу «виноград зелен, поскольку он недоступен» (как в басне «Лиса и виноград»); например, женщина (либо мужчина) некрасива/некрасив, поскольку она/он не отвечает взаимностью).

Инвертированная реакция (реактивное образование) – это защита Эго от запретных импульсов, которая обнаруживается в проявлении обратных действий, разрешенных или допустимых с моральной точки зрения:

любовь вместо ненависти, нападки на гомосексуалистов при бессознательном гомоэротизме и т.д. Женщина, спытывающая тревогу всвязи с собственным выраженным сексуальным влечением может стать непреклонным борцом с порнографией.

Регрессия – возврат к ранним, детским моделям поведения – детское выражение обидчивости, детская реакция при тревоге (сосание пальцев, грызение ногтей), ребячливое инфантильное поведение при смущении и т.д.

Отрицание возникает как неадекватная реакция защиты от трагических обстоятельств, например, отказ верить в смерть близкого человека или в угрозу собственной жизни и т. д.

Сублимация, по Фрейду, – единственная адекватная защитная реакция позволяющая перенаправить запрещенные импульсы Ид в русло социально приемлемых мыслей и действий. При этом энергетический заряд Ид также переключается на иные формы деятельности, что позволит избежать невротических проявлений в поведении. Согласно теории Фрейда, именно сублимация сексуальных инстинктов способствует развитию творческого потенциала личности и в искусстве, и в науке.

 

Методы

Тематический апперцептивный тест —проективная психодиагностическая методика, разработанная 1930-х в Гарварде Генри Мюрреем и Кристианой Морган.

диагностическая ценность ТАТ основывается на признании существования в человеческой психике двух ярко проявляющихся тенденций. Первая из них выражается в стремлении каждую многозначную ситуацию, с которой сталкивается человек, истолковывать в соответствии со своим прошлым опытом и личными потребностями. Вторая тенденция состоит в том, что во всяком литературном творчестве автор опирается на собственные переживания и сознательно или бессознательно изображает собственные потребности, чувства в личностях и характерах выдуманных героев.

Обследуемый будет говорить в созданных рассказах о себе или наделять выдуманных лиц своими знаниями, приписывать им свои чувства и переживания.

Пятна Роршаха.

Отражает наши внутренние чувства и конфликты.

Критика теории:

- теорию нельзя подтвердить. Оно может объяснить практически все, но уже после того как события произошли. Низкая предсказательная сила.

- выборка – женщины среднего класса.

- методы – только те, кто знаком с теорией имеют право на

интерпретацию.

Айзенк (1966): % людей излечившихся от психоанализа не выше, чем те, у кого проблемы исчезают сами собой.

- наше развитие не ограничивается периодом детства

- вытеснение – множество примеров когда люди плохо помнят плохое и не могут от этого избавиться.

- наука продвинулась вперед, нейрофизиология.

- подсознание/ процесс обработки информации, разделенный мозг, стереотипы и тп



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.117.162 (0.014 с.)