Имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»



Имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(ВлГУ)

 

 

Кафедра «Автомобильный транспорт»

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

к выполнению курсовой работы по дисциплине «Автомобили»

для студентов автотранспортного факультета

 

Владимир 2013

Содержание

Цель и задачи выполнения курсовой работы. Требования к оформлению…..………………...…..3

Задания на курсовую работу и выбор исходных данных……..………………………...………...…5

1 Мощностной и тяговый баланс автомобиля……………………………………………………...…6

1.1 Определение весовых параметров автомобиля………………………………………………...….6

1.2 Выбор шин…………………………………………………………………………………………...6

1.3 Построение внешней скоростной характеристики двигателя………………………………..…..8

1.3.1 Определение максимальной мощности двигателя…………………………………………..…8

1.3.2 Методики построения внешней скоростной характеристики двигателя…………………..…11

1.3.3 Определение максимально возможной скорости движения автомобиля

для данных дорожных условий……………………………….………………………………….…...11

1.4 Уравнение и график тягового баланса автомобиля………………………………………………12

1.4.1 Определение передаточного числа главной передачи……….……………………………….…12

1.4.2 Определение передаточных чисел коробки передач………….……………………………..…13

1.4.3 Тяговый баланс автомобиля………………………………….………………………………….13

1.5 Уравнение и график мощностного баланса……………………………………………….…..…15

2 Тяговая динамика автомобиля………………………………………………………………………18

2.1 Расчет и построение динамической характеристики автомобиля………………………………..18

2.2 Определение ускорения автомобиля……………………………………………………………...20

2.3 Время и путь разгона автомобиля………………………………………………………………..…21

3 Тормозная динамика автомобиля……………………………………………...……………………31

3.1 Определение замедлений и скорости автомобиля в период торможения

и построение тормозной диаграммы………………………………………………………………31

3.2 Методика расчета и построения графиков пути и времени торможения

в зависимости от скорости автомобиля в начале торможения…………………...………………32

4 Топливная экономичность автомобиля………………………………………………….…………39

4.1 Расчет топливно-экономической характеристики автомобиля……………………….…………39

4.2 Построение теоретической топливно-экономической характеристики автомобиля Q = f(V) …41

Рекомендуемая литература…………………………………………………………………………...…56

Приложения………………………………………………………………………………………………57

 

 

Цель и задачи выполнения курсовой работы. Требования к оформлению

 

Целью курсовой работы является закрепление знаний по теории эксплуатационных свойств автотранспортных средств. Задачей работы является приобретение навыков решения практических задач, таких, как определение тягового баланса автомобиля.

Курсовая работа должна быть оформлена согласно требованиям ГОСТа по оформлению технической документации. Курсовая работа должна состоять из расчетно-пояснительной записки и графической части.

Расчетно-пояснительная записка выполняется на одной стороне листов формата А-4 (210×297 мм), при этом необходимо оставлять поля (слева 20…25 мм; справа 10 мм; снизу и сверху по 20 мм). Номера разделов (подразделов) и формул проставляются арабскими цифрами, точки не ставятся. Названия разделов в расчетно-пояснительной записке выделяются из основного текста только размером шрифта. Каждый раздел рекомендуется начинать с нового листа (страницы).

Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки. Страницы нумеруются арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Титульный лист включается в общую нумерацию страниц, но номер страницы не проставляется.

Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Название таблицы должно отображать ее содержание, быть точным и кратким. Название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире. Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.

Допускается нумерация таблицы в пределах раздела. В этом случаи номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой.

Иллюстрации (чертежи, графики, схемы) следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице.

Если рисунок один, то он обозначается «Рисунок 1». Слово «Рисунок» и его наименование располагают посередине строки.

Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой.

Иллюстрации, при необходимости, могут иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст). Слово «Рисунок» и наименование помещаются после пояснительных данных.

Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и нише каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной сроки.

Формулы в пояснительной записке следует нумеровать в пределах раздела арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке. Номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера, разделенных точкой.

Задание на курсовую работу и выбор исходных данных

 

Тип автомобиля и его двигателя выбирают по предпоследней цифре номера варианта, согласно таблице 1. Легковые автомобили обозначены буквой «Л», грузовые - буквой «Г», автобусы - буквой «А»; бензиновый двигатель - буквой «Б», дизельный - буквой «Д».

 

Таблица 1 - Общие исходные данные

Предпоследняя цифра номера варианта                    
Тип автомобиля Л Л Г А Г Г А Л Г А
Тип двигателя Б Б Д Б Д Б Д Б Д Д

В соответствии с выбранным типом проектируемого автомобиля по последней цифре номера варианта выбирают исходные данные из таблицы 2, 3 или 4 – для легковых автомобилей, грузовых автомобилей и автобусов соответственно.

 

Таблица 2 - Исходные данные для легковых автомобилей

Тип автомобиля Легковой
Последняя цифра номера варианта                    
Вес снаряженного автомобиля GO, Н                    
Вместимость n, чел.                    
Максимальная скорость Va max, км/ч                    
Коэффициент сопротивления качению f   0,008   0,010   0,012   0,014   0,016   0,018   0,012   0,014   0,016   0,018
Суммарный коэффициент сопротивления дороги ymax   0,30   0,32   0,34   0,36   0,38   0,40   0,38   0,36   0,34   0,38

 

Таблица 3 - Исходные данные для грузовых автомобилей

Тип автомобиля Грузовой
Последняя цифра номера варианта                    
Грузоподъемность, кН                    
Максимальная скорость Va max, км/ч                    
Коэффициент сопротивления качению f   0,01   0,012   0,014   0,016   0,015   0,014   0,016   0,017   0,016   0,017
Суммарный коэффициент сопротивления дороги ymax   0,35   0,34   0,35   0,32   0,34   0,36   0,35   0,32   0,30   0,30

Таблица 4 - Исходные данные для автобусов

 

Тип автомобиля Автобус
Последняя цифра номера варианта                    
Вместимость n, чел                    
Максимальная скорость Va max, км/ч                    
Коэффициент сопротивления качению f   0,01   0,012   0,014   0,016   0,016   0,014   0,012   0,017   0,018   0,017
Суммарный коэффициент сопротивления дороги ymax   0,30   0,32   0,39   0,28   0,30   0,20   0,22   0,25   0,28   0,22

Например, номер варианта 32. Тогда по таблице 1 выбирают тип автомобиля - автобус, двигатель бензиновый (предпоследняя цифра 3). По таблице 4 (для автобусов) выбирают исходные данные из столбца с цифрой 2 (последняя цифра номера).

 

 

Тяговый и мощностной баланс автомобиля

 

Определение весовых параметров автомобиля

 

Выбор шин

 

Выбор шин во многом определяется типом автомобиля, дорожными, нагрузочными и скоростными условиями его эксплуатации. Для скоростных автомобилей целесообразно принимать шины с мелким рисунком протектора и относительно малыми радиусом и весом. Это позволит уменьшить потери на качение, снизить шумность, уменьшить величину неподрессоренных масс и снизить толчки и удары последних на подрессоренные массы. Указанные свойства больше всего проявляются на твердых дорогах. На влажных грунтовых дорогах с целью обеспечения лучшей проходимости для указанных автомобилей целесообразно применить шины с более крупным универсальным рисунком протектора.

Для автомобилей повышенной проходимости применяют шины большого диаметра с крупным самоочищающимся рисунком протектора. Это повышает проходимость в плохих дорожных условиях, однако приводит к ухудшению топливной экономичности, повышению шумности и вибрации.

Во всех случаях стремятся применить шины, обеспечивающие наименьшее сопротивление качению для данного автомобиля в типичных для него условиях эксплуатации.

Выбор шин осуществляется по наиболее нагруженному колесу. Для этого определяют нагрузку на колеса при полностью нагруженном автомобиле по формуле:

; ; (1.7)

где G1 и G2 – вес автомобиля, приходящийся соответственно на переднюю и

заднюю ось автомобиля, Н;

Z1 и Z2 – число шин на передней и задней осях соответственно;

g – ускорение свободного падения, м/с2

 

Число шин на задней оси для легковых автомобилей, особо малых автобусов (вместимостью до 10 человек) и грузовых малотоннажных автомобилей принимают равным Z2 = 2.

По формуле (1.7) определяют нагрузку на одну шину передней и задней оси и выбирают из них наиболее нагруженную.

Пользуясь таблицами приложения краткого автомобильного справочника НИИАТ [5] или данными приложения А, по максимальной нагрузке подбирают шину. Выбор шин заключается в выборе радиуса колеса, рисунка протектора и максимальных нагрузок, учитывая при этом максимальную скорость движения и тип автомобиля.

В расчетно-пояснительной записке необходимо указать эти параметры с указанием маркировки шины, представив это в следующем виде:

Параметры колеса:

- маркировка шины;

- допускаемая нагрузка, кг;

- допускаемая максимальная скорость, км/ч;

- рисунок протектора;

- радиус колеса статический, rст, м.

При проведении тягово-динамических расчетов качения колеса rк можно принимать равным статическому радиусу rст, т.е rк» rст.

При малых проскальзываниях колеса это дает незначительную ошибку, приемлемую для инженерных расчетов.

 

Тяговый баланс автомобиля

 

Уравнение тягового баланса автомобиля при равномерном движении:

 

Рк = Рy + Рw, (1.19)

 

где Рк - касательная сила тяги, Н;

Рy - сила суммарного сопротивления дороги, Н;

Рw - сила сопротивления воздуха, Н.

 

Касательная сила тяги определяется из выражения:

 

, Н. (1.20)

 

Скорость V автомобиля определяют по формуле:

. (1.21)

Сила суммарного сопротивления горизонтальной дороги:

 

Рy = y×Gа. (1.22)

 

Для типичного расчетного случая движения по горизонтальной дороге коэффициент y равен коэффициенту сопротивления качению f.

Сила сопротивления воздуха определяется по формуле:

 

, (1.23)

где kw - коэффициент сопротивления воздуха, Н×с24, выбирается

по таблице 2;

F - лобовая площадь автомобиля, определяется по формуле (1.9);

V - скорость движения автомобиля, км/ч.

Результаты расчета составляющих тягового баланса автомобиля сводят в таблицу 1.5.

 

Таблица 1.5 – Результаты расчета составляющих тягового баланса автомобиля

 

Передача nд, об/мин V, км/ч Мк, Н×м Рк, Н Py, Н Рw, Н Рy + Pw, Н
                     
                     
                     
                     

Полученные значения составляющих тягового баланса автомобиля используются для построения графика тягового баланса, типичный вид которого представлен на рисунке 1.2.

 
 

Рисунок 1.2 – График тягового баланса автомобиля

 

При построении графиков Рy = f(V) и Рy + Рw = f(V) достаточно использовать данные только для высшей передачи.

 

Тяговая динамика автомобиля

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Литвинов А. С., Фаробин Я. Е. Автомобиль. Теория эксплуатационных свойств. М.: Машиностроение, 1989 – 240 с.

2. Иванов В. В., Иларионов В. А. и др. Основы теории автомобиля и трактора. М.: Высшая школа, 1977 – 245 с.

3. Яковлев Н. А., Диваков Н. В. Автомобиль. Теория эксплуатационных свойств. М.: Высшая школа, 1962.

4. Автомобильные транспортные средства. /Под ред. Д. П. Великанова. М.: Транспорт, 1977 – 328 с.

5. Краткий автомобильный справочник. М.: Транспорт, 1983 – 220 с. (Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта НИИАТ)

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(ВлГУ)

 

 

Кафедра «Автомобильный транспорт»

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

к выполнению курсовой работы по дисциплине «Автомобили»

для студентов автотранспортного факультета

 

Владимир 2013

Содержание

Цель и задачи выполнения курсовой работы. Требования к оформлению…..………………...…..3

Задания на курсовую работу и выбор исходных данных……..………………………...………...…5

1 Мощностной и тяговый баланс автомобиля……………………………………………………...…6

1.1 Определение весовых параметров автомобиля………………………………………………...….6

1.2 Выбор шин…………………………………………………………………………………………...6

1.3 Построение внешней скоростной характеристики двигателя………………………………..…..8

1.3.1 Определение максимальной мощности двигателя…………………………………………..…8

1.3.2 Методики построения внешней скоростной характеристики двигателя…………………..…11

1.3.3 Определение максимально возможной скорости движения автомобиля

для данных дорожных условий……………………………….………………………………….…...11

1.4 Уравнение и график тягового баланса автомобиля………………………………………………12

1.4.1 Определение передаточного числа главной передачи……….……………………………….…12

1.4.2 Определение передаточных чисел коробки передач………….……………………………..…13

1.4.3 Тяговый баланс автомобиля………………………………….………………………………….13

1.5 Уравнение и график мощностного баланса……………………………………………….…..…15

2 Тяговая динамика автомобиля………………………………………………………………………18

2.1 Расчет и построение динамической характеристики автомобиля………………………………..18

2.2 Определение ускорения автомобиля……………………………………………………………...20

2.3 Время и путь разгона автомобиля………………………………………………………………..…21

3 Тормозная динамика автомобиля……………………………………………...……………………31

3.1 Определение замедлений и скорости автомобиля в период торможения

и построение тормозной диаграммы………………………………………………………………31

3.2 Методика расчета и построения графиков пути и времени торможения

в зависимости от скорости автомобиля в начале торможения…………………...………………32

4 Топливная экономичность автомобиля………………………………………………….…………39

4.1 Расчет топливно-экономической характеристики автомобиля……………………….…………39

4.2 Построение теоретической топливно-экономической характеристики автомобиля Q = f(V) …41

Рекомендуемая литература…………………………………………………………………………...…56

Приложения………………………………………………………………………………………………57

 

 

Цель и задачи выполнения курсовой работы. Требования к оформлению

 

Целью курсовой работы является закрепление знаний по теории эксплуатационных свойств автотранспортных средств. Задачей работы является приобретение навыков решения практических задач, таких, как определение тягового баланса автомобиля.

Курсовая работа должна быть оформлена согласно требованиям ГОСТа по оформлению технической документации. Курсовая работа должна состоять из расчетно-пояснительной записки и графической части.

Расчетно-пояснительная записка выполняется на одной стороне листов формата А-4 (210×297 мм), при этом необходимо оставлять поля (слева 20…25 мм; справа 10 мм; снизу и сверху по 20 мм). Номера разделов (подразделов) и формул проставляются арабскими цифрами, точки не ставятся. Названия разделов в расчетно-пояснительной записке выделяются из основного текста только размером шрифта. Каждый раздел рекомендуется начинать с нового листа (страницы).

Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки. Страницы нумеруются арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Титульный лист включается в общую нумерацию страниц, но номер страницы не проставляется.

Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Название таблицы должно отображать ее содержание, быть точным и кратким. Название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире. Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.

Допускается нумерация таблицы в пределах раздела. В этом случаи номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой.

Иллюстрации (чертежи, графики, схемы) следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице.

Если рисунок один, то он обозначается «Рисунок 1». Слово «Рисунок» и его наименование располагают посередине строки.

Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой.

Иллюстрации, при необходимости, могут иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст). Слово «Рисунок» и наименование помещаются после пояснительных данных.

Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и нише каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной сроки.

Формулы в пояснительной записке следует нумеровать в пределах раздела арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке. Номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера, разделенных точкой.

Задание на курсовую работу и выбор исходных данных

 

Тип автомобиля и его двигателя выбирают по предпоследней цифре номера варианта, согласно таблице 1. Легковые автомобили обозначены буквой «Л», грузовые - буквой «Г», автобусы - буквой «А»; бензиновый двигатель - буквой «Б», дизельный - буквой «Д».

 

Таблица 1 - Общие исходные данные

Предпоследняя цифра номера варианта                    
Тип автомобиля Л Л Г А Г Г А Л Г А
Тип двигателя Б Б Д Б Д Б Д Б Д Д

В соответствии с выбранным типом проектируемого автомобиля по последней цифре номера варианта выбирают исходные данные из таблицы 2, 3 или 4 – для легковых автомобилей, грузовых автомобилей и автобусов соответственно.

 

Таблица 2 - Исходные данные для легковых автомобилей

Тип автомобиля Легковой
Последняя цифра номера варианта                    
Вес снаряженного автомобиля GO, Н                    
Вместимость n, чел.                    
Максимальная скорость Va max, км/ч                    
Коэффициент сопротивления качению f   0,008   0,010   0,012   0,014   0,016   0,018   0,012   0,014   0,016   0,018
Суммарный коэффициент сопротивления дороги ymax   0,30   0,32   0,34   0,36   0,38   0,40   0,38   0,36   0,34   0,38

 

Таблица 3 - Исходные данные для грузовых автомобилей

Тип автомобиля Грузовой
Последняя цифра номера варианта                    
Грузоподъемность, кН                    
Максимальная скорость Va max, км/ч                    
Коэффициент сопротивления качению f   0,01   0,012   0,014   0,016   0,015   0,014   0,016   0,017   0,016   0,017
Суммарный коэффициент сопротивления дороги ymax   0,35   0,34   0,35   0,32   0,34   0,36   0,35   0,32   0,30   0,30

Таблица 4 - Исходные данные для автобусов

 

Тип автомобиля Автобус
Последняя цифра номера варианта                    
Вместимость n, чел                    
Максимальная скорость Va max, км/ч                    
Коэффициент сопротивления качению f   0,01   0,012   0,014   0,016   0,016   0,014   0,012   0,017   0,018   0,017
Суммарный коэффициент сопротивления дороги ymax   0,30   0,32   0,39   0,28   0,30   0,20   0,22   0,25   0,28   0,22

Например, номер варианта 32. Тогда по таблице 1 выбирают тип автомобиля - автобус, двигатель бензиновый (предпоследняя цифра 3). По таблице 4 (для автобусов) выбирают исходные данные из столбца с цифрой 2 (последняя цифра номера).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.108.236 (0.129 с.)