Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. Технология педагогической диагностики и педагогического прогнозирования.
Сущность и функции педагогической диагностики. Взаимосвязь психологической и педагогической диагностики. Понятие о диагностическом изучении личности ребенка, основные требования к педагогическому диагностическому исследованию, условия его эффективности. Сущность и назначение оперативной и долговременной педагогической диагностике в образовательном процессе. Варианты комплексных программ изучения личности школьника, группы, класса в целом. Типичные диагностические ошибки в конкретной школьной практике, их причины, способы коррекции. Инструментарий педагогической диагностики: методы, приемы, средства, условия их выбора и применения. Понятие о личностно-ориентированном и личностно-отчужденном обучении, различие в ценностях, целях, способах организации обучающей среды, техниках. Педагогическая диагностика - основа личностно-ориентированного обучения. Интерпретации результатов педагогической диагностики, их использование для адаптации учебно-воспитательного процесса к условиям деятельности школы. Сущность проектной деятельности, ее структура, основные этапы. Проблема целеполагания в обучении, соотношение ценностей образования и целей обучения. Взаимодействие и взаимообусловленность целей системы образования как социального института, конкретной педагогической системы, конкретного учебного заведения, конкретного учителя. Способы постановки целей, типичные ошибки в процессе целеполагания. Понятие таксономии целей. Таксономия целей урока в когнитивной, эмоционально-ценностной, психомоторной сфере. Отношение целей преподавания и целей учения. Проблема реалистичности целей обучения. Преподавание как управление учением. Преподавание как интерпретация культуры. Проблема адекватности обучающей среды целям обучения. Планирование урока как педагогическая задача. Анализ конкретных подходов к планированию урока, алгоритмизация процедуры конструирования урока (Махмутов М.И., Лернер И.Я., Сохор А.М., Львова Ю.Л., Шаталов В.Ф. и др.). Технология организации вводно-мотивационного этапа, способы и приемы включения школьников в учебную деятельность, ее стимулирования. Технология конструирования операционно-познавательного этапа урока, способы организации учебной работы, ее коррекции, стимулирования мышления детей. Специфика личностно-ориентированного обучения. Приемы использования жизненного опыта школьников в познавательном процессе.
Технология игровой деятельности на уроке, способы включения учеников в игровые ситуации. Дидактические игры, сюжетно-ролевые, имитационные, возможности использования элементов игры при работе с учебными текстами. Технология организации на уроке исследовательской позиции школьника. Дидактические возможности групповой дискуссии. Особенности работы с одаренными детьми. Специфика организации познавательного процесса в классах педагогической коррекции. Технология рефлексивно-оценочного этапа. Проблема оценки результатов обучения. Инновационные образовательные технологии с позиции гуманистической дидактики. Понятие внеклассной работы, ее основные функции, современные формы, виды. Технология планирования и организации внеклассной деятельности школьников по различным предметам. Способы стимулирования участия детей во внеклассной работе. Основные понятия: педагогическая и психологическая диагностика, опережающая и долговременная диагностика, методы диагностики, условия их эффективного применения, диагностические ошибки; личностно-ориентированное и личностно-отчужденное обучение; пути учета данных диагностики, алгоритм профессиональной деятельности; целеполагание; таксономия целей; соотношение целей преподавания и учения; обучающая среда; личностно-ориентированное обучение; планирование урока, его основные этапы; инновационные образовательные технологии; внеурочная работа, внеклассная деятельность, ее формы, технология планирования. Тема 3. Технология профессионально-педагогического общения. Сущность педагогического общения, анализ различных подходов к пониманию специфики и функций педагогического общения. Характеристика ведущих функций общения. Структура педобщения: моделирование педагогом предстоящего общения (этап "прогноз"), организация непосредственного общения (этап "коммуникативная атака"), управление общением, коррекция замысла, стимулирование участия в общении; анализ состоявшегося общения; модель на предстоящую деятельность.
Технология организации "коммуникативной атаки", способы, приемы привлечения внимания школьников, стимулирования различных видов деятельности (учебной, игровой, трудовой и др.). Технология управления и коррекции педобщением. Характеристика основных приемов. Понятие об уровнях общения, духовный уровень как основа личностно-ориентированных педагогических технологий. Техника реализации делового, игрового и др. уровней общения. Стили педагогического общения, условия их выбора и реализации. Типичные "барьеры", мешающие успешному общению учителя, способы их "снятия". Техника вербального и невербального общения в профессиональной деятельности, владение "весом" ("легкий вес", "тяжелый", "с достоинством", "с неохотой" и др.), "пристройками" ("снизу", "рядом", "сверху"), использование их педагогического потенциала при конструировании ситуаций общения. Элементы театральной педагогики в профессиональном общении (М.О. Кнебель, К.С. Станиславский, М. Чехов и др.), возможности коммуникативных тренингов. Основные понятия: педобщение, его структура, функции, уровни и стили общения, технология и техника общения, "вес", "пристройки", вербальное и невербальное общение, "барьеры" в профессиональном общении. Тема 4. Технология самодиагностики и развитие индивидуального стиля педагогической деятельности. Технология и техника самодиагностики. Инструментарий самодиагностики. Различные подходы к определению понятия "индивидуальный стиль педагогической деятельности". Основные индивидуальные характеристики стиля профессионально-педагогической деятельности. Содержательные характеристики индивидуального стиля деятельности учителя: ценности, преимущественная ориентация (на результат, на процесс, на развитие личности ребенка и т.д.), адаптивность, развитие рефлексии и др. Динамические характеристики: гибкость, импульсивность, эмоциональная устойчивость, степень развития эмпатии и т.д. Результативные характеристики: мотивация учебной деятельности школьников, уровень развития познавательных интересов, сформированность учебной деятельности, успешность усвоения учебного материала (знания, умения, навыки, система ценностей и др.). Типология стилей педагогической деятельности. Характеристика эмоционально-импровизационного, эмоционально-методического, рассуждающе-импровизационного, рассуждающе-методического стилей деятельности, условия оптимального использования потенциальных возможностей каждого стиля. Другие подходы к классификации: авторитарный, либеральный, демократический, отстраненный, манипулятивный, самоотреченный, конфликтный, параллельный стили, их особенности. Взаимосвязь результатов обучения и стиля педагогической деятельности. Проблема эмоционально-волевой саморегуляции работы учителя. Этапы формирований индивидуального стиля профессионально-педагогической деятельности. Уровни результативности профессиональной деятельности: репродуктивный, адаптивный, локально-моделирующий, системно-моделирующий, их характеристики.
Основные понятия: индивидуальный стиль профессионально-педагогической деятельности, основные характеристики стилей, психофизиологические особенности, понятие о типологии стилей, этапы формирования. Тема 5. Отечественные и зарубежные технологии развивающего обучения. Технология проблемного обучения. Технология мотивации и стимулирования учащихся. Работы Дж. Дьюи как основа проблемного обучения. Технология организации основных этапов проблемного обучения. Технология проектирования проблемной ситуации в концепции В. Оконя. Типы проблемных ситуаций. Выделение противоречий в теории. Обнаружение противоречий в практической деятельности. Рассмотрение явления или процесса с различных позиций. Использование проблемных вопросов, задач с недостающими, избыточными данными и др. Технологический потенциал идей В.В. Давыдова, Л.В. Эльконина. Технология и техника введения ученика в проблему в понимании М.И. Махмутова, И.Я. Лернера, Т.В. Кудрявцева и др., сопоставленный анализ подходов отечественных и зарубежных дидактов. Основные понятия: технология, развивающее обучение, проблемное обучение, проблема, проблемная ситуация, иерархия целей проблемно-развивающего обучения. Тема 6. Технология программированного обучения. Технология оптимизации процесса обучения. Алгоритм построения программированных заданий, технология стимулирования и мотивации учащихся в программированном обучении. Технология программированного обучения: история, сущность, научные основы, принципы. Основные принципы программированного обучения. Технология различных видов программированного обучения: линейные программы, разветвленные программы, смешанные программы, шеффилдский метод, блочный метод, специфика адаптивных и комбинированных программное, модульное обучение: три уровня модуля - полный, сокращенный и углубленный. Компоненты модуля: цель, банк информации, методическое руководство, практические задания, контрольные задания. Особенности применения технологии программированного обучения (в зависимости от специфики изучаемого предмета и индивидуально-возрастных особенностей учащихся). Феномен компьютера в программированном обучении. Проблема оптимизации. Работы Бабанского как основа оптимальной организации образовательного процесса. Развитие идей оптимизации в работах М.М. Поташника. Технология проектирования образовательного процесса с позиции его оптимизации. Условия оптимизации, механизм их оценки и выбора. Технологический потенциал идей Б. Скиннера. Теория Н.Ф. Талызиной, Б.Я. Гальперина как психологическая основа технологии программированного обучения. Технологическая и техническая специфика машинного и безмашинного программирования. Технология включения ППС, компьютерных программ в образовательный процесс.
Основные понятия: программированное обучение, технология программированного обучения, компьютерная программа. Тема 7. Технология стимулирования познавательного интереса. Познавательные процессы и познавательная деятельность, различные подходы к определению сущности познавательного интереса. Мотивация как предмет деятельности, интерес как мотив. Деятельность учителя в учебном процессе как фактор стимулирования интереса к предмету. Технология организации познавательной деятельности учащихся в целях стимулирования интереса: различные варианты дидактических игр, групповые дискуссии, учебные диспуты, проблемные ситуации и др. Технология организации работы с учебными текстами: конкурсы ЛОС, игры в "почту" и др. Технологические приемы, предлагаемые Щукиной Г.И., Морозовой Л.С., Шамовой Т.И., Марковой А.К. и др. Основные понятия: познавательные процессы, познавательная деятельность, мотивация, интерес, познавательный интерес. Тема 8. Диалоговые технологии, возможности их использования в средней школе Сущность диалога, его потенциальные возможности в личностном развитии (Библер В.С., М.М. Бахтин, С.Ю. Курганов). Парные (дуэтные) лекции как пример диалоговых технологий. Способы диалогизации учебного материала: выделение противоречий, их заострение; постановка вопросов; включение личностного (житейского) опыта школьников и др. Диагностика готовности к диалогу; поиск проблемных вопросов; диалогизация учебного материала; развитие различных сюжетных линии диалога; взаимодействие участников дискуссии; подведение итогов. Технология организации групповых дискуссий, способности их разновидностей: "аквариум", "пресс-конференция", "защита проектов" и др. Учебные диспуты, технологии их организации. Проектирование ролевых игр с позиции диалогизации. Условие эффективности групповых дискуссий учебных диалогов. "Кодекс" спорящих. Способы постановки вопросов. Позиции учителя и учащихся. Техника полемики: эмпатия, толерантный, рефлексия. Использование "Я - высказываний", метафор и др. Основные понятия: диалог, диалогизация, групповая дискуссия, учебный диспут, техника полемики, толерантность, рефлексия, эмпатия. Тема 9. Технологии реализации индивидуально-дифференцированного подхода, специфика организации деятельности с различными категориями детей. Сущность дифференциации, ее потенциальные возможности в развитии ребенка. Различные основания для диффренциации, их характеристика. Понятие о внешней и внутренней дифференциации. Особенности организации образовательного процесса в классах педагогической коррекции, специфика работы учителя со слабоуспевающими детьми. Технология предупреждения неуспеваемости. Техника деятельности учителя, технологические особенности системы В.Ф. Шаталова, Е.Н. Ильина и др. Организация образовательного процесса с одаренными детьми.
Основные понятия: индивидуализация обучения, дифференциация обучения, одаренность, общая одаренность, специальная одаренность. Тема 10. Дидактические технологии Тульского региона. Технологические особенности реализации дидактической системы Л.Н.Толстого в различных типах образовательных учреждений (яснополянская школа, школа N 46 г. Тулы и др.) Технология организации образовательного процесса в русской народной школе (школа N 44 г. Тулы, северо-задонская школа и др.) Технологические элементы авторских школ (Н.И.Жданова, Л.Г. Гребенюк, А.В. Корягин, М.В. Яновцева и др.) Модульная технология и ее основные характеристики, условия эффективного функционирования. Технология организации познавательной деятельности детей в школе индивидуального выбора (школа N 31 г. Тулы). Основные понятия: технология, дидактическая система, модуль, технологические элементы, ситуация выбора, условия выбора. Тема 11. Технология и техника индивидуально-группового взаимодействия. Технология организации группы (А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский, Л.И. Новикова, Л.Ю. Гордин, Б.Т. Лихачев, В.А. Караковский). Основные характеристики группы, этапы ее развития. Взаимное обогащение детей в группе; организация совместных действий; распределение действий и операций, активизация общения; обмен способами действий; взаимопонимание, сотрудничество; общая рефлексия; индивидуально-групповой анализ и коррекция. Особенности гомогенных и гетерогенных групп. Понятие о ценностном единстве. Технология организации коллективных творческих дел (И.П. Иванов, И.П. Волков и др.). Воспитательный потенциал различных типов КТД. Технология создания ситуаций успеха. Проектирование новых форм групповой деятельности. Технология и техника использования общественного мнения как способа коррекции поведения и деятельности. Характеристика форм, предлагаемых Шурковой Н.Е. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) Г.С. Альтшуллера. Роль группы в активизации творческих возможностей ребенка. Основные понятия: индивидуальное взаимодействие, техника парной педагогики, проектирование группы, коллективное творческое дело, общественное мнение, ценностное единства. Тема 12. Технология и техника игровой деятельности. Игра как средство организации личностно-орентированного образовательного процесса. Структура организации игровой деятельности, характеристика основных этапов. Технология стимулирования детей к участию в игре. Способы коррекции и управления игровой деятельностью. Роль символики и атрибутики. Игра как деятельность: целеполагание, планирование, реализация, анализ результатов, игра как процесс: роли, игровые действия, игровые средства, отношения между играющими, содержание игры. Игровая позиция педагога выбор "психологического веса". Технология оценочного этапа. Педагогические игры, варианты их классификации, развивающие игры Б.П. Никитина, имитационные, деловые, организационно-деятельностные (Щедровицкий). Основные функции игры, использования игры как средства диагностики, коррекции, саморазвития личности. Основные понятия: игра, игровая деятельность, деловая игра, ролевая игра, организационно-деятельностные игры, дидактическая игра. Тема 13. Технология разрешения конфликтов. Педагогическая ситуация в структуре профессиональной деятельности. Понятие сложной педагогической ситуации, конфликт. Отношение учителей к сложной педагогической ситуации. Способы постановки педагогических задач (стратегических, тактических, оперативных). Решение педагогических задач как личностно-ориентированный процесс. Оценка педагогических ситуаций с позиции профессионального риска. Ценностные ориентиры и нормы профессиональной этики при анализе педагогических ситуаций. Различные подходы к типизации в сложных ситуациях: ситуации поведения, отношений деятельности. Анализ классификации по обстоятельствам и условиям, провоцирующим конфликты. Специфика конфликтных ситуациях с педагогически запущенными детьми, с одаренными школьниками и др. Варианты анализа педагогических ситуаций. Учет типа конфликта (ценностей, интересов, норм и др.), эмоционального состояния учеников, возрастных, личностно индивидуальных особенностей, статуса участников в группе, отношения группы, потенциальных возможностей учителя и др. Зависимость способа решения педагогической задачи от типа конфликта. Характеристика основных приемов выхода из конфликта, "компромисс", "взрыв", "приспособление", "замена ситуации", "уход" и др. Условия эффективности и границы применения данных приемов. Комплекс техник этической защиты. Этапы развития конфликта. Постконфликтная стадия. Позитивный и негативный потенциал конфликта. Возможности педагогической техники учителя в разрешении педагогических задач. Особенности решения конфликтов, возникающих между учителем и старшеклассниками, учителем и родителями школьников, членами педагогического коллектива. Технология моделирования сложной педагогической ситуации: а) в целях диагностики; б) развитие потенциальных возможностей личности и ребенка; в) изменения статуса ученика в классе и др. Определение исходных условий и целевых установок педагогической задачи, прогнозирование. Приемы, способствующие к созданию конфликта, норм, ценностей, интересов и т.д. Инструментовка ситуации, выбор учителем целесообразного стиля поведения (вес, пристройка, эмпатия, речевая, мимическая выразительность и др.). Опыт моделирования и разрешения конфликтов в теоретическом наследии и в практической деятельности выдающихся педагогов (В.Н. Сорока-Росинский, С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, В.А. Караковский и др.). Основные понятия: педагогическая ситуация, педагогическая задача, конфликт, алгоритмы анализа педагогических ситуаций; этапы развития конфликта, способы и приемы выхода из конфликта, учет психофизиологических особенностей различных групп. Тема 14. Технология взаимодействия классного руководителя с родителями. Технология организации индивидуальной, групповой, фронтальной работы. Технология изучения семьи, характеристика основных моделей семьи. Диагностика семейной ситуации, основной инструментарий. Этико-педагогические и психологические основы взаимодействия школы и семьи. Основные функции работы классного руководителя с родителями. Техника предупреждения конфликтов с родителями учащихся. Основные этапы подготовки собраний, характеристика этапов. Технология организации и проведения родительских конференций, диспутов, "круглых столов", организационно-деятельностных игр. Основные понятия: модели современной семьи, форма работы с семьей, диагностический инструментарий, технология проведения основных форм работы. Тема 15. Технология управления самовоспитанием школьников. Самовоспитание в подростковом и юношеском возрасте. Личностный рост ребенка. Методы, приемы, средства самовоспитания. Стимулирование процесса самовоспитания. Роль идеалов в самовоспитании; мотивационная и организационная готовность к самовоспитанию (Кон И.С., Орлов Ю.М., Кочетов А.И. и др.). Основные этапы самовоспитания, их особенности. Технология коррекции и анализа. Контроль и самоконтроль в процессе самовоспитания. Программа самовоспитания. Психолого-педагогическая поддержка учащихся в процессе их работы над собой. Основные понятия: самопознание, самовоспитание, самообразование, управление, стимулирование, контроль процесса самовоспитания, идеал личности и программа самовоспитания, мотивационная и организационная готовность к самовоспитанию. Раздел 2. Управление образовательными системами. Тема 1. Система образования в РФ. Управление ее развитием. Общее понятие системы, ее признаки и свойства. Образовательные системы как разновидности социальных систем. Образование как система: гносеологический и социологический подходы. Исторические этапы развития системы образования в России. Реформы образования в 90-е годы. Закон РФ «Об образовании» (1992). Цели, задачи, принципы российского образования. Структура и особенности современной системы образования в России. Основное общее и профессиональное образование. Дополнительное образование. Уровни и формы получения образования. Непрерывное образование. Государственно-общественная система управления образованием. Инновационные процессы в управлении образованием. Демократизация и децентрализация. Федеральный и региональный компонент в управлении. Проблема стандартизации образования. Разработка концепций и программ дальнейшего развития и реформирования системы образования в РФ. Тема 2. Тульская региональная система образования. Региональный подход в образовании. Социально-экономические, политические, культурные и псиихолого-педагогические факторы регионализации образования. Региональное и муниципальное образовательные пространства, их особенности. Региональная система управления образованием. Компетенция органов местного самоуправления в области образования. Муниципальные органы управления образованием. Лицензирование образовательного учреждения. Тульская программа развития региональной системы образования. Общая характеристика системы образования в Тульском регионе. Дошкольное образование. Общее среднее образование. Профессиональное образование. Дополнительное образование. Основные направления экспериментальной работы в школах. Альтернативные учебные заведения Тульского региона.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 986; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.255.127 (0.041 с.) |