Тема 2. Технология педагогической диагностики и педагогического прогнозирования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Технология педагогической диагностики и педагогического прогнозирования.



Сущность и функции педагогической диагностики. Взаимосвязь психологической и педагогической диагностики. Понятие о диагностическом изучении личности ребенка, основные требования к педагогическому диагностическому исследованию, условия его эффективности. Сущность и назначение оперативной и долговременной педагогической диагностике в образовательном процессе. Варианты комплексных программ изучения личности школьника, группы, класса в целом. Типичные диагностические ошибки в конкретной школьной практике, их причины, способы коррекции.

Инструментарий педагогической диагностики: методы, приемы, средства, условия их выбора и применения. Понятие о личностно-ориентированном и личностно-отчужденном обучении, различие в ценностях, целях, способах организации обучающей среды, техниках. Педагогическая диагностика - основа личностно-ориентированного обучения. Интерпретации результатов педагогической диагностики, их использование для адаптации учебно-воспитательного процесса к условиям деятельности школы.

Сущность проектной деятельности, ее структура, основные этапы. Проблема целеполагания в обучении, соотношение ценностей образования и целей обучения. Взаимодействие и взаимообусловленность целей системы образования как социального института, конкретной педагогической системы, конкретного учебного заведения, конкретного учителя. Способы постановки целей, типичные ошибки в процессе целеполагания. Понятие таксономии целей. Таксономия целей урока в когнитивной, эмоционально-ценностной, психомоторной сфере. Отношение целей преподавания и целей учения. Проблема реалистичности целей обучения. Преподавание как управление учением. Преподавание как интерпретация культуры. Проблема адекватности обучающей среды целям обучения.

Планирование урока как педагогическая задача. Анализ конкретных подходов к планированию урока, алгоритмизация процедуры конструирования урока (Махмутов М.И., Лернер И.Я., Сохор А.М., Львова Ю.Л., Шаталов В.Ф. и др.). Технология организации вводно-мотивационного этапа, способы и приемы включения школьников в учебную деятельность, ее стимулирования.

Технология конструирования операционно-познавательного этапа урока, способы организации учебной работы, ее коррекции, стимулирования мышления детей. Специфика личностно-ориентированного обучения. Приемы использования жизненного опыта школьников в познавательном процессе.

Технология игровой деятельности на уроке, способы включения учеников в игровые ситуации. Дидактические игры, сюжетно-ролевые, имитационные, возможности использования элементов игры при работе с учебными текстами.

Технология организации на уроке исследовательской позиции школьника. Дидактические возможности групповой дискуссии. Особенности работы с одаренными детьми. Специфика организации познавательного процесса в классах педагогической коррекции. Технология рефлексивно-оценочного этапа. Проблема оценки результатов обучения.

Инновационные образовательные технологии с позиции гуманистической дидактики. Понятие внеклассной работы, ее основные функции, современные формы, виды. Технология планирования и организации внеклассной деятельности школьников по различным предметам. Способы стимулирования участия детей во внеклассной работе.

Основные понятия: педагогическая и психологическая диагностика, опережающая и долговременная диагностика, методы диагностики, условия их эффективного применения, диагностические ошибки; личностно-ориентированное и личностно-отчужденное обучение; пути учета данных диагностики, алгоритм профессиональной деятельности; целеполагание; таксономия целей; соотношение целей преподавания и учения; обучающая среда; личностно-ориентированное обучение; планирование урока, его основные этапы; инновационные образовательные технологии; внеурочная работа, внеклассная деятельность, ее формы, технология планирования.

Тема 3. Технология профессионально-педагогического общения.

Сущность педагогического общения, анализ различных подходов к пониманию специфики и функций педагогического общения. Характеристика ведущих функций общения. Структура педобщения: моделирование педагогом предстоящего общения (этап "прогноз"), организация непосредственного общения (этап "коммуникативная атака"), управление общением, коррекция замысла, стимулирование участия в общении; анализ состоявшегося общения; модель на предстоящую деятельность.

Технология организации "коммуникативной атаки", способы, приемы привлечения внимания школьников, стимулирования различных видов деятельности (учебной, игровой, трудовой и др.). Технология управления и коррекции педобщением. Характеристика основных приемов. Понятие об уровнях общения, духовный уровень как основа личностно-ориентированных педагогических технологий. Техника реализации делового, игрового и др. уровней общения. Стили педагогического общения, условия их выбора и реализации. Типичные "барьеры", мешающие успешному общению учителя, способы их "снятия".

Техника вербального и невербального общения в профессиональной деятельности, владение "весом" ("легкий вес", "тяжелый", "с достоинством", "с неохотой" и др.), "пристройками" ("снизу", "рядом", "сверху"), использование их педагогического потенциала при конструировании ситуаций общения. Элементы театральной педагогики в профессиональном общении (М.О. Кнебель, К.С. Станиславский, М. Чехов и др.), возможности коммуникативных тренингов.

Основные понятия: педобщение, его структура, функции, уровни и стили общения, технология и техника общения, "вес", "пристройки", вербальное и невербальное общение, "барьеры" в профессиональном общении.

Тема 4. Технология самодиагностики и развитие индивидуального стиля педагогической деятельности.

Технология и техника самодиагностики. Инструментарий самодиагностики. Различные подходы к определению понятия "индивидуальный стиль педагогической деятельности". Основные индивидуальные характеристики стиля профессионально-педагогической деятельности. Содержательные характеристики индивидуального стиля деятельности учителя: ценности, преимущественная ориентация (на результат, на процесс, на развитие личности ребенка и т.д.), адаптивность, развитие рефлексии и др. Динамические характеристики: гибкость, импульсивность, эмоциональная устойчивость, степень развития эмпатии и т.д. Результативные характеристики: мотивация учебной деятельности школьников, уровень развития познавательных интересов, сформированность учебной деятельности, успешность усвоения учебного материала (знания, умения, навыки, система ценностей и др.).

Типология стилей педагогической деятельности. Характеристика эмоционально-импровизационного, эмоционально-методического, рассуждающе-импровизационного, рассуждающе-методического стилей деятельности, условия оптимального использования потенциальных возможностей каждого стиля. Другие подходы к классификации: авторитарный, либеральный, демократический, отстраненный, манипулятивный, самоотреченный, конфликтный, параллельный стили, их особенности. Взаимосвязь результатов обучения и стиля педагогической деятельности. Проблема эмоционально-волевой саморегуляции работы учителя.

Этапы формирований индивидуального стиля профессионально-педагогической деятельности. Уровни результативности профессиональной деятельности: репродуктивный, адаптивный, локально-моделирующий, системно-моделирующий, их характеристики.

Основные понятия: индивидуальный стиль профессионально-педагогической деятельности, основные характеристики стилей, психофизиологические особенности, понятие о типологии стилей, этапы формирования.

Тема 5. Отечественные и зарубежные технологии развивающего обучения. Технология проблемного обучения.

Технология мотивации и стимулирования учащихся. Работы Дж. Дьюи как основа проблемного обучения. Технология организации основных этапов проблемного обучения. Технология проектирования проблемной ситуации в концепции В. Оконя. Типы проблемных ситуаций. Выделение противоречий в теории. Обнаружение противоречий в практической деятельности. Рассмотрение явления или процесса с различных позиций. Использование проблемных вопросов, задач с недостающими, избыточными данными и др. Технологический потенциал идей В.В. Давыдова, Л.В. Эльконина. Технология и техника введения ученика в проблему в понимании М.И. Махмутова, И.Я. Лернера, Т.В. Кудрявцева и др., сопоставленный анализ подходов отечественных и зарубежных дидактов.

Основные понятия: технология, развивающее обучение, проблемное обучение, проблема, проблемная ситуация, иерархия целей проблемно-развивающего обучения.

Тема 6. Технология программированного обучения. Технология оптимизации процесса обучения.

Алгоритм построения программированных заданий, технология стимулирования и мотивации учащихся в программированном обучении. Технология программированного обучения: история, сущность, научные основы, принципы. Основные принципы программированного обучения. Технология различных видов программированного обучения: линейные программы, разветвленные программы, смешанные программы, шеффилдский метод, блочный метод, специфика адаптивных и комбинированных программное, модульное обучение: три уровня модуля - полный, сокращенный и углубленный. Компоненты модуля: цель, банк информации, методическое руководство, практические задания, контрольные задания. Особенности применения технологии программированного обучения (в зависимости от специфики изучаемого предмета и индивидуально-возрастных особенностей учащихся). Феномен компьютера в программированном обучении. Проблема оптимизации. Работы Бабанского как основа оптимальной организации образовательного процесса. Развитие идей оптимизации в работах М.М. Поташника. Технология проектирования образовательного процесса с позиции его оптимизации. Условия оптимизации, механизм их оценки и выбора. Технологический потенциал идей Б. Скиннера. Теория Н.Ф. Талызиной, Б.Я. Гальперина как психологическая основа технологии программированного обучения. Технологическая и техническая специфика машинного и безмашинного программирования. Технология включения ППС, компьютерных программ в образовательный процесс.

Основные понятия: программированное обучение, технология программированного обучения, компьютерная программа.

Тема 7. Технология стимулирования познавательного интереса.

Познавательные процессы и познавательная деятельность, различные подходы к определению сущности познавательного интереса. Мотивация как предмет деятельности, интерес как мотив. Деятельность учителя в учебном процессе как фактор стимулирования интереса к предмету. Технология организации познавательной деятельности учащихся в целях стимулирования интереса: различные варианты дидактических игр, групповые дискуссии, учебные диспуты, проблемные ситуации и др. Технология организации работы с учебными текстами: конкурсы ЛОС, игры в "почту" и др. Технологические приемы, предлагаемые Щукиной Г.И., Морозовой Л.С., Шамовой Т.И., Марковой А.К. и др.

Основные понятия: познавательные процессы, познавательная деятельность, мотивация, интерес, познавательный интерес.

Тема 8. Диалоговые технологии, возможности их использования в средней школе

Сущность диалога, его потенциальные возможности в личностном развитии (Библер В.С., М.М. Бахтин, С.Ю. Курганов). Парные (дуэтные) лекции как пример диалоговых технологий. Способы диалогизации учебного материала: выделение противоречий, их заострение; постановка вопросов; включение личностного (житейского) опыта школьников и др. Диагностика готовности к диалогу; поиск проблемных вопросов; диалогизация учебного материала; развитие различных сюжетных линии диалога; взаимодействие участников дискуссии; подведение итогов. Технология организации групповых дискуссий, способности их разновидностей: "аквариум", "пресс-конференция", "защита проектов" и др.

Учебные диспуты, технологии их организации. Проектирование ролевых игр с позиции диалогизации.

Условие эффективности групповых дискуссий учебных диалогов. "Кодекс" спорящих. Способы постановки вопросов. Позиции учителя и учащихся. Техника полемики: эмпатия, толерантный, рефлексия. Использование "Я - высказываний", метафор и др.

Основные понятия: диалог, диалогизация, групповая дискуссия, учебный диспут, техника полемики, толерантность, рефлексия, эмпатия.

Тема 9. Технологии реализации индивидуально-дифференцированного подхода, специфика организации деятельности с различными категориями детей.

Сущность дифференциации, ее потенциальные возможности в развитии ребенка. Различные основания для диффренциации, их характеристика. Понятие о внешней и внутренней дифференциации. Особенности организации образовательного процесса в классах педагогической коррекции, специфика работы учителя со слабоуспевающими детьми. Технология предупреждения неуспеваемости. Техника деятельности учителя, технологические особенности системы В.Ф. Шаталова, Е.Н. Ильина и др. Организация образовательного процесса с одаренными детьми.

Основные понятия: индивидуализация обучения, дифференциация обучения, одаренность, общая одаренность, специальная одаренность.

Тема 10. Дидактические технологии Тульского региона.

Технологические особенности реализации дидактической системы Л.Н.Толстого в различных типах образовательных учреждений (яснополянская школа, школа N 46 г. Тулы и др.)

Технология организации образовательного процесса в русской народной школе (школа N 44 г. Тулы, северо-задонская школа и др.) Технологические элементы авторских школ (Н.И.Жданова, Л.Г. Гребенюк, А.В. Корягин, М.В. Яновцева и др.) Модульная технология и ее основные характеристики, условия эффективного функционирования. Технология организации познавательной деятельности детей в школе индивидуального выбора (школа N 31 г. Тулы).

Основные понятия: технология, дидактическая система, модуль, технологические элементы, ситуация выбора, условия выбора.

Тема 11. Технология и техника индивидуально-группового взаимодействия.

Технология организации группы (А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский, Л.И. Новикова, Л.Ю. Гордин, Б.Т. Лихачев, В.А. Караковский). Основные характеристики группы, этапы ее развития. Взаимное обогащение детей в группе; организация совместных действий; распределение действий и операций, активизация общения; обмен способами действий; взаимопонимание, сотрудничество; общая рефлексия; индивидуально-групповой анализ и коррекция. Особенности гомогенных и гетерогенных групп. Понятие о ценностном единстве. Технология организации коллективных творческих дел (И.П. Иванов, И.П. Волков и др.). Воспитательный потенциал различных типов КТД. Технология создания ситуаций успеха. Проектирование новых форм групповой деятельности. Технология и техника использования общественного мнения как способа коррекции поведения и деятельности. Характеристика форм, предлагаемых Шурковой Н.Е. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) Г.С. Альтшуллера. Роль группы в активизации творческих возможностей ребенка.

Основные понятия: индивидуальное взаимодействие, техника парной педагогики, проектирование группы, коллективное творческое дело, общественное мнение, ценностное единства.

Тема 12. Технология и техника игровой деятельности.

Игра как средство организации личностно-орентированного образовательного процесса. Структура организации игровой деятельности, характеристика основных этапов. Технология стимулирования детей к участию в игре. Способы коррекции и управления игровой деятельностью. Роль символики и атрибутики. Игра как деятельность: целеполагание, планирование, реализация, анализ результатов, игра как процесс: роли, игровые действия, игровые средства, отношения между играющими, содержание игры.

Игровая позиция педагога выбор "психологического веса". Технология оценочного этапа. Педагогические игры, варианты их классификации, развивающие игры Б.П. Никитина, имитационные, деловые, организационно-деятельностные (Щедровицкий). Основные функции игры, использования игры как средства диагностики, коррекции, саморазвития личности.

Основные понятия: игра, игровая деятельность, деловая игра, ролевая игра, организационно-деятельностные игры, дидактическая игра.

Тема 13. Технология разрешения конфликтов.

Педагогическая ситуация в структуре профессиональной деятельности. Понятие сложной педагогической ситуации, конфликт. Отношение учителей к сложной педагогической ситуации.

Способы постановки педагогических задач (стратегических, тактических, оперативных). Решение педагогических задач как личностно-ориентированный процесс.

Оценка педагогических ситуаций с позиции профессионального риска. Ценностные ориентиры и нормы профессиональной этики при анализе педагогических ситуаций.

Различные подходы к типизации в сложных ситуациях: ситуации поведения, отношений деятельности. Анализ классификации по обстоятельствам и условиям, провоцирующим конфликты. Специфика конфликтных ситуациях с педагогически запущенными детьми, с одаренными школьниками и др.

Варианты анализа педагогических ситуаций. Учет типа конфликта (ценностей, интересов, норм и др.), эмоционального состояния учеников, возрастных, личностно индивидуальных особенностей, статуса участников в группе, отношения группы, потенциальных возможностей учителя и др. Зависимость способа решения педагогической задачи от типа конфликта. Характеристика основных приемов выхода из конфликта, "компромисс", "взрыв", "приспособление", "замена ситуации", "уход" и др. Условия эффективности и границы применения данных приемов. Комплекс техник этической защиты. Этапы развития конфликта. Постконфликтная стадия. Позитивный и негативный потенциал конфликта. Возможности педагогической техники учителя в разрешении педагогических задач. Особенности решения конфликтов, возникающих между учителем и старшеклассниками, учителем и родителями школьников, членами педагогического коллектива.

Технология моделирования сложной педагогической ситуации: а) в целях диагностики; б) развитие потенциальных возможностей личности и ребенка; в) изменения статуса ученика в классе и др. Определение исходных условий и целевых установок педагогической задачи, прогнозирование. Приемы, способствующие к созданию конфликта, норм, ценностей, интересов и т.д. Инструментовка ситуации, выбор учителем целесообразного стиля поведения (вес, пристройка, эмпатия, речевая, мимическая выразительность и др.). Опыт моделирования и разрешения конфликтов в теоретическом наследии и в практической деятельности выдающихся педагогов (В.Н. Сорока-Росинский, С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, В.А. Караковский и др.).

Основные понятия: педагогическая ситуация, педагогическая задача, конфликт, алгоритмы анализа педагогических ситуаций; этапы развития конфликта, способы и приемы выхода из конфликта, учет психофизиологических особенностей различных групп.

Тема 14. Технология взаимодействия классного руководителя с родителями.

Технология организации индивидуальной, групповой, фронтальной работы. Технология изучения семьи, характеристика основных моделей семьи. Диагностика семейной ситуации, основной инструментарий. Этико-педагогические и психологические основы взаимодействия школы и семьи. Основные функции работы классного руководителя с родителями. Техника предупреждения конфликтов с родителями учащихся. Основные этапы подготовки собраний, характеристика этапов. Технология организации и проведения родительских конференций, диспутов, "круглых столов", организационно-деятельностных игр.

Основные понятия: модели современной семьи, форма работы с семьей, диагностический инструментарий, технология проведения основных форм работы.

Тема 15. Технология управления самовоспитанием школьников.

Самовоспитание в подростковом и юношеском возрасте. Личностный рост ребенка. Методы, приемы, средства самовоспитания. Стимулирование процесса самовоспитания. Роль идеалов в самовоспитании; мотивационная и организационная готовность к самовоспитанию (Кон И.С., Орлов Ю.М., Кочетов А.И. и др.). Основные этапы самовоспитания, их особенности. Технология коррекции и анализа. Контроль и самоконтроль в процессе самовоспитания. Программа самовоспитания. Психолого-педагогическая поддержка учащихся в процессе их работы над собой.

Основные понятия: самопознание, самовоспитание, самообразование, управление, стимулирование, контроль процесса самовоспитания, идеал личности и программа самовоспитания, мотивационная и организационная готовность к самовоспитанию.

Раздел 2. Управление образовательными системами.

Тема 1. Система образования в РФ. Управление ее развитием.

Общее понятие системы, ее признаки и свойства. Образовательные системы как разновидности социальных систем. Образование как система: гносеологический и социологический подходы.

Исторические этапы развития системы образования в России.

Реформы образования в 90-е годы. Закон РФ «Об образовании» (1992).

Цели, задачи, принципы российского образования.

Структура и особенности современной системы образования в России. Основное общее и профессиональное образование. Дополнительное образование.

Уровни и формы получения образования.

Непрерывное образование.

Государственно-общественная система управления образованием.

Инновационные процессы в управлении образованием. Демократизация и децентрализация. Федеральный и региональный компонент в управлении.

Проблема стандартизации образования.

Разработка концепций и программ дальнейшего развития и реформирования системы образования в РФ.

Тема 2. Тульская региональная система образования.

Региональный подход в образовании. Социально-экономические, политические, культурные и псиихолого-педагогические факторы регионализации образования.

Региональное и муниципальное образовательные пространства, их особенности.

Региональная система управления образованием. Компетенция органов местного самоуправления в области образования. Муниципальные органы управления образованием. Лицензирование образовательного учреждения.

Тульская программа развития региональной системы образования.

Общая характеристика системы образования в Тульском регионе. Дошкольное образование. Общее среднее образование. Профессиональное образование. Дополнительное образование.

Основные направления экспериментальной работы в школах.

Альтернативные учебные заведения Тульского региона.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 986; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.255.127 (0.041 с.)