По психологии для группы П-41 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По психологии для группы П-41



По психологии для группы П-41

Учебный год

специальность 2-01 02 01 Начальное образование

 

1.Представьте некоторые приёмы и способы, позволяющие учителю поддерживать самооценку учащихся. Приведите примеры

 

2.Опишите поведение ребёнка-холерика. Определите пути воспитания у него положительных качеств и умение сдерживать отрицательные проявления.

 

3.Психологическая задача.

Света (6 лет 2 мес.) посещает 1 класс. Она умеет читать, писать, любит танцевать, петь, декламировать. Мама гордится ею, а Света – сама собой. Как-то идя, домой вместе с мамой, девочка сказала: «Учительница меня ненавидит. Не хвалит. Мне дают задания трудней, чем другим, чтобы я не знала, как ответить. В детском саду было лучше».

Назовите возможные причины, повлиявшие на отношения Светы с учительницей

 

4.Составьте правила для учителя по развитию творческого потенциала учащихся.

 

5.Психологическая задача.

В каком случае учащиеся 1 класса лучше запомнят 10 картинок:

Если дать специальное задание запомнить картинки;

Если специального задания не давать, но предложить расклассифицировать картинки по определённому принципу.

Какими закономерностями это объясняется?

 

6. Прокомментируйте принцип «принимать ребёнка таким,

каков он есть». Подтвердите его конструктивность примерами из своих

наблюдений.

 

7. Обоснуйте, чем объясняется дословное запоминание и воспроизведение учебного материала в младшем школьном возрасте.

 

8. «…Умение слушать ребёнка – большое педагогическое искусство». (Сухомлинский В.А.)

Почему, чтобы понять ребёнка, необходимо эмпатийное слушание?

В чём его сущность? Каковы психолого-педагогические последствия неумения эмпатийно слушать ребёнка?

 

 

9.Опишите поведение ребёнка- флегматика. Определите пути воспитания у него положительных черт и умение сдерживать отрицательные проявления.

 

10.Сформулируйте рекомендации для родителей по проблеме взаимоотношений в семье.

 

11. Решите психологическую задачу.

Двое детей, 6 и 10 лет, были в планетарии, где слушали популярную беседу о движении планет по небосклону. Когда они вернулись домой старший, посмотрев на часы, был удивлён: он не думал, что уже так поздно. Младший такого удивления не проявил: ему казалось, что они были в планетарии очень долго.

Объясните наиболее вероятную причину такого разного отношения детей ко времени.

 

12.Сформулируйте рекомендации для учителя по управлению поведением, учитывая психологические и возрастные особенности младшего школьника.

 

13.Сформулируйте основные рекомендации для родителей, по данной проблеме.

Мама Коли (6лет) попросила посоветовать, что делать, чтобы сформировать положительное отношение сына к школе.

14.Представьте некоторые приёмы и способы, поддерживающие внимание на уроке. Приведите примеры из практики.

 

15.Опишите поведение ребёнка-сангвиника. Определите пути воспитания у него положительных черт и умение сдерживать отрицательные проявления.

 

16. Опишите поведение ребёнка-меланхолика. Определите пути воспитания у него положительных черт и умение сдерживать отрицательные проявления.

 

«…Умение слушать ребёнка – большое педагогическое искусство». (Сухомлинский В.А.)

Почему, чтобы понять ребёнка, необходимо эмпатийное слушание?

В чём его сущность? Каковы психолого-педагогические последствия неумения эмпатийно слушать ребёнка?

 

Эмоциональная культура учителя включает такое необходимое для него качество, как эмпатия.

Эмпатия – одно из важнейших свойств личности учителя, без которого невозможно полноценное общение с учениками, оптимальное решение стоящих перед ним педагогических задач.

Быть эмпатийным – это значит быть ответственным, активным, сильным и в то же время тонким и чутким. Эмпатия предполагает не только понимание, но и помощь другому. Помочь же ему мы сможем только в том случае, если сопереживание и понимание будут уравновешенны и не приведут к эмоциональной идентификации (отождествлению) себя с другим.

 

В общении с ребёнком на первый план выдвигается эмпатийное слушание учителя. Оно предполагает соблюдение следующих правил:

· проявлять искреннюю, а не деланную заинтересованность;

· быть, а не казаться внимательным;

· эмоционально поддерживать репликами, мимикой, жестами;

· стремиться проникнуть во внутренний смысл слов;

· не перебивать, давать полностью выговориться.

 

Эмпатийное слушание – предпосылка адекватности речевого поведения, педагога, оперативности его профессиональных реакций, предупреждение возникновение коммуникативных барьеров.

 

 

Прокомментируйте принцип «принимать ребёнка таким,

Каков он есть». Подтвердите его конструктивность

примерами из своих наблюдений.

 

В связи с распространением идей педагогики сотрудничества в учительской среде обретает сначала известность, а позже признание гуманистический принцип: «Принимать ребёнка таким, каков он есть».

Отдавая должное педагогам новаторам Ш.А.Амонашвили, В.Ф.Шаталову, С.Н.Лысенковой и многим другим разработчикам инновационных подходов к проблемам обучения и воспитания, следует отметить, что авторство в формулировании данного принципа принадлежит лидеру западной гуманистической психологии Карлу Роджерсу.

Если в традиционной педагогике доминирует оценочное восприятие учащегося, взгляд сквозь призму шаблонных школьных требований, то К.Роджерс считает оптимальной безоценочную тактику познания. Педагог может влиять на воспитанника, если позволяет тому быть самим собой и искренне уважает его личностное своеобразие. В основе такого отношения лежат сопереживание и благожелательность. Учитель, естественно, не может равнодушно реагировать на неэтичное поведение ребёнка. Однако поступок – случайный или сознательный – не расценивается как мерило личности растущего человека.

Первостепенное значение важно придавать доверительному общению и эмпатийному слушанию (позволяющему воспринимать внутренний мир другого человека).

Только принятие воспитанника таким, каков он есть, делает процесс сближения безболезненным и результативным. Коррекция «Я-концепции» воспитанника происходит благодаря включению внутренних личностных механизмов саморегуляции. Тактика насильственной перестройки структуры личности ребёнка всегда вызывает его протест и отчуждение, восприятие учителя не как друга, а врага.

Профессиональный долг учителя – принимать всех своих воспитанников: послушных и непослушных, трудолюбивых и ленивых, хорошо и плохо успевающих, красивых и непривлекательных, грубых и тактичных. «Непринятые» дети отвечают открытой или скрытой враждебностью, убегают с уроков, замыкаются в себе или конфликтуют по самому мелочному поводу.

Выдвинутый К.Роджерсом гуманистический принцип нацеливает педагога на осознание потребностей ребёнка и обеспечивает понимание и прогнозирование развития его личности.

 

 

 

Представьте некоторые приёмы и способы, позволяющие учителю поддерживать самооценку учащихся. Приведите примеры.

Самооценка – оценка человека своих качеств и возможностей, а также всей своей личности, определяющая его мироощущение, поведение по отношению к себе и во взаимодействии с другими.

 

Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходят в течение всей жизни человека. Большая роль в этом принадлежит учителю.

Вот некоторые приёмы и способы поддержания самооценки учащихся:

q Отказаться от правила часто и с нажимом подчеркивать способности одних, неуспехи других;

q Не «пилить» и не ругать при всём классе;

q Замечать даже маленькие успехи «слабых», но не подчёркивать это резко как нечто неожиданное;

q Называть детей по именам и добиваться этого в общении детей друг с другом;

q Чаще разговаривать с замкнутыми, «неинтересными» детьми;

q Исключить ситуации, способные вызвать у детей страх наказания;

q Научиться воспитывать через радость, доверие, уважение;

q Создавать атмосферу успеха, эмоционального благополучия;

q Уметь видеть за внешними поступками и действиями мотивы поведения, отношения, деятельности;

q Всё что происходит с детьми принимать всерьёз

 

Рекомендации по управлению поведением.

Учитель должен быть заботливым наставником и показывать пример. Для этого он поступает следующим образом.

1. Не отдаёт предпочтения одним ученикам перед другими, не имеет привычки к сарказму. Не ставит ребят в неловкое положение и делает ничего, что оскорбило бы их достоинство.

2. Относится к ученикам с уважением и любовью:

q Создаёт такие взаимоотношения с учениками, которые делают их восприимчивыми к положительному влиянию учителя;

q Помогает им успешно учиться;

q Приучает их к справедливости и порядочности;

q Так реагирует на неправильные или неполные ответы, что ученик не теряет чувства уверенности в себе и впредь не боится делать ошибки.

3. Подаёт хороший пример и осуществляет правильный подход к нравственному воспитанию:

q Обсуждает с учениками важные нравственные проблемы;

q Объясняет ученикам, почему нельзя лгать, воровать, задирать других, дразнить их обидными прозвищами;

q Учит соблюдать такие нравственные ценности, как честность и уважение к окружающим;

4. Занимается лично с каждым учеником:

q Старается обнаружить, укрепить и развивать способности каждого;

q Поощряет учащихся, советует, как лучше поступить в том или ином случае;

q Если это необходимо, лично помогает ученикам в сложных ситуациях

 

Психологическая задача.

 

В каком случае учащиеся 1 класса лучше запомнят 10 картинок:

· Если дать специальное задание запомнить картинки;

· Если специального задания не давать, но предложить расклассифицировать картинки по определённому принципу.

Психологическая задача.

 

Света (6лет 2 мес.) посещает 1 класс. Она умеет читать, писать, любит танцевать, петь, декламировать. Мама гордиться ею, а Света – сама собой. Как-то идя, домой вместе с мамой, девочка сказала: «Учительница меня ненавидит. Не хвалит. Мне дают задания трудней, чем другим, чтобы я не знала как ответить. В детском саду было лучше».

Назовите возможные причины, повлиявшие на отношения Светы с учительницей.

 

При поступлении ребёнка 6 лет в школу изменяется система отношений в межличностном общении. Отношения становятся более деловыми, тогда как в детском саду они были эмоциональными, личностными, индивидуализированными.

В 6-7 летнем возрасте преобладает внеситуативно-личностная форма общения. Ведущим мотивом являются личностные мотивы. Взрослый человек как особая человеческая личность побуждает ребёнка искать с ним контакты. Эта форма общения вводит ребёнка в мир социальных отношений и позволяет занять в нём адекватное место. Ребёнок постигает смысл человеческих отношений, усваивает нравственные нормы и ценности, правила социального взаимодействия.

В школе ребёнок оценивается по выполняемым делам. В примере со Светой учительница не учла этих различий в системе отношений, чем вызвала описанную реакцию девочки. Кроме того Света не была подготовлена к системе новых отношений. Следовательно, у девочки недостаточно сформирована социально-психологическая готовность к школе. На формирование социально-психологической готовности оказывают влияние те процессы, которые связаны со сферой общения со взрослыми (родителями, учителем). Общаясь и взаимодействуя со взрослыми, ребёнок начинает ориентироваться на определённые, сознательно принятые задачи, нормы, правила. Ребёнок понимает позицию взрослого как учителя и воспринимает условность его требований. При внеситуативно-личностном общении ярко проявляется внимание ко взрослому, умение слушать и понимать его слова.

Учителю важно:

· Учитывать социально-психологические особенности каждого ребёнка.

· Создавать определённый социальный микроклимат, подбирать различные занятия, в которых ребёнок мог бы реализовать своё притязание на признание.

· Помочь достигнуть успеха в той деятельности, от которой зависит положение ребёнка.

· Обращать внимание на собственную манеру общения.

Т. о. поступление в школу это значимый этап на жизненном пути личности. И, чтобы это событие оказалось позитивным, очень важно, чтобы ребёнок был готов к обучению в школе.

 

по психологии для группы П-41

Учебный год

специальность 2-01 02 01 Начальное образование

 

1.Представьте некоторые приёмы и способы, позволяющие учителю поддерживать самооценку учащихся. Приведите примеры

 

2.Опишите поведение ребёнка-холерика. Определите пути воспитания у него положительных качеств и умение сдерживать отрицательные проявления.

 

3.Психологическая задача.

Света (6 лет 2 мес.) посещает 1 класс. Она умеет читать, писать, любит танцевать, петь, декламировать. Мама гордится ею, а Света – сама собой. Как-то идя, домой вместе с мамой, девочка сказала: «Учительница меня ненавидит. Не хвалит. Мне дают задания трудней, чем другим, чтобы я не знала, как ответить. В детском саду было лучше».

Назовите возможные причины, повлиявшие на отношения Светы с учительницей

 

4.Составьте правила для учителя по развитию творческого потенциала учащихся.

 

5.Психологическая задача.

В каком случае учащиеся 1 класса лучше запомнят 10 картинок:

Если дать специальное задание запомнить картинки;

Если специального задания не давать, но предложить расклассифицировать картинки по определённому принципу.

Какими закономерностями это объясняется?

 

6. Прокомментируйте принцип «принимать ребёнка таким,

каков он есть». Подтвердите его конструктивность примерами из своих

наблюдений.

 

7. Обоснуйте, чем объясняется дословное запоминание и воспроизведение учебного материала в младшем школьном возрасте.

 

8. «…Умение слушать ребёнка – большое педагогическое искусство». (Сухомлинский В.А.)

Почему, чтобы понять ребёнка, необходимо эмпатийное слушание?

В чём его сущность? Каковы психолого-педагогические последствия неумения эмпатийно слушать ребёнка?

 

 

9.Опишите поведение ребёнка- флегматика. Определите пути воспитания у него положительных черт и умение сдерживать отрицательные проявления.

 

10.Сформулируйте рекомендации для родителей по проблеме взаимоотношений в семье.

 

11. Решите психологическую задачу.

Двое детей, 6 и 10 лет, были в планетарии, где слушали популярную беседу о движении планет по небосклону. Когда они вернулись домой старший, посмотрев на часы, был удивлён: он не думал, что уже так поздно. Младший такого удивления не проявил: ему казалось, что они были в планетарии очень долго.

Объясните наиболее вероятную причину такого разного отношения детей ко времени.

 

12.Сформулируйте рекомендации для учителя по управлению поведением, учитывая психологические и возрастные особенности младшего школьника.

 

13.Сформулируйте основные рекомендации для родителей, по данной проблеме.

Мама Коли (6лет) попросила посоветовать, что делать, чтобы сформировать положительное отношение сына к школе.

14.Представьте некоторые приёмы и способы, поддерживающие внимание на уроке. Приведите примеры из практики.

 

15.Опишите поведение ребёнка-сангвиника. Определите пути воспитания у него положительных черт и умение сдерживать отрицательные проявления.

 

16. Опишите поведение ребёнка-меланхолика. Определите пути воспитания у него положительных черт и умение сдерживать отрицательные проявления.

 

«…Умение слушать ребёнка – большое педагогическое искусство». (Сухомлинский В.А.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1391; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.213.209 (0.075 с.)