Формы направленности личности младшего школьника 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы направленности личности младшего школьника



Направленность младшего школьника выражается в его потребностях и мотивах.

У младшего школьника по-прежнему сильна потребность в игровой деятельности, это важно учитывать при организации учебной деятельности, превращая её по форме иногда в увлекательный игровой процесс. У младшего школьника сильна потребность в движениях, поэтому необходимо предоставить детям возможность больше двигаться. Для младшего школьника очень характерна потребность во внешних впечатлениях.

С первых дней обучения в школе у ребёнка появляются новые потребности:

· точно выполнять требования учителя, успешно овладевать новыми знаниями, умениями, навыками, приходить в школу с выполненными заданиями, потребность в хорошей отметке, в одобрении и контроле его действий со стороны взрослых, особенно учителя;

· потребность быть лучшим любимым учеником, потребность в постоянном общении с учителем, с товарищами по классу;

· стремление выполнять определённую общественную роль.

Ведущими для младшего школьника являются познавательные потребности. Развитие потребностей младшего школьника идёт в направлении всё большей их осознанности и самоуправляемости.

Среди разнообразных социальных мотивов главное место занимает мотив получения высоких отметок. Мотивация достижения нередко становится доминирующей и наряду с познавательными интересами это наиболее ценный мотив. Престижная мотивация менее распространена и характерна для детей с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями.

В мотивации достижения успеха отчётливо проявляется вторая тенденция – мотивация избегания неудачи. Это мотивация сопровождается тревожностью, страхом в оценочных ситуациях и придаёт учебной деятельности отрицательную эмоциональную окрашенность.

У неуспевающих детей возникает и особая компенсаторная мотивация. Это побочные по отношению к учебной деятельности мотивы, позволяющие утвердиться в другой области. Когда потребность в самоутверждении удовлетворяется в какой-то сфере деятельности, низкая успеваемость не становится источником тяжёлых переживаний ребёнка.

Внимание, его виды и свойства. Психологические особенности внимания младших школьников.

 

На человека воздействует множество внешних раздражителей, у него имеется ряд разнообразных потребностей. Из массы окружающих объектов он выделяет те, которые представляют для него интерес. Любая деятельность человека требует выделения объекта и сосредоточенности на нём. Это осуществляется с помощью внимания.

Внимание – это направленность и сосредоточенность психики (сознания0 человека на определённых объектах при одновременном отвлечении от других.

Основные функции внимания:

· отбор поступающей информации;

· удержание (сохранение) необходимой информации;

· регуляция и контроль протекания деятельности.

Виды внимания:

В зависимости от объекта:

  • внешнее (направленное на внешние окружающие предметы и явления);
  • внутреннее (направлено на собственные мысли, чувства, переживания).

В зависимости участия воли:

  • непроизвольное (непреднамеренное) внимание;
  • произвольное (преднамеренное) внимание;
  • послепроизвольное внимание.

Непроизвольное внимание – возникает без всякого намерения, без заранее поставленной цели и не требует волевых усилий.

Произвольное внимание – возникает вследствие сознательно поставленной цели и требует волевых усилий.

Послепроизвольное внимание – внимание возникающее на основе произвольного, после него, не требующее волевых усилий и сохраняющее направленность на основе возникновения интереса к самому процессу деятельности.

Основные свойства внимания: концентрация (удержание), устойчивость (длительность удержания), объём (количество одновременно воспринимаемых объектов), распределение (одновременно на несколько объектов), переключение (произвольное перемещение с одного объекта на другой).

 

Роль внимания в учебной деятельности велика. Уровень развития познавательной сферы младшего школьника позволяет ему сосредотачивать внимание на нужных действиях, но в тоже время часто ещё преобладает непроизвольное внимание. Поэтому для ребёнка в начальной школе характерна отвлекаемость. Внимание младших школьников характеризуется небольшим объемом и устойчивостью (10 -20 минут). Устойчивость небольшая (слабость тормозного процесса), отсюда теряется темп работы, наблюдаются пропуски букв. Также затруднено распределение внимания и его переключение с одного учебного задания на другое. Но благодаря учебной деятельности достаточно активно развивается произвольное внимание. Сначала школьник следует указаниям учителя и работает под его контролем, а затем начинает выполнять задания самостоятельно – сам ставит цель и контролирует свои действия. Когда появляется самостоятельный контроль, за ходом и результатами своей деятельности, тогда наблюдается проявление произвольности внимания.

Учителю важно помнить, что проблема внимания учащихся зависит от уровня мотивации учебной деятельности. Следует также учитывать закономерности любой интеллектуальной деятельности (нельзя долгое время «быть внимательным») и возрастные особенности.

 

Восприятие, его виды и свойства. Особенности восприятия младших школьников.

 

Восприятие даёт целостные образы предметов или явлений, обладающих рядом свойств. В отличии ощущения при восприятии человек познаёт не отдельные свойства предметов и явлений, а предметы и явления окружающего мира в целом. В основе восприятия лежат ощущения, но восприятие не сводится к сумме ощущений. Без ощущений невозможно восприятие. Однако кроме ощущений, восприятие включает прошлый опыт человека в виде представлений и знаний.

Восприятие – познавательный процесс, в ходе которого в психике происходит целостное отражение предметов и явлений при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств.

Часто, когда говорят о процессе восприятия, используют понятия «перцепция» или «перцептивный процесс».

Условно выделяют четыре составляющих восприятия: обнаружение, различения, индентификация (отождествление или сравнение) и опознание.

Всякое восприятие с одной стороны, включает двигательную активность, а с другой – сложную аналитико-синтетическую деятельность мозга.

Виды восприятия:

От наличия цели:

непреднамеренное (яркость необычность, нет цели, без участия воли), преднамеренное (целевая установка, осознанность, волевые усилия).

По форме отражения:

восприятия пространства (величина, форма, объём, удаленность);

восприятия движения (направления движения, скорость движения);

восприятия времени (имеет субъективный характер).

От преобладающей роли анализатора: зрительные, осязательные, обонятельные, вкусовые, кинестезические (двигательные) восприятия.

Свойства восприятия:

предметность (различение выделение предметов);

целостность (воспринимаем целостный образ);

константность (относительное постоянство воспринимаемых предметов); структурность (связь между элементами предмета);

осмысленность (связь с мышлением, понимание сущности предметов); избирательность (выделение одних объектов по сравнению с другими).

 

Восприятие младшего школьника отличается остротой, своего рода «созерцательной любознательностью», что связано с относительно преобладанием первой сигнальной системы. Малая дифференцированность: в начале учёбы школьники не точно или ошибочно могут писать сходные по начертанию буквы, не узнают одну и туже геометрическую фигуру, иначе расположенную на плоскости. Ещё довольно часто выделяют случайные детали, а существенные не замечают. Способны, не детализируя, воспринимать предмет в целом. В течение всего периода – выраженная эмоциональность восприятия: всё яркое, живое, наглядное воспринимается лучше.

На развитие восприятия большое влияние оказывает деятельность ребёнка. Учебная деятельность, игровая деятельность, рисование, различные виды конструктивной деятельности создают благоприятные условия для формирования способности к тонкой дифференциации свойств предметов. А также на развитие и проявление восприятия младших школьников оказывают влияние, как некоторые общие возрастные факторы, так и индивидуальные особенности каждого ребёнка.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1098; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.6 (0.009 с.)