Возрасты жизни в истории человечества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возрасты жизни в истории человечества



ПОЗДНИЙ ВОЗРАСТ

И СТРАТЕГИИ ЕГО ОСВОЕНИЯ

Издание 2-е, дополненное

Рекомендовано Редакционно-издательским Советом

Российской Академии образования к использованию

в качестве учебно-методического пособия

Москва 2 0 0 3

 


ББК 88.37 Г 55

Главный редактор Д. И. Фельдштейн

Заместитель главного редактора С. К. Бондырева

Члены редакционной коллегии:

A. А. Бодалев

Л. П. Кезина

А. И. Подольский Г.

А. Бордовский

М. И. Кондаков

В. А. Поляков

B. П. Борисенков

В. Г. Костомаров

В. В. Рубцов

C. В. Дармодехин

О. Е. Кутафин

Э. В. Сайко

А. А. Деркач

В. С. Леднев

В. А. Сластенин

Ю. И. Дик

В. И. Лубовский

И. И. Халеева

А. И. Донцов

Н. Н. Малафеев

В. М. Тиктинский- Шкловский

И. В. Дубровина

Н. Д. Никандров

 

Рецензенты: доктор социологических наук Т. Л. Александрова (Российский государственный профессионально-педагогический университет); доктор психологических наук, профессор В. П. Прядеин (Уральский государственный педагогический университет)

Г 55 Глуханюк Н. С, Гершкович Т. Б.

Поздний возраст и стратегии его освоения. Издание 2-е, дополненное - М.: Московский психолого-социальный институт, 2003, 112 с.

ISBN 5-89502-589-7

В книге представлены основные возрастно-временные характеристики человека, их детерминанты и стратегии поведения в пожилом и старческом возрасте. Рассматривается готовность к освоению возрастно-временных изменений как основа толерантного отношения к старению. Предлагаются психотехнологии работы с людьми пожилого и старческого возраста.

Для психологов, геронтологов, социальных работников и широкого круга читателей, интересующихся особенностями развития на поздних этапах жизненного пути.

© Московский психолого-социальный институт, 2003 © ООО «Полиграф Центр», 2003


Содержание

Введение....................................................................................................................................... 4

Глава 1. ВОЗРАСТ КАК ОБЪЕКТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ........ 7

1.1. Возрасты жизни в истории человечества..................................................................... 7

Возрастные представления и мифология первобытного общества и древних цивилизаций 9

Понимание возраста и философия Античности........................................................ 11

Возраст и его магическое истолкование в Средние века........................................ 13

К научным представлениям о возрасте..................................................................... 15

1.2. Возраст и человек.......................................................................................................... 17

1.3. Возраст, социум, культура........................................................................................... 18

1.4. Понятие возраста в современной науке...................................................................... 19

1.5. Антропологическое изучение возраста....................................................................... 22

1.6. Изучение возраста в социологии................................................................................. 24

1.7. Психология о возрасте.................................................................................................. 25

Глава 2. СТАРОСТЬ И СТАРЕНИЕ........................................................................................ 30

2.1. Общие закономерности и теории старения. Виды старения в геронтологии......... 31

2.2. Место старости в общей картине жизненного пути человека.................................. 33

2.3. Психологическая характеристика старости............................................................... 34

Глава 3. СТРАТЕГИИ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СТАРЕНИЮ......................... 37

3.1. Типология стратегий отношения к старению.............................................................. 37

3.2. Исследование готовности к освоению возраста как основания толерантного к нему отношения 41

Глава 4. ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ.......................................... 44

4.1. Основные направления помощи пожилым людям..................................................... 44

Технологии взаимодействия консультанта с пожилым клиентом.......................... 45

4.2. Возрастно-психологическое консультирование........................................................ 45

4.3. Семейное психологическое консультирование......................................................... 47

4.4. Профориентационное психологическое консультирование..................................... 48

4.5. Индивидуальное психологическое консультирование............................................. 49

4.6. Психотерапевтические методы мотивирования жизненной активности в пожилом и старческом возрасте....................................................................................................................................... 50

Биографический метод................................................................................................ 51

Мемуаротерапия........................................................................................................... 52

Арт-терапия................................................................................................................... 53

Кинотерапия................................................................................................................... 54

Музыкальная психотерапия........................................................................................ 54

Схема определения эмоций, выражаемых музыкой, в зависимости от темпа музыки и лада 55

Заключение................................................................................................................................ 56

Приложение. ОПРОСНИК «ГОТОВНОСТЬ К ВОЗРАСТНЫМ ИЗМЕНЕНИЯМ».......... 57

Приложение. Бланк ответов к опроснику «Готовность к возрастным изменениям» 58

Библиография........................................................................................................................... 61

 


Введение

Старение не является уникальной особенностью нашего времени, но лишь в последние 100 лет оно стало обычным явлением. Установлено, что в древности и в Средние века старость была чрезвычайно редка и вплоть до XVII века лишь 1 % людей достигал 65-летнего возраста. К началу XIX века этот показатель вырос примерно до 4 %. Сегодня относительная доля и абсолютное число престарелых граждан во всем мире стремительно растут, а проблемы старости и старения становятся глобальными. По данным ООН, в 1950 году в мире было 214 млн человек старше 60 лет; к 2025 году прогнозы обещают 1100 млн. Численность пожилых людей за это время возрастет в 5 раз, тогда как население планеты увеличится лишь в 3 раза. В связи с этим можно говорить о «старении» общества. В России, по тем же данным, 25 % населения старше 50 лет и относительная численность пожилых людей все возрастает.

Между тем как в России, так и за рубежом можно наблюдать самые различные проявления интолерантного, нетерпимого отношения к старости и старению. Среди них особенно выделяются следующие:

1. Нетерпимость к лицам пожилого и старческого возраста со стороны молодого поколения и/или общества в целом, проявляемая в различных формах. В зарубежной литературе сегодня используется понятие «эйджизм» - социальная установка, заключающаяся в неоправданно высокой оценке молодости и дискриминации старых людей.

2. Неприятие факта собственного старения лицами пожилого и старческого возраста, связанное с ухудшением состояния здоровья, «выключением» из активной социальной и профессиональной жизни, использованием непродуктивных стратегий адаптации к поздним периодам жизни.

3. Неприятие факта своего будущего старения лицами молодого и среднего возраста. Многие молодые люди считают перспективу старения настолько мрачной, что предпочитают вообще ничего не знать об этом. Они боятся утратить энергию, независимость, гибкость, сексуальность, физическую подвижность, память и даже интеллект, тогда как еще во времена Цицерона убедительно доказывалось, что старение не обязательно сопровождается потерей этих качеств.

Существование и развитие человеческой культуры убеждает, что терпимость (толерантность) в качестве морального основания для построения человеческих отношений сохраняет свою значимость постоянно. При этом толерантность не фигурирует активно в обыденном сознании, хотя законы человеческого мира и подразумевают ее как необходимое условие выполнения правил корректного поведения. В обширной литературе, посвященной роли этико-культурных ценностей в целом, категория толерантности употребляется, как правило, в качестве сопутствующей. Выделение феномена терпимости в большинстве работ оказывается затруднительным, так как фактический ее механизм описывается с помощью синонимов или операционально.

Интерес к анализу ценностной значимости толерантности обеспечивается не только социальным заказом на современном этапе развития нашего общества, но и поиском универсальных, «все-временных» механизмов построения человеческих отношений. Толерантность в истории культуры выполняет функцию идеальной модели формирования взаимоотношений в обществе. Поэтому оказывается закономерным наличие рассогласования между декларативным и действительным поведенческим вариантами принятия данной ценности (Е. В. Швачко, 2000).

Анализ толерантности можно вести в самых разных системах отсчета, с различных позиций. Во-первых, это филогенетические аспекты проблемы. Во-вторых, социогенетические аспекты, представляющие толерантность на исторических перекрестках разных культур. В-третьих, это толерантность в персоногенезе, то есть в индивидуальном развитии жизненного пути человека. Наконец, в-четвертых, это педагогические аспекты толерантности (А. Г. Асмолов, 2000).

Проблема толерантности является междисциплинарной, и ее изучение сопряжено с обычными в таком случае трудностями. Понятие «толерантность» имеет слишком широкое толкование.

При философском осмыслении толерантность анализируется в рамках проблемы «Я и Ты», в аксиологическом и деятельностном аспектах. В контексте первого подхода толерантность понимается как способ преодоления разъединенности людей, вызванной отчужденным характером отношений в обществе, посредством достижения душевного и духовного единства. В данной плоскости толерантность обнаруживает свою сложную, диалектически раздваиваемую сущность: как феномен душевности она проявляется в форме эмоционально-чувственных переживаний, а в сфере духовного характеризует рационально осмысленное содержание ценностного сознания индивида. В целом же в аксиологическом аспекте толерантность предстает в качестве общечеловеческой ценности, которая на данном этапе общественного развития имеет тесную связь с институтом прав и свобод человека.

Деятельностный подход воплощается в анализе толерантности в аспекте общения, в котором толерантность выступает явлением, определяющим становление процесса общения и его результат. В данном проявлении толерантность представляет собой начало и способ процесса общения, целью которого выступает достижение духовной общности взаимодействующих индивидов (общности интересов, ценностей, установок) путем сотрудничества, диалога, компромисса.

Этический срез проблемы толерантности подчеркивает близость данного понятия с категориями плюрализма и ненасилия и закладывает основу для личностно ориентированного подхода в педагогическом анализе обозначаемого им явления, поскольку определяющее значение в этическом аспекте имеет трактовка толерантности как моральной добродетели, состоящей в сознательном отношении к другому как к свободной равнодостойной личности.

В рамках педагогики толерантности последняя предстает комплексным личностным качеством, подлежащим целенаправленному формированию в ходе процессов обучения, воспитания и самовоспитания и состоящим в высоком уровне знаний, умений и навыков уважительного отношения к «другому» в ходе межличностного взаимодействия и общения; владении нравственными принципами и приемами общения; способности к целостному восприятию «другого» с пониманием его отличительных характеристик как проявлений его индивидуальности и неповторимости; готовности к критическому диалогу с «другими»; отказе от претензий на собственную непогрешимость и исключительность; способности к компромиссу и готовности частично поступиться собственными интересами для преодоления и предотвращения конфликта; в способности к критическому отношению к себе как к «другому» для дальнейшего личностного самосовершенствования (Я. Ф. Комогоров, 2000).

Анализ психологических аспектов проблемы толерантности приводит к ее пониманию как психологической установки, представляющей собой познавательную, эмоциональную и волевую готовность индивида к поиску объединяющих его с взаимодействующим субъектом (значимым «другим» или «другими») характеристик - чувств, представлений, ценностей и так далее, а также пониманию толерантности как осознанной идентификации образа Я и претворенного в сознании индивида образа «другого» на основе интериоризованных этических принципов общения для преодоления конфронтации и индифферентности (А В. Петровский, 1996). Кроме этого, толерантность выступает в качестве определяющего фактора формирования положительной системы представлений человека о самом себе (Р. Бернс, 1993).

Анализ феномена толерантности с общетеоретических позиций позволяет сделать вывод о том, что данное явление свойственно всем сферам человеческого существования и рассматривается в качестве предмета изучения во многих областях знаний о человеке. Внимание исследователей обычно привлекают аспекты, связанные с межэтническим и межконфессиональным взаимодействием; не менее важна толерантность в профессиональных, тендерных, экономических, региональных, возрастных и других отношениях. Толерантность, таким образом можно представить как генерализованную диспозицию, имеющую самый широкий круг проявлений (Д. А. Леонтьев, 1999).

В современном человекознании имеют место две противоположные точки зрения о природе толерантности и необходимости ее формирования. Первая, традиционная, состоит в том, что толерантность - комплексное личностное качество, которое необходимо целенаправленно формировать. Вторая точка зрения, представленная недавно на научной конференции «Толерантность - норма жизни в мире разнообразия», предполагает, что толерантность присуща человеческой природе, ей не нужно специально обучать, необходимо лишь устранять те препятствия, которые, формируясь в опыте, мешают ей проявляться. Толерантность - адаптивная составляющая человеческой психики, однако она подвергается разного рода фрустрациям; именно в таком контексте видится обширное поле распространения идей толерантности и формирования соответствующих установок (см.: Г. У. Солдатова, 2002).

На каких бы позициях относительно формирования толерантности ни стоял исследователь, нельзя не признать, что одной из задач современной психологии толерантного/интолерантного общения является определение устойчивых, стабильных характеристик личности как субъекта взаимодействия, формирующихся в координатах общего культурно-, историко- и социально-психологического пространства развития общности.

Предметом нашего исследования является толерантность к старению. Данная форма проявления толерантного сознания практически не изучена, и тем большую актуальность приобретает обозначенная выше задача поиска стабильных личностных характеристик, являющихся предпосылками толерантности к старению. В качестве такой предпосылки мы рассматриваем готовность к освоению возрастно-временных изменений как интегративное психическое образование, определяющее осознание личностью факта собственного старения, толерантное отношение к нему и проявляющееся в активном поиске продуктивных стратегий адаптации к этому процессу.

Поддержка данного проекта была осуществлена программой «Межрегиональные исследования в общественных науках», Институтом перспективных российских исследований им. Кеннана (США), Министерством образования Российской Федерации за счет средств, предоставленных корпорацией Карнеги в Нью-Йорке (США), фондом Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров (США) и институтом «Открытое общество» (фонд Сороса). Точка зрения, выраженная в данном исследовании, может отличаться от позиций, которых придерживаются вышеперечисленные благотворительные организации.


Глава 1. ВОЗРАСТ КАК ОБЪЕКТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Многие науки пришли к пониманию того, что социальные и культурные свойства человека неотделимы от его биологических характеристик, к осознанию этого единства, обусловленного тем, что на ранних стадиях социогенеза биологическое являлось той единственной основой, на которой формировались социальные свойства человека.

Это особенно четко отражалось в феномене возраста. Ведь обретение определенного биологического статуса в процессе взросления почти автоматически совпадало с получением нового социального статуса. Таким образом, уровень биологического развития индивида коррелировал с предписанными ему социальными функциями.

В процессе социогенеза биологическое и социальное в человеке все более расходятся, но никогда полностью не утрачивают своей взаимосвязи.

Рассматривая толерантность как моральное основание построения человеческих отношений в процессе развития социума и культуры, мы сосредоточим внимание на форме, в которой реализуются те или иные общественные явления в определенном социуме. Возраст - это универсальное социальное явление, так как везде люди рождаются, взрослеют, стареют и умирают, но в каждом конкретном социуме, соответственно культуре, это происходит по-разному. Для каждой культуры, каждого общества характерны свои представления о возрастном процессе, о качестве и количестве выделяемых возрастных этапов - периодов, фаз, ступеней, о социальных позициях - характеристиках, свойствах индивида, соответствующих тому или иному возрасту.

Кросс-культурный анализ позволяет нам выделить универсальные закономерности возрастного процесса, его взаимодействие с другими элементами социальной организации - социально-ролевыми, властными, брачно-семейными и другими отношениями.

Претендуя на интегральное исследование человека, мы обратились к различным дисциплинам, в зону интересов которых входит проблема возраста - к антропологии, социологии, психологии. В данной главе коротко представлены подходы, характерные для этих научных дисциплин в сфере изучения возраста, а также определены точки их соприкосновения.

Но прежде чем перейти к научному анализу феномена (здесь мы будем следовать логике А. В. Толстых (см.: А. В. Толстых, 2000)), рассмотрим формирование представлений о возрасте в историческом контексте.

Возраст и человек

Переживания, связанные с возрастом, глубоко пронизывают эмоциональную сферу человека, начиная с детства и заканчивая старостью. Острота психологических переживаний усугубляется предположением о собственной аномальности, если идентификационные признаки возраста не появляются вовремя.

Именно возрастом определяются главные вехи нашей жизни: поступление в школу, получение паспорта, уход на пенсию и т. п. Возрастные этапы становятся главным мерилом жизненного пути. Однако возраст характеризуется не только внутренними переживания; он служит для нас важнейшим источником информации о других людях - прежде всего тех, с кем мы вступаем в социальные взаимодействия. Вопросом «Сколько этому человеку лет?» мы задаемся очень часто в связи с различными жизненными ситуациями и событиями: когда обращаемся к врачу или финансовому эксперту; когда голосуем за кого-либо или, собираясь сменить место работы, пытаемся уяснить характер будущего начальника.

Главным побудительным мотивом выяснения возраста других людей является соотнесение полученных сведений с представлениями о возрастных параметрах той или иной социальной роли. Эти представления детерминированы культурой, которая формирует устойчивые ментальные стереотипы относительно ценности присущих данному обществу реалий; при этом возраст является важнейшей характеристикой, обусловливающей их ценность. Примером может служить наличие возрастного эталона для действительных членов российских академий наук или государственных лидеров (В. В. Бочаров, 2001).

Но не только культура определяет наши ожидания и оценки относительно возрастных свойств социальных ролей и статусов. На основе возрастного принципа государство регулирует многие сферы человеческой деятельности, четко фиксируя возрастные границы некоторых социально-профессиональных ролей, нормируя школьный, брачный, пенсионный возраст и т. п. При этом уровень биологического или психического развития человека может не совпадать (отставать/опережать) с предписанной ролью.

Феномен возраста детерминирует многие сферы жизнедеятельности современного человека, поскольку именно в нем отражены био- и социокультурные аспекты человеческой сущности. С одной стороны, каждый аспект имеет свои детерминанты и эффекты возраста, с другой - все они взаимосвязаны. Возрастные переживания обусловлены биологическим развитием индивида, в котором выделяются следующие основные этапы: рождение, развитие, зрелость, смерть. Этот путь проходит любой человек как индивид, как биологическое существо, но временная протяженность данных периодов индивидуальна.

С биологической эволюцией тесно связаны психическое развитие человека, становление его эмоциональной, интеллектуальной сфер и личности в целом. Корреляция биологического и психологического развития не вызывает сомнения у ученых, но, на наш взгляд, она не столь жесткая, как принято считать. Данные процессы могут протекать с различной скоростью, в результате чего психические процессы и свойства человека отстают или опережают биологическое развитие; такого рода асинхрония детерминируется социальными и культурными факторами. В то же время психобиологическое развитие определяет процесс социализации, например: мужчина не может стать главой семьи, не созрев для этого в биологическом плане, продвижение в административно-государственной иерархии регламентировано психическим развитием.

В свою очередь, социальное развитие человека может идти вразрез с культурными представлениями конкретного общества. Помимо социально-возрастного регулирования, в большей степени осуществляемого государством, каждый социум, по словам В. В. Бочарова, имеет свое культурное «возрастное расписание» жизненного пути человека, которое строится на сложившихся в нем традициях, причем оно вполне может и не совпадать с государственным «графиком» (В. В. Бочаров, 2001).

Кроме этого, у каждого человека есть собственное представление о возрастных ступенях на жизненном пути, которое определяется принадлежностью к той или иной субкультуре, пониманием социально-возрастных ролей, которые он должен сыграть в своей жизни. Вероятно, они будут различными у детей финансовой элиты, представителей творческой интеллигенции или потомственных строителей.

Таким образом, индивидуальный возрастной процесс в современном обществе включает в себя биологический, психологический, социальный и культурный процессы развития, которые имеют собственные детерминанты и эффекты и безусловно связаны между собой. Поэтому адекватная возрастная идентификация человека происходит при пересечении траекторий данных процессов, которые протекают с различной скоростью. Постоянной величиной остается лишь хронологический возраст.

Исходя из сказанного часто задаваемый вопрос «А сколько же тебе (ему, мне) лет?» следует понимать как попытку установить соотношение между различными процессами развития человека. И возникает он лишь в случае, когда человек испытывает затруднение в идентификации возраста себя или другого. При этом он стремится выяснить хронологический возраст, которому в культуре современного общества соответствует определенный «нормальный» уровень психобиологического и социокультурного развития. Каждая культура имеет свои эталоны «нормального» развития человека, которые подвержены изменениям под воздействием социальных перемен.

Таким образом, под индивидуальным возрастным процессом мы понимаем онтогенез, который неотделим от социальных и культурных изменений, воздействующих на него. А индивидуальный возраст есть продукт взаимодействия биологического взросления, психологического развития и изменений в культурной и социальной средах. Изучение его имеет важное значение не только и не столько для понимания индивидуального поведения человека, сколько для формирования толерантного отношения к освоению собственных возрастных характеристик и принятию их в соответствии с возрастом других людей.

Возраст, социум, культура

Возраст является важной переменной как для понимания и прогнозирования индивидуального поведения, так и для функционирования и развития общества в целом. Поскольку социум представляет разновозрастную структуру, в нем существуют элементы возрастной стратификации. Взаимоотношения людей определяются временными границами пребывания в рамках тех или иных социальных институтов, причем важную роль в процессе социального возрастного регулирования играет государство.

Положение различных возрастных слоев в разных социумах неодинаково, оно зависит от социально-экономического развития, режима функционирования и культуры. Например, доминирующее положение старших поколений характерно для ранних стадий социогенеза или для обществ с низкой динамикой социальных изменений, а также для конфуцианско-азиатской культуры.

В современных развитых информационных обществах динамично меняются общественные реалии, и возрастает роль молодежи, как более адаптируемой возрастной группы. В каждом социуме существуют различные возрастные поколения с разным социальным опытом. Но не только социальная среда влияет на формирование поколения, но и поколение, сформировавшись под воздействием определенной среды, может со временем существенно повлиять на вектор ее эволюции. Поэтому вполне закономерна озабоченность тех, кто предвидит негативные перспективы для России в недалеком будущем, когда к власти придут сегодняшние дети, выросшие в атмосфере духовной и культурной амбивалентности.

Возрастная стратификация в любом обществе зависит от уровня его развития и опосредована культурой. Культурой, в частности, определяется и количество выделяемых возрастов. Например, в США прошлого века не выделялся период юности, так как дети очень рано начинали работать, то есть становились взрослыми. Общественные закономерности, связанные с появлением и взаимодействием разновозрастных когорт, необходимо исследовать с помощью кросс-культурного анализа, поскольку возрастной процесс может быть понят только с социокультурной точки зрения.

Возраст является важным социокультурным и биологическим феноменом. Его анализ необходимо строить с учетом следующих положений.

1. Возрастной процесс нельзя исследовать вне социальных, культурных и исторических изменений, так как люди рождаются, развиваются и стареют не в вакууме. Поэтому следует изучать не только отличительные признаки различных возрастных групп, детерминированные различными социокультурными условиями, но и изменения социума под влиянием этих возрастных различий.

2. Возраст может быть понят только в контексте его социокультурной вариативности - как в пределах одного социума, так и на кросс-культурном уровне.

3. Возраст можно изучать только в рамках анализа всего жизненного пути человека, а не какой-либо его части. Возрастной процесс начинается с рождения и заканчивается смертью, а не начинается в какой-то особенный момент. К тому же в социуме люди всех возрастов взаимосвязаны между собой.

4. Индивидуальный возрастной процесс представляет собой комплексное взаимодействие биологического и психологического развития, которое происходит в изменяющейся социокультурной внешней среде (В. В. Бочаров, 2001).

В настоящее время проблема возраста изучается рядом научных дисциплин, в ее изучении уже сформировались свои научно-исследовательские стратегии.

Психология о возрасте

Психология как наука, изучающая человека, не может игнорировать одну из важнейших его характеристик - возраст. С другой стороны, ни один из аспектов прикладной психологии немыслим без знания возрастных особенностей человека, сенситивных и критических периодов его развития, специфических проблем, возникающих на каждой из возрастных стадий. Кроме того, важнейший принцип всей психологической науки - принцип развития, предполагающий изучение любого явления в процессе его зарождения, становления и развития, наиболее полное выражение нашел именно в психологии возраста.

Само развитие человека рассматривается в психологии как единство процессов онтогенетической эволюции и жизненного пути. Традиционно в возрастной психологии используется комплексный подход, в котором намечены контуры психологии развития как единой системы знаний, охватывающей все стадии человеческого развития - от рождения до последних мгновений жизни - и изучающей каждый момент развития в единстве и взаимопереплетении свойств человека как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности. Это позволяет понять физическое, психическое, личностное развитие человека в социальном, историческом, культурном контекстах.

Для современной психологии, изучающей возрастные характеристики человека в контексте развития, очень важны практические

аспекты, позволяющие анализировать факторы психического развития, учитывая их значимость и дискуссионность. В качестве одного из специфических факторов такого рода в последние годы выделяется фактор социальной и эмоциональной депривации.

Современная психология представляет возрастное развитие человека как процесс, имеющий стадиальный характер, проходящий через определенные периоды, кризисы. Вместе с тем проблема периодизации недостаточно разработана; дискуссионными представляются предлагаемые сегодня подходы и основания для выделения этапов, периодов и фаз (В.А.Ганзен, Л. А. Головей, 2001; Е. Erikson, 1968). Одно из направлений исследований возраста - это поиски и описание характеристик основных периодов развития на каждом этапе человеческой жизни.

Наиболее полно система возрастной психологии отражена в работах Б. Г. Ананьева, который рассматривает проблему индивидуального развития человека как одну из фундаментальных проблем естествознания и психологии. Автор предлагает изучать возрастные особенности во взаимосвязи с половыми, типологическими и индивидуальными особенностями, от которых их можно отделить лишь весьма относительно. Все это затрудняет выделение возрастных особенностей для специального исследования. Исключение составляют только самые ранние этапы человеческой жизни, когда возрастные особенности выступают в более частном виде, а типологические и индивидуальные модификации развития еще слабо выражены.

Одним из главных вопросов развития человека является вопрос о соотношении возрастных, типологических и индивидуальных особенностей и об изменяющихся и противоречивых взаимосвязях между ними. Установлено, что индивидуальное развитие. с возрастом приобретает все более своеобразный индивидуализированный характер. Исследуя возрастную динамику, особенности отдельных периодов и взаимосвязи между ними, нельзя абстрагироваться от жизненного пути человека, истории его индивидуального развития в разнообразных общественных связях и опосредованиях. Общие для всех людей возрастные периоды жизни (от младенчества до старости) характеризуются признаками соматического и нервнопсихического развития (Б. Г. Ананьев, 1957).

Наиболее слабо разработана в психологической науке проблема перехода от одной возрастной стадии развития к другой. Это связано, на наш взгляд, с тем, что дифференциация психологических знаний о возрастных особенностях, имеющая несомненное исследовательское значение, не сопровождается в должной мере интеграцией и синтезом этих знаний. Данная проблема имеет огромное значение для создания технологий формирования человека от рождения до зрелости и является не только психологической, но и педагогической и управленческой, поскольку выявление наиболее эффективных средств формирования интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфер личности и сознательного регулирования человеком своей деятельности представляет собой актуальную задачу современной социальной практики.

В психологии используется генетический подход как основа теории индивидуального развития, который заключается в описании закономерностей формирования человека в процессе его воспитания, образования и обучения. Но формирование человека от рождения до зрелости не исчерпывает всего цикла индивидуально-психического развития. Остаются вопросы, чем психологически характеризуется человек после наступления физической, гражданской и умственной зрелости, какие возрастные периоды существуют в огромном диапазоне зрелости (взрослости), чем определяется творческая активность взрослого человека, на которые пытается ответить новая отрасль психологии - акмеология.

В общей психологии традиционно исследователи психических функций, процессов и состояний абстрагируются от возраста еще в большей мере, чем от типологических и индивидуальных особенностей личности взрослого человека. Абстрагирование от возрастных изменений в этот основной период человеческой жизни не случайно, так как связано с некоторыми метафизическими предрассудками о зрелости как своего рода «психической окаменелости» (Клапаред), как о состоянии, характеризуемом ранее сложившимися механизмами и свойствами психического склада личности (Б. Г. Ананьев, 1957).

Долгое время в психологии ранние возрасты (младенчество, детство, юность) рассматривались как резко отличные друг от друга динамические стадии развития, а взрослость - как некое сплошное статическое состояние, качественно не изменяющееся до наступления старости. В настоящее время подобные подходы изучаются в контексте истории исследования возраста. Современное общество заинтересовано в выявлении психических ресурсов, повышении уровня творческого потенциала и повышении работоспособности человека на протяжении всей его сознательной жизни. Поэтому усиливающийся интерес к проблемам возраста обусловлен научным обоснованием таких практических задач, как профотбор, профессиональная ориентация и переориентация на разных возрастных ступенях, включая пожилой возраст, улучшение профессиональной подготовки в зрелые годы и повышение уровня профессионализма в течение всей трудовой жизни человека.

Требования социальной практики, предъявляемые к психологии возраста, обуславливают ее сближение с медициной, педагогикой, акмеологией и другими науками, изучающими человека. Решение данных актуальных задач возможно лишь с применением интегрального подхода к индивидуальному развитию человека, предполагающего исследование закономерностей и основных характеристик, раскрывающих временную структуру онтогенеза психики. Стратегия поиска возрастных различий должна учитывать относительный характер возрастного фактора, который выражен неодинаковым образом не только в развитии различных подструктур и функций человека, но и на отдельных этапах человеческой жизни.

Малоизученной областью является проблема личностной организации времени, деятельности и жизни в целом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 361; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.8.110 (0.05 с.)