Нормативное регулирование налогового учета. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нормативное регулирование налогового учета.



 

Необходимость ведения налогового учёта в организациях продиктована тем, что исчислить налоговую базу только по правилам ведения бухгалтерского учёта в настоящее время невозможно.

Налоговый учет представляет собой систему регистрации и обобщения информации о совершаемых налогоплательщиком однородных операциях, приводящих к возникновению доходов или расходов, учитываемых в определенном положениями Кодекса порядке при исчислении налоговой базы текущего или будущих периодов.

Принципы - правила ведения налогового учёта, закреплённые в учётной политике в разделе налогового учёта и в инструкции по ведению налоговых регистров, карточек, расчётов и отчётов (применение разных измерителей, документирование и систематизация операций, инвентаризация остатков НЗП и готовой продукции, оценка имущества и др.).

Основными принципами построения системы налогового учёта являются:

- максимальное сближение финансового и налогового учёта;

- устранение избыточности налогового учёта;

- использование методов бухгалтерского учёта для разработки методов налогового учёта.

Основными задачами налогового учета являются формирование полной и достоверной информации о порядке формирования данных о величине доходов и расходов организации, определяющих размер налоговой базы отчетного налогового периода в порядке, установленном главой 25 НК РФ, а так же обеспечение этой информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью расчетов с бюджетом по налогу на прибыль.

Учет организуется таким образом, чтобы обеспечить непрерывное отражение в хронологическом порядке фактов хозяйственной деятельности, которые в соответствии с установленным налоговым Кодексом порядком влекут за собой или могут повлечь изменение размера налоговой базы.

Порядок документооборота и последовательность выполнения операций по формированию показателей налогового учета, а так же формы представления данных на бумажных носителях определяется налогоплательщиком самостоятельно.

Организация системы налогового учета подразумевает определение совокупности показателей, прямо или косвенно влияющих на размер налоговой базы, критериев их систематизации в регистрах налогового учета, а так же порядка ведения учета, формирования и отражения в регистрах информации об объектах учета.

 

Ответственность за организацию налогового учета на предприятии и его руководство несет руководитель предприятия, через неукоснительное обеспечение выполнения всеми подразделениями и службами, работниками организации, имеющими отношение к учету, требований финансово-экономической (бухгалтерской) службы в части порядка оформления и представления для учета документов и сведений. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации и отвечает за формирование учётной политики, в том числе в части налогового учёта.

 

7. Регистры налогового учета: определение, содержание, варианты ведения.

 

Федеральным Законом № 10-ФЗ Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - НК РФ) дополнен главой 25 "Налог на прибыль организаций", которая вступила в силу с 1 января 2002 г. и которая предписывает организациям, наряду с бухгалтерским учетом, вести еще и налоговый учет (ст. 313 НК РФ). Согласно НК РФ налогоплательщик должен самостоятельно организовать систему налогового учета.

В статье 314 НК РФ сформулированы требования к формам регистров налогового учета и порядку отражения в них аналитических данных налогового учета, которые также должны быть разработаны налогоплательщиком самостоятельно.

19 появились описания регистров налогового учета, разработанные специалистами МНС РФ. Всего сотрудники МНС РФ разработали и привели описания для 51 регистра. Для каждого регистра приведен перечень реквизитов (от 4-х до 26-и). Для каждого реквизита приводится наименование и источник информации, т.е. откуда должна браться информация, которая должна отражаться в этом реквизите: из первичного документа, из другого регистра или вычисляться расчетным путем. Разумеется, как набор регистров, так и перечень реквизитов в каждом из них, являются примерными, рекомендуемыми. Каждая организация, исходя из специфики своей деятельности или особенностей организации учета, может, как дополнить приведенный список регистров разработанными самостоятельно регистрами налогового учета, так и любой из приведенных регистров дополнить необходимыми для этой организации реквизитами. А также, наоборот, не использовать какие либо регистры, или реквизиты в них, если специфика деятельности организации такова, что у нее нет объектов учета, которые должны отражаться в этих регистрах.

Хотя разработанные специалистами МНС РФ описания регистров налогового учета представляют для бухгалтеров большое подспорье при самостоятельной организации налогового учета, тем не менее, они требуют некоторой доработки, чтобы превратить каждое из описаний в привычную для бухгалтеров форму ведомости или разработочной таблицы. Автор проделал эту работу и превратил эти описания в ведомости, графы которых представляют собой приведенные в описаниях реквизиты, а в строках которых должна помещаться информация об объектах учета. Выражаем надежду, что разработанные регистры налогового учета в виде табличных форм окажут помощь бухгалтерам при организации ведения налогового учета на своем предприятии.

Анализ приведенных регистров налогового учета показывает, что каждый из регистров представляет собой по сути оборотно-сальдовую ведомость, в графах которых помещаются наименования объектов учета, некоторые другие характеристики объектов учета (дата приобретения или ввода в эксплуатацию, стоимость и т.д.), операция, производимая над объектом учета, некоторые параметры этой операции (дата, номер и другие реквизиты документа и т.д.), начальный остаток объекта учета до операции, приход, расход, конечный остаток объекта учета после операции. В строках этих оборотно-сальдовых ведомостей должны приводиться эти самые объекты учета. Стоимостные показатели, относящиеся к некоторому набору объектов учета, обладающих одинаковыми характеристиками, суммируются в еще один реквизит регистра налогового учета. Некоторые из оборотно-сальдовых ведомостей разбиты на две (не мною, а специалистами МНС РФ при описании соответствующих регистров). В одной - начальный остаток объекта учета до операции, приход и конечный остаток объекта учета после операции. В другой - начальный остаток объекта учета до операции, расход и конечный остаток объекта учета после операции.

При выполнении работы по превращению описаний регистров в ведомости в виде таблиц обнаружен ряд очевидных, по мнению автора, неточностей и опечаток. Они исправлены без ссылок и оговорок. Некоторые из регистров, превращенных в ведомости, мы пытались заполнить числовыми примерами, при этом в ряде случаев возникала необходимость ввода дополнительных граф. В "шапках" ведомостей мы старались приводить подробные описания показателей (реквизитов) отражаемых в этих графах. Так как налоговый учет - вещь новая, к регистрам налогового учета бухгалтеры еще не привыкли, то мы считаем весьма полезным к каждой приведенной таблице приложить разработанные специалистами МНС РФ описания входящих в нее реквизитов. Для удобства ссылок, мы позволили себе вставить нумерацию регистров и в описание, и в таблицы.

 

 

Еще раз подчеркнем, что приводимые регистры налогового учета, представленные в виде ведомостей - таблиц, составлены на основе описаний регистров, разработанных специалистами МНС РФ. Бухгалтеры при организации налогового учета на своем предприятии должны четко осознавать, что приведенные регистры "не догма, а руководство к действию", т.е. можно вводить новые графы, исключать некоторые из имеющихся, вообще не использовать некоторые из регистров, или разработать дополнительно "свои", если специфика предприятия или организации учета в ней этого требует.

 

8. Аналитические регистры налогового учета: формы, требования и принципы ведения.

 

В статье 314 НКРФ определено, что аналитические регистры налогового учета — это сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями гл. 25 НК РФ, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета. При этом указано, что данные налогового учета — это данные, которые учитываются в разработочных таблицах, справках бухгалтера и иных документах налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения.

Данные налогового учета - данные, которые учитываются в разработочных таблицах, справках бухгалтера и иных документах налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения.

Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) любых машинных носителях.

Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах налогового учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.

Регистры промежуточных расчетов предназначены для отражения и хранения информации о порядке проведения налогоплательщиком расчетов промежуточных показателей, необходимых для формирования налоговой базы в порядке, предусмотренном главой 25 НК РФ.

Под промежуточными показателями понимаются показатели, для которых не предусмотрено соответствующих отдельных строк в Декларации, то есть их значения хоть и участвуют в формировании отчетных данных, но не в полном объеме через специальные расчеты или в составе обобщающего показателя.

Показатели Регистров данной группы должны в полном объеме отразить все этапы проведения промежуточных расчетов и величину всех показателей, участвующих в расчете.

Регистры учета состояния единицы налогового учета являются источником систематизированной информации о состоянии показателей объекта учета, информация о которых используется более одного отчетного (налогового) периода. Ведение регистра должно обеспечить отражение информации о состоянии объекта учета на каждую текущую дату и изменении состояния объектов налогового учета во времени.

Содержащаяся в регистрах информация о величине показателей используется для формирования суммы расходов, подлежащих учету в составе того или иного элемента затрат в текущем отчетном периоде.

Регистры учета хозяйственных операций являются источником систематизированной информации о проводимых организацией операциях, которые тем или иным образом влияют на величину налоговой базы в текущем или будущих периодах.

Настоящий перечень, включает все основные операции, связанные с утратой или получением права собственности на объекты гражданских прав (имущество, в том числе деньги, работы, услуги, права) по сделкам с третьими лицами. По отношению проводимых организацией операций по признанию задолженностей и иных установленных Кодексом объектов налогообложения, то перечень может быть дополнен. В частности, в нем отсутствуют регистры по учету операций выявления результатов инвентаризации, переоценки имущества (кроме амортизируемого имущества и ценных бумаг) и пр.

Ведение Регистров формирования отчетных данных обеспечивает информацией о порядке получения значений конкретных строк налоговой Декларации.

Регистр учета поступлений целевых средств формируется для обобщения информации по денежным средствам, другому имуществу, работам, услугам, полученным в рамках благотворительной деятельности, в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований, других целевых поступлений, средств целевого финансирования и средств, полученным в виде безвозмездной помощи (содействия), поступившим некоммерческим организациям, включая бюджетные учреждения, в течение налогового периода в соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 251 НК, подпунктами 6 и 8 пункта 1 статьи 251 НК, пунктом 2 статьи 251 НК (далее по тексту целевые средства) на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности.

В соответствии со статьей 251 НК ведение учета доходов и расходов целевых средств, а также сумм доходов и расходов от деятельности, связанной с получением доходов от реализации, и внереализационных доходов и расходов, производится раздельно.

В регистре отражаются средства, признанные в соответствии с главой 25 НК РФ для некоммерческих организаций, включая бюджетные учреждения, целевыми средствами по каждому факту их поступления, в момент фактического получения имущества, товаров, работ, услуг и прав.

Обобщающим признаком для всех вышеперечисленных регистров является формирование в них конечных данных налоговой отчетности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 815; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.85.33 (0.01 с.)