Философские парадигмы и научные революции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философские парадигмы и научные революции



Цель семинарского занятия: Разобраться вфилософских парадигмах и сущности научных революций

Основные понятия: нормальная наука, верификация, исследовательская программа, парадигма, критический рационализм, кумулятивный процесс, историцизм, антиисторицизм, субъективизм

 

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие парадигмы и метода, причины их смены в истории.

2. Научные революции, их связь с техникой и культурой в целом.

3. Критерии научности в философии Нового времени и в диалектическом материализме.

4. Концепция верификации Л. Витгенштейна: противоречие в методологии.

5. Т. Кун и И. Лакатос и их учение о парадигмах и исследовательских программах.

6. К. Поппер и принцип фальсификации: противоречие в обосновании.

7. П. Фейерабенд: концепция парадигмального субъективизма.

Доклады:

- Развитие философии науки в XX веке.

Основная литература:

1.Канке В.А. Философия: Исторический и систематический курс: Учебник для вузов / В.А. Канке. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Логос: ВЛАДОС: Наука, 1997.– 352 с.

2. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для вузов / А.Г. Спиркин. – 2-е изд. – М.: Гардарики. – 2003.– 736 с.

3. Введение в философию. Учеб пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. 4-е изд, перераб. и доп. – М.: Культурная революция, Республика, 2007. – 623 с. Также 1-е издание.

4. В.Н. Лавриненко. Философия. Учебник. Пятое издание. 2009 г.

5. Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.П. Кохановского. – Ростов-на-Дону. – Феникс, 1995.– 576 с.

6. История философии: Учебник для вузов / Под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова и Д.В. Бугая. М: Академический Проект: 2005. – 680 с.

7. Философские словари, изданные в СССР и России с 1988 года.

Электронные учебники и словари:

- Спиркин А.Г. Философия: Учебник для вузов / А.Г. Спиркин. – 2-е изд. – М.: Гардарики.– 2003.

- В.Н. Лавриненко. Философия. Учебник. Пятое издание. 2009 г.

- История философии: Учебник для вузов / Под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова и Д.В. Бугая. М: Академический Проект: 2005.

- В.П. Кохановский. Философия. Учебное пособие.

- Новейший философский словарь / Под ред. А.А. Грицанова. – Минск – Харвест. -

- Философия: учебник / под общ. ред. В.В. Миронова. – М.: Норма, 2009.

СЕМИНАР № 8

Отношения человека и техники как философская проблема – 2 часа

Цель семинарского занятия: Разобраться вфилософских подходахк общественнымпроблемам, связанным с отношением человека и техники в мире

Основные понятия: техника, технократия, технологии, технический прогресс, научно-техническая революция, творчество, экология, искусственная и природная реальность, информация, информационное общество.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие техники.

2. Цель и функция техники в обществе.

3. Роль техники в развитии науки.

4. Этапы развития техники в истории человечества

5. Проблема человека, создающего и использующего технику.

6. Демонизм техники в индустриальную и постиндустриальную эпоху.

7. Влияние техники на природу и проблемы экологии.

8. Теория ноосферы В.И. Вернадского.

Доклады:

- Техника в социокультурном и метафизическом пространстве бытия человека.

- Реальность природная и реальность искусственная: преломление в человеческой природе.

- Человек – творец машины, человек – слуга машины.

 

Основная литература:

1.Канке В.А. Философия: Исторический и систематический курс: Учебник для вузов / В.А. Канке. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Логос: ВЛАДОС: Наука, 1997.– 352 с.

2. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для вузов / А.Г. Спиркин. – 2-е изд. – М.: Гардарики. – 2003. – 736 с.

3. Введение в философию. Учеб пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. 4-е изд, перераб. и доп. – М.: Культурная революция, Республика, 2007. – 623 с. Также 1-е издание.

4. В.Н. Лавриненко. Философия. Учебник. Пятое издание. 2009 г.

5. Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.П. Кохановского. – Ростов-на-Дону. – Феникс,1995. – 576 с.

6. История философии: Учебник для вузов / Под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова и Д.В. Бугая. М: Академический Проект: 2005. – 680 с.

7. Философские словари, изданные в СССР и России с 1988 года.

Электронные учебники и словари:

- Спиркин А.Г. Философия: Учебник для вузов / А.Г. Спиркин. – 2-е изд. – М.: Гардарики.– 2003.

- В.Н. Лавриненко. Философия. Учебник. Пятое издание. 2009 г.

- История философии: Учебник для вузов / Под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова и Д.В. Бугая. М: Академический Проект: 2005.

- В.П. Кохановский. Философия. Учебное пособие.

- Новейший философский словарь / Под ред. А.А. Грицанова. – Минск – Харвест. -

- Философия: учебник / под общ. ред. В.В. Миронова. – М.: Норма, 2009.

 

Дополнительная литература:

1. Алексеева И.Ю., Шклярик Е.Н. Что такое компьютерная этика? // Вопросы философии. – 2007. - №9.

2. Алюшин А.Л., Князева Е.Н. Многоуровневое темпоральное строение реальности. // Вопросы философии. – 2007. – №12.

3. Воронин А.А. Техника и мораль. // Вопросы философии. – 2004. – №10.

4. Гнатик Е.Н. Роль ценностного подхода в антропогенетике и генетической инженерии. // Вопросы философии. – 2007. – №8.

5. Бунге М. Холотехнодемократия: альтернатива капитализму и социализму // Вопросы философии. – 1994. – № 6.

6. Иноземцев В.Л. Технологический прогресс и социальная поляризация в XXI веке. // ПОЛИС. – 2000 – № 6.

7. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. М., 2001 г.

8. Губин В. Философская антропология. М., 2000 г.

9. Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1994 г.

10. Самохвалова В.И. Человек и судьба мира. М., 2000 г.

11. Войскунский А.Е. Метафоры Интернета. // Вопросы философии. – 2001. – № 11.

12. Коломин Ю. Софистика и информационное общество. // Свободная мысль – XXI. – 2001. – №4.

 

 

СЕМИНАР № 9

Философские проблемы современного информационного общества. - 2 часа

Цель семинарского занятия: Ознакомиться с философскими взглядами на проблемы современного общества, связанные с распространением и владением информацией в мире.

Основные понятия: антропология, кризис, общество, человек, Интернет, отчуждение, сетевое общество, информационное общество, массовый человек, массовая культура, технический прогресс и его противоречия.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие информации и проблемы теории информации

2. Информационное общество: возможность и реальность.

3. Автоматы и человек: проблема отчуждения.

4. Могут ли машины мыслить?

5. Что такое сетевое общество?

6. Виртуальная реальность и общество.

7. Человек в эпоху масс-медиа.

Доклады:

- «Массовый человек» и современное информационное общество.

- Информация как объект философского анализа.

 

Основная литература:

1. Канке В.А. Философия: Исторический и систематический курс: Учебник для вузов / В.А. Канке. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Логос: ВЛАДОС: Наука, 1997. – 352 с.

2. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для вузов / А.Г. Спиркин. – 2-е изд. – М.: Гардарики. – 2003 – 736 с.

3. Введение в философию. Учеб пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. 4-е изд, перераб. и доп. – М.: Культурная революция, Республика, 2007. – 623 с. Также 1-е издание.

4. В.Н. Лавриненко. Философия. Учебник. Пятое издание. 2009 г.

5. Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.П. Кохановского. – Ростов-на-Дону. – Феникс, 1995.– 576 с.

6. История философии: Учебник для вузов / Под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова и Д.В. Бугая. М: Академический Проект: 2005. – 680 с.

7. Философские словари, изданные в СССР и России с 1988 года.

Электронные учебники и словари:

- Спиркин А.Г. Философия: Учебник для вузов / А.Г. Спиркин. – 2-е изд. – М.: Гардарики.– 2003.

- В.Н. Лавриненко. Философия. Учебник. Пятое издание. 2009 г.

- История философии: Учебник для вузов / Под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова и Д.В. Бугая. М: Академический Проект: 2005.

- В.П. Кохановский. Философия. Учебное пособие.

- Новейший философский словарь / Под ред. А.А. Грицанова. – Минск – Харвест. -

- Философия: учебник / под общ. ред. В.В. Миронова. – М.: Норма, 2009.

 

Дополнительная литература:

1. Губин В.Д. Философская антропология. М., 2000 г.

2. Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1994 г.

3. Самохвалова В.И. Человек и судьба мира. М., 2000 г.

4. Войскунский А.Е. Метафоры Интернета. // Вопросы философии. – 2001. – № 11.

5. Коломин Ю. Софистика и информационное общество.// Свободная мысль-XXI. – 2001. – №4.

6. Эрн В. Идея катастрофического прогресса. // Литературная учеба. – 1991. – № 2.

7. Кравченко И.И. Общественный кризис XX века и его отражение в ряде западных концепций. // Вопросы философии. – 2001. – №8.

8. Белова Т.В. Социальный и индивидуальный уровни отчуждения. // Вестник Московского университета. Сер.7. Философия. –1991. –№2.

Системы оценки для текущего контроля

Успеваемости и итоговой аттестации.

Оценка объема и качества знаний студентов по результатам семестровой аттестации определяется в соответствии с «Положением о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости». Максимальный рейтинг за семестр - 100 баллов, вычисляется как сумма баллов текущего рейтинга и баллов, полученных студентом в ходе промежуточного контроля (зачет).

Для допуска к промежуточной аттестации (экзамену) по дисциплине за семестр студент должен набрать по итогам текущего контроля не менее 40 баллов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.255.127 (0.026 с.)