Организация надзора в исправительных колониях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация надзора в исправительных колониях



Для того чтобы в полном объеме были достигнуты цели надзора, необходима его четкая организация, которая должна строиться на основе соблюдения ряда требований:

1. Определение особенностей объектов надзора. Это предполагает всесторонний учет характеристик жилой и производственной зон, материальной базы и условий содержания осужденных в каждом учреждении. Особенности объектов надзора оказывают непосредственное влияние на его организацию. Например, надзор осложняется в случаях многоэтажности общежитий осужденных, большого количества в них жилых помещений и др.

2. Учет состава и численности осужденных, находящихся на объектах. Для организации эффективной системы надзора целесообразно учитывать такие характеристики осужденных, как их возраст, виды совершенных ими преступлений, количество судимостей, предрасположенность к совершению противоправных действий и др.

3. Расчет сил, необходимых для обеспечения надзора. Здесь нужно исходить из количественного соотношения младшего начальствующего состава к общему числу осужденных, содержащихся в учреждении, а также из реальных возможностей обеспечения непрерывного надзора за осужденными на всех объектах[50].

Инструкция о надзоре за осужденными предписывает, что его осуществление является обязанностью всех сотрудников колоний. Кроме того, к патрулированию на прилегающих к колониям территориям могут привлекаться сотрудники милиции и члены общественных формирований граждан. Однако из общего числа сотрудников исправительных колоний должны непосредственно заниматься организацией и осуществлением надзора за осужденными начальник исправительной колонии, заместитель начальника по безопасности и оперативной работе, сотрудники отдела безопасности, оперативного отдела, дежурной части, личный состав охраны.

Основная работа по обеспечению надзора в колониях лежит на личном составе дежурных смен, на которые возлагается выполнение специальных задач по осуществлению надзора. От эффективности несения службы дежурными сменами во многом зависит состояние безопасности и правопорядка в колониях.

4. При осуществлении надзора за осужденными в колониях широко используются различные средства, правильное применение которых повышает его эффективность и качество.

С целью предотвращения побегов осужденных внутренняя запретная зона каждой колонии оборудуется инженерными заграждениями, например, инженерным средством "Шиповник", рубежами проволоки. По всему внутреннему периметру запретной зоны устанавливаются средства обнаружения, сигнализации и связи. Инженерными и техническими средствами оборудуются просматриваемые коридоры внутри ИК. Все подземные коммуникации блокируются решетками, задвижками, замками и т.п.

При осуществлении надзора за осужденными в соответствии со ст. 83 УК РФ используются аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля для предупреждения побегов и других преступлений, нарушений установленного порядка отбывания наказания и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных.

Для исключения проносов из производственной зоны в жилую различного инструмента, колюще-режущих предметов на стыке этих зон оборудуются стационарные металлообнаружители. При проведении обысков помещений, отдельных осужденных, досмотров вещей, осмотров территорий используются малогабаритные металлообнаружители, служебные собаки. С целью борьбы с перебросами возводятся противоперебросовые заграждения.

Личный состав дежурных смен для выполнения обязанностей по надзору обеспечивается специальными средствами, средствами индивидуальной защиты, транспортом.

Необходимо отметить, что применение инженерных и технических средств не всегда достигает желаемой цели - обеспечение высокоэффективного надзора. Так, не дает положительных результатов локализация производственной зоны, если в цехах, на производственных участках не созданы коммунально-бытовые условия, соответствующие правилам санитарии и гигиены. Организация надзора за поведением осужденных в локальных участках жилой зоны не будет эффективной, если все ограждения возведены из железобетонных конструкций или кирпича, в результате чего территория не просматривается.

При организации надзора за поведением осужденных выделяются три уровня управления:

Первый уровень - Главное управление исполнения наказаний (ГУИН) Министерства юстиции Российской Федерации - субъект управления первого уровня. ГУИН осуществляет общее руководство деятельностью ИУ, в том числе анализ состояния надзора в них, прогнозирование и выработку решений по наиболее важным направлениям их деятельности, обобщение положительного опыта, разработку проектов законодательных и ведомственных нормативных актов, контроль за деятельностью учреждений.

Второй уровень - управления исполнения наказаний (УИН) субъектов Российской Федерации. УИН реализуют следующие функции:

- изучают оперативно-служебную обстановку в каждом ИУ;

- разрабатывают планы надзора на объекты, обосновывают численность личного состава младших инспекторов для каждого ИУ;

- доводят до исполнителей задачи по надзору, организуют их выполнение;

- осуществляют учет, контроль и оценку работы по надзору.

Численность младших инспекторов для каждого ИУ определяется решением начальника УИН, исходя из особенностей оперативной обстановки, объема службы по надзору и норм положенности личного состава. Количество постов младших инспекторов, других сил администрации, выделяемых для осуществления надзора, транспорта, технических средств предусматривается годовым планом надзора за осужденными.

Третий уровень - организация надзора за осужденными непосредственно в исправительных колониях, которая включает:

1) изучение и знание личным составом объектов надзора, а также осужденных, склонных к правонарушениям; анализ складывающейся оперативной обстановки в ИК и принятие решения на каждые сутки в форме суточной ведомости надзора;

2) расстановку сил и средств, привлекаемых для надзора; постановку задач и инструктаж сотрудников, осуществляющих надзор, а также членов самодеятельных организаций осужденных, выделяемых для поддержания порядка;

3) обеспечение выполнения службами исправительной колонии функций надзора;

4) контроль за несением службы по надзору;

5) подведение итогов выполнения поставленных задач;

6) внедрение передового опыта по организации и осуществлению надзора;

7) обучение и повышение профессионального мастерства личного состава, осуществляющего надзор;

8) закрепление начальствующего состава ИК с учетом функциональных обязанностей за участками, объектами жилых и производственных зон, территориями в целях усиления изоляции осужденных и обеспечения систематических проверок состояния этих объектов.

Ответственность за состояние и организацию надзора непосредственно в исправительных колониях возлагается на начальника учреждения, который, принимая решения по надзору, учитывает следующую информацию: о состоянии правопорядка за истекший период, в том числе о количестве, видах, характере и обстоятельствах совершения правонарушений, причинах и условиях, им способствующих; о тенденции роста или снижения правонарушений, прогнозе возможных противодействий со стороны осужденных; о состоянии имеющихся сил и средств надзора; о запланированных и реализуемых мероприятиях в ИУ. Кроме того, учитываются распоряжения вышестоящих субъектов управления.

Таким образом, решение, принятое на основе оценки оперативной обстановки, должно содержать целевую задачу, основные направления деятельности по надзору на месяц. В решении предусматриваются силы и средства, обеспечивающие выполнение поставленной задачи.

Решение по надзору на месяц принимается в виде плана, который, как правило, состоит из следующих основных разделов:

1. Предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений со стороны осужденных.

2. Установление и перекрытие каналов поступления на объекты запрещенных предметов.

3. Проведение осмотров, обысков, досмотров.

4. Контроль и проверка наличия осужденных в жилой и производственной зонах.

5. Внедрение инженерных и технических средств надзора и контроля.

6. Проведение тактико-специальных занятий и учений.

К плану мероприятий по надзору на месяц прилагаются графики дежурств руководящего состава колонии, дежурных смен, проведения обысков, проверок и осмотров осужденных (по отрядам, изолированным участкам). Планы мероприятий по надзору и перечисленные графики разрабатываются заместителем начальника ИК по безопасности и оперативной работе (БОР) и начальником отдела безопасности и утверждаются начальником ИК.

Решение по надзору на сутки оформляется суточной ведомостью надзора, которая составляется заместителем начальника ИК по БОР совместно с начальником отдела безопасности и утверждается начальником ИК. Суточная ведомость передается оперативному дежурному.

Итоги несения службы по надзору подводятся ежемесячно начальником колонии на совещании личного состава. При подведении итогов учитывается: участие всех служб и сотрудников в обеспечении надзора, надежность изоляции осужденных, совершенные ими преступления, нарушения режима отбывания наказания, обстоятельства, причины и условия их совершения, активность сотрудников по предотвращению и пресечению правонарушений, соблюдение законности при несении службы. Совещание завершается постановкой задач на очередной месяц.

Особое место в осуществлении надзора отводится сотрудникам, закрепленным приказом начальника учреждения в качестве ответственных за состояние дисциплины и порядка на отдельных объектах в целях усиления изоляции осужденных и обеспечения систематических проверок этих объектов.

Для повышения профессионального мастерства личного состава, осуществляющего надзор, в системе служебной подготовки планируется проведение занятий. На занятиях изучаются нормативные акты, регламентирующие организацию надзора, требования режима отбывания наказания, порядок взаимодействия при возникновении чрезвычайных обстоятельств, функциональные обязанности сотрудников. Занятия проводят начальник колонии, его заместитель по БОР, а также сотрудники отдела безопасности УИН, ИК.

Постоянный надзор, осуществляемый на высоком организационном уровне, практически исключает дезорганизацию нормальной деятельности учреждений, совершение побегов осужденных, массовых беспорядков, убийств, телесных повреждений, хулиганских проявлений и других преступлений и правонарушений, тем самым обеспечивает выполнение требований режима, укрепление правопорядка в исправительных колониях.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 4386; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.162 (0.012 с.)