Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Необходимость реформирования учета
Изменение с начала 1990-х гг. системы общественных отношений, а также стремительное развитие рыночной экономики вызвали необходимость адекватной трансформации бухгалтерского и налогового учета. Для решения этой задачи в конце 1990-х – начале 2000-х гг. были проведены мероприятия по приведению национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). Эти мероприятия были определены Программой реформирования бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Правительства РФ от 06.03.1998г. №283. Программа реформирования системы бухгалтерского учета предусматривала: · совершенствование законодательного и нормативного регулирования системы бухгалтерского учета; · формирование нормативной базы (стандартов); · методическое обеспечение (разработку методических указаний, рекомендаций и т.п.) В процессе реализации правительственной Программы в стране сложилась определенная система нормативного регулирования бухгалтерского учета, которая лежит в основе теории и практики бухгалтерского учета и действует в настоящее время.
2. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации Система нормативного регулирования бухгалтерского учета – это совокупность законодательных, нормативных правовых актов и других документов, относящихся к бухгалтерскому учету. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности законодательно устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации. Действующие нормы основаны на единообразии ведения бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, составлении и представлении сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении, доходах и расходах организации, необходимой пользователям бухгалтерской информации. Ведение бухгалтерского учета в нашей стране осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению, другие носят рекомендательный характер. В зависимости от назначения и статуса нормативные документы целесообразно представить в виде следующей четырехуровневой системы:
Первый уровень: законодательные акты, указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в организациях. Второй уровень: стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности. Третий уровень: методические рекомендации, (указания), инструкции, комментарии, письма Министерства финансов Российской Федерации и других ведомств. Четвертый уровень: рабочие документы по бухгалтерскому учету самой организации. Основным актом первого уровня является Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ. Данный Закон устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета для предприятий и организаций, находящихся на территории Российской Федерации, а та же для филиалов и представительств иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами. Указанный Закон имеет большое значение для развития бухгалтерского учета в стране, поскольку: а) повышает юридический статус норм бухгалтерского учета для коммерческих и некоммерческих организаций; б) закрепляет обязанность юридических лиц вести бухгалтерский учет; в) повышает статус норм бухгалтерского учета до уровня статуса норм другого законодательства. Закон "О бухгалтерском учете" состоит из трех разделов и 19 статей. В первом разделе "Общие положения" дано определение сущности бухгалтерского учета, названы его объекты (имущество организации, ее обязательства и хозяйственные операции), указаны задачи бухгалтерского учета, приведены основные понятия, используемые в бухгалтерском учете (синтетический и аналитический учет, План счетов, бухгалтерская отчетность и т.п.). В нем изложен порядок регулирования бухгалтерского учета, в соответствии с которым общее методологическое руководство бухгалтерским учетом осуществляется Правительством Российской Федерации, а органы, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, разрабатывают и утверждают планы счетов и инструкции по их применению, положения (стандарты) по бухгалтерскому учету и другие нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету. Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций возложена на руководителей организаций.
Во втором разделе "Основные правила ведения бухгалтерского учета" изложены требования к ведению бухгалтерского учета (обязательность двойной записи хозяйственных операций на основе рабочего плана счетов, осуществление учета на русском языке, в валюте Российской Федерации, обязательность формирования учетной политики и обязательность обособленного учета текущих затрат и капитальных и финансовых вложений), к документированию хозяйственных операций, ведению регистров бухгалтерского учета, оценке имущества и обязательств, порядку осуществления инвентаризации имущества и обязательств. В третьем разделе "Основные правила составления и представления бухгалтерской отчетности" изложены основные требования к составлению бухгалтерской отчетности, определены ее состав, правила оценки статей бухгалтерской отчетности, порядок ее представления, основные правила составления сводной бухгалтерской отчетности и порядок хранения документов бухгалтерского учета. К документам первого уровня системы следует отнести также Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Федеральный закон "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ, постановление Правительства РФ "О Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными учетными стандартами финансовой отчетности" от 6 марта 1998 г. N 283 и другие. Учетный стандарт можно определить как свод основных правил, устанавливающий порядок учета и оценки определенного объекта или их совокупности. Учетные стандарты (в отечественном бухгалтерском учете - положения) призваны конкретизировать Закон о бухгалтерском учете и отчетности. В настоящее время в России разработано и утверждено 21 положение по бухгалтерскому учету и отчетности.
Указанные положения по бухгалтерскому учету разработаны на основе Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Вместе с тем в них отражены основные особенности отечественной системы бухгалтерского учета. Положение по бухгалтерскому учету обычно включает следующие элементы: - название и номер ПБУ; - общие положения (указывается сфера применения соответствующего ПБУ и условия признания соответствующего объекта учета); - определения (основные определения и понятия по соответствующему объекту учета); - оценка (указываются различные виды применяемых оценок по объекту); - порядок учета (описывается порядок учета наличия и изменения соответствующего объекта учета); - раскрытие информации (указывается состав информации, подлежащей раскрытию в составе информации по учетной политике и в бухгалтерской отчетности). Отечественные положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), в отличие от международных стандартов, носят не рекомендательный, а обязательный характер. Большинством ПБУ предусмотрены различные варианты учета соответствующих объектов. На втором уровне системы нормативных документов единственным регулирующим органом является Министерство финансов РФ. Методические рекомендации и инструкции призваны конкретизировать учетные стандарты в соответствии с отраслевыми и иными особенностями. Они разрабатываются Министерством финансов РФ и различными ведомствами (только в промышленности СССР действовало 140 отраслевых инструкций). К документам данного уровня относятся:
· Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. приказом Министерства финансов РФ от 13.06.1995 № 49); · Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности (утв. приказом Министерства финансов РФ от 30.12.1996 № 112); · Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств (утв. приказом Министерства финансов РФ от 13.10.2003 № 91н); · Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (утв. приказом Министерства финансов РФ от 21.12.1998 № 64н); · Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (утв. приказом Министерства финансов РФ от 28.12.2001 № 119н); · Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды (утв. приказом Министерства финансов РФ от 26.12.2002 № 135н); · План счетов бухгалтерского учета финансово- хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (утв. приказом Министерства финансов РФ от 31.10.2000 № 94н); · О формах бухгалтерской отчетности организаций (приказ Министерства финансов от 22.07.2003 №67н) и др.
Рабочие документы самой организации определяют особенности организации и ведения учета в нем. В них на основе общеустановленных правил и принципов они формируют свою учетную политику, свои подходы к раскрытию бухгалтерской информации в отчетах, представляемых заинтересованным пользователям. Основными рабочими документами четвертого уровня системы, разрабатываемыми организациями, являются: · приказ об учетной политике организации; · рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями бухгалтерской своевременности и полноты учета и отчетности; · формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов; · формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности; · утвержденный порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств; · график документооборота и технология обработки учетной информации. Изложенная структура нормативного регулирования бухгалтерского учета представляет собой продуманную систему нормативных актов по бухгалтерскому учету и отчетности. Следует отметить, что система нормативного регулирования бухгалтерского учета постоянно развивается и дальнейшие работы в этом направлении, предусмотренные Концепцией развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, продолжаются.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.44.108 (0.014 с.) |