Что мы делали в детском саду. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что мы делали в детском саду.



ЧТО МЫ ДЕЛАЛИ В ДЕТСКОМ САДУ?

ВОТ ЧТО МЫ ДЕЛАЛИ В ДЕТСКОМ САДУ:

СНАЧАЛА СЕБЕ РАЗНОСИЛИ ЕДУ.

ПОТОМ ПЛАКАТ РИСОВАЛИ,

ПОТОМ СЕБЯ ОТМЫВАЛИ.

ПОТОМ ВОДИЛИ ХОРОВОДЫ…

ПОТОМ МЫ ЕЛИ БУТЕРБРОДЫ…

ЦВЕТЫ ИЗ ЛЕЙКИ ПОЛИЛИ

И НИЧЕГО НЕ ПРОЛИЛИ.

ЧИСТИЛИ КЛЕТКИ

ДЛЯ РАЗНЫХ ЗВЕРУШЕК

И ЗАНИМАЛИСЬ РЕМОНТОМ ИГРУШЕК.

ЕЩЕ МЫ БЕГАЛИ ВПЕРЕГОНКИ,

УЧИЛИСЬ ЗАВЯЗЫВАТЬ ШНУРКИ.

ПОТОМ МЫ ПОЛ ПОДМЕТАЛИ…

И НИ КАПЕЛЬКИ,

НИ КАПЕЛЬКИ,

НУ, НИ КАПЕЛЬКИ НЕ УСТАЛИ.

Мы приходим в детский сад,
там игрушки стоят.
Паровоз, пароход
Дожидаются ребят.

Там картинки на стене.

И цветы на окне.
Захочу - поскачу
на игрушечном коне!

В этом доме все для нас -
сказки, песня и рассказ,
шумный пляс, тихий час, -
в этом доме все для нас!

Вот какой хороший дом!
В нем растем мы с каждым днем,
а когда подрастем,
вместе в школу мы пойдем.

       
       
       
       
       
       
       
       
       

СОБИРАЯСЬ В ДЕТСКИЙ САД

Помните, что выполнение режима дня – залог спокойного, бодрого настроения. НЕ ОПАЗДЫВАЙТЕ!

Проверьте, есть ли у ребенка смена белья, расческа, носовой платок

Особое внимание нужно обратить на обувь. Она должна соответствовать сезону и размеру ноги. Проверьте застежки и завязки.

Позаботьтесь об опрятном внешнем виде ребенка (прическа, ногти)

РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ

  1. Режим работы детского сада с 07:00 до 19:00
  1. О заболевании ребенка необходимо сообщить в первый же день воспитателю или в мед. кабинет тел.
  1. Без справки можно пропустить 3 дня, учитывая выходные дни. После отпуска или больничного приходим со справкой через мед. кабинет

(о выходе предупредить накануне)

  1. О необходимости привести или забрать ребенка в неурочное время, необходимо сообщить заранее

Плата за детский сад производится в бухгалтерию не позднее

Го числа текущего месяца тел.

По всем интересующим Вас вопросам обращаться к заведующему

Копыловой Мире Леонидовне тел.

7. Учредитель детского сада «Муниципальное образование «Город

Архангельск», в лице мэрии города Архангельска тел.

ВАШИ ВОСПИТАТЕЛИ:

- тел.

МЛАДШИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ:

20 ОКТЯБРЯ КУЛИНАРЫ ВСЕГО МИРА ОТМЕЧАЮТ СВОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК – ДЕНЬ ПОВАРА, КОТОРЫЙ БЫЛ УЧРЕЖДЕН КОНГРЕССОМ ВСЕМИРНОЙ АССОЦИАЦИИ КУЛИНАРНЫХ СООБЩЕСТВ В 2004 ГОДУ.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ПОВАРА СЕГОДНЯ СТАНОВИТСЯ ВСЕ БОЛЕЕ ПОПУЛЯРНЫМ В РОССИИ, ТЕМ БОЛЕЕ, ЧТО В ТРЕТЬЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ ОКТЯБРЯ В НАШЕЙ СТРАНЕ С 1966 ГОДА ТРАДИЦИОННО ОТМЕЧАЕТСЯ

ДЕНЬ РАБОТНИКОВ ПИШЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ.

В 2011 ГОДУ ОН ПРОВОДИТСЯ 16 ОКТЯБРЯ.

ПРОФЕССИЯ ПОВАРА ОДНА ИЗ ДРЕВНЕЙШИХ В МИРЕ, ВСЕГДА И ВСЮДУ ЛЮДИ ПОЛЬЗУЮТСЯ РЕЗУЛЬТАТАМИ ТРУДА ПОВАРОВ. ОТ ПОКОЛЕНИЯ К ПОКОЛЕНЮ ЛЮДИ ПЕРЕДАВАЛИ ОПЫТ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ПИЩИ. ПРОЦЕСС ПРИГОТОВЛЕНИЯ ПИЩИ – ЭТО ЦЕЛАЯ НАУКА, КОТОРАЯ РАЗВИВАЕТСЯ ВМЕСТЕ С ЧЕЛОВЕЧЕСТВОМ, ПОЭТОМУ У КАЖДОГО НАРОДА ЕСТЬ СВОЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ КУХНЯ

ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ

 

Вышли уточки на луг,
Вышли уточки на луг,
Кря-кря-кря!
(Шагаем.)
Пролетел веселый жук,
Ж-ж-ж!
(Машем руками-крыльями.)
Гуси шеи выгибают,
Га-га-га!
(Круговые вращения шеей.)
Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)
Ветер ветки раскачал? (Качаем поднятыми вверх руками.)
Шарик тоже зарычал,
Р-р-р!
(Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой.)
Зашептал в воде камыш,
Ш-ш-ш!
(Подняли вверх руки, потянулись.)
И опять настала тишь,
Ш-ш-ш.
(Присели.)

 

 


Головой качает слон
Раз, два, три — вперёд наклон,
Раз, два, три — теперь назад.
(Наклоны вперёд, назад.)
Головой качает слон —
Он зарядку делать рад
. (Подбородок к груди, затем голову запрокинуть назад.)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка. (Дети садятся.)
Головою три кивка
Раз - подняться, потянуться,
(Потянулись.)
Два - согнуться, разогнуться, (Прогнули спинки, руки на поясе.)
Три - в ладоши три хлопка, (Хлопки в ладоши.)
Головою три кивка. (Движения головой.)
На четыре - руки шире, (Руки в стороны.)
Пять - руками помахать, (Махи руками.)
Шесть — на место сесть опять. (Присели.)

ДНИ РОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ

МЕСЯЦ Ф.И. ЧИСЛО ГОД
ЯНВАРЬ      
ФЕВРАЛЬ ЛЬВОВА ПОЛИНА ДАВЫДОВ ТИМОФЕЙ    
МАРТ      
АПРЕЛЬ      
МАЙ ПРАВДИНА КСЕНИЯ СИВКОВА АНАСТАСИЯ    
ИЮНЬ ЧУФРЯКОВА ВАЛЕРИЯ ДУРАСОВ ВИТАЛИЙ    
ИЮЛЬ      
АВГУСТ      
СЕНТЯБРЬ СУХИХ АНАСТАСИЯ ГУЛЕВИЧ ПАВЕЛ    
ОКТЯБРЬ ДАНИЛИШИНА МАЙЯ ВЯТКИНА МИШЕЛЬ ИЕВЛЕВ МИХАИЛ    
НОЯБРЬ РУДАКОВ МАКСИМ УСАЧЁВА ПОЛИНА    
ДЕКАБРЬ КОРОЛЁВА ОЛЕСЯ СЕРКОВА КАРИНА БУЛГАКОВ АРТЁМ БАЖЕНИН МАРК    
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
       
       
       

29 МАРТА

ПОЗДРАВЛЯЕМ

ВАСИЛЬЕВУ АНЮ

09 МАРТА ПОЗДРАВЛЯЕМ

МАУРИНУ НАСТЮ

30 ЯНВАРЯ

ПОЗДРАВЛЯЕМ

ХОХЛОВА АРТЁМА

16 ЯНВАРЯ

ПОЗДРАВЛЯЕМ

ЗАГОСКИНУ СОНЮ

09 ЯНВАРЯ

ПОЗДРАВЛЯЕМ

ЕВТЮХОВУ БРОНИСЛАВУ

24 ДЕКАБРЯ

ПОЗДРАВЛЯЕМ

ГНЕВКО НИКИТУ

25 ДЕКАБРЯ

ПОЗДРАВЛЯЕМ

РУДАЛЁВУ ЭМИЛИЮ

5 ДЕКАБРЯ

ПОЗДРАВЛЯЕМ

ЛУЧИНСКУЮ ПОЛИНУ

4 ДЕКАБРЯ

ПОЗДРАВЛЯЕМ

СИМОНОВА ВОВУ

20 НОЯБРЯ

ПОЗДРАВЛЯЕМ

ВЕСЕЛОВА ЯРОСЛАВА

16 НОЯБРЯ

ПОЗДРАВЛЯЕМ

УЗКОГО ЯРОСЛАВА

03 ОКТЯБРЯ

ПОЗДРАВЛЯЕМ

ФРОЛОВУ

ИРУ

14 СЕНТЯБРЯ

ПОЗДРАВЛЯЕМ

ПАСЬКО

КАТЮ

26 АВГУСТА

ПОЗДРАВЛЯЕМ

МАРТЫНЮК СОНЮ

ИЮЛЯ

ПОЗДРАВЛЯЕМ

НЕВЗОРОВУ АРИНУ

ИЮНЯ

ПОЗДРАВЛЯЕМ

БЕЛОЗЁРОВА ДЕНИСА

МАЯ

ПОЗДРАВЛЯЕМ

ЛЕВШИНОВУ УЛЬЯНУ

АПРЕЛЯ

ПОЗДРАВЛЯЕМ

СУХАНОВСКУЮ СОФИЮ

АПРЕЛЯ

ПОЗДРАВЛЯЕМ

ЗИМУ ВАНЮ

АПРЕЛЯ

ПОЗДРАВЛЯЕМ

РАКУТИНА ДАНИИЛА

АПРЕЛЯ

ПОЗДРАВЛЯЕМ

БУЛГАКОВУ КАТЮ

Вы, как летчик-испытатель,
На пределе каждый час.
С Новым годом, воспитатель!
Уважаем, любим Вас.
Души наши Вы храните,
Сами хороши душой…
Будьте Вы всегда в зените,
Век держа полет большой!!!

ЧТО ТАКОЕ «ЗДРАВСТВУЙТЕ»?

ЛУЧШЕЕ ИЗ СЛОВ

ПОТОМУ ЧТО «ЗДРАВСТВУЙТЕ»

ЗНАЧИТ, БУДЬ ЗДОРОВ!

ПРАВИЛЬНО ЗАПОМНИ,

ЗНАЕШЬ – ПОВТОРИ,

СТАРШИМ ЭТО СЛОВО

ПЕРВЫМ ГОВОРИ.

ВЕЧЕРОМ РАССТАЛИСЬ –

ВСТРЕТИЛИСЬ С УТРА,

ЗНАЧИТ СЛОВО «ЗДРАВСТВУЙТЕ»

ГОВОРИТЬ ПОРА!!!!

РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ –
БУДЕМ ПАПУ ПОЗДРАВЛЯТЬ,
ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА НАСТАЛ!

ПОЖЕЛАНИЙ ПРОСТО ШКВАЛ:
РАЗ – БОЛЕЗНЕЙ ВЕК НЕ ЗНАТЬ,
ЧТОБ ЗДОРОВЬЕМ ЩЕГОЛЯТЬ.


ДВА – РАБОТЫ БЕЗ ТРЕВОГ,


А НА ТРИ – ЗАРПЛАТЫ В СРОК.


НА ЧЕТЫРЕ – СВЕТЛЫХ ДНЕЙ,
ДОБРЫХ, ПРЕДАННЫХ ДРУЗЕЙ;
НИКОГДА ИХ НЕ ТЕРЯТЬ...
УВАЖЕНЬЕМ ПРОЦВЕТАТЬ!


А НА ПЯТЬ – ЛЮБВИ БОЛЬШОЙ,
С ДНЕМ ЗАЩИТНИКА, ГЕРОЙ!!!

Ваши дочки и сыночки

Родился будущий писатель в Архангельске. Год рождения писателя не установлен. По одним сведениям, это 1893 год; в автобиографии он называет 1896 год. Отец – потомственный помор. Почти всю жизнь Виктор Васильевич плавал на мурманских пароходах. А предки матери век служили в Адмиралтействе при корабельных верфях. Род Шергиных по матери, урождённой Старовской, коренные Соломбальцы.

В семье было трое детей. Жили Шергины в небольшом домике по улице Карла Маркса недалеко от её пересечения с проспектом Ломоносова. Дома этого сейчас уже нет, но в рассказе «Детство в Архангельске» Шергин увековечил его: «В Архангельском городе было у отца домишко подле Немецкой слободы, близко реки.

Комнатки в доме были маленькие, низенькие, будто каютки: окошечки коротенькие, полы желтенькие, столы, двери расписаны травами. По наблюдникам синяя норвежская посуда. По стенам на полочках корабельные модели оснащены. С потолков птички растопорщились деревянные – отцово же мастерство». Воспоминания о взаимоотношениях родителей, об отношении их к детям, о родном доме светлы. Жизнь, полная любви и праведных трудов, навсегда станет для Шергина образцом для подражания.

При жизни Шергин не публиковал пространных автобиографий. Но его рассказы о детских и юношеских годах («Детство в Архангельске», «Поклон сына отцу», «Миша Ласкин») дают такое полное представление об этой поре жизни писателя, какое не смогли бы дать десятки автобиографий.

Один из лучших рассказов Шергина – «Миша Ласкин», рождением которого писатель обязан светлой дружбе, что связывала его с детства с прототипом главного героя. Миша наделён всеми лучшими человеческими качествами. Он самостоятелен и бесстрашен, смел и великодушен, удивительно сердечен и по-настоящему, действенно добр.

Любовь к искусству Севера во всех его многообразных проявлениях, всё то, что Борис Викторович называл ёмким словом «художество», началась в родительском доме. «Вокруг меня все пели русские песни, сказывали старины, сказки, причитали на свадьбах и похоронах, – вспоминал Шергин. – Я ничего не записывал, на ус наматывал. Летом ходил с отцом в Белое море на паруснике, а у помора о каждом мысе, о каждом береге своё предание есть. Так вот и рождались книги». Скоморохом, песенником, сказителем был друг отца, штурман дальнего плавания Пафнутий Осипович Анкудинов, которого Шергин называет одним из первых своих учителей. Его имя встречается во многих рассказах Шергина. Отец был увлечён изготовлением моделей судов и «рисовать был мастер». Всё это передалось и сыну. Кроме кораблей он делал модели северных церквей, утварь в северном стиле.

В 1903 году Борис Шергин поступил в приготовительный класс Архангельской мужской гимназии, которая в ту пору была лучшим учебным заведением. После окончания гимназии в 1913 году Шергин становится студентом Строгановского училища. Он ни разу не пожалел о сделанном выборе: «Как праздник вспоминаются мне годы пребывания… в Строгановском училище», – писал он в новелле «Виктор–горожанин». В 1916 году, по заданию академика А.А. Шахматова, Шергин отправляется в экспедицию для записи диалекта и фольклорных произведений Шенкурского уезда Архангельской губернии. После окончания училища Шергин возвращается в Архангельск, и с 1917 по 1919 годы работает вначале в Архангельском обществе изучения Северного края, а затем в кустарно-художественных мастерских.

В начале 20-х годов он переезжает на постоянное жительство в Москву. Русь Московская стала его второй родиной. Но Север на всю жизнь остался для Шергина самой большой любовью: «Дохнул ветерок. Может, он с Севера, с дальних полей…». В 20-е годы Шергин несколько раз приезжал в Архангельск, выступал в клубах и библиотеках как сказочник и «старинщик». Последний раз побывал в родном городе в 1934 году. Борис Пономарёв вспоминает: «Мне довелось слушать его в третьей средней школе, где Борис Викторович рассказывал ребятам «Соломбальскую сказку» и несколько поморских сказов. Ребята сидели словно заворожённые. Потом, как бы очнувшись, они долго аплодировали».

В Москве Шергин поначалу работает в институте детского чтения Наркомпроса художником-рецензентом. В 1924 году выходит первая книга Шергина «У Архангельского города, у корабельного пристанища», оформленная им самим. В книге содержались не собственные произведения Шергина, но записи текстов и мелодии фольклорных северных баллад. Отныне продолжение и сохранение традиций северной культуры, произведений устного народного творчества становится делом жизни писателя.

Второй сборник увидел свет в 1930 году. Он был назван «Шиш московский», по имени главного героя шергинских сказок, которые восходят к распространённым в Поморье скоморошинам о подвигах Васьки Шиша – бродяги, плута, надувающего богатых и жадных людей. Популярности книги способствовали выступления Шергина на радио с чтением сказок о Шише. После выхода этой книги Шергин становится членом союза писателей.

С 1934 года Шергин переходит на профессиональную литературную работу. Он часто выступает в различных аудиториях с устным исполнением народных сказок, былин, баллад и собственных произведений. Дальнейшая его жизнь не богата какими-либо исключительными и яркими событиями. Главными в ней были каждодневный писательский труд и напряжённая работа ума, души и сердца. В 1936 году выходит книга «Архангельские новеллы». Новеллы блестяще стилизованы под старину и погружают читателя в «стихию заморских страстей», рассказывая о путешествиях в дальние страны, о чужеземных красавицах, о любви, коварстве и изменах… с непременным счастливым концом.

В 1940 году Шергин стал инвалидом по зрению. Это лишило его возможности самостоятельно читать, писать, рисовать… Горько читать автобиографическую справку Шергина 1940 года, адресованную, по всей видимости, в Союз писателей: «Бедственное положение моё и моей семьи вынуждает меня просить о пенсии». Он пишет о том, что нужда заставила его продать книги, мебель и кругом задолжать. Больной человек, передвигающийся с помощью протезов, практически незрячий, он содержал на иждивении двоюродного брата, инвалида второй группы, и племянника.

В 1947 году вышла книга «Поморщина-корабельщина», которую сам Шергин называл «репертуарным сборником», потому что в неё вошли истории, которые он рассказывал в годы Великой Отечественной войны раненым в госпиталях солдатам, отправляющимся на фронт, труженикам тыла, школьникам. Сборник был опубликован во времена государственной кампании по удушению искусства. «Поморщина-корабельщина» подверглась сокрушительному разгрому со стороны официозных критиков. Шергина обвиняли в любви к старому поморскому быту, консерватизме, отсутствии связи с современностью. Но самым несправедливым было обвинение в «грубой стилизации и извращении народной поэзии». Шергин, который «пылинки сдувал» с каждого старинного слова, оборота речи, получил страшное и обидное клеймо, на долгие годы был лишён публикаций.

Лишь десять лет спустя, в 1957 году, вышла следующая книга, адресованный детям сборник «Поморские были и сказания» с прекрасными иллюстрациями В.А. Фаворского. В 1959 году вышел один из самых объёмных сборников писателя «Океан море русское». Книгу высоко оценила критика, с любовью восприняли читатели.

В 1966 году состоялась встреча Бориса Шергина с писателем и художником Юрием Ковалём. Коваль называл Шергина своим учителем и очень дорожил дружбой с ним. С Шергиным сверял Коваль всё своё написанное, по глазам узнавал, какие места ему не нравятся. Шергин и Коваль были писателями-художниками, оба были невероятно чутки к слову. Однажды Шергин высказался о том, какой должна быть проза: «Она должна быть такой, чтобы готов был целовать каждую написанную строчку».

Высоко ценил Коваль Шергина и как живописца и графика. По мнению Коваля, Борис Викторович Шергин был живописцем настоящим, в его росписях был видна «драгоценная школа народной северной русской живописи». Расписывал Шергин и печи, и прялки, и блюда, и ложки, туеса. Писал и иконы.

Во многом благодаря Ковалю, по мнению В.И. Власовой, имя Шергина было выведено из забвения: он печатал шергинские сказки на страницах журнала «Мурзилка», писал сценарии для мультфильмов по произведениям писателя. Фильмы «Волшебное кольцо», «Мистер Пронька», «Поморская быль», «Смех и горе у Белого моря» до сих пор любимы и популярны. Сам Коваль признавался, что учился у Шергина не столько литературному стилю, сколько его отношению к жизни, мудрости, выносливости.

Самой полной из всех прижизненных изданий Шергина стала книга «Запечатлённая слава», увидевшая свет в 1967 году. В циклы «Отцово знание», «Для увеселения», «У Архангелского города», у корабельного пристанища» объединено 101 произведение. Шергину тогда было 74 года. Его литературное имя было достаточно известным, но негромким. Умения же бороться за место под солнцем Борис Викторович был лишён начисто.

Борис Шергин – истинный христианин, с болью наблюдающий за подавлением нравственного начала в человеке. В сочинениях для печати он не мог прямо писать о религиозных чувствах. Откровенно и прямо он высказывается в своих дневниках, читать которые, по словам А. Михайлова, составляет «большое удовольствие». Большая часть дневников Шергина хранится в Пушкинском доме в Санкт-Петербурге. В 2010 году вышла в свет книга «Не случайные слова», в которую вошли дневниковые записи, хранящиеся в Архангельском литературном музее.

В Архангельске первый сборник произведений писателя был издан лишь в 1971 году. Позже Шергин был удостоен ордена Трудового Красного Знамени. Умер писатель 31 октября 1973 года. Похоронен на Кузьминском кладбище в Москве. По словам Е.Ш. Галимовой, «уникальность Шергина, неповторимость его творчества в том, что он сумел органические соединить, слить… литературу и фольклор, дать народному слову новую жизнь – в книге, а литературу обогатить сокровищами народной культуры». В произведениях Шергина прославлены основные и прочные нравственные правила, веками претворяемые в жизнь поморами.

В одном из его сказов есть такие слова: «Поживи для людей, поживут и люди для тебя». Б.В. Шергин всю жизнь отдал людям. Отдал щедро, без расчёта, без оглядки на выгоду. И люди платят ему любовью и доброй славой. Поразительно, но на карте области никак не увековечено имя Бориса Шергина, которое является одной из визитных карточек Архангельска. Лишь в 2008 году имя Шергина было присвоено Соломбальской библиотеке № 5. В октябре 2011 года в Москве была открыта Мемориальная комната Бориса Шергина на Рождественском бульваре, в доме 10/7, в котором Шергин прожил последние трудные годы жизни. В комнате воссоздана обстановка последних лет его жизни, выставлены сохраненные наследниками подлинные вещи Шергина, его рукописи, книги, предметы народного быта.

Степан Григорьевич Писахов

 

 

Родился он 25 октября 1879 года в Архангельске. Отец, выходец из Белоруссии, был ювелирных дел мастером, чеканщиком и обладал незаурядным художественным вкусом. Этот дар перешёл к сыновьям, Павлу и Степану. Мать была коренной пинежанкой. Бабушка Хиония Васильевна, уроженка деревни Труфанова гора, что на Пинежье, знала и рассказывала северные былины. А брат бабушки дед Леонтий и вовсе был сказителем-профессионалом. «Я был среди богатого северного словотворчества, не записывал, просто рос с этим словотворчеством», – вспоминал С. Г. Писахов.

В возрасте шести лет мальчик компоновал пейзажи из глины и папоротника, а в отроческие годы овладел кистью и много рисовал. В 1899 году Степан Писахов после окончания городского училища поехал в Казань, надеясь поступить в художественную школу, но потерпел неудачу. Лишь в 1902 году он поступил в художественное училище барона Штиглица в Петербурге. Однако за участие в студенческих волнениях 1905 года Писахова исключили и лишили права продолжения художественного образования в России.

Степан Григорьевич много путешествовал по Северу, участвовал в различных научных и поисковых экспедициях, неоднократно приезжал на Новую Землю, бывал на Земле Франца Иосифа, изъездил много селений на Мурмане, Печоре, Онеге, Мезени. «Коротко говоря, – писал капитан В. И. Воронин, с которым он совершил десятки рейсов, – Север и Арктику художник Писахов избороздил и изучил в совершенстве». Впечатления от этих поездок легли в основу путевых очерков и живописных полотен. Степан Григорьевич сроднился с суровой, но по-особому прекрасной природой Севера, стал её живописцем, её поэтом.

Совершал С. Г. Писахов и путешествия в дальние края. В качестве паломника он побывал в Египте и Палестине. Писахов видел Италию, Францию, Грецию. Много разных мест повидал Писахов, но не было для него ничего милее родного Севера!

За десятилетие между первой русской революцией и Первой мировой войной он окончательно созрел как художник. В Архангельске и Петербурге организовывались персональные выставки картин художника. На его полотнах изображена наша северная природа: сосны, берёзы, Белое море с айсбергами, ледниками, торосами, Северная Двина и суда у архангельского причала, северная деревня. Особняком стоит серия картин «Сны», которая поражает воображение и таит в себе загадку. Последняя крупная выставка живописных полотен художника состоялась в Москве в 1923 году. Ныне большая часть картин Степана Григорьевича Писахова хранится в Архангельском музее изобразительных искусств.

Исследователь творчества Писахова Ирина Пономарёва пишет: «В первую половину жизни расцвёл и раскрылся талант Писахова-художника, во вторую – Писахова-сказочника». Первая небылица «Не любо – не слушай» была опубликована в 1924 году в сборнике «На Северной Двине». Затем сказки Писахова стали появляться в местных газетах. А в тридцатые годы их регулярно публикует московский журнал «30 дней». В 1938 году в Архангельске вышла первая книга сказок Писахова, в 1939 году сказочника приняли в члены Союза писателей.

Писаховские сказки очаровали всех, неуёмная фантазия и язык просто ошеломляли! До этого ничего подобного в литературе не было. Сказки Писахова о Севере, любимом Архангельском крае. Место их действия – деревня Уйма. Упоминаются также Жаровиха, Лявля, Глинник, Заостровье, Кегостров, районы и улицы Архангельска. Сказки С. Г. Писахова передаются от лица рассказчика, весёлого балагура Сени Малины, крестьянина деревни Уйма. Человек он бывалый, мастер на все руки: он и пахарь, и рыбак, и охотник, и даже на кирпичном заводе работал, и в Москве, и в Питере бывал, и против французов и турок воевал, и по многим морям путешествовал. Опытному читателю Сеня Малина напомнит созданного Э. Распэ персонажа – гениального выдумщика барона Мюнгхаузена. Сходство есть, но Писахов ни в коем случае не подражает немецкому писателю: его сказки глубоко оригинальны.

У Сени Малины был прототип Семён Михайлович Кривоногов, житель деревни Уйма. «В 1928 году, – пишет С. Г. Писахов в предисловии к первому сборнику сказок, – я был у него. Это была наша единственная встреча». Однако вряд ли можно поставить знак равенства между прототипом и героем-рассказчиком. Борис Пономарёв писал: «…мне думается, что Сеня Малина – это сам Степан Писахов с его неуёмной фантазией, с его гиперболичностью, с его великолепным знанием архангельского говора, живой и яркой северной речи, густо замешанной на фольклоре». У С. Г. Писахова есть сказки задорные, искромётные, весёлые, есть едко сатирические, бичующие, злые, есть лукаво-добродушные, есть торжественные. Завершаются они всегда счастливо. Созданные на материале устной народной поэзии, сказки Писахова «уходили в народ», передавались из уст в уста.

Писахов любил детей. Они без спросу приходили к нему на квартиру, в городском саду и на набережной, где обычно отдыхал писатель, его окружали дети, которым Писахов рассказывал сказки и истории. Почти четверть века С. Г. Писахов проработал в школе – преподавал рисование. Его ученики поступали в художественные вузы, что Писахов считал своей «наградой».

Борис Пономарёв вспоминает: «Я с детства наслышан о Писахове. Юношей нередко встречал сказочника на архангельских улицах и всякий раз удивлялся его оригинальной, запоминающейся внешности. Был он приземист, широкоплеч. Лицо густо заросло бородой, кустистые свисающие брови прикрывали глаза. Из-под старомодной с широкими полями чёрной шляпы ниспадала грива седых волос.

В последние годы жизни Степану Григорьевичу часто нездоровилось, болели ноги, он не мог ходить. 25 октября 1959 года писатель праздновал свой юбилей – ему исполнилось 80 лет. Телеграммы шли со всей страны: «Поздравляем милого волшебника-сказочника». 3 мая 1960 года Писахова не стало.

Несмотря на всеобщую народную любовь и славу Писахова, что-то окружало его имя уже после смерти каким-то негласным запретом. В предисловии к изданной в 2005 году книге И. Пономарёвой «Главы из жизни Степана Писахова» С. И. Левин пишет: «Сказки его печатались, но почти все его картины и рисунки лежали в запасниках, в печати (особенно архангельской!) о нём упоминали кратко и как-то сквозь зубы, с неохотой, архив его долгое время был закрыт, ни доски на доме, ни бюста в сквере (было такое предложение!) так и не появилось. По городу непрерывно ползли слухи о каком-то грехе Писахова в период интервенции (то ли хлеб-соль подносил англичанам, то ли даже «из пушечки по большевичкам палил»). Но никаких доказательств никто не приводил, а на вопрос – да как же такой человек уцелел в десятилетия репрессий, в городе, где всё на виду, – в ответ слышно было только о гуманности и милосердии власти, а равно о кротости и незлобивости чекистов».

Музей С. Г. Писахова был открыт лишь в мае 2008 года. Дом, в котором писатель прожил всю свою долгую жизнь (Поморская, 27), не сохранился до наших дней. Музей расположился неподалёку – на Поморской, 10 – в старинном здании, где когда-то был большой дом-магазин купца Буторова. Несомненно, Писахов заходил сюда не раз.

А на пересечении улиц Поморской и проспекта Чумбарова-Лучинского в 2009 году установлен памятник сказителю «Здравствуйте, люди добрые» работы заслуженного художника России Сергея Сюхина. Сюхин признался, что о возможности пожать руку Степану Писахову мечтал ещё будучи студентом – а ныне поздороваться с северным сказочником может каждый желающий. Сюхин является также автором установленной рядом с памятником писателя задорной скульптуры «Малина на налиме», изображающей рассказчика и главного героя писаховских небылиц Сеню Малину.

Вячеслав Чиркин

 

Наш Русский Север издавна славен не только своей историей и природными богатствами, но и уникальной культурой, которую создавало не одно поколение наших предков. Богатые традиции писателей и сказителей северного края достойно продолжают современные мастера художественного слова. Творчество котласского писателя Вячеслава Чиркина занимает среди них особое место, выделяясь своей самобытностью и образностью слова.

Он родился 31 октября 1937 года в Дагестане, где от сталинских репрессий скрывался его отец. Детство и юность Вячеслава Павловича прошли в селе Красном и городе Мценске Орловской области. В детстве он с удовольствием читал книги, писал письма, изложения, сочинения, любил путешествия, охоту, рыбалку, мечтал стать геологом. А стал…строителем. Благодаря своей профессии Вячеслав Чиркин объездил всю страну. Сейчас он живёт в городе Котласе Архангельской области. Русский Север покорил писателя красотой природы, обилием лесных даров, приветливостью жителей. Постепенно накопленный жизненный опыт, наблюдения и впечатления стали превращаться в рассказы и сказки для детей. Начав сочинять для своей внучки, Вячеслав Чиркин со временем понял, что творчество стало смыслом его жизни. «Я счастлив, что я – русский, что живу в России, что разговариваю и пишу на этом замечательном языке и могу что-то оставить после себя следующему поколению», - говорит писатель.

Вячеслав Павлович любит ходить по лесу, наблюдать, вслушиваться, и для него не остаются незамеченными даже лёгкие запахи и шорохи. Внимательно всматриваясь, подмечая таинственное и чудесное там, где невнимательный путник заметит лишь привычное, обыденное, писатель помогает и ребёнку, и взрослому увидеть и почувствовать удивительный мир, который живёт, существует рядом с нами. Подсмотренные забавные ситуации автор рассказывает в своих произведениях с такой теплотой, что невозможно не полюбить и людей, и животных, живущих рядом с нами.

Книги Вячеслава Чиркина очень добрые. Они пронизаны теплом души автора, любовью к людям и всему живому, что нас окружает. Его книги будут интересны не только детям разного возраста, но и взрослым. Они хороши как для семейного чтения и обсуждения, так и для неторопливого индивидуального знакомства с книгой и её героями.

Произведения В.П. Чиркина

Для самых маленьких

Для тех, кто постарше

Чиркин В.П. Брыкадил: почемучные сказки для детей и взрослых / В. Чиркин; худож. С. Загарский. – Котлас, 2008. – 32 с.: ил.
Чиркин В.П. В гостях у деда: забавные рассказики, разные сказки / В.П. Чиркин; худож. Д. Ивашинцов. – СПб., 1995. – 83 с.: ил.
Чиркин В.П. В гостях у дедушки в деревне: сказочные истории / В.П. Чиркин; худож. Д.А. Трубин. – М.: Дрофа, 2002. – 93 с.: ил. – (Сказка за сказкой).
Чиркин В.П. Лапка: рассказики о животных / В.П. Чиркин; худож. О. Паршина. – Яренск, СПб, «Ut».: 1996. – 116 с.: ил.
Чиркин В.П. Поросёнок Борька: сказки / В.П. Чиркин; худож. Д.А. Трубин. – М.: Дрофа, 2002. – 77 с.: ил. – (Сказка за сказкой).
Чиркин В.П. Сладкоежка и дымовой: настоящая сказка / В.П. Чиркин; худож. В. Голубева. – СПб.: Макет, 1997. – 24 с.: ил.
Чиркин В.П. Тёплые облака / В.П. Чиркин; худож. С. Загарский – Котлас, 2007. – 55 с.:ил.

О писателе

Власова В. Вячеслав Чиркин – новое имя в детской литературе Севера / В. Власова // Мир и человек в философии и искусстве. – Архангельск, 2001. – С. 315-324.
Власова В. Удачи и промахи яренского сказочника: о творчестве В. Чиркина / В. Власова // Белый пароход. – 2001. - № 2. – С. 36-40.
Гефеле В. Куда Макар телят не гонял: о первом произведении для взрослых Вячеслава Чиркина / В. Гефеле // Архангельск. – 2000. – 12 мая. – С. 8.
Доморощенов С. Глаза добрые, а зубы грозные: [о творчестве В. Чиркина] / С. Доморощенов // Правда Севера. – 1997. – 13 февр. – С. 6.
Доморощенов С. Получит ли Чиркин Нобелевскую премию? / С. Доморощенов // Правда Севера. – 1998. – 25 июля. – С. 4.

Светлана Ефремова

 

Книги Светланы Ефремовой замечательны тем, что рассказывают о нашем крае - Архангельской области. Интересны – потому что адресованы детям и понятны даже первоклассникам. А удивительны тем, что их автор – не профессиональный писатель, а …архитектор-реставратор. Плоды её труда архангелогородцы и гости города могут увидеть, побывав в усадьбе Е.К. Плотниковой.

Но, кроме этой, есть у Светланы Александровны не менее значимая и ответственная должность. Она – мама. И её волнуют те же проблемы, что и нас. Например, дочка-первоклассница никак не хотела учиться читать. Девочка согласилась изучать буквы только по книжке, которая будет написана о ней самой. И пришлось маме сочинять сказку. Поскольку мама – архитектор, то и сказка получилась не простая, а архитектурная. Так появилась первая книжка – «Сказка о девочке Вере и застывшей музыке». После того как она была написана, оказалось, что осталось очень много интересного, того, что не поместилось в одну книгу, но о чём обязательно надо рассказать. Так родилась идея создать серию познавательных книг для детей, в которых бы увлекательно и понятно рассказывалось об истории нашего родного края. Все они предназначены для семейного чтения.

Мамы и папы, бабушки и дедушки! Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок рос умным и любознательным, чтобы он с раннего детства знал об уникальности края, в котором родился и живёт, обязательно познакомьте его с этими книгами. Ведь сказки эти не обычные, а познавательные, в сказочный сюжет умело вплетены реальные исторические события и персонажи, приведены достоверные факты. Прочитайте вместе с ребёнком книгу, в игровой форме повторите новые слова и термины, а потом прогуляйтесь по улицам родного города и вме



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 813; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.121.214 (0.082 с.)