Учебно-методический комплекс 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учебно-методический комплекс



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине

ЭКОЛОГИЯ

для студентов очной и заочной формы обучения,

обучающихся по специальностям

МЛК-150405

 

 

Ухта 2008

 


 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

Ухтинский государственный технический университет

 

"УТВЕРЖДАЮ"

Первый проректор

________________В.К.Хегай

"____"_____________ 200__ г.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

по _________ ЭКОЛОГИИ ___________________________________________________________

наименование дисциплины

для специальности_____ МЛК-150405 ________________________ ________________________

шифр и наименование специальности

Факультет______________ ЛТФ_/ ФБО____ ____________________________________________

Кафедра _______ ПБ и ООС __________________________________________________________

Курс_____________ 2_/ 3__ ___________________________________________________________

Семестр____________ 4_/ 5 ____________________________________________________________

 

Лекции ______ 18_ / 8 ___________________(час) Экзамен ___________________________

семестр

Практические

занятия _____________ 18_/ _ 4 ____________(час) Зачет ______ 4_/ 5________ ___________

семестр

Лабораторные Самостоятельная

занятия______________________________(час) работа________ ___30 / 56__________( час)

 

Всего часов___ 68 / 68 __________________ ( час)

 


Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования от 27 марта 2000 года №250. Направление подготовки дипломированного специалиста 651600 - Технологические машины и оборудование.

 

Рабочая программа обсуждена на _______________________________________________________

____________________________________________________________________________________

"____"______________200__г.

 

Заведующий кафедрой______________Н.Д. Цхадая

 

Одобрено советом_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

"_____"_______________200__г.

 

Председатель________________________

 

 

Рабочая программа составлена Кейн О.П. ______________________________________________

ФИО., подпись

  1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе

1.1. Цель преподавания дисциплины – изучение курса «Экология», формирование у студентов технических направлений экологизированного мировоззрения, возможность применения этих знаний для правильной оценки антропогенного воздействия на окружающую среду и рационального использования природных ресурсов.

1.2. Задачи изучения – овладение студентами знаний о взаимоотношениях организма и среды обитания, о структурах популяций, сообществ, экосистем, ладшафтов, составе и размерах Биосферы, глобальных проблемах экологии и их влиянии на здоровье человека, а также об основах экологического права.

1.3. Место дисциплины в учебном процессе – в современном обществе студент должен обладать профессиональными знаниями и умениями, которые необходимы ему при решении задач, связанных с вопросами, имеющими экологическое направление – методы рационального природопользования, экозащитная техника и технологии. Специалист данного направления должен разрабатывать перспективные конструкции машин и оборудования металлургического производства, выбирать и рассчитывать основное и вспомогательное оборудование с учетом решения задач энерго- и ресурсосбережения, а также защиты окружающей среды от техногенных воздействий производства; оценивать технические и организационные решения с позиций достижения качества продукции и их воздействия на окружающую среду.

Требования к уровню освоения содержания курса.

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

-структуру и состав экосистем и биосферы, эволюцию биосферы;
-экологические законы и принципы взаимодействия организмов со средой обитания;
-виды и состав антропогенного воздействия на биосферу в целом и на лесные экосистемы в частности;
-сущность современного экологического кризиса;
-требования профессиональной ответственности за сохранение среды обитания;
-принципы государственной политики в области охраны природной среды.

В результате изучения дисциплины студенты должны уметь:

-оценивать состояние лесных экосистем;
-прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности с точки зрения воздействия на биосферные процессы;
-выбирать принципы защиты природной среды в соответствии с законами экологии.

Перечень основных видов учебных занятий.

Вид учебных занятий Всего часов
Общая трудоемкость дисциплины 68 / 68
Аудиторная нагрузка 38 / 12
Лекции 18 / 8
Практические занятия (семинары) 18 / 4
Самостоятельная работа 30 / 56
Вид аттестации зачет

Виды и формы ежемесячного, текущего, рубежного контроля.

Тестирование по изучаемым разделам: организм и среда обитания; динамика популяций и сообществ; экосистемы; биосфера; загрязнение окружающей среды; направления защиты окружающей среды; глобальные проблемы биосферы.

1.7. Перечень дисциплин с указанием разделов (тем), усвоение которых студентами необходимо для изучения данной дисциплины

- химия,

- физика,

- математика.

 

 


 

  1. Содержание дисциплины

Распределение дисциплины по семестрам в соответствии с учебным планом специальности___

____________ ЛТФ, МЛК-150405 _ / __ ФБО, _ МЛК-150405 _____________________________

факультет, номер специальности и номер плана

 

 

Семестр Число недель ´ ´ часов в неделю Всего аудит. часов В том числе Объем самост. работы, час Экзамен Зачет
Лекции Лаборат. занятия Практич. занятия Семи-нары РГР, КР
очное обучение
  18 х 2=36                 зачёт
ИТОГО                 зачёт
заочное обучение
                    зачет
ИТОГО                 зачет
                         

 

Примечание.

Общий объем самостоятельной работы студента (включая все аудиторные занятия) по всем дисциплинам специальности не должен превышать 21-24 часа в неделю.


2.1. Наименование тем, их содержание, объем в часах лекционных занятий (по семестрам)

 

Номер темы Наименование темы Основное содержание темы Количество часов
Очное очно-заочное Заоч-ное
           
1. Биосфера и человек: структура биосферы, экосистемы, экология и здоровье человека. Границы биосферы. Энергетический баланс биосферы. Круговорот важнейших химических элементов: углерода, фосфора, кислорода, азота, серы, воды. Влияние нарушения экологического равновесия на человека.      
2. Подразделения современной экологии. Среда обитания. Основы биоэкологии. Взаимоотношения организма и среды. Организация элементов в живых и неживых системах. Экологические факторы. Закон толерантности Шелфорда. Правило Либиха. Закон Вильямса и др.        
3. Классификация природных экосистем на ландшафтной основе Природный и антропогенный ландшафт. Наземные, пресноводные и морские биомы. Принципы устойчивости жизни на земле.      
4. Глобальные проблемы окружающей среды. Ограниченность ресурсов. Загрязнениевоздуха, водных объектов, земельных угодий. Понятие о загрязнении. Ингредиентное, параметрическое, химическое загрязнение. Источники загрязнения. Влияние на окружающую среду и организм человека.        
5. Экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы. Принципы и законы природопользования. Природные ресурсы, их классификация. Рациональное использование природных оресурсов.      
6. Основы экономики природопользования Социально-экономические аспекты природопользования. Планирование природопользования. Медоды и механизм экономического регулирования.      
7. Экозащитная техника и технологии. Классификация технологий и средств зашиты атмосферы, гидросферы, литосферы. Защита окружающей среды от физических воздействий.      
8. Основы экологического права, профессиональная ответственность Источники, определение и объекты экологического права. Система управления качеством окружающей среды и охраной окружающей среды Международное сотрудничество в области окружающей среды..      
    Итого      

 


2.2. Наименование тем (вопросов), целиком выделенных для самостоятельной проработки студентами очной формы обучения

 

№№ тем Наименование темы (вопроса) Основное содержание темы (вопроса) Объем в часах Литерату-ра
  Характеристика природных биомов. Дать характеристику наземным, пресноводным, морским биомам.   Л-1, стр. 352-361.
  Важнейшие абиотические факторы и адаптации к ним организмов. Влияние на организм света, температуры, влажности, атмосферы, топографических условий и т.д.   Л-3, стр. 74-141, М-1.
  Экономика природопользования. Природные кадастры, источники финансирования природоохранных мероприятий, экологическое страхование.   Л-7, стр. 204-210.
  Особо охраняемые природные территории. Виды особо охраняемых природных территорий, требования к организации.   Л-7, стр. 219-228.
  Основы экологического права. Природоохранное законодательство, правовое обеспечение экологического контроля.   Л-7, стр. 232-262.
  Парниковый эффект. Основные теории, объясняющие возникновение парникового эффекта. Основные парниковые газы. Киотский протокол.   Периодическая литература экологического направления, Л-6; Л-3, стр. 480-494, М-5
  Загрязнение Мирового океана. Источники загрязнения, характеристика загрязняющих веществ, пути решения проблемы.  
  Деградация лесов Республики Коми. Причины гибели лесных масивов. Пути решения проблемы.  
  Озоновые дыры. Проблема образования озоновых дыр. География образования озоновых дыр, механизм образования.  
  Состояние здоровья населения Республики Коми. Статистика заболеваний, основные виды заболеваний, зависимость от факторов окружающей среды.  
         

Примечание.

В графе "Литература" приводятся номера учебников, учебных и методических пособий согласно разделов 3.1 и 3.2.3 с указанием глав, параграфов, страниц и номеров упражнений.

 


2.3. Наименование тем (вопросов), целиком выделенных для самостоятельной проработки студентами заочного отделения

№№ тем Наименование темы (вопроса) Основное содержание темы (вопроса) Объем в часах Литерату-ра
  Характеристика природных биомов. Дать характеристику наземным, пресноводным, морским биомам.   Л-1, стр. 352-361.
  Важнейшие абиотические факторы и адаптации к ним организмов. Влияние на организм света, температуры, влажности, атмосферы, топографических условий и т.д.   Л-3, стр. 74-141, М-1
  Экономика природопользования. Природные кадастры, источники финансирования природоохранных мероприятий, экологическое страхование.   Л-7, стр. 204-210.
  Особо охраняемые природные территории. Виды особо охраняемых природных территорий, требования к организации.   Л-7, стр. 219-228.
  Основы экологического права. Природоохранное законодательство, правовое обеспечение экологического контроля.   Л-7, стр. 232-262.
  Парниковый эффект. Основные теории, объясняющие возникновение парникового эффекта. Основные парниковые газы. Киотский протокол.   Периодическая литература эколоического направления, Л-6, Л-3, стр. 480-494, М-5,Л-2.
  Загрязнение Мирового океана. Источники загрязнения, характеристика загрязняющих веществ, пути решения проблемы.  
  Деградация лесов Республики Коми. Причины гибели лесных масивов. Пути решения проблемы.  
  Озоновые дыры. Проблема образования озоновых дыр. География образования озоновых дыр, механизм образования.  
  Состояние здоровья населения Республики Коми. Статистика заболеваний, основные виды заболеваний, зависимость от факторов окружающей среды.  
  Биосфера Законы биогенной миграции атомов и необратимости эволюции, законы экологии Б. Коммонера.   Л-3, стр.44-62.
  Особенности основных сред жизни. Водная среда, наземно-воздушная, эдафическая, живые организмы.   Л-3, стр.141-233
  Структура и динамика популяций Генетические процессы в популяциях, рост популяций и кривые роста.   Л-3,стр. 325-334
  Биогеоценозы Видовая и пространственная структура биоценоза, экологические ниши.   Л-3,стр. 363-387
  Техногенное загрязнение среды Техногенные эмиссии и воздействия, загрязнение атмосферы, гидросферы, почв.   Л-2 стр.285-337 М-8, М-9, М-10
  Экологическая безопасность. Экологические поражения, экологически приемлемый риск   Л-2, стр. 344-385
         

Примечание.

В графе "Литература" приводятся номера учебников, учебных и методических пособий согласно разделов 3.1 и 3.2.3 с указанием глав, параграфов, страниц и номеров упражнений.

Наглядные пособия и ТСО

Видеоматериал на темы: «Загрязнение окружающей среды», «Круговорот вещества в биосфере на примере круговорота фосфора»- ВФ

 

Примечание.

Рабочая программа согласуется с профилирующей (выпускающей) кафедрой и кафедрами, обеспечивающими преподавание дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину.


Дополнения и изменения в рабочей программе на ______/______ учебный год

 

В рабочую программу вносятся следующие изменения:

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

 

Рабочая программа пересмотрена Заведующий кафедрой

_________________________________

"_____"__________________________г.

 

Проректор по учебной работе

Внесенные изменения утверждаю _______________________________

"____"_________________ _____ г.


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе......................................

2. Содержание дисциплины

2.1.Наименование тем, их содержание, объем в часах лекционных занятий...

2.2. Наименование тем (вопросов), целиком выделенных для

самостоятельной проработки студентами............................................................

2.3. Практические занятия, их содержание и объем в часах...............................

3. Учебно-методические материалы по дисциплине

3.1. Основная и дополнительная литература.......................................................

3.2. Перечень наглядных и других пособий.........................................................

3.2.1. Условные обозначения ТСО........................................................................ 3.2.2. Наглядные и другие пособия и ТСО

3.2.3. Методические пособия и указания..............................................................

3.2.4. Методические указания по использованию ТСО и ЭВМ.........................

4. Протокол согласования................................................................................................

Дополнения и изменения к рабочей программе.......................................................

 

 

 

 


 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

Методические рекомендации для преподавателя

 

 

Последовательность изложения вопросов и их глубина может быть различной в зависимости от реально складывающейся ситуации учебного процесса. Кроме того, преподаватель имеет право выбора способ изложения того или иного вопроса.

Основные приемы изучения материала и используемый соответствующий задачный материал рассмотрен в учебниках и учебных пособиях издательства УГТУ (приведены в списках основной и дополнительной литературы).

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Методические указания для студентов

Пример решения тестов.

 

После изучения соответствующих разделов в качестве инструмента проверки знаний предлагается контроль в тестовой форме.

 

Примеры решения тестов:

Выберите правильный ответ:

Силы и явления природы, происхождение которых прямо не связано с жизнедеятельностью ныне живущих организмов, называют:

1) условиями среды;

2) абиотическими факторами;

3) биотическими факторами;

4) антропогенными факторами.

 

Правильный ответ – абиотические факторы (2)

 

 

Примеры решения задач.

 

 

Задача 2.1.

Оцените, на сколько лет хватит запасов лесных массивов на планете (площадь суши 1,5-1O7 км2, леса занимают около 25 % площади суши), если ежесекундно вырубается 1 га. Возобновление лесов в среднем не превышает 10 % от площади сведенных лесных массивов.

Опишите основные функции лесов и главные последствия их интенсивного уничтожения.

Решение

В течение года с учетом возобновления вырубается:

S = (Sвыр.-Sвоз.) 3600•24•365 = (1,0 - 0,1)•365•24•3600=2,8•107 га/год или S = 2,810s км2/год.

 

 

Следовательно, запасов лесных массивов хватит на

 

Основные функции лесов:

- стабилизация круговоротов биогенных веществ (зрелые или климаксные леса ничего не производят и ничего не потребляют);

- стабилизация сообществ (устойчивость экосистем), почвенного слоя и потоков воды;

- производство первичной биологической продукции.

 

Последствия сведения лесов:

– нарушение круговоротов биогенных веществ, потеря устойчивости экосистем и биосферы в целом из-за недостаточности первичной биологической продукции;

- увеличение содержания СО2 в атмосфере и как следствие - "парниковый эффект" из-за окисления биомассы и гумуса почв;

- изменение влагооборота;

- эрозионные потери почв.

 

Задача 2.2.

Содержание О2 в атмосфере равно 1,2-1015 т. Способность биомассы производить О2 составляет 2* т/год. Количество кислорода в атмосфере несмотря на продуктивность биомассы, уменьшается в среднем на т/год.

Оцените вклад населения планеты как отдельных потребителей в уменьшение его концентрации.

Перечислите главные источники потребления кислорода, на что заменяется кислород в атмосфере.

Решение

Ежегодное уменьшение содержания О2 в атмосфере равно наблюдаемому уменьшению его содержания плюс способность биоты производить кислород то есть:

 

Q = т/год.

 

Следовательно, запасов кислорода в атмосфере, при сохранении современного уровня его потребления, хватит на:

 

 

Сравнивая этот результат с предыдущей задачей, делаем вывод, что живые организмы на планете исчезнут не из-за уменьшения содержания кислорода в атмосфере, а из-за отсутствия органического вещества (первичной биологической продукции)

Население на нашей планете оценивается в 5,6 млрд. человек. Средний объем легких человека составляет 4 л, средняя частота дыхания равна 30 дыханий/минуту, средний объем газа в легких равен 30%, содержание 02 в воздухе – 21%. Следовательно, каждый человек ежеминутно потребляет кислорода:

V, = 4 • 30 • 0,3 • 0,21 = 7,56 л/мин или V, = 7,56*60*24*365=3,97*106 л/год или 3,97*103 м3/год, так как плотность кислорода ровна 1,3 кг/м3, то годовое потребление 02 одним человеком составляет

Q=3, 97*103*1,3=5,16*103 кг/год, а все человечество ежегодно потребляет в 5,6 млрд раз больше, а именно: Qбум=5,16*5,6*109=29 млрд. т/год, окончательно, вклад человечества в потребление кислорода равен:

 

или 9,7%

 

Поглощаемый в процессе техногенной деятельности человека кислород замещается в атмосфере, главным образом, на СО2.

Задача2.3

Поступление СО2 в атмосферу равно 7 млрд. т/год, а его содержание в тропосфере - 711 млрд. т. При отсутствии СО2 в тропосфере средняя глобальная температура на планете составляла бы 255 К, в настоящее время - 288 К. По экспертным оценкам подъем средней глобальной температуры на планете на 3,6 градуса может вызвать подъем уровня Мирового океана на 5 м. Россия находится в среднем на высоте 75 м над уровнем моря. Через какой период времени жители России могут утонуть, если сохранится существующая мощ­ность выбросов СО2?

Решение

Выброс каждого 1 млрд т СО2 в атмосферу вызывает повышение температуры на:

ΔТ = =0,0464 градуса/Гт.

Поэтому, при сохранении мощности эмиссии СО2 в атмосферу на современном уровне, подъем средней глобальной температуры на 3,6 К Может произойти за время:

где М = 7 млрд. т/год (М - уровень прироста СО2 в атмосфере).

Таким образом, окончательно получим, что жители России утонут при этих обстоятельствах через:

 

11,08* =116,2 года

 

Задача2.4

Среднесуточная концентрация паров тетраэтилсвинца в воздухе по данным городской СЭС в районе жилого массива составляет 0,0005 мг/м3. Какое максимальное количество РЬ поступит в организм одного жителя за теплый период времени года (6 месяцев), если коэффициент выведения свинца яз организма не превышает 0,01?

Решение

Объем воздуха, поглощаемый одним человеком за б месяцев, равен:

 

V=v*f*t1*t2*t3*t4*d.

 

Где v-средний объем легких человека (4 л); f - средняя частота дыхания (30 вдохов/минуту); t1 - количество минут в 1 часе; t2 - количество часов в сутки, проводимых в жилом помещении в среднем (12 часов); t3 - количество дней в месяце (30), t4 - количество учитываемых месяцев (6); d - средний коэффициент обмена воздуха в легких (0,3).

 

V = 4*30*60*I2*30*6*0,3 = 4,67 л ИЛИ

V = 4,67103m3.

 

Следовательно, за данный период времени в организме человека накопится соединений свинца:

 

М=(С-а*С)*V

 

где С - концентрация паров Рв в воздухе, а - коэффициент выведения Рв из организма.

М Рв= (0,0005- 0,01 • 0,0005) 4,67-10' = 2,3 мг соединений свинца.

Задача 2.5

Оцените средний вклад одного человека в загрязнение Мирового океана, если на 1 км2 поверхности океана приходится 17 т отходов с суши.

Решение

Радиус земного шара R = 6400 км, площадь шара оценивается как S = 4πR2.Так как мировой океан занимает 2/3 площади земного шара, то площадь мирового океана составит:


Sм.о. = 2/3*4πR2=3,43*108 км2.

 

Вклад каждого человека в загрязнение океана равен:

 

q= Sм.о. *m /N,

 

где m - количество отходов, приходящееся на единицу площади океана; N - численность населения Земли.

q = 3,43*108 *(17 /5,6*109) = 1,04 т/чел.

 

Задача 2.6

Годовые мировые перевозки нефти морским транспортом составляют в среднем 10 млрд. т. По оценкам экспертов при таких перевозках в Мировой океан попадает до 1 % нефти и нефтепродуктов от транспортируемого количества. Какая площадь Мирового океана ежегодно покрывается пленкой нефти?

Перечислите основные последствия загрязнения Мирового океана нефтью и нефтепродуктами.

Решение

Площадь Мирового океана составляет:

км2 (смотри предыдущую задачу)

 

Следовательно, количество нефтепродуктов Mнеф, попадающих в океан, равно:

Мнеф = = =0,1млрд т/гол,

где М - объем перевозок нефти и нефтепродуктов;

d - доля, теряемая при транспортировке.

Примем, что средняя толщина пленки нефтепродуктов на поверхности воды (h) равна 1 мм. Плотность нефтепродуктов составляет = 0,87 т/м3, поэтому площадь, занятая нефтепродуктами, будет равна:

Sн.пр=Mнеф / км2. Окончательно получим, что доля Мирового океана, ежегодно покрываемая нефтепродуктами из-за танкерных перевозок, без учета аварий, составляет:

Основные последствия загрязнения Мирового океана нефтью и

нефтепродуктами:.

- уменьшение, содержания растворенного кислорода в поверхностном слое
воды (биохимическое окисление);

- изменение условии газообмена на границе: атмосфера - водная среда;

- воздействие на морские экосистемы, вплоть до выпадения отдельных видов
(в основном на нейстон);

- изменение температуры поверхностных слоев из-за изменений условий
испарения.

 

Задача 2.7

Оцените, чему равна доля энергии, производимой! человечеством, от всей энергии Солнца, достигающей земной поверхности, если в 1991 г. в Мире было произведено МО11 кВт . ч /год энергии. Солнечная постоянная, характеризующая полный поток энергии, поступающей в единицу времени на единицу площади, перпендикулярной направлению солнечных лучей, за пределами атмосферы, равна 8,2 Дж/(см2мин). Среднее количество радиации, поступающее в верхние слои атмосферы от Солнца, составляет 1050 кДж/(см2-год). Из этого количества радиации - 30 % отражается атмосферой и земной поверхностью (доля атмосферы около 10 %), - 25 % поглощается атмосферой, а - 45% поглощается Землей.

Решение

 

Доля энергии от Солнца, достигающая поверхности Земли, равна:

 

D = Q (d, + d2)= 1050 (0,1 +,0,25) = 367,5 кДж/(см год);

 

или D = кДж/(км год)

где - доля энергии, отражаемая и поглощаемая атмосферой;

Q - плотность потока солнечного излучения за пределами атмосферы.

Полный поток солнечной энергии, достигающий поверхности Земли, равен:

 

кДж/год.

 

Количество произведенной энергии в Мире человечеством за год:

 

или, так как 1 кВт . ч = 3600 кДж,

Q = 3,б.1016кДж/год.

Окончательно, доля энергии, производимая человечеством, равна:

D = = 3,6.1016/I,89.1021 = 1,9.10-5

или в процентах -1,9.10-3 %.


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Ухтинский государственный технический университет

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Первый проректор

_______________В.К. Хегай

 

"____"_____________ 200__ г.

 

Материалы,

устанавливающие содержание и порядок
проведения промежуточных и итоговых
аттестаций

 

по _____________________________ ЭКОЛОГИИ _______________________________

наименование дисциплины

для специальности ПНГ-130201; ГИС-130202; ГНГ-130304; МиГ-130306 / ФБО ГНГ-130304_ __

шифр и наименование специальности

факультет_______ ГРФ_______________________________________________________________

кафедра_____ ___ПБиООС___ _______________________________________________________________

курс________ ___ _____ _2/3 _____________________________________________________________

семестр_____ ___ ________ 3/5 ________________________________________________________

 


Постройте трофические цепи.

Попробуйте в жанре научного текста передать сущность информации из приведенного ниже отрывка произведения «Храм природы» Эразма Дарвина (1731-1802), деда Ч. Дарвина.

Охотнице-сове, средь ночи темной,

Не жаль певца любви и неги томной,

А соловей съедает светляка,

Не посмотрев на прелесть огонька;

Светляк же- ночи светоч оживленный,

Всползая вверх, цветок съедает сонный.

Наездник окрыленный, чтоб запас

Питательный потомству предоставить,

Спешит, вонзая жало много раз,

Им гусениц побольше пробуравить;

Найдя в приемной матери приют,

Личинки плоть ее живую жрут.

Изобразите трофическую цепь.

 

Выберите правильный ответ:

 

37. Популяцией называется совокупность особей:

 

1) разных видов, населяющих общую территорию;

2) одного вида, которые свободно скрещиваются между собой;

3) одного вида, населяющих определенное пространство;

4) одного вида, которые имеют общее происхождение, совместно существуют в определенном местообитании, свободно скрещиваются;

5) одного вида, населяющие определенный континент.

 

 

38. Основной причиной уменьшения биологического разнообразия на Земле является:

 

1) охота;

2) сбор лекарственных трав;

3) изменение местообитаний и деградация природной среды;

4) вселение в биоценозы новых видов, которые вытесняют исходные виды;

5) использование растений и животных в пищу человеком.

 

 

39. Численность популяции из года в год остается примерно одинаковой, потому что:

 

1) каждый год погибает примерно одинаковое количество особей;

2) организмы размножаются более интенсивно при меньшей плотности и менее интенсивно при большей плотности;

3) организмы прекращают размножение, после того как численность популяции превысит средний уровень;

4) смертность и рождаемость примерно одинаковы.

 

40. Как называется совокупность организмов разных видов и различной сложности организации со всеми факторами среды их обитания?

 

1) биогеоценоз;

2) симбиоз;

3) митоценоз;

4) антропаль;

5) аридность.

 

41. Как называется минимальная самовоспроизводящаяся группа особей одного вида, населяющих определенную территорию достаточно долго?

 

1) популяция;

2) панмиксия;

3) ареал;

4) замор.

 

42. Определенное число особей на данной площади:

 

1) обилие;

2) распространение;

3) адаптация;

4) рекультивация;

5) реинтроиндукция.

 

43. Мгновенная удельная рождаемость определяем по формуле

 

1) b = ∆Nn/N ∆t

2) P = ∆ Nn/ ∆t

3) d = ∆Nm/ N ∆t

 

44. Какие виды биоценоза наиболее разнообразны:

 

1) редкие и малочисленные виды;

2) доминирующие виды;

3) массовые виды;

4) сокращающиеся виды;

5) охраняемые виды.

 

45. Как называется положение, которое вид занимает в составе биоценоза:

 

1) экологическая ниша;

2) количественные факторы;

3) биообрастание.

 

46. Тип взаимоотношения популяций, при котором представители одного вида поедают (уничтожают) представителей другого, то есть организмы одной популяции служат пищей для организмов другой. Как называется данный тип взаимоотношений?

 

1) вытеснение;

2) хищничество;

3) толерантность;

4) идиосинкразия.

 

47. Экологическая ниша- это:

 

1) совокупность тел живых организмов, населяющих Землю, вне зависимости от их систематической принадлежности;

2) любое химическое соединение или элемент, возникающие в ходе спонтанно идущих химических реакций и физических процессов и естественно входящие в природный круговорот веществ;

3) совокупность генов одной группы особей, в пределах которой они характеризуются определенной частотой встречаемости;

4) вся совокупность видов живых организмов с проявившимися и потенциальными наследственными задатками;

5) место вида в природе, включающее не только положение вида в пространстве, но и функциональную роль в сообществе и его положение относительно абиотических условий существования.

 

48. Численность роста популяции без учета лимитирующих факторов происходит по следующему закону:

 

1) R0=Nт/N0;

2) r=ln R0/T;

3) Nt=N0 ert.

 

49. Рост популяции соответствует выражению:

1) b=d;

2) b>d;

3) b<d.

 

Задания в тестовой форме по теме «Экосистемы»

 

Выберите правильный ответ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 762; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.248 (0.372 с.)