Понятие и виды территории в международном праве 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и виды территории в международном праве



Понятие и виды территории в международном праве

Состав государственной территории

Государственные границы и их правовой режим

Международные проливы и каналы

Правовой статус Антарктики

Правовой статус Арктики

 


Понятие и виды территории в международном праве

Понятие территории многозначно. Под территорией в широком смысле понимается часть земного шара, включающая в себя сухопутные, водные, подземные и воздушные пространства, а также околоземное пространство, включая Луну и другие находящиеся в нем небесные тела.

Безусловно, чаще всего термин «территория» используется для обозначения государственной территории, то есть части земной суши с прилегающими участками моря, их недрами и воздушным пространством над ними, находящимися под суверенитетом конкретного государства.

Следует отметить, что подавляющая часть суши Земли – это территории государств.

Однако всё же преобладающая часть всей поверхности, а также и околоземное пространство - это территории с международным режимом.

Международные территории – это лежащие за пределами государственной территории географические пространства, которые не принадлежат исключительно какому-либо государству в отдельности, а являются общим достоянием всего человечества и находятся в общем пользовании всех государств; их правовой статус и режим определяются международным правом.

Их можно разделить на два вида: территории с постоянным и территории с временным режимами. К первым относятся те территории, чей статус определен многосторонним международным договором. Это Антарктика, открытое море (т.е. морские пространства вне территорий государств), включая воздушное пространство над ним и морское дно под ним за пределами континентального шельфа государств, околоземное пространство, включая Луну и другие небесные тела.

Вторая группа - это территории, чей международно-правовой статус в силу стечения обстоятельств либо не определен, либо должен быть изменен в будущем. Пример такой территории - Палестина. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 181, принятая в 1947 г., предусматривает прекращение действия мандата Великобритании в Палестине и создание там двух государств – арабского и еврейского, а также придание городу Иерусалиму международного статуса. Эта резолюция была выполнена лишь в части, касающейся создания в 1948 г. государства Израиль, которое в 1967 г. оккупировало и территории, на которых согласно резолюции ООН должно быть создано арабское государство. В настоящее время палестинские территории (сектор Газа и Западный берег реки Иордан) – это не территория Израиля, но они не входят и в состав какого-либо другого государства.

Разновидностью территорий с временным международным режимом можно считать территории, оккупированные войсками другого государства в ходе вооруженного конфликта, переданные в аренду другому государству или, как в случае с сербским краем Косово, взятыми под управление международной организацией. Эти территории юридически остаются под властью государства-суверена, но фактически оно может осуществлять там свои властные функции в весьма ограниченном объеме.

В то же время развитие международного сотрудничества по использованию морских пространств и их недр привело к появлению еще одного вида территорий – территорий со смешанным правовым режимом. Это те морские пространства, которые юридически входят в состав морских пространств, но в пределах которых прибрежные государства обладают преимущественным суверенным правом на их использование. К этим территориям относятся морская экономическая зона и континентальный шельф.

Таким образом, территория в международном праве - это пространства, либо полностью находящееся под суверенитетом какого-либо государства, либо имеющее особый, постоянный или временный, международно-правовой статус.

Особенностью международно-правового регулирования территориальных вопросов является отсутствие регулирующего их общего нормативного правового акта. Статус государственной территории, порядок разрешения территориальных споров определяется международным обычаем.

В отличие от статуса территории государства, который в соответствии с принципом суверенного равенства одинаков для всех государств и ни одно из них не имеет больше прав на своей территории, чем другие, статус каждой территории с международным режимом различен и определяется условиями возникновения этого режима.

Состав и статус государственной территории

Согласно сложившейся международной практике в состав территории государства входят:

1. Вся суша в пределах его государственных границ;

2. Все водоемы, включая реки и озера, берега которых принадлежат данному государству;

3. Внутренние морские воды и воды так называемых исторических заливов.

4. Территориальные воды, то есть полоса морских вод не более 12 морских миль, отсчитываемых от исходных линий территориального моря;

5. Воздушное пространство над сушей, внутренними и территориальными водами государства;

6. Недра, расположенные под сушей, внутренними и территориальными водами государства.

Статус государственной территории, порядок разрешения территориальных споров определяется международным обычаем. Вместе с тем правовое урегулирование территориальных вопросов базируется на двух общепризнанных принципах международного права – принципе нерушимости границ и принципе территориальной неприкосновенности. В соответствии с первым из них государства рассматривают существующие границы как нерушимые и должны воздерживаться от любых посягательств на них, а также от любых требований или действий, направленных на захват или узурпацию части или всей территории другого государства. В соответствии с принципом территориальной целостности государства должны воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами ООН, направленных против территориальной целостности, политической независимости или единства другого государства. Государства должны воздерживаться от того, чтобы превращать территорию другого государства в объект военной оккупации или других мер применения силы в нарушение международного права. Никакая оккупация или приобретение территории другого государства в результате применения силы не признается законной.

Территория международных рек и каналов

Международные реки – это реки, протекающие по территории двух или более государств. При этом особое значение имеют те реки, которые имеют судоходное сообщение с морем и используются для судоходства как прибрежными, так и иными государствами. К таким рекам относятся, например, Дунай, Рейн, Нигер, Амазонка, Ла-Плата и др.

Каждое государство осуществляет суверенитет над частью реки, находящейся в пределах его границ. Прибрежные государства должны обеспечить свободу невоенного судоходства на своих участках реки для судов всех государств, но вправе ограничить или запретить проход военных судов неприбрежных государств или иных судов, преследующих военные цели.

Международные каналы - искусственные водные пути, представляющие собой гидротехнические сооружения, соединяющие моря и океаны и используемые для международного судоходства. Наибольшее значение для международного судоходства имеют Суэцкий, Панамский и Кильский каналы. Международные каналы находятся под суверенитетом того государства, по территории которого пролегают. Государство, являясь территориальным собственником канала, обязано обеспечить свободу судоходства по каналу, а другие государства обязаны уважать территориальный суверенитет, права и законы прибрежного государства.

Правовой статус Антарктики

Антарктика - территория с международным режимом. Это огромная по площади часть земной поверхности, простирающаяся от Южного полюса до 60 градусов южной широты. В данную территорию входят континент Антарктида и прилегающие острова и моря. Этот ненаселенный континент был открыт в начале ХIХ в. и в дальнейшем, несмотря на проводившиеся там научные исследования, заселен не был. В первой половине ХХ в. ряд государств, таких как Великобритания, Аргентина, Чили, Франция, Австралия, Новая Зеландия, заявили претензии на принадлежность им антарктических районов. В 1959 г. в г. Вашингтоне (США) состоялась Международная конференция по Антарктике. В ее рамках был выработан Договор об Антарктике от 1 декабря 1959 г., определивший правовой статус данного континента. В соответствии со ст. IV данного Договора никакие его положения не означают отказ государств-участников от ранее заявленных претензий на территорию Антарктики, но при этом никакие действия, совершенные в период действия данного договора, не образуют основания для поддержания данных претензий. Статьи I и II объявляют Антарктиду свободной только для научно-исследовательской деятельности всех государств. Запрещается любая деятельность военного характера. Зоной действия Договора определяется район южнее 60 параллели южной широты, включая все шельфовые ледники. Таким образом, государства-участники Договора 1959 г., с одной стороны, не отказались от заявленных ранее претензий на антарктические районы, но с другой стороны, согласились не настаивать на них в течении действия Договора и участвовать в исследовании континента и использовании его природных ресурсов на равных с государствами, не предъявивших никаких претензий. При этом Договор об Антарктике заключен на неопределенный срок. В 1991 г. был подписан еще один международный договор об Антарктике - Протокол об охране окружающей среды, который запрещает проведение геологоразведочных работ в Антарктике в течение 50 лет. Цель этого договора – обеспечить экологическую безопасность Антарктики и превратить в её в уникальный природный заповедник.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.

1. Какие существуют виды территорий в международном праве?

2. Что включают в состав территории государства?

3. Какие пространства называются международными территориями?

4. Что входит в понятие «территории со смешанным правовым режимом»?

5. Что такое территориальное верховенство?

6. Где проходит линия государственной границы России и кем она устанавливается?

7. Какие реки относятся к категории международных и какие права прибрежных государств в отношении этих рек?

8. Какие каналы являются международными и какие права и обязанности у прибрежных и неприбрежных государств при их эксплуатации?

9. Какими международными актами регулируется статус Антарктики?

10. Какие права и обязанности у государств в отношении континента Антарктида?

 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

(Верный ответ выделен курсивом)

 

Понятие и виды территории в международном праве



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 526; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.28.197 (0.011 с.)