Основные характеристики детей до 7 лет в периодизации возрастного развития Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные характеристики детей до 7 лет в периодизации возрастного развития Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина.



Основные характеристики детей до 7 лет в периодизации возрастного развития Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина.

В нашей стране на основе данных современной отечественной возрастной психологии практикой образования приняты следующие основные периоды развития детства:

Новорожденный – до 10 дней

Младенческий возраст – до 1 года

Ранний детский возраст – от 1 года до 3 лет

Преддошкольный – 3 – 5 лет

Дошкольный – 5 – до 6 (7) лет

Младший школьный возраст – 6 (7) лет до 10 лет

В отечественной психологии впервые научную возрастную периодизацию детства на основе анализа существенных особенностей самого детского развития создал Л.С.Выготский. Его ученики и последователи развили основные идеи (А.Е.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, Л.И.Божович, А.В.Петровский, Д.И.Фельдштейн, В.И.Слободчиков и др.)

Разрабатывая периодизацию возрастного развития, Л.С.Выготский опирался на понимание конкретно-исторической природы детства вообще и его отдельных периодов в частности. Он считал, что в любом обществе продолжительность детства, его периодизация и тем более его содержание в каждом возрастном периоде определяются требованиями к детству, т.е. конкретно-исторической ситуацией развития ребенка.

Опираясь на идею Выготского о сензитивных периодах в развитии личности, многие психологи указывают на необходимость полного выявления и развития психических характеристик каждого возрастного периода. Так, Н.С.Лейтис подчеркивает, что возникающие в годы детства повышенные возможности развития в тех или иных направлениях временны, преходящи (возрастные предпосылки могут в той или иной мере вытеснить друг друга, ослабевать, сходить на нет). Поэтому при быстром темпе развития очень важно, чтобы возрастные достоинства каждого этапа детства проявились достаточно полно и тем самым успели внести свой вклад в становление личности. Именно полноценное проживание ребенком каждого возрастного периода подготовит его к переходу на следующую возрастную ступень, позволит сформироваться необходимым для этого психологическим новообразованиям.

Л.С.Выготский рассматривал возраст как относительно замкнутый период развития, значение которого определяется его местом в общем цикле развития и в котором общие законы развития находят всякий раз качественно своеобразное выражение.

Познакомимся с периодизацией детского развития, разработанной Л.С.Выготским.

Возраст Период Примечание
0 – 2 мес. Кризис новорожденности Каждый период включает в себя три фа- зы: предкритическую, критическую и посткри- тическую (кроме периода новорожденности, который сразу начинается с кризиса).
2 мес. – 1 год Младенчество  
1 год Кризис 1 года  
1 – 3 года Раннее детство  
3 года Кризис 3 лет  
3 – 7 лет Дошкольный возраст  
7 лет Кризис 7 лет  
8 – 12 лет Школьный возраст  
13 лет Кризис 13 лет  
14 – 17 лет Пубертатный возраст  
17 лет Кризис 17 лет  

 

Наиболее существенные

личностные новообразования возрастных периодов:

Младенчество – образование, субъективно выражающееся в эмоционально окрашенном самоощущении. Это – предтеча (предшественник) личности, сознания;

Раннее детство – появление «Я» («Я сам») – системного новообразования конца, раннего детства, зарождение самосознания;

Дошкольник – важнейшее новообразование – соподчинение мотивов и не менее важное – способность воображения как основы творческого отношения к Д., жизни, самому себе;

Младший школьный возраст – произвольность психических процессов, внутренний план действий, рефлексия собственного поведения, потребность в активной умственной деятельности; контроль и самоконтроль;

Подростковый возраст – сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своем поведении;

Периодизация психического развития Д.Б.Эльконина.

Эпоха Возрастной период Тип ведущей деятельности
Раннее детство 0 – 1 Непосредственно-эмоциональное общение
Раннее детство 1 – 3 Предметно-манипулятивная Д
Детство 3 – 7 Общение (ролевая игра)
Детство 7 – 10 Учебная деятельность
Отрочество (подростничество) 10 – 14 Общение интимно-личностное
Отрочество 14 – 17 Учебно-профессиональная Д.

 

В таблице представлены три эпохи. Каждая из них состоит из двух периодов, в основе которого лежит тот или иной тип ведущей Д. Эти периоды закономерно связаны и подготавливают др. др. Признаком перехода от одной стадии к другой является изменение ведущего типа Д., ведущего отношения ребенка к действительности.

 

 

Основные характеристики детей до 7 лет в периодизации психисоциального развития Э.Эриксона

 

Кризис 1 года

К 1-му году жизни ребенок становится более самостоятельным. В этом возрасте дети уже самостоятельно встают, учатся ходить. Возможность передвигаться без помощи взрослого дает ребенку чувство свободы и независимости.

В этот период дети очень активны, они осваивают то, что прежде не было для них доступно. Желание быть независимым от взрослого может проявляться и в отрицательном поведении ребенка. Почувствовав свободу, дети не желают расставаться с этим ощущением и подчиняться взрослым.

Теперь ребенок сам выбирает вид деятельности. На отказ взрослого ребенок может проявлять негативизм: кричать, плакать и т. д. Подобные проявления носят название кризиса 1-го года жизни, который изучала С. Ю. Мещерякова.

На основе результатов анкетирования родителей С. Ю. Мещерякова сделала выводы, что все эти процессы временные и преходящие. Она разделила их на 5 подгрупп:

1) трудновоспитуемость – ребенок упрямится, не желает подчиняться требованиям взрослых, проявляет упорство и желание постоянного родительского внимания;

2) у ребенка появляется множество форм общения, ранее ему несвойственных. Они могут быть позитивными и негативными. Ребенок нарушает режимные моменты, у него формируются новые умения;

3) ребенок очень раним и может выказывать сильные эмоциональные реакции на осуждение и наказания взрослых;

4) ребенок, сталкиваясь со сложностями, может противоречить сам себе. Если что-то не получается, ребенок призывает взрослого помочь ему, но тут же отказывается от предлагаемой ему помощи;

5) ребенок может быть очень капризным. Кризис 1-го года жизни влияет на жизнь ребенка в целом. Сферы, на которые влияет этот период, следующие: предметная деятельность, отношения ребенка со взрослыми, отношение ребенка к себе. В предметной деятельности ребенок становится более самостоятельным, его больше начинают интересовать различные предметы, он манипулирует и играет с ними. Ребенок стремится быть независимым и самостоятельным, он хочет все сделать сам, несмотря на то, что у него не хватает умений. В отношении со взрослыми ребенок становится более требовательным, он может проявлять агрессию по отношению к близким. Посторонние люди вызывают у него недоверие, ребенок становится избирательным в общении и может отказаться от контакта с незнакомым человеком. Отношение ребенка к себе также претерпевает изменения.

Ребенок становится более самостоятельным и независимым и хочет, чтобы взрослые признавали это, позволяя ему поступать в соответствии с собственными желаниями. Ребенок часто обижается и выражает протест, когда родители требуют от него подчинения, не желая выполнять его прихоти.

 

 

См.вопрос 17

Самосознание дошкольника

В раннем возрасте можно было наблюдать всего лишь истоки самосознания ребенка. Самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства.

Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки ("я хороший") и рациональной оценки чужого поведения. Ребенок приобретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем - собственные действия, моральные качества и умения.

О моральных качествах ребенок судит, главным образом, по своему поведению, которое или согласуется с нормами, принятыми в семье и коллективе сверстников, или не вписывается в систему этих отношений. Его самооценка поэтому практически всегда совпадает с внешней оценкой, прежде всего - оценкой близких взрослых.

Оценивая практические умения, 5-летний ребенок преувеличивает свои достижения. К 6 годам сохраняется завышенная самооценка, но в это время дети хвалят себя уже не в такой открытой форме, как раньше. Не меньше половины их суждений о своих успехах содержат какое-то обоснование. К 7-ми годам у большинства самооценка умений становится более адекватной.

В целом самооценка дошкольника очень высока, что помогает ему осваивать новые виды деятельности, без сомнения и страха включаться в занятия учебного типа при подготовке к школе. В то же время более дифференцированные представления о себе могут быть более или менее верными. Адекватный образ "я" формируется у ребенка при гармоничном сочетании знаний, почерпнутых им из собственного опыта (что я могу сделать, как я поступил) и из общения со взрослыми и сверстниками.

М.И.Лисина проследила развитие самосознания дошкольников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точными представлениями о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения. Дети с заниженными представлениями о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда - при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни. Детей с завышенными представлениями о себе в семьях считают более развитыми, чем их ровесников; часто поощряют, в том числе подарками, хвалят при других детях и взрослых и редко наказывают. Родители уверены в том, что в школе они будут отличниками.

Таким образом, дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценка и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представления о себе окажутся искаженными.

Еще одна линия развития самосознания - осознание своих переживаний. Не только в раннем возрасте, но и в первой половине дошкольного детства ребенок, имея разнообразные переживания, не осознает их. Его эмоции и чувства можно было бы передать так: "мне радостно", "мне взгрустнулось". В конце дошкольного возраста он ориентируется в своих эмоциональных состояниях и может выразить их словами: "я рад", "я огорчен", "я сердит".

Начинается осознание себя во времени. В 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет себя в будущем: "когда я был маленьким", "когда я вырасту большой".

Таким образом, основными компонентами самосознания дошкольника являются: самооценка, осознание своих переживаний, половая идентификация, осознание себя во времени.

Дошкольное детство - период познания мира человеческих отношений. Ребенок моделирует их в сюжетно-ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя, он учится общаться со сверстниками.

Дошкольное детство - период творчества. Ребенок творчески осваивает речь, у него появляется творческое воображение. У дошкольника своя, особая логика мышления, подчиняющаяся динамике образных представлений.

Это период первоначального становления личности. Возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами эмоционально-потребностной сферы - вот неполный перечень особенностей, характерных для личностного развития дошкольника. Центральными новообразованиями этого возраста можно считать соподчинение мотивов и самосознание.

24 Основные новообразования дошкольника

К новообразованиям дошкольного возраста Д.Б. Эльконин отнес следующие.

1. Возникновение первого схематичного абриса цельного детского мировоззрения. Ребенок не может жить в беспорядке, ему надо все привести в порядок, увидеть закономерности отношений. Для того чтобы объяснить явления природы, дети используют моральные, анимистические и артификалистские причины. Это подтверждают высказывания детей, например: «Солнце движется, чтобы всем было тепло и светло». Это происходит потому, что ребенок считает, будто в центре всего (начиная с того, что окружает человека и до явлений природы) находится человек, что было доказано Ж. Пиаже, который показал, что у ребенка в дошкольном возрасте отмечается артификалистическое мировоззрение.

В возрасте пяти лет ребенок превращается в «маленького философа». Он рассуждает по поводу происхождения луны, солнца, звезд, основываясь на просмотренных телепередачах о космонавтах, луноходах, ракетах, спутниках и т. д.

В определенный момент дошкольного возраста у ребенка появляется повышенный познавательный интерес, он начинает всех мучить вопросами. Такова особенность его развития, поэтому взрослым следует понимать это и не раздражаться, не отмахиваться от ребенка, а по возможности отвечать на все вопросы. Наступление «возраста почемучек» свидетельствует о том, что ребенок готов к обучению в школе.

2. Возникновение первичных этических инстанций. Ребенок пытается понять, что хорошо, а что плохо. Одновременно с усвоением этических норм идет эстетическое развитие («Красивое не может быть плохим»).

3. Появление соподчинения мотивов. В этом возрасте обдуманные действия превалируют над импульсивными. Формируются настойчивость, умение преодолевать трудности, возникает чувство долга перед товарищами.

4. Поведение становится произвольным. Произвольным называют поведение, опосредованное определенным представлением. Д.Б. Эльконин говорил, что в дошкольном возрасте ориентирующий поведение образ сначала существует в конкретной наглядной форме, но затем становится все более обобщенным, выступающим в форме правил или норм. У ребенка появляется стремление управлять собой и своими поступками.

5. Возникновение личного сознания. Ребенок стремится занять определенное место в системе межличностных отношений, в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности.

6. Появление внутренней позиции школьника. У ребенка формируется сильная познавательная потребность, кроме того, он стремится попасть в мир взрослых, начав заниматься другой деятельностью. Эти две потребности ведут к тому, что у ребенка возникает внутренняя позиция школьника. Л.И. Божович считала, что данная позиция может свидетельствовать о готовности ребенка учиться в школе.

Таблица развития ребенка первого года жизни (динамика развития движений в горизонтальном положении)

Навыки и умения Месяцы жизни
                       
Попытка удержать голову в горизонтальном положении лежа на животе + +                    
Недлительное удерживание головы в положении лежа на животе + + +                  
Длительное удерживание головы в положении лежа на животе   + +                  
Удерживание головы с упором на предплечья   + + +                
То же с упором на кисти     + + +              
Попытка поворотов на бок     + + +              
Повороты на бок     + + +              
Повороты на живот     + + +              
Поднимание плечевого пояса в положении лежа на животе     + + +              
Повороты на спину из положения лежа на животе     + + + +            
Попытка к ползанию       + + +            
Ползание на животе         + + + +        
Ползание на четвереньках           + + + +      
Залезание на предмет               + + +    

ПЕРВЫЙ МЕСЯЦ Многие исследователи отмечают чувствительность к звукам у новорожденных по таким реакциям:

Изменения общей двигательной активности.

Сморщивание лба.

Движения век.

Вздрагивания.

Изменения ритма и частоты дыхания.

Поворота глаз и головы к источнику звука.

Торможения сосательных движений.

В 2 недели, ребенок оставляет грудь, прислушивается к голосу матери, может перестать плакать. Ребенка можно успокоить песней.

На 3-4 – ой неделе жизни слуховое сосредоточение можно получить не только на относительно сильный звук, но и на речевое воздействие взрослого.

Реакция на звук несколько замедленная. Голос мамы начинает узнавать – на него больше реакции, чем на другие звуки.

ВТОРОЙ МЕСЯЦ Примерно с полуторамесячного возраста малыш гулит – произносит гласные звуки, отсутствующие в языке взрослых. В процессе развития эти звуки утрачиваются, заменяясь полноценными гласными звуками. Выделяются (опознаются) в гулении звуки – а, о, у, э; п, м, к, г, х.

ТРЕТИЙ МЕСЯЦ Гуление делается разнообразнее, появляются согласные звуки г-г-г, б-у, в–и и т.д. В ответ на поощрение ребенок активизирует гуление; происходит как бы разговор, когда взрослые агукают вместе с малышом. На улыбку взрослого ребенок отвечает улыбкой, на речь взрослого – произнесением звуков. Поворачивает голову в сторону говорящего, следит за ним глазами.

ОТ ТРЕХ ДО ШЕСТИ МЕСЯЦЕВ Гуление преобразуется в «свирель», т.е. произнесение цепочки звуков каскадом: аль–ле-е-лы-агы-аы. Они делаются продолжительнее, если к этому побуждают взрослые, разговаривая с малышом. Перенимает по подражанию темп, ритм, тон речи («гуления») взрослых. Реагирует на громкость речи и интонацию – может начать улыбаться, может заплакать.

СЕДЬМОЙ – ВОСЬМОЙ МЕСЯЦЫ Для развития речи в этом возрасте представляется важным возможность подражания голосовым реакциям взрослого. В этом возрасте появляется лепет, т.е. произнесение отдельных слогов ба-ба-ба, да-да-да. В нем уже слышны довольно ясные звуки. Практически все звуки не свойственные родному языку ребенок из своего лепета уже отсеил. Из гласных чаще других производится звук а в сочетании с согласными п, б, м, д, т, к. Получив возможность подражать взрослому, ребенок активно повторяет за ним слоги. Период лепета очень важен, т.к. малыш подолгу упражняет свой артикуляционный аппарат и тренирует одновременно физический и фонематический слух. В лепете появляются интонации удовольствия и неудовольствия.

ДЕВЯТЫЙ – ДЕСЯТЫЙ МЕСЯЦЫ Ребенок способен по подражанию произносить цепочки повторяющихся слогов. В это время очень важно поощрять ребенка к лепету, т.к. он уже способен копировать интонации. Голосом малыш выражает свои потребности и эмоции. Развивается понимание речи. Опорой в этом умении является зрительное восприятие. Общение между ребенком и взрослым начинает строиться с помощью речи.

ОДИННАДЦАТЫЙ – ДВЕНАДЦАТЫЙ МЕСЯЦЫ. Дети понимают обращенную к ним речь, могут выполнить простые просьбы взрослых, подкрепленные жестами. В активной речи малыша появляются первые слова. Запас слов годовалого ребенка не одинаков: от 2-3 до 15-20 слов. 80 % слов – существительные. Могут присутствовать и глаголы – бух – падать, ам – кушать. прилагательные, местоимения, наречия, служебные части речи отсутствуют. Первая степень обобщения слов. Есть дети, не имеющие в активном словаре слов, но демонстрирующие приличное понимание речи. Первые слова – это, как правило, ударные слоги знакомых слов: «ка» - каша, «пу» - капуста; простые двусложные слова, состоящие из двух одинаковых слогов: «мама», «папа», «баба» и т.д. Эти слоги и простейшие слова можно назвать словами-предложениями, т.к. они обозначают целые понятия, хотя в этих словах-предложениях нет сочетания по грамматическим правилам языка.

Степени обобщения слов

1 степень – слово замещает чувственный образ только одного предмета (кукла – только эта кукла, все остальное не куклы, а что-то еще не известное). Около 1 г.

2 степень – слово замещает чувственный образ нескольких однородных предметов (все куклы становятся куклами). Около 3 лет.

3 степень – усваиваются обобщающие слова, обозначающие несколько групп предметов (игрушки = кукла + мяч+кубики). Около 3,5 лет.

4 степень – усваиваются обобщающие слова для обобщающих слов – высший уровень интеграции (вещь=игрушки+посуда+одежда). После 4-х лет.

26 Основные новообразования дошкольника

См. 24

Основные характеристики детей до 7 лет в периодизации возрастного развития Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина.

В нашей стране на основе данных современной отечественной возрастной психологии практикой образования приняты следующие основные периоды развития детства:

Новорожденный – до 10 дней

Младенческий возраст – до 1 года

Ранний детский возраст – от 1 года до 3 лет

Преддошкольный – 3 – 5 лет

Дошкольный – 5 – до 6 (7) лет

Младший школьный возраст – 6 (7) лет до 10 лет

В отечественной психологии впервые научную возрастную периодизацию детства на основе анализа существенных особенностей самого детского развития создал Л.С.Выготский. Его ученики и последователи развили основные идеи (А.Е.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, Л.И.Божович, А.В.Петровский, Д.И.Фельдштейн, В.И.Слободчиков и др.)

Разрабатывая периодизацию возрастного развития, Л.С.Выготский опирался на понимание конкретно-исторической природы детства вообще и его отдельных периодов в частности. Он считал, что в любом обществе продолжительность детства, его периодизация и тем более его содержание в каждом возрастном периоде определяются требованиями к детству, т.е. конкретно-исторической ситуацией развития ребенка.

Опираясь на идею Выготского о сензитивных периодах в развитии личности, многие психологи указывают на необходимость полного выявления и развития психических характеристик каждого возрастного периода. Так, Н.С.Лейтис подчеркивает, что возникающие в годы детства повышенные возможности развития в тех или иных направлениях временны, преходящи (возрастные предпосылки могут в той или иной мере вытеснить друг друга, ослабевать, сходить на нет). Поэтому при быстром темпе развития очень важно, чтобы возрастные достоинства каждого этапа детства проявились достаточно полно и тем самым успели внести свой вклад в становление личности. Именно полноценное проживание ребенком каждого возрастного периода подготовит его к переходу на следующую возрастную ступень, позволит сформироваться необходимым для этого психологическим новообразованиям.

Л.С.Выготский рассматривал возраст как относительно замкнутый период развития, значение которого определяется его местом в общем цикле развития и в котором общие законы развития находят всякий раз качественно своеобразное выражение.

Познакомимся с периодизацией детского развития, разработанной Л.С.Выготским.

Возраст Период Примечание
0 – 2 мес. Кризис новорожденности Каждый период включает в себя три фа- зы: предкритическую, критическую и посткри- тическую (кроме периода новорожденности, который сразу начинается с кризиса).
2 мес. – 1 год Младенчество  
1 год Кризис 1 года  
1 – 3 года Раннее детство  
3 года Кризис 3 лет  
3 – 7 лет Дошкольный возраст  
7 лет Кризис 7 лет  
8 – 12 лет Школьный возраст  
13 лет Кризис 13 лет  
14 – 17 лет Пубертатный возраст  
17 лет Кризис 17 лет  

 

Наиболее существенные

личностные новообразования возрастных периодов:

Младенчество – образование, субъективно выражающееся в эмоционально окрашенном самоощущении. Это – предтеча (предшественник) личности, сознания;

Раннее детство – появление «Я» («Я сам») – системного новообразования конца, раннего детства, зарождение самосознания;

Дошкольник – важнейшее новообразование – соподчинение мотивов и не менее важное – способность воображения как основы творческого отношения к Д., жизни, самому себе;

Младший школьный возраст – произвольность психических процессов, внутренний план действий, рефлексия собственного поведения, потребность в активной умственной деятельности; контроль и самоконтроль;

Подростковый возраст – сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своем поведении;

Периодизация психического развития Д.Б.Эльконина.

Эпоха Возрастной период Тип ведущей деятельности
Раннее детство 0 – 1 Непосредственно-эмоциональное общение
Раннее детство 1 – 3 Предметно-манипулятивная Д
Детство 3 – 7 Общение (ролевая игра)
Детство 7 – 10 Учебная деятельность
Отрочество (подростничество) 10 – 14 Общение интимно-личностное
Отрочество 14 – 17 Учебно-профессиональная Д.

 

В таблице представлены три эпохи. Каждая из них состоит из двух периодов, в основе которого лежит тот или иной тип ведущей Д. Эти периоды закономерно связаны и подготавливают др. др. Признаком перехода от одной стадии к другой является изменение ведущего типа Д., ведущего отношения ребенка к действительности.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 4228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.113.188 (0.058 с.)