Тема 4. Историко-педагогический аспект становления театра теней 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Историко-педагогический аспект становления театра теней



 

Когда-то давно театр теней был отдельным видом искусства, а тень в нем была и в самом деле самодостаточным персонажем. Целые представления разыгрывались на полотняных экранах, освещенных изнутри сильным светом. Театр теней как отдельный вид театра, причем как народного, так и аристократического (придворного), существовал вплоть до XX века, когда его беспощадно вытеснил кинематограф. С другой стороны, принципами театра теней до сих пор пользуется театр драматический, вобравший в себя и его методы изображения, и его идею обнажения сущности и обобщения до схемы. Схеме в театре теней отведена огромная, решающая роль. Действие здесь происходит только в одной плоскости, утрирующей и

передние, и задние планы. Так же, как утрируются обычные человеческие эмоции. В театре теней актеру бесполезно плакать — его слезы не увидят. Плач выражается красноречивым жестом или движением и это будет лишь схематичное его выражение, обобщенное, как человек плачет вообще.

Тень - довольно пластичный материал для создания произведений искусства, который не нуждается в изготовлении, его не нужно искать, им невозможно вымазать руки, как глиной, за ним можно спрятать свое лицо, как за маской, и не только лицо — всю свою личность. Тень всегда под рукой, где бы вы ни были. Визуальные свойства и возможности театра теней дополняются звуковыми: текстовыми, шумовыми или музыкальными.

Театр теней появился на Земле с того момента, как только первый предмет на нашей планете отбросил тень, а благодаря вращению планет и Солнца эта тень смогла двигаться.

Но овладеть тенью не так-то легко. Попробуйте последить за собственной тенью при ходьбе, понаблюдайте за тем, как она сжимается и растягивается, как перемещается то вправо, то влево. Нет такого предмета, который было бы невозможно показать в театре теней. Вот в этом-то его универсальность. Материал этого театра настолько прост, что с его помощью можно показать практически что угодно, стоит только изучить тень этого предмета и скопировать ее в спектакле.

Зачастую в реальности тень выглядит мощнее и как бы масштабнее самого предмета, который на ее фоне становится эфемерным и игрушечным. Увеличить предмет в размерах иногда накладно, а иногда просто невозможно. В театре теней благодаря движению источника света или удаленности предмета от экрана, тень увеличивается до желаемых размеров прямо на глазах у зрителя.

Пещерные тени от костра первобытного человека — это и есть предки современного театра теней. Но пройдет огромное количество веков, прежде чем человек свяжет воедино свою фантазию и эти теневые пляски.

Произойдет это в Древнем Китае. Именно люди Востока склонные к созерцательности, наблюдениям за природой медитации и проникновению в святая святых сути предметов, смогли постичь характер тени. Ценители и создатели утонченных видов искусства, работающие с изящными поэтическими образами, тончайшим шелком в живописи, китайцы сразу оценили и свойство материи отбрасывать тень — увидели изящное в грубом.

По одной из версий, восточный театр теней появился в Северном Китае при династии Тан (618-907 гг. н. э.) как национальное народное искусство. В те далекие времена север Китая был населен в основном бедняками-ремесленниками, которые зарабатывали изготовлением посуды, украшений для домов, различными поделками из кожи, дерева, глины и бумаги. Ими не просто торговали, с их помощью велись представления, пьесы на фольклорные темы, которые показывали в деревнях, на рынках.

Сцена была своеобразна: экран — прямоугольная деревянная рама, туго обтянутая либо плотной бумагой, либо белой полупрозрачной материей. За экраном находились актеры (чаще один актер), которые управляли бумажными фигурками, двигали ими с помощью тонких бамбуковых палочек. Также за экраном находился источник света, направленный на раму.

При этом на материи отражались силуэты вырезанных фигурок. Они двигались, разговаривали, сопровождались музыкой.

Благодаря своей компактности, театр обречен на судьбу странствующего. Рама, фонарь и фигурки, немного материи для драпировки кулис— все это легко умещалось в заплечном маленьком сундучке бродячего

актера. Совсем скоро театр теней перестал быть сугубо местной достопримечательностью северных областей Китая и распространился южнее.

Во многом этому способствовали ремесленники и торговцы, изготовлявшие и продававшие на рынках великолепно исполненные фигурки из плотной бумаги (Европа бумаги еще не знала) или ослиной кожи, а так- же бродячие актеры со своими волшебными сундучками.

Во времена знаменитой династии Сун (960-1279 гг.) театр теней перестал быть простонародным, став одним из видов придворного искусства наряду с пением, музыкой, поэзией и рисованием. Оформление придворного театра теней характеризовалось вычурной и ажурной работой, идеальным исполнительским мастерством актеров и кукольников, изготовляющих марионетки. Традиционный китайский театр теней включал кроме

упомянутых декламации и музыки еще и пантомиму — на экране могли появиться тени от живых актеров, которые вплетались в представление.

В Египет театр теней попал из юго-восточных стран Азии вместе с бродячими кукольниками Индии и Индонезии (он и поныне существует там в передвижном виде). Индонезийский театр теней —один из старейших в мире. Представление вел один человек, в сопровождении оркестра он рассказывал о событиях, развертывающихся на экране, — эта форма представления сохранилась в индонезийском театре теней и по сей день В Европу театр теней попадет из Китая, вместе с первыми путешественниками и китайскими купцами. На долгое время за теневым театром закрепилось экзотическое название — «китайские тени», но мода на них начала угасать в 1900-х годах, уступив место кинематографу.

Новый прилив интереса к представлениям театра теней возник в начале 90-х годов XIX века, в разгар экспериментов над фотографией. Европейские изобретатели ломали головы над созданием аппарата, который бы автоматически демонстрировал «движущиеся картины», которые сами максимально отражали реальные жизнь и движение.

Во Франции XIX века были чрезвычайно популярны «эпинальские

картинки», которые назывались так в честь города Эпиналь, где их выпускали. Одну из эпинальских историй, «Поливальщик», искусствоведы считают прообразом фильма «Политый поливальщик», который создатели кинематографа, братья Люмьер, продемонстрировали на первом в истории киносеансе.

Театр теней выжил и в XX веке и живет до сих пор и в Азии, и в Европе, и даже перебрался в Америку, но это явление все же редкое, в основном любительское, для семейного круга.

Детский театр теней, единственный профессиональный коллектив, существует в Москве с 30-х годах XX века, когда участники кружка юных графиков при Московском музее детской книги проводили эксперименты с черными картонными силуэтами героев любимых книг. «Юные графики», объединившись в кружок единомышленников, придумали сложнейшую систему освещения, где использовали несколько сходящихся и расходящихся источников света, расположенных не только по центру экрана, но и на разном расстоянии от него, а так же различные светофильтры и фигурные заслонки на лампах, разработали конструкцию кукол и способы их вождения, которые крепились к длинному стержню с хитрой системой

блоков, управляемых руками и головой.

С конца 50-х годов XX века «юные графики» усложнили свой технический арсенал: стали использовать прозрачных и ярко окрашенных кукол, выполненных по китайскому образцу. Управлялись они с помощью бамбуковых лучинок. Кукла стала гораздо более подвижной, но и процесс управления ею осложнился — теперь с ней работало несколько человек одновременно. Актерам пришлось учиться работать слаженно, забыть про ссоры, непонимание, грубость, невнимание, неумение слушать. Именно поэтому театр теней — один из самых гуманных.

Театр теней — явление отнюдь не архаическое и присущее только странам, которые отстали от цивилизации. И в цивилизованной Европе (Кракове, Праге, Париже и др.), и в Соединенных Штатах Америки по сей день есть несколько крупных театров теней, которые существуют, независимо от социальных, политических или модных перемен и веяний.

 

Вопросы:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 591; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.38.221 (0.008 с.)