Применение новых технологий в обучении и повышении квалификации персонала. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Применение новых технологий в обучении и повышении квалификации персонала.



Обучение персонала для большинства российских органи­заций в настоящее время приобретает особое значение. Это связано с тем, что работа в условиях рынка предъявляет высокие требования к уровню квалификации персона­ла, знаниям и навыкам работни­ков: знания, навыки установки, которые помогали персоналу ус­пешно работать еще вчера, се­годня теряют свою действенность.

Очень быстро изменяются как внешние условия (экономическая политика государства, законода­тельство и система налогообло­жения, появляются новые конку­ренты и т.п.) так и внутренние ус­ловия функционирования органи­зации (реструктуризация предпри­ятий, технологические изменения, появление новых рабочих мест и др.), что ставит большинство рос­сийских организаций перед необ­ходимостью подготовки персона­ла к сегодняшним и завтрашним изменениям.

Достижение долгосрочных и краткосрочных целей, необходи­мость повышения конкурентоспо­собности и проведение организационных изменений требуют опоры на хорошо спланированную и четко организованную работу по обучению и повышению квалификации персонала. При этом дело не ограничивается передачей работникам тех или иных зна­ний и развитием у них необходи­мых навыков. В ходе обучения работникам может быть переда­на информация о текущем состоянии дел и о перспективах развития организации. Кроме того, обучение призвано повышать уровень трудовой мотивации, привержен­ности персонала своей организа­ции и включенности в ее дела.

Поэтому сегодня многие российские компании рассматри­вают расходы, связанные с обучением персонала, как приоритетные и необходимые. Все больше организа­ций проводит широкомасштабное обучение персонала разных уров­ней, понимая, что именно обученный, высококвалифицирован­ный персонал и будет решающим фактором в выживании и разви­тии предприятия.

Возрастание роли обучения в процессах организационных из­менений и организационного развития обусловлено следующими факторами[15]:

· обучение персонала явля­ется важнейшим средством дос­тижения стратегических целей организации.

· обучение является важ­нейшим средством повышения ценности человеческих ресурсов организации.

· проведение организационных изменений невозможно без работы по обучению персонала.

Обучение и повышение квалификации персонала может осуществляться двумя путями:

1. Повышение общего профессионально-квалификационного уровня персонала. Как известно, знания, полученные в вузе, быстро устаревают (инженерные - через 5-10 лет, в высокотехнологичных областях - через 3 года). Поэтому в рамках кадрового менеджмента необходимо решать задачи формирования системы повышения квалификации.

Для решения этой задачи имеется достаточно много средств: это крат­косрочные (от 2-3 дней до недели), среднесрочные (от недели до 2-3 мес.) и полные (до года) курсы переподготовки, организуемые вузами, бизнес-школами, в том числе зарубежными, институтами повышения квалифика­ции и т.п. Рынок этих услуг достаточно развит, и качество их постепенно растет.

За рубежом наиболее очевидными тенденциями в области технической подготовки кадров признано широкое применение методов дистанционного обучения, повышения квалификации, самоподготовки (вплоть до самостоя­тельной разработки проектов) с помощью средств вычислительной техники и изменение методов работы преподавателей. Так, обучение с использованием видеодисков в диалоговом режиме позволяет обучающимся усвоить учебный материал вдвое быстрее, чем при традиционной подготовке. Запоминаемость материала возрастает на 40%, а степень усвоения - на 300%[16].

2. Обеспечение активности, заинтересованности и профессионализма персонала. В рамках этой проблемы возникают следующие задачи разви­тия персонала, в первую очередь управленческого:

· умение определить свои место и роль в процессе деятельности в организации, понимание целей и стратегии организации в целом и функций в рамках подразделения;

· умение четко сформулировать ключевые проблемы и задачи, которые должны решаться его подразделением и персонально;

· получение знаний по современным подходам и методам решения задач профессиональной деятельности;

· приобретение навыков выбора и использования этих подходов и методов для эффективного решения конкретных задач на своем рабочем месте;

· освоение технологии групповой работы в процессе решения проблем;

· освоение методов и навыков эффективной работы подчиненных и, прежде всего, мотивации их работы на требуемые результаты.

Для решения этих задач необходима целевая подготовка, учитывающая реальные практические задачи организации и, в частности, управления персоналом. Достичь этого результата можно с помощью вовлечения: консультантов из специализированных фирм и предприятий, имеющих необходимый опыт, сотрудников зарубежных фирм.

Рекомендуемые формы обучения:

1) общеобразовательные курсы, проводимые для специалистов органи­зации преподавателями вузов и консалтинговых фирм;

2) тематические семинары, проводимые консультантами с привлечением пилотных (обладающих соответствующим опытом) предприятий;

3) стажировки руководителей и отдельных специалистов в организациях, реализующих аналогичные виды деятельности, с участием консультантов;

4) "штабные игры" – целевое обучение, проводимое в основном кон­сультантами с участием руководителей и специалистов по решению кон­кретных задач;

5) обучение преподавателей и консультантов, передача технологий обу­чения в специализированных областях деятельности.

С точки зрения направлений в обучении можно выделить пять основных ситуаций (таблица 6 1)[17].

Таблица 6

Варианты потребностей в обучении персонала

Конкретизация потребности в обучении Метод обучения
  Специализированные программы обучения (тренинг продаж, переговоров, креативности). Методы поведенческого тренинга
  Программы командообразования   Активная групповая и межгрупповая дея­тельность с последующей рефлексией груп­пового процесса. Деловые и ролевые игры, анализ проблем организации
  Развитие межличностной и внут­рифирменной коммуникации, фор­мирование навыков преодоления конфликтов Ролевые игры, имитационные деловые игры, стажировки, проектирование корпоративной культуры
  Управленческая подготовка Лекции, семинары, практические занятия, учебные деловые игры
  Подготовка к организационным инновациям   Организационно-мыслительные игры, раз­работка проектов, анализ ситуаций органи­зации

 

Обучение персонала – необходимое условие повышения конкурентоспособности любой организации. При принятии решения, где и как обучать персонал, необходимо четко представлять себе цели и задачи, стоящие перед организацией, и на этой основе то, какие задачи должно решить обучение и развитие персонала, т. е. организация должна быть уверена, что это обучение даст практическую пользу ей и ее сотрудникам.

При выборе форм и методов обучения необходимо ориентироваться на те, которые адекватны нуждам организации. Таким образом, необходимо очень внимательно выбирать образовательные учреждения, чьими услугами хотела бы воспользоваться организация. Как показывает практика, вложение средств в собственный персонал дает организации ряд существенных преимуществ по сравнению с конкурирующими фирмами. Обучая и развивая свой персонал, организация становится саморазвивающейся системой, находящей внутри себя ресурсы для развития и для реагирования на сложные ситуации на рынке.

Другим преимуществом является то, что руководство всегда имеет «под рукой» подготовленный кадровый резерв для ротации персонала и выдвижения кандидатов на руководящие должности. Более того, выдвиженцы на руководящие должности из числа собственных работников обладают необходимым профессиональным уровнем, а также разделяют ценностные установки организации, знакомы с основными закономерностями и принципами внутрифирменного взаимодействия.

 


 


[1] Зайцев Г.Г, и др. Управление кадрами на предприятии (персональный менеджмент). – СПб, 2002.

 

[2] Старобинский Э. К. Основы менеджмента на коммерческой фирме. – М., 2003.

 

[3] Тарасов В.К. Персонал – технологи: отбор и подготовка менеджеров. – М.: 2003.

 

[4] Шкатулла В.И. Настольная книга менеджера по кадрам. – М., 1998.

 

[5] Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г.Поршнева, З.П.Румянцевой, Н.А.Соломатина. 2-е изд., перераб. и доп. – М., ИНФРА-М, 2001, 669 с.

 

 

[6] Осипова Т. Проще переобучить своих сотрудников, чем искать новых. / Top-Manager. – СПб., 2003, № 2.

[7] Кибанов А. Я., Дуракова И. Б. Управление персоналом организации отбор и оценка при найме, аттестация: Учебное пособие. – М.: «ЭКЗАМЕН», 2003, 334 с.

 

 

[8] Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. – М.: Дело, 1995.

 

 

[9] Кочеткова А.И., Логвинов С.А. «Управление персоналом фирмы». Учебно-практическое пособие// Под ред. Э.А. Уткина. – М.: ФА, 2003.

 

 

[10] Арзамасцев А.В., Макарова Л.В. Методики оценки человеческого потенциала // Справочник по управлению персоналом (журнал российской HR - практики). – 2004, № 9.

 

 

[11] Базаров Т.Ю. Управление персоналом развивающейся организации. – М., ИПК госслужбы, 2000. – 152 с.

 

[12] Иванов В.Ю. Управление карьерой менеджера: необходимость и основное содержание // Менеджмент в России и за рубежом. – 2003. – № 5.

 

[13] Грачев М.В. Суперкадры. – М.: Дело, 1993.

 

[14] Марусов Н.К., Кулапов М.Н., Журавлев П.В. Управление карьерой персонала в условиях производства. – М., Изд-во РЭА, 2001.

 

[15] Кочеткова А.И., Логвинов С.А. «Управление персоналом фирмы». Учебно-практическое пособие// Под ред. Э.А. Уткина. – М.: ФА, 2003.

 

[16] Управленческие нововведения в США: Проблемы внедрения / Отв. ред. Ю.А. Ушанов. – М.: Наука, 2006.

 

[17] Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом. – М.: Аспект Пресс, 2001.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.80.122 (0.019 с.)