Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Різновиди політичного життя та їх сутність
Типологія політичного життя: За шириною охоплення – внутрішньополітичне і зовнішньополітичне; За сферою виявлення – соціально-політичне, етнополітичне, адміністративно-політичне; За суб’єктами політики – соціально-класове, національно-державне,партійне, суспільно-політичне; За діяльністю політичних органів – парламентське, адміністративне; За формою діяльності народу – мітингове, парламентське; За формою організації – організоване, слабо; За рівнем здійснення – за місцем проживання, у трудових колективах. У структурному відношенні політичне життя розподіляється на внутрішнє і зовнішнє. Внутрішньополітичне життя характеризується діяльністю політичної системи суспільства – державою, політичними системами, особливостями політичного процесу, спрямованістю і формами політичної діяльності. Зовнішньополітичне життя є системою взаємовідносин держав, партій, блоків і союзів із питань особистих інтересів і в рамках світового співтовариства. Політичне життя суспільства зумовлено також діяльністю соціальних спільнот – націй, класів, груп активної позиції особистості. До особливостей політичного життя відносяться: стабільність, цілісність, активність, громадське узгодження. 19) Політична система та її основні елементи Политическая система - это совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и институтов, организующих политическую власть, а также взаимосвязь граждан и государства. Основными разработчиками концепции полит.системы общества считаются Парсонс, Д.Истон, который выделил пять разновидностей действий, которые являются необходимыми элементами любой полит.системы. Это законодательство, управление, правосудие, требование, поддержка (солидарность). В отечественной литературе выделяют следующие элементы политической системы: 1) политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные объединения. 2) политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны полит власти и полит.системы. 3) политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу полит. власти 4) политическая практика, состоящая из полит. деятельности и совокупности полит. опыта.
20) Функції політичної системи Политическая система общества имеет свои функции, среди которых исследователями выделяются: 1) определение целей, задач и путей развития общества; 2) организация деятельности общества по выполнению принятых целей и программ; 3) политическая социализация (приобщение членов общества к политической деятельности); 4) формирование политического сознания, приобщение членов общества к политическому участию и деятельности; 5) обеспечение внутренней и внешней безопасности и стабильности политического строя; 6) контроль за выполнением законов и правил; пресечение действий, нарушающих политические нормы; 7) разработка правил и законов поведения людей и групп 8) согласование разнообразных интересов государства и социальных общностей; 9) распределение материальных и духовных ценностей. Эффективность функционирования политической системы зависит от полноты реализации ее функций, которые способны развиваться, воспроизводиться, расширяться или терять свое значение. Если такие изменения не происходят, то политическая деятельность формализуется, догматизируется, что в конечном итоге приводит к застойным явлениям в самой политической системе. В условиях кризиса или войны функции политической системы, как правило, реализуются не полностью. В современных демократических странах политические системы стремятся к сохранению равновесия в обществе. В этих целях осуществляются перемещения элементов в системе и их приспособление друг к другу. Устанавливаются также прямые и обратные связи политической системы с ее социальным окружением, что позволяет ей совершенствоваться и не допускать социальных взрывов. 21) Типологія політичних систем Закрытые политические системы имеют ограниченные связи с внешней средой, они не восприимчивы к ценностям иных систем и самодостаточны, то есть находят ресурсы развития внутри самой системы. Примером могут служить социалистические страны. Открытые системы активно обмениваются с внешним миром, успешно усваивают ценности других систем, они подвижны и динамичны.
Французский социолог и политолог Ж. Блондель предложил в качестве критерия классификации политических систем рассматривать содержание и формы управления. В соответствии с этим, он выделил пять основных типов: · либеральные демократии с опорой на либерализм в принятии государственных решений; · коммунистические системы с приоритетом равенства социальных благ и пренебрежением к либеральным средствам его достижения; · традиционные политические системы, управляемые олигархами, с весьма неравномерным распределением социальных и экономических благ; · становящиеся политические системы в развивающихся странах с авторитарными режимами управления; · авторитарно-консервативные системы, цель которых - сохранение существующего социального и экономического неравенства.
Наиболее распространенным в западной политологии является следующая типология политических систем: 1. Политические системы англо-американского типа. Они отличаются однородной светской политической культурой, ориентированной на либеральные ценности, и сильно разветвленной ролевой структурой, представленной автономными политическими партиями, общественными организациями и т. п. противовесов; четкая организованность и бюрократизированность, высокая стабильность. 2. Политические системы тоталитарного типа характеризуются навязанной государственной властью политической культурой, ценностями и образцами политического поведения. Политическая культура имеет классовый или националистический характер. Существование других субкультур невозможно. Власть контролирует все сферы жизнедеятельности личности и сосредоточена в руках немногочисленной политической номенклатуры (бюрократии). Средства массовой информации находятся под контролем государства. В обществе, как правило, разрешена деятельность только одной партии, которая контролирует деятельность всех элементов политической системы, включая и государство. Господствует идеология правящей партии. Чрезмерно расширены функции всех репрессивных органов. Политическая активность носит принудительный характер. 3. Континентально-европейская система отличается «раздробленностью политической культуры», наличием изолированных друг от друга субкультур, то есть систем ценностей, идеалов, убеждений, присущих какой-то социальной группе (классу, этносу, конфессиональной или территориальной общности). Фрагментарность политической культуры порождают нестабильность, поэтому в европейских странах часто бывают правительственные и парламентские кризисы. Имеются в виду политические системы, сложившиеся во Франции, Германии и Италии. Страны Скандинавии занимают промежуточное положение между европейско-континентальной и англо-американскими системами. 4. Доиндустриальные и частично индустриальные политические системы характеризуются существованием закрытой, замкнутой, местной политической культуры. Люди мало восприимчивы к глобальной политической культуре и ориентируются на местную политическую подсистему (племя, клан, деревню). Множественность таких подсистем затрудняет достижение согласия и компромисса.
22) Типи політичних систем за Г. Адмондом
Политика – сфера управления государством и обществом, социальными классами, группами и нациями. Политика имеет сложную структуру. Ее важнейшими элементами являются объекты политики, субъекты политики, политическая власть, политические процессы, политические идеи и концепции. Объекты политики – непрерывно меняющиеся общественные проблемы, решение которых требует адекватного реагирования всей системы политических институтов, принятия соответствующих управленческих решений. Субъекты политики – непосредственные участники политической деятельности. Это прежде всего индивиды, социальные группы, слои, организации, прямо или косвенно участвующие в процессе реализации государственной власти или осуществляющие влияние на нее. Субъект политики может быть структурно организован и представлять собой социальный институт (политическую партию, государство, средства массовой информации и т. д.).
Значение и роль политики обусловлены функциями, которые она выполняет в обществе. Политика в современном обществе выполняет ряд наиболее значимых функций: 1) функцию обеспечения целостности и стабильности общества. Политика осуществляет эту функцию в русле своего предназначения: формулировать общие цели, определять социальные ориентиры, изыскивать для их осуществления необходимые ресурсы; 2) функцию мобилизации и обеспечения общей деятельности; 3) управленческую и регулятивную функцию (политика управляет социальными процессами, регулирует их); 4) функцию политической социализации (политика включает личность в общественные отношения); 5) гуманитарную функцию (функция выражается в создании гарантий прав и свобод личности, обеспечении общественного порядка, гражданского мира и организованности). Політична влада та її роль Власть - способность, право и возможность распоряжаться кем-либо и чем-либо, оказывать решающее воздействие на поведение и деятельность людей.
1. По источникам власти: политическая, экономическая, духовно-информационная и др. 2. По субъектам власти: государственная, партийная, семейная и др. 3. По функциям органов власти: законодательная, исполнительная, судебная Одной из важнейших в жизнедеятельности человеческого общества является власть политическая. Политическая власть - это право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определенную политику, используя политические партии, организации и государство.
1. Организационная. Создает для общества организационные основания 2. Коммуникативная. Обеспечивает общение людей, обмен информацией, связь между ними
3. Воспитательная. Влияет на внутренний мир человека, приобщает личность к общественным делам 4. Контролирующая. Воздействует на людей, используя власть 5. Интегративная. Сплачивает, консолидирует различные группы и слои общества
Власть - есть способность и возможность одних моделировать поведение других, т.е. заставлять делать что-то вопреки их желанию с помощью каких-либо средств — в диапазоне от убеждения до насилия. Политическая власть — способность социального субъекта (индивида, группы, слоя) навязывать и проводить свою волю с помощью правовых и политических норм и специального института — государства. Власть — это необходимое условие устойчивого развития общество во всех его сферах. Выделяют власть: политическую, экономическую, духовную семейную и др. Экономическая власть основана на праве и способности собственника каких-либо ресурсов влиять на производство товаров и услуг, духовная — на способности обладателей знаний, идеологии, информации влиять на изменение сознания людей. Отличительными признаками политической власти являются: Засоби політичної влади Средства (ресурсы) власти представляют собой все то, что может быть использовано для воздействия на других, повышает потенциал и силу воздействия субъекта власти. Существуют открытые и скрытые типы воздействия. В первом случае используются такие ресурсы, как: силовое принуждение - потеря каких-либо благ, телесные наказания (история человечества знает множество примеров - пытки, концлагеря), смертная казнь, ограничения свободы, штрафы, отлучение от церкви, увольнение с работы и тому подобное; закон - традиция, обычай; стимулирование - создание стимулов, которыми выступают материальные и другие блага, которыми объект власти награждается в обмен на поведение, требуется. Ресурс вознаграждения широко используют родители, преподаватели, руководители организаций, политики. Скрытое влияние предусматривает использование методов убеждения, т.е. рациональных аргументов, или внушения. В зависимости от того, какие ресурсы используются, говорят о трех способах властвования: господство, влияние и стимулирования. Среди ресурсов политической власти можно выделить экономические, социальные, силовые, информационные и др. Экономические ресурсы нужны и для завоевания власти, и для реализации ее целей, и для ее поддержки. Силовые ресурсы выполняют функцию обеспечения обороны страны, охраны внутреннего порядка, в том числе обеспечения безопасности политической власти. Социальные ресурсы. Социальная политика в больших современных западных странах строится таким образом, что в сохранении существующей политической власти заинтересовано большинство населения: здесь широкая система страхования, высокий уровень пенсионного обеспечения, широко развита система благотворительных организаций и т д. Информационные ресурсы - это средства массовой информации. 27) Форми політичної влади Основными формами политической власти является господство, политическое руководство и управление Господство - это абсолютное или относительное подчинение одних людей другими Политическое руководство и управление реализуются через принятие стратегических и тактических решений к объектам власти, через организацию, регулир Ання и контроль их развитияу. Формы политической власти различают и по критерию главного субъекта правления К ним относятся: 1) монархия - единовластное (абсолютное или ограничено) наследственное правление одного лица - главы государства - монарха; 2) тирания (деспотия) - единоличное неограниченное самовластие, вследствие насильственного захвата власти, которое характеризуется абсолютным произволом правителя и полным бесправием народа; 3) аристократия - власть наследственной, родовитой, знатной меньшинства, привилегированного сословия; 4) олигархия (плутократия, тимократия) - власть богачей, зажиточной, неродовитой меньшинства, которая подчиняет себе государственный аппарат; 5) теократия - политическая власть духовенства, главы церкви в государстве; 6) охлократия - власть толпы, опирается не на законы, а на мгновенные настроения, капризы толпы, часто подвергается воздействию демагогов, становится деспотической и действует тиранически; 7) демократия - власть народа на основе закона и гарантии прав и свобод граждан; 8) ПАРТОкратия - власть одной партии, партийной номенклатуры (верхушки) в государстве; 9) бюрократия - власть чиновников, администраторов в государстве; иерархически организованная система власти и государственного аппарата, наделенного специфическими функциями; 10) технократия - власть научно-технической элиты (специалистов), руководителей предприятий, менеджеров; 11) меритократия - власть наиболее одаренных, достойных людей, в основу которой положен принцип индивидуальных заслуг; 12) автократия - неограниченное и бесконтрольное самовластие; 13) анархия - безвластие государства; самоуправления общин, коммун, семей и других первичных общностей людей.
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.113.136 (0.038 с.) |