Возникновение и развитие учета. Бухгалтерский учет как наука. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возникновение и развитие учета. Бухгалтерский учет как наука.



Возникновение и развитие учета. Бухгалтерский учет как наука.

История бухгалтерского учета насчитывает почти шесть тысяч лет и относится к IV веку до н.э. Появление учета связано с хозяйственной деятельностью человека. В течение первых тысячелетий развивался униграфический учет (простая бухгалтерия), который воспроизводил факты хозяйственной жизни в тех единицах измерения, в которых они возникали.

Простая бухгалтерия представляла собой систему сплошного и систематического наблюдения за ходом хозяйственного процесса. Она позволила создать единую систему учета и взять под контроль все материальные и денежные средства, а также расчеты.

Но эта система имела ряд недостатков:

  • в учете отсутствовало зеркальное отражение;
  • использовался принцип приблизительности;
  • учет носил регистрационный характер;
  • не раскрывался юридический и экономический смысл всех приводимых в нем фактов;
  • не применялись учетные средства для определения прибыли;
  • отсутствовали итоги, позволяющие контролировать правильность учетных записей.

За 5000 лет до появления системы двойной записи в Междуречье процветали Ассирийская, Вавилонская и Шумерская цивилизации, чьи коммерческие документы являются древнейшими. Процветало, сельское хозяйство, а в городах и прилегающих районах Междуречья развивалась индустрия услуг и производство. В Междуречье было несколько банковских домов, которые по золотым и серебряным стандартам выдавали кредиты под сделки.

В ту эпоху (до 500г. до н. э.), Шумер был теократическим государством, и его правители от имени богов распоряжались большей частью земель и скота. Это стимулировало ведение учета.

Законы Хаммурапи, принятые в Вавилоне в 23 веке до н. э., в частности, требовали, чтобы торговый агент, продавая товар по поручению владельца, предоставлял последнему справку о цене сделки. В противном случае их договор автоматически расторгался. Обе стороны вели учет большинства сделок. Роль бухгалтера в Междуречье исполнял писец. Он не только занимался учетом, но и обеспечивал соблюдение подробных требований закона к заключаемой сделке. В храмах, дворцах и частных фирмах трудились сотни писцов. Эта профессия считалась престижной.

В древнем Китае учет являлся основным средством оценки эффективности правительственных программ и честности чиновников, которые их выполняли. В период правления династии Чжао (1122 – 256г.г. до н. э.) возникла и развилась система бухучета, которая просуществовала вплоть до заимствования двойной записи (до XIX века).

В древнем Риме государственный и банковский учет возник из записей, которые по традиции вели главы семей. Доходы и расходы дома ежедневно записывались в «черновик» (adversarius), а итоговые суммы ежемесячно переносились в главную книгу – «свод доходов и расходов» (codex accepti et expensi). Такой учет был необходим, потому что гражданам приходилось регулярно подавать сведения о своем имуществе и обязательствах. Эти данные использовались в целях налогообложения, на их основе определялись гражданские права (имущественный ценз).

В эпоху средневековья формируются два основных направления учета: камеральная и простая бухгалтерия.

Камеральная исходила из того, что основным объектом учета признавалась касса, ожидаемые поступления, а также выплаты из нее. Регистрации подлежали все поступления и выплаты денежных средств, а доходы и расходы устанавливались заранее.

Простая бухгалтерия предполагала учет имущества, включая кассу, а доходы и расходы становились для бухгалтера искомыми. Все имущественные счета велись по принципу дебет – кредит, но в информационную учетную систему еще не включались счета собственных средств.

В 1494 г. систему двойной записи описал ученый-математик, францисканский монах, друг Леонардо да Винчи – Лука Пачоли в одиннадцатом трактате «О счетах и записях» девятого отдела сочинения «Сумма арифметики, геометрии, учения о пропорциях и отношениях». Позже система получит название «староитальянской».

В своем трактате Лука Пачоли путем анализа хозяйственных операций и уже существовавших способов ведения книг (мемориала, журнала, Главной книги и инвентарной книги) описал закон двойной записи и показал, что, основываясь на нем, в любом хозяйстве можно построить целесообразную систему счетов и книг.

Двойная запись в более удобном и полном виде отражала хозяйственный процесс. Система счетов простой бухгалтерии дополнилась счетами собственных средств, а материальные счета получили денежную оценку, вследствие чего все факты хозяйственной жизни стали отражаться дважды. Появление операционных счетов, которые в условной форме фиксировали изменения и движения средств, позволило установить систематическое наблюдение за такими величинами, как капитал и прибыль. Счета дали бухгалтерам возможность перейти от простого денежного учета к учету всех объектов и операций в денежном выражении. Двойная запись, став неотъемлемой частью бухгалтерского учета, превратила весь учет в стройную систему, облегчающую контроль как за сохранностью ценностей, так и за управлением ими.

Пачоли сформулировал две цели учета:

1) получение информации о состоянии дел, ибо учет следует вести так, «чтобы можно было без задержки получать всякие сведения, как относительно долгов, так и требований»;

2) исчисление финансового результата, ибо «цель купца состоит в том, чтобы приобрести дозволенно соответственную выгоду для своего содержания».

Вторая половина XIX и начало XX века стали по существу этапом становления бухучета как науки. Этому во многом способствовали появление крупной промышленности, развитие путей сообщения, увеличение оборотов мировой торговли, возникновение рынка ценных бумаг, который резко увеличил число участников рыночных отношений – внешних пользователей бухгалтерской информации. В этот период в большинстве стран Европы начинает формироваться бухгалтерское законодательство, составной частью которого был бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках. Законодательство многих стран обязывает предпринимателей публиковать свои бухгалтерские отчеты, чтобы снизить размер риска со стороны акционеров, инвесторов и других внешних пользователей.

Общая характеристика бухгалтерского учета и его значение в условиях рыночной экономики. Международные системы бухгалтерского учета. Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО).

В условиях рыночной экономики для обеспечения четкого управления работой организации, анализа и контроля за состоянием хозяйственных средств и источников, результатами хозяйственной деятельности и сохранностью собственности необходима учетная информация. Чтобы успешно вести учет в любой организации, необходимо знать основы его построения.

В современных условиях возрастает роль специалистов бухгалтерской службы, перед которыми стоят задачи анализа, выявления внутренних резервов, предупреждения негативных явлений, к выполнению которых и готовит изложенный материал.

Новая концепция бухгалтерского учета и разрабатываемые на ее основе правила и нормы постановки и ведения бухгалтерского учета хозяйствующими субъектами, равно как контроля за достоверностью и надежностью финансовой информации, должны создать элементы рыночной инфраструктуры, обеспечивающей благоприятный климат для частного инвестирования, в том числе иностранных инвестиций.

Требования, предъявляемые к бухгалтерскому учету

Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте Российской Федерации -- в рублях.

Имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации.

Бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации

Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета. Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета. Все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий. В бухгалтерском учете организаций текущие затраты на производство продукции и капитальные вложения учитываются раздельно.

Задачи бухгалтерского учета

К основным задачам бухгалтерского учета относятся: формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности -- руководителям, учредителям, участникам и собственникам: имущества организации, а также внешним -- инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности; обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами; предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

В настоящее время 2 основные системы бухгалтерских стандартов: ГААП США и МСФО страны Европы. GAAP – общепринятые принципы бухгалтерского учета, применяемый для описания основ ведения бухгалтерского учета и составления отчетности в конкретной стране (США, Великобритания)

В общем смысле, GAAP – это комплекс правил и норм, независимо от их источника, которыми руководствуется предприятие при подготовке финансовой отчетности в конкретной стране с конкретной целью. К таким правилам и нормам могут относиться:

Законодательные документы

Стандарты бухгалтерского учета

Нормативы, издаваемые профессиональными бухгалтерскими организациями, которые устанавливают правила бухгалтерского учета для различных ситуаций (IFRS, UK FRS, US FAS).

Передовая практика, т.е. методы учета, разработанные компаниями в отсутствие правил, касающихся конкретных вопросов

Международные стандарты финансовой отчетности представляют собой систему принятых в общественных интересах положений о порядке подготовки и представления финансовой отчетности. Эти стандарты применяются в силу признания различными регулирующими организациями по всему миру важности гармонизации правил составления финансовой отчетности, поддержки ими деятельности Комитета по МСФО, а также профессиональной убежденности бухгалтеров, аудиторов, финансовых менеджеров и др. Стандарты предназначены для подготовки финансовой отчетности, пользователи которой полагаются на нее как на основной источник финансовой информации о компании. Носит рекомендательный характер.

В понятие МСФО (Международные стандарты финансовой отчетности) объединена совокупность следующих документов:

· предисловие к положениям МСФО,

· принципы подготовки и представления финансовой отчетности,

· стандарты,

· разъяснения к ним.

Список утвержденных стандартов МСФО (IAS)

МСФО 1 «Представление финансовой отчетности» (IAS 1 «Presentation of Financial Statements»)

МСФО 2 «Запасы» (IAS 2 «Inventories»)

МСФО 7 «Отчеты о движении денежных средств» (IAS 7 «Cash Flow Statements)

МСФО 8 «Чистая прибыль или убыток за период, фундаментальные ошибки и изменения в учетной политике» (IAS 8 «Net Profit or Loss for the Period, Fundamental Errors and Changes in Accounting Policies»)

МСФО 10 «Cобытия, происшедшие после отчетной даты» (IAS 10 «Events After the Balance Sheet Date»)

МСФО 11 «Договоры подряда на строительство» (IAS 11 «Construction Contracts»)

МСФО 12 «Налоги на прибыль» (IAS 12 «Income Taxes»)

МСФО 14 «Сегментная отчетность» (IAS 14 «Segment Reporting»)

МСФО 15 «Информация, отражающая влияние изменения цен» (IAS 15 «Information Reflecting the Effects of Changing Prices»)

МСФО 16 «Основные средства» (IAS 16 «Property, Plant and Equipment»)

МСФО 17 «Аренда» (IAS 17 «Leases»)

МСФО 18 «Выручка» (IAS 18 «Revenue»)

МСФО 19 «Вознаграждения работникам» (IAS 19 «Employee Benefits»)

МСФО 20 «Учет правительственных субсидий и раскрытие информации о правительственной помощи» (IAS 20 «Accounting for Government Grants and Disclosure of Government Assistance»)

МСФО 21 «Влияние изменений валютных курсов» (IAS 21 «The Effects of Changing in Foreign Exchange Rates»)

МСФО 22 «Объединение компаний» (IAS 22 «Business Combinations»)

МСФО 23 «Затраты по займам» (IAS 23 «Borrowing Costs»)

МСФО 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах» (IAS 24 «Related Party Disclosures»)

МСФО 26 «Учет и отчетность по программам пенсионного обеспечения (пенсионным планам)» (IAS 26 «Accounting and Reporting by Retirement Benefit Plans»)

МСФО 27 «Сводная финансовая отчетность и учет инвестиций в дочерние компании» (IAS 27 «Consolidated Financial Statements»)

МСФО 28 «Учет инвестиций в ассоциированные компании» (IAS 28 «Investments in Associates»)

МСФО 29 «Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции» (IAS 29 «Financial Reporting in Hyperinflationary Economies»)

МСФО 30 «Раскрытие информации в финансовой отчетности банков и аналогичных финансовых институтов» (IAS 30 «Disclosures in the Financial Statements of Banks and Similar Financial Institutions»)

МСФО 31 «Финансовая отчетность об участии в совместной деятельности» (IAS 31 «Financial Reporting of Interests in Joint Ventures»)

МСФО 32 «Финансовые инструменты: раскрытие и представление информации» (IAS 32 «Financial Instruments: Disclosure and Presentation»)

МСФО 33 «Прибыль на акцию» (IAS 33 «Earnings per Share»)

МСФО 34 «Промежуточная финансовая отчетность» (IAS 34 «Interim Financial Statements»)

МСФО 35 «Прекращаемая деятельность» (IAS 35 «Discontinuing Operations»)

МСФО 36 «Обесценение активов» (IAS 36 «Impairment of Assets»)

МСФО 37 «Резервы, условные обязательства и условные активы» (IAS 37 «Provisions, Contingent Liabilities and Contingent Assets»)

МСФО 38 «Нематериальные активы» (IAS 38 «Intangible Assets»)

МСФО 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка» (IAS 39 «Financial Instruments: Recognition and Measurement»)

МСФО 40 «Инвестиционное имущество» (IAS 40 «Investment Property»)

МСФО 41 «Сельское хозяйство» (IAS 41 «Agriculture»)

МСФО (IFRS) 1 Первое применение МСФО

МСФО (IFRS) 2 Выплаты, увязываемые с акциями

МСФО (IFRS) 3 Объединение бизнеса

МСФО (IFRS) 4 Договор страхования

МСФО (IFRS) 5 Внеоборотные активы, удерживаемые для продажи, и прекращения операции

МСФО (IFRS) 6 Разведка и определение стоимости минеральных ресурсов

МСФО (IFRS) 7 Финансовые инструменты: раскрытие

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ. Основные нормативные документы, определяющие методологические основы, порядок организации и ведения бухгалтерского учета в организациях Российской Федерации.

В настоящее время в отечественной практике учета сложилась четырехуровневая система регулирования бухгалтерского учета и отчетности:



1-й уровень — законодательные акты, указы Президента РФ и постановления правительства, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в организации;

402_фз о бух учете,

2-й уровень — стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности;
ПБУ


3-й уровень — методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Министерства финансов РФ и других ведомств;

План счетов

4-й уровень — рабочие документы по бухгалтерскому учету самой организации. Учетная политика

5. Основное содержание и значение Закона «О бухгалтерском учете». Задачи бухгалтерского учета. Основные правила ведения бухгалтерского учета.

Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О бухгалтерском учете" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014).

Глава 1. Общие положения

Глава 2. Общие требования к бухгалтерскому учету

Глава 3. РЕГУЛИРОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Глава 4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Целями настоящего Федерального закона являются установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета.

 

Бухгалтерский учет - формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

основными задачами бухгалтерского учета являются:

 

  • формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;
  • обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российский Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
  • предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Правила:

1. Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций (фактов хозяйственной деятельности) путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета, который разрабатывается организацией на основе Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утверждаемого Министерством финансов Российской Федерации

2. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций (фактов хозяйственной деятельности) ведется в валюте Российской Федерации – в рублях.

3. Документирование имущества, обязательств и иных фактов хозяйственной деятельности, ведение регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности осуществляются на русском языке. Первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык

4. Для ведения бухгалтерского учета в организации формируется учетная политика в соответствии с установленными допущениями и требованиями.

Бухгалтерский баланс: понятие и построение. Содержание и структура баланса, балансовое уравнение. Изменения в балансе под влиянием хозяйственных операций, типы операций.

Бухгалтерский баланс – способ группировки активов и пассивов организации в денежном выражении.

Бухгалтерский баланс как форма финансовой отчётности составляется, как правило, на отчётную дату (конец календарного месяца, квартала, года). Однако важно понимать, что методологически бухгалтерский баланс, будучи сводом информации о стоимости имущества хозяйствующего субъекта, может быть определён по состоянию на любую дату (и даже на любое время) и может составляться так часто, как это представляется необходимым, даже по итогам каждой хозяйственной операции).

В бухгалтерском учёте, как и в физике, существует «закон сохранения» — ничто ниоткуда не возникает (любой актив у предприятия появляется из-за каких-либо действий), то есть синхронно с активами в балансе отображаются источники их происхождения. Активы и пассивы отображаются раздельно: экономические ресурсы в активе, а источники в пассиве. Итог актива баланса всегда равен итогу пассива баланса, при создании предприятия исполняется бухгалтерское равенство:

Активы=Пассивы

Бухгалтерский баланс
Активы Пассивы
I. Внеоборотные активы: 1. НМА; 2. ОС; 3. Доходные вложения в материальные ценности; 4. Финансовые вложения; 5. ОНА; 6. Прочие ВНА. II. Оборотные активы 1. Запасы; 2. НДС; 3. Дебиторская задолженность; 4. Финансовые вложения; 5. Денежные средства и денежные эквиваленты; 6. Прочие ОА. III. Капитал и резервы 1. УК; 2. Собственные акции, выкупленные у акционеров; 3. Переоценка ВНА; 4. ДК; 5. РК; 6. НП. IV. Долгосрочные обязательства 1. Заёмные средства; 2. ОНО; 3. Оценочные обязательства; 4. Кредиторская задолженность. V. Краткосрочные обязательства 1. Заёмные средства; 2. Кредиторская задолженность; 3. Доходы будущих периодов; 4. Оценочные обязательства; 5. Прочие обязательства.

Техника бухгалтерского учета. Регистры бухгалтерского учета и их классификация. Формы бухгалтерского учета и их характеристика, компьютерные формы учета, упрощенные формы для субъектов малого предпринимательства.

Техника бухгалтерского учета представляет собой способ его ведения, т.е. технологию выполнения всего комплекса работ в бухгалтерии по обработке учетной информации присущими бухгалтерскому учету методами, начиная с регистрации учетной информации, которая осуществляется вручную или с использованием средств автоматизации. Каждый главный бухгалтер на своем предприятии разрабатывает систему учета с применением учетных регистров. По своему внешнему виду они подразделяются на карточки, свободные листы (ведомости) и книги, а по содержанию — на регистры аналитические, синтетические и комбинированные, т.е. сочетающие эти два вида счетов.

Карточки предназначены для аналитического учета основных средств (инвентарные карточки), материальных: ценностей по местам их хранения (карточки складского учета материалов), дебиторов, кредиторов и открываются на каждый конкретный объект учета. На их основе в бухгалтерии создают картотеку основных: средств, материалов, запчастей, готовой продукции, дебиторов, кредиторов.

Свободные листы (ведомости) — учетные регистры большого формата и с большим количеством сведений по сравнению с карточками. Обычно они содержат разнородную информацию по одному или нескольким синтетическим счетам в разрезе аналитических счетов и предназначены для синтетического и аналитического учета или выполняют роль комбинированных регистров. К ним относятся журналы ордера, различные ведомости, табуляграммы и машинограммы. Они удобны в использовании, так как позволяют рационально распределить обязанности между работниками учета. Это самый распространенный вид учетных регистров.

Книги представляют собой сброшюрованные свободные листы определенного формата и графления. Применение их ограничено, так как работу по их ведению разделить между счетными работниками нельзя, каждую должен вести один человек. Однако распределенные участки учета должны быть организованы только в таких книгах (кассовая книга, книга регистрации счетов-фактур). Преимущество книг в том, что исключается возможность замены отдельных листов новыми при злоупотреблениях и хищениях (Главная книга).

Носителями учетной информации являются первичные документы, а ее хранителями — разграфленные определенным образом регистры. Запись хозяйственных операций в учетные регистры называется разноской операций. Записи в учетных регистрах основываются на тщательно проверенных документах, поэтому и сами регистры приобретают доказательную силу при использовании их показателей для анализа хозяйственной деятельности, при контроле над состоянием средств и при выявлении результатов работы организации.

Под формой бухучета понимается процесс обработки учетной информации при различном сочетании регистров аналитического и синтетического учета, их взаимосвязь и последовательность записи в них.

Существующие формы бухгалтерского учета отличаются именно набором учетных регистров и системой их взаимодействия. Объединяет формы бухгалтерского учета то, что все хозяйственные операции подтверждаются первичными учетными документами и отражаются в учетных регистрах методом двойной записи на счетах бухгалтерского учета в соответствии с Планом счетов.

Выбор формы бухгалтерского учета зависит от различных условий, в том числе от масштабов деятельности предприятия и от степени автоматизации учетного процесса, и должен быть закреплен в приказе по учетной политике предприятия.

Различают следующие формы бухгалтерского учета:

- «журнал-главная»;

- мемориально-ордерную;

- журнально-ордерную;

- упрощенную (используется для субъектов малого предпринимательства);

Упрощенная форма бухгалтерского учета, предусматривающая две формы учета:

а) простая форма, без использования учетных регистров имущества малого предприятия, применяемая в том случае, когда на малом предприятии совершается незначительное количество хозяйственных операций и содержанием хозяйственной деятельности не является сфера материального производства. При этом способ двойной записи не применяется, ведется Книга учета доходов и расходов;

б) упрощенная форма, предусматривающая использование ведомостей для учета имущества предприятия. Каждая ведомость применяется для учета операций по одному из используемых счетов.

- автоматизированную (предусматривает применение электронно-вычислительных машин).

В настоящее время разработано достаточно много компьютерных программ, настраиваемых на конкретные потребности пользователей и обеспечивающих ведение бухгалтерского учета в организациях. Бухгалтерские программы содержат план счетов, экранные формы первичных документов, журналы, отчеты, а также средства, позволяющие изменить конфигурацию программы для нужд конкретного пользователя, независимо от масштабов его деятельности.

Счёт 50 «Касса»

Виды безналичных расчётов.

Безналичные расчёты – платежи, осуществляемые без использования наличных денег, посредством перечисления денежных средств по счетам в кредитных учреждениях и зачётов взаимных требований.

Регулируются положением «О правилах осуществления переводов денежных средств» от 19.06.2012 г. № 383-П.

Виды безналичных расчётов.

1. Платёжные поручения (банк плательщика обязуется осуществить перевод денежных средств по банковскому счёту плательщика получателю средств, указанному в распоряжении плательщика);

2. Аккредитив (англ. Letter of credit, LC) (поручение банка, обслуживающего предприятие, другому банку, обслуживающего поставщика, производить оплату счетов поставщика за отгруженный товар на условиях, предусмотренных при открытии аккредитива);

3. Расчёты инкассовыми поручениями (Инкассо – требование о бесспорном списании денежных средств);

4. Расчёты чеками (Чек – поручение банку о выдаче со счёта предприятия указанной в чеке суммы наличных денег);

5. Платёжное требование (требование поставщика к покупателю и поручение покупателя своему банку оплатить стоимость поставленной продукции на основании расчётных и отгрузочных документов);

6. Прямое дебетование (англ. Direct Debit) (расчёты в форме перевода электронных денежных средств).

Счёт 57 «Переводы в пути»

Г. Дт 57 Кт 51-А

Г. Дт 51-В Кт 57

Основания для отражения переводов: копии сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассатором банка, квитанции учреждений банка и почтовых отделений, выписки расчетных и валютных счетов организаций, квитанции банков о приеме наличных средств.

29. Учет денежных средств на прочих счетах в банке: аккредитивы, чековые книжки.

. Учёт денежных средств на специальных счетах в банках.

Субсчёт 55-1 «Аккредитивы»

И другие.

Содержание операции Дт Кт
  Открытие аккредитива 55-1 51, 52, 66,
  Оплата поставщику (использование аккредитива)   55-1
  Возврат неиспользованных средств 51, 55-1

Чековые книжки аналогично.

 

Содержание операции Дт Кт
  Приобретение банковских карт    
  Выдача банковских карт работнику    
  Принятие авансового отчёта 10, 26,  

30. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками, с покупателями и заказчиками: документальное оформление, синтетический и аналитический учет.

Бухгалтерские записи.

Содержание операции Дт Кт
  Списание кредиторской задолженности (срок 3 года) 60-1 91-1
  Оприходованы приобретённые у поставщика материальные ценности 07, 08, 10, 41 60-1
  Выделен НДС   60-1
  Приняты к учёту выполненные поставщиком работы, оказанные услуги 20, 23, 25, 26, 60-1
  Выделен НДС   60-1
  Предъявлены претензии поставщику за обнаруженные при приёмке ценностей, работ, услуг недостачи, несоответствия цен, нарушения условий договоров 76-2 60-1
  Перечислены денежные средства поставщику 60-1 50, 51, 52,
  Произведён взаимозачёт задолженностей 60-1  

Для стимулирования хозяйственных отношений используется предоплата.

Бухгалтерские записи.

Содержание операции Дт Кт
  Произведена предоплата поставщикам 60-2 50, 51,
  МПЗ (материально-производственные запасы), поступившие в счёт предоплаты, приняты к учёту 10, 41 60-1
  Учтён НДС   60-1
  Произведён зачёт аванса 60-1 60-2
  Возвращена разница поставщиком 50, 51, 52 60-2

Если предоплата меньше договорной стоимости, выполняется зачёт на суммы предоплаты, а оставшаяся часть кредиторской задолженности оплачивается обычным образом.

Дт 62 Кт 90

Дт 62 Кт 51

По кредиту счёта 62 отражаются суммы, которые покупатель заплатил за выполненные работы, товары и так далее.

Дт 50, 51, 52 Кт 62

А авансы учитываются отдельно на счёте 62-2.

Виды кредитов и займов.

Заёмные средства – денежные средства или другие вещи, получаемые организацией-заёмщиком от другого юридического и физического лиц, на условиях, предусмотренных договором займа.

1. По видам:

· кредиты;

· займы.

В соответствии с законодательством, кредиты могут выступать в форме:

· кредитов банков;

· товарных кредитов;

· коммерческих кредитов.

2. По целевому характеру использования:

· средства, предоставленные на определённые цели;

· нецелевые.

3. По наличию обеспечения:

· определённые имуществом;

· по гарантии третьих лиц;

· под выданные векселя и облигации;

4. По сроку выдачи:

· долгосрочные (больше 12 месяцев);

· краткосрочные (меньше 12 месяцев).

5. По срокам возврата:

· срочные;

· просроченные.

6. По валюте получения:

· в валюте РФ;

· в иностранной валюте;

· в у.е. (условных денежных единицах).

7. По составу затрат:

· проценты;

· дополнительные расходы по займам;

· за информационные и консультационные услуги;

· за экспертизу договора;

· иные расходы.

Бухгалтерские записи.

Содержание операции Дт Кт
  Получен краткосрочный (долгосрочный) кредит 50, 51, 52 66 (67)
  Учтены основные затраты, связанные с получением кредита 91-2 66 (67)
  Погашение краткосрочного (долгосрочного) кредита 66 (67) 50, 51, 52
  Начислены проценты по инвестиционному активу до прекращения его приобретения, сооружения и (или) изготовления   66 (67)

Бухгалтерские записи.

Содержание операции Дт Кт
  Отражён полученный заём в размере номинальной стоимости ценной бумаги 50, 51, 52 66 (67)
  Отражён доход на сумму разницы между номинальной стоимостью ценной бумаги и фактической стоимостью полученных средств 50, 51, 52  
  Равномерно в течение срока займа отражена прибыль   91-1
  Отражено увеличение обязательств по займу на величину процентов (дохода), причитающихся к уплате по сроку 08, 91-2 66 (67)
  Возврат заёмных средств 66 (67) 50, 51, 52
  Начислен налог на доходы от ценных бумаг 66 (67)  
  Перечислен доход заимодавцу 66 (67) 50, 51, 52

Бухгалтерские записи.

Содержание операции Дт Кт
  Отражён выкуп ценной бумаги по фактической стоимости 66 (67) 50, 51, 52
  Отражена сумма превышения выкупной стоимости бумаг над их номинальной стоимостью   66 (67)
  Отражена сумма превышения выкупной стоимости бумаг над их номинальной стоимостью за счёт РК (Резервного капитала) (фонда)   66 (67)

Учёт расчётов с бюджетом.

Основной нормативный документ – НК РФ.

Налог – обязательный индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства.

Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Федеральные налоги и сборы:

· Налог на добавленную стоимость;

· Акцизы;

· Налог на доходы физических лиц;

· Налог на прибыль организаций;

· Налог на добычу полезных ископаемых;

· Водный налог;

· Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

· Государственная пошлина.

Региональные налоги:

· Налог на имущество организаций;

· Налог на игорный бизнес;

· Транспортный налог.

Местные налоги:

· Земельный налог;

· Налог на имущество физических лиц.

Специальные налоговые режимы:

· Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

· Упрощённая система налогообложения;

· Система налогообложения в виде единого налога на вменённый доход по отдельным видам деятельности;

· Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;

· Патентная система налогообложения.

Субсчёт 68-1 «НДФЛ».

Субсчёт 68-2 «НДС».

Субсчёт 68-3 «Акцизы».

Субсчёт 68-4 «НПО» и др.

Начисление налогов и сборов отражается по кредиту соответствующих субсчетов счёта 68 и может производиться посредством:

· затрат на производство;

· финансовых результатов деятельности организации;

· доходов, выплачиваемых физическим и юридическим лицам.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 421; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.20.238.187 (0.154 с.)