Возвращение домой: рефлексия, перестройка и лечение разрывов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возвращение домой: рефлексия, перестройка и лечение разрывов



Отъезд из дома – это серьезный вызов как для взрослых, так и для подростков. Но после отъезда многие молодые люди регулярно и надолго возвращаются домой, прежде чем начинают вести самостоятельную, материально независимую жизнь. В США от трети до половины «взрослых детей» возвращаются к родителям. Эта тенденция недавно усилилась из-за экономического кризиса, так как жизнь в родительском доме позволяет экономить. Но она имеет и эмоциональную сторону: родители и родной дом оказывают поддержку в переходный период, когда существует неопределенность с поиском работы. Эмоциональные последствия возвращения домой для молодых людей нуждаются в тщательном рассмотрении, чтобы этот период был безболезненным для всех.

Возвращение домой создает определенные проблемы для каждого из нас. К какому бы поколению вы ни принадлежали (старшему или младшему), я предлагаю пользоваться вашими навыками майндсайт для понимания нижеследующей истории отношений между взрослым человеком и подростком.

«Если тебе не нравятся домашние правила, ты можешь найти себе работу, заработать деньги и переехать в собственную квартиру».

Как часто можно слышать такие слова от расстроенных родителей в общении с решительно настроенным подростком? Когда отношения между родителями и повзрослевшими детьми доходят до такой стадии, это плохо для всех. Я знаю, потому что говорил то же самое сыну, когда был крайне расстроен и раздражен его поведением. Произнося эти слова, я в глубине души уже сожалел о них. Мой сын только что закончил колледж. Он, как и многие молодые люди его возраста, вернулся домой после четырехлетнего отсутствия. Его планы были неопределенными: он мог остаться с нами на лето, а потом начать карьеру в Южной Калифорнии или же вернуться в Северную Калифорнию, где закончил колледж… Мы хорошо ладили, ели вместе, гуляли, смотрели телевизор…

Но как-то я вернулся с собаками с прогулки и услышал, как сын говорит своей маме, что несколько немытых тарелок «не делают погоды», и меня сразу охватило раздражение.

Я уже давно понял, что жизнь в нашем доме идет хорошо, когда наши стандарты чистоты поддерживаются на «высочайшем» уровне каждым из жильцов. Поэтому теперь, когда сын начал спорить с женщиной, которой я посвятил свою жизнь, у меня возникло естественное желание защитить ее. 22-летний юноша, вернувшийся домой, похож на молодого волка, который вернулся в стаю, и я, как альфа-самец этой стаи, не мог терпеть «угроз» альфа-самке нашего логова. Эти побуждения захоронены глубоко в нашей лимбической системе и стволе головного мозга. На разумном уровне префронтальной коры я говорил себе: «Не нападай на него: она может постоять за себя в вопросе мытья тарелок. Не набрасывайся на него!»

Так или иначе, утром моя жена вежливо, но твердо напомнила нашему сыну о стандартах чистоты. Раньше мы с женой договорились не выступать с жестким изложением наших требований и попробовать более вдумчивый подход. Но в тот момент, когда я стоял на кухне, это было словно внушение «Не думай о розовом слоне», когда можешь думать только о розовом слоне. Когда мозг дает инструкции не делать что-либо, он неосознанно «присматривает» за этим. Такое наблюдение лишь выводит объект на передний план и увеличивает вероятность внимания к нему. Именно поэтому я не удержался и сказал сыну, что ему нужно соблюдать чистоту, а когда он ответил, что не стоит беспокоиться из-за нескольких чашек и тарелок, тогда меня прорвало. «Послушай, – сказал я, – ты недавно вернулся из колледжа, и это можно понять. Ты жил сам по себе и по собственным правилам. Но у нас есть свои правила. Естественно, ты можешь смотреть на вещи по-другому, но это наш дом, а не твой. Здесь действуют наши правила. Если хочешь жить здесь, тебе нужно уважать наши требования». А потом я добавил, что ему пора заработать на собственное жилье.

Вы можете думать, что я был совершенно прав. Если вы взрослый человек, то, скорее всего, встанете на мою сторону, но если вы подросток, то можете не согласиться. Но в тот момент я чувствовал себя ужасно. В тот вечер у меня было тяжело на душе, и я был недоволен собой. Дело было не в наших правилах, а в моем заявлении. Оно было бесчувственным и просто неправильным. Можно говорить об экономическом кризисе, высокой безработице, избытке выпускников колледжей, но факт в том, что это был и его дом тоже. Кроме того, он упорно работал. На следующее утро и днем на работе я постоянно думал, что со мной произошло и почему я сказал ему такие слова. Неужели я схожу с ума?

Вечером у нас с сыном состоялся большой разговор о том, каково находиться на этом жизненном этапе, в процессе перехода от колледжа к рабочей жизни и от ребенка в родительском доме к взрослому в большом мире.

Я извинился за свои слова. «На самом деле это твой дом, – сказал я. – Да, ты должен соблюдать чистоту, но я хватил лишку, когда посоветовал тебе уехать и заработать на собственное жилье. Возможно, ты захочешь это сделать в будущем, но мне не следовало говорить так резко». Он поблагодарил меня за извинение и добавил, что у него сложилось впечатление, будто я был раздражен какими-то другими событиями, происходившими в моей жизни.

Это майндсайт в действии. Он был прав… и мне следовало поразмыслить еще кое о чем. Опыт отношений с нашими объектами привязанности – нашими родителями – может влиять на нас даже в том случае, когда мы сами являемся родителями. Способность разобраться в этом опыте делает нас более открытыми и понимающими собственные чувства, помогает лучше общаться с другими людьми. Я должен был как следует подумать о собственных переживаниях на этом жизненном этапе, чтобы сохранять живое присутствие в жизни сына и двигаться дальше вместе с ним.

Эта короткая история затрагивает ряд важных проблем переходного возраста и жизни в целом. Иногда родители совершают поступки, которые приводят к разрыву близких отношений. Наша обязанность – размышлять о причинах этих разрывов и предпринимать усилия для восстановления отношений после того, как мы извинимся за наш вклад в конфликт. Второй урок: иногда мы делаем вещи, которые на самом деле не хотим делать. Высшая, префронтальная область мозга помогает нам воспринимать окружающий мир и создает осознанное намерение. Но иногда лимбическая система, ствол мозга и внутренние органы непосредственно влияют на наше поведение, мотивируя наши поступки и наполняя их невербальными сигналами, такими, как тон голоса, интервалы между словами и выражение лица, без вмешательства запрещающих или фильтрующих функций префронтальной коры.

В данном случае, как мы видели, мои резкие слова произвели незначительное впечатление на сына, но иногда мы «срываемся с катушек» и выражаемся гораздо более эмоционально. В некоторых моих книгах важность разрывов и их лечения подробно описана для отношений с младшими детьми, включая моих собственных детей. Мой сын вырос с пониманием того, что после разрыва отношения будут восстановлены. Мы признаем, что не существует идеального способа поведения, но майндсайт помогает понять, когда происходит разрыв, и предпринять усилия для восстановления отношений. Вдумчивый анализ события и его причин необходим для излечения разрывов в любом возрасте.

Мы говорили о лечении разрывов в разделе «Практика майндсайт № 3». В переходном возрасте особенно важно поддерживать линии связи открытыми с учетом неизбежных разрывов. Проблемы и перемены этого периода делают работу над собой абсолютно необходимой для родителей. Мне следовало проанализировать свою защитную позицию по отношению к жене в ответ на поступки нашего сына. Кроме того, я должен был поразмыслить о происходившем в доме моих родителей, когда мне самому было немного за 20. Рассматривать разрывы как возможность для самоанализа и последующего восстановления отношений, для создания интеграции там, где она оказалась нарушенной, – продуктивно. Я надеялся, что сын простит меня и увидит в моих извинениях пример надлежащей реакции на конфликт.

После того случая наши отношения стали действительно прочными. Майндсайт позволяет быть открытым для своей внутренней жизни и поддерживать живую связь с теми, кто дорог. В случае разрыва майндсайт направляет нас к восстановлению связи. Полный спектр таких моментов делает отношения целостными; мы уважаем наши различия и культивируем сопереживание. Мне нравится общение с сыном теперь, когда он приближается к концу переходного возраста; чем старше он становится, тем прочнее и глубже наша связь. Сохранение живого присутствия во время многочисленных перемен в его жизни и связанных с ними проблем стало для нас руководящим принципом. Вдумчивые разговоры, один из инструментов майндсайт, – полезный способ обсуждения вещей, действительно важных для нас. Живое общение придает нашим отношениям ощущение подлинности и глубины и делает трудные моменты возможностями для укрепления нашей связи.

 

Инструменты майндсайт № 4

Семь классических практик

В этом разделе я познакомлю вас с 7 практиками, которыми можно заниматься повседневно. Доказано, что они делают ваше тело здоровым, укрепляют разум и способствуют интеграции мозга на протяжении всей жизни. Изучение способности мозга изменяться и развиваться, реагируя на жизненный опыт, которая называется «нейропластичностью», свидетельствует о том, что регулярные занятия такого рода активируют рост нейронных связей и даже новых нейронов. Для простоты я называю этот комплекс стимуляцией активного развития нейронов. Я представил его в виде рисунка. Мой коллега Дэвид Рок, который тогда работал в департаменте сельского хозяйства США, выдвинул ряд новых предложений, оформленных в виде тарелки с группами ежедневно употребляемых видов здоровой пищи. Мы с Дэвидом решили, что будет полезно сделать такую же тарелку для разума и назвать ее «Тарелкой здорового разума». Она представляет собой комплекс из семи видов деятельности, способствующих развитию мозга.


Практика майндсайт 1

Отсрочка

Как видите, эти 7 практик включают отсрочку, которую мы обсудили в разделе «Инструменты майндсайт № 2». Отсрочка – сосредоточенность на внутреннем мире нашей психической жизни и телесных ощущений – позволяет воспринимать мысли, чувства, воспоминания, убеждения, намерения, мечты, надежды и устремления. Отсрочки, практикуемые на регулярной основе, стимулируют рост нейронных волокон, особенно тех, что управляют вниманием, эмоциями и мышлением. Она также развивает сопереживание и сострадание.


В момент отсрочки мы фокусируемся на своем внутреннем мире. Простой способ сделать это – анализировать свой разум, уделяя внимание чувствам, мыслям и ощущениям. На моем сайте DrDanSiegel.com вы найдете простое умозрительное упражнение – практику осознанного дыхания. Укрепив в течение нескольких недель способность фокусировать внимание, вы будете готовы к более сложному упражнению для интеграции мозга – «Колесу осознанности». Эти разные варианты отсрочки способствуют развитию мозга и благополучию разума. Кроме того, это хорошо для ваших отношений с близкими!

Осознанное восприятие во время отсрочки, укрепляющее ваше ощущение присутствия в настоящем, повышает и уровень энзима теломеразы, который «чинит» и сохраняет концы ваших хромосом и тем самым поддерживает жизнь и здоровье отдельных клеток. Это не шутка: регулярные отсрочки делают ваши клетки более здоровыми! Кроме того, иммунная система начинает лучше функционировать, вы становитесь энергичнее и более стойким перед лицом жизненных проблем. Неплохо для простого ежедневного упражнения, где от вас требуется лишь сосредоточенность на внутреннем мире!

Практика майндсайт 2

Сон

Интеграции и устойчивому развитию мозга очень способствует здоровый сон. Как правило, мы спим меньше, чем это необходимо. Если добавить к этому, что у подростков цикл сна и бодрствования имеет другой график по сравнению с детьми и взрослыми, а большинство подростков ложатся спать поздно, раннее начало школьных занятий становится причиной хронического недосыпания.

По данным Национального фонда изучения сна, большинству подростков необходимо 8,5–9,5, а большинству взрослых – 7–9 часов сна ежедневно. Когда я пишу «необходимо», то имею в виду оптимальное развитие нейронных связей, оптимальную консолидацию дневных воспоминаний, оптимальную инсулиновую и иммунную функцию для борьбы с болезнями, оптимальную реакцию на стресс и оптимальное восстановление психики для фокусировки внимания, мышления, запоминания, решения проблем, контроля над эмоциями и общения. Сколько часов вы спите?

Если вы не высыпаетесь, то каждый из этих важных нейронных, физиологических и психических процессов рискует оказаться нарушенным. Каков итог недосыпания и плохого сна? Мозг не развивается должным образом, память не консолидируется, и вы не запоминаете пройденный материал, инсулиновая функция хуже работает, и повышается вероятность избыточного веса, иммунитет ослабевает, и вы чаще болеете, уровень гормонов стресса повышается, и у вас портится настроение, а ваш разум хуже фокусирует внимание, контролирует процессы мышления и решения проблем. Кроме того, у вас падает уровень энергии, вы легче раздражаетесь и чаще сталкиваетесь с трудностями в общении. Короче, вы становитесь мрачнее, чувствуете себя не в своей тарелке и даже не сознаете, что это происходит из-за недосыпа.

Но вы можете управлять своим сном! Вот список простых ежедневных правил, помогающих получить достаточное количество здорового сна в течение суток:

1. Выключите цифровые приборы и электронные экраны как минимум за час до отхода ко сну. Эти вещи – компьютеры, смартфоны, телевизоры – поддерживают высокую активность мозга и заставляют вас бодрствовать.

2. Если вам трудно заснуть, приглушите свет примерно за полчаса до того, как лечь в постель.

3. Старайтесь не работать или не выполнять домашнюю работу в постели. Постель должна служить для отдыха и других занятий, не связанных с работой.

4. Препятствовать засыпанию может кофеин (кстати, его содержит и шоколад). Не стоит также переедать или есть слишком поздно.

5. Некоторым людям нравится принимать теплую ванну перед сном. Другие предпочитают стакан молока или другого напитка, где содержится кальций, который помогает заснуть.

6. Кто-то делает вечером записи в своем дневнике, чтобы не беспокоиться о них во время засыпания. Если это вам помогает, очень хорошо! Имейте в виду, что ведение дневника, как показывают исследования, укрепляет иммунную систему и помогает разрешать сложные жизненные проблемы. Другие считают, что дневниковые записи перед сном чересчур стимулируют психику. Это особенно верно, если вы ведете цифровой дневник и печатаете на клавиатуре перед монитором, поэтому старайтесь вести бумажный дневник.

7. Продолжительность непрерывного сна имеет важное значение. Нужно настроиться на 8–9 часов сна. Обеспечивайте свои естественные потребности независимо от вашего возраста. Постарайтесь как следует высыпаться как минимум два раза в неделю.

 

Практика майндсайт 3

Фокусировка

Развитие мозга происходит не только во время сна, но и в тех случаях, когда мы сосредоточенно фокусируем внимание, не отвлекаясь на остальное. По сути дела, учеба – это процесс, при котором внимание направляет информацию в мозговые контуры, активизируя их и заставляя взаимодействовать. Это называется «нейропластичностью», изменением мозга в результате реакции на внешние стимулы. Мозг может фокусироваться на одной вещи за один раз, обрабатывая информацию на все более сложном уровне, сравнивая и соединяя ее со сходными примерами, а потом консолидируя работу нейронных цепей в виде долговременных структурных изменений.


Время фокусировки – это период нашей осознанной сосредоточенности на одном предмете. В отличие от многозадачных процессов – например, когда мы читаем книгу и посылаем эсэмэски, или листаем страницы в Интернете и говорим по телефону, – время фокусировки относится к выполнению только одной задачи.


Когда мы интенсивно фокусируемся на чем-то, в мозге происходит три вещи. Во-первых, в небольшом участке над стволом мозга вырабатывается нейромедиатор ацетилхолин, который затем распространяется по всему мозгу. Во-вторых, активируются специфические нейронные цепи. Когда нейроны срабатывают одновременно, связи между ними укрепляются. Это приводит к третьему: когда мы сосредоточены на чем-то, выработка ацетилхолина, активирующего нейронные цепи, сопровождается локальным высвобождением другого нейромедиатора – BDNF (нейротрофический фактор головного мозга), оптимизирующего генетически обусловленные связи между активируемыми нейронами. Короче, при интенсивной фокусировке вы оптимизируете нейропластические изменения, которые являются основой для усвоения информации.

Многим подросткам трудно выполнять домашнюю работу. Они не могут запомнить прочитанное или материал, пройденный на уроке. Действительно, домашние задания и повторение пройденного не оказывают заметного влияния на результаты тестов. Частенько подросткам приходится выполнять несколько задач одновременно. То же самое происходит с человеком, который читает книгу, но постоянно отвлекается на что-то другое. Разделение внимания и предпочтение, оказываемое внеучебным вещам, таким, как болтовня, СМС, ведение блогов и т. п., постоянно нарушают условия, при которых нейропластические изменения приводят к полноценному усвоению материала. Без этих перемен ни о каком долговременном закреплении пройденного не может быть и речи. Экзамены приходят и уходят бесследно, так как разделение внимания препятствует образованию синаптических связей.

Эти отвлекающие факторы, многократно усиленные цифровыми технологиями, компрометируют долгосрочное обучение как для подростков, так и для взрослых. Фактически многие взрослые, не участвующие в долгосрочных обучающих программах, таких, как книжные клубы или образовательные курсы, сталкиваются с серьезными проблемами. Если мы регулярно не фокусируемся на чем-то, мозг прекращает делать то, что должен делать, – учиться, развиваться и создавать новые связи. Взрослые, не имеющие планов, которые позволяют им уделять нераздельное внимание каким-то вещам, начинают думать, что жизнь похожа на накатанную колею, стала неизменной и утомительной. Пожизненное обучение следует рассматривать как возможность сохранять ощущение жизни, развивать мозг и продвигаться вперед.

К сожалению, для многих из нас школа становится тяжким бременем, а не удовольствием.

Практика майндсайт 4

Передышка

Беспрепятственная фокусировка способствует развитию мозга, однако (возможно, вы обрадуетесь) этим не нужно заниматься постоянно. В сущности, возможность устроить перерыв и заняться чем-то другим – это идея, которая стоит за всеми повседневными занятиями, описанными в этом разделе. Каждый день нам нужно иметь свободное время, чтобы успокоить разум и спокойно разобраться в происходящем. В это время мы не строим планы, не пытаемся ничего достичь или совершить что-то важное. В это время наш мозг «подзаряжает батарейки», позволяя разуму свободно блуждать.

Такая передышка отличается от непреднамеренного отвлечения внимания. Если вы должны сосредоточиться на чем-то вроде разговора с собеседником, выполнении задания или ответа на вопрос, то непреднамеренное отвлечение внимания мешает нам достигнуть цели. Некоторые исследователи даже считают, что это оказывает неблагоприятное влияние на наше здоровье и благополучие.

Передышка означает, что мы даем себе время «остыть», не иметь ничего важного в списке текущих дел и позволить воображению блуждать, где оно хочет. Отпуск – превосходное время для этого. Но и на ежедневной основе бывает хорошо устроить передышку для своего мозга, чтобы расслабиться и высвободить накопившееся напряжение. Постарайтесь делать это намеренно. Цель передышки – намеренное отсутствие постановки целей.

Практика майндсайт 5

Игры

Термин «игра» может направить вас к воспоминаниям о песочнице, но теперь мы знаем, что спонтанное времяпрепровождение с другими людьми увлекательными, приятными и ненавязчивыми способами действительно важно для здоровой и полноценной жизни. Смех – серьезное дело, когда речь идет об интеграции мозга. Когда мы непринужденно веселимся в обществе, наш мозг развивается. Это хорошо как для подростков, так и для взрослых, которые реже участвуют в играх, веселятся или просто подшучивают друг над другом. Если мы даем себе время (и разрешение) самостоятельно или с другими людьми заниматься вещами, позволяющими увидеть мир с новой и неожиданной стороны – в смысле чувств, которые мы испытываем, слов, которые мы говорим, и способов взаимодействия с окружающими, – это позволяет нам чувствовать себя свободными и готовыми ко всему, что может произойти. При этом наш мозг активизируется новыми и непредсказуемыми способами, стимулирующими рост и укрепление новых связей. Это основа для творчества и инноваций. Это радость живого присутствия и связи с другими людьми.


Увы, в школе дети в основном занимаются целенаправленной работой, по которой их судят и оценивают, сравнивают с другими, требуют соперничества и побед над сверстниками. От дисциплинированной атмосферы школьных уроков или экзаменов до выступления в составе команды на спортивной площадке – эти организованные занятия не вписываются в концепцию того, что мы называем игрой. Вместо этого попытайтесь представить совместную деятельность, где нет победителей, интерактивные занятия без жестких правил, где люди смеются, дурачатся и занимаются свободным творчеством, получая огромное удовольствие от этого и чувствуя себя понятыми и принятыми. Здесь нет оценок и критических суждений, нет победителей и проигравших. Это и есть игра.

К сожалению, взрослые часто забывают, что такое игра. Система социальных функций головного мозга – ряд нейронных цепей, которые делают обучение приятным и увлекательным, – ржавеет со временем, теряет форму и может выйти из строя. Занятия превращаются в рутину, а спонтанное познание жизни и окружающего мира становится реликтом прошедшей эпохи. Фактически разновидность творческого мышления, возникающая в результате таких свободных и непринужденных занятий, резко ослабевает после того, как мы поступаем в начальную школу. Это дивергентное мышление позволяет нам оперировать широкими категориями, поскольку мы смотрим на мир свежим взглядом и не беспокоимся, что нас могут наказать или пристыдить, если мы делаем что-то неправильно. Это совместное исследование, а не контроль, грозящий унижением. Малыш полон любопытства к жизни и окружающему миру. Но в начальной школе он сталкивается со стандартным подходом, требующим определять правильное и неправильное и прилежно учиться, чтобы получать высокие оценки и справляться с домашними заданиями. В обучении правописанию нет ничего плохого. Но нам не нужно запирать чувство спонтанности в ящике стола, подавлять его бесконечной рутиной тестов, уроков и контрольных. Творческие способности часто не приветствуются в начальной школе, а остальная часть школьного обучения слишком часто бывает наполнена серьезностью и систематичностью, убивающей спонтанность. Она может подавить порыв к творчеству, желание рискнуть и представить нечто новое. Именно поэтому многим людям школьная жизнь впоследствии кажется гнетущей и тоскливой. В редких случаях учителя находят способы внести дух игры в повседневную жизнь своего класса.

Начав понимать, что «взрослые игры» не являются частью моей жизни, я поступил на актерские курсы. Мне очень нравились эти занятия, и я старался перенести свою радость в повседневную жизнь. Я также начал кататься на роликах по улицам, слушая музыку в наушниках. Для меня было странно, что мне пришлось не только дать себе разрешение на такие развлечения, но и убедить «серьезную» часть своей личности, что это на самом деле полезно для моего мозга. Эта ситуация была выигрышной со всех сторон: мозг развивался, а я получал удовольствие.

Игра корректирует склонность к серьезности и дает нам время для творчества и спонтанности, ощущения товарищества и живой связи, простую житейскую радость, смех и веселье.

 

Практика майндсайт 6

Спорт

Физическая подвижность способствует развитию мозга.

Занятия аэробикой, которые повышают частоту сердцебиения на 30–45 минут, – отличное начало. Поднимание тяжестей или упражнения с эспандером тоже укрепляет мозговые функции.

В школьном округе, где я живу, сделан акцент на успеваемость, физкультура сведена к минимуму, перемены сокращены, резко сокращены или исчезли из расписания уроки живописи, музыки, танца и драматического искусства. Такие перемены крайне неудачны. Живопись, музыка, драматическое искусство и танцы способствуют творческим исследованиям, а физическая активность поддерживает обучение в целом. Когда тело участвует в активном движении, это улучшает нейропластичность. Мы лучше запоминаем события, в мозге образуются новые связи, которые объединяются между собой. Физическая подвижность укрепляет не только мозг, но и психическое здоровье. Аэробика улучшает настроение, даже если мы склонны к депрессии. У многих моих друзей резкие перепады настроения выровнялись после того, как упражнения стали частью их повседневной жизни.

Разнообразие физических упражнений тоже имеет важное значение. Схема должна быть такой: разминка, растяжка, тренировка, растяжка и «остывание». Помните, вы сами выбираете объем ежедневной физической активности. Никто не может сделать это за вас.

Практика майндсайт 7

Общение

Исследования показывают, что плодотворное общение с другими людьми делает жизнь осмысленнее, здоровее, разумнее и счастливее. В разделе «Инструменты майндсайт № 3» мы узнали, как ощущение сопричастности и вдумчивые беседы помогают устанавливать взаимовыгодные отношения с другими людьми. Когда в отношениях есть взаимная поддержка и понимание, это не только радует нас, мы также становимся здоровее и живем дольше! Другие исследования показывают, что на природе мы чувствуем себя более стабильно и наше настроение быстро приходит в норму. Поэтому мы говорим не только о связи с другими людьми, но и о связи с планетой.

Желая людям счастья и успеха в делах, здоровья и радости в жизни, мы стоим на позиции так называемой «эмпатической радости», т. е. радости от благополучия других людей. Да, это сильно отличается от конкурентной атмосферы, культивируемой в современном обществе. Но хотя бы попробуйте, и, думаю, вы убедитесь в том, что это опять-таки выигрышная ситуация. Исследования в области социального взаимодействия указывают на то, что мы имеем врожденную предрасположенность к сотрудничеству. При совместной работе коллективный разум способен создать нечто гораздо более мощное, чем один человек, который пытается одержать верх над остальными.

На самом простом уровне «время общения» означает время, проведенное с друзьями или членами семьи. Мы получаем от них невербальные сигналы: визуальный контакт, выражение лица, тон голоса, осанка, жесты, скорость и интенсивность реакций, а человеческое дружелюбие или ласковое прикосновение неизбежно отсутствует в наших цифровых устройствах для общения. Если мы общаемся с людьми в основном по телефону или по e-mail, значительная часть высших функций нашего мозга вынужденно простаивает. Постарайтесь ежедневно уделять время для живого общения и встречаться с друзьями лицом к лицу.

А планета? Природа может изменить к лучшему наше настроение, обострить внимание и наполнить нас чувством обновления и радости. Сходите в парк, посмотрите на деревья и облака, звезды и луну. Мы дети этой планеты, а природа – наш дом. Связь с планетой может быть чем-то большим, чем выезды за город, она может означать заботу об окружающей среде. Борьба с загрязнением с помощью вторичной переработки отходов и новые технологии для получения энергии – все это важные способы связи с Землей, нашим общим домом.

Живое общение помогает нам чувствовать, что мы принадлежим к гораздо большей общности, чем наше личное тело. Мы можем ходить по планете на собственных ногах, но знать, что мы не одни. Земля – наш общий дом, другие люди – члены нашего племени, а все живые существа – наши родственники.

Заключение

Я/Мы и интеграция личности

Мы прошли долгий путь. Не знаю, какие чувства вы испытываете в связи со скорым завершением этой книги, но мне самому немного грустно от того, что она кончается, и вместе с тем меня радует, как много мы успели сделать.

Переходный возраст – это время великой интеграции многих аспектов нашей личности. В течение этого важного периода, нашего второго десятилетия, мы исследуем саму природу нашего бытия в мире. Включая в свой жизненный опыт суть переходного возраста – эмоциональную искру, тягу к новизне и стимулы к творческим исследованиям, мы переживаем фундаментальный процесс, который не заканчивается в 24 года. Интеграция личности – это путешествие длиной в жизнь, определение смысла нашего существования сейчас и в предстоящие годы.

Некоторое время назад я стал размышлять о великой человеческой потребности, с которой мы сталкиваемся в этот момент нашей истории: потребности сместить фокус внимания от «я» к «мы». Я убежден, что, как обитатели Земли, мы должны отойти от чрезмерной поглощенности собой и задуматься о том, что мы можем дать нашей планете. Я убежден, что наш долг – помогать людям и защищать Землю. Интересно, что многочисленные исследования поддерживают идею о том, что чем больше мы помогаем другим, тем более счастливыми мы становимся.

Как-то одна из моих студенток сказала, что прилежно работает над разными аспектами интеграции своей личности – например, разбирается в своей истории привязанности и записывает свои воспоминания для создания связного повествования о раннем жизненном опыте. По ее словам, она не хотела отказываться от попыток разобраться в своей личной жизни и вместо этого сосредоточиться на благополучии других людей. Я внимательно выслушал ее доводы и осознал, что концепция перехода от «я» к «мы» может подразумевать нечто более экстремальное, чем я подразумевал. Поэтому я предложил ей новое толкование: постепенный переход от «только я» к «я и мы». Это выглядит не очень впечатляюще, но подразумевает интеграцию в целом – осознание важности своей личности и личной жизни плюс ценность межличностных связей и взаимной зависимости.

Тем не менее я стал размышлять о том, как описать одним словом концепцию отдельной личности («я»), которая открывается миру и становится частью большой общности («мы»). Я предложил этой девушке термин, которым готов поделиться с вами:


Я/Мы.


Этот термин я стал использовать для краткого описания интеграции личности. Он включает концепцию выхода за пределы индивидуального «я», ограниченного человеческим телом, и соединения с гораздо большей общностью «мы», тоже определяющей нашу личность. Термин Я/Мы определяется обеими сторонами, и каждая имеет важное значение. Их объединение в нашей жизни – ключ, который открывает дверь к интеграции личности.


Но зачем нам концепция Я/Мы?

Исследования показывают, что чем более индивидуализированным и изолированным является ощущение нашей личности, тем менее здоровыми и счастливыми мы себя чувствуем. Ограничивая наше «я» физическим телом, мы ограничиваем наше ощущение принадлежности к обществу и смысла жизни. Однако многое в современной культуре, в Интернете, в нашей занятой повседневной жизни подкрепляет мнение о том, что личность ограничивается рамками человеческого тела. Ученые убедительно доказали, что, когда наши отношения характеризуются взаимной поддержкой и мы помогаем другим людям, мы чувствуем себя более здоровыми и счастливыми.

Концепция Я/Мы означает, что мы ощущаем себя частью общего целого и более высокого предназначения, чем цель нашего личного жизненного странствия. Она включает понятия духовности и более глубокого смысла жизни. Но важно отметить, что связь с чем-то большим, чем мы сами, вовсе не означает, что мы должны отказаться от личного «я». Просто нам нужно расширить это понятие и включить в него ощущение взаимосвязи с окружающим миром. Это и есть настоящая интеграция.

Чрезвычайно важен и другой аспект концепции Я/Мы. Люди и наша планета отчаянно нуждаются в заботе. Видя рост населения и проблем со здоровой пищей, водой и воздухом, постоянно возрастающую потребность в лекарствах, жилье и одежде, представляя страдания и исчезновение других живых существ из-за того, что люди делают с планетой, мы понимаем, как много предстоит сделать для коллективного преодоления этих бедствий.

Подростки с их энергией и изобретательностью многое могут предложить миру. Но молодые люди нуждаются в поддержке старших, они нуждаются в уважении и содействии, чтобы их поиски открыли нам глаза на новые способы восприятия хорошо знакомых задач.

Занимаясь творчеством и сотрудничеством с общественными организациями, в семье и в школе, можно расширить свой кругозор и перейти от простого запоминания фактов и цифр к более оригинальным и осмысленным занятиям, вдохновляющим сверстников и тех, кто последует за ними. Мы сможем добиться перемен, необходимых для этой новой эпохи, благодаря просвещению на местном уровне, а потом перейти к обществу в целом. Нам предстоит многое совершить, но, если приложить все силы к решению сложных проблем глобального голода, болезней и насилия, перемен климата и исчезновения животных и растений из наших экосистем, мы добьемся успеха. Сотрудничая, а не пытаясь превзойти или уничтожить друг друга, мы создадим общество людей, живущих во взаимосвязанном мире.


Применяя наши индивидуальные навыки, знания и энергию для достижения общего блага, мы максимально увеличиваем шансы решения практических и нравственных проблем нашего мира. Я говорю «нравственных» потому, что поиск пути к совместной жизни и решению общих проблем является нравственным императивом. Мы имеем общий воздух, общую воду и общий дом, нашу Землю. Хорошую планету для жизни трудно найти, так что давайте позаботимся о той, что имеем. Каждому пора обрести новую личность, чтобы вместе пережить трудные времена.

Я знаю, что подросткам такие идеи могут показаться слишком «пафосными». Но я высказываю их на прощание, поскольку глубоко убежден, что нашу личную потребность в осмысленной, счастливой и полноценной жизни можно удовлетворить, расширив представление о собственной личности. Понимание личности как части общества делает нас счастливее и дает миру шанс стать лучше. Я верю, что мировые проблемы можно разрешить наиболее эффективным образом, если расширить наше представление о себе за пределы физического тела.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.140.108 (0.061 с.)