Рассказать про значение общения. об госпитализме. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рассказать про значение общения. об госпитализме.



Развитие сенсорики и моторики. Для него характерно развитие сенсорных систем (для животных – моторных). Почему? Т.к.особенность каждого человеческого акта поведения – сначала сориентироваться, затем действовать. В 1-ые 2 месяца активно развивается зрение (дифференциация рук отсутствует). Сапогова выделила следующие этапы в развитии зрения: 1. 2-3 нед. – появляется конвергенция глаз, но взор на предмете почти не останавливается. 2. 3-5 нед. – появляется кратковременная задержка взора на предмете. 3. 4-5 нед. – ребенок м. следить за предметом на расстоянии 1,5м. 4. 2 мес. – на расстоянии 2-4 метра.

5. 3 мес. – на расстоянии 4-7 метров. 6. к 4 мес. – акт смотрения уже достаточно сформирован, но ребенок м. только следить за движущимся предметом, но не может рассматривать его или искать глазами. Эти ф-ции связаны с моторикой и развиваются позже.

Реакция на звук человеческого голоса появляется на 10-12 день. На 2-от мес. звуки голоса и музыки м. тормозить пищевой рефлекс. На 4 мес. – ребенок может определить положение источника звука в пространстве, поворачивает голову и глаза в сторону звука. После 4-5 мес. – различает голоса близких людей.

Развитие моторики происходит по следующей схеме: от грубых крупных движений к более мелким и точным (сверху вниз). Наиболее важным достижением 1-го попериода является акт хватания, появляется в 5 месяцев и означает начало перехода ко второму подпериоду. Это 1-ое организованное движение ребенка, кот. предполагает координацию зрения и движения. Развитие хватания: 10-14 нед. – ощупывание своих ручек; 13-16 нед. – ощупыванеи других предметов; 11-17 нед. – рассматривание своих ручек; 15-18 нед. – удержание схваченного предмета; 17-20 нед. – собственно хватание.

В 1-ом подпериоде появляется реакция, подготавливающая сидение. На 22 неделе ребенок способен сидеть без поддержки, в то же время готовятся движения для ходьбы.

Во 2-ом подпериоде появляются результативные действия, т.е. манипулирование предметами с целью достижения результатов. В 7-10 мес. формируются соотносимые действия. Ребенок м. манипулировать 2-ме объектами одновременно, соотнося м/у собой, приближая. К Концу младенческого возраста возникают функциональные действия, т.е. нанизывание, открывание, причем ребенок пытается воспроизвести все эти освоенные действия на всех освоенных объектах (перенос по Гальперину).

Лехтман-Абрамович изучала развитие действия ребенка на 1-от году жизни и выделила 6 этапов: 1. Активное бодрствование (от 2 до 4-5 нед.); 2. Сенсорная активность (от 1 мес. до 2,5-3 мес.); 3. Преддействие (2,5-3 мес. – 4-4,5 мес.); 4. Простое результативное действие (4-7 мес.); 5. Соотносящее действие (7-10 мес.); 6. Функциональное действие (11-14 мес.).

Эльконин отмечает, что во 2-ом подпериоде младенчества после появления акта хватания и разнообразных действий с предметами меняется зависимость м/у развитием сенсорики и моторики. Если 1-ые движения ребенка формировались на основе зрения и слуха, то с образованием ПД именно они приобретают решающее значение для развития и сенсорики и познавательной схемы. Действия с предметами ведут к открытию новых св-в предметов и отношений м/м ними. Эльконини подробно рассмотрел зависимость круга познавательных св-в от характера деятельности ребенка на основе материала Лехтман-Абрамович.

Этап преддействий -появление простого движения руки, направленного на контакт с объектом; притягивание к себе случайно задетого предмета; движение рук по направлению к предмету; ощупывание и рассматривание своих рук; единичное взмахивание рукой без зрительного контакта; повторное взмахивание рукой без зрительного контакта; ощупывание и рассматривание случайно-задетого предмета; отдельные похлопывания рукой без зрительного контакта; повторные похлопывания рукой без зрительного контакта.

Этап простого результативного действия -активное обнаружение скрытых св-в объекта; характерные действия, воспроизводящие движения предмета; повторное притягивание случайно схваченного предмета с последующим рассматриванием, обсасыванием, ощупыванием; повторное схватывание и отбрасывание висящего предмета; отбрасывание одного и повторное схватывание другого предмета; отбрасывание предмета в определенное место; нарочное отбрасывание предмета на пол, чтобы вызвать звук; повторное похлопывание предметом при зрительном контакте; повторное отталкивание висящего предмета; удар, похлопывание предметом для вызывания звука; повторный размах рукой при зрительном контакте; повторное размахивание предметом при зрительном контакте; раскачивание предмета с перекатыванием в нем других предметов; выделение частей на знакомом предмете; нахождение отверстий в предмете; стягивание одного предмета с другого.

Этап соотносящего действия -соотнесение предмета с определенным местом в пр-ве; соотнесение части с целым предметом; соотнесение знакомых предметов; появление 2-ухактного действия; вкладывание и вынимание предметов; укладывание на определенное место; придание предмету устойчивости; всовывание и нанизывание предмета; перемещение предмета толчками в определенном направлении; отталкивание для доставания др. предмета; захлопывание крышки; воспроизведение вращения предмета ударом по нему; активны выбор одного предмета из 2-ух похожих; воспроизведение звука специальным постукиванием с употреблением орудия; связь предмета с определенным местом; связь предметов м/у собой со стороны их формы и объема; дифференцирование частей в предмете и места предмета в пространстве, освоение в связи с этим таких св-в как разъединение и соединение, возможность предмета быть полым и наполненным; возможность направления движения предмета в определенную сторону; возможность различных пространственных соотношений предметов (в, на, под, за, над); дифференцирование предметов по их частям.

Большое значении в младенчестве имеет развитие локомоции (передвижение в пространстве): 2 месяца – поднимание головки лежа на животе; 2,5-3 мес. – жержат голову; 3-4 мес. – поворачивается на голос сбоку; 4-5 мес. – сидит с поддержкой, поворачивается со спины на животик; 7 мес. – сидит без поддержки; 7-8 мес. – сидит, держась за перила; 8-9 мес. – садится самостоятельно; 8-10 мес. – сам встает, цепляясь; стоит за одну ручку; 7-10мес. – ползание; 9-10 мес. – ходит за обе ручки или держась за перила; 10-11 мес. – стоит без опоры; 11-12 мес. – ходит за одну ручку; 12-13 мес. – ходит без поддержки

Мухина – эксперимент, демонстрирующий совместное участие зрения и движения в ознакомлении пространством.

А) с видимым обрывом: до 9 мес. ползет на голос матери, останавливается перед обрывом, но ползет дальше; после 9 мес. – останавливается перед обрывом и не ползет дальше

Б) с реальным обрывом (демонстрирует как реакция на новизну превращается в зрительное восприятие глубины).

Примерно в 9 мес. действия приобретают пробующий, ориентировочный хар-р, ребенок наклоняется, ощупывает руками, всматривается вниз. В рез –те подобных действий формируется понятие глубины и дети научаются избегать (понимать, что это опасно).

Аналогично в ходе предметных действий ребенок знакомится с твердостью, тяжестью, плотностью и др. св-ми предметов. Благодаря этому к 10-11 мес. ребенок, посмотрев на предмет, кот. хочет взять, заранее складывает пальцы в соответствии с формой предмета, т.е. возникает зрительное восприятие формы и величины, кот. м. направлять практическое действие.

Благодаря сенсорике и моторике во втором периоде младенчества появляются начатки интеллектуальной деятельности (Выготский). Их сущность в 1-ых разумных и целесообразных неврожденных и незаученных, а вновь возникающих в данной ситуации действиях руки, кот. связаны с простейшим употреблением орудий и обходных путей. Ребенок проявляет способность воспользоваться веревочкой, чтоб притянуть отдаленный предмет или использовать один предмет как орудие, чтоб притянуть др. предмет. Т.о. еще до возникновения речи у ребенка проявляется доречевое мышление.

Подготовительный этап речевого развития. Доречевые формы общении появляются у ребенка уже в конце 2-го месяца (улыбка и др.). Затем появляются эмоционально - выразительные движения (жесты) и звуки (плачь, хныканье и др.). Но с усложнением жизни ребенка и с появлением действий с предметами, этих форм оказывается недостаточно, поэтому уже в младенчестве начинает формироваться главное средство человеческого общения- речь. 1-ый год жизни считается довербальным (дословесным периодом). Но зд. формируются важные предпосылки речевого развития. Подготовка к появлению речи идет 2-мя путями: 1. развитие предречевых вокализаций; 2. развитие понимания речи взрослых (пассивная речь).

Фигурин и Денисова описали этапы развития говорения:

1. Гуканье (короткие гласные звуки) и гуление (протяжные гласные звуки)

2. Этап лепета. Звуки напоминают звуки речи, но это еще не речь. Появляется в 5-6 мес., т.е. ребенок становится довольно шумным и использует эти звуки для привлечения вникания. К концу 1-го года появляются лепетные тирады с ярко выраженным рисунком (лепетное говорение).

3. Появление 1-ых слов, кот. м. назвать псевдословами (т.к. нет предметной соотнесенности), слова – предложения. Это этап автономной речи, кот. соответствует кризису 1-го года.

Исследования Ветровой показали, что не всякая слышимая ребенком речь ведет к его собственному речевому развитию. Детям 10-15 мес. давали прослушать записанный на пленку отрывок детской радиопередачи. В одном случае близкий взрослый был рядом и слушал вместе с ребенком, в другом – взрослый был спрятан за ширму. После 20-30 сеансов только в 1-ой группе резко увеличилось число лепетных вокализаций. Т.о. слышимая речь влияет на речевое развитие ребенка только тогда, когда св-ся с близким взрослым.Это же подчеркивает и Рузская, именно глубокие эмоциональный связи ребенка с близким взрослым явл-ся важнейшим условием возникновения и развития речи.

Розенгарт-Пупко изучала условия, способствующие пониманию ребенком речи взрослых. По ее выводам в процессе разговора взрослого с ребенком во время ухода за ним м. добиться понимания слов, кот. относятся к действиям с предметами, но нельзя организовать понимание названий предметов. Для этого лучше ситуация рассматривания предметов.

Эльконин выделил следующие предпосылки понимания речи ребенком: 1. Выделение ребенком предмета их обстановки; 2. Сосредоточение на предмете; 3. Наличие у ребенка ярко выраженной эмоциональной реакции на обстановку.

На данном этапе развития существуют особые отношения м/у словом и зрительным восприятием. С одной стороны понимание речи строится на основе зрительной ориентировки ребенка, с другой – само понимание явл-ся новым этапом в развитии зрительной ориентировки, превращая ее в зрительный поиск, т.е. управляемым словом взрослого действием.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 389; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.22.135 (0.01 с.)