Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характеристика учебной деятельности младшего школьника.
В основе может лежать: 1. Познавательный интерес, 2. Внешне формальный интерес – желание стать взрослым, либо интерес к внешней атрибутике (пр: носить портфель). 3. Социальный интерес: - связан с подтверждением своего нового статуса школьника; Леонтьев выделял: а) понимаемые мотивы – зачастую не являются реально действующими;б) реально действующие мотивы. Отношение ребенка к отметке: –1 класса – как награда,–в 3 классе – за качество работы. Отношение к учителю: Сильно меняется от 1 до 3 класса. –1 класс – учитель – главное лицо (ребенок верит всему, что говорит учитель). –конец 2–3 класса – критическое отношение к учителю (учитель должен мотивировать, объяснять свои действия). Отношение к учению: –1 класс – положительное (в норме) –3 класс – отношение изменяется. Многие дети начинают тяготиться школьными обязанностями, уменьшается их старательность, Возможно возникновение 2-х кризисов: 1. Кризис первого полугодия – это когда ученику неинтересно учиться, он теряет интерес к предметам. 2. Кризис 3-го класса – закономерное явление. Ребенок начинает перестраиваться. Школьная/учебная деятельность отходит на 2-ой план. Ребенок начинает овладевать сферой общения. Адаптация – процесс приспособления к новым условиям. появляется в периоды, когда резко изменяется школьная жизнь ребенка (1, 5, 9 классы). Выделяют 2 вида адаптации: 1. Физиологическая. 2. Психологическая. Критерии физиологической адаптации: 1. Состояние здоровья ребенка. 2. Адекватность поведения. 3. Овладение учебной программой. 4. Повышение работоспособности к концу года – главный критерий. Психологическая адаптация. Александровская: «Методика социально-психологической адаптации детей к школе». Выделяет 4 критерия: 1. Эффективность учебной деятельности: учебная активность, усвоение знаний. 2. Усвоение школьных норм поведения: на уроках, на переменах. 3. Успешность социальных контактов: на взаимодействии с учителем, на взаимодействии с одноклассниками. 4. Эмоциональное благополучие. Критерии психологической адаптации: 1. Отношение к школе (+/–). 2. Состояние здоровья. 3. Понимание и усвоение материала. 4. Прилежание и поведение. 5. Активность (в самостоятельной работе, выполнении поручений и др.).
6. Отношения с одноклассниками. Социальная жизнь: Школа – важнейшее социальное пространство, в котором ребенок решает проблемы развития. Главная из них – установление и осуществление социальных связей. Ребенок начинает чувствовать границы своего психологического пространства и начинает охранять их (это проявляется в скрытности).Структурируют свое пространство (пр: заводят дневники). Обозначают принадлежность предмета (пр: приклеивают наклейки и т.п.). Появляется важнейшее новообразование – единица измерения отношений = мера правильности. Дети часто производят впечатление педантов. Ребенок осознает тот факт, что отношения между людьми строятся по определенным правилам. Мера правильности и требование соблюдать ее являются основой развития морального сознания ребенка. Преобладает тенденция отвечать ожиданиям других. Отношения со сверстниками. Мотивируют свое общение/отношение хорошей или плохой учебой или отношением учителя…1 класс – 85% класса;2 класс – 60–70% класса;3 класс – менее 10–15% класса. 70% мотивируют свое отношение нравственными качествами сверстников. Особенности восприятия: Возрастная способность аналитической функции мала, т.е. ребенок обладает малой различительной способностью при восприятии. К концу возраста структурированность восприятия. Особенности внимания: Ребенок усваивает отношение времени и пространства. Основная характеристика внимания непроизвольность, устойчивость – 10-15 мин. Ребенок испытывает затруднения в переключении внимания. У учащихся 1-2 классов внимание более устойчиво при выполнении внешних, чем собственно умственных действий. Развитие внимания связано с расширением объема внимания, умением распределять его между разными видами действий. Внимание рассеяно (отсутствие переключения внимания). К концу возраста появляется произвольное внимание как новообразование. Ребенок учится переключать и распределять свое внимание. Особенности памяти: Развитие механической памяти, совершенствование смысловой памяти, расширяется круг рационального научения – происходит осмысление материала. 1кл – непроизвольная память, 2кл – произвольное запоминание становиться более эффективно, 3кл – произвольная память.
Особенности мышления: Происходит интенсивное развитие от слаборазвитого интеллекта до очень высокого (качественный скачок). В начале возраста преобладают конкретные операции, нет способности к размышлению о несуществующих вещах. Переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому. 1-2кл: анализ учебного материала производится по преимуществу в наглядно-действенном плане. Совместная деятельность увеличивает интеллектуальную активность детей, и, как следствие, лучше усваивается материал, повышается саморегуляция. Развитие личности: активное формирование личности. Закладываются основы многих психических качеств. На основе подражания взрослому формируется характер. Особенности: безграничное доверие, подчинение, высокая восприимчивость, наивное игровое отношение к миру. Происходит усвоение моральных норм и правил. Они уже умеют управлять своими настроениями, а иногда даже маскировать их (в этом обнаруживается характерная черта возраста – формирование произвольности психических процессов). Более сдержано выражаются негативные эмоции, наблюдается усиление сдержанности и осознанности в проявлении эмоций, повышение устойчивости эмоциональных состояний, умение владеть собой. Новообразования: произвольность, как особое качество психических процессов, планирование и выполнение внутри себя действий, рефлексия, словесно-логическое мышление, внутренняя позиция школьника.
ССР: ведущая потребность – приобщение к взрослым, эмансипация от взрослых и группирование, переход от детства к взрослости, появление новых ценностных ориентации, открытие разных моделей семьи, стремление обособить своё «Я».. Психическое развитие подростка В подростковом возрасте отмечаются как биологические, так и социальные изменения, обуславливающие психологическую перестройку. Место подросткового возраста в системе возрастов: от 11-12 - 14-15 лет. Нижняя граница не опускается ниже 10 лет, верхняя от 16-18 (по Л.С. Выготскому). Переход от детства к взрослости - этот переход осуществляется в физическом, умственном, нравственном, социальном развитии. Стороны взрослости: биологическая, социальная, мировоззренческая, личностная, трудовая, интеллектуальная, гражданская. Важнейшим внутренним фактором развития личности подростка является собственная активность ребёнка, которая направлена на усвоение ценностей окружающего мира, установление отношении с взрослыми и сверстниками, на самого себя, на саморазвитие. Открывается подростковый возраст кризисом, этот период называют переломным. 3 аспекта подросткового кризиса: качественные сдвиги происходят очень интенсивно и в короткий срок, т.к. на первый план выходят процессы саморазрушения; происходят социальные и физические изменения, подростку необходимо устраивать новые отношения с самим собой и с окружающим миром; подросток стремится к признанию его взрослыми. Появляются формы протеста и негативизма Формально ребёнок взрослый, но субъективно он к этому ещё не готов. Цель подросткового возраста - построение образа взрослости. Ведущий тип деятельности. Интимно - личностное общение со сверстниками (Драгунова, Эльконин), общественно- полезная деятельность. Основное содержание ведущей деятельности: другой подросток, здесь усваиваются нормы социального поведения, нормы морали, отношения, поведения. Учебная деятельность отходит на 2-й план.
Личностная нестабильность. Основное направление развития личности- развитие чувства взрослости, Я- концепции. Чувство взрослости- центральное новообразование подросткового возраста. К 15-ти годам формируется Я-концепция. Подросток открывает свой внутренний мир, развивает социальное самосознание (новообразование по Выготскому). Центральный компонент самосознания – самооценка.(новообразование подростк. возраста.) С/оценка неустойчивая, любая неудача может привести к её краху. Мотивационная сфера приобретает иерархию. Ведущими мотивами становятся общественно-значимые, интересы постоянно утрачивают свою значимость. К концу возраста мотивы поведения становятся устойчивыми, возникают нравственные убеждения.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.228.35 (0.009 с.) |