Историческое возникновение возрастной психологии. Предмет и задачи возрастной психологии. Разделы возрастной психологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Историческое возникновение возрастной психологии. Предмет и задачи возрастной психологии. Разделы возрастной психологии.



Историческое возникновение возрастной психологии. Предмет и задачи возрастной психологии. Разделы возрастной психологии.

Предмет деятельности психологии – 1)раскрытие общего закономерного и психического развития в онтогенезе, 2)установленные возрастных периодов этого развития и причин перехода от одного периода к др. (Сапогова).

Возрастная - изучает возрастную динамику развития психики, онтогенез психических процессов и психологического качества личности, качественно, изменяющегося человека во времени.

Возрастная психология изучает процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека. Она выявляет возрастные закономерности психического развития человека.

Основные проблемы психологического развития:

Существует 3 группы о детерминантах психологического развития по разному трактующих сам процесс развития:

А) Теория созревания: развитие - это реализация и модификация врожденных задатков все определяется наследственностью, воспитание практически бесполезно. (Развитие = рост, т е не качественному а количественному)

Б) “tabula rasa”: ребенок - чистая доска, а развитие зависит от среды. Никакой внутренней логики развития не существует.

В) конвергенция 2-х факторов: развитие не только реализация природных св-в, но и восприятие внешних воздействий. Наследственность дает основу психических св-в, а среда возможность их проявления.

Г) Отечественная: Л.С.Выготский, развитие - это непрерывный процесс самодвижения, когда постоянно образуется нечто новое не бывшее ранее.

Леонтьев:

  • Условие психического развития:

Морфофизиологические особенности мозга

Общение

  • Источник развития:

Среда

Движущая сила (активная деятельность самого ребенка)

  • Причины развития:

Внутренние противоречие между возможностями ребенка и его потребностями

Развитие человека носит непреформированный характер

Теория личности Леонтьев:

Качественное отличие онтогенезе психики человека Леонтьев заключает в том, что психологическое развитие ребенка происходит в процессе присвоения им достижений предшествующих поколению человека. Этот процесс имеет своим результатом воспроизведенные им индивидуумом исторически сложившимся человеческих свойств, способностей и способов поведения. В отличие от достижений филогенетического развития животных, человеческое достижение не фиксируются морфологически и не передаются путем наследственности, они закрепляются в тех материалах предметах и идеальных явлениях, которые люди создают. Таким образом, объективно исторические достижения воплощены и даны в предмете, но для ребенка они только заданы. Процесс присвоения осуществляется в деятельности ребенка по отношению к этим предметам, но сама эта деятельность не сформирована это возможно только в общении и совместной деятельности.

Разделами возрастной психологии являются следующие:

1) детская психология – отрасль психологической науки, изучающая условия и движущие силы развития психики детей, а также закономерности функционирования ребенка как личности. Она занимается исследованием деятельности детей, особенностей этого процесса. Сюда входят детские игры, овладение трудовыми навыками, особенности обучения;

2) психология юности – отрасль психологической науки, занимающаяся изучением особенностей детей старшего подросткового возраста, кризиса этого периода, исследованием жизненных позиций детей, их стремлений к самоопределению;

3) психология зрелого возраста изучает закономерности механизмов развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии, т. е. данный раздел возрастной психологии занимается изучением особенностей личности, характерных для данного периода, а также исследованием кризисов зрелого возраста;

4) геронтопсихология – отрасль психологической науки, изучающая психические явления и процессы, связанные со старением организма, выявляющая инволюционные тенденции притупления и затухания некоторых психических функций, спад активности, ослабление психической устойчивости, исследующая условия личностной сохранности пожилых людей, психологическую помощь.

Понятие «возраст» разделяют на психологический и хронологический. Хронологическим называют паспортный возраст, т. е. зафиксированную дату рождения. Он является неким фоном для процессов психического развития и становления человека как личности. Психологический же возраст не связан с датой рождения, его не определяет количество психологических процессов. Он зависит от внутреннего содержания, от того, какие чувства, стремления, желания испытывает человек.

 

Периодизация детского психического развития в работах Д.Б.Эльконина

Концепция Д.Б.Эльконина. (отличие от Ш концепции – периодизация психического развития) Основана на идее смены ведущего типа деятельности. Он утверждал, что человеческое действие двулико. Оно содержит мотивационную сторону (компоненты деятельности, которые отвечают на вопрос «ради чего деятельность выполняется») и операционально-техническую (компоненты деятельности, которые отвечают на вопрос «как деятельность выполняется»),(по Гиппенрейтер) В развитии сначала происходит освоение мотивационной стороны деятельности, иначе предметные действия не имели бы смысла. А затем происходит освоение операционально-технической стороны деятельности. И в развитии чередуются два вида деятельности. За деятельностью ориентации в системе человеческих отношений следует деятельность ориентации в способах употребления предметов. Мотивационная сторона деятельности формируется в системе «ребенок-взрослый» и доминирует в деятельности ориентации в системе человеческих отношений. Операционально-техническая сторона деятельности формируется в системе «ребенок-предмет» и доминирует в деятельности ориентации способах употребления предметов. Эльконин пересмотрел проблему «ребенок и общество» и сформулировал ее как «ребенок в обществе». Это существенно изменило взгляды на систему «ребенок - вещь» и «ребенок - отдельный взрослый». Система «ребенок – вещь» превратилась в систему «ребенок – общественный предмет» - это означает, что на первый план для ребенка в предмете выступают общественно выработанные способы действия с ним; а система «ребенок – отдельный взрослый» превратилась в систему «ребенок – общественный взрослый» - ребенок моделирует социальные роли.

Значение общения для развития ребенка. Феномены депривации и госпитализма.

Общий генетический закон культурного развития гласит, что за всеми высшими функциями и их отношениями генетически стоят социальные отношения, а развитие ребенка это присвоение общественно-исторического опыта накопленного человечеством. Этот опыт овеществлён (воплощен в вещах) в продуктах материальной и духовной культуры, но извлечь его сам ребенок не может. Для этого необходима помощь взрослых, который одновременно является живыми носителями этого опыта. Общение со старшими - это единственная для ребенка возможность постичь и присвоить то, что было выработано раннее. Отсюда общение наряду с морфо-физиологическими особенностями мозга являются условием для психического развития ребенка.

Марья Ивановна Лисина изучала значение общения для ребенка в первые годы жизни. Она выделила 3 группы фактов, которые доказывают значение общения для развития ребенка:

1. Примеры детей-маугли. В волчьей стае (Рид Син исследовал) нашли двух детей, девочка около 2 лет и девочка 7-8 лет. Первая умерла, а последняя выучила 45 слов за семь лет, научилась пить из стакана и есть руками.

Такие дети обладают внешними особенностями: большая физическая сила, глаза светятся в темноте, некоторые обрастают шерстью.

Депривация и госпитализм.

Депривация – симптом госпитализма, это лишение, утрата или приближающаяся к ним по выраженности и значению для субъекта недостаточность чего то необходимого или желанного.

Госпитализм – это синдром (набор признаков) патологии детского психического развития, появляющийся у малыша в следствии депривации общения и эмоциональной депривации.

Общие признаки госпитализма:

Потеря в весе, вялость, сонливость, апатичность, мышечный гиппотонус, уход от контактов, слабый плач.

В крайних формах госпитализм может приводить к серьезным душевным заболеваниям ребенка, хроническому инфицированию, а иногда и к смерти. Фабрика ангелов – детский приюты в развитых странах

Изучал эти явления Роберт Спитс (разное окончание) описал грубые формы госпитализм во время второй мировой войны. Наблюдал за детьми в возрасте с 3 месяцев. За 2 года не смотря на хороший уход 37% детей погибло, в живых остался 21 ребенок в возрасте от 2 лет до 4,1 лет. Среди них: 5 совсем не умели передвигаться и сидеть, 3 могли только сидеть без поддержки, 8 ходили только с посторонней помощью и только 5 передвигались самостоятельные. 12 не умели есть с ложки, 20 не умели сами одеваться, 6 совсем не говорили, 12 употребляли всего 2-5 слов, только 1 умел составлять фразы, для всех характерно апатичность, вся активность проявлялась в однообразных движениях рукой и ногой, или сосание пальца до кровавых мозолей.

Рудольф Штайнер в Тигеране в последней четверти 20 века.. В детских домах 60% годовиков не умеют сидеть, 84% трехлеток не умеют ходить. Недостаток общения для ребенка действует хуже чем рахит.

В 1970 в Лос-Анжелесе обнаружена девочка, которая жила в полной изоляции. Когда к ней было привлечено внимание общественности в 13 лет – 24 кг. Девочка не могла научиться ходить – деформация бедра. Отец закрыл ее, подумав, что она отсталая. С ней никому не разрешалось разговаривать. Она не ходила, не разговаривала, была близорукость.

Экспериментальные данные

Изучение воздействия для простейшей формы эмоционального общения ребенка со взрослым на ход психического развития младенца под руководством Лисиной было проведено экспериментальное исследование. 2 группы: Контрольная и экспериментальная. С детьми из ЭГ в возрасте 2-3 месяца в течении 2 месяцев 3-4 раза в неделю проводили «занятия» - словесно-эмоциональное общение на протяжении 8 минут (30 раз в общем за 2 месяца). В результате дети из ЭГ больше радовались общению со взрослыми, дольше занимались игрушками, чаще радовались им и своими действия с ними, при этом совершали больше разнообразных действий и обследовали игрушки полнее чем дети из КГ (С игрушками никто не учил заниматься. Учили общаться + развились психические функции).

Отсюда следует, что систематическое словесно-эмоциональное общение со взрослым вызывает у детей первого полугодия + сдвиги в эмоциональной сфере и положительно влияют на познавательное развитие. При чем, по мнению Лисиной, наибольший эффект достигается если подобные занятия начинают не позже чем 2 с половиной месяца.

 

Эксперимент по созданию арийской расы. «Все 20 воспитанников отстают в развитии, у всех кроме одного запоздалое развитие речи, элементарные гигиенические навыки появляются только к 6 годам, а многие просто идиоты» - цитата.

Эксперимент в США с умственными отсталыми детьми специального приюта. Было сформированы 2 группы по 13 детей в возрасте 3 лет. Измерили IQ. Потом отдали женщинам ЭГ. КГ осталась. Через полтора года забрали. В ЭГ повысилось на 28, КГ упало на 26 показатель IQ. В течении года всех детей из ЭГ усыновили. Через 30 лет дети из ЭГ кроме двух окончили среднюю школу и все жили самостоятельной жизнью. Те дети, которые остались в КГ либо умерли, либо до сих пор находились в специальных учреждениях.

Таким образом, без общения не может происходить нормальное развитие ребенка, а в младенчестве оно еще является ВТД.

По Лисиной, общение - это взаимодействие двух или более людей направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижению общего результата при этом каждый участник общения активен (каждый является субъектом) и выступает как личность.

1 год жизни у ребенка 2 формы общения: ситуативно-личностная (непосредственно-эмоциональное) и ситуативно-деловая (предметно-действенное). Ситуативно-личностная появляется около 2 месяц на основе первичных органических нужд детей и потребности в новых впечатлений. Решающим фактором для этого служит поведение взрослого человека, который опережает уровень развития ребенка и относится к нему как к разумному субъекту. Именно общение со взрослым обеспечивают ребенку выживание и удовлетворение всех насущных потребностей. От взрослого требуется, прежде всего, доброжелательное внимание и эмоциональное сопровождение своих действий. В ходе этой деятельности развивается общая активация ребенка, формируются перцептивные действия и подготавливается акт хватания (не хватательный рефлекс!).

На 2 год при общении со взрослым вперед выдвигает деловой мотив и общение становится ситуативно-деловым. Взрослый постепенно становится для ребенка организатором и участником совместной предметной деятельности, образцом для подражания и экспертом по оценки его умений и навыков. Это будет продолжаться все ранней детство, до дошкольничества. Когда ребенок проявляет чрезмерную активность – дерганье за волосы, манипулирование с предметами и т.д. это нормально. Не нормально когда он пассивен.

Негативизм

В общем смысле негативизм означает стремление противоречить, делать наоборот тому, что ему говорят. Ребенок может быть очень голоден, или очень хотеть послушать сказку, но он откажется только потому, что вы, или какой-то другой взрослый ему это предлагает. Негативизм следует отличать от обычного непослушания. Ведь ребенок не слушается вас не потому, что ему так хочется, а потому, что в данный момент не может поступить иначе. Отказываясь от вашего предложения или просьбы, он «защищает» свое «Я».

Упрямство

Высказав собственную точку зрения или попросив о чем-то, маленький трехлетний упрямец будет гнуть свою линию всеми силами. Так ли он желает исполнения «заявки»? Может быть. Но, скорее всего, уже не очень, или вообще давно расхотел. Но как же малыш поймет, что с его точкой зрения считаются, что к его мнению прислушиваются, если вы поступите по-своему?

Строптивость

Строптивость, в отличие от негативизма, это общий протест против привычного образа жизни, норм воспитания. Ребенок недоволен всем, что ему предлагают.

Своеволие

Маленький своевольный трехлетка принимает только то, что он решил и задумал сам. Это своеобразная тенденция к самостоятельности, но гипертрофированная и неадекватная возможностям ребенка. Нетрудно догадаться, что такое поведение вызывает конфликты и ссоры с окружающими.

Обесценивание

Обесценивается все то, что раньше было интересно, привычно, дорого. Любимые игрушки в этот период становятся плохими, ласковая бабушка - противной, родители - злыми. Ребенок может начать ругаться, обзываться (происходит обесценивание старых норм поведения), сломать любимую игрушку или порвать книжку (обесцениваются привязанности к дорогим прежде предметам) и т.д.

Протест-бунт

Лучше всего это состояние можно охарактеризовать словами известного психолога Л.С. Выготского: «Ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними».

Деспотизм

Еще недавно ласковый, малыш в возрасте трех лет нередко превращается в самого настоящего семейного деспота. Он диктует всем окружающим нормы и правила поведения: чем его кормить, во что одевать, кому можно выходить из комнаты, а кому нельзя, что делать одним членам семьи, а что остальным. В случае, если в семье есть еще дети, деспотизм начинает принимать черты обостренной ревности. Ведь с точки зрения трехлетнего карапуза, его братья или сестры вообще не имеют в семье никаких прав.

Обобщая эти симптомы, Выготский видит в кризисе 3 лет, бунт авторитарного воспитания, протест ребенка требующего самостоятельности, переросшего те формы опеки, которые сложились в раннем детстве. Выготский обращался к идеи Дарвина, что в момент рождения ребенок отделяется от матери физически, но связан с ней биологически.

Продолжая эту идею можно сказать что в ран. Детстве ребенок отделен биологически, но связан с ней еще психологически, а кризис 3 лет новая стадия- эмансипация.

Последствия (Выготский): Энурез, заикание, ночные страхи, гипобулические реакции.

Это крайне заостренные болезни проявляются при заостренных ситуация в семье.

Кризис 3 лет- кризис социальных отношений ребенка, происходит кризис личности. Когда возникает ряд поступков, которые отделены от ситуации.

Эльконин связывает трудности воспитания детей 3 летнего возраста с проявление самостоятельности. Ребенок умеет практически все, поэтому появляется желание действовать отдельно от взрослого, даже если он этого не умеет. Раньше такие проявления можно было прекратить переключив внимание ребенка на др. предмет. Сейчас с возникновением личного действия и создания «я сам», меняется тип взаимоотношения ребенка и взрослого.

Голубева: Упрямство - носит избирательный характер, не направленно на сверстников, а только на некоторых взрослых.

Ларин: Причины упрямства это ущемление самостоятельности ребенка, его инициативы и чувства свободы, т.е. причины кризиса лежат в системе отношений ребенок взрослый, которые должны меняться по мере отношений.

Но проблема в том, что инициатива этих проявлений валяется взрослый. Отношения в которых обеспеченно состояние ребенка на 1 развития становятся стеснительными на более высоком уровне и если их во время не изменить, по появляется упрямство, негативизм и тд. Таким образом, кризисные проявления ребенка 3 года связаны с антиципацией, а это следствие новообразование раннего детство. Главное новообразование – личное действие и я сам. Появление личных желаний и их несовпадение с требованием взрослых приводит к борьбе желаний. Матюшкина изучала борьбу мотивов у детей до школьного возраста (0,9). Детям предлагалось выбрать предметы и задачи где желания ребенка сталкивались с требованием отказа или ограничениями. Относительно детей 2-3 лет были получены следующие выводы: они очень нерешительны и неустойчивы в принятии решений. Им трудно сдерживать свои желания, ограничителями желаний является похвала, одобрение, порицание и страх перед наказанием. Они еще не умеют подчинять свои желания моральным чувствам, борьба мотивов встречается редко, действия в основном носят импульсивный характер.

Вопрос о первичных соподчинении мотивов и условии возникновения первых волевых действий изучался К. М. Гуревичем. Дети 3х-4х лет надо было выполнить непривлекательное действие ради получении игрушки., которая предъявлялась в разных формах.

Результаты:

 

Серии Проценты
В 1 серии о игрушке только рассказывали 100% Сыграла сюрпризность
В 2 серии ее показывали и убирали 27%
В 3 серии она стояла под ребенком, но взять только можно после выполнения задания 50%
В 4 серии вознаграждением служила игра 33%

 

В 2 и 3 серии мотив был на лицо и усилия детей в основном были направлены на взрослого. Игра еще не актуальна для ребенка, но на границе дошкольного возраста появляется возможность не материальной (идеальной) мотивации. Выполнение желаний связанного с идеальной мотивацией легче отложить, чем выполнение желания связанного с материальным, воспринимаемым предметом.

Что же делать: Удовлетворять потребности ребенка в самоутверждении, поощрять его инициативу давать возможность пробовать и ошибаться

Предоставлять широкою возможность выбора (но ограничивать ее одновременно)

Одобрять демонстрируемые результаты (даже если они не очень хорошие, просто потом постепенно давать средства)

Быть последовательным в запретах

Не бросать слов на ветер

Не спешить наказывать; если ребенок специально идет на конфликт, чтобы проверить границы не злится и не фиксировать внимания, само пройдет.

Историческое возникновение возрастной психологии. Предмет и задачи возрастной психологии. Разделы возрастной психологии.

Предмет деятельности психологии – 1)раскрытие общего закономерного и психического развития в онтогенезе, 2)установленные возрастных периодов этого развития и причин перехода от одного периода к др. (Сапогова).

Возрастная - изучает возрастную динамику развития психики, онтогенез психических процессов и психологического качества личности, качественно, изменяющегося человека во времени.

Возрастная психология изучает процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека. Она выявляет возрастные закономерности психического развития человека.

Основные проблемы психологического развития:

Существует 3 группы о детерминантах психологического развития по разному трактующих сам процесс развития:

А) Теория созревания: развитие - это реализация и модификация врожденных задатков все определяется наследственностью, воспитание практически бесполезно. (Развитие = рост, т е не качественному а количественному)

Б) “tabula rasa”: ребенок - чистая доска, а развитие зависит от среды. Никакой внутренней логики развития не существует.

В) конвергенция 2-х факторов: развитие не только реализация природных св-в, но и восприятие внешних воздействий. Наследственность дает основу психических св-в, а среда возможность их проявления.

Г) Отечественная: Л.С.Выготский, развитие - это непрерывный процесс самодвижения, когда постоянно образуется нечто новое не бывшее ранее.

Леонтьев:

  • Условие психического развития:

Морфофизиологические особенности мозга

Общение

  • Источник развития:

Среда

Движущая сила (активная деятельность самого ребенка)

  • Причины развития:

Внутренние противоречие между возможностями ребенка и его потребностями

Развитие человека носит непреформированный характер

Теория личности Леонтьев:

Качественное отличие онтогенезе психики человека Леонтьев заключает в том, что психологическое развитие ребенка происходит в процессе присвоения им достижений предшествующих поколению человека. Этот процесс имеет своим результатом воспроизведенные им индивидуумом исторически сложившимся человеческих свойств, способностей и способов поведения. В отличие от достижений филогенетического развития животных, человеческое достижение не фиксируются морфологически и не передаются путем наследственности, они закрепляются в тех материалах предметах и идеальных явлениях, которые люди создают. Таким образом, объективно исторические достижения воплощены и даны в предмете, но для ребенка они только заданы. Процесс присвоения осуществляется в деятельности ребенка по отношению к этим предметам, но сама эта деятельность не сформирована это возможно только в общении и совместной деятельности.

Разделами возрастной психологии являются следующие:

1) детская психология – отрасль психологической науки, изучающая условия и движущие силы развития психики детей, а также закономерности функционирования ребенка как личности. Она занимается исследованием деятельности детей, особенностей этого процесса. Сюда входят детские игры, овладение трудовыми навыками, особенности обучения;

2) психология юности – отрасль психологической науки, занимающаяся изучением особенностей детей старшего подросткового возраста, кризиса этого периода, исследованием жизненных позиций детей, их стремлений к самоопределению;

3) психология зрелого возраста изучает закономерности механизмов развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии, т. е. данный раздел возрастной психологии занимается изучением особенностей личности, характерных для данного периода, а также исследованием кризисов зрелого возраста;

4) геронтопсихология – отрасль психологической науки, изучающая психические явления и процессы, связанные со старением организма, выявляющая инволюционные тенденции притупления и затухания некоторых психических функций, спад активности, ослабление психической устойчивости, исследующая условия личностной сохранности пожилых людей, психологическую помощь.

Понятие «возраст» разделяют на психологический и хронологический. Хронологическим называют паспортный возраст, т. е. зафиксированную дату рождения. Он является неким фоном для процессов психического развития и становления человека как личности. Психологический же возраст не связан с датой рождения, его не определяет количество психологических процессов. Он зависит от внутреннего содержания, от того, какие чувства, стремления, желания испытывает человек.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 829; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.67.26 (0.07 с.)