Организация бухгалтерского учета в РФ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация бухгалтерского учета в РФ



Долотова Наталья Леонидовна

Методичка Бух. учет 1 часть

1 семестр – зачет, 2 семестр – экзамен + возможно курсовик

08.02.11.

Организация бухгалтерского учета в РФ

Бух. учет обязаны вести юр. лица и ЧП, резиденты и нерезиденты РФ. В зависимости от системы налогообложения конкретного предприятия объем бух. учета может отличаться.

Всего существует 3 системы налогообложения:

1. общий режим налогообложения (ОРН) – самый большой объем работ и самое большое количество налогов;

2. упрощенная система налогообложения (УСН);

3. единый налог на вмененный доход (ЕНВД).

Нормативное регулирование бух. учета осуществляется на следующих уровнях:

1 ) законодательный (указы президента и приказы МинФина);

2) собственно нормативный уровень (положения по бух. учету (ПБУ));

3) методический уровень (инструкции налоговых инспекций, разъяснения МинФина и тому подобные документы, дающие конкретные рекомендации по исполнению законов и ПБУ);

4) организационный – документы, устанавливающие правила учета на конкретном предприятии (учетная политика обязательна и могут быть индивидуальные приказы и должностные инструкции).

Базовый закон, которым регулируется бух. учет – Федеральный закон «О бух. учете» в редакции от сентября 2010 года (ФЗ №243 – сейчас, был ФЗ №129). В соответствии с этим законом, руководители организаций могут сформировать бухгалтерскую службу следующим образом:

1. руководитель сам ведет бухучет (обычно ЧП или организация на ЕНВД – маршрутка – налог с автомашин, все равно сколько напихать человек; налог с площади магазина «Альянс» – не имеет значения сколько покупателей);

2. у предприятия есть только главный бухгалтер – этот вариант допустим для малых предприятий, т.к. на них главбух может совмещать обязанности свои и кассира, для остальных предприятий главбух не может нести материальную ответственность, а, следовательно, в бухгалтерии будет как минимум 2 человека;

3. бухгалтерия как структурное подразделение;

4. бухучет ведет сторонняя специализированная организация, либо лицензированный сторонний бухгалтер (с 1993 в РФ существует ассоциация профессиональных бухгалтеров, выдающая соответствующие лицензии специалистам).

Несмотря на форму организации бухучета ответственность за соблюдение законодательства несет руководитель организации. Главбух отвечает только за соответствие учета фактам хозяйственной деятельности (если возникает подозрение, что проводимые хоз. операции могут создать проблемы, от руководителя нужно получить письменное распоряжение на выполнение определенных действий). Главбух должен обеспечить контроль движения имущества и выполнения обязательств. Распоряжения главбуха в отношении документооборота обязательны для всех сотрудников организации, включая и руководителя. (из всех копий платежек подписывается только одна). Назначить главбуха на должность может только руководитель организации, которому, в последствии, главбух только и подчиняется.

Международные требования (принципы) бухучета

1. Бухгалтерский учет ведется в валюте РФ в рублях;

2. Документирование (хозяйственные операции отражаются в учете только при наличии первичной документации);

3. Инвентаризация (контроль соответствия фактических данных и учета);

4. Двойная запись – способ записи информации;

5. Бух. отчетность и баланс;

6. Принцип стоимостного измерения (объекты, первоначально не имеющие стоимостной оценки, либо 1) будут учтены в забалансовом учете в натуральных измерителях, либо 2) должны быть оценены независимым экспертом в соответствующей области)

Баланс – это отчет о состоянии имущества и обязательств организации на конкретную дату. Он состоит из двух частей: актива и пассива. Итог актива или пассива называется валютой баланса и актив всегда = пассиву, т.к. стоимость имущества равна величине источников его возникновения.

 

Актив Пассив
Расчетный счет 500 000 Уставный капитал 500 000
Валюта баланса = 500 000

 

Расчетный счет – р/с

Уставный капитал – УК

Валюта баланса – Б

В законе о бухучете также определяются правила оценки имущества и обязательств в балансе организации:

1. По себестоимости;

2. По покупной цене;

3. По остаточной стоимости (для объектов, имеющих физический или моральный износ);

4. Для ц/б: а) по номиналу для государственных; и б) по себестоимости для негосударственных.

5. По номиналу для денежных средств, в том числе для валюты по курсу ЦБ.

Законом о бухучете требуется разделять текущие издержки и капитальные вложения. *Отчетным периодом в РФ является календарный год (с 1 января по 31 декабря). В международных стандартах бух. учета организация может устанавливать отчетный год по своему хоз. циклу.

Пример 1. Создали предприятие в апреле, и их отчетный период будет с 1 апреля по 31 марта или максимум продаж приходится на август, тогда можно установить отчетный период с 1 августа по 31 июля.

С 1996 года проводится множество мероприятий по слиянию российских стандартов бухучета (РСБУ) и международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). В частности, наши организации могут устанавливать отчетный год по МСФО, однако на практике этим правом никто не пользуется, т.к. будет сложно регулировать расхождения с налоговой инспекцией.

Пример 2. Существует типовой формат баланса как унифицированного документа. Организация имеет право изменить шаблон и оставить только те строчки, в которых будут цифры (например, ОС нет, тогда можно вычеркнуть эту строчку).

 

Бухгалтерская отчетность в соответствии с законом о бухучете

1) Отчетность должна составляться на основе данных синтетического и аналитического учета

2) Все организации, не относящиеся к муниципальным и общественным, в обязательном порядке сдают следующие отчеты:

· Бухгалтерский баланс (форма 1)

· Отчет о прибылях и убытках (форма 2)

· Приложение к формам 1 и 2 в соответствии с требованиями нормативных актов (отчетные бланки по тем видам налогов, которые уплачивает конкретная организация плюс для предприятий, не являющихся малыми, отчет о движении денежных средств и отчет о капитальных вложениях)

· Аудиторское заключение для тех организаций, которые подлежат обязательной аудиторской проверке

· Пояснительная записка

Первые 3 пункта оформляются в соответствии с требованиями и нормами на типовых бланках действующего образца. 4ый документ может составляться в соответствии со стандартами проверяющей аудиторской организации. Существенное требование только одно: должна присутствовать фраза – «существенных нарушений бухгалтерского учета не выявлено».

Пояснительная записка единственный вид отчетности, составляющийся в произвольной форме, так как в ней должны быть описаны:

1) Существенные показатели деятельности, финансовые или экономические характеристики за отчетный год и предшествующий для сравнения. Какой показатель выбрать, выбирает главный бухгалтер. Например: для торговой организации это может быть оборачиваемость активов, а для производственной – рентабельность прибыли по выручке от продаж.

2) В пояснительной записке указываются изменения в учетной политике, планируемые на будущий год вместе с необходимыми расчетами.

Учетная политика

Учетная политика – это набор правил, по которым конкретная организация осуществляет бухгалтерский учет. Обязанность по составлению учетной политики лежит на главном бухгалтере организации. Созданный документ должен быть утвержден приказом руководителя. В обязательном порядке в учетной политике должны быть оговорены следующие моменты:

· используемый план счетов (если полностью совпадают с типовым планом, можно не дублировать)

· формы используемых учетных документов (если применяются типовые формы в соответствии с альбомом унифицированных форм достаточно просто ссылки на него)

· способы оценки активов и обязательств

· порядок проведения инвентаризации

· документооборот (на практике отсутствие графика документооборота никак не наказывается, так как считается внутренней управленческой проблемой)

Помимо индивидуальных требований, применение ПБУ №1 предполагает соблюдение следующих допущений:

1) Допущение имущественной обособленности. Имущество и обязательства организаций существуют обособленно от имущества и обязательств собственника и других организаций;

2) Организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации, либо существенного сокращения деятельности, а, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном законом порядке;

3) Последовательность применения учетной политики. Это означает, что учетная политика будет применяться последовательно из года в год, в течении всего срока существования организации. Изменение учетной политики не приветствуется;

4) Допущение определенности фактов хозяйственной деятельности. Факты хозяйственной деятельности отражаются в том отчетном периоде, в котором они реально имели место, независимо от движения денежных средств, связанного с ними.

Буквальное следование этому допущению означает, что большинство организаций для целей бухучета используют метод начисления.

Пример

1. Получен счет за аренду помещения за февраль 2011, независимо от того, когда мы собираемся оплатить этот счет, он будет считаться затратами февраля.

2. Также в феврале 2011 оплачен счет за консалтинговые услуги, оказанные в июле 2010. Сам факт затрат был отражен тогда же, в июле, а в феврале произошло только движение денег.

3. В феврале оплатили рекламу, которая пойдет на телеканале в апреле 2011. Данный факт затратами предприятия не признается, так как фактически услуга оказана не была.

Применение 4го допущения и принципа начисления определяет правила расчета налога в РФ для большинства организаций.

Пример

В феврале 2010 отгрузили товар на 15 млн руб. покупная цена данного товара – 7 млн., сопутствующие расходы (з/п продавцов и т.д.) – 2 млн., покупатели за проданный товар заплатили только 3.2 млн. Определить прибыль.

Доходы (выручка): 15 000

Расходы: 7 000 (с/с проданных товаров) + 2 000 (расходы на продажу)

Финансовый результат 6 000

Под налог на прибыль идет указанная сумма (6 млн.) независимо от того, что покупатели оплатили не все поставки. Даже если бы не заплатили вообще, налог на прибыль пришлось бы все равно платить.

Обратный принцип учета называется кассовый метод. Его могут применять в РФ только предприятия, работающие по системе УСН (упрощенная система налогообложения). Эти предприятия определяют свои доходы и расходы в том отчетном периоде, когда они не только имели место, но и были оплачены. В рассмотренном примере доход составил бы 3 200, но в расходах учли бы только те товары, которые оплачены поставщиком, а затраты на з/п и аренду также были бы признаны только после их оплаты.

Кроме допущений в учетной политике имеются требования, которые обязательны для исполнения, поэтому в индивидуальную учетную политику предприятия не переписываются.

1) Требование полноты: хозяйственные операции должны отражаться в бухучете полностью;

2) Требование своевременности: своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухучете – какая дата стоит на документе, такой датой делается и бухгалтерская запись. Например, в феврале мы получаем счет-фактуру, но он был в январе, мы обязаны будем провести его в январе.

3) Требование осмотрительности означает большую готовность к признанию в бухучете расходов и обязательств, нежели доходов и активов (неоптимистичный взгляд на свои дела)

4) Приоритет содержания над формой. Факт хозяйственной деятельности должен отражаться в бухгалтерском учете по своему экономическому содержанию, а не по правовой форме. Если не вполне законно, но имеет стоимостное выражение – вроде нужно отмечать

5) Требование рациональности. Ведение бухучета на предприятии должно быть организовано рационально, исходя из размеров организации и условий хозяйственной деятельности. Соблюдение этого принципа гарантирует отсутствие технических ошибок, контролируется главбухом и, отчасти, сторонними аудиторами при проверке

6) Требование совпадения аналитического и синтетического учета

22.02.11

Синтетический учет – учет по укрупненным экономическим категориям, например – бухгалтерский счет «товары» имеет остаток 20 000 р.

Аналитический учет предполагает рассмотрение состава экономического элемента в деталях. Например к синтетическому счету «товары» открыты аналитические счета «обои» 42 рулона по 400 р. за штуку. И второй аналитический счет – «гелиевые ручки» 1 600 шт. по 2 р. за штуку. Итого – сумма остатков по 2м аналитическим счетам 42*400+1600*2 = 20 000 руб.

Расшифровка остатков и оборотов по аналитическим счетам должна совпасть с оборотом и остатком соответствующего синтетического счета.

Наименование товара Остаток на начало периода Поступило за период Израсходовано за период Остаток на конец период
Обои 42 шт./16800 10 шт./4000 53 шт./21200 -1 шт. /- 400 р.
Гелиевые ручки 1600 шт./3200 р. 1000 шт./2000 р. 2000 шт./4000 р. 600 шт./1200 р.
Итого 20 000 р. 6 000 р. 25 200 р. 800 р.

Если в такой ситуации рассматривать только синтетический счет «товары», то проблемы обнаружено не будет, так как в баланс попадет положительный остаток (сальдо).

Пьячелло – основатель существующего принципа бухучета

На практике описанная ошибка в учете может произойти из-за не отраженного документа по поступлению товаров. Изначально любой бухгалтерской программе заблокированы отрицательные остатки материальных ценностей. Но реальному предприятию так работать неудобно, так как очередность обработки документов на приход и расход товаров может не совпадать.

15.03.11

Принцип двойной записи.

Данный принцип означает, что одна и та же хозяйственная операция будет отражаться на 2х счетах бухгалтерского учета. Бухгалтерский счет – это специальный регистр с конкретным названием для учета операций по определенным объектам, например счет «Материалы». Используется для учета операций по поступлению, расходованию и продаже материалов, принадлежащих организации. Физически бухгалтерский счет является двусторонней таблицей. Левая часть называется дебет, правая – кредит. С каждой стороны отражаются только однотипные операции или увеличивающие данный счет, или уменьшающие. Правила отражения операция на счетах установлены раз и навсегда, начиная с 17 века во всех системах бух учета в мире.

Российский план счетов использует типовую нумерацию с номера 01 до 99 – это балансовые счета, так как имущество и обязательства, отраженные на них также отражаются и в балансе. Балансовые счета сгруппированы в 8 разделов по экономическому содержанию, например:

ü от 01 до 09. Раздел №1. Внеоборотные активы.

ü От 60 по 79. Раздел №6. Расчеты.

Кроме балансовых существуют трехзначные забалансовые счета. Например, 004 – «Товары, принятые на комиссию». Или 001 – «Арендованные основные средства». То, что отражается на этих счетах организации на правах собственности не принадлежит, поэтому в баланс включаться не должно, но при этом объекты существуют, поэтому их учитывают иным способом. По международным стандартам учета рабочие планы счетов различных государств не имеют типовой нумерации, то есть существуют только названия, практически совпадающие с российскими. Главный бухгалтер каждого предприятия за рубежом сам выбирает нумерацию счетов, которая лично ему кажется удобной, и бухгалтерская проводка будет записана не цифрами, а текстом.

Хозяйственная операция – получены материалы от поставщика на сумму 20 000 рублей. В российской системе бух учета этому будет соответствовать запись:

Д10 К60 20000

Дебет 10,Кредит 60,сумма 20000

По международным стандартам придется писать:

Д материалы К расчеты с поставщиками 20000

Не все 99 счетов из рабочего плана используются, например, номеров с 30 по 39 нет вообще. Пустые счета предназначены для возникновения новых хозяйственных ситуаций в целом по стране. То же самое правило срабатывает, когда какая-то хозяйственная ситуация исчезает. Например,раньше на нескольких 30-ых счетах отражались операции,связанные с расходами будущих периодов и лицензированием деятельности. В 2000 году законодательство РФ изменилось в этой области, счета были убраны. До 1992 года не существовало такого налога, как НДС. И в плане счетов не использовался номер 19. 1 января 2002 года существовало понятии в бухучете малоценные и быстроизнашивающиеся предметы. По сути основные средства с небольшой стоимостью или сроком износа менее года.

Например, основные средства постепенно переносят свою стоимость на продукт. Но у некоторых основных средств стоимость слишком маленькая

Например, с 1 января 2011 года лимит стоимости основного средства – 40 000 руб. раньше эти объекты считали бы МБП,а теперь производственным или хозяйственным инвентарем,который достаточно просто оформляется бухгалтерскими документами. Когда исчезло понятие МБП, убрали счета 12 и 13. Есть вариант для управленческого учета. Свободные счета организация может использовать по собственному усмотрению, например, для управленческого учета, где план счетов не регламентирован.существует множество смысловых классификаций. Бухгалтерских счетов, но с точки зрения написания проводок важна только одна – классификация счетов по отношению к балансу:

1. Активные счета – объекты, учитываемые на этих счетах, всегда отражаются в активе баланса

2. Пассивные счета – объекты с этих счетов отражаются только в пассиве.

3. Активно-пассивные счета – это счета учета расчетов с различными контрагентами. Результат этих расчетов может оказываться и в активе баланса (дебиторская задолженность) и в пассиве баланса – кредиторская задолженность.

Для этих трех групп счетов существуют определенные правила отражения операций.

Д 10 Акт. Сч. «М». К

Принципы работы: по дебету отражается увилечение счета,по кредиту - уменьшение.

Остаток на счете – сальдо – начальное и конечное могут быть только по дебету!

Совокупность операций.увеличивающих счет называется оборот дебетовый. Совокупность операций,уменьшающих счет – оборот кредитовый.

Сальдо конечное = сальдо начальное + оборот дебетовый – оборот кредитовый.

Для пассивного счета

Д 66 «Кр. кр» Пасс.

Уменьшение по дебету,увеличение по кредиту. Кредитовый оборот будет увеличивать, дебетовый – уменьшать.

Сальдо будет отражаться только по дебету.

Сальдо на конец периода= Сальдо начальное + Оборот по кредиту - оборот по дебету

На 1ое февраля 2011 остаток материалов на складе 12000 рублей.

В феврале от поставщика номер 1 поступило материалов на 50 000

От поставщика №2 – 18 000, в производство передали (будем обрабатывать) – 54 000 и продали покупателю на 6 000.

Д10 Акт.сч. «М» К

Сальдо начальное 12 000

Оборот дебетовый = 50 000+18 000 = 68 000 оборот кредит 54 000 + 6 000 = 60000

Сальдо конечное 12 000 + 68 000 – 60 000 = 20 000 р.

 

На 1 января 2011 организация обслуживает кредит, взятый на полгода на сумму 1 млн рублей. В январе по этому кредиту начисляются % - 62 000. Организация берет еще один кредит в другом банке на 2месяца на полмиллиона под 18 % годовых. Расчет по формуле простых процентов. По этому кредиту в январе начисляют соответствующий процент. По условиям договора по первому кредиту банку выплачиваются начисленный проценты и 1\4 первоначальной суммы. Определить задолженность организации на 1 февраля перед всеми кредитными учереждениями.

Сальдо начальное в кредите 1 млн рублей

Плюс второй кредит – 500 000

Оборот кредитовый – 62 000 + 7500

 

По дебету:

62 000 выплатили + 250 000

Итого – 312 000

Сальдо конечное = 1 000 000 + 569 500 – 312 000 = 1 257 500

 

Пассивные счета отражают не сам объект, а задолженность нашей организации по конкретному виду обязательств.

Готовая продукция.

Этот счет используют только организации, производящие материальный продукт. В основном используется калькулирование себестоимости по фактическим затратам по следующей схеме.

---схемка---

Только в условных задачах и на малых предприятиях с упрощенным учетом все затраты с 20 счета полностью списываются на 43. В реальной ситуации может существовать незавершенное производство, которое надо оценить отдельно. Теоретические существует 2 возможности:

1. предположить, что все единицы продукции n-ного вида имеют равную себестоимость, независимо от степени завершенности. Пример, запустили в обработку 500 письменных столов. Из них 300 штук завершены полностью, 100 штук – завершены, но не покрыты лаком, и 100 штук не завершены на 70 %. Совокупные затраты на 20 счете составили 1 000 000 рублей, следовательно Д 43 К 20. 1 000 000 / 500 * 300 = 600 000 в финансовом бух учете этот метод используют в 99% случаев.

2. Более корректным считается метод, применяемый в управленческом учете – контроллинге. Когда вся продукция пересчитывается в условную по технологической степени завершенности. В нашем примере будет 300*1 (заверш) + 100*0,95 + 100*0,3 = 425 у.е. тогда себестоимость будет другая (считается по-разному)

 

Счет №40. Выпуск продукции, работ, услуг

Данный счет используют те организации, которые указали в учетной политике метод регулирования – нормативный. Все предыдущие примеры, которые были рассмотрены, касались не нормативного, а фактического калькулирования. Нормативный метод удобен тем, что организация до окончания отчетного периода может планировать финансовый результат. Основная проблема – как грамотно определить нормативную (плановую) себестоимость продукта. Саамы простой способ – взять фактические данные прошлого периода с поправкой на отраслевой уровень инфляции (фактический, а не официальный). Если достоверной информации по плановой себестоимости нет, то цифру берут округленную, удобную для расчета. например, фактическая себестоимость продукта Х в прошлом периоде составила 84, 6. Вероятнее всего цены на сырье и доля косвенных расходов увеличилась, но отдел маркетинга полную информацию не предоставил. Бухгалтерия устанавливает нормативную себестоимость 100 рублей за штуку. Бухгалтерская программа 1 С в любой версии «производство» автоматически настроена на нормативный учет и значение 100 рублей за штуку надо будет занести в соответствующий справочник. Даже если производственная организация не использует нормативный метод в программе 1 С типовой у нее выбора не будет.

При отражении производственного процесса в бух учете в виде условных примеров и задачек можно изобразить производственный цикл по упрощенной незамкнутой схеме.

Закупка сырья/оборудования

Передача материалов в производство

Заработная плата как эквивалент труда

Косвенные расходы (обычно месяц)

Из всех перечисленных затрат формируем готовый продукт

Только что созданный готовый продукт реализуем.

У реального предприятия все перечисленные процессы происходят одновременно, то есть готовый продукт и создается и продается до того, как собраны затраты в бухгалтерии. Следовательно,

В отличие от рукописного бух учета ни одна бухгалтерская программа не даст сделать проводку по продажам Д 62 К 90 и Д 90 К 68 НДС, так как нет возможности сделать списание себестоимости со склада для проданной готовой продукции Д 90 К 43 количество * х (себестоимость). Следовательно, бухгалтеру остается:

- Ждать конца месяца, подсчитывать фактическую себестоимость и только после этого обрабатывать счета-фактуры на продажу

- Применить нормативный метод, когда продукт на склад будет приходоваться по нормативной себестоимости, по ней же отгружаться покупателям, параллельно фактическая себестоимость копится в обычном порядке и в конце месяца просто корректируются отклонения.

При использовании нормативного учета появятся следующие проводки для того же продукта х:

Пример, переданы в производство материалы на 1000 штук продукта х. 24 000 руб. по себестоимости. Д20 К10 = 24 000

Фактически завершено производство 200 штук продукта х (получили отчет со склада готовой продукции). Д43 К40 = 200 * 100 = 20 000

Сделать привычную проводку Д 43 К 20 из-за описанных выше причин невозможно!

Проданы 50 штук из указанных 200 покупателю за 295 рублей за штуку. Д 62 К 90 50 * 295 = 14 750 Д90 К68 НДС = 14 750 * 18/118 = 2 250 рублей.

Следующая проводка появится в программе автоматически. Д 90 К 43 = 50 * 100 = 5 000 (списали себестоимость проданных)

Финансовый результат автоматически не подсчитывается, так как для расчета требуется функция «закрытие периода». Получены счета за аренду, за сторонние услуги, коммуналка на общую сумму 41 000 без учета НДС, Д 26 К 76 41 000

Еще завершено обработкой 600 штук продукции.

Д 43 К 40 600 * 100 = 60 000

Покупателям отгружено еще 700 штук по той же цене.

Д 63 К 90 700*295 = 206 500

Д90 К68 НДС = 206 500 * 18/118 = 31 500 рублей

Д 90 К 43 = 700 * 100 = 70 000

В конце месяца начислена зп со страховыми отчислениями Д 20 К 70, 69 = 47 000

Списываем фактические и косвенные Д 20 К 26

Итого по Д 20 счета накопилось 41 000 + 47 000 + 24 000 = 112 000

В производство была запущена 1 000 штук,фактическая себестоимость единицы 112 000 / 1000 = 112

Фактическую себестоимость по произведенной продукции списываем на 40 счет Д 40 К 20 = 800 штук произведено * 112 = 89 600

Вывод: на 40 счете отразилась информация и о нормативной себестоимости и о фактической.

Классический нормативный метод без учета законодательства РФ и налогового кодекса разрешают списать отклонения с 40 счета полностью на продажи, независимо от того, сколько единиц из готовых продано.

То есть можно составить проводку Д 90 К 40 9 600. Но данное действие противоречит налоговому кодексу, где сказано, что расходы принимаются в расчет только пропорционально доходам ими созданным. Так как продали 750 штук из 800, то и отклонение можем учесть только пропорционально 9600 * 750 / 800 = 9000

Следовательно Д 90 К 40 = 9 000

остаток с 40 счета корректирует себестоимость готовой продукции на складе Д 43 К 40 = 600. Вопреки логике международных стандартов.

Для экзамена требования налогового кодекса учитывать не надо, нормативный метод отражать по международным стандартам.

Подводим итог продаж.

Д90 К 99 = 750*295 – НДС (2250 + 31 500) – 750*100 – 9600 (полное отклонения по международному стандарту) = 102 900

 

Учет основных средств

Для учета основных средств используются?????????????????????

Если организация покупает или создает основное средство только с целью сдачи его в аренде, то удобнее в учете и отразить его на 03 счете, чтобы не возникали вопросы от налоговой инспекции о степени эксплуатации объекта в хоз процессе.

Первичные документы по учету основных средств имеют аббревиатуру ОС от номера ОС-1 (акт о приеме-передаче основного средства) и до ОС-16 (акт о выявленных дефектах оборудования).

Все остальные счета активные. Сальдо обозначает остаток запасов ОС различных категорий, дополнительными счетами к у чете ОС будут счет 19 (НДС при покупке ОС), счет 91 (прочие доходы и расходы для отражения выбытия основных средств), счет 96 (резерв на ремонт ОС).

Учет поступления ОС

В качестве вклада в УК

Д75 К80 – объявлен УК

Д08 К75 – внесено ОС в качестве взноса

Д19 К75 – отражен НДС по ОС, если он был указан в документах учредителя

 

*В соответствии с налоговым кодексом согласованную оценку взноса в УК учредители могут устанавливать сами для любого объекта, но не более 200 МРОТ (МРОТ – 100 руб.). Для ОС согласованная оценка, как правило, превысит указанный лимит, потребуется экспертное заключение независимого оценщика. Стоимость услуг оценщика может увеличить стоимость ОС. Эксперт должен иметь гос лицензию.

 

Ускоренный метод начисления

Данный метод используется для целей и бухгалтерского учета и для целей налогового учета, однако в налоговом учете метод носит название «нелинейный», а бухгалтерском учете – «метод уменьшаемого остатка» (по эк. содержанию метода). Это единственный метод начисления амортизации, в котором базой для расчета является не первоначальная стоимость объекта, а остаточная.

Формула:

Амортизация за год = остаточная стоимость ОС на начало года * действующая норма амортизации * коэффициент ускорения.

Действующая норма как правило устанавливается по амортизационным группам из НК РФ. Коэффициент ускорения – от 1 до 3 (по выбору организации, но при этом учитываются ограничения для объектов, взятых в лизинг и транспортных средств стоимостью менее 400 тысяч рублей – для них коэффициент – максимум 2).

Замечание:

Началом года для расчета амортизации и применения формул является дата ввода в эксплуатацию, а не календарное 1 января.

Пример:

В августе 2010 года приобретен станок первоначальной стоимостью без НДС 1.2 млн. руб. С 1 сентября 2010 введен в эксплуатацию. Следовательно, календарный год – с 1/9 по 31/8. По амортизационной группе в НК РФ годовая норма амортизации 20%. Принято решение применить ускоренный метод с коэффициентом 2. Определим амортизации по годам и за один месяц в течение года, и балансовую оценку данного оборудования на 1/1/2012.

Амортизация = 1.2*20%/100*2 = 480 тыс. Руб.

Ежемесячно будет делаться проводка: Д20К02 480,000/12м = 48,000 руб.

С 1/9/11 начинается второй год эксплуатации основного средства.

Остаточная стоимость на 1/9/11 = 1.2 (первоначальная) – 480 (списано за 1й год) = 720,000 руб.

Амортизация с 1/9/11 по 31/8/12 = 720,000*20%*2 = 288,000 руб.

Следовательно за месяц = 288,000/12м = 24 тыс. руб.

Балансовая оценка на 1/1/12 = первоначальная стоимость – накопленная амортизация = 1.2 – 480 (за первый год) – 4*24 (за сентябрь – декабрь 2011) = 624,000 руб.

Амортизация на 3й год = (720-288)*20%*2 = 172.8 тыс. руб.

Производственный метод

Этот метод может применяться для оборудования, используемого для изготовления однородной продукции (либо вообще один вид продукции), количество которой установлено в заводском паспорте.

Формула:

Амортизация за месяц = ((первоначальная стоимость)/(производственная мощность по заводскому паспорту))* объем произведенной продукции за месяц

Пример:

Предприятие использует станок для изготовления пластиковых расчесок. Заводской ресурс – 200 тыс. штук. Первоначальная стоимость – 400 тыс. руб. В сентябре 2011 получили заказ на 15,000 штук.

Д20К02 (400,000/200,000)*15,000 = 30,000 руб.

Данный метод не допускается в НК РФ, так как невозможно применение централизованной базы.

Из-за того, что метод начисления амортизации, а тем более сроки эксплуатации ОС могут не совпадать, у предприятия могут возникнуть временные налоговые разницы но налогу на прибыль. В принципе, по налогу на прибыль существуют временные отклонения и постоянные. Постоянные возникают из-за нормирования затрат в законах РФ и противоречий между этими законами и реальными потребностями предприятия.

Например, работник организации использует личный авто ВАЗ 2109 для развозки товаров. По закону компенсация за использование авто данной марки – 1,900 руб./мес. независимо от реальных затрат бензина и ремонта.

Временные разницы возникают из-за расхождений методов учета в двух учетных политиках: бухгалтерской и налоговой. Временные отклонения по налогу на прибыль бывают двух видов:

- Отложенные налоговые обязательство (ОНО);

- Отложенные налоговые активы (ОНА).

Для этих отклонений в рабочем плане счетов отведены 2 специальных номера: для ОНО – счет 77 (П), а для ОНА – счет 09 (А). Использование ОНА/ОНО обязательно не для всех организаций, например, малые предприятия могут отказаться от ПБУ №18. Это значит, что у них не будет проводок с 09 и 77 счетами, но налог на прибыль придется пересчитывать, как и другим организациям. Соответственно, до того, как делать бухгалтерские записи по отложенным налогам, надо произвести расчет в соответствии с ПБУ №18.

Пример для ОС стоимостью 120 тыс. руб. Линейным методом начисления амортизации в бухгалтерском и налоговом учетах, но разными сроками эксплуатации.

Первый вариант. В бухгалтерском учете срок 3 года, в налоговом – 4.

Второй вариант. В бухгалтерском учете срок 5 лет, в налоговом – 4.

Период, год Налоговый учет, тыс. руб. Бухгалтерский учет, т. руб. Первый вариант (3 года) Бухгалтерский учет, т. руб. Второй вариант (5 лет)
  120/4 = 30 120/3 = 40 120/5 = 24
  120/4 = 30 120/3 = 40 120/5 = 24
  120/4 = 30 120/3 = 40 120/5 = 24
  120/4 = 30 120/5 = 24
  120/5 = 24

 

Рассмотрим подробнее первый вариант (3, 4). В бухгалтерском учете будут составляться проводки: Д20К02 40,000 руб. В налоговом учет проводок не существует, а существуют таблицы со списками соответствующих доходов или расходов по элементам, значит в таблице налогового учета «Расходы организации» будет строка «начисленная амортизация» суммой 30 тыс. руб. Следовательно, в бухгалтерском учете затраты завышены по сравнению с налоговым на 10 тыс. руб. (40 – 30 = 10). С этих десяти тысяч налог на прибыль надо доплатить: Д09К68 10,000*0.2=2,000 рублей. Такая проводка по отложенному активу составляется 3 года подряд (проводка пишется задом наперед: сначала К68, так как 68 счет пассивный (нужно увеличить долг), а затем из 2х нетипичных счетов (77 и 09) выбирается активный 09). К концу 3го года по дебету счета 09 накопится сумма 3*2,000=6,000. В четвертый год эксплуатации в налоговом регистре строка «амортизация»=30,000 есть, а в бух. учете проводки амортизации нет. Следовательно, в БУ амортизации на 30,000 руб. меньше и, если все оставить, как есть, то налог на прибыль будет переплачен, поэтому его надо вернуть себе за счет накопленного отложенного актива: Д68К09 30,000*0.2=6,000 руб.

Рассмотрим второй вариант (5, 4). В бухгалтерском учете будет проводка Д20К02 24,000 руб., в налоговом регистре, как и в предыдущей ситуации – 30,000 руб. Следовательно, в БУ недобор затрат 30-24=6 тыс. руб. Без специальной проводки получится, что начисляем лишний налог на прибыль, и надо так составить дополнительную проводку, чтобы налог уменьшить: Д68К77 6,000*0.2=1,200 руб. Такая проводка будет составляться 4 года и отложенное обязательство накопится 4*1,200=4,800 руб. В 5й год эксплуатации в налоговом регистре амортизации нет, а в БУ проводка Д20К02 24,000 руб. осталась. Поэтому, без исправлений с «лишних» 24,000 руб. затрат не будет уплачен налог на прибыль. Для уплаты этого налога используется накопленное на счете 77: Д77К68 24,000*0.2=4,800 руб.

ОНА и ОНО за полный срок эксплуатации объекта должно быть списано полностью. В комбинации линейных методов с разными сроками в одном случае может возникнуть или ОНА, или ОНО.

Пример 2:

Первоначальная стоимость ОС 300,000 руб. В БУ 5 лет, в налоговом – 6. Линейный метод. Сумма проводки Д20К02, ОНА/ОНО, корректировки налога с проводкой в 6й год эксплуатации.

Решение смотреть сзади тетради.

Сентябрь 26, 2011



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 700; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.0.53 (0.153 с.)