Добрынинъ, Рулавъ, Стемидъ, Лидулъ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Добрынинъ, Рулавъ, Стемидъ, Лидулъ.



НАЧАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНІЕ ОЛЕГА.

ПОДРАЖАНІЕ ШАКЕСПИРУ, БЕЗЪ СОХРАНЕНІЯ TEAТРАЛЬНЫХЪ

ОБЫКНОВЕННЫХЪ ПРАВИЛЪ.

ПРЕДУВѢДОМЛЕНІЕ.

Въ семъ историческомъ представленіи болѣе есть исторической истины, нежели

выдумки, ибо исторія повѣствуетъ, что «при концѣ жизни великаго князя Рюрика, когда

былъ вельми боленъ и началъ изнемогати, видѣвъ сына своего Игоря во младыхъ

лѣтахъ, отдалъ княженіе и сына своему шурину Олегу, князю урманскому». Олегъ, по

сему опредѣленію Рюрика, въ самомъ дѣлѣ былъ дядя и дядька Игоря.

Въ «Запискахъ касательно Россійской исторіи», подъ заглавіемъ «Великій князь

Игорь I», включено, что «Олегъ началъ опекунское свое управленіе объѣздомъ областей

русскихъ: пришедъ на мѣсто, гдѣ рѣки Москва, Яуза и Неглинная соединяются,

построилъ малый градъ, назвалъ его Москва, и далъ его во владѣніе единому изъ своихъ

свойственниковъ».

Основываясь на сей истинѣ, заложеніемъ Москвы начинается первое дѣйствіе.

Тутъ къ Олегу приходятъ присланные отъ Кіевлянъ съ жалобами на Оскольда. Въ

«Запискахъ касательно Россійской исторіи» написано о сихъ жалобахъ тако: «Писатели

думаютъ, что причину къ тому подало то, что Оскольдъ во время своего похода въ

Царьградъ принялъ вѣру христіанскую, что, узнавъ, Кіевляне, донесли Олегу, жалуяся,

что Оскольдъ безъ вѣдома великаго князя крестился и хочетъ перемѣнить народную

вѣру. И такъ Олегъ тѣмъ паче побужденъ ѣхать въ Кіевъ, что онъ съ Сѣвера, Запада и

Полудня имѣетъ увѣдомленіе о крещеніи родственниковъ его Гаралда, короля датскаго,

и Бориса, царя болгарскаго, такожде Борзивоя, князя чехскаго; въ самомъ дѣлѣ

крещенія сіи происходили прежде, послѣ и около того времени, о чемъ

свидѣтельствуютъ выписки изъ исторіи тѣхъ народовъ, кои къ «Запискамъ касательно

Россійской исторіи» припечатаны.

Второе дѣйствіе начнется проходомъ Угровъ мимо Кіева, и въ то же время Игорь

съ Олегомъ съѣдутся; тутъ отъ исторіи отступлено, понеже Игорь малъ бѣ, когда Олегъ

смѣнилъ Оскольда, слѣдовательно жениться не могъ, но бракомъ сочетался съ

Прекрасою уже нѣсколько лѣтъ спустя, въ Кіевѣ. Оскольдъ убить былъ при смѣнѣ, но

здѣсь онъ уходитъ къ Уграмъ; по смѣнѣ Оскольда, Олегъ и Игорь въѣдутъ въ Кіевъ, куда

и Прекраса перевезена.

Третье дѣйствіе открывается свадебнымъ нарядомъ Прекрасы, и почти все

дѣйствіе сіе занимается древнимъ обрядомъ, при свадьбѣ наблюдаемымъ. Въ концѣ

онаго Олегъ сбирается ѣхать въ Царьградъ, что сходственно съ исторіею, такъ

равномѣрно, какъ число людей и судовъ, съ нимъ бывшихъ; при отъѣздѣ Олегъ

наречетъ Прекрасу Ольгою, и сіе обстоятельство съ исторіею сходно.

Въ четвертомъ дѣйствіи Олегъ предъ Царьградомъ заключаетъ славный миръ; сіе

происшествіе слово отъ слова почти взято изъ исторіи россійской и другихъ земель, гдѣ

о томъ точно упоминается.

Въ пятомъ дѣйствіи нимало не отступлено отъ исторіи, ибо Олегъ дѣйствительно

имѣлъ свиданіе съ Восточнымъ императоромъ Леономъ; равнымъ образомъ и кончится

сіе историческое представленіе согласно съ исторіею тѣмъ, что Олегъ щитъ Игоревъ

укрѣпляетъ на Ипподромѣ.

ДѢЙСТВУЮЩІЯ ЛИЦА:

Олегъ, князь урманскій, дядя и дядька Игоря.

Игорь, князь великій сѣверной и южной Россіи.

Прекраса, невѣста нареченная Игоря.

Добрынинъ |

} бояре новогородскіе

Рулавъ |

Стемидъ |

} кіевляне, присланные съ жалобою на Оскольда.

Лидулъ |

Оскольдъ, мѣстный князь кіевскій.

Жрецы.

Радмиръ, свойственникъ и вельможа Олега.

Актьевъ, бояринъ кіевскій.

Данъ, вельможа князя вел. Игоря.

Тріянъ, бояринъ новогородскій.

Рагуилъ, военачальникъ при войскахъ князя Олега.

Трое бояръ кіевскихъ.

Три воина съ рѣчами.

Четыре вѣстника.

Двое мѣщанъ кіевскихъ.

Тысяцкій.

Бояринъ, что вмѣсто отца на свадьбѣ.

Дружка.

Ѳеоѳанъ |

} послы императора Леона.

Фотій |

Леонъ, императоръ греческій.

Зоя, императрица греческая.

Мастигофоръ, начальникъ надъ играми и зрѣлищами.

Провозвѣстникъ.

Разные хоры.

Балетныя лица.

ДѢЙСТВІЕ ПЕРВОЕ.

ЯВЛЕНІЕ I.

(Театръ представляетъ мѣсто, гдѣ рѣки Москва, Яуза и Неглинная соединяются).

Олегъ, Добрынинъ, Рулавъ, Стемидъ, Лидулъ.

Олегъ. Кіевляне! въ чемъ состоятъ ваши требованія?

Стемидъ. Мы присланы отъ Кіевлянъ тебѣ, государю, объявить, что князь

Оскольдъ перемѣняетъ у насъ во многомъ древніе обычаи безъ вѣдома твоего; отъ того

въ народѣ раждается подозрѣніе, что Оскольдъ во время своего похода на Царьградъ

едва не присталъ ли къ тамошнему закону и обряду.

Олегъ. Когда же бы онъ успѣлъ сіе учинить!

Лидулъ. У насъ много было плѣнныхъ Грекъ, съ которыми непрестанно

бесѣдовалъ; возвратясь же въ Кіевъ, освященныхъ холмовъ и храмовъ не посѣщаетъ,

тризны самъ не совершаетъ, ко жрецамъ оказываетъ презрѣніе, и отъ кого ожидаетъ

противурѣчія, тѣхъ всѣхъ отъ себя и отъ дѣлъ отдаляетъ.

Олегъ. Я самъ вскорѣ поѣду въ Кіевъ, куда и князь великій Игорь немедленно

прибудетъ изъ Новагорода для брака; тутъ ваше дѣло объяснится. Останьтеся при мнѣ.

Рулавъ, имѣй объ нихъ попеченіе. (Рулавъ, Стемидъ, Лидулъ уходятъ).

ЯВЛЕНІЕ IV.

Олегъ, Добрынинъ.

Олегъ. Страннѣе всего, что отовсюда, съ Сѣвера, Запада и Полудня вѣсти тѣ же!..

Какъ будто бы всѣ умы къ тому условились.

Добрынинъ. А что, государь?

Олегъ. Не скрываю отъ тебя, Добрынинъ. Недавно свѣдалъ я, что Гаралдъ, сынъ

короля Горлома, соединивъ Данію подъ свою державу по смерти брата его Конюда,

пошелъ во Францію въ помощь Рихарда, князя урманскаго, котораго король Людвигъ

Заморской лишить хотѣлъ владѣнія. Общими силами они дважды короля

французскаго въ плѣнъ взяли, и наконецъ принужденъ онъ былъ обѣщать не касаться

до владѣнія князя урманскаго. Но что послѣдовало!.. Гаралдъ, помирясь, оставилъ

древній законъ Сѣвера и со всѣмъ домомъ своимъ и народомъ принялъ вѣру христіанъ.

Добрынинъ. И супруга его Гунильда, дочь Бѣла, короля свейскаго, родственника

вашего?

Олегъ. И она... Да это не все еще...

Добрынинъ. Чего же болѣе?

Олегъ. Сестра Бориса, царя болгарскаго, содержалась въ плѣну въ Царѣградѣ; она

тамо крестилась и, возвратясь въ Болгарію, и брата уговорила перемѣнить законъ;

примѣру царя слѣдовали и подданные... Въ Чехіи князь Борзивой, сынъ Гостиваго, то

же недавно учинилъ, но у сего подданные взбунтовались отъ того.

Добрынинъ. Удивительно, какъ все сіе сдѣлалось почти въ одно время, въ столь

различныхъ народахъ и краяхъ, отдаленныхъ однихъ отъ другихъ.

Олегъ. Знатно, въ нынѣшнемъ положеніи умы къ тому наклонны; ты видишь, что

то же ученіе коснулось даже до Кіева, и для того положилъ я туда ѣхать поспѣшно.

Добрынинъ. Нужно тебѣ, государю, туда ѣхать, тѣмъ паче, чтобъ народы не

подумали, аки бы Оскольдъ перемѣны вводитъ по согласію съ тобою.

Олегъ. Изъ давнихъ уже временъ то есть дѣло народныхъ правителей, чтобъ

сносить людское поношеніе терпѣливо. Не знавъ меня въ лицо, всякъ обо мнѣ судитъ

по своему смыслу или нраву; оправдать себя не могу и не буду противу всѣхъ, ибо я

одинъ, но оставлю потомству обо мнѣ безпристрастно отзываться повально и подробно.

Добрынинъ. То такъ, государь; самъ какъ побываешь, такъ лучше увидишь,

колико основательно тебѣ донесено. Все изготовлено къ твоему походу.

Олегъ. Нечего болѣе мѣшкать здѣсь: городъ Москва заложенъ, Радмиру я

поручилъ устроеніе. Поѣдемъ въ Кіевъ.

ДѢЙСТВІЕ ВТОРОЕ.

ЯВЛЕНІЕ I.

(Театръ представляетъ лугъ по берегу Днѣпра; на противномъ берегѣ видна частъ города

Кіева, позади котораго Угры издали идутъ чрезъ горы; спереди шатры княжескіе).

Три воина.

Первый воинъ. Что за народъ идетъ, нѣсколько дней сряду?

Второй воинъ. Напрасно ихъ пропускаютъ чрезъ горы...

Третій воинъ. Не намъ о томъ судить, мы всѣхъ обстоятельствъ не знаемъ...

Князья наши вѣдаютъ, что дѣлать надлежитъ.

Первый воинъ. Какъ сей народъ бишь называютъ?

Второй воинъ. Сказываютъ, что Угры.

Первый воинъ. Откудова же они идутъ?

Третій воинъ. Слышно, будто съ востока, отъ Угорья.

Второй воинъ. Ну, какъ остановятся здѣсь!..

Третій воинъ. Нѣтъ, они идутъ въ Волохи и Волынь.

Первый воинъ. Теперь вижу я самъ, что мнѣ старикъ одинъ съ-молоду

Разсказывалъ. будто на его памяти какой-то народъ шелъ мимо Кіева.

Третій воинъ. Не единожды Угры здѣсь проходили.

ЯВЛЕНІЕ II.

Олегъ, Актьевъ, три воина.

(Воины, увидя Олега, уходятъ).

Актьевъ (Олегу). Князь Оскольдъ старался взять всѣ возможныя осторожности,

чтобъ отъ прохода Угровъ мимо Кіева не учинилюсь подданнымъ ни малѣйшаго вреда

Или безпокойствія.

Олегъ. Взятыя мѣры обыкновенно одобриваетъ лишь успѣхъ одинъ.

Актьевъ. Тебя, государь, князь Оскольдъ ждетъ къ себѣ въ городъ, гдѣ самъ съ

тобою объясниться намѣренъ.

Олегъ. Я къ нему быть не могу, понеже жду здѣсь прихода князя великаго...

Скажи князю Оскольду, чтобъ вышелъ изъ города со Кіевляне; ему подобаетъ встрѣтить

Игоря.

Актьевъ. Князь Оскольдъ хочетъ встрѣтить князя великаго у городскихъ воротъ.

Олегъ. Скажи ему, что я говорю, чтобъ вышелъ изъ города для встрѣчи. (Актьевъ

Уходитъ).

ЯВЛЕНІЕ III.

Олегъ, Вѣстникъ.

Вѣстникъ. Князь великій приближается.

Олегъ (идетъ къ кулисамъ, откуда Игорь идетъ).

ЯВЛЕНІЕ IV.

И наказать.

ЯВЛЕНІЕ V.

Уходитъ).

ЯВЛЕНІЕ VІ.

ЯВЛЕНІЕ VII.

Лидулъ, Данъ.

Оскольдъ. Я!.. въ чемъ?

Олегъ. Кіевляне! (указывая рукою на Игоря) сей есть наслѣдникъ всѣхъ княженій

Праотцовскія преданія.

Первый бояринъ. Онъ отъ кого ожидаетъ себѣ противурѣчія, тѣхъ всѣхъ отъ

дѣлъ отдаляетъ.

Со стражею уходитъ).

Данъ (Олегу). Буря велика возстала на Днѣпрѣ и волненіе немалое; прикажете ли

стражѣ съ княземъ Оскольдомъ переправляться чрезъ рѣку въ сію непогоду?

Олегъ. Мы сами ѣзжали въ подобное время; Варяги и Урманы бури не страшатся.

(Данъ уходитъ и всѣ прочіе).

ЯВЛЕНІЕ VIII.

Олегъ, Игорь.

Игорь. О потерѣ кораблей и людей въ походѣ на Царьградъ и о прочемъ онъ

Ничего не упомянулъ.

Собою.

Олегъ. Пуще всего, что она украшена добродѣтельми; родъ ея изъ веси,

ЯВЛЕНІЕ IX.

Игорь, Олегъ, Данъ.

Данъ. Ахъ, Государь! какое сдѣлалось несчастіе.

Игорь. Скажи скорѣе, что такое?

ЯВЛЕНІЕ X.

Игорь, Олегъ, Данъ, вѣстникъ.

Вѣстникъ. Я присланъ отъ боярина Тріяна.

Олегъ. Что вѣстей?

Вѣстникъ. Все здорово; онъ надѣется вскорѣ благополучно довезти сюда, во

исполненіе вашего приказанія, Прекрасу, нареченную невѣсту князю великому.

Игорь. Въ одно время приходятъ дурныя и хорошія извѣстія.

Олегъ. Человѣкъ аки шаръ: счастіе и несчастіе, играющія между собою, кидаютъ

его изъ угла въ уголъ къ стѣнамъ горницы; не повреждается душевно отъ того лишь

тотъ, кто довольно имѣетъ въ себѣ твердости, чтобъ бодрость духа его не понесла урона

отъ чрезвычайной скорби, или же не позабылась при безмѣрной радости.

ЯВЛЕНІЕ XI.

Игорь, Олегъ, Данъ, вѣстникъ, Рулавъ, Стемидъ, Лидулъ.

Рулавъ. Князь Оскольдъ, плывучи посреди волненія и бури, стремленіемъ рѣки

влеченъ былъ къ тому мѣсту, гдѣ на сихъ дняхъ Угры переходили Днѣпръ; стража ихъ,

оставленная на семъ берегу, увидя, что человѣкъ плыветъ съ опасностію, бросила къ

нему доски и канаты, за которые ухватясь, вытащенъ живъ изъ рѣки.

Олегъ. Туда и дорога.

Великаго.

Олегъ. Чужестранецъ у незнаемаго имъ народа едва можетъ ли быть опасенъ:

либо довѣренности или почтенія народнаго къ себѣ не привлечетъ, либо самъ не будетъ

имѣть къ тому народу.

ЯВЛЕНІЕ XII.

Игорь, Олегъ, Данъ, вѣстникъ, Рулавъ, Стемидъ, Лидулъ, Добрынинъ.

Добрынинъ. Кіевляне докладываются, гдѣ и какъ имъ ждать прихода въ городъ

Князя великаго?

Олегъ. Лишь бы утихла буря, тебѣ, государь, надобно въѣхать въ городъ.

ЯВЛЕНІЕ I.

(Театръ представляетъ палату княжескаго дома въ Кіевѣ; двѣ боярыни свахи вводятъ

Прекрасу подъ руки въ чертоги; она въ тѣлогрѣѣ парчевой, рукава кисейные, въ перевязкѣ, въ

косахъ висящихъ, и фатою флеровою покрыта).

Тріянъ. Государскимъ велѣніемъ, княжна Прекраса, привезли мы тебя

Хоръ.

Перехожа наша подруженька,

Сидючи она задумалася,

Что задумавши заплакала,

Во слезахъ слово молвила:

Государь родимый батюшка

И родимая матушка,

Можно ли думы раздумати,

Меня дѣвицу не выдавати

Хоръ.

По сѣнечкамъ, сѣнечкамъ

Тутъ ходила, гуляла

Молодая боярыня,

Во рукахъ она носила

Блюдо сѳребряное,

На блюдечкѣ носила

Два яхонта червчатые,

Двѣ алмазныя запоны,

Сама проговаривала:

Ахъ вы, яхонты, яхонты,

Двѣ алмазныя запоны!

Положите малешенько,

Покуль я молодешенька

Схожу въ свѣтлую свѣтлицу,

Во столовую горницу,

Гдѣ сидитъ мой сердечный другъ,

Гдѣ нынѣ прохлажается,

Музыкой забавляется,

А мной похваляется:

У меня де жена умная,

У меня душа разумная,

Походка павлиная,

Тиха рѣчь лебединая,

Очи яснаго сокола,

Брови чернаго соболя.

(За симъ слѣдуетъ пляска однѣхъ дѣвушекъ).

(Нарядивши Прекрасу и покрывъ ее покровомъ, а на покровъ убрусцомъ, а убрусецъ низанъ

Хоръ.

Роду, племени на похвальбу,

Всему міру на завидость;

Пусть люди дивуются:

У боярина дочь хороша,

Калачами была вскормлена,

И сытой была воспоена.

ЯВЛЕНІЕ II.

Прекраса, свахи, боярыни сидячія, дѣвушки, дружка.

Дружка (входя поклонится Прекрасѣ). Государь князь великій велѣлъ тебѣ княжнѣ

великой Прекрасѣ итти на мѣсто. (Прекраса, свахи и боярыни сидячія встаютъ, двѣ свахи

берутъ Прекрасу подъ руки бережно, дружка идетъ напередъ, свахи и боярыни, и дѣвушки

ЯВЛЕНІЕ III.

(Театръ представляетъ площадь града Кіева).

Двое мѣщанъ кіевскихъ.

Первый мѣщанинъ. Здорово, братъ.

Второй мѣщанинъ. Здорово.

Первый мѣщанинъ. Ты, знатно, за тѣмъ же сюда пришелъ, за чѣмъ и я?

Второй мѣщанинъ. Я шелъ смотрѣть ходъ князя великаго изо дворца ко храму

Для свадьбы.

Первый мѣщанинъ. И я затѣмъ же сюда пришелъ.

Второй мѣщанинъ. Что за свертокъ у тебя въ рукахъ?

Первый мѣщанинъ. Я досталъ изо дворца списокъ, какъ кому за кѣмъ въ ходу

изо дворца слѣдуетъ итти.

Второй мѣщанинъ. Лишь бы скорѣе пошли, мнѣ недосугъ долго здѣсь мѣшкать,

я подрядился возить сухари на суда... у насъ спѣшатъ.

Первый мѣщанинъ. Ужъ идутъ.

Второй мѣщанинъ. Прочти же мнѣ: я читать не умѣю...

Первый мѣщанинъ. Добро. (Читаетъ) Во-первыхъ, предъ государи камки

червчаты и желты будутъ слать стольники; впереди идутъ поѣзжане...

ЯВЛЕНІЕ IV.

(Ходъ идетъ чрезъ театръ, и народа много).

Двое мѣщанъ кіевскихъ.

Первый мѣщанинъ. (Опъ поперемѣнно то на ходъ, то въ бумагу глядитъ). А

строилъ и уряжалъ бояринъ...

Второй мѣщанинъ. За поѣзжанами кто идетъ?

Первый мѣщанинъ. Дружки, а за дружками бояры, да окольничіе, да думные

люди. Тысяцкій ведетъ князя великаго подъ руки, а конюшій бояринъ идетъ возлѣ

него...

Второй мѣщанинъ. Посмотри! какъ государь-то наряженъ.

Первый мѣщанинъ. Онъ наряженъ въ кожухъ золотный, аксамитный, на

Боярскіе.

Второй мѣщанинъ. Изголовье на что, и сорокъ соболей?

Первый мѣщанинъ. На изголовьѣ женихъ и невѣста сядутъ, a coболями ихъ

Опахиваютъ; такъ водится.

Второй мѣщанинъ. А колодочки на что?

Первый мѣщанинъ. Чтобъ поставить подъ ноги.

Второй мѣщанинъ. Что князя Олега въ ходу не видать?

Первый мѣщанинъ. Самъ возишь сухари на суда, а спрашиваешь... Онъ, знатно,

ЯВЛЕНІЕ V.

(Театръ представляетъ чертоги княжескіе).

Олегъ, Добрынинъ, Рагуилъ.

Олегъ (Рагуилу). Скажи мнѣ, много ли у насъ кораблей числомъ по Днѣпру

Теперь въ готовности?

Рагуилъ. Довольно попутный.

ЯВЛЕНІЕ VI.

ЯВЛЕНІЕ VII.

ЯВЛЕНІЕ VIII.

(Трубы, сурны, накры бьютъ и играютъ. Свадебный ходъ. Игорь ведетъ Прекрасу за руку).

Бояринъ (что вмѣсто отца). Вели, государь, всѣмъ видѣть очи княгини великой.

Игорь (боярину, что вмѣсто отца). Тебѣ подобаетъ раскрывать очи ея.

(Бояринъ, что вмѣсто отца, взявъ стрѣлу, подходитъ къ Прекрасѣ и подымаетъ легонько

Игоря и Прекрасу).

Олегъ. Живите счастливо и здорово. (Олегъ уходитъ).

Тысяцкій. Государь, ѣствы на всѣхъ столахъ поставлены.

(Ходъ свадебный весь уходитъ, тѣмъ порядкомъ, какъ вошли).

ДѢЙСТВІЕ ЧЕТВЕРТОЕ.

ЯВЛЕНІЕ I.

(Театръ представляетъ предъ Константинополемъ вооруженіе и войски Олеговы, стѣна

городская видна, суда Олеговы на морѣ, часть войскъ высажена для приступа, и шатры

Видны).

Олегъ, Добрынинъ.

Олегъ (въ латахъ и сабля въ рукахъ). Хотя непріятель желѣзную толстую цѣпь

Людей.

Олегъ. Гдѣ они?

Добрынинъ. Идутъ.

ЯВЛЕНІЕ II.

Олегъ, Добрынинъ, Ѳеофанъ, Фотій.

Ѳеофанъ. Отъ нашего императора Леона мы изъ града присланы къ тебѣ, князь

Олегъ, со съѣстными припасами, и объявить тебѣ о искренномъ желаніи государя

ЯВЛЕНІЕ III.

Олегъ, Добрынинъ.

Добрынинъ. Вѣдь это, государь, они согласились тебѣ дань платить...

ЯВЛЕНІЕ IV.

Дальнее изволеніе.

Добрынинъ. Дань добрая.

Стемидъ. Это не все.

Олегъ (Рулаву). Читай.

Ходятъ водою.

Олегъ. Все ли тутъ?

Стемидъ. Нѣтъ, еще есть.

Олегъ. Что же такое?

Или сухимъ путемъ.

Олегъ. Это само по себѣ разумѣется, a то бы посреди мира хуже было жить,

нежели въ войнѣ.

Со стороны Грековъ.

Стемидъ. Седьмая и послѣдняя статья одна изъ лучшихъ.

Олегъ. Это хорошо.

Торговлю.

ЯВЛЕНІЕ V.

Олегъ, Добрынинъ, Рагуилъ.

Рагуилъ. Государь! войски, услыша, что ты выгодный весьма миръ заключаешь,

Славянамъ бумажные.

Олегъ. А Варяги что хотятъ?

ЯВЛЕНІЕ VI.

Олегъ, Добрынинъ.

ЯВЛЕНІЕ VII.

Олегъ, Добрынинъ, первый вѣстникъ.

Первый вѣстникъ. Я присланъ къ тебѣ, государь, отъ царя болгарскаго Симеона.

Олегъ. Что вѣстей?

Первый вѣстникъ. Что царь Симеонъ одержалъ верхъ надъ Греками, хотя

императоръ призвалъ и нанялъ Печенѣгъ или Турокъ противу него; такъ же слышно у

насъ, что Лонгобарды отняли у Греческой имперіи нынѣ почти все, что къ оной

Принадлежало въ Италіи.

Добрыкинъ. Не удивительно теперь, что съ нами спѣшили миръ заключить.

(Вѣстникъ уходитъ).

ЯВЛЕНІЕ VIII.

ЯВЛЕНІЕ IX.

Олегъ, Добрынинъ, Рулавъ, второй вѣстникъ.

Второй вѣстникъ. Я присланъ изъ Кіева къ тебѣ, о государь!

Олегъ. Съ чѣмъ?

Второй вѣстникъ. Получено извѣстіе,что король французскій Карлъ ІІІ уступилъ

ЯВЛЕНІЕ X.

ЯВЛЕНІЕ XI.

Олегъ. А что?

Рагуилъ. Лишь на первыя суда шелковые и бумажные паруса надѣли, то вѣтръ

Ихъ скоро изодралъ.

ЯВЛЕНІЕ I.

(Театръ представляетъ великолѣпную палату императорскаго дворца въ Константинополѣ.

Первый хоръ.

(Изъ Ломоносова).

Второй хоръ.

(Изъ Ломоносова).

Возлюбленная тишина,

Сокровищъ полны корабли

Ты сыплешь щедрою рукою

Вокругъ тебя цвѣты пестрѣютъ

Свое богатство по земли.

ЯВЛЕНІЕ II.

Леонъ, Зоя, Олегъ (за столомъ).

(Флора и Помона входятъ со своими нимфами; нимфы на головѣ несутъ корзины съ

цвѣтами и плодами и оныя ставятъ на столѣ предъ Леономъ, Зоею и Олегомъ; потомъ

Весьма музыки).

Олегъ. Слыхалъ я, что понынѣ сохраняется здѣсь древній греческій обычаи

Третій хоръ.

(Изъ Ломоносова).

Необходимая судьба

Во всѣхъ народахъ положила,

Дабы военная труба

Унылыхъ къ бодрости будила,

Чтобъ въ нѣдрахъ мягкой тишины

Не зацвѣли водамъ равны,

Что вкругъ защищены горами,

Дубравой, неподвижны спятъ,

И подъ лѣнивыми листами,

Презрѣнный производятъ гадъ.

ЯВЛЕНІЕ III.

Леонъ, Зоя, Олегъ (за столомъ); Мастигофоръ (онъ одѣтъ въ малиновую одежду), два

провозвѣстника (въ своей одеждѣ), трубы и литавры.

(На трубахъ играютъ и въ литавры бьютъ).

Мастигофоръ (къ Леону). На иподромѣ зрѣлища готовы. Прикажешь ли, о

Свою должность.

Мастигофоръ. Провозвѣстники! чините объявленіе. (Да трубахъ играютъ и съ

Литавры бьютъ).

Первый провозвѣстникъ. Во девятьсотъ седьмомъ году (мѣсяцъ и число

представленія) въ двадесять первое лѣто державнѣйшаго восточнаго императора Леона

Четвертый хоръ.

(Изъ Ломоносова).

Война плоды свои раститъ,

ЯВЛЕНІЕ IV.

(Театръ представляетъ ипподромъ константиноградскій; Леонъ, Зоя и на приготовленномъ

для нихъ возвышенномъ мѣстѣ, противу котораго надлежитъ быть сценѣ для театра на

театрѣ для театральнаго представленія; сцена та закрыта занавѣсою. Трубами и

литаврами дается знакъ, потомъ балетъ съ играми начнется, то-есть: бѣгъ, борьба,

скаканіе, ручный бой безъ орудія и съ орудіемъ, посреди котораго поднимается занавѣса,

закрывающая сцену, и играно будетъ здѣсь слѣдующее, а именно: изъ Еврипидовой Алкисты

дѣйствіе третіе, явленія первое, второе и третіе).

ЭВРИПИДОВОЙ АЛКИСТЫ

ДѢЙСТВІЕ ТРЕТІЕ.

ДѢЙСТВУЮЩІЯ ЛИЦА:

Ираклій.

Хоръ, составленный изъ старѣйшинъ ферейскихъ.

Адметъ, царь ферейскій.

Ираклій. О, друзи, ферейскую страну сію населяющіе! могу-ль я застать Адмета

Въ палатахъ?

Хоръ. Застанешь, Ираклій: Феретовъ сынъ обрѣтается дома; но вѣщай, кая тебя въ

ѳессалійскій градъ сей Фереянъ влечетъ надобность.

Ираклій. Иду подвигъ нѣкій исполнить, Эврисееемъ мнѣ предложенный.

Останешься тамо.

Можно.

Ираклій. Однако, отпустя меня, за что великую тебѣ воздамъ благодарность.

Адметъ. Нѣтъ, Ираклій! не прилично отпустить тебя къ другому въ домъ... (Къ

служителю) А ты проводи его въ отдаленнѣйшія изъ назначенныхъ для гостей храмины,

и тамо настоятелямъ завѣщай, да яствы были бъ изобильны, и заперли бы къ тому жъ

наружныя двери; ибо не благопристойно рыданіями нашими возмущать пирующихѣ

гостей и тѣмъ навести онымъ печаль и скуку.

(Ираклій входитъ въ палаты Адметовы).

Хоръ. Что сіе ты дѣлаешь, Адметъ? при толикой скорби и домашнемъ несчастіи

дерзаешь гостепріимствовать! въ мысляхъ ли ты обрѣтаешься?

Адметъ. Что же? тогда бы ты меня восхвалилъ, когда пришедшаго сего ко мнѣ

странника изгналъ бы изъ своего дома и внѣ града сего? Нѣтъ, того никакъ не будетъ,

несчастіе мое ни мало тѣмъ не уменьшилось бы, а къ прочимъ бѣдамъ моимъ новое сіе

НАЧАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНІЕ ОЛЕГА.

ПОДРАЖАНІЕ ШАКЕСПИРУ, БЕЗЪ СОХРАНЕНІЯ TEAТРАЛЬНЫХЪ

ОБЫКНОВЕННЫХЪ ПРАВИЛЪ.

ПРЕДУВѢДОМЛЕНІЕ.

Въ семъ историческомъ представленіи болѣе есть исторической истины, нежели

выдумки, ибо исторія повѣствуетъ, что «при концѣ жизни великаго князя Рюрика, когда

былъ вельми боленъ и началъ изнемогати, видѣвъ сына своего Игоря во младыхъ

лѣтахъ, отдалъ княженіе и сына своему шурину Олегу, князю урманскому». Олегъ, по

сему опредѣленію Рюрика, въ самомъ дѣлѣ былъ дядя и дядька Игоря.

Въ «Запискахъ касательно Россійской исторіи», подъ заглавіемъ «Великій князь

Игорь I», включено, что «Олегъ началъ опекунское свое управленіе объѣздомъ областей

русскихъ: пришедъ на мѣсто, гдѣ рѣки Москва, Яуза и Неглинная соединяются,

построилъ малый градъ, назвалъ его Москва, и далъ его во владѣніе единому изъ своихъ

свойственниковъ».

Основываясь на сей истинѣ, заложеніемъ Москвы начинается первое дѣйствіе.

Тутъ къ Олегу приходятъ присланные отъ Кіевлянъ съ жалобами на Оскольда. Въ

«Запискахъ касательно Россійской исторіи» написано о сихъ жалобахъ тако: «Писатели

думаютъ, что причину къ тому подало то, что Оскольдъ во время своего похода въ

Царьградъ принялъ вѣру христіанскую, что, узнавъ, Кіевляне, донесли Олегу, жалуяся,

что Оскольдъ безъ вѣдома великаго князя крестился и хочетъ перемѣнить народную

вѣру. И такъ Олегъ тѣмъ паче побужденъ ѣхать въ Кіевъ, что онъ съ Сѣвера, Запада и

Полудня имѣетъ увѣдомленіе о крещеніи родственниковъ его Гаралда, короля датскаго,

и Бориса, царя болгарскаго, такожде Борзивоя, князя чехскаго; въ самомъ дѣлѣ

крещенія сіи происходили прежде, послѣ и около того времени, о чемъ

свидѣтельствуютъ выписки изъ исторіи тѣхъ народовъ, кои къ «Запискамъ касательно

Россійской исторіи» припечатаны.

Второе дѣйствіе начнется проходомъ Угровъ мимо Кіева, и въ то же время Игорь

съ Олегомъ съѣдутся; тутъ отъ исторіи отступлено, понеже Игорь малъ бѣ, когда Олегъ

смѣнилъ Оскольда, слѣдовательно жениться не могъ, но бракомъ сочетался съ

Прекрасою уже нѣсколько лѣтъ спустя, въ Кіевѣ. Оскольдъ убить былъ при смѣнѣ, но

здѣсь онъ уходитъ къ Уграмъ; по смѣнѣ Оскольда, Олегъ и Игорь въѣдутъ въ Кіевъ, куда

и Прекраса перевезена.

Третье дѣйствіе открывается свадебнымъ нарядомъ Прекрасы, и почти все

дѣйствіе сіе занимается древнимъ обрядомъ, при свадьбѣ наблюдаемымъ. Въ концѣ

онаго Олегъ сбирается ѣхать въ Царьградъ, что сходственно съ исторіею, такъ

равномѣрно, какъ число людей и судовъ, съ нимъ бывшихъ; при отъѣздѣ Олегъ

наречетъ Прекрасу Ольгою, и сіе обстоятельство съ исторіею сходно.

Въ четвертомъ дѣйствіи Олегъ предъ Царьградомъ заключаетъ славный миръ; сіе

происшествіе слово отъ слова почти взято изъ исторіи россійской и другихъ земель, гдѣ

о томъ точно упоминается.

Въ пятомъ дѣйствіи нимало не отступлено отъ исторіи, ибо Олегъ дѣйствительно

имѣлъ свиданіе съ Восточнымъ императоромъ Леономъ; равнымъ образомъ и кончится

сіе историческое представленіе согласно съ исторіею тѣмъ, что Олегъ щитъ Игоревъ

укрѣпляетъ на Ипподромѣ.

ДѢЙСТВУЮЩІЯ ЛИЦА:

Олегъ, князь урманскій, дядя и дядька Игоря.

Игорь, князь великій сѣверной и южной Россіи.

Прекраса, невѣста нареченная Игоря.

Добрынинъ |

} бояре новогородскіе

Рулавъ |

Стемидъ |

} кіевляне, присланные съ жалобою на Оскольда.

Лидулъ |

Оскольдъ, мѣстный князь кіевскій.

Жрецы.

Радмиръ, свойственникъ и вельможа Олега.

Актьевъ, бояринъ кіевскій.

Данъ, вельможа князя вел. Игоря.

Тріянъ, бояринъ новогородскій.

Рагуилъ, военачальникъ при войскахъ князя Олега.

Трое бояръ кіевскихъ.

Три воина съ рѣчами.

Четыре вѣстника.

Двое мѣщанъ кіевскихъ.

Тысяцкій.

Бояринъ, что вмѣсто отца на свадьбѣ.

Дружка.

Ѳеоѳанъ |

} послы императора Леона.

Фотій |

Леонъ, императоръ греческій.

Зоя, императрица греческая.

Мастигофоръ, начальникъ надъ играми и зрѣлищами.

Провозвѣстникъ.

Разные хоры.

Балетныя лица.

ДѢЙСТВІЕ ПЕРВОЕ.

ЯВЛЕНІЕ I.

(Театръ представляетъ мѣсто, гдѣ рѣки Москва, Яуза и Неглинная соединяются).

Добрынинъ, Рулавъ, Стемидъ, Лидулъ.

Добрынинъ (Стемиду и Лидулу). Вы, кажется, пріѣзжіе?

Стемидъ (Добрынину). Мы кіевляне.

Добрынинъ. За своими ли дѣлами вы сюда пришли, или за государевыми?

Лидулъ. За своими и за государевыми.

Рулавъ. Что же такое?

Стемидъ. Славяне, живущіе по Днѣпру, утѣсняемы бывше отъ Козаръ, кои

обладали градомъ Кіевомъ и прочими около лежащими областьми, брали съ нихъ дань

тяжкую и требовали сверхъ того всякія подѣлія, ихъ изнуряющія, прислали къ князю

великому Пр е дные мужи просити, да пошлетъ къ нимъ сына или свойственника князя

княжити...

Добрынинъ. Сіе я донесъ князю великому, и Рюрикъ далъ имъ Оскольда,

пасынка своего, и войски съ нимъ отпустилъ.

Рулавъ. И Оскоіьдъ, отъѣзжая, выпросилъ у князя великаго позволеніе идти ко

Царюграду, и получивъ, собралъ войски, пошелъ на Полдень.

Лидулъ. Да, сперва къ Смоленску, и отъ Смоленска по Днѣпру на судахъ къ Кіеву,

повоевавъ Козаръ.

Стемидъ. Въ Кіевѣ Оскольдъ умножилъ войски Варягами и Славянами, кои ушли

изъ Новагорода, имѣлъ войну съ Польшею и Древлянами...

Добрынинъ. На Грекъ успѣхи его не соотвѣтствовали вооруженію.

Стемидъ. Онъ ходилъ на Грекъ по Днѣпру, спустился на лодіяхъ и иныхъ судахъ

числомъ до двухъ сотъ по Черному морю ко Царюграду.

Лидулъ. Онъ къ тому выбралъ время довольно удобное, ибо царь греческій тогда

ходилъ съ войсками на Срацынъ, и дошедъ до Черныя рѣки, епархъ, оставленный въ

Царѣградѣ, послалъ къ царю вѣсть, что Руссы идутъ на Царьградъ; услыша сіе, царь

возвратился.

Стемидъ. Оскольдъ же съ Поляне, вшедъ внутрь протока изъ Чернаго въ

Средиземное море, кораблями Царьградъ обступилъ.

Лидулъ. Царь же, возвратясь, едва могъ во градъ войти.

Стемидъ. Греки помощи къ оборонѣ тогда уже себѣ не чаліи; но къ утру возстала

буря, которою разбросало наши корабли по берегамъ и мелямъ, такъ что малое число

домой возвратилось.

Добрынинъ. Сія потеря была чувствительна.

Лидулъ. Да. Однако Оскольдъ съ остаточными пришелъ въ Кіевъ, откуда вскорѣ

походъ имѣлъ на Печенѣгъ, а послѣ того усмирилъ Кривичъ.

Рулавъ. Съ чѣмъ же вы сюда пріѣхали?

Стемидъ. Отъ кіевлянъ къ князю великому Рюрику съ жалобами на князя

Оскольда.

Добрынинъ. Рюрикъ уже скончался, и Руссія по наслѣдству досталась сыну его

Игорю; но понеже младъ есть, то дѣлами гражданскими и военными управляетъ по

завѣщанію Рюрика дядя и дядька Игоря, Олегъ, князь урманскій.

Рулавъ. Олегъ мужъ мудрый и воинъ искусный и храбрый.

Добрынинъ. Онъ началъ опекунское свое управленіе объѣздомъ областей

русскихъ и во многихъ мѣстахъ закладываетъ города.

Рулавъ. И на семъ мѣстѣ, гдѣ рѣки Смородина, или Москва, Яуза и Неглинная

соединяются, онъ намѣренъ сегодня еще заложить городъ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.138.230 (0.376 с.)