Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Источники мусульманского права и способы их толкования.Источниками мусульманского права являются: 1) Коран – как священная книга ислама и основа мусульманского права; 2) сунна – совокупность преданий о высказываниях и делах пророка Мухаммеда, имеющих правовое значение; 3) иджма – общее (единое) мнение авторитетных правоведов ислама; 4) кияс – суждение по аналогии в вопросах права. Коран и сунна – основные исторические источники мусульманского права, непосредственно связанные с именем Мухаммеда. После смерти Мухаммеда (в 632 г.) содержание мусульманского права в VII в. было дополнено его сподвижниками целым рядом новых положений на основе толкования Корана и сунны. Однако потребности общественной жизни требовали дальнейшего развития шариата, классификации и систематизации его принципов и норм. Решению этих задач в VIII–Х вв. была посвящена деятельность правоведов – знатоков ислама и основанных ими различных правовых школ суннитского толка (ханифитская, шафиитская и другие школы) и шиитского толка (джафаритская, исмаилитская и другие школы). В своем толковании Корана и сунны мусульманские правоведы разных школ (толков) опирались на поощрявшийся пророком принцип " иджтихад " – свободное усмотрение судьи в случаях умолчания других источников относительно рассматриваемого дела. Толкование мусульманскими правоведами Корана и сунны на основе этого принципа фактически сопровождалось установлением ими новых норм шариата. Усилиями этих правоведов были сформулированы основные принципы и конкретные нормы (по преимуществу –- казуистического характера) мусульманского права. В качестве общего (и общепринятого) приема толкования и применения шариата мусульманскими правоведами был признан кияс – способ суждения о праве по аналогии. Важное значения кияса (как метода и одновременно как источника шариата) состоит в том, что он позволяет восполнить пробелы казуистического мусульманского права и "найти" в самом шариате необходимую норму для решения по аналогии любого дела (в том числе – и в будущем), как бы не создавая новой нормы и не нарушая тем самым фикции муеульманско-правовой доктрины о беспробельности шариата. К XI в. окончательно складывается иджма (общее, согласованное мнение мусульманских правоведов, догма шариата) и прекращается период так называемого " абсолютного иджтихада " – время прямого толкования Корана и сунны и создания основных толков мусульманского права. С XI в. начинается период так называемого " таклида " – действия шариата на основе уже сложившейся традиции и догмы иджма. С этого времени признается правом только то, что принято и одобрено иджмой. Однако развитие мусульманской правовой доктрины, а вместе с ней и норм шариата продолжалось и в последующие века. Этому развитию содействовало толкование и применение положений шариата с учетом "условий, места и времени". Благодаря такому подходу доктриной было допущено применение не противоречащих исламу обычаев, соглашений сторон, административных регламентов. Хотя эти правовые формы и остаются вне самой системы мусульманского права, однако придают ему большую гибкость и приспособляемость к различным условиям и позволяют восполнять его пробелы.
Школы мусульманского права. На основе различных методов толкования Корана и Сунны в VIII-IX вв. сложилось четыре мазхаба – школы мусульманского права. Их формирование связано с тем, что по многим вопросам юридического и культового характера между теологами возникали разногласия. Соответственно различные группы ученых давали собственные ответы на спорные вопросы. Основателями правовых школ стали авторитетные теологи-имамы. Все четыре мазхаба по-разному решают многие вопросы мусульманской практики, однако при этом считаются в равной мере каноническими, взаимно признавая правомочность друг друга. Итак, в суннитском исламе действует четыре мазхаба – ханафитский, шафиитский, маликитский и ханбалитский, названные по именам их основателей. Каждый суннит считается приверженцем одного из мазхабов. Суннитское учение допускает, чтобы мусульманин следовал предписаниям любой из четырех правовых школ. 1. Ханафитский мазхаб. Первым и наиболее почитаемым среди основателей мазхабов считается имам Абу Ханифа (ум. в 767 г.), автор фундаментального труда «аль-Фикх аль-акбар». Эта книга считается первым письменным сочинением по исламской догматике и основным идейным источником в деятельности мазхаба. Основным и безусловно принимаемым источником религиозного права ханафиты считают Коран. Сунна же выступает как второй по значимости источник, при этом большое значение придается тщательному отбору и проверке достоверности хадисов. При решении сложных вопросов ханафитский мазхаб опирается на согласие группы авторитетных теологов. Помимо шариата допускается широкое использование народных традиций и обычаев, принятых в данном государстве. Обычное право – адат – служит независимым источником права, что облегчало адаптацию мусульманских норм в различных регионах мира. Уважительное отношение к местным особенностям и терпимость привели к тому, что ханафитский мазхаб получил самое широкое распространение в мире. Его последователи преобладают среди мусульман Центральной Азии, Поволжья, Турции, Афганистана, Индии, Китая и других стран. Большинство мусульман Казахстана также являются приверженцами ханафитского мазхаба. 2. Маликитский мазхаб. Основатель школы – теолог и правовед Малик ибн Анас (713-795 гг.), изучавший хадисы пророка и фетвы его сподвижников. Главным источником правовых норм объявляются Коран и Сунна, которая рассматривается как продолжение Корана. Хадисы, восходящие к сподвижникам Мухаммеда, признаются полностью и не подлежат никакой интерпретации. Также допускается использование норм адата. Эта школа достаточно близка к ханафитам, отличаясь при этом большей строгостью и нетерпимостью. Маликитский мазхаб распространен прежде всего в странах Магриба (Марокко, Алжире, Тунисе, Ливии) и вообще среди африканских мусульман, например в Египте и Судане. 3. Шафиитский мазхаб. Основателем мазхаба стал теолог аш-Шафии (ум. в 820 г.), в своем учении стремившийся объединить отдельные принципы своих предшественников – Абу Ханифы и Малика ибн Анаса. При этом в области правовых положений шафииты придерживаются значительно более жестких толкований, нежели ханафиты. Шафиитский мазхаб пользуется влиянием в Сирии, восточной Африке, Индии, Пакистане и Индонезии. 4. Ханбалитский мазхаб. Создателем мазхаба является теолог Ахмед ибн Ханбал (778/780-855 гг.). Этот мазхаб возник на основе движения наиболее консервативных представителей ислама. Xанбалиты отвергают любые рационалистические толкования основных догматов ислама, признают безусловность Божественного предопределения. Сунну они считают основным толкованием Корана, а следование ей (наряду с Кораном) объявляется основным критерием истинности веры мусульманина. Xанбалиты отличаются нетерпимостью и консерватизмом. Они отвергают любые нововведения в сфере вероучения и права, не имеющие прямого обоснования в Коране и Сунне. Не допускается аллегорическое толкование священных текстов. Ханбалитский мазхаб отличает особая строгость в соблюдении обрядовых и правовых норм шариата. Этот мазхаб, зародившийся на Аравийском полуострове, является наименее распространенным среди мусульман мира. Все четыре мазхаба, несмотря на разногласия по вопросам права и ритуалов, мирно сосуществуют, нередко в рамках одного и того же государства. Всем четырем школам сунниты придают равное значение; каждый имеет право менять свои симпатии в пользу того или иного мазхаба, пользоваться учебными пособиями различных школ. К Х в. среди мусульманских теологов возобладало мнение, что принципиальное истолкование авторитетных текстов уже осуществлено. Было принято решение о прекращении создания новых правовых школ (мазхабов). Самостоятельный вывод новых норм после этого стал возможен только в рамках существующих мазхабов.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1950; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.190.93 (0.017 с.) |