Источники мусульманского права и способы их толкования. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Источники мусульманского права и способы их толкования.



Источниками мусульманского права являются: 1) Коран – как священная книга ислама и основа мусульманского права; 2) сунна – совокупность преданий о высказываниях и делах пророка Мухаммеда, имеющих правовое значение; 3) иджма – общее (единое) мнение авторитетных правоведов ислама; 4) кияс – суждение по аналогии в вопросах права.

Коран и сунна – основные исторические источники мусульманского права, непосредственно связанные с именем Мухаммеда. После смерти Мухаммеда (в 632 г.) содержание мусульманского права в VII в. было дополнено его сподвижниками целым рядом новых положений на основе толкования Корана и сунны. Однако потребности общественной жизни требовали дальнейшего развития шариата, классификации и систематизации его принципов и норм. Решению этих задач в VIII–Х вв. была посвящена деятельность правоведов – знатоков ислама и основанных ими различных правовых школ суннитского толка (ханифитская, шафиитская и другие школы) и шиитского толка (джафаритская, исмаилитская и другие школы).

В своем толковании Корана и сунны мусульманские правоведы разных школ (толков) опирались на поощрявшийся пророком принцип " иджтихад " – свободное усмотрение судьи в случаях умолчания других источников относительно рассматриваемого дела. Толкование мусульманскими правоведами Корана и сунны на основе этого принципа фактически сопровождалось установлением ими новых норм шариата. Усилиями этих правоведов были сформулированы основные принципы и конкретные нормы (по преимуществу –- казуистического характера) мусульманского права.

В качестве общего (и общепринятого) приема толкования и применения шариата мусульманскими правоведами был признан кияс – способ суждения о праве по аналогии. Важное значения кияса (как метода и одновременно как источника шариата) состоит в том, что он позволяет восполнить пробелы казуистического мусульманского права и "найти" в самом шариате необходимую норму для решения по аналогии любого дела (в том числе – и в будущем), как бы не создавая новой нормы и не нарушая тем самым фикции муеульманско-правовой доктрины о беспробельности шариата.

К XI в. окончательно складывается иджма (общее, согласованное мнение мусульманских правоведов, догма шариата) и прекращается период так называемого " абсолютного иджтихада " – время прямого толкования Корана и сунны и создания основных толков мусульманского права. С XI в. начинается период так называемого " таклида " – действия шариата на основе уже сложившейся традиции и догмы иджма. С этого времени признается правом только то, что принято и одобрено иджмой.

Однако развитие мусульманской правовой доктрины, а вместе с ней и норм шариата продолжалось и в последующие века. Этому развитию содействовало толкование и применение положений шариата с учетом "условий, места и времени". Благодаря такому подходу доктриной было допущено применение не противоречащих исламу обычаев, соглашений сторон, административных регламентов. Хотя эти правовые формы и остаются вне самой системы мусульманского права, однако придают ему большую гибкость и приспособляемость к различным условиям и позволяют восполнять его пробелы.

 

Школы мусульманского права.

На основе различных методов толкования Корана и Сунны в VIII-IX вв. сложилось четыре мазхаба – школы мусульманского права. Их формирование связано с тем, что по многим вопросам юридического и культового характера между теологами возникали разногласия. Соответственно различные группы ученых давали собственные ответы на спорные вопросы.

Основателями правовых школ стали авторитетные теологи-имамы. Все четыре мазхаба по-разному решают многие вопросы мусульманской практики, однако при этом считаются в равной мере каноническими, взаимно признавая правомочность друг друга. Итак, в суннитском исламе действует четыре мазхаба – ханафитский, шафиитский, маликитский и ханбалитский, названные по именам их основателей. Каждый суннит считается приверженцем одного из мазхабов. Суннитское учение допускает, чтобы мусульманин следовал предписаниям любой из четырех правовых школ.

1. Ханафитский мазхаб. Первым и наиболее почитаемым среди основателей мазхабов считается имам Абу Ханифа (ум. в 767 г.), автор фундаментального труда «аль-Фикх аль-акбар». Эта книга считается первым письменным сочинением по исламской догматике и основным идейным источником в деятельности мазхаба.

Основным и безусловно принимаемым источником религиозного права ханафиты считают Коран. Сунна же выступает как второй по значимости источник, при этом большое значение придается тщательному отбору и проверке достоверности хадисов.

При решении сложных вопросов ханафитский мазхаб опирается на согласие группы авторитетных теологов. Помимо шариата допускается широкое использование народных традиций и обычаев, принятых в данном государстве. Обычное право – адат – служит независимым источником права, что облегчало адаптацию мусульманских норм в различных регионах мира.

Уважительное отношение к местным особенностям и терпимость привели к тому, что ханафитский мазхаб получил самое широкое распространение в мире. Его последователи преобладают среди мусульман Центральной Азии, Поволжья, Турции, Афганистана, Индии, Китая и других стран. Большинство мусульман Казахстана также являются приверженцами ханафитского мазхаба.

2. Маликитский мазхаб. Основатель школы – теолог и правовед Малик ибн Анас (713-795 гг.), изучавший хадисы пророка и фетвы его сподвижников. Главным источником правовых норм объявляются Коран и Сунна, которая рассматривается как продолжение Корана. Хадисы, восходящие к сподвижникам Мухаммеда, признаются полностью и не подлежат никакой интерпретации. Также допускается использование норм адата.

Эта школа достаточно близка к ханафитам, отличаясь при этом большей строгостью и нетерпимостью. Маликитский мазхаб распространен прежде всего в странах Магриба (Марокко, Алжире, Тунисе, Ливии) и вообще среди африканских мусульман, например в Египте и Судане.

3. Шафиитский мазхаб. Основателем мазхаба стал теолог аш-Шафии (ум. в 820 г.), в своем учении стремившийся объединить отдельные принципы своих предшественников – Абу Ханифы и Малика ибн Анаса. При этом в области правовых положений шафииты придерживаются значительно более жестких толкований, нежели ханафиты. Шафиитский мазхаб пользуется влиянием в Сирии, восточной Африке, Индии, Пакистане и Индонезии.

4. Ханбалитский мазхаб. Создателем мазхаба является теолог Ахмед ибн Ханбал (778/780-855 гг.). Этот мазхаб возник на основе движения наиболее консервативных представителей ислама. Xанбалиты отвергают любые рационалистические толкования основных догматов ислама, признают безусловность Божественного предопределения. Сунну они считают основным толкованием Корана, а следование ей (наряду с Кораном) объявляется основным критерием истинности веры мусульманина.

Xанбалиты отличаются нетерпимостью и консерватизмом. Они отвергают любые нововведения в сфере вероучения и права, не имеющие прямого обоснования в Коране и Сунне. Не допускается аллегорическое толкование священных текстов. Ханбалитский мазхаб отличает особая строгость в соблюдении обрядовых и правовых норм шариата. Этот мазхаб, зародившийся на Аравийском полуострове, является наименее распространенным среди мусульман мира.

Все четыре мазхаба, несмотря на разногласия по вопросам права и ритуалов, мирно сосуществуют, нередко в рамках одного и того же государства. Всем четырем школам сунниты придают равное значение; каждый имеет право менять свои симпатии в пользу того или иного мазхаба, пользоваться учебными пособиями различных школ.

К Х в. среди мусульманских теологов возобладало мнение, что принципиальное истолкование авторитетных текстов уже осуществлено. Было принято решение о прекращении создания новых правовых школ (мазхабов). Самостоятельный вывод новых норм после этого стал возможен только в рамках существующих мазхабов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1950; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.190.93 (0.017 с.)