Лекция 2. Информационные технологии 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 2. Информационные технологии



ЛЕКЦИЯ 1. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА И ЗАДАЧИ ЕГО РАЗВИТИЯ В СФЕРЕ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Возрастание объёма информации особенно стало заметно в середине XX в. Лавинообразный поток информации хлынул на человека, не давая ему возможности воспринять эту информацию в полной мере. В ежедневно появляющемся новом потоке информации ориентироваться становилось всё труднее. Подчас выгоднее стало создавать новый материальный или интеллектуальный продукт, нежели вести розыск аналога, сделанного ранее.

Как результат – наступает информационный кризис (взрыв), который имеет следующие проявления:

- появляются противоречия между ограниченными возможностями человека по восприятию и переработке информации и существующими мощными потоками и массивами хранящейся информации. Так, например, общая сумма знаний менялась вначале очень медленно, но уже с 1900 г. она удваивалась каждые 50 лет, к 1950 г. удвоение происходило каждые 10 лет, к 1970 г. – уже каждые 5 лет, с 1990 г. – ежегодно, а в наши дни – ещё быстрее;

- существует большое количество избыточной информации, которая затрудняет восприятие полезной для потребителя информации;·

- возникают определённые экономические, политические и другие социальные барьеры, которые препятствуют распространению информации (например, введение грифа секретности или «для служебного пользования» для некоторого вида информации).

Эти причины породили весьма парадоксальную ситуацию – в мире накоплен громадный информационный потенциал, но люди не могут им воспользоваться в полном объёме в силу ограниченности своих возможностей. Информационный кризис поставил общество перед необходимостью поиска путей выхода из создавшегося положения. Внедрение современных средств переработки и передачи информации в различные сферы деятельности послужило началом нового эволюционного процесса в развитии человеческого общества, находящегося на этапе индустриального развития, который получил название информатизации. Информатизация общества – организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов. Процесс информатизации общества выдвигает на первый план новую отрасль – информационную индустрию, связанную с производством технических средств, методов, технологий для производства новых знаний, главной задачей которой является создание новых информационных систем. Важнейшими составляющими информационной индустрии становятся все виды современных информационных технологий, опирающихся на достижения в области компьютерной техники и средств связи.

В соответствии со Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. N Пр-212 (далее - Стратегия), целями формирования и развития информационного общества в Российской Федерации являются повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий. Таким образом, создание информационного общества рассматривается как платформа для решения задач более высокого уровня - модернизации экономики и общественных отношений, обеспечения конституционных прав граждан и высвобождения ресурсов для личностного развития.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, определяет в качестве целей государственной политики в области развития информационных технологий создание и развитие информационного общества, повышение качества жизни граждан, развитие экономической, социально-политической и культурной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления, обеспечение конкурентоспособности продукции и услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий. Для достижения поставленных целей в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1663-р утверждены Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года и перечень проектов по реализации указанных направлений, в том числе проекты в области построения информационного общества, модернизации информационных процессов и качественного развития средств массовых коммуникаций.

Таким образом, цели государственной политики определяют необходимость решения задач не только в сфере информационных технологий, но и в других отраслях экономики, науке и технике, социальной сфере и государственном управлении. В число показателей развития информационного общества в Российской Федерации, контрольные значения которых определены Стратегией, также включены показатели, отражающие уровень развития информационных технологий и степень их использования в разных сферах деятельности.

Стратегией также установлено, что информационное общество характеризуется высоким уровнем развития информационных технологий и их интенсивным использованием гражданами, бизнесом и органами государственной власти, то есть для создания информационного общества высокий уровень развития информационных технологий является необходимым, но не достаточным условием. Необходимо обеспечить возможность внедрения технологий и создать привычку их использования в повседневной жизни. Поскольку информационное общество по своей природе не может быть локальным, то для всех граждан Российской Федерации независимо от места их проживания и социального статуса должны соблюдаться единые минимальные федеральные стандарты доступности информационных технологий.

Развитие российского рынка информационных технологий, обеспечение перехода к экономике, осуществляемой с помощью информационных технологий, предусматривает:

стимулирование отечественных разработок в сфере информационных технологий;

подготовку квалифицированных кадров в сфере информационных технологий;

развитие экономики и финансовой сферы на основе использования информационных технологий;

формирование социально-экономической статистики развития информационного общества;

развитие технопарков в сфере высоких технологий.

Повышение качества подготовки специалистов является необходимым условием перехода страны на инновационный путь развития. Увеличение скорости доступа учреждений образования к сети Интернет, обучение преподавательского состава использованию информационных технологий, внедрение в школах отечественного программного обеспечения с правом на его использование, копирование, изменение его исходных текстов и распространение (далее - свободное программное обеспечение), оснащение рабочих мест детей-инвалидов, обучающихся на дому, современной компьютерной техникой и подключением к сети Интернет позволят обеспечить эффективное использование обучаемыми и обучающими информационных образовательных ресурсов не только России, но и мирового сообщества.

В области развития науки, технологий и техники, подготовки квалифицированных кадров в сфере информационных технологий мероприятия Программы обеспечат сокращение отставания от мировых лидеров в этой сфере, развитие технологий создания баз данных, формирование национальной системы управления транспортной инфраструктурой и распространение широкополосных беспроводных сетей.

Отрасль информационных технологий состоит из нескольких сегментов, среди которых выделяют телекоммуникации, производство программного обеспечения и аппаратных средств, а также оказание услуг в сфере информационных технологий. Рынок информационных технологий является не только одной из основ эффективного функционирования сложившихся мировых рынков, но и выполняет роль локомотива в развитии мировой экономики, что зафиксировано в стратегических документах правительств развитых стран. Степень внедрения и использования информационных технологий в различных областях жизни общества становится решающим фактором поступательного экономического и социального развития.

К числу основных факторов, определяющих доступность для населения современных информационных технологий, относятся:

уровень цен на компьютерную технику и средства мобильной связи;

уровень цен на доступ к сети Интернет;

уровень цен на программное обеспечение и услуги в сфере информационных технологий;

уровень проникновения в стране мобильной связи;

уровень проникновения в стране широкополосных каналов связи;

уровень доходов населения (данный фактор является "ландшафтным", на который трудно повлиять непосредственно);

доступность российской геоинформационной платформы;

доступность российских навигационно-информационных систем на базе технологий глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС.

Приоритетами подпрограммы 3 «Российский рынок информационных и телекоммуникационных технологий» на период до 2015 года являются следующие мероприятия:

1) создание национальной платформы "облачных вычислений", в том числе:

разработка интернет-платформы "облачных вычислений", обеспечивающей безопасную работу с типовыми программными приложениями в режиме "программа как услуга";

разработка на базе национальной программной платформы набора типовых программных сервисов для использования в органах государственной власти, включая средства коллективной работы с документами, общедоступное сетевое хранилище данных, средства удаленного хостинга программных приложений, средства разработки программного обеспечения;

обеспечение интеграции национальных сетевых программных сервисов с крупнейшими коммерческими ресурсами, предоставляющими программное обеспечение в режиме услуги;

2) мониторинг перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде в Российской Федерации и оценка деятельности органов власти по переводу услуг в электронный вид;

3) создание условий для повышения прозрачности и эффективности взаимодействия государства и хозяйствующих субъектов в сфере государственных закупок с помощью внедрения средств информационных технологий, в том числе развитие официального сайта Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, включая его доработку в соответствии с изменениями, внесенными в законодательство Российской Федерации;

4) обеспечение функционирования и развития информационных систем в сфере государственных закупок и торгов, в том числе:

обеспечение синхронизации и распределения нагрузки между основной и резервной площадками официального сайта Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд;

развитие информационной системы независимого регистратора электронных торговых площадок и официального сайта в сети Интернет при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, а также иных нужд, предусмотренных законодательством Российской Федерации о размещении заказов;

развитие информационной системы для анализа информации о государственных и муниципальных торгах на реализацию (продажу), включая официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о государственных торгах;

5) развитие информационных технологий на базе свободного программного обеспечения для использования в научно-исследовательской и образовательной деятельности, в том числе:

разработка методологий, стандартов, технических требований и учебно-методических материалов по использованию программного обеспечения в образовательной деятельности;

создание территориально распределенной системы технической поддержки общеобразовательных учреждений;

6) создание отечественных инновационных технических изделий в сфере информационных технологий, в том числе:

устройств на основе естественных интерфейсов ввода информации;

устройств в области интеграции средств доступа к сети Интернет, общедоступным телевизионным каналам и другим электронным сервисам;

детекторов взрывчатых и наркотических веществ для систем безопасности;

меток радиочастотной идентификации;

7) создание отечественного телекоммуникационного оборудования, в том числе:

реализация комплекса программных мероприятий федеральной целевой программы "Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники" на 2008 - 2015 годы;

создание опытной зоны сети передачи данных с использованием оборудования плотного волнового мультиплексирования;

создание централизованных сервисных платформ с использованием гибкого программного коммутатора;

создание производства отечественного оборудования беспроводного широкополосного доступа в диапазоне радиочастот 2,3 - 2,4 ГГц;

устройств в области сетевых технологий, в том числе для реализации сервисов "последней мили";

8) формирование и развитие социально-экономической статистики развития информационного общества, в том числе:

модернизация плана статистического наблюдения в части добавления статистики процессов технологической модернизации и экономических процессов, осуществляемых с помощью информационных технологий, статистики государственных электронных услуг, статистики гражданского общества, региональной и муниципальной статистики и других разделов, в которых имеются значительные информационные пробелы;

формирование единой базы данных показателей результативности деятельности органов государственной власти, целевых показателей достижения результатов выполнения государственных программ Российской Федерации, обеспечивающей в рамках единых стандартов открытый доступ к информации и контроль общества за деятельностью органов власти;

развитие государственной статистики развития информационного общества и создание условий ее эффективного применения в соответствии с международными статистическими стандартами;

мониторинг и оценка эффективности реализации Стратегии, создание комплексной программы подготовки информации для формирования международных рейтингов и взаимодействия с международными организациями в этой области;

формирование системы мониторинга развития кадрового потенциала в сфере информационных технологий (количественный и качественный аспекты).

Лекция 6. Стандарт SCORM

 

В связи с тем, что дистанционное обучение в последние годы приобретает всё большую популярность, возникает необходимость в стандартизации подходов к созданию курсов дистанционного обучения. В связи с этим Министерство Обороны США и Департамент политики в области науки и технологии Администрации Президента США в ноябре 1997 объявили о создании инициативы ADL (Advanced Distributed Learning). Целью создания данной инициативы является развитие стратегии, проводимой министерством обороны и правительством в области модернизации обучения и тренинга, а также для объединения высших учебных заведений и коммерческих предприятий для создания стандартов в сфере дистанционного обучения

SCORM (Sharable Content Object Reference Model, «образцовая модель объекта содержимого для совместного использования») – сборник спецификаций и стандартов, разработанный для систем дистанционного обучения. Содержит требования к организации учебного материала и всей системе дистанционного обучения. SCORM позволяет обеспечить совместимость компонентов и возможность их многократного использования: учебный материал представлен отдельными небольшими блоками, которые могут включаться в разные учебные курсы и использоваться системой дистанционного обучения независимо от того, кем, где и с помощью каких средств они были созданы. SCORM основан на стандарте XML.

Инициативная группа ADL (Advanced Distributed Learning) начала разработку SCORM в 1999 году. За основу будущей разработки была взята спецификация «CMI001 – Guidelines for Interoperability» версии 3.0, выпущенная организацией AICC в сентябре 1999 года. В ней описывались требования к компьютерной системе управления обучением (англ. Computer Managed Instruction, CMI) и к используемым в ней блокам учебного материала (англ. Assignable Unit, AU). Взаимодействие между AU и CMI могло осуществляться либо через чтение/запись локальных файлов, либо через HTTP-протокол, либо через Javascript API Для описания элементов электронного курса в CMI001 использовались текстовые файлы в формате CSV. Две части спецификации AICC CMI001 (описание модели передаваемых данных и описание взаимодействия через Javascript) вошли в разрабатываемую группой ADL спецификацию SCORM RTE (Run-Time Environment). Вместо термина Assignable Unit в документации SCORM стал использоваться термин англ. Shareable Content Object (SCO).

Для облегчения переносимости и доступности учебных материалов ADL должны были добавить в свою спецификацию требования к описанию метаданных и к способу упаковки учебных материалов. В сотрудничестве с организацией IMS Global были разработаны спецификации IMS Learning Resources Meta-Data (IMS MD) и IMS Content Packaging (IMS CP), которые вошли в спецификацию SCORM CAM (Content Aggregation Model) как разделы SCORM Meta-Data и SCORM Content Packaging. В последнем спецификация IMS CP была дополнена несколькими специальными элементами, взятыми из AICC CMI001 (значения этих элементов либо передаются в учебный объект посредством Javascript API, либо используются системой для управления навигацией по учебным объектам, входящим в пакет).

Версии SCORM 1.0 и SCORM 1.1 были тестовыми и распространялись в узких кругах для испытания и сбора отзывов. В октябре 2001 года вышла версия SCORM 1.2[ которая начала активно распространяться. В то же время группа ADL продолжала заниматься доработкой SCORM, в частности, улучшением возможностей навигации.

В 2002 году закончилась совместная работа IMS Global Ariadne и IEEE LTSC по доработке спецификации IMS MD до уровня стандарта. Стандарт IEEE 1484.12.1 получил название LOM (Learning Object Metadata), и благодаря обратной совместимости с IMS MD, может использоваться в SCORM-пакетах для описания метаданных.

Также ADL решила оформить модель взаимодействия как официальный международный стандарт, в связи с чем обратилась в комитет по стандартизации IEEE LTSC. Рабочая группа LTSC в контакте с AICC доработала спецификацию взаимодействия, в результате чего в 2003 году было выпущено два официальных стандарта:

- IEEE 1484.11.1 – Data Model For Content To Learning Management System Communication (Описание модели данных, передаваемых между учебным материалом и LMS);

- IEEE 1484.11.2 – ECMAScript API For Content To Runtime Services Communication (Описание способа взаимодействия между учебным материалом и сервисами периода исполнения при помощи Javascript).

Тем временем консорциум IMS Global в 2003 году выпустил спецификацию IMS Simple Sequencing (IMS SS), содержащую требования к описанию последовательностей прохождения учебного материала. Эта спецификация легла в основу разрабатываемой ADL спецификации SCORM SN (англ. Sequencing and Navigation).

В январе 2004 года вышла первая редакция SCORM 1.3 (получившая обозначение SCORM 2004). В ней раздел SCORM RTE был представлен описанием стандартов IEEE 1484.11 (с изменившимся API, которое стали называть SCORM API 2004), дополненным специальными элементами ADL, используемыми для организации навигации, подробно описанной в новом разделе SCORM SN. В раздел SCORM CAM был внесён стандарт IEEE LOM вместо IMS MD, а также добавлены требования к описанию навигации по пакету в соответствии с IMS SS. В июле того же года вышла немного изменённая вторая редакция SCORM 2004.

В июне 2006 года Министерство обороны США предписало, чтобы все разработки в области электронного обучения соответствовали требованиям SCORM.

Позже в SCORM 1.3 были внесены ещё некоторые изменения: в октябре 2006 года вышла третья редакция, а в марте 2009 – четвёртая SCORM 2004.

Требования соответствия (Conformance Requirements

Эта часть содержит полный список требований на соответствие стандарту SCORM, проверяемых ADL. Система управления обучением или редактор учебных материалов может получить от ADL сертификат о соответствии требованиям SCORM, если он функционирует в соответствии с этими указаниями.

Системы управления обучением, совместимые с SCORM:

- СДО "Доцент", совместима со SCORM 1.2 и 2004 продукт компании УНИАР;

- Moodle, свободно распространяемая система с открытым исходным кодом (php+MySql)

- ILIAS, система c открытым кодом (php+mysql) под лицензией GNU

- iSpring Online, СДО, коммерчский продукт компании iSpring Solutions, Inc.

- Sakai, свободно распространяемая система с открытым кодом (java)

- SharePointLMS, совместима со SCORM 1.2 и 2004

- SABA, коммерческий продукт компании Saba Software Inc.

- WebTutor, совместима со SCORM 1.2 и 2004

- AcademLive, коммерческая система дистанционного обучения, совместима со SCORM 1.2 и 2004

- OLAT

- ShareKnowledge, совместима со SCORM 1.2 и 2004

Программное обеспечение, позволяющее создавать SCORM совместимый контент:

- AdobePresenter, Продукт компании ADOBE Systems Inc., совместим со SCORM 1.2 и 2004

- iSpring Suite, рускоязычный инструмент разработки электронных курсов, совместим со SCORM 1.2 и 2004

- eXeLearning, Open Source инструмент, позволяющий разрабатывать курсы, совместим со SCORM 1.2

Создание стандарта SCORM является первым шагом на пути развития концепции ADL, так как данный стандарт определяет структуру учебных материалов и интерфейс среды выполнения. Благодаря этому учебные объекты могут быть использованы в различных системах электронного дистанционного образования. SCORM описывает эту структуру с помощью нескольких основных принципов, спецификаций и стандартов, основываясь при этом на других уже созданных спецификациях и стандартах электронного и дистанционного образования.

 

В процессе работы над SCORM были сформулированы несколько требований ко всем системам, которые будут разрабатываться в соответствии с данным стандартом. Они известны как "ilities" ADL («возможности» или «способности» ADL), и они формируют основу для изменений и дополнений SCORM. Эти требования следующие:

1. Доступность: способность определять местонахождение и получить доступ к учебным компонентам из точки удаленного доступа и поставить их многим другим точкам удаленного доступа.

2. Адаптируемость: способность адаптировать учебную программу согласно индивидуальным потребностям и потребностям организаций.

3. Эффективность: способность увеличивать эффективность и производительность, сокращая время и затраты на доставку инструкции.

4. Долговечность: способность соответствовать новым технологиям без дополнительной и дорогостоящей доработки.

5. Интероперабельность: способность использовать учебные материалы вне зависимости от платформы, на которой они созданы.

6. Возможность многократного использования: способность использовать материалы в разных приложениях и контекстах.

Все эти принципы успешно могут быть соблюдены в том случае, если изначально ориентироваться на использование образовательного контента в веб-среде.

Для телекоммуникационной среды (в частности, сети Интернет) характерна клиент-серверная модель. Такая модель используется и в стандарте SCORM. Сервером в данном случае является LMS - Learning Management System – Система Управления Обучением.
Термин «LMS», используемый в SCORM, обозначает набор функциональных возможностей, разработанных для распространения, контроля и управления образовательным контентом и учебным процессом. Этот термин относится как к простым системам управления, так и к сложным организационным системам. На рисунке показаны компоненты LMS и сервисы, которые она предоставляет.

 

В контексте SCORM широко используются LMS приложения. SCORM сосредотачивается на интерфейсе, используемом образовательным контентом и LMS, но не касается особенностей внутренней реализации LMS. В SCORM, термин LMS подразумевает среду сервера. Другими словами, согласно спецификации стандарта SCORM, LMS определяет какую информацию и куда надо предоставить, и отслеживает работу пользователя с материалом.

Визуально описание стандарта SCORM можно представить в виде набора книг на книжной полке. Каждая из этих книг описывает определённую часть стандарта.

Образовательный контент в SCORM понимается как небольшие образовательные объекты, собранные в курсы, главы, модули, задания и т.п. Эти единицы содержания, собранные из более мелких образовательных объектов, разработаны таким образом, что могут быть использованы многократно в разных контекстах. То есть, подразумевается, что однажды разработанный курс, скажем, основ интегрального исчисления, затем может быть использован в любом курсе высшей математики, в котором возникнет такая необходимость. Образовательный объект в данном случае – любой учебный материал, который может быть отображён в веб-браузере (например, тексты, картинки, аудио- и видеофайлы, флэш-ролики, веб-страницы), а также любое их сочетание, предназначенное для образовательных целей и собранное вместе специальным образом. Кроме того, в веб-браузере должна быть реализована и включена поддержка языка JavaScript.

Книга SCORM Content Aggregation Model (CAM) описывает компоненты, используемые в образовательных системах, соответствующих стандарту SCORM, способы обмена этими компонентами и их описания для поиска и запуска, и правила упорядочения компонентов. CAM описывает, каким образом осуществлять хранение содержания курсов, его маркировку, обмен и открытие содержания. SCORM CAM также определяет требования к созданию содержания (например, курсов, уроков, модулей и так далее). Книга содержит информацию о создании пакетов содержания, применении метаданных к компонентам внутри пакета и применении правил упорядочения и навигации внутри определенного пакета. Некоторые главы CAM взаимосвязаны с главами книги RTE.

Книга SCORM Run-Time Environment (RTE)описывает требования к LMS в части управления окружением времени выполнения (то есть, процессом запуска и обменом информацией). В ней описывается, какие методы и свойства должна поддерживать LMS и окружение выполнения. Эти методы могут использоваться как для обмена данными между LMS и образовательными объектами, так и для управления процессом обучения.

Книга SCORM Sequencing & Navigation(SN) описывает правила и методы для осуществления упорядочения учебного материала (курсов, отдельных уроков, заданий и так далее). Под упорядочением в данном случае понимается расположение этих частей при прохождении курса обучения. Таким образом, в этой книге описывается, как именно должен происходить переход между различными частями курса – по каким правилам, какими действиями может быть инициирован переход, какие формы перехода разрешены, какие нет.

Корпорации

В настоящее время e-learning взят на вооружение различными компаниями для информирования и обучения как сотрудников компании, так и клиентов.

Фактически электронное обучение началось с использованием компьютеров в образовании. Первоначально обучение с использованием компьютеров чередовалось обычными, классическими практическими занятиями.

К электронному обучению относятся электронные учебники, образовательные услуги и технологии.

Современные студенты и школьники – в основном сетевое поколение, для которых электронный способ получения информации (в данном случае именно учебной) является нормальной составляющей жизни. В целом высокие технологии в образовании приветствуются студентами, – знания, умения, навыки пригодятся в самосовершенствовании и карьерном росте. Информационные коммуникационные технологии стали их рабочим инструментом.

Широкий спектр методов дистанционного обучения позволяет выбирать метод с учётом индивидуальных требований и предпочтений слушателя и ещё E-learning не исключает общение с преподавателем лицом к лицу:

· Удобное время и место для обучения

· Прочное усвоение знаний

· Постоянный контакт с преподавателем

· Индивидуальный график обучения

· Экономия времени и денег

Однако, следует отметить, что при всех перечисленных достоинствах электронного обучения «для всех» остаются ряд проблем. К ним относятся следующие: проблема качества электронных курсов (кто и как может их оценить), правовые проблемы, связанные с защитой интеллектуальной собственности, финансовые, касающиеся затрат на подготовку электронных курсов их обновление, кадровые проблемы, связанные с подготовкой преподавателей, способных и желающих разрабатывать и постоянно обновлять такие курсы.

Безусловно, преподаватель, используя технологии электронного обучения, может обучить большее число студентов, территориально разобщенных, но принесет ли это желаемый учебный и экономический эффект? При традиционном процессе обучения «лицом к лицу», преподаватель имеет необходимую для обучения обратную связь сразу же, реагирует на нее, «по ходу» перестраивая учебный материал, имеет возможность делать на глазах студентов этот материал более доступным. Конечно, для подготовки электронных курсов должен быть использован опыт преподавателей-экспертов, ассов в своем деле, но не всегда такой преподаватель имеет для этого необходимое время, умение работать с компьютером.

Передовиком движения российских вузов к электронному обучению является Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ). МЭСИ совместно с рядом вузов в России и за рубежом, также активно практикующих внедрение e-Learning в учебный процесс, создали консорциум «Электронный университет». В настоящий момент в сети Интернет разработан уникальный проект, дающий возможность любому желающему приобрести или усовершенствовать свои знания в области ИТ - Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ). Лидером среди обучающих интернет-программ для школьников являются два проекта: "Открытый колледж" (www.college.ru) и "Виртуальная школа Кирилла и Мефодия" (vschool.km.ru). Оба проекта разрабатывают создатели обучающих программ на компакт-дисках. Эти программы в «ознакомительном режиме» также предлагаются и в Интернете

Лекция 9. Управление образовательным процессом

Основные области управленческой деятельности в образовании:

· управление и администрирование системы образования;

· исследование и планирование системы образования (на макро- и микроуровне);

· мониторинг и оценка системы образования.

Управление – контроль и проверка (верификация) системы с целью обнаружения ее недостатков и слабостей. Имеет ли система образования в достаточном количестве финансовые, материальные и человеческие ресурсы для корректной работы и, следовательно, производства ожидаемых результатов? Достаточно ли у нее потребителей образовательных услуг и насколько полно система может удовлетворить их образовательные потребности? Какое образование и насколько успешно она предлагает? Ответы на эти вопросы позволяют контролировать и оценивать внутреннюю и внешнюю эффективность образовательной системы. Внутренняя эффективность образовательной системы – это индикатор пути "использованные ресурсы – процесс – полученный результат". Внешняя эффективность образовательной системы показывает, насколько полученные результаты удовлетворяют широким потребностям общества.

Администрирование – административно-распорядительная форма управления, представляющая процесс распределения, закрепления и исполнения комплекса прав, обязанностей и ответственности аппарата управления организацией на основе системы четкого планирования, строгого нормирования, регламентации, контроля и санкционирования.

Исследование системы образования (сбор данных, проведение отраслевых и тематических исследований, анализ и оценка эффективности реализации текущих программ) является определяющим фактором в руководстве принятием решений и реализации образовательной политики. Информация, точно отражающая положение дел в сфере образования, является основой проектирования целей развития образовательной системы в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Мониторинг системы образования – непрерывный процесс систематического сбора данных об образовательной системе или отдельных ее элементах на основе выделенных критериев и показателей. Данные мониторинга позволяют осуществлять оценку системы образования, судить о состоянии объекта в любой момент времени и прогнозировать его развитие, обеспечивая субъектов управления всех уровней, а также заинтересованных лиц, информацией, необходимой для принятия решений.

Информация – основа управления, планирования и оценки системы образования. Функции информационной системы управления образованием (Education Management Information System, emIS) заключаются в информировании различных участников и партнеров о состоянии отрасли, ее внутренней и внешней эффективности, образовательной и организационной деятельности, ее производительности, недостатках и потребностях. Единая информационная система управлением образованием помимо реализации функций сбора, хранения первичных данных и обработки информации, должна поддерживать процессы разработки управления ими и оценки образовательной политики.

На рис. 8.1 показаны три уровня управления системой образования.


Рис. 8.1. Уровни управления системой образования

На макроуровне управления системой образования принимаются стратегические решения о планировании всей системы образования, касающиеся генеральной политики в сфере образования, среднесрочных и долгосрочных целей, которые необходимо достичь.

На мезоуровне управления системой образования общие цели трансформируются в более технические, оперативные решения; на этом уровне лица, принимающие решения, отвечают за управление и контроль в распределении ресурсов, обнаружение возможных сбоев и оптимизацию использовании ресурсов.

На микроуровне управления системой образования решаются оперативные задачи, принимаются локальные решения, касающиеся функционирования конкретного образовательного учреждения.

Уровни управления системой образования иногда накладываются друг на друга на административных уровнях (Таблица 8.1).

Таблица 8.1. Информационные потребности административных уровней управления
Уровень – Субъект управления Информационные потребности
Класс – учитель:
Разработка дидактических стратегий, материалов, тестов Национальные цели и критерии
Идентификация трудностей и успехов обучающихся и педагогический отклик Детализированные результаты по предметам, по ученикам
Контроль прилежания и дисциплины обучающихся Записи о посещаемости, взаимодействие с директором и родителями.
Школа – директор:
Формулировка целей и стратегий образовательного учреждения Национальные цели и сравнительные данные других образовательных учреждений
Мониторинг приема и регистрации обучающихся Записи о студентах, персонале, зданиях и техническом обеспечении
Контроль результатов обучения и прилежания обучающихся Результаты классов в сравнении с предыдущими годами и другими аналогичными школами
Поддержка и контроль учителей Отношение, мотивация, набор и потребности в подготовке учителей
Район /Регион – Менеджер на локальном уровне (менее детализированные данные,


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 400; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.137.218 (0.004 с.)