Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Профилактическая деятельность судебного эксперта.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Экспертная профилактика — это деятельность, направленная на выявление обстоятельств, способствовавших совершению преступления (правонарушения), и разработку мер по их устранению. Она осуществляется: · при производстве экспертизы по конкретному уголовному (гражданскому) делу, делу об административном правонарушении; · на основе обобщения экспертной, следственной и судебной практики. Проблемы судебно-экспертной профилактики начали рассматриваться в научной литературе в начале 60-х гг. XX в. Исследованиями в этой сфере занимались такие ученые, как В. П. Колмаков, И. Я. Фридман, Ю. Г. Корухов, В. Ф. Зудин, И. А. Алиев и др. Теория экспертной профилактики возникла на базе дискуссии о криминалистической профилактике, развернувшейся на страницах печати. Первым затронул эту проблему В. П. Колмаков в 1961 г., высказав мысль о необходимости выделения криминалистической профилактики в самостоятельную теорию. Дальнейшее развитие данное учение получило в работах И. Я. Фридмана и других ученых. Необходимость формирования теории экспертной профилактики впервые обосновал И. А. Алиев, который определил ее принципы и функции, содержание и структуру, закономерности построения частной теории экспертной профилактики, сформулировал понятие ее предмета, самой экспертной профилактики и экспертно-профилактической деятельности, показал организацию экспертной профилактики по структурно-функциональному принципу, ее взаимодействие с иными видами профилактической деятельности. Р. С. Белкин так высказывался по данной проблеме: «Если применительно к криминалистике не следует вести речь о некоей теории криминалистической профилактики, то в контексте общей теории судебной экспертизы, объектом которой служит практическая экспертная деятельность, такая частная теория имеет, на наш взгляд, право на существование, поскольку отражает самостоятельное и к тому же весьма существенное направление экспертной практики, которое с полным правом можно назвать экспертной профилактикой». Следует различать профилактическую деятельность эксперта и экспертного учреждения. Кроме того, принято выделять процессуальную и непроцессуальную формы экспертно-профилактической деятельности. В процессуальной форме эксперт выполняет свою профилактическую функцию в двух направлениях: · во-первых, участвуя в следственных действиях в качестве специалиста; · во-вторых, при производстве экспертиз. В первом направлении эта функция реализуется в ходе таких следственных действий, как осмотр места происшествия и следственный эксперимент. Например, в ходе осмотра специалист может установить, что способствовало проникновению преступника в помещение с целью кражи (конструкция замка, запирающих устройств и др.), иные обстоятельства, способствовавшие совершению преступления. Эксперт, используя свои специальные знания, действует на основе полномочий, которые определяются процессуальным законодательством. Установив обстоятельства, способствовавшие совершению правонарушения, эксперт указывает на них в своем заключении. При производстве экспертиз он может выявить такие обстоятельства как по заданию следователя, так и по собственной инициативе. В последнем случае эксперт информирует об этом следователя, который может ему предоставить дополнительные материалы или внести в постановление новые вопросы. Возможности эксперта в разработке профилактических предложений ограничены пределами специальных знаний и материалами, предоставляемыми на экспертизу по конкретному делу. Следователи и суды располагают более широкими возможностями и полномочиями, чем эксперт. Выявленные в ходе экспертного исследования причины и условия, способствовавшие совершению преступления, эксперт должен изложить в своем заключении. Роль профилактической деятельности можно проиллюстрировать совершенствованием средств защиты ценных бумаг, а также бланков документов. Эксперты, исследуя фальсифицированные денежные билеты, ценные бумаги, удостоверения на право вождения автомобилей, трудовые книжки, выявляли способы подделки и информировали о них соответствующие полиграфические предприятия, которые в свою очередь предпринимали меры по совершенствованию средств защиты этих объектов. Для непроцессуальной формы экспертной профилактики характерны: - справочно-консультационная деятельность; - профилактическая деятельность в ходе налогового или таможенного контроля; - обобщение и анализ экспертной практики; - изучение и обобщение практики применения криминалистических средств и методов; - проведение теоретических и экспериментальных исследований; - проведение занятий с должностными лицами соответствующих министерств, ведомств с целью обучения способам распознавания противоправных фактов; - участие в профилактических мероприятиях. Более подробно профилактическая деятельность экспертов — работников государственных экспертных учреждений регламентируется ведомственными нормативными правовыми актами. Так, Инструкцией по организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел РФ регламентируется профилактическая деятельность сотрудников ЭКП органов внутренних дел (п. 44). В частности, в случае выявления при производстве экспертиз условий, способствующих совершению преступлений и административных правонарушений, руководитель организует подготовку предложений, направленных на их устранение, которые оформляются отдельным документом и направляются лицу (органу), назначившему экспертизу. Основные принципы профилактической судебно-экспертной деятельности: - плановость; - обеспечение контроля за осуществлением профилактических мероприятий; - налаживание взаимодействия ЭКП со следственными и оперативными службами при осуществлении профилактической деятельности; - целесообразность и приемлемость (прежде всего с экономической точки зрения) профилактических рекомендаций и предложений.
Сегодня в рамках экспертной деятельности могут решаться следующие задачи предупреждения правонарушений: · разработка приемов и методов выявления причин и условий, способствующих совершению преступлений и административных правонарушений; · выявление объектов профилактического воздействия в рамках экспертной деятельности; · определение комплекса наиболее оптимальных мер профилактического воздействия. Технические средства и приемы, а также организационные мероприятия профилактического характера разрабатываются экспертами на основе накопленного практического опыта и специальных знаний. Основными направлениями развития частной теории экспертной профилактики являются: разработка методов экспертного прогнозирования; определение актуальных направлений экспертного прогнозирования; разработка научных основ методик прогнозирования различных областей судебно-экспертного знания. Тема 2. Понятие и классификация судебных экспертиз. Экспертизы, назначаемые по делам о пожарах Учебные вопросы 2.1. Судебная экспертиза. Участие эксперта в судопроизводстве 2.2. Классификация судебных экспертиз. 2.3.Специальные знания пожарно-технического эксперта. Пожарно-техническая экспертиза ВВЕДЕНИЕ В процессе раскрытия и расследования преступлении и при судебном разбирательстве постоянно возникает необходимость решения вопросов, требующих профессиональных знаний в различных отраслях науки, техники, искусства и ремесла. В таких случаях следователи, судьи обращаются к лицам, располагающим такими знаниями, именуемыми специальными. Специальными являются знания, выходящие за рамки общеобразовательной подготовки и простого житейского опыта, приобретаемые в процессе профессиональной деятельности в той или иной области науки, техники, искусства, ремесел, основанные на теоретических, базовых положениях соответствующих областей знаний и подкрепленные полученными в ходе специального обучения или первичной деятельности навыками.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 2802; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.214 (0.012 с.) |