Экономическая теория: предмет и метод 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономическая теория: предмет и метод



Экономика как сфера жизнедеятельности общества. Предмет, функции и разделы экономической теории. Методы экономической теории. Предельный анализ. Функциональный анализ. Равновесный анализ.

Классификация и характеристика потребностей и ресурсов. Проблема выбора в экономике

Потребности, их классификация и основные характеристики потребностей. Ресурсы (факторы) производства. Классификация и характеристики ресурсов. Ограниченность ресурсов. Экономические блага: виды, основные характеристики. Редкость экономических благ. Проблема выбора в экономике. Производственные возможности общества и их границы.

 

Тесты

1. Выберите наиболее корректное определение экономической теории:

а) наука о поведении людей в процессе производства, распределения и потребления материальных благ и услуг;

б) наука об экономических отношениях и законах, позволяющих выбирать наиболее эффективный способ производства в условиях ограниченности ресурсов;

в) наука о том, как делать деньги.

 

2. Что из перечисленного имеет отношение к содержанию предмета экономической теории:

а) эффективное использование ресурсов;

б) максимальное удовлетворение потребностей;

в) социально-экономические отношения;

г) способ производства;

д) поведение покупателей в процессе выбора товаров и услуг.

 

3. Экономическая теория имеет практическое значение если Вы:

а) столкнулись с проблемой выбора товаров в супермаркете;

б) голосуете на выборах за кандидата, выдвинувшего радикальную программу экономических реформ;

в) экономический кризис в стране требует от вас принятия адекватных хозяйственных решений;

г) ведете собственный бизнес;

д) ищете работу.

 

4. Каковы три коренные взаимосвязанные экономические проблемы:

а) зачем, когда и кто;

б) что, где и когда;

в) что, как и для кого.

 

5. Фундаментальная проблема, стоящая перед любой экономической системой:

а) проблема выживания человечества;

б) проблема справедливого распределения благ между индивидами;

в) проблема экономического роста и инфляции;

г) проблема ограниченности ресурсов и безграничности потребностей.

 

6. Экономические категории представляют собой:

а) взаимосвязи между понятиями;

б) научные абстракции, выражающие экономические отношения;

в) доказательства о наличии или отсутствии тех или иных явлений;

г) единичные случаи проявления тех или иных событий.

 

7. Экономические законы отражают:

а) необходимые и устойчивые взаимозависимости экономических отношений;

б) случайные и неповторяющиеся экономические взаимосвязи;

в) количественные оценки экономических явлений и процессов;

г) переходные состояния экономических отношений.

 

8. Поведение отдельных хозяйствующих субъектов изучается в:

а) микроэкономике;

б) макроэкономике;

в) мировой экономике.

 

9. Макроэкономика изучает:

а) общий уровень цен и безработицы;

б) распределение доходов в обществе;

в) уровень и темпы инфляции;

г) деятельность индивида, отдельной фирмы, функционирование различных товарных рынков;

д) экономический рост в масштабах национального хозяйства.

 

10. Нельзя назвать экономическим благом:

а) знания;

б) концерт;

в) военный корабль;

г) энергию ветра.

 

11. Разработка мер экономического воздействия, социально-экономических программ относится к … функции экономической теории:

а) познавательной;

б) методологической;

в) критической;

г) практической.

 

12. Нормативная экономическая теория изучает:

а) что было;

б) что есть;

в) что будет;

г) что должно быть.

 

13. Какие из приведённых ниже утверждений являются позитивными:

а) в последнее время в экономике наблюдается спад производства;

б) необходимо разработать комплекс мер по снижению темпов инфляции;

в) структурная перестройка должна осуществляться постепенно;

г) структурная перестройка экономики ведёт к резкому росту безработицы.

 

14. Если экономические обобщения основываются на фактах, то такой метод анализа называется:

а) индуктивным;

б) синтезом;

в) гипотетическим;

г) дедуктивным.

 

15. Дедукция как метод познания экономической теории представляет:

а) выведение теоретических положений и принципов из фактов, движение мысли от частного к общему;

б) выделение наиболее существенных сторон изучаемого явления и отвлечение от всего второстепенного;

в) движение от теории к фактам, от общего к частному.

 

16. Метод научной абстракции в экономическом анализе позволяет выделить разные уровни экономики:

а) да;

б) нет.

 

17. Синтез – это метод исследования, заключающийся в:

а) обобщении в единое целое данных анализа;

б) мысленном отвлечении от несущественных сторон изучаемого явления;

в) разложении целого на составные части;

г) умозаключении от общего к частному.

 

18. Функциональный анализ позволяет исследовать закономерности изменения одной экономической величины в зависимости от изменения другой и установить способ связи между этими величинами:

а) да;

б) нет.

 

19. Первичными потребностями по классификации человеческих потребностей А. Маслоу являются:

а) социальные потребности;

б) потребности в безопасности;

в) потребности в признании обществом;

г) физиологические потребности;

д) потребности в самовыражении, самореализации.

 

20. Что из ниже перечисленного не относится к основному капиталу?

а) производственные здания;

б) топливо;

в) станки и оборудование;

 

21. Найдите неверный ответ. Кривая производственных возможностей показывает:

а) наилучшую из возможных комбинаций двух товаров;

б) альтернативные комбинации производства двух благ при имеющемся количестве ресурсов;

в) количество двух благ, которые можно произвести, полностью используя данные ресурсы;

г) максимально возможное количество двух благ, которое можно произвести при имеющихся фиксированных ресурсах.

 

22. Что из ниже перечисленного не приведет к сдвигу кривой производственных возможностей вправо?


а) открытие


новых месторождений

б) научно-технический прогресс;

в) снижение уровня безработицы;

г) рост


производительности труда.


 

23. Точка, лежащая левее границы производственных возможностей, означает, что:

а) имеющиеся ресурсы используются не в полной мере;

б) имеющиеся ресурсы используются в полной мере;

в) имеющихся ресурсов не хватает для достижения границы производственных возможностей

г) имеющиеся ресурсы используются эффективно.

 

24. Найдите верное утверждение: потребности


а) безграничны;

б) взаимообусловлены;

в) историчны;

г) все утверждения верны.


 

25. Вмененные издержки возрастают, поскольку ресурсы являются:


а) ограниченными в природе;

б) не полностью взаимодополняемыми;

в) не полностью взаимозаменяемыми;

г) полностью взаимозаменяемыми.


 

26. Если открыты и разработаны новые залежи природных ископаемых, то кривая производственных возможностей экономики:


а) сдвинется влево;

б) сдвинется вправо;

в) не изменит своего положения;

г) изменит свою конфигурацию.

 


 


27. К оборотному капиталу относятся:

а) станки и оборудование;

б) производственные здания;

в) транспортные средства;

г) сырье и материалы.

 

28. Укажите блага-субституты:

а) нитка и иголка;

б) масло и маргарин;

в) автомобиль и бензин;

г) яблоки и груши.

 

29. В какие виды доходов реализуется собственность на:

Фактор производства Вид дохода
1. Земля a) Заработная плата
2. Рабочая сила b) Рента
3. Капитал c) Доход (прибыль)
4. Предпринимательская способность d) Процент

 

30. Какие из перечисленных факторов производства относятся к материальным ресурсам:

a) труд и земля;

b) предпринимательская способность и капитал;

c) капитал и земля;

d) труд и капитал.

 

31. Укажите комплементарные блага:

а) чай и кофе;

б) ботинки и шнурки;

в) автомобиль и бензин;

г) стол и стул.

 

32. К материальным ресурсам относят следующие факторы производства:

а) земля;

б) рента;

в) капитал;

г) рабочая сила.

 

33. К людским ресурсам относят следующие факторы производства:

а) предпринимательская способность;

б) рента;

в) капитал;

г) рабочая сила;

д) заработная плата.

 

34. Рента - это:

а) естественный и постоянный фактор, не являющийся результатом человеческой деятельности;

б) все средства, используемые человеком для производства благ и оказания услуг;

в) это отношение ежегодной суммы амортизационных отчислений к стоимости капитального блага, выраженное в процентах;

г) нет правильного ответа.

 

35. … — взаимодействие средств производства и людей, приводящих их в движение при создании благ или оказании услуг.

а) производительные силы;

б) совокупность средств труда и предметов труда;

в) реально вовлеченные в процесс производства ресурсы;

г) рабочая сила.

Задачи и упражнения

Задача 1

Предложим, что экономика производит только 2 товара. Обозначим количество производимого 1-ого товара символом Х, а 2-ого — символом У.

Величины Х и У связаны равенством, отражающем баланс располагаемых ресурсов, при условии, что все ресурсы затрачиваются на производство этих двух товаров:

2Х+3У-0,05ХУ=90

1) Вычислите значения величины У при следующих, приведенных в таблице, значениях Х:

Х            
У            

2) На основании данных таблицы постройте кривую производственных возможностей.

3) Объясните значение точек кривой производственных возможностей.

4) Что показывают точки, расположенные выше кривой производственных возможностей?

 

Задача 2

Чему равны вмененные издержки единицы продукта Х при переходе от альтернативы В к С и от С к Д?

Товар А В С Д
Х        
У        

 

Задача 3

Фермер на своем участке может выращивать для продажи или морковь, или свеклу. Он использует труд 10 сезонных рабочих. Каждый из рабочих может вырастить либо 100 кг свеклы, либо 80 кг моркови. Постройте график производственных возможностей фермерского хозяйства и объясните, почему он имеет такую форму.

 

Задача 4

В экономической системе производится 1000 тонн пшеницы и 10 комбайнов. Вменённые издержки производства пшеницы равны 0,04. Найдите максимально возможный выпуск комбайнов после сокращения производства пшеницы на 30 %.

Задача 5

Предположим, что в стране производится 30 тысяч автомобилей и 100 тысяч телевизоров. Допустим, что спрос на телевизоры возрос на 20 тысяч штук. Что произойдёт с производством автомобилей?

Чему равны вменённые издержки производства автомобилей, если страна меняет вариант производства с В на Г?

 

Задача 6

Увеличение выпуска молока на 6 тонн требует сокращения выпуска тракторов на 2 штуки. Рассчитать вменённые издержки производства одного трактора.

Задача 7

Рассмотрим гипотетическую экономическую ситуацию: при производстве 1 кг резины было недополучено 5 велосипедных колёс. Какому из приведённых ниже вариантов это соответствует:

Продукт Вариант
A B C D
Резина, кг                
Велосипедные колёса, шт                

 

Задача 8

При производстве 1 кг алюминия недополучено 10 керамических ваз. Какой альтернативе производства соответствует это условие:

Продукт А В C D
Алюминий, кг                
Вазы, шт.                

Задача 9

Построить КПВ по данным таблицы. Нанести и охарактеризовать варианты производства Е и К.

Вариант производства Продукты питания, млрд тонн Станки, тысяч шт.
А    
Б    
В    
Г    
Д    
Е    
К    

Можно ли использовать эти точки как альтернативы производства?

 

Задача 10

В таблице описаны производственные возможности страны:

Вариант производства Продукты питания, млрд тонн Станки, тысяч шт.
А    
Б    
В    
Г    
Д    
Е    

Построить КВП и найти стоимость 1-го дополнительного миллиарда тонн продуктов питания, если страна меняет вариант производства с Б на В.

 

Задача 11

При производстве двух товаров Х и Y все используемые ресурсы являются абсолютно взаимозаменяемыми. Как будет выглядеть кривая производственных возможностей данной страны.

 

Темы рефератов

1. Возникновение и развитие экономической теории.

2. Главные направления современной экономической мысли.

3. Трактовки предмета экономической теории различными школами экономистов.

4. Экономические блага и их классификация.

5. Эволюция концепций факторов производства.

6. Предпринимательство как ресурс в современной экономике. Формы предпринимательства.

7. Воздействие научно-технического прогресса на совершенствование технологического способа производства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 947; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.238.70 (0.059 с.)