Вопрос 6. Знаки препинания в сложном предложении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 6. Знаки препинания в сложном предложении



Предложения, в состав которых входят несколько простых, называются сложными. В зависимости от грамматической связи между частями таких предложений и их смысловой нагрузки выделяются: сложносочиненные предложения, сложноподчиненные предложения, сложносочиненные предложения с подчинением, бессоюзные сложные предложения.

Сложносочиненное предложение

ПРАВИЛО 16:

Между простыми частями сложносочиненного предложения, соединенными между собой сочинительными союзами, ставится запятая:

В конце рассмотрения дела по существу председательствующий предоставляет участникам процесса возможность внести имеющиеся у них дополнения, и затем суд переходит к заслушиванию судебных прений и заключения прокурора.

* Если простые части сложного предложения распространены, между ними ставится точка с запятой:

Исковые дела в дореволюционной России содержали спор о гражданском праве; в них участвовали две стороны, вступившие в спор и наделённые равными правами и обязанностями.

 

ПРАВИЛО 17:

В сложносочиненном предложении запятая не ставится, если части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член или общее придаточное предложение:

Когда во всем доме неожиданно погас свет, прозвучал резкий хлопок и раздался пронзительный женский крик.

Задания:

Задание 1.

Прочтите отрывок из статьи Ю.Цыховыны. Определите, какие перед Вами предложения. Установите границы простых предложений в составе сложных и расставьте знаки препинания.

 

Россияне сегодня могут искать правды не только у себя на Родине, но и в Европе, а именно в Европейском суде по правам человека. На сегодняшний день в секретариате Европейского суда зарегистрировано более 12500 жалоб с участием России. Однако защитить свои права можно не только в Страсбурге, но и в Женеве – в комитете ООН по правам человека.

Россия постепенно включается в международное правовое поле. Одним из институтов международного права является Комитет ООН по правам человека в Женеве. Комитет не так популярен, как Европейский суд но этому есть свое объяснение. Решения Комитета ООН по правам человека носят рекомендательный характер а решения Европейского суда обязательны для исполнения. Европейский суд также может присудить определенную компенсацию подателю жалобы а при обращении в Комитет речь о деньгах не ведется. По результатам рассмотрения вашего сообщения в Комитете могут быть восстановлены ваши права либо могут быть внесены изменения в законодательство с целью предотвращения нарушения прав человека в будущем но материальной компенсации вам не выплатят.

Сложноподчиненное предложение

 

ПРАВИЛО 18:

В сложноподчиненных предложениях придаточные части отделяются от главной части запятой или могут выделяться запятыми с обеих сторон, если находятся внутри главной части.

 

Хотя законодательная формулировка нового УК РФ не подразделяет цель предупреждения новых преступлений на специальную и общую превенцию, она оставляет возможность для различного толкования этой цели.

Если при рассмотрении дела в порядке особого производства возникает спор о праве, суд оставляет заявление без рассмотрения и разъясняет заинтересованным лицам, что они вправе предъявить иск на общих основаниях.

 

ПРАВИЛО 19:

Запятая в сложноподчиненном предложении не ставится в случае, если однородные придаточные части имеют общий член или общую часть:

При заключении брака супруги по своему желанию избирают фамилию одного из супругов в качестве их общей фамилии либо каждый из супругов сохраняет свою добрачную фамилию.

 

Задания:

 

Задание 1.

Определите части сложноподчиненного предложения. Расставьте знаки препинания. Объясните их постановку.

 

1. Свидетели которые были допрошены в суде почти все являются работниками милиции поэтому к их показаниям необходимо относится соответствующим образом. 2. В заключение подчеркнем что стандартных реплик не существует. 3. Следует принести свои извинения если в реплике прокурора было обращено внимание на неэтичные высказывания со стороны защиты. 4. Субъектом правонарушения является участник общественных отношений которого юридическая норма наделила правами и обязанностями. 5. Финансисты, банкиры, бизнесмены любого калибра с ужасом вспоминают дефолт1998 года когда словно мор прокатился по всем политическим структурам. 6. Высота росла медленней чем набирали потолок самолеты. 7.Он видел как двое монтажников лезли наверх по внешней лестнице. 8.Все эти события происходили в тот период когда начала зарождаться автомобильная промышленность.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ. Задание 2.

Замените в тексте, принадлежащем официально-деловому стилю («Уголовный кодекс Российской Федерации».Ст.109), все слова, которые обозначают не предметы, а ситуации, придаточными частями.

Чем текст, построенный вами при помощи сложноподчиненных предложений, отличается от первоначального. Назовите основные черты официально-делового и научного стилей.

Спишите полученный вариант. Обратите внимание на постановку знаков препинания.

 

Причинение смерти по неосторожности вследствие надлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей, а равно причинение смерти по неосторожности двум или более лицам – наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ. Задание 3.

Прочитайте речь Епископа Тихвинского Константина «Православие и культура». Определите основную мысль текста. Объясните знаки препинания в тексте. Составьте 10 вопросов по тексту.

 

1. Какие ценности следует взять в XXI, и что следует воспитывать в первую очередь у народов России?

Прежде всего это ценности православного патриотизма, любовь к Родине, к земному Отечеству. Конечно, Россию надо любить трезво, не закрывая глаза на беды, пороки, катастрофы, но необходимо властно останавливать и пресекать глумление над нашей Родиной, ее прошлым и настоящим. Настоящая русофобская кампания, развязанная в некоторых СМИ, не случайна; за ней стоят процесс глобализации и стремление определенных сил на Западе лишить Россию национального самосознания, чтобы было легче ее грабить и манипулировать ею. Глобальный неэквивалентный обмен предполагает не только экономическое ограбление мировой периферии, но и духовную власть над ней – ту самую власть, которой дано наделять авторитетом и престижем или дискредитировать. Опыт показал, что глобальный мир – это не столько взаимозависимый мир, как уверяли новые либералы, сколько зависимый – управляемый из одного центра.

2. Далее следует воспитывать в обществе бескорыстие, нестяжательство и принцип разумной достаточности. Коррупция, погоня за наживой, рвачество ничтожного меньшинства ставят нашу страну на грань экономической и политической катастроф; абсолютно ненормальным является ситуация, когда в год из России вывозится на сытый Запад по несколько ее годовых бюджетов, а офицеры российской армии пускают себе пулю в лоб от нищеты и безысходности, дети на уроках падают в обморок от голода, а пенсионеры стоят у метро с протянутой рукой. Конечно, нужны соответствующие законодательные меры.

3. Следующее, что надлежит взращивать – это семейные ценности: уважение к родителям, любовь к детям, а также чувство целомудрия…Известно положение политической психологии: если государство или общественные структуры заинтересованы в увеличении населения, то должен насаждаться культ романтической любви и счастливой семьи. Если же необходимо сокращение населения, то пропагандируются «свободная любовь», секс. Сегодня необходима моральная цензура в СМИ и печати. Кстати, за подобный контроль, например, высказываются 70% жителей Санкт-Петербурга, которые просто устали от потоков нравственной грязи, хлещущей в СМИ.

4. Самое главное – необходимо взращивать чувство любви к человеку как к образу Божию, живой личности, а не абстрактному объекту каких-то виртуальных «прав человека». Это чувство братства людей должно вести к социальному миру и общественному согласию. Инстинкт конкуренции следует заменить чувством корпоративности, сотрудничества, взаимодействия. От конкурентной модели общества, от войны всех против всех следует перейти к синергетической модели.

В этом воспитательном процессе надо задействовать все силы государства, лучшие достижения классической культуры, прежде всего русской, отечественной.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.179.192 (0.017 с.)