Партийная система и ее структура. Политич партии рб 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Партийная система и ее структура. Политич партии рб



 

Партийная система — это совокупность определенных партий и взаимодействий между ними, характерных для данной политической системы (политического режима).

Виды партийных систем:

*однопартийные; * двухпартийные; * многопартийные.

 

Однопартийная система наиболее характерна для тоталитарных и авторитарных политических режимов. Такие режимы исключают плюрализм мнений и открытую конкуренцию различных политических сил. Однопартийность — это фактическая монополия одной партии на власть. Такая партийная система сливается с государственными структурами, и их функции непросто разграничить.Некоторые исследователи считают, что однопарт сис-му нельзя причислять к числу партийных систем,т.к. один элемент не может образовывать систему. Но они существуют.

Двухпартийная система – это такая ситуация в стране, когда реальную борьбу за власть на выборах ведут две основные партии, а все остальные не в состоянии помешать двум основным поочередно приходить к власти.

Существует две основные разновидности двухпартийной системы:

1. Двухпартийная системас мажоритарной партией. Для нее характерны следующие признаки:

*одна из двух основных партий становится по итогам выборов мажоритарной (т.е. набирает больше50% голосов избирателей);

*две основные партии набирают в совокупности порядка 90% голосов избирателей;

*на долю всех остальных партий приходится около 10% голосов избирателей.

2. Система 2 + 1 партии (или «двух с половиной партий»). В этом случае среди прочих партий есть средняя по влиянию партия, без поддержки которой ни одна из двух основных не может стать мажоритарной. В период избирательной кампании она вступает в блок с одной из двух основных партий, тем самым обеспечивая ее приход к власти. Такая партийная система существует, в частности, в ФРГ, в Австралии, в ряде других стран.

Многопартийная система – это такая ситуация в стране, когда больше чем две партии могут оказывать влияние на формирование правительства.

Выделяют две разновидности многопартийной системы:1. Многопартийная система с доминирующей партией. 2. Многопартийная системакакблок миноритарных партий. Из сказанного следуют два важных вывода: 1) двухпартийная и многопартийнаясистемы различаются не по числу партий, а по силе и влиянию партий; 2) двухпартийная система есть по существу лишь особая разновидность многопартийной системы.

Зарегистрированные в РБ полит партии различаются по идеологическим доктринам, по предлагаемым способам преобразования белорусского общества, по отношению к правовому государству, к проблемам национально-культурного возрождения. Взяв за основу классификации партий эти критерии, их можно расположить примерно следующим образом:
· левые партии: Компартия Беларуси, Партия коммунистов Белорусская, Белорусская патриотическая партия, Республиканская партия труда и справедливости, Аграрная партия;
· левоцентристские партии (социал-демократические и социалистические): Белорусская социал- демократическая партия (Народная Грамада), Белорусская социал-демократическая Грамада, Белорусская партия труда; Социал-демократическая партия народного согласия;
· правые и правоцентристские партии: Консервативно-христианская партия БНФ, партия БНФ, Объединенная гражданская партия, Либерально-демократическая партия.

22.
Избирательная система в широком смысле
– совокупность общественных отношений, связанных с проведением выборов. Избирательная система в узком смысле – способ подведения итогов голосования и подсчета голосов.

Избирательное право в объективном смысле – совокупность норм, регулирующих выборы.

Избирательное право в субъективном смысле – право лица участвовать в организации и проведении выборов – является комплексным и охватывает совокупность субъективных прав (право быть внесенным в списки избирателей, право быть избранным в избирательную комиссию (там, где они формируются путем выборов), право выдвигать кандидатов и др.).

Мажоритарная избирательная система – избирательная система, при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов. Пропорциональная избирательная система – избирательная система, при которой мандаты распределяются между партиями и их объединениями пропорционально числу полученных голосов.

Система единственного передаваемого голоса – разновидность пропорциональной системы, при которой используются система преференций и квота.

Смешанные избирательные системы – системы, в которых используются и мажоритарная, и пропорциональная системы.

Принципы избирательного права:

1) свободы выборов – принцип, согласно которому выборы должны осуществляться на основе свободного волеизъявления избирателя. Данный принцип имеет два аспекта: свобода волеизъявления при голосовании и свобода участия в выборах;

2) всеобщности избирательного права – принцип, согласно которому все взрослые дееспособные граждане обладают правом участия в выборах. Пределы всеобщности определяются по наличию избирательных цензов (это условие участия в выборах). Избирательные цензы:

а) возрастной (обычно 18 лет, но встречается и ниже) и от 18 лет и выше в зависимости от уровня органа или должности для пассивного избирательного права;

б) вменяемости;

в) оседлости (т. е. проживания в течение установленного законом срока на территории). Менее распространены: образовательный ценз; религиозный ценз (ряд мусульманских стран); морально-этические цензы;

3) равенства избирательного права – принцип, согласно которому:

а) каждый избиратель наделен таким же числом голосов;

б) «вес голоса» одного избирателя равен «весу голоса» другого избирателя;

4) прямых выборов – означает, что избиратели голосуют непосредственно за своих кандидатов, непрямые – при которых голосуют представители избирателей. Непрямые выборы: косвенные (голосует коллегия выборщиков – США) или многостепенные (вышестоящий орган выбирает нижестоящий – Казахстан, Куба, КНР);

5) тайного голосования – принцип, согласно которому исключается контроль за волеизъявлением избирателей (распространен повсеместно).

 

Избирательная система Республики Беларусь
Статья 3 Конституции республики Беларусь: «единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в РБ является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно через представительные органы в пределах, определенных Конституцией».
Статья 38 Конституции Республики Беларусь: «граждане Республики Беларусь имеют право свободно избирать и быть избранным в государственные органы на основе всеобщего, равного, прямого или косвенного избирательного права при тайном голосовании».
Выборы депутатов и других должностных лиц, избираемых на государственные должности народом, регулируются Конституцией и избирательным кодексом Республики Беларусь.
Выборы депутатов являются всеобщими, право избирать имеют граждане, достигшие 18 лет.
Выборы являются свободными, избиратель лично решает участвовать ему в выборах и за кого голосовать.
Выборы являются равными, избиратели имеют равное количество голосов.
Выборы являются прямыми, депутаты избираются гражданами непосредственно.
Голосование на выборах является тайным, контроль за волеизъявлением граждан в ходе голосования запрещается.
Право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит общественным объединениям, трудовым коллективам, гражданам в соответствии с законом.
Избирательный кодекс предоставляет право выдвижения кандидатов политическим партиям, трудовым коллективам, гражданам путем сбора подписей. Создается инициативная группа в количестве 3-10 членов инициативной группы.
Необходимое количество подписей:
• В Палату представителей: 1000 подписей избирателей, проживающих на территории округа.
• В областной Совет и минский Совет – 150, в районный и городской Совет – 75 подписей.
Референдум – голосование граждан, обладающих избирательным правом по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни.
В Республике Беларусь проведено 4 Референдума:
• 17 марта 1991г. по вопросу о сохранении СССР.
• 14 мая 1995г. по вопросам, предложенным Президентом о статусе русского языка, о новом государственном гербе и флаге, об экономической интеграции с Россией.
• 14 ноября 1996г. об изменениях и дополнениях в Конституцию Республики Беларусь.
• 17 октября 2004г. об изменении Статьи 81 Конституции Республики Беларусь (снят срок ограничения).

 

виды международных отношений, типы международных отношений

Международные отношения, как взаимосвязь мировых субъектов, обычно делятся еще на виды и типы. Наиболее распространенными видами международных отношений являются:

- политические отношения. Они проводятся как взаимодействие внешней политики государств. Благодаря им обеспечивается безопасность участников международных отношений, образуются организационно-правовые рамки развития всех остальных видов международных связей. Политические отношения являются, прежде всего, межгосударственными отношениями, поэтому они занимают центральное, ведущее место во всей системе международных отношений;

- экономические международные отношения являются следствием исторически объективной интернационализации производственных процессов, международного разделения труда, формирования международного рынка и осуществляющейся научно-технической революции;

- военно-стратегические отношения обычно складываются в виде отношений кооперативного характера, тогда создаются блоки, альянсы, заключаются различные пакты. Этот вид международных отношений доминирует над другими в том случае, когда государства отводят фактору военной силы в достижении своих национальных интересов решающее значение. В центре национальных интересов может быть расширение своего влияния, оборона, безопасность или просто международный престиж;

- культурные отношения являются результатом исторического развития мировой цивилизации, включающей материальные и духовные ценности человечества. Каждый народ в своем развитии вносит свою определенную лепту в культуру, а культурные международные отношения обеспечивают условия, чтобы созданная культурная новация стала всеобщим достоянием. С этой целью проводятся гастроли артистов и организуются фестивали, выставки произведений искусств, достижений науки и техники; широко практикуется обмен литературой, плодотворно работают потенциальные институты и интернет. Огромная заслуга в этом деле принадлежит организации ЮНЕСКО, ВОЗ и другим гуманитарным международным институтам. Кроме названных видов, которые повсеместно и широко используются на международной арене, встречаются еще социальные, идеологические, религиозные и этнические, призванные разрешать свои партикулярные интересы.

 

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Международные организации являются субъектами международного права особого рода. Их правосубъектность не идентична правосубъектности государств, так как не проистекает из суверенитета. Международная организация, не обладая суверенитетом, источником своих прав и обязанностей, в сфере реализации своей компетенции имеет международный договор, заключенный между заинтересованными государствами.

Наиболее известными международными организациями являются Организация Объединенных Наций (ООН), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Содружество Независимых Государств (СНГ), Совет Европы и др. Учредительные акты организаций устанавливают, что прием в члены организации открыт для всех государств, разделяющих принципы этой организации. Члены организации подразделяются на две категории; первоначальные члены (государства, участвовавшие в разработке и принятии учредительного акта организации. Для них устанавливаются несколько более льготные условия вступления. Любой первоначальный член может стать членом организации, сообщив об этом высшему должностному лицу о своем формальном принятии обязательств, вытекающих из учредительного акта такой организации) и другие члены (принимаются большинством в две трети голосов).

Ряд организаций наряду с общим требованием – строгое соблюдение положений учредительного акта – выдвигают дополнительные требования к претендентам (членами Организации стран – экспортеров нефти (ОПЕК) могут стать только страны, в значительных масштабах экспортирующие сырую нефть. Статус ассоциированного члена может быть предоставлен странам, которые не могут иметь большинства голосов, необходимого для получения статуса полноправного члена – ст. 7 Устава ОПЕК).

Права и обязанности государств-членов международных организаций объединяют в две категории:

1) индивидуальные – любой член организации может обладать индивидуальными правами и обязанностями как партнер такой организации или член организации;

2) коллективные – имеют общих адресатов, т. е. обращены ко всем членам или двум и более членам организации, предписывают предпринять совместные действия, затрагивающие интересы всех участников организации.

Выделяют также права и обязанности:

1) вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права;

2) непосредственно касающиеся участия государств во внутренней текущей деятельности организации;

3) связанные с соблюдением основных положений учредительного акта организации.

Проблема выхода из международной организации связана с другим вопросом – порядком денонсации международного договора, являющегося институциональным документом. В учредительных актах организаций закрепляется несколько способов прекращения членства:

1) добровольный выход;

2) автоматический выход;

3) исключение;

4) прекращение существования государства;

5) ликвидация организации.

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.51.191 (0.029 с.)