Общая характеристика производства о применении принудительных мер медицинского характера 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика производства о применении принудительных мер медицинского характера



Курсовая работа

Производство по применению принудительных мер медицинского характера

 

Исполнитель:

студентка 4 курса ИЮ группы 413

Райхерт А.Ю.:

Преподаватель:

Казаков А.И.

 

 

Екатеринбург

Оглавление

 

Введение……………………………………………………………………….3

1. Общая характеристика производства о применении принудительных мер медицинского характера……………………………………………...………5

2. Порядок производства по применению принудительных мер медицинского характера……………………………………………………...8

2.1. Досудебное производство о применение принудительных мер медицинского характера……………………………………………………...8

2.1.1. Форма предварительного расследования……………………………..8

2.1.2. Возбуждение уголовного дела………………………………………...8

2.1.3. Производство предварительного следствия………………………….9

2.2. Производство в суде первой инстанции……………………………….14

2.2.1. Назначение судебного заседания…………………………………….15

2.2.2. Особенности судебного разбирательства по уголовным делам о применении принудительных мер медицинского характера……………..15

2.2.3. Виды решений, принимаемых судом по уголовным делам о применении принудительных мер медицинского характера……………..16

2.3. Особенности обжалования. Прекращение, изменение и продление применения принудительных мер медицинского характера……………..18

Заключение…………………………………………………………………...22

Список источников и литературы…………………………………………..23

 

Введение

 

Человек, его права и свободы Конституцией РФ провозглашены высшей ценностью общества, а их признание, соблюдение, защита - обязанностью государства. Пристальное внимание к правам человека обусловлено стремлением России к строительству правового государства, принятыми международно-правовыми обязательствами в этой области, проводимой в стране правовой реформой. Этим вызваны и происходящие преобразования в сфере уголовного судопроизводства, направленные на совершенствование системы гарантий прав и законных интересов граждан.

Именно в данной связи Конституция РФ закрепила тезис о том, что защита прав, свобод и законных интересов личности - одна из центральных и приоритетных задач, строящегося демократического государства и гражданского общества (ст. 2, 17,3 8, 46, 52 Конституции РФ). Поэтому, и применение принудительных мер медицинского характера призвано служить не только наиболее полной реализации целей и задач уголовного судопроизводства, но и эффективному обеспечению прав, свобод и законных интересов граждан.

Лица, страдающие психическими расстройствами, являются самой уязвимой в правовом отношении категорией населения страны. Об этом говорится и в международных актах, где одним из показателей уровня социально-экономического развития, гуманизации и демократизации общества называется соблюдение и обеспечение прав человека в сфере психического здоровья. Ст. 25, 29 Всеобщей декларации прав человека, ст. 7, 9, 10 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, ст. 5-8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 3, 5 Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека и др. // См.: Защита прав человека в местах лишения свободы: сборник нормативных актов и официальных документов. М., 2003.

В Принципах защиты лиц с психическими заболеваниями и улучшения психиатрической помощи и Декларации о правах умственно отсталых лиц (приняты соответственно 18.02.1992 г. и 20.12.1971 г. Генеральной Ассамблеей ООН) предусмотрено, что каждый человек с психическим заболеванием должен иметь право пользоваться всеми гражданскими, политическими, экономическими, социальными и культурными правами, ограничения в осуществлении этих прав допускаются только в рамках закона и в случае необходимости защиты здоровья и безопасности самого лица, других лиц или в случаях защиты общественной безопасности, порядка, здоровья или нравственности.

Общее количество лиц с психическими расстройствами, совершающих преступления, ежегодно остается весьма значительным и в общей массе преступников составляет от 20 до 50-60%.

По данным исследований, доля лиц, признанных вменяемыми, но имеющих выраженные психические расстройства, среди всех лиц, направляемых на экспертизу, еще выше - около 65%.

В этой связи особую актуальность приобретают законность и обоснованность применения принудительного лечения, поскольку принуждение всегда связано с существенным ограничением прав человека. Поэтому важным является решение задачи обеспечения законности при осуществлении расследования и рассмотрения дел о применении принудительных мер медицинского характера, неуклонного соблюдения гарантий охраны прав личности при применении к ним принудительных мер. Указанные обстоятельства обуславливают своевременность и актуальность настоящего исследования.

Цель и задачи курсовой работы. Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы на основе уголовного и уголовно-процессуального законодательства, научной литературы и судебной практики комплексно исследовать предпосылки и правовые последствия применения принудительных мер медицинского характера. Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

- обзорное изучение общих характеристик применения принудительных мер медицинского характера;

- изучение процедуры применения принудительных мер медицинского характера;

- анализ практических аспектов применения принудительных мер медицинского характера.

 

Объект и предмет исследования. Объектом исследования в рамках курсовой работы выступают общественные отношения, связанные с применением принудительных мер медицинского характера. Предметом исследования являются нормы уголовного и уголовно-процессуального права, регулирующие вопросы применения принудительных мер медицинского характера; теоретические воззрения на разрабатываемые проблемы; судебная практика.

Методологическую основу исследования составляют такие методы как сравнительно-правовой, статистический, исторический и иные приемы обобщения научного материала и практического опыта.

Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав и заключения.

Раскрытие темы предполагает изучения ряда нормативных актов, в частности: Конституции РФ, Уголовного кодекса РФ, Уголовно-процессуального кодекса РФ, других актов различной юридической силы, практики их применения, а также научной литературы, методических разработок, пособий и материалов периодических изданий.

 

Порядок производства по применению принудительных мер медицинского характера

Досудебное производство о применении принудительных мер медицинского характера

2.1.1. Форма предварительного расследования

По уголовным делам в отношении лиц, указанных в ч. 1 ст. 433 УПК РФ, предварительное следствие обязательно. При этом предварительное следствие может производиться следователями любого органа с учетом его предметной подследственности. Если ранее по данному уголовному делу осуществлялось дознание, то сразу же после получения информации о психическом состоянии лица уголовное дело направляется через прокурора к следователю для дальнейшего производства предварительного следствия.

Возбуждение уголовного дела

Для установления факта совершения лицом запрещенного уголовным законом деяния в состоянии невменяемости необходимо возбудить уголовное дело и провести предварительное расследование.

Уголовные дела об общественно опасных деяниях лиц с психическими расстройствами возбуждаются на общих основаниях в порядке, установленном ст. 140-148 УПК. Наличие данных о том, что лицо, совершившее общественно опасное деяние, страдает психическим расстройством, не может служить основанием для отказа в возбуждении уголовного дела.

Решение о возбуждении уголовного дела в отношении лица, совершившего запрещенное уголовным законом деяние, может принять орган дознания, дознаватель, руководитель следственного органа и следователь в пределах своей компетенции.

После возбуждения уголовного дела этой категории дознаватель вправе провести неотложные следственные действия в целях обнаружения, фиксации следов происшествия, незамедлительного закрепления и исследования доказательств и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела обязан направить его руководителю следственного органа с учетом подследственности для производства предварительного следствия (ст. 157 УПК).

Предварительное следствие

По уголовным делам в отношении лиц, совершивших общественно опасное деяние в состоянии невменяемости, и лиц, у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, предварительное следствие обязательно (ст. 434 УПК). Предварительное следствие должно быть проведено по каждому такому делу независимо от квалификации содеянного.

Это требование закона обусловливается сложностью и трудностью расследования уголовных дел в отношении лиц, страдающих психическими расстройствами, не отдающими себе отчет в своих действиях и не могущих дать объяснения своим поступкам. Процедура предварительного следствия обеспечивает дополнительные гарантии прав и законных интересов этих лиц.

Предварительное следствие по делам данной категории уполномочены проводить следователи Следственного комитета РФ, органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел РФ, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ст. 151 УПК).

Производство предварительного следствия в отношении лиц, совершивших общественно опасное деяние в состоянии невменяемости, и лиц, у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказание или его исполнение, определяется общими положениями, установленными уголовно-процессуальным законодательством с учетом следующих особенностей.

При определении предмета доказывания по делам данной категории следует руководствоваться не только ст. 73 УПК, устанавливающей общий предмет доказывания по каждому уголовному делу, но и ст. 434 УПК, определяющей специфические обстоятельства, подлежащие доказыванию по этим делам.

В ходе предварительного следствия необходимо, прежде всего, установить время, место, способ и другие обстоятельства совершения общественно опасного деяния. При этом следует учитывать, что не всякое общественно опасное деяние может повлечь за собой применение к лицу принудительной меры медицинского характера, а только такое, которое запрещено уголовным законом. Если невменяемое лицо совершило деяние, не подпадающее под признаки определенной статьи уголовного закона, а связано с нарушением норм иных отраслей права (административного, гражданского и др.), то к нему не могут быть применены положения ст. 21 УК и назначены принудительные меры медицинского характера.

При доказывании наличия общественно опасного деяния необходимо дать ему правильную юридическую оценку, с учетом которой будут решаться вопросы подследственности и подсудности уголовного дела, а также устанавливаться общественная опасность лица, совершившего это деяние.

В процессе производства предварительного следствия должно быть установлено, что общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом, совершено данным лицом. Это обстоятельство является гарантией от привлечения к применению принудительных мер медицинского характера лица, не причастного к совершению этого деяния.

По делам данной категории подлежит доказыванию характер и размер вреда, причиненного деянием. Установление этого обстоятельства может иметь уголовно-правовое значение (для правильной юридической оценки содеянного), а также для обеспечения прав и законных интересов потерпевшего. Часть 3 ст. 1078 ГК предусматривает, что если вред причинен лицом, которое не могло понимать значение своих действий или руководить ими вследствие психического расстройства, обязанность возместить вред может быть возложена судом на проживающих совместно с этим лицом его трудоспособных супруга, родителей, совершеннолетних детей, которые знали о психическом расстройстве причинителя вреда, но не ставили вопрос о признании его недееспособным. Решение по этому вопросу принимается судом в порядке гражданского судопроизводства.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 434 УПК при производстве предварительного следствия подлежит доказыванию наличие у лица, совершившего общественно опасное деяние, психических расстройств в прошлом, степень и характер психических заболеваний в момент совершения деяния, запрещенного уголовным законом, или во время производства по уголовному делу. Неисследование вопроса о психическом состоянии лица в момент совершения преступления влечет отмену судебного решения.

Установление психических расстройств у лица и их влияние на сознание и поведение личности является компетенцией судебной психиатрии. Поэтому производство судебно-психиатрической экспертизы по делам данной категории является обязательным. Цель производства судебно-психиатрической экспертизы по этим делам состоит в том, чтобы определить наличие и характер психического расстройства лица, совершившего деяние, и установить способность этого лица защищать свои права и законные интересы в уголовном судопроизводстве.

В случае установления факта психического расстройства у лица, к которому в качестве меры пресечения применено содержание под стражей, следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждают перед судом ходатайство о переводе данного лица из мест содержания под стражей в психиатрический стационар (ст.435 УПК).

Помещение лица, не содержащегося под стражей, в психиатрический стационар при назначении и производстве судебно-психиатрической экспертизы производится на основании судебного решения, принятого в порядке, установленном ст. 165, 203 УПК.

Если в ходе предварительного расследования по уголовному делу о преступлении, совершенном в соучастии, будет установлено, что кто-либо из соучастников совершил деяние в состоянии невменяемости или у кого-либо из соучастников психическое расстройство наступило после совершения преступления, то уголовное дело в отношении его может быть выделено в отдельное производство в порядке, установленном ст. 154 УПК.

Лицо, в отношении которого осуществляется производство о применении принудительных мер медицинского характера, является субъектом уголовно-процессуальных отношений. Однако оно не является ни подозреваемым, ни обвиняемым. Согласно уголовно-процессуальному законодательству такие лица именуются "лицом, совершившим запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменяемости", либо "лицом, у которого после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение", либо "лицом, к которому применена принудительная мера медицинского характера".

Несмотря на это, лицо, в отношении которого ведется производство о применении принудительных мер медицинского характера, должно обеспечиваться равными процессуальными правами с другими лицами, в отношении которых осуществляется уголовное преследование (подозреваемый, обвиняемый).

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 27 июня 2000 г. № 11-П, при обеспечении процессуальных гарантий лицам, чьи права и законные интересы затрагиваются в ходе уголовного судопроизводства, необходимо исходить не только из формального наделения их соответствующими процессуальными правами, но и, прежде всего, из их фактического процессуального положения.

Лицо, в отношении которого ведется производство о применении принудительных мер медицинского характера, так же как подозреваемый и обвиняемый по уголовному делу, по существу, уличается в совершении деяния, запрещенного уголовным законом.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 20 ноября 2007 г. № 13-П признал, что лицу, в отношении которого ведется производство о применении принудительных мер медицинского характера, должны обеспечиваться процессуальные права, равные с правами других лиц (подозреваемый, обвиняемый), в отношении которых осуществляется уголовное преследование, хотя это лицо и не привлекается к уголовной ответственности. До получения результатов судебно-психиатрической экспертизы лицо, в отношении которого она проводилась, по своему статусу являлось обвиняемым или подозреваемым и, таким образом, уже обладало соответствующими процессуальными правами (ст. 46, 47 УПК).

Это означает, что лицо, в отношении которого осуществляется производство о применении принудительных мер медицинского характера по общему правилу, если этому не препятствуют какие-либо особые обстоятельства (например, если имеются какие-либо признаки агрессивного поведения или если физическое и психическое состояние не позволяют ему участвовать в производстве следственных действий или предстать перед судом), вправе давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, знакомиться по окончании предварительного следствия со всеми материалами уголовного дела, присутствовать в судебном заседании, приносить жалобы на действия и решения следователя, прокурора, руководителя следственного органа и суда.

При производстве о применении принудительных мер медицинского характера участие защитника обязательно с момента вынесения постановления о назначении в отношении лица судебно-психиатрической экспертизы. Если защитник ранее участвовал в данном уголовном деле с момента его возбуждения, фактического задержания подозреваемого либо по иному основанию, предусмотренному УПК, то он продолжает выполнять свои функции. С момента вступления в дело защитник приобретает все полномочия, предусмотренные ст. 53 УПК.

Лицо, в отношении которого осуществляется производство о применении принудительных мер медицинского характера, может заявить отказ от защитника. Однако он не может быть принят ни следователем, ни судом.

Защита по таким уголовным делам как на предварительном следствии, так и в суде осуществляется адвокатами за счет средств федерального бюджета.

В числе дополнительных гарантий обеспечения прав и законных интересов лиц, в отношении которых ведется производство о применении принудительных мер медицинского характера, уголовно-процессуальное законодательство предусматривает обязательное участие законного представителя.

В соответствии с ч. 1 ст. 437 УПК в качестве законного представителя лица, в отношении которого ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, могут быть допущены его близкие родственники: супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки. При отсутствии близкого родственника либо в случае отказа законных представителей представлять интересы лица, в отношении которого ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, законным представителем может быть признан орган опеки и попечительства.

Окончание предварительного следствия.

Предварительное следствие по данной категории уголовных дел может быть завершено вынесением следователем постановления о прекращении уголовного

дела либо постановления о направлении уголовного дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера.

Следователь в результате изучения материалов уголовного дела и тщательной оценки собранных и проверенных доказательств, придя к выводу о необходимости прекращения уголовного дела либо направления его в суд для применении принудительных мер медицинского характера, обязан уведомить об этом лицо, в отношении которого решается вопрос о применении принудительных мер, его законного представителя и защитника, а также потерпевшего1. Ознакомление с уголовным делом, заявление и разрешение ходатайств о дополнении предварительного следствия производятся в общем порядке (ст. 216–219 УПК РФ).

Прекращение уголовного дела возможно по основаниям, указанным в ст. 24 и ст. 27 УПК РФ, т.е. в общем порядке. Специальным основанием для прекращения уголовных дел данной категории служат установленные в ходе расследования обстоятельства, свидетельствующие о том, что характер совершенного деяния и психического расстройства лица не связаны с опасностью для него или других лиц либо возможностью причинения им иного существенного вреда. Если лицо, в отношении которого уголовное дело прекращено, нуждается в психиатрической помощи, следователь должен сообщить в орган здравоохранения для решения вопроса о лечении указанного лица.

Постановление о прекращении уголовного дела оформляется в соответствии со ст. 212 и 213 УПК РФ. Копия постановления о прекращении уголовного дела должна быть вручена лицу, совершившему общественно опасное деяние, его законному представителю и защитнику, а также потерпевшему.

Постановление о направлении уголовного дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера должно отвечать требованиям ч. 4 ст. 439 УПК РФ.

Уголовное дело вместе с постановлением о направлении его в суд следователь передает прокурору. Послеизучения материалов дела прокурор принимает одно из следующих решений:

1) об утверждении постановления следователя и о направлении уголовного дела в суд;

2) о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного расследования;

3) о прекращении уголовного дела по основаниям, указанным в п. 1 ч. 1 ст. 439 УПК РФ.

Копия постановления о направлении уголовного дела в суд вручается лицу, в отношении которого решается вопрос о применении принудительных мер медицинского характера, его законному представителю и защитнику[9].

Заключение.

Выполнив анализ предложенных источников по выбранной теме, изучив и обобщив необходимый материал, в заключении можно сформулировать основные выводы теоретического и практического характера.

Принудительное лечение – это особый вид государственного принуждения, особая мера социальной защиты общества от действий лиц, страдающих психическими расстройствами.

Основаниями для применения принудительных мер медицинского характера могут быть: совершение лицом деяния, предусмотренного особенной частью УК РФ в состоянии невменяемости; в случае последующего психического расстройства, лица, совершившего указанное деяние; совершившим преступление и страдающим психическим расстройством, не исключающими вменяемости; совершившим преступление и признанным нуждающимися в лечении от алкоголизма или наркомании.

Принудительное лечение применяется в целях: ограждения общества от повторных действий лица, страдающего психическим расстройством, обеспечения безопасности самих этих лиц, их излечение от психического заболевания и приспособление их к условиям общественной жизни.

У производства по применению принудительных мер медицинского характера имеется ряд особенностей в порядке предварительного следствия, в судебном разбирательстве по уголовному делу, в обжаловании и опротестовании определения суда, а также в возобновлении дела в отношении лица, к которому была применена принудительная мера медицинского характера.

Разрешение вопроса о применении судом принудительных мер медицинского характера имеет задачей охрану от подобного рода общественно опасных посягательств:

- закрепленных в Конституции РФ общественного строя, его политической и экономической систем;

- социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан, провозглашенных и гарантируемых Конституцией РФ и другими законодательными актами;

- прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций.

Подводя черту под вышеизложенным, необходимо отметить, что принудительные меры медицинского характера в уголовном праве в наше время занимают одно из приоритетных мест. По своей сути принудительные меры медицинского характера не являются наказанием, выносимым судом к душевнобольным и к лицам, совершившим преступление в состоянии вменяемости, но до вынесения приговора или во время отбывания наказания лицам, заболевшим психической болезнью, лишающей их возможности отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими

 

Курсовая работа

Производство по применению принудительных мер медицинского характера

 

Исполнитель:

студентка 4 курса ИЮ группы 413

Райхерт А.Ю.:

Преподаватель:

Казаков А.И.

 

 

Екатеринбург

Оглавление

 

Введение……………………………………………………………………….3

1. Общая характеристика производства о применении принудительных мер медицинского характера……………………………………………...………5

2. Порядок производства по применению принудительных мер медицинского характера……………………………………………………...8

2.1. Досудебное производство о применение принудительных мер медицинского характера……………………………………………………...8

2.1.1. Форма предварительного расследования……………………………..8

2.1.2. Возбуждение уголовного дела………………………………………...8

2.1.3. Производство предварительного следствия………………………….9

2.2. Производство в суде первой инстанции……………………………….14

2.2.1. Назначение судебного заседания…………………………………….15

2.2.2. Особенности судебного разбирательства по уголовным делам о применении принудительных мер медицинского характера……………..15

2.2.3. Виды решений, принимаемых судом по уголовным делам о применении принудительных мер медицинского характера……………..16

2.3. Особенности обжалования. Прекращение, изменение и продление применения принудительных мер медицинского характера……………..18

Заключение…………………………………………………………………...22

Список источников и литературы…………………………………………..23

 

Введение

 

Человек, его права и свободы Конституцией РФ провозглашены высшей ценностью общества, а их признание, соблюдение, защита - обязанностью государства. Пристальное внимание к правам человека обусловлено стремлением России к строительству правового государства, принятыми международно-правовыми обязательствами в этой области, проводимой в стране правовой реформой. Этим вызваны и происходящие преобразования в сфере уголовного судопроизводства, направленные на совершенствование системы гарантий прав и законных интересов граждан.

Именно в данной связи Конституция РФ закрепила тезис о том, что защита прав, свобод и законных интересов личности - одна из центральных и приоритетных задач, строящегося демократического государства и гражданского общества (ст. 2, 17,3 8, 46, 52 Конституции РФ). Поэтому, и применение принудительных мер медицинского характера призвано служить не только наиболее полной реализации целей и задач уголовного судопроизводства, но и эффективному обеспечению прав, свобод и законных интересов граждан.

Лица, страдающие психическими расстройствами, являются самой уязвимой в правовом отношении категорией населения страны. Об этом говорится и в международных актах, где одним из показателей уровня социально-экономического развития, гуманизации и демократизации общества называется соблюдение и обеспечение прав человека в сфере психического здоровья. Ст. 25, 29 Всеобщей декларации прав человека, ст. 7, 9, 10 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, ст. 5-8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 3, 5 Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека и др. // См.: Защита прав человека в местах лишения свободы: сборник нормативных актов и официальных документов. М., 2003.

В Принципах защиты лиц с психическими заболеваниями и улучшения психиатрической помощи и Декларации о правах умственно отсталых лиц (приняты соответственно 18.02.1992 г. и 20.12.1971 г. Генеральной Ассамблеей ООН) предусмотрено, что каждый человек с психическим заболеванием должен иметь право пользоваться всеми гражданскими, политическими, экономическими, социальными и культурными правами, ограничения в осуществлении этих прав допускаются только в рамках закона и в случае необходимости защиты здоровья и безопасности самого лица, других лиц или в случаях защиты общественной безопасности, порядка, здоровья или нравственности.

Общее количество лиц с психическими расстройствами, совершающих преступления, ежегодно остается весьма значительным и в общей массе преступников составляет от 20 до 50-60%.

По данным исследований, доля лиц, признанных вменяемыми, но имеющих выраженные психические расстройства, среди всех лиц, направляемых на экспертизу, еще выше - около 65%.

В этой связи особую актуальность приобретают законность и обоснованность применения принудительного лечения, поскольку принуждение всегда связано с существенным ограничением прав человека. Поэтому важным является решение задачи обеспечения законности при осуществлении расследования и рассмотрения дел о применении принудительных мер медицинского характера, неуклонного соблюдения гарантий охраны прав личности при применении к ним принудительных мер. Указанные обстоятельства обуславливают своевременность и актуальность настоящего исследования.

Цель и задачи курсовой работы. Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы на основе уголовного и уголовно-процессуального законодательства, научной литературы и судебной практики комплексно исследовать предпосылки и правовые последствия применения принудительных мер медицинского характера. Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

- обзорное изучение общих характеристик применения принудительных мер медицинского характера;

- изучение процедуры применения принудительных мер медицинского характера;

- анализ практических аспектов применения принудительных мер медицинского характера.

 

Объект и предмет исследования. Объектом исследования в рамках курсовой работы выступают общественные отношения, связанные с применением принудительных мер медицинского характера. Предметом исследования являются нормы уголовного и уголовно-процессуального права, регулирующие вопросы применения принудительных мер медицинского характера; теоретические воззрения на разрабатываемые проблемы; судебная практика.

Методологическую основу исследования составляют такие методы как сравнительно-правовой, статистический, исторический и иные приемы обобщения научного материала и практического опыта.

Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав и заключения.

Раскрытие темы предполагает изучения ряда нормативных актов, в частности: Конституции РФ, Уголовного кодекса РФ, Уголовно-процессуального кодекса РФ, других актов различной юридической силы, практики их применения, а также научной литературы, методических разработок, пособий и материалов периодических изданий.

 

Общая характеристика производства о применении принудительных мер медицинского характера

Уголовной ответственности подвергается лицо, осознающие общественную опасность своих действий и способное руководить ими. Иногда деяние, предусмотренное уголовным законом, совершает психически больной, т.е. невменяемый человек – лицо, которое не могло осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия либо иного болезненного состояния психики (ч.1 ст.21 УК РФ). Такое лицо не может привлекаться к уголовной ответственности, так как одним из обязательных условий при признании лица виновным в совершении преступления и привлечения его к уголовной ответственности является его вменяемость. К невменяемому лицу применяются принудительные меры медицинского характера. А так же подобные меры применяются к лицу, у которого уже после совершения им преступления возникло психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение.

Принудительные меры медицинского характера по своей сути являются оказанием психиатрической и иной медицинской помощи в принудительном порядке. А поскольку они назначаются только судом[1] в результате судебного разбирательства без учета желания того лица, которому они назначаются, и связаны с определенными ограничениями личной свободы больного, принудительные меры медицинского характера являются разновидностью государственного принуждения. При этом цели применения принудительных мер медицинского характера отличаются от целей применения наказания и в силу статьи 98 УК РФ заключаются в излечении или улучшении психического состояния указанных лиц, а также предупреждении совершения ими новых предусмотренных уголовным законом общественно опасных деяний[2].

Нормы международного права не допускают дискриминации психически больных лиц в реализации ими своих прав во всех сферах деятельности, в том числе в уголовном судопроизводстве. Конкретизируя положения Международного пакта о гражданских и политических правах[3], Конвенция о защите прав человека и основных свобод[4] применительно к лицам страдающим психическими расстройствами, принципы защиты психически больных лиц и улучшения психической помощи (приняты 17 декабря 1991 г. Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 46/119)[5] устанавливают, что в отношении лиц, совершивших запрещенные уголовным законом деяния, если предполагается или установлено, что они страдают психическим заболеванием, общие принципы защиты подлежат применению в полном объеме с такими минимальными, необходимыми

в данных обстоятельствах изменениями и исключениями, которые не будут наносить ущерб их правам (принцип 20). В ряде других документов1 содержится требование обеспечить психически больному лицу право быть выслушанным, а также обеспечить участие адвоката в течение всего разбирательства.

С названными положениями международных актов соотносятся предписания Закона РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 350; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.229.253 (0.08 с.)