Глава 1. Информатика как система знаний 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Информатика как система знаний



Глава 1. Информатика как система знаний

В чём состоит смысл научно-технического прогресса?

Научно-технический процесс – единое, взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники, основа социального прогресса.

Научно-технический прогресс как социально-экономическое явление общественного развития характеризуется коренными преобразованиями науки, техники и производства, суть которых заключается в систематическом накоплении и совершенствовании знаний и опыта, в создании и внедрении новых прогрессивных элементов производства, в научной организации труда и управления. Экономическими и социальными результатами научно-технического прогресса являются рост экономической эффективности общественного производства, увеличение национального дохода, повышение уровня народного благосостояния, создание лучших условий для высокопроизводительного труда и усиление его творческого характера.

Научно-технический прогресс состоит из двух составляющих:

· научных достижений;

· производственных достижений – инноваций.

2. Определитепонятиеинформатики .

Информатика – это область научных знаний, изучающих природу, структуру и свойства информации, а также методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи, обмена, защиты и использования информации с целью удовлетворения информационных потребностей.

Назовите предмет информатики.

Предмет информатики включает несколько областей информационных знаний.

Первую предметную группу информатики составляют знания о природе информации, её свойствах и структуре. Природа информации определяется предельной сущностью и её свойствами. Структура информации состоит из элементов, предопределяемых её сущностью.

Вторую предметную группу информатики составляют знания о методах и средствах сбора, обработки, хранения, передачи, обмена, защиты и использования информации.

Охарактеризуйте основные этапы развития знаний об информации.

Первый этап связан с созданием качественно нового носителя и средства производства информации (бумаги и печатного станка). Изобретение бумаги относится ко II в. н.э. Книгопечатный станок на основе деревянных матриц изобретен в Китае (VIII в.), а на металлических клише – в Германии (XV в.).

Создание печатного станка создало условия первого революционного процесса и истории информации, поскольку они дали возможность получать многотиражную информационную продукцию.

Развитие книгопечатания не только изменило технологию создания книг и наложило отпечаток на язык и формы человеческого восприятия действительности, но и качественно преобразовало систему человеческой деятельности и общественных ценностей.

Следующий этап развития информационной сферы человеческой деятельности совпадает со вторым этапом научно-технической революции: изобретением телеграфа (1774 г.); фотографии (1826 г.); телефона (1876 г.); радио (1895 г.); кинематографа (1895 г.); телевидения (1923 г.). Достижения технического прогресса далеко продвинули процесс создания, передачи и использования информации. Были созданы фундаментальные условия и для производства новых форм информации, и для быстрых средств её передачи.

Третий этап можно с уверенностью назвать революционным, поскольку он связан с созданием компьютера и связанных с ним технических средств высокоскоростной обработки и использования информации.

Создание персонального компьютера и цифровых технологий передачи информации, изменение технологической основы сети Интернет, а также изменение социально-экономических условий в общественной развитии обусловили формирование глобальной информатизации.

Четвертый этап связан с массовым процессом информатизации во всех сферах человеческой деятельности и формированием государственной политики в информационной области человеческой деятельности.

Расскажите об информатике как комплексной системе научных знаний об информации.

Информатика как комплексная система научных об информации и информационных процессах формируется на основе фундаментальных знаний в области философии, физико-математических, технических, биологических, гуманитарных и общественных наук.

На первом уровне информатика является вторичной по отношению к фундаментальным знаниям математических, естественных и технических наук. На втором уровне фундаментальные знания в области информатики формируют теоретическую основу для формирования знаний в отраслевых науках и в различных отраслях информационной профессиональной деятельности.

Что такое коэволюция информатики и юриспруденции?

Фундаментальные информационные знания имеют не менее важное значение и для правовой системы, в том числе науки и профессиональной юридической деятельности.

Основы одного из направлений юриспруденции – правовой кибернетики, предметом которой являлись закономерности движения информации правовых процессах и особенно в области влияния права как управляющей системы на общественные отношения, а также прикладные аспекты информации в ходе раскрытия и расследования преступлений.

7. Перечислите критерии разграничения информатики как науки и учебной дисциплины.

Критерии: характер предмета, характер цели и задач, содержание самой деятельности в области информатики.

Глава 3. Государственная политика в области информатики

Определите сущность политики.

В политической науке термин «политика» не получил однозначного определения. Его раскрывают как «деятельность государственных органов, политических партий, общественных движений, организаций и их лидеров в сфере отношений между большими социальными группами, нациями и государствами, направленную на мобилизацию их усилий с целью упрочения политической власти или её завоевания специфическими методами», или как «совокупность отношений, складывающихся в результате целенаправленного взаимодействия групп по поводу завоевания, удержания и использования государственной власти в целях реализации своих общественно значимых интересов».

Сущность политики в общественном измерении заключается в выявлении приоритетов общественного развития на основе конкурентной борьбы субъектов политики за привлечение ресурсов публичной власти к разрешению наиболее острых противоречий общественной жизни.

Сущность политики в субъектном измерении заключается в достижении и сохранении субъектом политики (в конкурентной борьбе с политическими оппонентами и в сотрудничестве с политическими союзниками) преимущества в обладании публичной властью и в использовании этой власти для достижения политических целей данного субъекта.

Каковы смысловые свойства государственной информационной политики?

Государственная информационная политика представляет собой социальный механизм определения и реализации целей, задач, принципов, приоритетов и условий в развитии информационной сферы, обеспечивающих эффективное функционирование государства и его устойчивое развитие, а также сохранение и укрепления духовной основы общества.

Назовите принципы государственной информационной политики.

Общие принципы:

· принцип законности;

· принцип научной обоснованности;

· принцип единства;

· принцип системности;

· принцип эффективности.

Специальные принципы:

· принцип стандартизации;

· принцип полноты, актуальности и достоверности информационных ресурсов;

· принцип комплексной интеграции и рационального применения информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;

· принцип направленного развития;

· принцип консолидации данных.

Глава 4. Государственная политика в сфере формирования и развития информационного общества в России

Глава 5. Государственная информационная политика в сфере информатизации деятельности органов государственной власти

Глава 6. Государственная политика в сфере использования информационных технологий в федеральных органах государственной власти

Глава 1. Информатика как система знаний



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.236.62 (0.009 с.)