Формирование собраний памятников искусства и старины в России в XIII – XVIII В. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование собраний памятников искусства и старины в России в XIII – XVIII В.



Предпосылками коллекционирования в России, как и в Европе,стало усиление светского начала, зарождение исторического сознания, интерес к античной культуре. Эти тенденции формировались на протяженииXIII – XVIII в., но особенно ярко проявились в XVIII столетии.

Старинные вещи (предметы религиозного культа, посуда из драгоценных металлов, украшения, одежда из дорогих привозных тканей) традиционно сохранялись в соборах Московского Кремля, в Троице-Сергиевой Лавре, в Печерском и Чудовом монастырях. Монастыри имели книжные и рукописные собрания, история которых прослеживается с XI в.

Как и в других странах мира, в России, в период средневековья появились арсеналы, служившие для хранения разного рода оружия, военных доспехов и припасов. Первый арсенал в Москве был создан в 1584 г. на базе пушечно-литейного двора. Одним из крупнейших древлехранилищ стала Оружейная палата в Москве. Культурные сады в Москве, появились, видимо, с XIV в., а "аптекарские огороды", возникшие в середине XV в., стали предшественниками ботанических садов - музеев живой природы. В XVI-XVII вв. появились описания разнообразных памятников древности. Было известно, что найти "древности" можно путем раскопок. Сложились первые частные коллекции Б.Ф. Годунова, Ф.С. Милославского, Б.М. Хитрово и др. Таким образом, уже в конце XVII в. существовали протомузейные формы, складывались частные коллекции, шло целенаправленное знакомство с европейским опытом.

Дальнейшее развитие коллекционирования и музейного дела в России связано с именем Петра I. Во время своих путешествий по Западной Европе Петр I посетил библиотеки и картинные галереи, известные кунсткамеры, обсерватории, анатомические театры. Уже в ходе первого путешествия в молодой монарх оценил значение музеев как научных учреждений и их возможности представлять знания в доступной и занимательной форме. По указу Петра приобретались целые коллекции и отдельные редкости – книги, инструменты, анатомические и зоологические препараты, произведения искусства, положившие начало «Государеву кабинету». В связи с переводом столицы из Москвы в Петербург туда же были перевезены личные коллекции императора и в 1714 г. размещены в его Летнем дворце. Эту дату условно принято считать датой основания Кунсткамеры и началом музейного дела в России. В 1719 г. открылась первая экспозиция музея. Кунсткамера стала одним из первых в Европе публичных (то есть доступных для публики без ограничений) музеев. С основанием Кунсткамеры в России произошел качественный скачок в отношении к древностям, так как начался их планомерный розыск для нового музея (за годы правления Петра I было отдано около десятка распоряжений о сохранении древностей).Несколько десятилетий Кунсткамера оставалась единственным музеем в стране.

Важен вклад Петра Великого и для превращенияОружейной палатыиз сокровищницы в музей. Указ Петра I узаконил сложившееся на базе хранилища Оружейной палаты собрание как Древлехранилище царской семьи. Официально Оружейную палату признают музеем в 1806 г. Аналогичные процессы можно проследить и в истории других протомузейных учреждений. Так, в 1709 г. при Адмиралтействе в Петербурге была основана Модель-камера, в которой сохранялись чертежи и возможно модели всех строящихся кораблей морского флота России.

Арсеналы в XVIII в. продолжали создавать для военных нужд, но там же постепенно начинают хранить трофейное оружие и реликвии. Примерно в середине века возникло сразу несколько протомузейных учреждений типа "Достопамятного зала" Петербургского арсенала. С 1775 г. при Тульском оружейном заводе была основана Палата образцового и резного оружия.

Яркой страницей российской культуры XVIII в. явилась деятельность научных обществ и зарождение при них научных музеев. Общества формировали источниковую базу научных исследований в виде различных коллекций. Например,Императорским Вольным экономическим обществом были собраны зоологическая, ботаническая, минералогическая, коллекция почв, Модель-камера (собрание сельскохозяйственных и других машин, моделей и механизмов).

Первые учебные музеи появились в России во второй половине XVIII в. (музей Натуральной истории при Московском университете, музей Академии художеств). Музей Академии художеств создавался как собрание образцов для копирования.И.И. Шувалов, первый попечитель Академии, не только вывез из Флоренции и Рима многочисленные гипсовые слепки античных произведений искусства, но и передал в Музей свое собрание - библиотеку, коллекцию живописи, копии с античной скульптуры, специально закупленные рисунки и гравюры.

Особая страница истории музейного дела – время правления Екатерины II – эпоха дворцового строительства и расцвета частного коллекционирования. Основу собрания императрицы составляла картинная галерея. Ее историю принято начинать с 1764 г. - времени приобретения коллекции прусского коммерсанта И.Э. Гоцковского, составленной для короля Фридриха II. Собрание было размещено в отдельно стоящем павильоне для неофициальных приемов императрицы - "Эрмитаже" ("приют отшельника") и навсегда унаследовало это название. Екатерине II удалось приобрести крупнейшие частные коллекции, поступившие на художественные аукционы Европы. Пополнению коллекций содействовали многочисленные друзья императрицы - Д. Дидро, литератор барон Ф.М. Гримм, скульптор Фальконе, а также русский посол в Париже князь Д.А. Голицын, и сложившаяся еще со времен Петра I сеть художественных агентов. Картины для Эрмитажа заказывались и современным мастерам, поэтому не терялась связь коллекции с современным искусством. Таким образом, Эрмитаж, как и другие старейшие музеи мира, имел своим началом дворцовую галерею. Но создавалась она на основе крупных закупок произведений искусства, что характерно, скорее, для музеев XX, а не XVIII в. В результате примерно за два десятилетия сформировалась лучшая в Европе галерея: по представительству школ, имен, направлений живописи, по количеству и художественной ценности работ.

Таким образом, формирование первых музеев происходило на фоне развития частного коллекционирования. Старейшими из них считаются собрания Я.В. Брюса и Д.М. Голицына. В XVIIIв. было положено начало одному из лучших частных художественных собраний в России - коллекциям рода Строгановых. Крупнейшим коллекционером XVIIIв. был П.Б. Шереметев. В начале 1790-х гг. начал собирать памятники старины П.Ф. Карабанов. Это увлечение привело к созданию в собственном доме на Петровке в Москве частного музея отечественных древностей, известного позднее как "Русский музей П.Ф. Карабанова".

В 1782 г. по инициативе Иркутского губернатора Ф.Н. Клички открывается "Иркутский музеум" -первый провинциальный музей в России. Музей открылся при библиотеке, для которой построили двухэтажное каменное здание. В основном собирались естественноисторические и этнографические коллекции, а также различные физические приборы, сельскохозяйственные орудия, модели судов. Но положение музея еще не было прочным, и просуществовал он недолго. Требовалось время, чтобы нововведение адаптировалось, интегрировалось в социальную практику, чтобы музейная история стала непрерывным процессом.

В течение века был проделан путь, пройденный европейскими музеями за три с лишним столетия: большое распространение получило частное коллекционирование, были заложены основы нескольких старейших российских музеев, сделаны приобретения, до сих пор являющиеся жемчужинами крупнейших художественных музеев страны Успехи очевидны, но музейное дело еще трудно выделить из общекультурных процессов. Инициатива в организации музеев принадлежала представителям верховной власти. Первые немногочисленные музеи стали всего лишь "точками роста", одним из проявлений формирующейся культуры Нового времени.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.51.241 (0.006 с.)