Основные показатели социально-экономического развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные показатели социально-экономического развития



Республики Беларусь на 2006—2010 гг.

(в сопоставимых ценах, в % к 2005 году)

 

Показатели 2010 г. в процентах к 2006 г.
Валовой внутренний продукт 146—155
Продукция промышленности 143—151
Продукция сельского хозяйства 134—145
Инвестиции в основной капитал 165—175
Производство потребительских товаров 150—157
Объем внешней торговли, включая услуги 153—160
в том числе:  
Экспорт 155—162
Импорт 151—158
Ввод в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования, млн. кв. метров 118—132
Реальные денежные доходы населения 149—156
Реальная заработная плата 152—158
Снижение энергоемкости ВВП (— 26) — (— 30,4)

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

 

Смешанная экономика. Государственное регулирование экономики. Государственное управление экономикой. Планирование. Директивное планирование. Индикативное планирование. Прогнозирование. Программирование. Программа социально-экономическоо развития страны.

ПРОВЕРИМ СЕБЯ

 

ОТВЕТИМ НА ВОПРОСЫ

1. По каким признакам можно классифицировать смешанную экономику на подсистемы?

2. В чем состоит отличие между государственным регулированием и государственным управлением?

3. Какие функции государственного управления экономикой вы знаете?

4. В чем состоит отличие между планированием и прогнозированием?

5. Какие виды планов вы знаете?

6. Чем директивное планирование отличается от индикативного планирования?

7. Какие методы планирования вы знаете?

8. Какие функции прогнозирования вы знаете?

9. Какие виды прогнозов вы знаете?

10. Какие виды программ вы знаете?

11. Что собой представляет программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы? Каковы ее основные приоритеты?

 

ВЫПОЛНИМ ЗАДАНИЯ

1. Современная экономика является:

а) рыночной;

б) нерыночной;

в) смешанной, т.е. в ней функционируют рыночный сектор и нерыночный одновременно;

г) верного ответа нет.

2. Современная экономика должна быть:

а) самоуправляемой, т.е. развиваться по принципу «пусть идет, как идет»;

б) регулируемой государством;

в) управляемой государством;

г) в определенных границах как самоуправляемой, так и регулируемой и управляемой государством.

3. Регулирование макроэкономики в современных условиях:

а) является функцией государственного управления;

б) не является функцией государственного управления;

в) такую функцию государство выполнять не должно;

г) все предыдущие ответы неправильные.

 

ГЛАВА 7

ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И НАЛОГОВАЯ

ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

В ЭТОЙ ГЛАВЕ

Ø говорится о том, что собой представляет финансовая сис­тема страны, каковы ее функции и структура;

Ø много места отводится такому элементу финансовой сис­темы, как государственный бюджет, называются его основ­ные функции, описывается структура;

Ø дается представление о налогообложении и его принципах, системе налогов;

Ø раскрываются сущность и типы фискальной политики госу­дарства.

 

 

ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА, ЕЕ ФУНКЦИИ И СТРУКТУРА

 

Финансы и их функции

 

Финансы возникли тогда, когда в результате производства товаров и их реализации формировались денежные доходы участников производства. При этом возникла необходимость в распределении и использовании этих дохо­дов. Так, получение выручки от реализации продукции основано на таких функциях денег, как мера стоимости, средство платежа и обращения. Но это еще не финансы, а вот распределение выручки — это уже финансовые отно­шения.

Сам термин «финансы» происходит от латинского слова «financia», что значит платеж, доход. Впервые в этом значении финансы стали использо­ваться в ХIII – ХV вв. в Италии. В дальнейшем этот термин получил между­народное признание и сейчас используется для обозначения отношений, свя­занных с формированием, распределением и использованием денежных фон­дов.

Вместе с тем, заметим, что категория «финансовые отношения» по объему меньше, нежели категория «денежные отношения». Дело в том, что денежные отношения охватывают все экономические отношения, связанные с выполнение функций денег, а финансовые отношения характеризуют только движение денежных фондов. В финансовые отношения, например, не входят денежные отношения по поводу товарного и денежного обращения в розничной торговле, оплаты транспортных услуг, бытовых, коммунальных, зрелищных и др., дарения и наследования.

Под финансовыми отношениями подразумевают шесть видов отно­шений, которые возникают между:

Ø Предприятиями по поводу платежных обязательств поставщиков и покупателей, штрафных санкций за их нарушение, материального вознаграждения за выполнение особых требований заказчика и т.д.;

Ø Государством и предприятиями, охватывающие платежи в государ­ственный бюджет, отчисления в различные фонды и организации отраслевого и территориального уровней;

Ø Предприятиями и банками в связи с получением и возвратом кре­дитных средств;

Ø Предприятием и его структурными подразделениями и работни­ками по поводу оплаты труда;

Ø Органами государственного управления различных уровней по по­воду распределения дифференциальной ренты, финансирования экономических программ и т.д.;

Ø Государством и населением по поводу получения выплат и льгот из общественных фондов потребления и т.д.

На языке логики соотношение между объемами категорий «финансо­вые отношения» и «денежные отношения» можно представить следующим образом:

 

 
 

 


Рис. 7.1. Соотношение между объемами категорий

«денежные отношения» и «финансовые отношения»

 

На основе сказанного уже можно определить объем категории «фи­нансы». Финансы это совокупность денежных отношений, возни­кающих в процессе формирования, распределения, перераспределения и использования денежных фондов, необходимых для удовлетворения потребностей общества.

Объектом финансовых отношений являются такие финансовые ре­сурсы, как чистый доход, амортизационные отчисления на реновацию, на­логи и неналоговые платежи, финансовые резервы и т.д.

Финансы выполняют четыре основные функции: распределительную, кон­тролирующую, фискальную и управляющую.

Распределительная функция состоит в том, что финансы опосредуют распределение и перераспределение ВВП. Реализация этой функции позво­ляет формировать денежные фонды домашних хозяйств, фирм и населения.

Распределительная функция тесно связана с контролирующей функцией.Эта функция обусловлена тем, что движение денежных средств может коли­чественно отображаться финансовыми показателями, информирующими о движении финансовых ресурсов.Контролирующую функцию финансов реали­зуют: органы государственной власти и управления (министерство финансов, налоговые инспекции); финансовые службы фирм, организаций и учрежде­ний; аудиторские фирмы и т.д.

Фискальная функциясостоит в присвоении дохода государством. Оно и понятно, если государство не будет присваивать часть дохода, создаваемого в отраслях народного хозяйства, то оно прекратит свое существование вообще.

Управляющая функция заключается в том, что финансы — один из ос­новных инструментов государственного управления экономикой. Эту функцию, прежде всего, выполняют государственные финансы через госу­дарственный бюджет.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 367; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.42.94 (0.01 с.)