Тема 1. Основы налоговой системы. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Основы налоговой системы.



ТЕМА 1. Основы налоговой системы.

Налоговая служба, ее задачи, функции.

Налоговая служба РБ – это совокупность специальных гос. органов, которые в пределах своей компетенции проводят гос. политику и осуществляют регулирование и управление в налоговой сфере.

Организационная система управления налогами в РБ является двухуровневой:

1. Общее управление налогами возложено на Парламент, аппарат Президента, Правительство. Они определяют основные принципы налогообложения, разрабатывают налоговую политику.

2. Оперативное управление процессом налогообложения возложено на Минфин и его органы, Министерство по налогам и сборам и его территориальные инспекции (ИМНС – Инспекция Министерства по налогам и сборам), Комитет госконтроля, Гос. таможенный комитет. Управление налогообложением на предприятиях, в учреждениях, организациях, а также в министерствах и ведомствах осуществляется фин. отделами и бух. службами. С помощью органов оперативного управления государство руководит налогообложением во всех структурных подразделениях экономики.

Налоговая политика гос-ва(НП) – это комплекс мероприятий, предусмотренных Правительством для более успешного финансирования всех нужд, предусмотренных концепцией социально-экономического развития гос-ва.

Сдерживающая НП – проводится на этапе эк. подъема с целью ограничения деловой активности субъектов хозяйствования. Это один из наиболее эффективных способов борьбы с перепроизводством, а также с производством социально вредной продукции, опасной для гос-ва.

Стимулирующая НП – осуществляется в период спада производства. Ее предназначение – способствовать оживлению процесса производства, увеличивать ВВП, увеличивать объем производства социально значимых товаров.

Стабилизирующая НП – имеет своей целью поддержать в экономике равновесное состояние, оптимальные пропорции накопления и потребления капитала. Это ведет к недопущению экономического кризиса, а при его наличии к выводу экономики из кризиса.

Налоговое законодательство представляет собой совокупность нормативных правовых актов, применяемых при регулировании налоговых отношений.

Налоговое законодательство РБ включает в себя:

o Налоговый Кодекс (НК) гос-ва и принятые в соответствии с ним законы, регулирующие вопросы налогообложения.

o Декреты, указы и распоряжения Президента РБ в области налогообложения.

o Постановления Правительства РБ, регулирующие вопросы налогообложения. Содержат разъяснительные материалы.

o Нормативно-правовые акты республиканских и местных органов управления, которые являются, по сути, инструкциями по расчету и взиманию налогов.

НК – основной документ, регламентирующий все направления налоговых отношений в государстве. Состоит из общей и особенной части. Особенная часть вступила в силу 01.01.2010г.

НК устанавливает систему налогов, сборов, пошлин, взимаемых в бюджет РБ, регламентирует порядок введения, изменения, отмены республиканских и местных налогов и сборов, определяет права, обязанности, ответственность налогоплательщика и налоговых органов, определяет объекты налогообложения, ставки, льготы, сроки уплаты платежей и др. элементы налога.

Он также устанавливает основные принципы налогообложения в РБ, налоговый контроль, обжалование решений налоговых органов. Налоговый Кодекс определил юр. силу всех нормативно-правовых актов, действующих в налоговой сфере, их соподчиненность по отно­шению к др. документам или их место в законодательной иерархии (например, высшей юр. силой обладает Конституция, декреты и указы Президента).

Функции ИМНС (ИНСПЕКЦИЯ МИНИСТЕРСТВА ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ):

1. Сбор налогов

2. Учет налогов

3. Контроль за соблюдением налогового законодательства

При выполнении этих функций НС решает следующие задачи:

- Учет потенциальных налогоплательщиков

- Контроль за своевременностью предоставления плательщиками в НС отчетов, балансов, деклараций

- Контроль за полным своевременным и правильным исчислением налогов в бюджет и целевые фонды

- Контроль за соблюдением суб. хоз. действующих в гос-ве правил наличного денежного обращения

- Разработка и совершенствование методических рекомендаций по расчету налогов

- Разработка соглашений с другими государствами о взаимных налоговых уступках

Кроме того, задачами налоговой полиции являются:

- Предотвращение, выявление и пресечение налоговых преступлений

- Дознание по уголовным делам, относимым законодательством к компетенции НС

-Обеспечение безопасности деятельности НИ.

Права НС

1. производить у н/плательщиков проверку всех документов, связанных с уплатой налогов (бух.книги, отчеты и т.п.)

2. получать специальные разрешения на проверку предприятий, работающих в режиме секретности.

3. получать у банков информацию об открытии счетов у субъектов хозяйствования, наличии на них денежных средств и информа­ции об операциях по этим счетам

4. при предъявлении служебного удостоверения инспектор имеет право свободно входить в любые производственные, складские и торговые помещения

5. изымать у н/плательщиков документы, свидетельствующие о совершенных налоговых преступлениях

6. изымать у нарушителей налоговой дисциплины патенты, лицензии, регистрационные удостоверения для передачи их выдавшим эти документы органам

7. опечатывать кассы, служебные помещения, места хранения материальных ценностей и назначать их инвентаризации

8. вносить в хоз. органы предложения о лишении отдельных н/плательщиков лицензий на занятие определенными видами деятельно­сти

9. производить личный досмотр нарушителей налоговой дисциплины, досмотр находящихся при них вещей, документов, транспорт­ных средств

10. арестовать имущество нарушителей налоговой дисциплины

11. арестовать банковские счета и т.д.

Обязанности НС

1. Обеспечить своевременную регистрацию налогоплательщиков

2. соблюдать Конституцию РБ и действующие в государстве законы

3. своевременность и полноту взыскания в бюджет налогов и сборов

4. налагать и взыскивать в бюджет налоговые штрафы, недоимки

5. располагать информацией об имуществе налогоплательщиков на которую при необходимости может быть обращено взыскание

6. использовать сведения о доходах и денежных поступлениях н/плательщиков исключительно в служебных целях, сохранять коммерческую тайну, тайну вкладов и тайну переписки

7. обеспечивать учет, оценку и реализацию конфискованного и бесхозного имущества

8. передавать правоохранительным органам материалы по фактам грубых налоговых нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность.

Классификация налогов.

Классификация налогов – группировка налогов по различным признакам.

I. по способу изъятия:

- прямые – налоги, взимаемые непосредственно с дохода или имущества налогоплательщика (налог на недвижимость, на при­быль, подоходный налог, земельный налог) и этот налогоплательщик является окончательным плательщиком налога, то есть юридический и фактический плательщики совпадают.

- косвенные – налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавок к цене или тарифу и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг (акцизы, НДС); то есть включаются в цену товаров и поступают в бюджет после их реализации.

Косвенные налоги выражают фискальные интересы гос-ва. Такие налоги фактически платят потребители, но перечисляются они налоговым органам предприятиями. То есть, государство косвенно взимает налог с потребителя.

Косвенные налоги имеют ряд преимуществ и недостатков. Основное их достоинство обусловлено фискальной выгодой. Доходность этих налогов опирается на большой диапазон потребления облагаемых косвенными налогами товаров. Второй аспект состоит в том, что косвенные налоги, включаемые в цену товара, платятся незаметно для потребителя. Здесь утрачивается непосредственная связь между платежом налога и осознанием этого платежа. Третья сторона фискальных выгод связана с тем, что косвенные налоги не могут сопровож­даться недоимками, так как факт приобретения товара по сути представляет факт уплаты косвенного налога.

К недостаткам косвенных налогов можно отнести: обратную пропорциональность платежеспособности потребителей; противоречие фискального характера косвенных налогов интересам экон. развития.

II. в зависимости от назначения:

- общие предназначены для общегосударственных мероприятий. Они обезличиваются и поступают в единую кассу государства.

- целевые имеют строго определенное назначение: ФСЗН.

III. в зависимости от субъекта:

- взимаемые с юр. лиц (налог на прибыль)

- взимаемые с физ. лиц (подоходный налог, курортный сбор, налог за владение собаками)

- смешанные – уплачивают и физ. и юр. лица (земельный налог, налог на недвижимость)

IV. по порядку введения:

- общеобязательные, взимаемые на всей территории РБ

- факультативные взимают органы местного самоуправления (налог за владение собаками)

1. по источникам средств для уплаты:

· относимые на себестоимость (земельный, экологический налоги, отчисления в ФСЗН, БГС, налог на недвижимость, налог за добычу (изъятие) природных ресурсов)

· относимые на финансовый результат (налог на прибыль)

· включаемые в цену продукции (НДС, акцизы)

· выплачиваемые из доходов физических лиц (подоходный налог)

3. в зависимости от органа, осуществляющего взимание налога:

· общегосударственные (республиканские) – налоги, устанавливаемые верховной властью в госбюджет (НДС, акцизы, налог на прибыль)

· местные, взимаемые в местные бюджеты местными органами самоуправления (налог за владение собаками, курортный сбор, сбор с заготовителей).

4. по степени оценки влияния налога на экономическое поведение налогоплательщика:

· условно-постоянные (фиксированные) непосредственно не зависят от уровня производства, продаж и др. эк. показателей, свя­занных с деловой активностью (налог на недвижимость, земельный налог); данные налоги побуждают производителя к наращиванию объемов выпуска продукции и не позволяют «проедать весь доход»

· условно-переменные (перераспределительные), напрямую связанные с деловой активностью налогоплательщика (НДС, акцизы, налог на прибыль)

5. в зависимости от регулярности уплаты:

· регулярные

· разовые (таможенные пошлины)

Элементы налога.

Элементы налога: плательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты.

Плательщиками налогов, сборов (пошлин) признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом, Таможенным кодексом Республики Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь, международными договорами Республики Беларусь, в том числе международными договорами Республики Беларусь, формирующими договорно-правовую базу Таможенного союза, возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины).

Объектами налогообложения признаются обстоятельства, с наличием которых у плательщика Налоговый кодекс, другие законы Республики Беларусь, международные договоры Республики Беларусь и (или) акты Президента Республики Беларусь либо решения местных Советов депутатов (в отношении местных налогов и сборов) связывают возникновение налогового обязательства

Налоговая база – представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения и устанавливается применительно к каждому налогу, сбору (пошлине).

Налоговая ставка – представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы, если иное не установлено Налоговым кодексом и устанавливаются применительно к каждому налогу, сбору (пошлине), если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Налоговая база и налоговые ставки по республиканским налогам, сборам (пошлинам) устанавливаются Налоговым кодексом или иными законодательными актами, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Налоговый период – календарный год или иной период времени, определяемый применительно к каждому конкретному налогу, сбору (пошлине), по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма этого налога, сбора (пошлины). Налоговый период может состоять из нескольких отчетных периодов.

Порядок исчисления: плательщик (иное обязанное лицо) самостоятельно исчисляет сумму налога, сбора (пошлины), подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, другими законами Республики Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь либо решениями местных Советов депутатов (в отношении местных налогов и сборов), обязанность по исчислению суммы налога, сбора (пошлины) может быть возложена на налоговый или таможенный орган либо налогового агента.

Сроки уплаты налога, сбора (пошлины) могут быть определены календарной датой, истечением периода времени, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, или на действие, которое должно быть совершено.

Порядок уплаты: уплата налогов, сборов (пошлин) производится разовой уплатой всей причитающейся суммы налога сбора (пошлины), текущими платежами либо в ином порядке, установленном Налоговым кодексом, другими законами Республики Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь либо решениями местных Советов депутатов (в отношении местных налогов и сборов). Уплата налогов, сборов (пошлин) производится в наличном или безналичном порядке в белорусских рублях, если иное не установлено Налоговым кодексом или иными законодательными актами.

Понятие косвенных налогов.

1. Косвенные налоги – это налоги, включаемые в отпускную цену товаров, р., у. Косвенными они называются потому, что попадают в бюджет не прямо, а косвенно: фактически уплата этого налога осуществляется товаропроизводителями – официальный н/плательщик, а реальным плательщиком налога является потребитель продукции. Он приобретает товар по цене, в которую уже включена сумма косвенных налогов.

2. По своей сути косвенные налоги – один из эффективных способов рассредоточения налоговой нагрузки между н/лательщиками – способ переложения налоговой нагрузки с товаропроизводителя на потребителя продукции.

Косвенные налоги являются гарантированным источником наполнения гос. бюджета, поскольку они выплачиваются из выручки и доходов предприятий в первоочередном порядке до возмещения материально-денежных затрат производства.

Косвенные налоги имеют ряд преимуществ и недостатков. Основное достоинство косвенных налогов обусловлено, прежде всего, фискальной выгодой. Доходность этих налогов опирается именно на большой диапазон потребления облагаемых косвенными налогами товаров.

Второй аспект состоит в том, что косвенные налоги, включаемые в цену товара, платятся незаметно для потребителя. Здесь утрачивается непосредственная связь между платежом налога и осознанием этого платежа.

Третья сторона фискальных выгод связана с тем, что косвенные налоги, входя в цену товаров, не могут сопровождаться недоимками, как это происходит с прямыми налогами: факт приобретения товара, по сути, представляет факт уплаты косвенного налога. К недостаткам косвенных налогов можно отнести:

· Обратную пропорциональность платежеспособности потребителей – регрессивный характер обложения;

· Существенные расходы по контролю за налогообложением;

· Противоречие фискального характера косвенных налогов интересам экономического развития.

Налоговая база.

Налоговая база НДС при реализации товаров (работ, услуг) – цена без НДС, тариф на услуги без НДС, регулируемая розничная цена с НДС и др.

Налоговая база налога на добавленную стоимость увеличивается на суммы, фактически полученные:

· за реализованные товары (работы, услуги), имущественные права сверх цены их реализации либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), имущественных прав;

· в виде санкций за нарушение покупателями (заказчиками) условий договоров.

Налоговая база налога на добавленную стоимость, взимаемого таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию РБ, определяется как сумма: их таможенной стоимости; подлежащих уплате сумм таможенных пошлин; подлежащих уплате сумм акцизов (по подакцизным товарам).

Ставки налога на добавленную стоимость устанавливаются в следующих размерах:

v 0%: при реализации: экспортируемых товаров; работ (услуг) по сопровождению, погрузке, перегрузке и иных подобных работ (услуг), непосредственно связанных с реализацией товаров; экспортируемых транспортных услуг;

v 10%: при реализации производимой на территории РБ продукции растениеводства (за исключением цветоводства, выращивания декоративных растений), дикорастущих ягод, орехов и иных плодов, грибов, другой дикорастущей продукции, животноводства (за исключением производства пушнины), рыбоводства и пчеловодства; при ввозе на таможенную территорию РБ и (или) реализации продовольственных товаров и товаров для детей по перечню, утвержденному Президентом РБ;

v 20%: при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав; при ввозе на таможенную территорию РБ товаров и др.;

v 9,09% (10: 110 х 100 процентов) или 16,67% (20: 120 х 100 процентов) - при реализации товаров по регулируемым розничным ценам с учетом НДС, а также при поступлении сумм, увеличивающих налоговую базу;

Порядок исчисления налога

При реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав НДС исчисляется нарастающим итогом по истечении каждого отчетного периода по всем операциям и всем изменениям налоговой базы в соответствующем отчетном периоде.

Сумма НДС исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки:

· При реализации продукции (товаров, работ, услуг): НДС=(В*кНДС)/(100%+кНДС)

· При формировании отпускной цены продукции (товаров, работ, услуг): НДС=(Цена без НДС*кНДС)/100%.

· НДС на таможне =(ТП+ТС+А)*кНДС/100%

Налоговый период – календарный год.

Отчетным периодом по налогу на добавленную стоимость признается календарный месяц или календарный квартал по выбору плательщика.

Отчетность. Плательщики представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Уплата налога на добавленную стоимость производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

ТЕМА 3.Акцизы

Плательщиками акцизов признаются:

организации; индивидуальные предприниматели; физические лица при ввозе товаров на таможенную территорию РБ.

Объектами налогообложения акцизами признаются:

1. подакцизные товары, производимые плательщиками и реализуемые (передаваемые) ими на территории Республики Беларусь;

2. ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь подакцизные товары;

3. подакцизные товары, ввезенные на таможенную территорию Республики Беларусь, при реализации (передаче).

Подакцизные товары, ввезенные на таможенную территорию РБ, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов, не признаются объектом налогообложения акцизами при реализации (передаче) в случае, если по этим подакцизным товарам уплата акцизов произведена при их ввозе на таможенную территорию РБ.

Подакцизными товарами признаются:

ü спирт этиловый ректификованный технический;

ü алкогольная продукция: этиловый спирт, получаемый из пищевого сырья, алкогольные напитки (водка, ликеро-водочные изделия, вино, коньяк, бренди, кальвадос, шампанское и другие напитки с объемной долей этилового спирта 7 и более процентов);

ü непищевая и пищевая спиртосодержащая продукция в виде растворов, эмульсий, суспензий, произведенных с использованием этилового спирта из всех видов сырья, иных спиртосодержащих продуктов;

ü пиво, пивной коктейль;

ü слабоалкогольные напитки с объемной долей этилового спирта более 1,2 и менее 7 процентов;

ü вина с объемной долей этилового спирта от 1,2 до 7 процентов;

ü табачные изделия;

ü автомобильные бензины;

ü дизельное и биодизельное топливо;

ü судовое топливо;

ü газ углеводородный сжиженный и газ природный топливный компримированный, используемые в качестве автомобильного топлива;

ü масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

ü сидры.

Не признаются подакцизными товарами:

1.спиртосодержащие растворы с денатурирующими добавками, компонентами, изменяющими органолептические свойства этилового спирта, разрешенными к применению в РБ;

2.спиртосодержащие лекарственные средства, разрешенные к промышленному производству, реализации и медицинскому применению на территории Республики Беларусь в порядке, установленном законодательством;

3.спиртосодержащие лекарственные средства, изготавливаемые в аптеках по индивидуальным назначениям (рецептам) врача или требованиям (заявкам) организации здравоохранения, включая гомеопатические лекарственные средства;

4. спиртосодержащие средства и препараты ветеринарного назначения, допущенные к производству и (или) применению на территории РБ в порядке, установленном законодательством;

5. спиртосодержащие парфюмерно-косметические средства;

6. побочные продукты и спиртосодержащие отходы, образующиеся в соответствии с технологическим процессом при производстве на территории РБ этилового спирта, алкогольной продукции;

7. коньячный и плодовый спирт, виноматериалы.

8. бытовая химия.

9. табак для табачных изделий.

Налоговая база по акцизам в зависимости от установленных в отношении подакцизных товаров ставок акцизов определяется:

1.1. при реализации (передаче) произведенных (в том числе из давальческого сырья) плательщиком подакцизных товаров:

как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов;

как стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, определяемая исходя из отпускных цен без учета акцизов, - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены процентные (адвалорные) ставки акцизов.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду реализованных (переданных) подакцизных товаров;

1.2. при ввозе подакцизных товаров на территорию Республики Беларусь, взимание акцизов по которым осуществляется таможенными органами:

1.2.1. как объем подакцизных товаров в натуральном выражении - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов;

1.2.2. как таможенная стоимость подакцизных товаров, увеличенная на подлежащие уплате суммы таможенных пошлин, - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены процентные (адвалорные) ставки акцизов;

1.3. при реализации (передаче) ввезенных на территорию Республики Беларусь подакцизных товаров:

1.3.1. как объем подакцизных товаров в натуральном выражении - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов, ввезенным на территорию Республики Беларусь без уплаты акцизов;

1.3.2. как стоимость подакцизных товаров, исчисленная исходя из применяемых цен без учета акцизов, - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены процентные (адвалорные) ставки акцизов;

Ставки акцизов

В РБ действуют единые ставки акцизов.

Ставки акцизов могут устанавливаться:

в абсолютной сумме на физическую единицу измерения подакцизных товаров (твердые (специфические) ставки);

в процентах от стоимости подакцизных товаров или таможенной стоимости подакцизных товаров, увеличенной на подлежащие уплате суммы таможенных пошлин (процентные (адвалорные) ставки).

Ставки акцизов по подакцизным товарам устанавливаются согласно приложению 1 к Налоговому кодексу.

Сумма акцизов по подакцизным товарам исчисляется как произведение налоговой базы и ставки акцизов. Сумма акцизов, подлежащая уплате плательщиком в бюджет, определяется как разница между общей суммой акцизов, исчисленной по итогам налогового периода, и суммой налоговых вычетов.

Налоговым периодом акцизов признается календарный месяц.

Плательщики ежемесячно представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Уплата акцизов производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

 

Плательщики

работодатели – юр. лица (включая иностранных юр. лиц, осуществляющих деятельность на территории РБ);

представительства, филиалы и физ. лица, предоставляющие работу гражданам по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности;

юр. лица, предоставляющие работу на основе членства (участия) в юр. лицах;

• работающие граждане — граждане РБ, иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам и (или) гражданско-правовым договорам, а также на основе членства (участия) в юр. лицах;

• физические лица, самостоятельно уплачивающие обязательные страхо­вые взносы, — индивидуальные предприниматели и творческие работники;

· Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах» (далее - Белгосстрах), уплачивающее обязательные страховые взносы за неработающих инвалидов, не достигших соответствующего возраста, которым выплачивается ежемесячная страховая выплата; за лиц, которым производится доплата до среднемесячного заработка при временном переводе на более легкую нижеоплачиваемую работу в связи с повреждением здоровья в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания (далее — доплата до среднемесячного заработка); за лиц, которым выплачивается пособие по временной нетрудоспособности в связи с повреждением здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания (далее — страховое пособие по временной нетрудоспособности).

Плательщики обязаны стать на учет в качестве плательщика в органы Фонда по месту нахождения организации (жительства) в течение 10 рабочих дней со дня регистрации (заключения договоров, дня выдачи документов о гос. регистрации).

Банки в течение одного банковского дня с даты открытия (закрытия) плательщикам текущего (расчетного) и иных счетов, за исключением счетов, перечень которых определяется законодательными актами РБ, обязаны направить органу Фонда сообщение об их открытии (закрытии), в том числе в электронном виде.

Объект обложения:

• для работодателей и работающих граждан — выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, кроме предусмотренных перечнем видов выплат, на которые не начисляются обязательные страховые взносы в Фонд, утверждаемым Советом Министров РБ, но не выше четырехкратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются обязательные страховые взносы;

• для физ. лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы - определяемый ими доход;

для Белгосстраха в отношении лиц, которым выплачивается ежемесячная страховая выплата, — минимальная заработная плата, установленная законодательством и проиндексированная в месяце, за который подлежат уплате обязательные страховые взносы; в отношении лиц, которым производится доплата до среднемесячного заработка или выплачивается страховое пособие по временной нетрудоспособности, — начисленные указанные доплата или пособие.

Ставки

Размеры обязательных страховых взносов по страхованию на случай:

1. Достижения пенсионного возраста, инвалидности и потери кормильца (пенсионное страхование) составляют:

• для работодателей — 28%;

• для работодателей, занятых производством сельскохозяйственной продукции, объем которой составляет более 50% общего объема произ­веденной продукции, - 24%;

• для потребительских кооперативов (кроме организаций потребительской кооперации (потребительских обществ, их союзов)); товари­ществ собственников; садоводческих товариществ; общественных объединений инвалидов (их законных представителей) и организаций, имущество которых находится в собственности этих общественных объединений; общественных объединений пенсионеров — 5%;

• для физ. лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы, для Белгосстраха — 29%;

• для работающих граждан — 1%.

2. Временной нетрудоспособности, беременности и родов, рождения ребенка, ухода за ребенком в возрасте до трех лет, предоставления одного свободного от работы дня в месяц матери (отцу, опекуну, попечителю), воспитывающей (воспитывающему) ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет, смерти застрахованного или члена его семьи (социальное страхование) для работодателей, физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы (кроме граждан, работающих за пределами РБ), Белгосстраха (за лиц, которым производится доплата до среднемесячного заработка или выплачивается страховое пособие по временной нетрудоспособности) — 6%.

Уплата страховых взносов в Фонд производится плательщиками единым платежом.

От уплаты на пенсионное страхование освобождаются работодатели в части выплат, начисленных в пользу работающих граждан, являющихся инвалидами I и II группы.

ПЕРЕЧЕНЬ ВЫПЛАТ, НА КОТОРЫЕ НЕ НАЧИСЛЯЮТСЯ ВЗНОСЫ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ПЕНСИОННОМУ СТРАХОВАНИЮ, В ФОНД СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ И ПО ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ В БЕЛОРУССКОЕ РЕСПУБЛИКАНСКОЕ УНИТАРНОЕ СТРАХОВОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "БЕЛГОССТРАХ"

(в ред. постановления Совмина от 14.12.2013 N 1083)

1. Государственные пособия, денежные выплаты, связанные с награждением государственными наградами, премии, стипендии, гранты, предусмотренные законодательными актами и выплачиваемые за счет средств республиканского бюджета и государственного социального страхования.

2. Выходное пособие при прекращении трудового договора (контракта).

3. Компенсации в целях возмещения работникам затрат, связанных с выполнением ими трудовых обязанностей, предусмотренные в главе 9 Трудового кодекса Республики Беларусь, суммы возмещения морального вреда, причиненного работникам.

4. Суммы средств работодателя, направленные на:

обеспечение работников средствами коллективной и индивидуальной защиты, лечебно-профилактическим питанием, молоком или равноценными пищевыми продуктами, форменной одеждой и обмундированием в соответствии с законодательством;

повышение квалификации или переподготовку работников в учреждениях образования Республики Беларусь;

приобретение путевок в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения Республики Беларусь детям работников;

медицинские осмотры в соответствии с законодательством, а также медицинскую помощь, в том числе на проведение операций, при наличии соответствующего подтверждения, выдаваемого в порядке, установленном Министерством здравоохранения Республики Беларусь;

поощрение работников за участие в спортивных мероприятиях;

строительство (реконструкцию), покупку жилых помещений, погашение кредитов (ссуд), полученных на указанные цели, работникам, нуждающимся в соответствии с законодательством в улучшении жилищных условий.

5. Суммы страховых взносов (платежей), уплачиваемых работодателем по обязательному государственному личному страхованию в соответствии с законодательством, а также по договорам добровольного страхования жизни, добровольного страхования дополнительной пенсии, добровольного страхования медицинских расходов (при условии, что договоры заключены на срок не менее одного года и медицинская помощь застрахованным оказывается государственными организациями здравоохранения).

6. Доплата до среднемесячного заработка при временном (до восстановления трудоспособности или установления ее стойкой утраты) переводе на более легкую нижеоплачиваемую работу в связи с повреждением здоровья в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, пособие по временной нетрудоспособности в связи с повреждением здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания в соответствии с законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

7. Материальная помощь, оказываемая работникам в соответствии с законодательными актами, а также в связи со вступлением в брак, рождением ребенка, постигшим их стихийным бедствием, пожаром, хищением имущества, увечьем, смертью их близких родственников.

10.8. Ежемесячные выплаты, предусмотренные в подпункте 1.4 пункта 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 7 декабря 2012 г. N 9 "О дополнительных мерах по развитию деревообрабатывающей промышленности" (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 11.12.2012, 1/13928).

2.Отчисление на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Обязательное страхование возложено на Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах» (далее — страховщик).

Страхователями по обязательному страхованию являются юр. лица (включая иностранные), их обособленные подразделения, а также физ. лица, которые в соответствии с трудовым и гражданским законодательством предоставляют работу гражданам РБ, иностранным гражданам, лицам без гражданства, постоянно проживающим в РБ.

Для выполнения принятых на себя страховых обязательств страховщик образует специальный страховой резерв за счет средств на осуществление обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и проф. заболеваний. Порядок и условия образования страхового резерва определяются Министерством финансов.

Объект обложения

все виды выплат (доходов, вознаграждений) в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу застрахованных лиц по всем основаниям, независимо от источников финансирования.

Ставки и тарифы

Ставка – 0,6 %.

Страховые тарифы, дифференцированные по группам отраслей (подотраслей) экономики исходя из класса профессионального риска, размеры отчислений от сумм страховых взносов в специальный страховой резерв и фонд предупредительных (превентивных) мероприятий ежегодно утверждаются Правительством РБ.

Страховые тарифы по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составляют от всех видов выплат подлежат корректировке согласно классификатору



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.162 (0.005 с.)