Понятие и сущность теории управления. Соотношение понятий управление и менеджмент. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и сущность теории управления. Соотношение понятий управление и менеджмент.



Понятие и сущность теории управления. Соотношение понятий управление и менеджмент.

Тео́рия управле́ния — наука о принципах и методах управления различными системами, процессами и объектами.

Основами теории управления являются кибернетика и теория информации.

Суть теории управления состоит в построении математической модели на основе системного анализа объекта управления и синтезе алгоритма управления для получения желаемых характеристик протекания процесса или целей управления.

В социально-экономических системах теория управления посвящена приёмам и методам анализа, прогноза и возможностям регулирования деятельности различных общностей людей (мирового сообщества, региональных объединений, наций, общественно-хозяйственных групп).

Объектом теории управления являются управленческие отношения, то есть такие социальные отношения, которые складываются между организациями, учреждениями и отдельными индивидами (представителями этих организаций и учреждений) в процессе управленческой деятельности и устанавливают определенную структуру соподчинения между ними.

В качестве предмета теории управления могут выступать следующие направления научного исследования:

* сущность управленческих отношений как системы взаимодействия людей по поводу организации их совместной жизни;

* механизм управления различными социально-экономическими системами и их регулирование;

* механизм самоорганизации и саморегулирования;

* технологии и методика процесса управления;

* структурные элементы системы управления;

* принципы, методы управления и т. д.

Управление – это целенаправленная деятельность, обеспечивающая перевод объекта управления из фактического состояния в желаемое. В основе данных действий находится цель, как результат состояния которого необходимо достигнуть.

Менеджмент – это вид управления. Он осуществляется в коммерческих организациях, деятельность которых связана с извлечением прибыли. Используя термины менеджмент и управление как синонимы следует учитывать, что управление шире.

 

Понятия объект и субъект управления.

Субъект управления — это руководитель, коллегиальный орган или комитет, осуществляющий управленческое воздействие. Руководителем может быть как формальный, так и неформальный лидер коллектива. В свою очередь, субъект управления может быть и объектом у правления, для вышестоящих руководителей.

Объект управления — это отдельная личность или группа, которая может быть объединена в какое-либо структурное подразделение и на которую оказывается управленческое воздействие. В настоящее время все больше распространяется идея партиципативного менеджмента, т. е. такого управления делами организации, когда в разработке и принятии наиболее важных решений участвуют все члены организации, в том числе и рядовые. В этом случае объекты управления становятся его субъектами.

 

Сущность и понятие организационной структуры

Организационная структура – совокупность подразделений организации и их взаимосвязей, в рамках которой между подразделениями распределяются управленческие задачи, определяются полномочия и ответственность руководителей и должностных лиц. Организационная структура регулирует: разделение задач по отделениям и подразделениям, их компетентность в решении определенных проблем и общее взаимодействие этих элементов. Существуют следующие типы структуризации организаций:

1. Линейная организационная структура - каждое подразделение имеет только одного руководителя, на которого возлагаются полномочия принятия всех управленческих решений; этот руководитель подчиняется лишь вышестоящему руководителю и т. д.

2. Функциональная организационная структура - принятие управленческих решений распределяется между функциональными начальниками, которые отвечают за принятие решений в той области, которая относится к их компетенции. Эти решения передаются в подразделения или конкретным работникам, которые и воплощают их в существование.

3. Линейно-функциональная организационная структура - исполнители одновременно подчиняются функциональным и линейным руководителям. На конструктивных руководителей возлагается обязанность принимать решения, тогда как линейный руководитель решает вопросы, связанные с оперативным управлением.

4. Линейно-штабная организационная структура - руководство исполнителями возлагается на линейного руководителя, при котором создается штаб. Штаб не имеет полномочий, связанных с руководством и принятием решений; его задачи ограничиваются помощью линейному менеджеру в осуществлении определенных функций управления.

5. Матричная организационная структура управления - при матричной организационной структуре существует два типа связей. Во-первых, это функциональные связи, при которых конкретный исполнитель подчиняется руководителю соответствующей функциональной службы. Во-вторых, ‑исполнитель подчиняется еще и руководителю проекта. В обязанности руководителя второго типа входит координация действий различных исполнителей в рамках одного проекта (целевой программы, темы); этот руководитель отвечает за выполнение данного проекта в указанные сроки с использованием отведенных ресурсов и на должном уровне качества. При этом руководитель проекта взаимодействует не только с членами проектной группы, но и с рабочими соответствующих функциональных служб, которые подчиняются ему в ряде вопросов.

6. Дивизиональная организационная структура управления. Основная фигура в рамках дивизиональной структуры — менеджер, руководящий подразделением. В его подчинении находится ряд помощников, которые выполняют функцию координации отдельных функциональных служб.

 

Понятие управленческая деятельность

тип профессиональной деятельности, специфика которого определяется ее основной и наиболее общей задачей — необходимостью организации деятельности других людей в направлении достижения общих целей, а также опорой при этом на принцип иерархии.

Цели и функции управления

Функции управления – это направление или виды управленческой деятельности, основанный на разделении и кооперации в управлении, и характеризующийся обособленным комплексом задач и выполняемый специальными приемами и способами. Основные функции управления: целеполагание, планирование, организация, мотивация, контроль
Цель управления – это совокупное представление о некоторой модели будущего результата, способного удовлетворить исходную потребность при имеющихся реальных возможностях, оцененных на основании опыта. Получение какого-либо положительного результата.

История зарождения управленческой мысли, 1 и 2 управленческие революции

6.Истоки управленческой мысли исходят к тому времени, когда люди впервые стали пытаться достичь поставленных целей посредством совместных усилий, совместной работы. Первая управленческая революция в истории человеческого общества (примерно семь тысяч лет назад) характеризуется как религиозно-коммерческая. Результатом революции в древнейших обществах явилась трансформация жрецов в религиозных функционеров, осуществляющих торговые операции, деловую переписку, коммерческие расчеты. Вторая революция в области управления произошла примерно через тысячу лет после первой и связана с именем вавилонского царя Хаммурапи (1792–1750 гг. до н. э.), итогом второй управленческой революции явилось появление светской манеры управления, возникновение первой формальной системы регулирования управленческих отношений, зарождение первых ростков лидерского стиля.

 

Процессный подход

Процессный подход в управлении определяет рассмотрение коммерческой деятельности фирмы как совокупность бизнес-процессов, которые связаны между собой миссией компании и целью ее деятельности. В современных условиях все больше компаний приходит к выводу, что можно максимально эффективно управлять бизнесом не как совокупностью отдельных функций, а как совокупностью бизнес-процессов, которые и представляют собой суть деятельности. Такой подход стал применяться в менеджменте относительно недавно в связи с возрастающей конкуренцией и увеличением динамики внешней среды. Он ставит своей целью повышение гибкости бизнеса, снижение времени реакции на изменения рынка, улучшение результатов деятельности и более полное достижение целей. Тем не менее, процессный подход к управлению не является единственным возможным вариантом, так как существуют и другие подходы – ситуационный или системный, например. Системный рассматривает фирму-организацию как общность связанных между собой элементов, которые ориентированы на достижение целей при регулярно меняющихся условиях. Ситуационный же подход утверждает, что применение тех или иных методов и действий всегда определяется, исходя из ситуации. Процессный подход к управлению: особенности внедрения на предприятии Процесс внедрения этого подхода на фирме происходит согласно следующим этапам: выявляется сеть ключевых бизнес-процессов (в том виде, в каком они находятся на начало использования подхода); процессы ранжируются по уровню значимости, создается предварительная модель; происходит анализ всех процессов и выявление «узких», т. е. проблемных мест, которые следует проработать наиболее тщательно; на основании полученных выводов строятся модели, показывающие идеальное течение процесса. Внедряться это новшество может как на всем предприятии, так и на определенном его участке. Процессный подход: основные принципы Восприятия бизнеса как системы: предприятие в любой форме рассматривается как система, в том числе и его развитие; решение локальных проблем не меняет систему, поменять можно только всю совокупность в целом. Восприятие деятельности как процесса: любую деятельность можно улучшить – это и есть цель, которую преследует процессное управление; в любой деятельности есть разделение по наличию материальных ресурсов, персоналу, по времени и так далее. Разработка стандартов и введение принципа прозрачности ответственности: любая деятельность направлена на получение результата путем преобразования входной продукции в выходную; в каждом процессе должен быть определен поставщик входной и выходной продукции – это нужно для определения ответственности. Также у входного и выходного продукта есть свой потребитель, который заинтересован в его максимальном качестве. Стандартизация и прозрачность ответственности: ответственность за создание системы лежит на высшем руководстве фирмы; у каждого процесса есть свой владелец, который отвечает за качество его выполнения; все процессы должны быть стандартизированы и прозрачны, чтобы можно было быстро найти проблему. Процессный подход к управлению включает в себя описание самого бизнеса как совокупности процессов, а также систему контроля, улучшения и управления этими процессами. Можно сказать, что для применения процессного подхода нужно описание, оптимизация и автоматизация процессов. Наиболее качественно это можно сделать с помощью специальных систем. Особенно процессный подход к управлению помогает в тех подразделениях, где изначально требуется высокий уровень стандартизации и где все процессы максимально расписаны – это бухгалтерия, экономический, плановый отдел и так далее.

 

Основные понятия и характеристики общей теории систем.

1. Границы системы – это различные материальные и нематериальные ограничители, отделяющие систему от внешней среды. Каждая система является частью большей системы, которая называется надсистемой. В свою очередь каждая система состоит из двух или более подсистем.

2. Элементы. Любая система независимо от открытости определяется через ее состав. Компоненты и связи между ними определяют свойства системы.

3. Вход – преобразование – выход. Организационная система в динамике представляется в качестве трех процессов. При системном подходе сначала исследуются параметры «выхода», т. е. что необходимо производить, с какими показателями качества, с какими затратами, кто будет являться покупателем, в какие сроки реализовывать и по какой цене. На «выходе» в итоге должна быть конкурентоспособная продукция либо услуги. После этого определяются параметры «входа», т. е. анализируется потребность в ресурсах, которая определяется после детального изучения организационно-технического уровня рассматриваемой системы (уровня техники, технологии, особенности организации производства, труда и управления) и параметров внешней среды (социальной, экономической, геополитической, экологической). И исследование характеристик «процесса», преобразующего ресурсы в готовую продукцию. На этом этапе рассматривается производственная технология либо технология управления и пути ее совершенствования.

4. Синергия (в переводе с греческого – «вместе действующий»). Это понятие употребляется для описания явлений, при которых целое всегда больше или меньше, чем сумма частей, составляющих это целое.

5. Системообразующий элемент, от которого в решающей степени зависит функционирование всех остальных элементов и жизнеспособность системы в целом.

6. Цикл жизни: возникновение, становление, функционирование, кризис, крах.

 

Принципы управления.

Принципы управления – это основные правила, определяющие настроение и функционирование системы управления, а также – важнейшие требования, соблюдение которых обеспечивает эффективность управления.

 

 

16.Административные методы управления: положительные и отрицательные характеристики.

Такими методами и являются административные (или организационно-распорядительные) методы управления, которые имеют следующие особенности:1) оказывают прямое воздействиё на волю подчиненных, что проявляется в однозначности отдаваемых распоряжений и в обязательности выполнения любо­го административного акта;

2) носят безвозмездный характер, не предусматривающий стимулирования;

3) требуют наличия и использования действенной системы контроля за их исполнением;

4) требуют не наилучшего решения проблем, а вы­полнения строго определенных действий.

Основные преимущества административных методов:

1) единственно эффективны в примитивных ситуа­циях;

2) позволяют установить строгую дисциплину про­изводственного и управленческого персонала;

3) обеспечивают выбранную технологию производ­ства и управления.

Основные недостатки административных методов:

1) не способствуют развитию творческого начала личности;

2) приводят к концентрации власти;

3) требуют обязательного оформления всех прини­маемых решений, что отрицательно влияет на время их реализации;

4) часто негативно оцениваются персоналом.

 

Понятие организации

Понятие организации и ее сущность В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности сместился к основному звену всей рыночной экономики — к организации. Именно на этом уровне осуществляются производственные и иные процессы, приводящие к созданию всего продукта общественного потребления. Основу организаций составляет их персонал — люди, с их опытом, знаниями и умениями. Персонал, осуществляющий управление, ставит цели и задачи, разрабатывает стратегические, текущие и оперативные планы, которые должны обеспечить бесперебойное, эффективное и устойчивое развитие организации. Организация — это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей. Организации могут быть неформальными и формальными. Неформальная организация — спонтанно возникшая группа людей, вступающих во взаимодействие друг с другом. Формальная организация — организация, обладающая правом юридического лица, цели и деятельность которой закреплены в учредительных документах, а функционирование — в нормативных актах. В учебном пособии под понятием «организация» мы будем понимать только формальные организации, которые и являются предметом и объектом нашего изучения. Цель создания и функционирования организации Любая формальная организация обладает производственно-техническим единством, организационно-административной, хозяйственной и финансовой самостоятельностью. Это означает, что организация самостоятельно осуществляет свою деятельность, регулирует кадровые вопросы, реализует выпускаемую продукцию, распоряжается прибылью, оставшейся после уплаты налогов и других необходимых обязательных платежей.

 

24. 1)Дивизиональная (филиальная структура) изображена на рис. 17. Дивизионы (филиалы) выделяются или по области деятельности или географически.

 

Линейно-штабная структура

 

 

Линейно-функциональная

Матричная организационная структура управления представляет собой синтез проектной и функциональной организационных структур, она формируется в расчете на какой-то проект Руководитель проекта создает коллектив, обычно состоящий из представителей функциональных подразделений. При этом используется принцип двойного подчинения исполнителя: во-первых, непосредственному руководителю функциональной службы, которая предоставляет персонал и другую помощь руководителю проекта; во-вторых, руководителю проекта. При таком подходе руководитель проекта имеет в своем подчинении две группы сотрудников: постоянных членов группы и работников функциональных отделов, которые подчиняются ему временно и по ограниченному кругу вопросов.

Матричная

Теория Z

Основные идеи теории "Z" заключаются в следующем:

в мотивах людей сочетаются социальные и биологические потребности;

люди предпочитают работать в группе и принимать групповые решения;

должна существовать индивидуальная ответственность за результаты труда;

предпочтительнее неформальный контроль за результатами труда на основе четких методов и критериев оценки;

на предприятии должна осуществляться постоянная ротация кадров и должно быть организовано постоянное самообразование;

предпочтительнее медленная служебная карьера с продвижением людей по достижении определенного возраста;

администрация проявляет постоянную заботу о работнике и обеспечивает ему долгосрочный или пожизненный наем;

человек — основа любого коллектива; именно он обеспечивает успешную деятельность предприятия.

 

Понятие и сущность теории управления. Соотношение понятий управление и менеджмент.

Тео́рия управле́ния — наука о принципах и методах управления различными системами, процессами и объектами.

Основами теории управления являются кибернетика и теория информации.

Суть теории управления состоит в построении математической модели на основе системного анализа объекта управления и синтезе алгоритма управления для получения желаемых характеристик протекания процесса или целей управления.

В социально-экономических системах теория управления посвящена приёмам и методам анализа, прогноза и возможностям регулирования деятельности различных общностей людей (мирового сообщества, региональных объединений, наций, общественно-хозяйственных групп).

Объектом теории управления являются управленческие отношения, то есть такие социальные отношения, которые складываются между организациями, учреждениями и отдельными индивидами (представителями этих организаций и учреждений) в процессе управленческой деятельности и устанавливают определенную структуру соподчинения между ними.

В качестве предмета теории управления могут выступать следующие направления научного исследования:

* сущность управленческих отношений как системы взаимодействия людей по поводу организации их совместной жизни;

* механизм управления различными социально-экономическими системами и их регулирование;

* механизм самоорганизации и саморегулирования;

* технологии и методика процесса управления;

* структурные элементы системы управления;

* принципы, методы управления и т. д.

Управление – это целенаправленная деятельность, обеспечивающая перевод объекта управления из фактического состояния в желаемое. В основе данных действий находится цель, как результат состояния которого необходимо достигнуть.

Менеджмент – это вид управления. Он осуществляется в коммерческих организациях, деятельность которых связана с извлечением прибыли. Используя термины менеджмент и управление как синонимы следует учитывать, что управление шире.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 949; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.30 (0.471 с.)