Понятие и элементы налоговой системы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и элементы налоговой системы



Понятие и элементы налоговой системы

Налоговая система представляет собой совокупность налогов, установленных законом; субъектов налоговых отношений; системы мер, обеспечивающих выполнение налогового законодательства.

Элементами налоговой системы являются:

– виды налогов, законодательно принятые в государстве органами законодательной власти соответствующих территориальных образований;

– субъекты налоговых отношений в виде налогоплательщиков, уплачивающих налоги и сборы в соответствии с принятыми в государстве законами;

– субъекты налоговых отношений в виде органов государственной исполнительной власти и местного самоуправления как институты власти, которые наделены определенными правами по изъятию налогов с субъектов налога и установлению контроля за уплатой налогов налогоплательщиками;

– законодательная база (Налоговый кодекс, законы, постановления, распоряжения, инструкции) по налогообложению, правам, обязанностям и ответственности субъектов налога и институтов изъятия налогов и контроля за уплатой налогов налогоплательщиками

– принципы и способы взыскания налогов;

– уровни изъятия налогов.

 

Налоговая система предполагает участие в отношениях, связанных с исчислением и уплатой налогов, двух основных экономических субъектов: налогоплательщика и налоговых органов как представителей государства.

Первая – налогоплательщики и плательщики сборов – это организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ, иными законодательными актами возложена обязанность уплачивать налоги или сборы. При этом предусмотрено, что филиалы и иные обособленные подразделения организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения филиалов и обособленных подразделений, но опять же применительно к конкретным налогам.

Вторая группа участников налоговых правоотношений включает государственные налоговые, правоохранительные и иные органы, в обязанности которых водит осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства - это Федеральная налоговая служба, реорганизованная в 2004 году из Министерства по налогам и сборам РФ и переданная в ведомство Министерства Финансов РФ. Налоговые органы сотрудничают с органами казначейства, органами внутренних дел, органами государственных внебюджетных фондов.

 

Принципы построения налоговых систем

Принципы построения налоговых систем в налоговой теории трактуются с разных позиций. Общее признание получили пока только фундаментальные (классические) принципы налогообложения (впервые сформулированные А.Смитом в 1776 году в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов»):

– принцип справедливости (равенства, равномерности) налогообложения;

– определенность и точность налогов (размер налогов, сроки, способ и порядок исчисления должны быть точно определены и понятны налогоплательщику);

– удобство сроков и способов уплаты;

– экономичность (эффективность) налогов, т.е. расходы по сбору и обслуживанию налогов должны быть как можно меньше относительно сумм, поступающих в доход государства в виде того или иного налога.

 

На основе принципов, сформулированных А.Смитом, можно определить принципы налогообложения в Российской Федерации (ст. 3 НК РФ). «Основные начала законодательства о налогах и сборах»):

1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

3. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

5. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Налоговым кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК.

6. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

7. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Если в налоговом законе содержатся нормы, касающиеся налоговых отношений, то они могут применяться только тогда, когда соответствуют нормам, содержащимся в НК РФ.

 

Налоговое право

 

Все отношения в сфере налогообложения регулируются налоговым законодательством, основными источниками которого являются Конституция РФ, Налоговый кодекс РФ, федеральные законы и законы субъектов РФ, нормативными правовыми актами муниципальных образований. Кроме того, органы исполнительной власти РФ (Минфин и ФНС), органы судебной власти (Конституционный суд, Верховный суд) также издают свои нормативно-правовые акты (инструкции, методические рекомендации, постановления, решения и пр.), регулирующие сферу налогообложения.

Налоговое право – комплекс налоговых законов, которые регламентируют сферу перераспределительных отношений, деятельность финансовых и налоговых органов, права и обязанности субъектов налоговых отношений, т.е. управление всей системой налогообложения.

Источниками налогового права выступают (рис.2.1.):

– Конституция РФ,

– Налоговый кодекс РФ;

– Закон РФ от 27.12.91 года «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»

– Федеральный закон о федеральном бюджете на текущий год и плановый период,

– указы и распоряжения Президента РФ,

– постановления и распоряжения Правительства РФ,

– постановления высших органов представительной власти РФ,

– решения органов государственной власти краев, областей, районов, городов и районов в городах по налоговым вопросам.

 

       
   
 
 

 


Рис. 2.1.Правовая основа регулирования налоговых отношений в РФ

 

Статья 57 Конституции РФ гласит, что «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют».

П.3 ст.75 Конституции РФ гласит, что «Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом».

 

Налоговый кодекс РФ определяет:

– виды налогов и сборов, взимаемых в РФ;

– основания для возникновения, изменения, прекращения и исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

– права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

– формы и методы контроля;

– ответственность за совершение налоговых правонарушений;

– порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействий) должностных лиц.



Налоговый кодекс РФ – это основополагающий документ о налогах и сборах, принятый в соответствии с федеральными законами о налогах и сборах.

Налоговый кодекс РФ является законодательным актом прямого действия. Федеральные законы о налогах и сборах должны приниматься в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Законодательные акты, устанавливающие новые налоги и сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие новые обязанности налогоплательщиков, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

Законодательные акты, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, имеют обратную силу.

Законодательные акты, отменяющие налоги и сборы, снижающие размеры ставок налогов и сборов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, могут иметь обратную силу, если прямо это предусматривают.

Каждый из налогов и сборов имеет свое юридическое выражение в конкретном нормативно - правовом акте, принятом соответствующим органом государственной власти.

Акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Если для одного и того же налога, в зависимости от категории налогоплательщика или иных условий налогообложения, установлены налоговые периоды различной продолжительности, дата вступления в силу соответствующего акта законодательства о налогах должна определяться применительно к каждому из установленных налоговых периодов.

В регулировании налоговых отношений важную роль играют законы РФ о федеральном бюджете, в которых устанавливаются нормативы распределения большинства налогов по уровням бюджетной системы.

Помимо законодательных актов налоговые отношения регулируются указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, актами ФНС России, постановлениями Конституционного Суда РФ, решениями и определениями Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ. Указы Президента РФ могут устанавливать самостоятельные нормы права и носить характер поручений органам управления разработать нормативные акты по налогообложению.

Кроме национального законодательства отношения в налоговой сфере регулируются и международными договорами, в частности договорами об устранении двойного налогообложения. Если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем установленные российским налоговым законодательством и нормативными правовыми актами, то следует применять правила и нормы международных договоров РФ (ст. 7 НК РФ).

В системе налогового законодательства международные соглашения по налогообложению условно можно разделить на четыре группы:

1. Международные соглашения общего характера — наряду с другими сферами сотрудничества устанавливают общие подходы сторон в области налогообложения. Непосредственному применению эти акты не подлежат, но содержащиеся в них принципы используются в иных договорах и в национальном законодательстве.

2. Собственно налоговые соглашения – двусторонние и многосторонние, имеют три подгруппы:

· общие налоговые соглашения (конвенции) — это международные договоры рекомендательного характера, затрагивающие все вопросы взаимоотношений сторон по поводу прямых и косвенных налогов;

· ограниченные налоговые соглашения, распространяемые на конкретный вид налога, плательщика и т. п.;

· соглашения об оказании административной помощи по налогообложению.

3. Договоры, в которых затрагиваются и налоговые вопросы, обычно направлены на установление благоприятного налогового режима, предоставление различных льгот и т. д.

К договорам, в которых помимо прочих решаются налоговые проблемы, относятся торговые договоры, предусматривающие режим наибольшего благоприятствования для товаров и услуг.

4. Специфические соглашения по конкретным международным организациям. Примером может служить соглашение о размещении штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке, направленное на освобождение от уплаты налогов в стране пребывания.

Налоговые агенты

В обязанности налоговых агентов входит:

– правильность и своевременность исчисления, удержания из выплат налогоплательщику и перечисления налогов в бюджет или ВБФ;

– в течение 1 месяца письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика с указанием суммы задолженности;

– осуществлять налоговый учет выплаченных доходов и удержанных из них налогов в бюджет персонально по каждому налогоплательщику;

– предоставлять налоговую отчетность в налоговые органы

– хранить документ по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет налогов в течение 4-х лет.

Уплата налогов и сборов осуществляется в рублях в наличном или безналичном порядке. Налог считается уплаченным с момента предъявления налогоплательщиком в банк платежного поручения (при наличии достаточного для уплаты налога остатка денежных средств на счете) или же с момента внесения налогоплательщиком налога в кассу банка.

Банки в налоговой системе

Банки выполняют в налоговой системе двойную роль.

С одной стороны, они являются плательщиками большинства налогов и на общих правилах производят отчисления в бюджеты всех уровней.

С другой стороны, они являются посредниками между государством и налогоплательщиками, так как осуществляют переводы налоговых платежей непосредственно на счета государства – занимаются кассовым исполнением бюджета. Банки обязаны бесплатно исполнять поручение налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, а также поручение налогового органа на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения.

 

Понятие и элементы налоговой системы

Налоговая система представляет собой совокупность налогов, установленных законом; субъектов налоговых отношений; системы мер, обеспечивающих выполнение налогового законодательства.

Элементами налоговой системы являются:

– виды налогов, законодательно принятые в государстве органами законодательной власти соответствующих территориальных образований;

– субъекты налоговых отношений в виде налогоплательщиков, уплачивающих налоги и сборы в соответствии с принятыми в государстве законами;

– субъекты налоговых отношений в виде органов государственной исполнительной власти и местного самоуправления как институты власти, которые наделены определенными правами по изъятию налогов с субъектов налога и установлению контроля за уплатой налогов налогоплательщиками;

– законодательная база (Налоговый кодекс, законы, постановления, распоряжения, инструкции) по налогообложению, правам, обязанностям и ответственности субъектов налога и институтов изъятия налогов и контроля за уплатой налогов налогоплательщиками

– принципы и способы взыскания налогов;

– уровни изъятия налогов.

 

Налоговая система предполагает участие в отношениях, связанных с исчислением и уплатой налогов, двух основных экономических субъектов: налогоплательщика и налоговых органов как представителей государства.

Первая – налогоплательщики и плательщики сборов – это организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ, иными законодательными актами возложена обязанность уплачивать налоги или сборы. При этом предусмотрено, что филиалы и иные обособленные подразделения организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения филиалов и обособленных подразделений, но опять же применительно к конкретным налогам.

Вторая группа участников налоговых правоотношений включает государственные налоговые, правоохранительные и иные органы, в обязанности которых водит осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства - это Федеральная налоговая служба, реорганизованная в 2004 году из Министерства по налогам и сборам РФ и переданная в ведомство Министерства Финансов РФ. Налоговые органы сотрудничают с органами казначейства, органами внутренних дел, органами государственных внебюджетных фондов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 6196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.53.216 (0.052 с.)