Взаимосвязь психологии труда с другими науками. Использование методологических принципов, общих достижений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимосвязь психологии труда с другими науками. Использование методологических принципов, общих достижений.



Псих труда – отрасль психологии, которая изучает закономерности проявления психической деятельности человека в процессе его труда.

История становления научной дисциплины прямо и косвенно отражается в процессах её взаимодействия с другими дисциплинами, в процессах её дифференциации – выделении и становлении как самостоятельных её отдельных ветвей, подходов, направлений. Активное взаимодействие псих. труда с др. научными дисциплинами – не исключение. Сравнительно поздно выделившаяся в самостоятельную дисциплину (датой её рождения принято считать 1879г, Вундт), психология, интегрирует знания о человеке всех ранее сформировавшихся научных дисциплин. Кедров и Ж. Пиаже в своих классификациях помещают псих. труда в центр «треугольника наук»: гуманитарных (философия и полит,.педагогика, философия), точных (технические дисциплины, матанализ) и е стественных (медицина, психофизиология, физиология). Сегодня психология приобретает статус самостоятельной фундаментальной науки, имеющей многообразные связи с др научными областями. Ещё в начале 20в. Мюнстерберг, Штерн, Бине и др. заложили основы широкого применения экспериментальных методов оценки важных для успешности качеств рабочих – тестологии. Эти идеи распространились и на начальную школу как первую ступень подготовки кадров (педология). Научное изучение проблемы устойчивых качеств человека стимулировало развитие таких дисциплин как психометрика, психодиагностика. Осознание необходимости комплексного подхода привело к становлению социологии труда, гигиены труда, производственной санитарии, чему в немалой степени способствовал вклад таких учёных как Бехтерев, Сеченов, Павлов. Вторая мировая война вскрыла множество новых проблем управления человеком техникой в экстремальных условиях. Совокупность научно-практических задач привела к становлению инженерной психологии, которая сегодня нашла своё отражение в энергетике, приборостроении, оборонной промышленности. С течением времени остро встала проблема гуманизации труда, социально-психологических и психогигиенических условий труда, что привело к развитию организационной психологии, эргономики и эргодизайна. Новые исторические условия способствуют появлению ряда интегральных дисциплин, в которых психология труда занимает центральное место.

6.Возникновение психологии труда как отдельной отрасли психологических знаний. Система Тейлора. Исследования Э. Мэйо. Психотехника. Псих.труда начала выделяться как отдельная отрасль психологических знаний в конце 19- нач. 20 вв. До 1939 г. это направление психол. науки называлось по-разному и чаще всего психотехника. Развитие псих. труда многие связывают с появлением в конце 19 – нач. 20 в. работ американского инжерена Ф.Тейлора. Система организации труда и управления производством (система Тейлора)- совокупность методов организации, нормирования труда и управления производственными процессами, а также принципов подбора и расстановки кадров. Система основана на глубоком разделении труда и рационализации движений. Составной частью системы Тейлора является впервые созданная и внедренная на промышленных предприятиях система сдельной заработной платы. Основная цель системы Тейлора – получение максимальной прибыли путем увеличения интенсификации труда. Тейлор проводил экспериментальные исследования простого машинного труда. В рамках системы Тейлора зарождалась и практически осуществлена концепция инженерного проектирования. Тейлор выдвинул идею профессионального отбора. Вместо контроля по конечной продукции ввел текущей контроль, применяя желтые и белые карточки – предупреждения, а затем увольнение; открыл влияние коллектива на поведение его членов. В 1927 г. начались исследования на заводе Хоторна, принадлежавшем компании «Вестерн Электрик», в городе Чичеро под руководством психолога Элтона Мэйо. Их результаты легли в основу доктрины «человеческих отношений». К решению всех производственных проблем Мэйо подходил с психологических позиций. Эксперименты в Хоторне вскрыли «золотую жилу» повышения производительности труда без каких-либо дополнительных затрат труда – за счет психологических факторов. После опубликования результатов эксперимента в США начался «психологический бум». Расширилась подготовка психологов, социологов, открывали психологические отделы. Психотехнику отечественные исследователи начали изучать в 1921 г, когда в Москве был создан центральный институт труда во главе с Гастевым. Первым организатором и руководителем работ по психотехнике были Шпильрейн и Геллерштейн. 1924 г- Международная конференция по психотехнике в Москве. Возникло широкое движение по научной организации труда. Была апробирована методика массового определения профессиональной пригодности в промышленности, в армии, на транспорте, в связи, в сфере обслуживания. Исследования по псих. труда продолжались до 1936 г, где вышел документ об извращениях педалогии, где направления психотехники были объявлены лженаучными и вредными. Психология труда начала возрождаться только в период «оттепели» (70-е гг).


7. Основные методы изучения трудовой деятельности (анализ рабочих документов, наблюдение за рабочим процессом, хронометраж). Психологическое изучение трудовой деятельности предусматривает использование совокупности методов и частных методических приемов (методик). Комплекс методик, которые можно объединить в следующие классы: 1) анализ рабочих документов (руководства, инструкции и т.д.) – для общего ознакомления со спецификой конкретной деятельности;

2) наблюдение за рабочим процессом – для сбора визуальной информации о содержании деятельности. Этот метод позволяет описать обстановку, в которой протекает труд, изучить трудовые действия и операции, а также поведение работающих лиц в целом. Наблюдение за трудом помогает раскрытию закономерностей формирования навыков, выделению трудностей в становлении мастерства. Наблюдение за поведением отдельного индивидуума в разных видах его деятельности (на работе, в перерывах, в обществ. жизни, в часы досуга) позволяет вскрыть ряд особенностей личности. Дополнительно могут замеряться зона рабочего места, замеры во времени последовательности активной деятельности, перерывов на отдых, вынужденных пауз, измерение времени выполнения трудовых операций, действий и их отдельных элементов, антропометрические замеры рабочей позы и др.; 3) хронометраж – оценка временных параметров трудового процесса;

В псих. труда большинство методов могут применяться в трех планах:

- для психологического анализа профессиональной деятельности; - для разнообразных конкретных исследований (подбора кадров, производствен. обучения и т.п.) - для исследования конкретной личности, ее мотивов, потребностей, склонностей, способностей и др.

8.Основные методы изучения трудовой деятельности (опрос, самонаблюдение и самоотчет, трудовой и биографический метод). Психологическое изучение трудовой деятельности предусматривает использование совокупности методов и частных методических приемов (методик). 1) самонаблюдение и самоотчет – воспроизведение субъектом труда своих личных впечатлений, суждений, переживаний в связи с выполнением трудовых задач; 2) опрос – получение письменной и устной информации от субъекта труда. Метод опроса имеет 5 форм:- беседа, -устный опрос (интервью), - письменный опрос (анкета),- биографические и автобиографические данные (психологический анамнез),- метод обощения и независимых характеристик.

3) трудовой метод – инф. об особенностях деятельности от экспериментатора, включенного в трудовой процесс. Для психологического понимания профессии психолог сам начинает осваивать данный вид труда, как бы соединяя в одном лице рабочего, знающего профессиональную работу, и психолога, умеющего и желающего ее описать. Преимущества: 1)получение путем личного опыта некоторых психологических данных, недоступных наблюдению и разным формам опроса специалистов; 2) изучение профессиональной деятельности в процессе овладения профессией.


9.Основные методы изучения трудовой деятельности (физиологические методы, естественный и лабораторный эксперимент). Эксперимент (естественный и лабораторный) – изучение психологических особенностей субъекта труда (психометрические тесты, личностные опросники, психофизиологические, физиологические и биохимические методы). Лабораторный эксперимент. 5 видов в псих. труда: 1)абстрактный эксперимент 2)модель отдельных элементов трудового процесса 3) модель профессиональной деятельности в целом

4)реальная трудовая деятельность в условиях лаборатории 5)метод тестов.

Естественный эксперимент:

1) внесение разнообразных изменений в оборудование, технологию, приемы, темп и ритм работы. 2) метод искусственной деавтоматизации.

Физиолого-гигиенические методы – изучение условий деятельности. В условиях реального производства могут быть использованы физиологич. и психофизиол. пробы, по которым косвенно можно судить о психических состояниях рабочего. С помощью системы специальных, не мешающих рабочему датчиков и регистрирующих устройств можно измерять частоту пульса, частоту и глубину дыхания, мышечный тонус и тремор рук, температуру тела и разных участков кожи, делать замеры частоты слияния мельканий, регистрировать движения глаз, повороты головы, мышц гортани и языка при внутренней речи, снимать электромиограмму, электроэнцефалограмму и др.


10. Принципы составления профессиограммы. Анализ психологических особенностей трудовой деятельности основывается на всестороннем ее изучении и определенной систематизации полученных количественных и качественных данных. Такой комплексный метод изучения и описания содержательных и структурных характеристик профессии в целях установления особенностей взаимоотношений субъекта труда с компонентами деятельности (ее содержанием, средствами, условиями, организацией) и ее функционального обеспечения называется профессиографией. Итогом изучения деятельности должна стать профессиограмма – описание различных объективных характеристик профессии. Принципы составления профессиограммы:

1) специфичность (конкретность) описания определенной деятельности; 2)комплексность изучения; 3)динамичность изучения (с учетом развития, изменения деятельности); 4)системность (изучение взаимосвязей и взаимовлияний отдельных характеристик дея-сти); 5)идентичность приемов (для корректного сравнения профессий); 6) использование качественно-количественных методов.

Профессиограмма должна содержать характеристику: 1)общих сведений о профессии (наименование, назначение, обязанности) 2)содержания деятельности (перечень рабочих действий, обязанностей, поток информационных показателей) 3) средств деятельности 4)условий деятельности (санит-гигин, психофизиологич, соц-психологич, организац) 5)организации деятельности (вид и величина профнагрузки, размер труда и отдыха) 6)субъекта деятельности (треб к сост здоровья, перечень мед противопоказаний).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 668; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.29.145 (0.009 с.)