Тема 1. Психологическая характеристика готовности к школе. Психологическая характеристика младшего школьного возраста (1 час) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Психологическая характеристика готовности к школе. Психологическая характеристика младшего школьного возраста (1 час)



1. Определение понятия «психологическая готовность к школе». Характеристика основных компонентов готовности к школьному обучению. Возможности диагностического изучения каждого из них.

2. Феноменология кризиса семи лет. Причины его возникновения. Связь кризиса семи лет с адаптацией к школе.

3. Общая характеристика младшего школьного возраста: возрастные границы, ведущий вид деятельности, социальная ситуация развития, центральное и побочное новообразование, проблемы возраста.

4. Поступление ребенка в школу. Адаптация к школе. Общая характеристика учебной деятельности. Специфика взаимоотношений с учителем и со сверстниками.

5. Динамика познавательного развития в младшем школьном возрасте (особенности развития восприятия, памяти, внимания, мышления, речи, воображения).

6. Особенности личностного развития в период младшего школьного возраста.

 

Основные понятия: психологическая готовность к школе, физиологическая готовность, мотивационная готовность, интеллектуальная готовность, социальная готовность, эмоционально-волевая готовность, личностная готовность, младший школьный возраст, «внутренняя позиция школьника», учебная деятельность, наглядно-образное мышление, адаптация.

 

Методические указания:

При подготовке ответа на первый вопрос познакомьтесь с определением понятия «психологическая готовность к школе». Рассмотрите определения, данные разными авторами. Отметьте, какие на сегодняшний день существуют подходы к выделению компонентов психологической готовности. Раскройте содержание каждого из них. Укажите, с помощью каких диагностических методов можно определить уровень сформированности того или иного компонента. Необходимый для подготовки материал можно найти в следующих источниках из списка основной литературы: 2, 4, 6.

В ответе на второй вопрос раскройте особенности проявления кризиса семи лет. Познакомьтесь с мнениями разных авторов по поводу того, какие признаки следует рассматривать как начало кризиса, а какие свидетельствуют о его завершении. Отметьте, какова взаимосвязь между кризисом семи лет и проблемой адаптации ребенка к школе. При ответе на вопрос воспользуйтесь конспектом, который был заявлен для выполнения к семинарскому занятию. Информация для ответа на вопрос может быть взята из следующих источников из списка основной литературы: 1, 2, 3, 7.

Ответ на третий вопрос должен содержать информацию об общих особенностях младшего школьного возраста, а именно указание возрастных границ, социальной ситуации развития, ведущего вида деятельности, центрального и побочного новообразований, проблем возраста. Отметьте, какие ученые занимались изучением особенностей младшего школьного возраста. Материал для ответа на вопрос можно найти в следующих источниках из списка основной литературы: 2, 3, 7.

При подготовке ответа на четвертый вопрос укажите, какие изменения происходят в жизни ребенка после поступления в школу, и почему настолько важен процесс адаптации ребенка к учебному заведению. Раскройте особенности учебной деятельности, специфику взаимоотношений между ребенком и учителем и между ребенком и сверстниками. Отметьте, какие ученые занимались изучением процесса адаптации детей к школе. Необходимую для подготовки информацию можно найти в следующих источниках из списка основной литературы: 2, 3, 4, 7.

Ответ на пятый вопрос предполагает знакомство с особенностями развития познавательных процессов в младшем школьном возрасте. Укажите, какие изменения происходят в содержании и возможностях каждого из познавательных процессов на данном этапе. Материал для подготовки ответа на вопрос можно найти в следующих источниках из списка основной литературы: 2, 3, 7.

В ответе на шестой вопрос отметьте, какие изменения происходят в структуре личности ребенка вследствие смены ведущего вида деятельности и выделения специфики общения. Укажите, каковы особенности самооценки младших школьников, какие изменения происходят в мотивационной сфере ребенка. Необходимый материал можно найти в следующих источниках из списка основной литературы: 2, 3, 7.

Задания для самостоятельной работы:

1. Найти и выписать определения основных понятий, заявленных к семинарскому занятию.

2. Заполните таблицу «Возрастные образования» и таблицу «Динамика познавательных процессов», отразив особенности данного возраста.

3. Прочитайте и составьте тезисы по следующим разделам из работ Л. С. Выготского:

· Л. С. Выготский Кризис семи лет (источник 1 из списка основной литературы).

 

Основная литература:

1. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология / Под ред. Д. Б. Эльконина. – М.: Педагогика, 1984.

2. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

3. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

4. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 1999.

5. Поливанова К. Н., Матюшенцева Н. К. Специфические характеристики развития в переходные периоды (кризис семи лет) // Вопр. психол. – 1999. - №1. – С. 62-76.

6. Практическая психология образования: Учеб.пособие для вузов / под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 2003.

7. Сапогова Е. Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М., 2001.

 

Дополнительная литература:

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический Проект, 2003.

2. Гамезо М. В.. Петрова Е. А., Орлова Л. М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб.пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. – М., 2003.

3. Детская практическая психология: Учебник / Под ред. проф. Т. Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2005.

4. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2002.

5. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.

6. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб.: Питер, 2009.

7. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

8. Психология развития: Учебник для студ. высш. учеб.завед. / Под ред. Т. Д. Марцинковской. – М.: 2001.

9. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека. – М., 2000.

 

Контрольные вопросы:

1. Что понимают под психологической готовностью к школе?

2. Какие компоненты в структуре психологической готовности к школе выделены у разных авторов? Какие из них являются определяющими для формулирования вывода о готовности ребенка к обучению в школе?

3. С помощью каких методов можно оценить сформированность основных компонентов психологической готовности к школе?

4. Что понимают под кризисом семи лет? Появление каких признаков свидетельствует о начале кризиса семи лет? Какие признаки выступают в качестве свидетельства о завершении кризиса?

5. Каким образом взаимосвязаны проблема адаптации ребенка к школе и кризис семи лет?

6. Дайте общую характеристику младшему школьному возрасту, используя основные компоненты структуры возраста.

7. Кто из зарубежных и отечественных ученых занимались изучением специфики младшего школьного возраста?

8. Какие изменения происходят в жизни ребенка в связи с поступлением в школу? Каким образом строятся отношения между младшим школьником и учителем? Между младшим школьником и сверстниками?

9. Что понимают под учебной деятельностью? В чем заключается ее специфика?

10. Раскройте особенности развития познавательной сферы в младшем школьном возрасте.

11. Какой познавательный процесс находится в центре развития в младшем школьном возрасте?

12. Почему младший школьный возраст является благоприятным для обучения детей приемам мнемотехники?

13. Какая самооценка характерна для детей младшего школьного возраста?

14. Какие изменения в структуре личности происходят в младшем школьном возрасте?

15. Чем обусловлены данные изменения? Какова роль взрослых в данном процессе?

 

Тема 2. Характеристика учебной деятельности. Внутренний план действий как фактор, определяющий проблему перехода к подростковому возрасту (1 час)

1. Учебная деятельность как ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте.

2. Структура и общие закономерности формирования учебной деятельности. Характеристика основных компонентов учебной деятельности. Специфика основных компонентов учебной деятельности.

3. Теория планомерного формирования действий и понятий (П. Я. Гальперин).

4. Внутренний план действий как центральное новообразование младшего школьного возраста и как фактор, определяющий проблему перехода к подростковому возрасту.

5. Кризис личностного развития.

 

Основные понятия: учебная деятельность: определение и структура, мотивы учения, учебные действия, учебная задача, контроль, самоконтроль, оценка, самооценка, внутренний план действий, теория планомерного формирования действий и понятий: краткое содержание и характеристика основных этапов.

 

Методические указания:

При подготовке ответа на первый вопрос найдите определения понятия «учебная деятельность». Охарактеризуйте ее как ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте. Необходимый материал можно найти в следующих источниках из списка основной литературы: 2, 4, 6.

При ответе на второй вопрос отразите содержание структуры учебной деятельности, охарактеризуйте каждый из ее компонентов, раскройте его роль в общей структуре. Информация для ответа на вопрос может быть взята из следующих источников из списка основной литературы: 1, 4, 6.

Ответ на третий вопрос должен содержать основные положения теории планомерного формирования действий и понятий с указанием базы ее создания и краткой биографии автора (П. Я. Гальперин). Материал для подготовки ответа на вопрос может быть взят из следующих источников из списка основной литературы: 4, 5, 7.

В ответе на четвертый вопрос охарактеризуйте внутренний план действий как центральное новообразование младшего школьного возраста и объясните, почему его можно рассматривать как фактор, который определяет проблему перехода к подростковому возрасту. Материал для ответа на вопрос может быть взят из следующих источников в списке основной литературы: 2, 4, 6.

Ответ на пятый вопрос будет посвящен рассмотрению кризиса личностного развития, который отмечается на рубеже младшего школьного и подросткового возраста. Укажите его причины и раскройте психологическую сущность. Информацию для ответа на вопрос можно найти в следующих источниках из списка основной литературы: 2, 3, 6.

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Найти и выписать определения основных понятий, заявленных к семинарскому занятию.

2. Подготовиться к тестовому контролю знаний.

3. Подготовьте рефераты по следующим темам:

· Организация учебного процесса в рамках системы развивающего обучения Эльконина-Давыдова.

· Организация учебного процесса в рамках системы развивающего обучения Занкова.

· Организация учебного процесса в начальной школе в разных странах (на ваш выбор, можно несколько).

 

Основная литература:

1. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. – М.: Педагогика, 1986.

2. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

3. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

4. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. Учебник. – М.: Педагогическое сообщество России, 2003.

5. Практическая психология образования: Учеб. пособие для вузов / Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 2003.

6. Сапогова Е. Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М., 2001.

7. Талызина Н. Ф. Педагогическаяпсихология: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 1998.

 

Дополнительная литература:

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический Проект, 2003.

2. Гамезо М. В.. Петрова Е. А., Орлова Л. М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб.пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. – М., 2003.

3. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2002.

4. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

5. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека. – М., 2000.

 

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение понятию «учебная деятельность».

2. Почему учебная деятельность является ведущей в младшем школьном возрасте?

3. Перечислите основные компоненты структуры учебной деятельности.

4. Дайте определение каждому из основных компонентов структуры учебной деятельности.

5. Как изменяется учебная деятельность к концу младшего школьного возраста?

6. Раскройте содержание теории поэтапного формирования действий и понятий П. Я. Гальперина.

7. Какие этапы выделил П. Я. Гальперин в формировании умственных действий?

8. Дайте определение понятию «внутренний план действий».

9. Что способствует формированию внутреннего плана действий?

10. Почему внутренний план действий рассматривается учеными как фактор, определяющий проблему перехода к подростковому возрасту?

 

Модуль 6. Подростковый и юношеский возраст (4 часа)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 415; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.8.247 (0.025 с.)