Типы динамики максимального темпа движений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типы динамики максимального темпа движений



 

Графики: а – выпуклого типа; б – ровного типа; в – промежуточного и вогнутого типов; г – нисходящего типа

Горизонтальная линия – линия, отмечающая уровень на­чального темпа работы в первые 5 секунд

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4

Тема: Изучение темперамента.

Цель: Исследовать особенности темперамента испытуемого.

Оборудование и материалы: Опросник ОСТ В.М. Русалова.

Вводные замечания. Опросник структуры темперамента (ОСТ) В.М. Русалова используется для диагностики свойств «предметно-деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента.

Ход работы: Каждому испытуемому предлагается: текст опросника и бланк для ответов. Испытуемый должен читать вопросы по порядку, стараясь ничего не пропускать и не возвращаясь к уже пройденному. Испытуемому зачитывается инструкция: «Вам предлагается ответить на вопросы, касающиеся вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации и дайте первый ответ, пришедший вам в голову. Если вы согласны с утверждением, поставьте рядом с его номером на листочке знак «+», если не согласны – знак «–». Отвечайте быстро и точно. Помните, что нет хороших и плохих ответов».

 

Текст опросника ОСТ

1. Подвижный ли ты человек?

2. Всегда ли ты готов с ходу, не раздумывая, включиться в интересующий тебя разговор?

3. Предпочитаешь ли ты уединение большой компании?

4. Испытываешь ли ты постоянное желание чем-либо заниматься, что-либо делать?

5. Медленно ли ты говоришь?

6. Ранимый ли ты человек?

7. Часто ли тебе не спится из-за того, что ты поссорился с друзьями?

8. Всегда ли тебе хочется в свободное время чем-либо заняться?

9. Часто ли в разговорах с людьми ты говоришь не подумав?

10. Раздражает ли тебя быстрая речь собеседника?

11. Чувствовал бы ты себя несчастным человеком, если бы надолго был лишен возможности разговаривать с людьми?

12. Опаздывал ли ты когда-нибудь на назначенную встречу или в школу?

13. Нравится ли тебе быстро ходить и бегать?

14. Сильно ли ты переживаешь плохие оценки, замечания учителей, родителей?

15. Легко ли тебе выполнять работу, требующую длительного внимания и большой сосредоточенности?

16. Утомительно ли тебе быстро говорить?

17. Часто ли ты испытываешь чувство беспокойства, если не выполнил как следует домашнее задание или какую-нибудь работу?

18. Легко ли твои мысли переходят с одной темы на другую во время разговора?

19. Нравятся ли тебе игры, требующие большой скорости и ловкости?

20. Легко ли тебе найти новые варианты решения задач?

21. Испытываешь ли ты чувство беспокойства, что тебя неправильно поняли в разговоре?

22. Охотно ли ты выполняешь сложную, ответственную работу?

23. Бывает ли, что ты говоришь о вещах, в которых не разбираешься?

24. Легко ли ты воспринимаешь быструю речь?

25. Легко ли тебе делать одновременно много дел?

26. Возникают ли у тебя конфликты с друзьями из-за того, что ты им что-то говоришь не подумав?

27. Любишь ли ты простую, привычную, не требующую усилий работу?

28. Сильно ли ты переживаешь, когда обнаруживаешь, что сделал что-то не так?

29. Любишь ли ты сидячую работу?

30. Легко ли тебе общаться с незнакомыми людьми?

31. Предпочитаешь ли ты подумать, взвесить свои слова прежде, чем говорить?

32. Все твои привычки хорошие?

33. Быстро ли двигаются твои руки, когда ты работаешь?

34. Обычно ты молчишь и не вступаешь в разговор, когда находишься в обществе малознакомых людей?

35. Легко ли ты переключаешься с одного способа решения задачи на другой?

36. Глубоко ли ты переживаешь плохое к тебе отношение людей?

37. Разговорчивый ли ты человек?

38. Легко ли тебе выполнять работу, требующую мгновенных реакций?

39. Ты обычно говоришь свободно, без запинок?

40. Беспокоит ли тебя то, что связано с твоей учебой и работой?

41. Обижаешься ли ты, когда люди указывают на твои недостатки?

42. Есть ли у тебя желание заниматься какой-нибудь ответственной работой?

43. Любишь ли ты все делать медленно и неторопливо?

44. Бывают ли у тебя мысли, которые ты бы хотел скрыть от других?

45. Можешь ли ты без долгих раздумий задать другому человеку щекотливый, трудный для него вопрос?

46. Доставляют ли тебе удовольствия быстрые движения?

47. Легко ли тебе придумывать новые идеи, связанные с тем, чем ты занимаешься?

48. Возникает ли у тебя беспокойство и тревожность перед каким-либо важным, ответственным разговором?

49. Можно ли о тебе сказать, что ты быстро выполняешь все, что тебе поручается?

50. Любишь ли ты работать самостоятельно?

51. Легко ли узнать твое состояние по выражению лица?

52. Всегда ли ты выполняешь данное тобою обещание?

53. Обижаешься ли ты на то, как окружающие обходятся с тобой?

54. Любишь ли ты одновременно заниматься только одним делом?

55. Любишь ли ты быстрые игры?

56. Делаешь ли ты паузы в своей речи?

57. Любишь ли ты вносить оживление в компанию?

58. Чувствуешь ли избыток сил и желание заниматься каким-нибудь трудным делом?

59. Трудно ли тебе переключать внимание с одного дела на другое?

60. Бывает ли, что надолго портится настроение из-за того, что неожиданно срывается какое-нибудь дело?

61. Часто ли тебе не спиться из-за того, что дела идут не так, как надо?

62. Любишь ли ты бывать в большой компании?

63. Волнуешься ли ты, выясняя отношения с друзьями?

64. Испытываешь ли ты потребность в работе, требующей полной отдачи сил?

65. Часто ля ты злишься, выходишь из себя по пустякам?

66. Любишь ли ты одновременно заниматься многими делами?

67. Держишься ли ты свободно в большой компании?

68. Часто ли ты говоришь, не подумав как следует?

69. Возникает ли у тебя чувство неуверенности и беспокоит ли оно тебя?

70. Медленно ли ты работаешь?

71. Легко ли ты переключаешься с одной работы на другую?

72. Быстро ли ты читаешь вслух?

73. Ты иногда сплетничаешь?

74. Молчалив ли ты, находясь в кругу незнакомых людей?

75. Нуждаешься ли ты в людях, которые бы тебя утешили и поддержали?

76. Охотно ли ты выполняешь много разных дел одновременно?

77. Охотно ли ты делаешь срочную работу?

78. Тянет ли тебя пообщаться с людьми в свободное время?

79. Часто ли у тебя бывает бессонница, если что-то не ладиться в работе?

80. Дрожат ли у тебя руки во время ссоры?

81. Долго ли ты мысленно готовишься к тому, чтобы высказать свое мнение?

82. Есть ли среди твоих знакомых люди, которые тебе явно не нравятся?

83. Предпочитаешь ли ты заниматься легкой работой?

84. Легко ли тебя обидеть?

85. Начинаешь ли ты обычно первым разговор в компании?

86. Испытываешь ли желание больше быть среди людей?

87. Склонен ли ты сначала подумать, а потом говорить?

88. Часто ли ты волнуешься по поводу своей учебы и работы?

89. Всегда ли ты платил бы за провоз багажа, если бы не опасался проверки в транспорте?

90. Держишься ли ты обособленно в компании и на вечеринках?

91. Склонен ли ты преувеличивать неудачи, которые у тебя случаются в работе?

92. Нравится ли тебе быстро говорить?

93. Легко ли тебе удержаться от высказывания вслух неожиданно возникшей мысли?

94. Предпочитаешь ли ты работать медленно?

95. Переживаешь ли ты из-за неполадок в работе?

96. Нравится ли тебе говорить с людьми спокойно, медленно?

97. Часто ли ты волнуешься из-за ошибок в работе?

98. Способен ли ты выполнять долгую, трудоемкую работу?

99. Можешь ли ты, не раздумывая, обратиться с просьбой к незнакомому человеку?

100. Часто ли ты чувствуешь себя неуверенно при общении с людьми?

101. Легко ли ты берешься за выполнение не знакомой тебе работы?

102. Устаешь ли ты, когда тебе приходится долго говорить?

103. Нравится ли тебе работать неторопливо, без особого напряжения?

104. Нравиться ли тебе разнообразная работа, требующая сосредоточения и переключения внимания с одного дела на другое?

105. Любишь ли ты подолгу бывать один?

 

Обработка данных по ОСТ проводится путем сравнения ответов испытуемого с «ключевыми». Каждое совпадение оценивается в один балл. Количество баллов суммируется по каждой шкале. Результаты испытуемых, получивших высокий балл (7 и более) по контрольной шкале, не подлежат рассмотрению.

 

Ключ к ОСТ

1-я шкала — эргичность:

Ответ «да» вопросы 4, 8, 15, 22, 42, 50, 58, 64, 98.

Ответ «нет» — вопросы 27, 83, 103.

2-я шкала — социальная эргичность:

Ответ «да» вопросы 11, 30, 57, 62, 67, 78, 86.

Ответ «нет» — вопросы 3, 34, 74, 90, 105.

3-я шкала — пластичность:

Ответ «да» вопросы 20, 25, 35, 38, 47, 66, 71, 76, 101, 104.

Ответ «нет» — вопросы 54, 59.

4-я шкала — социальная пластичность:

Ответ «да» вопросы 2, 9, 18, 26, 45, 68, 85, 99.

Ответ «нет» — вопросы 31, 81, 87, 93.

5-я шкала — темп:

Ответ «да» — вопросы 1, 13, 19, 33, 46, 49, 55, 77.

Ответ «нет» — вопросы 29, 43, 70, 94.

6-я шкала — социальный темп:

Ответ «да» — вопросы 24, 37, 39, 51, 42, 92.

Ответ «нет» — вопросы 5, 10, 16, 56, 96, 102.

7-я шкала — эмоциональность:

Ответ «да» вопросы 14, 17, 28, 40, 60, 61, 69, 79, 88, 91, 95, 97.

8-я шкала — социальная эмоциональность:

Ответ «да» — вопросы 6, 7, 21, 36, 41, 48, 53, 63, 75, 80, 84, 100.

9-я шкала — «К»:

Ответ «да» — вопросы 32, 52, 89.

Ответ «нет» — вопросы 12, 23, 44, 65, 73, 82.

Анализ результатов. ОСТ имеет 105 вопросов. Каждый относится к одной из 9 шкал. 8 шкал содержат по 12 вопросов, а 9-я шкала (социальной желательности ответов) – 9 вопросов. ОСТ содержит следующие шкалы:

1. Предметная эргичность. Включает в себя вопросы об уровне потребности в освоении предметного мира, стремлении к умственному и физическому труду.

Высокие значения (ВЗ) (9 – 12 баллов) по этой шкале означают вы­сокую потребность в освоении предметного мира, жажду деятельно­сти, стремление к напряженному умственному и физическому труду, легкость умственного пробуждения.

Низкие значения (НЗ) (3 – 4 балла) означают пассивность, низ­кий уровень тонуса и активации, нежелание умственного напряжения, низкую вовлеченность в процесс деятельности.

2. Социальная эргичность. Содержит вопросы об уровне потреб­ности в социальных контактах, о стремлении к лидерству.

ВЗ – коммуникативная эргичность, потребность в социальном контакте, жажда освоения социальных форм деятельности, стремление к лидерству, общительность, стремление к занятию высокого ранга, осво­ение мира через коммуникацию.

НЗ – незначительная потребность в социальных контактах, уход от социально-активных форм поведения, замкнутость, социальная пас­сивность.

3. Пластичность. Содержит вопросы о степени легкости или трудности переключения с одного предмета на другой.

ВЗ – легкость переключения с одного вида деятельности на дру­гой, быстрый переход с одних форм мышления на другие в процессе взаимодействия с предметной средой, стремление к разнообразию форм предметной деятельности.

НЗ – склонность к монотонной работе, боязнь и избегание разнообразных форм поведения, вязкость, консервативные формы деятель­ности.

4. Социальная пластичность. Содержит вопросы, направленные на выяснение степени легкости или трудности переключения в процес­се общения от одного человека к другому, склонности к разнообразию коммуникативных программ.

ВЗ – широкий набор коммуникативных программ, автоматическое включение в социальные связи, легкость вступления в социальные кон­такты, легкость переключения в процессе общения, наличие большого количества коммуникативных заготовок, коммуникативная импуль­сивность.

НЗ – трудность в подборе форм социального взаимодействия, низ­кий уровень готовности к вступлению в социальные контакты, стрем­ление к поддержанию монотонных контактов.

5. Темп или скорость. Включает вопросы о быстроте моторно-двигательных актов при выполнении предметной деятельности.

ВЗ – высокий темп поведения, высокая скорость выполнения операций при осуществлении предметной деятельности, моторно-двигательная быстрота, высокая психическая скорость при выполнении конкретных заданий.

НЗ – замедленность действий, низкая скорость моторно-двигательных операций.

6. Социальный темп. Включает вопросы, направленные на выяв­ление скоростных характеристик речедвигательных актов в процессе общения.

ВЗ – речедвигательная быстрота, быстрота говорения, высокие скорости и возможности речедвигательного аппарата.

НЗ – слабо развита речедвигательная система, речевая медлительность, медленная вербализация.

7. Эмоциональность. Включает в себя вопросы, оценивающие эмоциональность, чувствительность, чувствительность к неудачам в ра­боте.

ВЗ – высокая чувствительность к расхождению между задуман­ным и ожидаемым, планируемым и результатами реального действия, ощущения неуверенности, тревоги, неполноценности, высокое беспо­койство по поводу работы, чувствительность к неудачам,

НЗ – незначительное эмоциональное реагирование при неудачах, нечувствительность к неуспеху дела, спокойствие, уверенность в себе.

8. Социальная эмоциональность. Включает вопросы, касающиеся эмоциональной чувствительности в коммуникативной сфере.

ВЗ – высокая эмоциональность в коммуникативной сфере, высо­кая чувствительность к неудачам в общении.

НЗ – низкая эмоциональность в коммуникативной сфере, нечув­ствительность к оценкам товарищей, отсутствие чувствительности к неудачам в общении, уверенность в себе и ситуациях общения.

9. «К» – контрольная шкала (шкала социальной желательности ответов) включает вопросы на откровенность и искренность высказы­ваний.

ВЗ – неадекватная оценкасвоего поведения, желание выглядеть лучше, чем есть на самом деле.

НЗ – адекватное восприятие своего поведения.

 

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5

Тема: Тревожность как свойство личности.

Цель: Определить уровень ситуативной и личностной тревожности испытуемого.

Оборудование и материалы: Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина.

Вводные замечания. Данная методика является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека).

По Ю.Л. Ханину, ситуативная тревожность (СТ) возникают «как реакция человека на различные, чаще всего социально-психологические стрессоры (ожи­дание негативной оценки или агрессивной реакции, восприятие не­благоприятного к себе отношения, угрозы своему самоуважению, пре­стижу). Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью.

Напротив, личностная тревожность (ЛТ) как черта, свойство, диспозиция дает представление об индивидуальных различиях в подверженности действию различных стрессоров. Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Следовательно, здесь речь идет об относительно устойчивой склонности человека воспри­нимать угрозу своему «Я» в самых различных ситуациях и реагиро­вать на эти ситуации повышением СТ.

Ход работы: Данная методика имеет две самосто­ятельные подшкалы для отдельного измерения той и другой формы тревожности: подшкала оценки СТ с главным вопросом о самочувствии в данный момент и подшкала оценки ЛТ с формулировкой о самочув­ствии обычном. В зависимости от задач исследования каждая из подшкал используется как самостоятельная, или они вместе.

Инструкция к первой группе суждений о самочувствии. В зависимости от самочувствия в данный момент поставьте рядом с номером суждения наиболее под­ходящую для вас цифру: «1» – нет, это совсем не так; «2» – пожалуй так; «3» – верно; «4» – совершенно верно.

1. Вы спокойны

2. Вам ничто не угрожает

3. Вы находитесь в напряжении

4. Вы испытываете сожаление

5. Вы чувствуете себя свободно

6. Вы расстроены

7. Вас волнуют возможные неудачи

8. Вы чувствуете себя отдохнувшим человеком

9. Вы встревожены

10. Вы испытываете чувство внутреннего удовлетворения

11. Вы уверены в себе

12. Вы нервничаете

13. Вы не находите себе места

14. Вы взвинчены

15. Вы не чувствуете скованности и напряжения

16. Вы довольны

17. Вы озабочены

18. Вы слишком возбуждены и вам не по себе

19. Вам радостно

20. Вам приятно

Инструкция ко второй группе суждений о самочувствии. Прочитайте (прослушайте) внимательно каждое из приведенных ниже предложений и поставьте рядом с номером суждения наиболее под­ходящую для вас цифру в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно: «1» – почти никогда; «2» – иногда; «3» – часто; «4» – по­чти всегда.

1. Вы испытываете удовольствий

2. Вы быстро устаете

3. Вы легко можете заплакать

4. Вы хотели бы быть таким же счастливым человеком, как и другие

5. Бывает, что вы проигрываете из-за того, что недостаточно быстро принимаете решения

6. Вы чувствуете себя бодрым человеком

7. Вы спокойны, хладнокровны и собраны

8. Ожидание трудностей очень тревожит вас

9. Вы слишком переживаете из-за пустяков

10. Вы бываете вполне счастливы

11. Вы принимаете все слишком близко к сердцу

12. Вам не хватает уверенности в себе

13. Вы чувствуете себя в безопасности

14. Вы стараетесь избегать критических ситуаций и трудностей

15. У вас бывает хандра, тоска

16. Вы бываете довольны

17. Всякие пустяки отвлекают и волнуют вас

18. Вы так сильно переживаете свои разочарования, что потом долго не можете о них забыть

19. Вы уравновешенный человек

20. Вас охватывает сильное беспокойство, когда вы думаете о своих делах и заботах

 

Обработка результатов.

1. Каждый вопрос оценивается по 4-х бальной шкале.

Каждая из подшкал состоит из прямых и обратных вопросов.

По шкале РТ: прямые – 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18;

обратные – 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20.

По шкале ЛТ: прямые – 2, 3, 4, 5, 8, 9, 11, 12, 14, 15, 17, 18, 20;

обратные – 1, 6, 7, 10, 13, 16, 19.

2. Отдельно суммируются баллы по прямым и обратным вопросам.

3. Из суммы прямых вычитается сумма обратных вопросов.

4. К разности прибавляется число «50» (для РТ) и число «35» (для ЛТ).

 

Если нет ответа на какие-либо вопросы (один – два), то

1. Отдельно находятся баллы по прямым и обратным вопросам.

2. Из суммы прямых вычитается сумма обратных вопросов.

3. К полученному результату прибавляется величина, равная количеству обратных вопросов, на которые испытуемый ответил, и умножается на 5.

4. Полученный результат делится на общее число заполненных вопросов (на которые дан ответ).

5. Полученное частное умножается на «20» и округляется до ближайшего целого числа.

Результа­ты оцениваются обычно в градациях:

до 30 баллов – низкая тревожность;

31 – 45 баллов – умеренная тревожность;

46 баллов и более – высокая тревожность.

Высоко тревожные личности отличаются высокой вероятностью появления состояния тревоги в ситуациях, где речь идет об оценки их компетентности, и воспринимаются ими как тревожащие. Эта группа людей обычно требует внимания и осторожной постановки задачи, целей их деятельности. Излишнее подчеркивание значимости результата или категоричное ориентирование на высокий результат, как и сомнение в возможностях этих субъектов успешно справиться с задачей, нежелательны.

Низко тревожные субъекты не склонны воспринимать угрозу престижу, самооценке в широком диапазоне ситуаций. Вероятность возникновения у них состояния тревоги значительно ниже, хотя и не исключена в отдельных в особо важных и личностно значимых для них случаях. Следует иметь в виду, особенно при интерпретации показателей ЛТ, что в данном случае речь идет о некоторой генерализованной характеристике.

 

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6

Тема: Тревожность как свойство личности.

Цель: Оценить уровень ситуативной и личностной тревожности испытуемого, фрустрированности, агрессивности и ригидности.

Оборудование и материалы: Методика «Оценка ситуативной тревожности», методика «Самооценка тревожности, фрустрированности, агрессивности и ригидности».

Ход работы: Работа состоит из двух самосто­ятельных методик для отдельного измерения таких личностных параметров, как ситуативная и личностная тревожность испытуемого, фрустрированность, агрессивность и ригидность. В зависимости от задач исследования каждая из методик, а также каждая из подшкал методики «Самооценка тревожности, фрустрированности, агрессивности и ригидности» могут использоваться самостоятельно или вместе.

Оценка ситуативной тревожности:

Инструкция. Зачеркните цифру справа, в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент:

1. Вы чувствуете себя свободно 1234

2. Вы нервничаете 1234

3. Вы не чувствуете скованности 1234

4. Вы довольны 1234

5. Вы озабочены 1234

Обработка результатов – по ключу: из суммы баллов по вопросам 2 и 5 вычесть сумму баллов по вопросам 1, 3 и 4; затем прибавить число 15 и весь полученный результат умножить на 4 для того, чтобы перейти к соизмеримому с результатами других методик итогу, относимому к универсальной шкале 20 – 80 баллов. По этой шкале низкий уровень тревожности соответствует 20 – 30 баллам, средний – 31 – 45 баллами высокий уровень СТ – 46 и более баллов.

Поскольку тревожность имеет не только специальный, но и универсальный психологический смысл, полезно рассмотреть этот пара­метр в связи с дополняющими его свойствами, а именно: по личностной тревожности, фрустрированности, агрессивности и ригидности.

Самооценка личностной тревожности:

1. Обычно вы не чувствуете в себе уверенности 1234

2. Вы часто из-за пустяков краснеете 1234

3. Ваш сон беспокоен 1234

4. Вы легко впадаете в уныние 1234

5. Вы беспокоитесь о только воображаемых еще неприятностях 1234

6. Вас пугают трудности 1234

7. Вы любите копаться в своих недостатках 1234

8. Вас легко убедить 1234

9. Вы мнительный человек 1234

10. Вы с трудом переносите время ожидания 1234

Самооценка фрустрированности:

1. Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых можно найти выход 1234

2. Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом 1234

3. При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя 1234

4. Несчастья и неудачи ничему меня не учат 1234

5. Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной 1234

6. Я нередко чувствую себя беззащитным 1234

7. Иногда у меня бывает состояние отчаяния 1234

8. Чувствую растерянность перед трудностями 1234

9. В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу чтобы меня пожалели 1234

10. Считаю недостатки своего характера неисправимыми

Самооценка агрессивности:

1. Оставляю за собой последнее слово 1234

2. Нередко в разговоре перебиваю собеседника 1234

3. Меня легко рассердить 1234

4. Люблю делать замечания другим 1234

5. Хочу быть авторитетом для окружающих 1234

6. Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего 1234

7. Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю 1234

8. Предпочитаю лучше руководить, чем подчиняться 1234

9. У меня резкая, грубоватая жестикуляция 1234

10. Я мстителен 1234

Самооценка ригидности;

1. Мне трудно менять привычки 1234

2. Нелегко переключаю внимание 1234

3. Очень настороженно отношусь ко всему новому 1234

4. Меня трудно переубедить 1234

5. Нередко у меня не выходят из головы мысли, от которых следовало бы освободиться 1234

6. Нелегко сближаюсь с людьми 1234

7. Меня расстраивают даже незначительные нарушения плана 1234

8. Неохотно иду на риск 1234

9. Нередко я проявляю упрямство 1234

10. Резко переживаю отклонения от принятого мною режима дня 1234

Обработка и анализ результатов. По всем четырем оцениваемым свойствам личности инструкция предлагает поставить против каждого суждения цифру 1, 2, 3 или 4, в соответствии с тем, насколько точно эти суждения характеризуют ваше состояние обычно. По каждому свойству итоговая сумма баллов умножается на 2. Максимальное количество баллов по каждому свой­ству – 80. Градации низкого, среднего и высокого остаются такими же, как и для СТ и ЛТ: 20 – 30; 31– 45; 46 и выше.

Фрустрированность как форма проявления подверженности психологическому стрессу есть состояние переживания человеком объективно существующей или воображаемой неудачи. Объективная или субъективная непреодолимость жизненных затруднений вызывает отрицательные эмоции и повышение тревожности, восходящей до личностной (ЛТ).

Одной из возможных реакций при этом является агрессия, питае­мая всей обстановкой фрустрации, гневом, ненавистью или отчаянием человека. Таким образом может сформироваться личностная агрессив­ность как готовность к агрессивному поведению, в частности направ­ленному и на самого субъекта (в случаях самоубийств, суицидного по­ведения). Преодоление состояния фрустрации требует повышения устойчивости (фрустрационной толерантности) личности к неблаго­приятным обстоятельствам жизни на основе адекватного их осознания. Это осознание предполагает перестройку мотивов, эмоций и восприятия человеком содержания его социальной адаптации, возможных путей разрешения конфликтов и проблем. Относительная неспособ­ность к переосмыслению поведения и его перестройке, затрудненность выхода из состояний зависимости и приобретенной беспомощности выражается в ригидности личности.

Когнитивная, мотивационная и аффективная ригидность нейтрализуется изменением характера активности личности, когда ситуация, кажущаяся безвыходной и неизменной, воспринимается как вполне разрешимая при соответствующем изменении представлений, моти­вов, эмоций.

 

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 7

Тема: Тревожность как свойство личности.

Цель: Определить уровень тревожности личности.

Оборудование и материалы: Личностная шкала проявления тревоги (J. Teylor, 1953).

Вводные замечания. Опросник предназначен для измерения уровня тревожности (утверждения входят в состав MMPI в качестве дополнительной шкалы). Выбор пунктов осуществлялся на основе анализа их способности различать лиц с «хроническими реакциями тревоги». Индекс тревожности измеряется в шкале Т-баллов. Результаты измерения тревожности могут не только дополнять данные по основным клиническим шкалам MMPI, но и могут быть в ряде случаев быть привлечены к интерпретации профиля в целом. Опросник адаптирован Т.А. Немчиным (1966 г.).

Как показывают данные исследований (Дж. Рейх, 1986; Дж. Хенсер, В. Майер, 1986), состояние тревоги связано с изменением когнитивной оценки окружающего и самого себя.

Ход работы: Опросник состоит из 50 утверждений. Для удобства пользования каждое утверждение предлагается обследуемому на отдельной карточке. Согласно инструкции, обследуемый откладывает вправо и влево карточки, в зависимости от того, согласен он или не согласен с содержащимися в них утверждениями.

Тестовый материал

1. Обычно я спокоен и вывести меня из себя нелегко.

2. Мои нервы расстроены не более чем у других людей.

3. У меня редко бывают запоры.

4. У меня редко бывают головные боли.

5. Я редко устаю.

6. Я почти всегда чувствую себя вполне счастливым.

7. Я уверен в себе.

8. Практически я никогда не краснею.

9. По сравнению со своими друзьями я считаю себя вполне смелым человеком.

10. Я краснею не чаще, чем другие.

11. У меня редко бывает сердцебиение.

12. Обычно мои руки достаточно теплые.

13. Я застенчив не более чем другие.

14. Мне не хватает уверенности в себе.

15. Порой мне кажется, что я ни на что не годен.

16. У меня бывают периоды такого беспокойства, что я не могу усидеть на месте.

17. Мой желудок сильно беспокоит меня.

18. У меня не хватает духа вынести все предстоящие трудности.

19. Я хотел бы быть таким, же счастливым, как другие.

20. Мне кажется порой, что передо мной нагромождены такие трудности, которые мне не преодолеть.

21. Мне нередко снятся кошмарные сны.

22. Я замечаю, что мои руки начинают дрожать, когда я пытаюсь что-либо сделать.

23. У меня чрезвычайно беспокойный и прерывис­тый сон.

24. Меня весьма тревожат возможные неудачи.

25. Мне приходилось испытывать страх в тех случаях, когда я точно знал, что мне ничто не угрожает.

26. Мне трудно сосредоточиться на работе или на каком-либо задании.

27. Я работаю с большим напряжением.

28. Я легко прихожу в замешательство.

29. Почти все время испытываю тревогу из-за кого-либо или из-за чего-либо.

30. Я склонен принимать все слишком всерьез.

31. Я часто плачу.

32. Меня нередко мучают приступы рвоты и тошноты.

33. Раз в месяц или чаще у меня бывает расстройство желудка.

34. Я часто боюсь, что вот-вот покраснею.

35. Мне очень трудно сосредоточиться на чем-либо.

36. Мое материальное положение весьма беспокоит

37. Нередко я думаю о таких вещах, о которых ни с кем не хотелось бы говорить.

38. У меня бывали периоды, когда тревога лишала меня сна.

39. Временами, когда я нахожусь в замешательстве, у меня появляется сильная потливость, что очень смущает меня.

40. Даже в холодные дни я легко потею.

41. Временами я становлюсь таким возбужденный, что мне трудно заснуть.

42. Я – человек легко возбудимый.

43. Временами я чувствую себя совершенно бесполезным.

44. Порой мне кажется, что мои нервы сильно расшатаны, и я вот-вот выйду из себя.

45. Я часто ловлюсебя на том, что меня что-то тревожит.

46. Я гораздо чувствительнее, чем большинство других людей.

47. Я почти все время испытываю чувство голода.

48. Я обычно чувствую себя неуютно в окружении незнакомых людей.

49. Жизнь для меня связана с необычным напря­жением.

50. Ожидание всегда нервирует меня.

 

Обработка и анализ результатов. Оценка результатов исследования по опроснику производится путем подсчета количества ответов обследуемого, свидетельствующих о тревожности.

Каждый ответ «да» на высказывания 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50 и ответ «нет» на высказывания 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 оценивается в 1 балл.

Суммарная оценка: 40 – 50 баллов рассматривается как показатель очень высокого уровня тревоги; 25 – 40 баллов свидетельствует о высоком уровне тревоги; 15 – 25 баллов – о среднем уровне с тенденцией к высокому; 5 – 15 баллов – о среднем уровне с тенденцией к. низкому и 0 – 5 баллов – о низком уровне тревоги.

В 1975 г. В.Г. Норакидзе дополнил опросник шкалой лжи, которая позволяет судить о демонстративности, неискренности в ответах.

 

Тестовый материал

1. Я могу долго работать не уставая.

2. Я всегда выполняю свои обещания, не считаясь с тем, удобно мне это или нет.

3. Обычно руки и ноги у меня теплые.

4. У меня редко болит голова.

5. Я уверен в своих силах.

6. Ожидание меня нервирует.

7. Порой мне кажется, что я ни на что не годен.

8. Обычно я чувствую себя вполне счастливым.

9. Я не могу сосредоточиться на чем-либо одном.

10. В детстве я всегда немедленно и безропотно выполнял все то, что мне поручали.

11. Раз в месяц или чаще у меня бывает расстройство желудка.

12. Я часто ловлю себя на том, что меня что-то тревожит

13. Я думаю, что я не более нервный, чем большинство других людей.

14. Я не слишком застенчив.

15. Жизнь для меня почти всегда связана с большим напряжением.

16. Иногда бывает, что я говорю о вещах, в которых не разбираюсь.

17. Я краснею не чаще, чем другие.

18. Я часто расстраиваюсь из-за пустяков.

19. Я редко замечаю у себя сердцебиение или одышку.

20. Не все люди, которых я знаю, мне нравятся.

21. Я не могу уснуть, если меня что-то тревожит.

22. Обычно я спокоен и меня нелегко расстроить.

23. Меня часто мучают ночные кошмары.

24. Я склонен все принимать слишком всерьез.

25. Когда я нервничаю, у меня усиливается потливость.

26. У меня беспокойный и прерывистый сон.

27. В играх я предпочитаю скорее выигрывать, чем проигрывать.

28. Я более чувствителен, чем большинство других людей.

29. Бывает, что нескромные шутки и остроты вызывают у меня смех.

30. Я хотел бы быть так же доволен своей жизнью, как, вероятно, довольны другие.

31. Мой желудок сильно беспокоит меня.

32. Я постоянно озабочен своими материальными и служебными делами.

33. Я настороженно отношусь к некоторым людям, хотя знаю, что они не могут причинить мне вреда.

34. Мне порой кажется, что передо мной нагро­мождены такие трудности, которых мне не преодолеть.

35. Я легко прихожу в замешательство.

36. Временами я становлюсь настолько возбужденным, что это мешает мне заснуть.

37. Я предпочитаю уклоняться от конфликтов и затруднительных положений.

38. У меня бывают приступы тошноты и рвоты.

39. Я никогда не опаздывал на свидания или работу.

40. Временами я определенно чувствую себя бесполезным.

41. Иногда мне хочется выругаться.

42. Почти всегда я испытываю тревогу в связи с чем-либо или кем-либо.

43. Меня беспокоят возможные неудачи.

44. Я часто убоюсь, что вот-вот покраснею.

45. Меня нередко охватывает отчаяние.

46. Я – человек нервный и легко возбудимый.

47. Я часто замечаю, что мои руки дрожат, когда я пытаюсь что-нибудь сделать.

48. Я почти всегда испытываю чувство голода.

49. Мне не хватает уверенности в себе.

50. Я легко потею даже в прохладные дни.

51. Я часто мечтаю о таких вещах, о которых лучше никому не рассказывать.

52. У меня очень редко болит живот.

53. Я считаю, что мне очень трудно сосредоточиться на какой-либо задаче или работе.

54. У меня бывают периоды такого сильного беспокойства, что я не могу долго усидеть на одном месте.

55. Я всегда отвечаю на письма сразу же после прочтения.

56. Я легко расстраиваюсь.

57. Практически я никогда не краснею.

58. У меня гораздо меньше различных опасений и страхов, чем у моих друзей и знакомых.

59. Бывает, что я откладываю на завтра то, что следует сделать сегодня.

60. Обычно я работаю с большим напряжением.

 

В один балл оцениваются ответы «да» к высказываниям под номерами 6, 7, 9, 11, 12, 13, 15, 18, 21, 23, 24, 25, 26, 28, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 40, 42, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 53, 54, 56, 60 и ответы «нет» к высказываниям под номерами 1, 3, 4, 5, 8, 14, 17, 19, 22, 39, 43, 52, 57, 58.

«Лживыми» считаются ответы «да» к пунктам 2, 10, 55 и «нет» к пунктам 16, 20, 27, 29, 41, 51, 59.

Оба варианта опросника используются при индивидуальном и групповом обследовании, способны решать как теоретические, так практические задачи и могут быть включены в батарею других тестов.

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 8

Тема: Самооценка.

Цель: Изучить самооценку испытуемого.

Оборудование и материалы: Способ исследования количественных характеристик личности в группе (методика С.А. Будасси, МГПИ им. Ленина).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 479; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.128.22 (0.298 с.)