Оценка точности воспроизведения фигур испытуемым 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка точности воспроизведения фигур испытуемым



УДК 159.9

ББК 88.3

Печатается по решению Секции психологических дисциплин

Учебно-методического совета

Института экономики, управления и права (г. Казань)

 

 

Рецензенты:

Закирова Л.М. – к. психол.н., доцент

Лапочкин С.В. – к. психол.н.

 

Сердюкова Ю.А.

Общий психологический практикум. Сборник лабораторных работ. Часть 1. Казань: Издательство «Таглимат» Института экономики, управления и права, 2007. – 106 с.

 

Обсуждено и одобрено на заседании кафедры общей психологии НЧФ ИЭУиП.

 

В практикум включены лабораторные работы, требования к их проведению и оформлению отчета по итогам выполнения. Отличительной особенностью сборника от ранее опубликованных материалов является то, что лабораторные работы построены на основе наиболее известных и в то же время достаточно простых методов и приемов, применяемых в психологии и насчитывающих многие десятилетия. Несмотря на их модификацию, первоначальный вид «классических» вариантов продолжает сохранять свою дидактическую ценность.

Данное учебно-практическое издание призвано помочь как студентам дневного и заочного отделений психологического факультета, обучающихся по специальности 030301.65 (020400) «Психология»при освоении общего психологического практикума, так и преподавателям Института экономики, управления и права (г. Казань) при проведении занятий по данной дисциплине в III семестре обучения.

 

 

УДК 159.9

ББК 88.3

© Институт экономики, управления и права (г. Казань), 2007

© Сердюкова Ю.А., 2007

Предисловие

 

Общий психологический практикум (ОПП) является важным компонентом в структуре базового психологического образования на факультете, т.к. усвоение психологических знаний невозможно без овладения техникой и методами психологического исследования. Практическая подготовка составляет важнейшую часть изучения предмета психологии и должна происходить одновременно с началом его теоретического освоения. Одним из видов практической подготовки являются лабораторно-практические занятия. ОПП (наряду с курсом общей психологии, психологии личности, экспериментальной психологии) дает фундаментальные основы профессиональной подго­товки студентов факультета вне зависимости от их дальнейшей специализации.

Общей целью практикума является формирование основ профессионального опыта у студентов посредством осущест­вления ими особым образом организованной профессиональной дея­тельности.

Профессиональная деятельность организуется на основе фундаментальных типов исследования в психологии. Тем самым фор­мируется профессиональная культура и постепенное осознание студентами специфики своей профессиональной деятельности, которая осуществляется в спе­цифических для каждого вида исследования ситуациях. Оказываясь в этих ситуациях, студенты практически овладевают основами куль­турных, знаковых норм науки, самостоятельно выделяют проблемы и формулируют запрос к средствам исследования – методическим прие­мам, диагностическим процедурам, конкретным методикам. При этом студентам предлагается осваивать исследовательские средства не как разрозненные отдельные знания, а в контексте оп­ределенных форм профессиональной деятельности.

Данная цель реализуется в следующих задачах курса ОПП – в доступной форме познакомить студентов с методами психологии, методологией психологического исследования, измерением в психологии, стандартными требованиями, предъявляемыми к психологическим тестам, этическими принципами и нормами в работе психолога, организацией деятельности психолога; научить использовать психодиагностические методики на практике и правильно интерпретировать полученные результаты, отличать качественный валидный и надежный психодиагностический инструментарий от ненадежного, который может принести серьезный вред и скомпрометировать психолога как специалиста и психологию как науку в целом. Данная дисциплина предусматривает овладение и отработку навыков использования методов и методик психологического исследования (проведения эксперимента, интервью, беседы, тестирования), навыков обработки данных, интерпретации и представления результатов.

Данное учебно-практическое издание призвано помочь как студентам при освоении общего психологического практикума, так и преподавателям при проведении занятий по данной дисциплине в 3 семестре обучения. В практикум включены лабораторные работы, требования к их проведению и оформлению отчета по итогам выполнения.

Лабораторные работы по ОПП составлены в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к специальности 030301.65 (020400) «Психология».

 

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНО–ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ОПП И ОФОРМЛЕНИЮ ОТЧЕТА

В процессе изучения курса «Общий психологический практикум» каждый студент должен выполнить 25 лабораторных работ.

В зависимости от цели и специфики лабораторно-практического задания студенты могут выполнять работу как индивидуально, так и в группах по три человека (испытуемый, экспериментатор, протоколист). До начала работы студенты будут оповещены о форме выполнения работы. Если задание проводится в группе, то функции участников должны быть четко продуманы и разделены еще до начала выполнения работы.

Прежде чем приступить к выполнению лабораторно-практической работы, необходимо ознакомиться с текстом руководства, знать процедуру эксперимента и содержание серий (кроме испытуемого). До начала работы обязательно необходимо иметь заготовленный протокол, знать способ его заполнения во время эксперимента, заготовить инструкцию для испытуемого, которая будет зачитана ему перед экспериментом. По окончании опыта испытуемый пишет самоотчет.

Обработка полученных данных производится на основании общего протокола. Результаты представляются в тетрадях каждого студента в виде таблиц, графиков. По итогам проведенного задания студенты сдают индивидуальные письменные отчеты по специально заданной структуре.

 

Требования к оформлению отчета по итогам выполнения лабораторно-практической работы по ОПП

Все отчеты выполняются в специальной тетради или на листах, которые должны быть скреплены. Обложка тетради или первый лист должны содержать сведения об исполнителе. Отчет оформляется по специально заданной структуре и предоставляется для оценивания преподавателю в недельный срок со дня выполнения работы. При неудовлетворительной оценке работа переделывается.

 

Структура отчета лабораторно-практического задания

1. Теоретическое введение и постановка проблемы. Дается краткая характеристика метода, его особенности, даются определения необходимых терминов.

2. Цель и задачи работы. Формулируются в соответствии с темой работы и общей проблемой, рассмотренной в теоретическом введении.

3. Оборудование и материалы. Описание использованной аппаратуры и программного обеспечения.

4. Испытуемый. Ф.И.О. шифруются, указывается возраст, пол и образование.

5. Ход работы. Процедура опыта описывается подробно и понятно, приводятся инструкция и ответы испытуемого. Если опыт состоял из нескольких серий, то указывается их порядок. Если процедура опыта была нарушена, то указывается причина. Данный пункт можно опустить (в частности, если проводится работа по изучению личности с помощью психодиагностических тестов).

6. Результаты. Описываются полученные данные, методы их обработки и приводятся основные результаты. К работе вместе с данными прилагается протокол исследования, наблюдение за испытуемым и самоотчет испытуемого, в которых указываются реакции, поведение, самочувствие и т.д.

7. Обработка результатов. Описываются методы их обработки и сама обработка результатов по ним. Представляются на основе необходимых вычислений вторичные результаты. Они могут быть представлены в виде таблиц, графиков, рисунков и т.п., которые должны быть пронумерованы, иметь соответствующее название и все параметры.

8. Интерпретация результатов. Обсуждение полученных результатов в соответствии с целью и задачами работы. Сопоставление с данными литературы. Индивидуальная оценка интерпретируется в сравнении с оценками других индивидов, с нормами, представленными в руководстве теста. В том случае, если получен нестандартный и неожиданный результат, то, безусловно, следует уделить особое внимание его интерпретации и попытаться объяснить причины его появления.

9. Выводы должны быть короткими и конкретными, соответствовать цели и задачам работы. Данный пункт можно опустить, если проводится работа по изучению личности с помощью психодиагностических тестов. В данном случае результатом работы является характеристика на испытуемого, поэтому сам итог представлен в пункте № 8 (интерпретация результатов).

 

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1

Тема: Исследование кожных ощущений.

Вводные замечания: Ощущение – это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств. Органы чувств – это единственные каналы, по которым внешний мир проникает в человеческое сознание. Ощущения отражают внешние признаки предметов и явлений (цвет, форма, величина, поверхность предметов, звук, вкус и др.) и состояние внутренних органов (мышечные ощущения, боль и др.).

Порог чувствительности – это величина раздражителя, вызывающего или меняющего восприятие, ощущение. Пороги восприятия обратно пропорциональны количественному показателю соответствующего вида чувствительности. Учение о порогах восприятия говорит о том, как и при каких физических параметрах физический стимул может достигнуть сознания.

Основные характеристики анализаторов

1. Нижний порог ощущений – минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение (обозначается J0). Сигналы, интенсивность которых меньше J0, человеком не ощущаются. Верхний порог – максимальная величина раздражителя, которую способен адекватно воспринимать анализатор (Jmax). Интервал между J0 и Jmax носит название «диапазон чувствительности».

2. Дифференциальный, разностный порог – наименьшая величина различий между раздражителями, когда они еще ощущаются как различные (Δ J). Величина J пропорциональна интенсивности сигнала J; Δ J/J = K – закон Вебера. Для зрительного анализатора К = 0,01, для слухового – К = 0,1.

3. Оперативный порог различимости сигналов – та величина различия между сигналами, при которой точность и скорость различения достигают максимума. Оперативный порог в 10-15 раз выше дифференциального порога.

4. Интенсивность ощущения (Е) прямо пропорциональна логарифму силы раздражителя J (закон Вебера – Фехнера): Е =klog + c.

5. Временной порог – минимальная длительность воздействия раздражителя, необходимая для возникновения ощущений. Пространственный порог определяется минимальным размером едва ощутимого раздражителя. Острота зрения – способность глаза различать мелкие детали предметов. Размеры предметов выражаются в угловых величинах, которые связаны с линейными размерами по формуле tg Δ /2 = h/2L, где Δ – угловой размер объекта, h – линейный размер, Е – расстояние от глаза до объекта. У людей с нормальным зрением пространственный порог остроты зрения равен 1 угл. мин. Минимально допустимые размеры элементов отображения, предъявляемые человеку, должны быть на уровне оперативного порога и составлять не менее 15 угловых минут. Однако это справедливо только для предметов простой формы. Для сложных предметов, опознание которых ведется по внешним и внутренним признакам, оптимальные условия будут в том случае, если их размеры составляют не менее 30-40. Объем зрительного восприятия – число объектов, которые может охватить человек в течение одной зрительной фиксации (одного взгляда) – при предъявлении не связанных между собой объектов объем восприятия составляет 4 – 8 элементов.

6. Латентный период реакции – промежуток времени от момента подачи сигнала до момента возникновения ощущения. После окончания воздействия раздражителя зрительные ощущения исчезают не сразу, а постепенно (инерция зрения = 0,1 – 0,2 сек). Поэтому время действия сигнала и интервал между появляющимися сигналами должны быть не меньше времени сохранения ощущений, равного 0,2 – 0,5 сек. В противном случае будет замедляться скорость и точность реагирования, поскольку во время прихода нового сигнала в зрительной системе человека еще будет оставаться образ предыдущего сигнала.

Цель: Определение абсолютного пространственного порога кожных ощущений с помощью метода минимальных изменений.

Оборудование и материалы: эстезиометр или циркуль-измеритель, линейка с миллиметровыми делениями.

Ход работы: Работа выполняется в парах: экспериментатор и испытуемый. Испытуемому лицу предъявляются последовательно раздражители с постепенно минимальными и равными ступенями возрастающей и убывающей интенсивности (это шаг или расстояние в миллиметрах). При этом один раз раздражение предъявляются по убывающей интенсивности, меняясь от ощущения явно заметного (находим порог исчезновения), а другой раз – по возрастающей от неощущаемого (находим порог появления). Во время эксперимента испытуемый закрывает глаза или отворачивается. Исследование проводится на латеральной стороне руки. До начала эксперимента необходимо проделать предварительные опыты и выбрать шаг. Данные предварительных опытов в протокол не заносятся.

Инструкция испытуемому: «Сейчас я буду слегка дотрагиваться до руки при помощи этого предмета. Всякий раз, когда я прикоснусь, вы должны сказать, чувствуете одно прикосновение или два. При сомнении склоняйтесь к тому ответу, который считаете более вероятным».

Проводится одна серия работа, т.е. 12 рядов (6 нисходящих рядов, 6 – восходящих).

Результаты заносятся в протокол исследования. Знаком «+» в ряду обозначается ответ испытуемого, когда он чувствует два прикосновения. Знаком «–» – когда он чувствует одно прикосновение.

«» обозначаются порог исчезновения и порог появления (лучше если разными цветами для большей наглядности) соответственно в убывающем и возрастающем рядах.

«­», «¯» обозначаются соответственно возрастающий и убывающий ряды.

Протокол исследования

 

Расстоя ние, мм ¯ ­ ¯ ­ ¯ ­ ¯ ­ ¯ ­ ¯ ­
  + + • –     + • – – – – – + • –       + • – – + + + • –     + • – – – + + • –     + • – + + + • –       + • – – + + • –       + • – – – – – –

 

В результатах отражаются наблюдения за испытуемым и отчет (ощущения) испытуемого.

Обработка результатов:

1) на основании результатов исследования находится порог исчезновения и порог появления по следующим формулам:

где r′ – порог исчезновения, n′ – число нисходящих рядов;

 

где r″ – порог появления, n″ – число восходящих рядов.

2) находим абсолютный пространственный порог кожных ощущений по формуле:

Выводы делаются на основе вычислений Rα и интерпретации результатов.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2

Тема: Экспериментальное изучение синестезии.

Вводные замечания: Синестезия – явление, состоящее в том, что некий раздражитель, действуя на соответствующий орган чувств, помимо воли субъекта вызывает не только ощущение, специфичное для данного органа чувств, но еще и добавочное ощущение или представление, характерное для другого органа чувств. Синестезия связана с переходом возбуждения, вызванного ощущением, из одной модальности в другую (пр: «мрачные звуки», «светлый голос»). Это отражает не только чувственный тон ощущения, но и вызываемое психическое состояние. По природе синестезия представляет собой усиленное взаимодействие анализаторов.

Цель: Выявление связи между ощущениями разных модальностей.

Оборудование и материалы: набор листов цветной бумаги, набор различных поверхностей (5 – 6 различных материалов), шкала с операциональными прилагательными Ч. Осгуда (см. Приложение к лабораторной работе № 2).

Ход работы: Работа выполняется в парах: экспериментатор и испытуемый. Экспериментатор поочередно предъявляет испытуемому различные поверхности.Испытуемый ощупывает с закрытыми глазами поверхность (время ощупывания не ограничено), подбирает к ней карточку определенного цвета (набор листов цветной бумаги располагается на столе перед испытуемым) и звук буквы русского алфавита. Затем в случайном порядке оценивает ощущение цвета и звука (по отдельности) с помощью шкалы Ч. Осгуда (см. Приложение к лабораторной работе № 2).

Результаты представляются в виде таблицы, в которую заносятся: поверхность, цвет и буква русского алфавита, с которыми данная поверхность ассоциируется у испытуемого.

Протокол исследования

№ п/п Поверхность (материал) Цвет Буква русского алфавита
1. 2. 3. 4. 5.      

 

Далее представляются количественные данные оценки ощущений цвета и звука (по отдельности) по шкале Ч. Осгуда.

Обработка результатов:

1) количественные данные изображаются в виде семантических профилей цветов и звуков для каждой из поверхностей (строятся графики);

2) анализируются связи между ощущениями разных модальностей (выявляются сильные и слабые связи).

Вывод делается о наличии или отсутствии явления синестезии у испытуемого (на основании анализа связей между ощущениями разных модальностей).

 

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3

 

Тема: Определение порога различий массы при помощи метода минимальных изменений.

Вводные замечания. Существуют особенности использования метода минимальных изменений в целях определения разностного порога.

1. Определение разностного порога предполагает выбор эталонного стимула среди континуума сверх пороговых стимулов. По отношению к чему и производят сравнение всех остальных стимулов. Сравнение эталонного и остальных (переменных) стимулов можно осуществлять последовательно или одновременно. В первом случае первым предъявляется эталонный стимул, а во втором – эталонный и сравниваемый с ним переменный стимул одновременно.

2. Использование метода минимальных изменений для определения разностных порогов требует учёта не 2–х, а 3–х категорий ответов испытуемого («>», «<», «=»).

3. При обработке экспериментальных данных для каждого стимульного ряда находят границы между сменой категорий ответов, а именно: от «<» к «=», и от «=» к «>». Усредняя значение интенсивностей стимулов, между этими границами (совместно для нисходящих и восходящих рядов стимуляции) получают среднее значение «верхнего» (для ответов «>») и «нижнего» (для ответов «<») порогов чувствительности. Разность между ними определяет интервал неопределенности, т.е. ту зону стимульного ряда, в которой преобладают ответы «=». Величина интервала неопределенности, разделённая пополам, даёт нам искомую величину разностного порога чувствительности.

Стимул, находящийся в средней точке интервала неопределённости, всегда оценивается испытуемым как субъективный эквивалент эталона.

Величину данного стимула вычисляют как полусумму «верхнего» и «нижнего» порогов. В психофизике эта величина получила название точки субъективного равенства. Поскольку точка субъективного равенства не совпадает с величиной объективного эталона, то разность между той и другой указывает на величину постоянной ошибки испытуемого. При переоценке испытуемым эталона постоянная ошибка имеет положительное значение, при недооценке – отрицательное.

Цель: Определить разностный порог массы.

Оборудование и материалы: листы бумаги 5х5 см, предметы, имеющие вес 1, 2, 3 и 5 граммов.

Ход работы: Работа выполняется в парах: экспериментатор и испытуемый. Испытуемому одевается на глаза повязка, и он вытягивает руки вперёд ладонями вверх. На ладони испытуемого кладутся листы бумаги 5х5 см.

Испытуемому даётся инструкция: «Сейчас я буду класть вам на ладони предметы. Вы должны будете оценить их по массе и сказать, на левой руке предметы большей, меньшей или равной массы по сравнению с правой».

Экспериментатор одновременно кладёт на правую руку эталонный стимул (m = 30 гр), а на левую – переменный стимул (изменяется от 40 гр до 20 гр). Шаг изменений составляет один грамм. Проводится одна серия работы (12 рядов).

Обработка результатов:

1. Определяется верхний дифференциальный порога:

 

где N – число всех использованных в опыте рядов;

rо′ – верхний порог исчезновения;

rо″ – верхний порог появления.

 

2. Определяется нижний дифференциальный порога:

 

 

где N – число всех использованных в опыте рядов;

r u′ – нижний порог исчезновения;

ru″ – нижний порог появления.

 

3. Определяется точка субъективного равенства:

 

 

Протокол исследования

Масса переменного стимула, гр   ¯ ­ ¯ ­ ¯ ­ ¯ ­ ¯ ­ ¯ ­
    > > > • = • <   > • = = • < < > > > • = = = • <     > • = = • < < < > > > • = = • <     > • = = = • < < > > > • = • <   > • = • < > > > • = = • <   > • = = = • < < < < > > > • = = = • <       > • = = • < < < <

 

4. Определяется средний разностный порог:

где rst – величина эталонного стимула (rst = 30).

 

Выводы делаются на основе вычислений и интерпретации результатов. Для этого необходимо:

1) оценить rst и PSE, сделать вывод о том, наблюдается ли постоянная ошибка;

2) при анализе данных необходимо проверить, насколько полученные в опыте результаты, подчиняются закону Вебера.

 

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4

 

Тема: Восприятия формы при пассивном и активном осязании.

Вводные замечания: Термин «осязание» обычно употребляют в двух разных значениях. С одной стороны, для обозначения кожной чувствительности, и тогда рассматривают ее виды – температурную, болевую, тактильную чувствительность, строение кожных рецепторов, пороги их чувствительности и т.п. С другой стороны, под осязанием понимают гаптическую чувствительность, которая включает два компонента: тактильный и кинестетический. Гаптическая чувствительность проявляется в процессе ощупывания, и ее органом является рука. В результате активного ощупывания формируется осязательный образ предмета. Если объект покоится на руке, то имеет место лишь пассивное осязание. И только если испытуемый активно ощупывает предмет (что соответствует реальным условиям восприятия), можно говорить об активном осязании. В процессе активного ощупывания предметов двумя руками (в этом случае говорят о бимануальном осязании) можно экспериментально вычленить различные виды ощупывающих движений: макродвижения руки, а также микро- и макродвижения пальцев. Оба вида движений на разных этапах формирования осязательного образа выполняют как познавательные, так и контролирующие функции.

Цель: Во-первых, проследить и объективно зафиксировать процесс формирования осязательного образа формы при пассивном и активном осязании тест–объекта одной рукой и, во-вторых, вы­явить особенности видов движения в процессе бимануального осязания.

Оборудование и материалы: набор плоских геометрических фигур, изготовленных из жесткого картона или фанеры (фигуры отличаются друг от друга сложностью контура, а именно: количеством и длиной отрезков периметра, количеством и величиной углов), листы бумаги, карандаш (для фиксации результатов эксперимента в виде зарисовок предъявляемых стимулов – фигур).

Ход работы: Для сравнения точности пассивного и активного осязания в данном задании предусмотрено проведение четырех опытов (I-IV). В каждом из них в качестве стимулов предъявляют по три фигуры, отличающиеся друг от друга степенью сложности формы. Кроме этих четырех опытов предусмотрено проведение еще одного – V опыта, который должен дать сведения о качественных особенностях взаимодействия обеих рук в процессе формирования осяза­тельного образа.

Для выполнения задания студенты делятся на две группы: студенты первой группы выполняют функции экспериментаторов, а студенты второй группы – функции испытуемых. Задание состоит из пяти опытов. На стадии пассивного осязания и активного ощупывания фигур глаза испытуемого должны быть закрыты повязкой. На период воспроизведения фигур в виде рисунков повязку с глаз снимают. Однако предварительно из поля зрения испытуемого убирают фигуру, которую он только что ощупывал. В каждом из опытов испытуемому последовательно предъявляют три фигуры разной сложности. Длительность каждого пассивного осязания, a также и активного ощупывания не ограничена. До начала исследования экспериментатор зачитывает испытуемому инструкцию. Инструкция испытуемому: «Вам будут предъявлены плоские фигуры. Ваша задача — с закрытыми глазами путем осязания возможно более точно определить форму каждой из них и затем, открыв глаза по знаку экспериментатора, воспроизвести свое представление о фигуре графически».

I опыт – пассивное осязание неподвижной фигуры – стимула. Экспериментатор кладет фигуру на неподвижную ладонь испытуемого. При этом экспериментатору запрещается нажимать на фигуру, а испытуемому производить перемещение ее на ладони и ощупывать с помощью другой руки. По сигналу испытуемого экспериментатор убирает фигуру, снимает с испытуемого наглазную повязку, после чего испытуемый приступает к зарисовке воспринятой фигуры.

II опыт – пассивное осязание при движении фигуры-стимула. Экспериментатор плавно обводит контуром фигуры по неподвижному указательному пальцу правой руки испытуемого. После одного полного обведения контуром фигуры испытуемый приступает к зарисовке ее формы.

III опыт – редуцированное (искусственное) активное осязание. Испытуемый сам последовательно (без возвратов) обводит контур фигуры-стимула указательным пальцем правой руки. При этом ему разрешается 3-4-кратное обведение контура каждой фигуры. Экспериментатор во время опыта придерживает фигуру таким образом, чтобы в процессе ее обведения она оставалась неподвижной.

IV опыт – активное осязание. Испытуемый сам ощупывает одной рукой предъявленную фигуру. Время ощупывания не ограничено. После ощупывания фигуры испытуемый делает ее зарисовку,

V опыт – бимануальное осязание. Экспериментатор предъявляет испытуемому фигуру, предлагая как можно точнее определить ее форму с помощью осязания – активного ощупывания двумя руками. Испытуемого просят в процессе ощупывания производить самонаблюдение с целью подробного анализа функций движений пальцев каждой из рук, а также функций правой и левой рук. Кроме словесного отчета о характере движений испытуемый делает зарисовки фигур.

Обработка результатов. Для обработки рисунки испытуемого группируют соответственно номеру опыта.

I-IV опыты:

1. Прежде всего, следует оценить метрические свойства зарисовок, т.е. определить длину линий, величину углов, пропорции и общее количество элементов данной фигуры.

2. Затем оценивают качество зарисовок по следующей 5 – балльной шкале:

5 – рисунок в точности соответствует форме тест – объекта,

4 – в рисунке искажены длины отдельных сторон (они короче или длиннее, чем в оригинале),

3 – искажены не только длины сторон, но и углы,

2 – искажены длины сторон и углы, а также пропущены один или несколько элементов фигуры – оригинала,

1 – сходство между рисунком и фигурой – оригиналом полностью отсутствует.

3. Полученные балльные оценки для каждой фигуры в опытах записывают в протокол исследования и рассчитывают средний балл для каждого опыта и для каждой отдельной фигуры.

Протокол исследования

Протокол исследования

Тип изображения 1-ый опыт 2-ой опыт 3-ий опыт
абс % абс % абс %
1. Распад формы 2. Растяжение – сжатие 3. Неправильное положение на оси 4. Правильное изображение            

 

Обработка и анализ результатов:

1) подсчитываются результаты в каждом опыте у всех испытуемых (т.е. количество каждого из типов изображений) и заносятся в протокол исследования; примеры возможных типов изображения (правильных и неправильных) представлены в приложении к лабораторной работе № 5;

2) затем абсолютные результаты переводятся в проценты и делаются соответствующие записи в протоколе;

3) отдельно для каждого опыта строятся гистограммы распределения рисунков группы испытуемых, откладывая на оси ординат – процентное соотношение типов изображений в группе испытуемых, а на оси абсцисс – обозначения выделенных типов изображения объекта;

4) анализируются построенные гистограммы распределения рисунков группы испытуемых (количество ошибок и правильных изображений в каждом из опытов, наиболее распространенный неправильный тип изображения и т.д.) и на основании этого делаются выводы относительно цели работы.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6

Тема: Исследование индивидуальных особенностей воображения.

Вводные замечания: Воображение – это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. Человек в своем сознании перед созданием чего-либо нового создает образ, который пока еще в реальности не существует. Основа создания данного образа – это прошлый опыт. Воображение – необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а также обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью. Воображение позволяет представлять результаты труда до его начала, но не только конечный продукт труда, но и его промежуточные продукты.

Виды воображения:

1) по степени произвольности: а) непроизвольное воображение – образы рождаются непреднамеренно, неожиданно (сновидения); б) произвольное воображение – когда перед человеком стоит задача создания определенных образов (творческое воображение, мечта, воссоздающее воображение);

2) по степени активности: а) активное (творческое воображение, мечта, воссоздающее воображение); б) пассивное (грезы, сновидения, дремотное состояние).

Приемы творческого воображения: 1) агглютинация (простейшая форма синтеза в процессе воображения; «склеивание» различных в повседневной жизни несоединимых качеств, свойств, частей: русалка, кентавр, избушка на курьих ножках; в техническом творчестве: танк-амфибия, аккордеон); 2) гиперболизация (увеличение и изменение предмета, количества его частей, их смещение: великан, мальчик-с-пальчик, многорукие богини, дракон с семью головами); 3) акцентировка (заострение или подчеркивание каких-либо признаков: шаржи, карикатуры); 4) схематизация (поверхностное восприятие, когда представления сливаются; забывание каких-либо деталей или частей, различия сглаживаются, а на первый план выступают черты сходства); 5) типизация (в художественной литературе, скульптуре, живописи выделение существенного повторяющегося в однородных фактах и воплощении их в конкретном образе).

Цель: Определить уровень сложности воображения, степень фиксированности представлений, гибкость или ригидность воображения и степень его стереотипности или оригинальности.

Оборудование и материалы: заранее заготовленные наборы стимульных бланков – листки с изображенными на них контурами круга (диаметр 2,5 см), равностороннего треугольника (длина стороны 2,5 см) и квадрата (длина стороны 2,5 см), карандаш и секундомер.

Ход работы: Исследование проводится в групповой форме (по 4 – 5 человек: один является экспериментатором, остальные – испытуемыми) в 3 этапа. Испытуемому поочередно дают листки с изображенными на них контурами: на первом этапе – листок с контуром круга, на втором – треугольника, на третьем – квадрата.

Каждый этап исследования сопровождается инструкцией: «Используя изображенный на этом листке контур геометрической фигуры, нарисуйте рисунок. Качество рисунка значение не имеет. Способ использования контура применяйте по своему усмотрению. По сигналу «Стоп!» рисование прекращайте». Время рисования на каждом этапе экспериментатор определяет по секундомеру (на каждом этапе оно равно 60 секундам).

Обработка результатов и определение уровня развития воображения,степени фиксированности представлений, гибкости или ригидности, а также стереотипности или оригинальности производятся путем сопоставления содержания и анализа всех трех рисунков испытуемого. Необходимо определить:

· уровень сложности воображения;

· гибкость воображения и степень фиксированности образов и представлений;

· степень стереотипности воображения.

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 7

Тема: Исследование пространственных представлений методом хронометрии умственных действий (по методике Шепарда).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 545; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.67.251 (0.156 с.)