Россия - стратегический союзник Беларуси 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Россия - стратегический союзник Беларуси



В жизнедеятельности любого государства, каким бы большим или малым оно ни было, первостепенную важность имеет вопрос о его стратегических союзниках. Ска­жем прямо, в одиночку, без союзников Беларусь не сможет трансформироваться в общество постиндустриального типа. В современных условиях ни одна страна, находящаяся на доиндустриальной или индустриальной стадии, не способна к дина­мичному развитию на основе только лишь собственного ресур­сного, научно-технического и человеческого потенциала. Эко­номика нашей страны также не самодостаточна для того, что­бы самостоятельно перейти на качественно иную, более высо­кую стадию. Эта задача может быть решена только при условии экономической и политической интеграции с государством или союзом государств, обладающих достаточным для их пол­ноценного развития совокупным экономическим и военно-стратегическим потенциалом. Таким союзником нашей стра­ны может быть только Российская Федерация.

Выбор России в качестве главного стратегического союзни­ка и внешнеполитического партнера Беларуси обосновывается несколькими факторами.

Во-первых, общностью этнического происхождения бело­русского и русского народов. Оба они сформировались на од­ной этнической основе - древнерусской народности. В ее ста­новлении важнейшую роль сыграло одно из самых крупных восточнославянских племен — кривичи, пространство расселе­ния которых простиралось от Немана до Волги. С полным ос­нованием великий русский поэт А.С. Пушкин писал о белору­сах, что это — «народ, издревле нам родной» [28].

Во-вторых, цивилизационной идентичностью белорусского и русского народов, что обстоятельно показано в одной из пре­дыдущих тем учебного пособия. Здесь еще раз подчеркнем схо­жесть белорусского и русского языков, которые сформирова­лись на единой языковой основе. Несомненна также близость духовно-нравственных ориентиров, систем ценностей, смысложизненных установок, свойственных белорусам и русским.

В-третьих, высоким уровнем производственно-экономичес­ких, военно-политических и духовно-культурных связей, сло­жившихся между двумя народами в предшествующие периоды их истории. Напомним, что русские и белорусы более двухсот лет жили в одном государстве, вместе преодолевая невзгоды и отражая вооруженные вторжения извне. Интеграционные свя­зи между нашими народами упрочились в советский период и особенно в трагические годы Великой Отечественной войны.

Наконец, в-четвертых, волей белорусского народа, выра­женной на двух всенародных референдумах. На Всесоюзном референдуме 17 марта 1991 г. за сохранение СССР высказа­лось 82,7% граждан Беларуси, принявших участие в голосова­нии; на Республиканском референдуме 14 мая 1995 г. полити­ку, направленную на экономическую интеграцию с Россией, одобрили 83,3% белорусов, участвовавших в голосовании [29].

И ныне белорусский народ активно продолжает выступать за развитие союзнических отношений с Россией. По данным социологических опросов, в настоящее время более 80% бело­русских граждан убеждены в необходимости развития интегра­ционных процессов в сферах науки, образования и культуры. Две трети населения страны (67%) выступают за экономичес­кую интеграцию, видя в этом эффективное средство подъема всех сторон жизни наших братских народов [30].

К настоящему моменту достигнут весьма высокий уровень партнерского взаимодействия между двумя странами. Это сво­бода передвижения, получения образования, равные права граждан Беларуси в России и граждан России в Беларуси. Рос­сия является важнейшим внешнеэкономическим партнером нашей страны. Заключив договор о создании Союзного госу­дарства, Беларусь и Россия поставили своей целью вывести свои отношения на качественно новый уровень. Этот путь ока­зался более трудным, чем он представлялся с самого начала. Однако альтернативы Союзному государству не существует. Как подчеркнул Президент Республики Беларусь в своем По­слании белорусскому народу и Национальному собранию Рес­публики Беларусь от 24 апреля 2007 г., «в интересах нашего на­рода преодолеть возникшие трудности и идти дальше, выбирая форму союзного строительства исходя из очевидных потреб­ностей двух государств и народов» [31].

Разумеется, стратегическое партнерство с Россией ни в коей мере не исключает возможности и необходимости развития взаимовыгодного сотрудничества Беларуси со всеми другими странами. На максимальную реализацию такой возможности направлены в настоящее время усилия руководства нашего го­сударства.

Вслед за Россией предметом внешнеполитических приори­тетов Беларуси являются Украина и Другие страны Содруже­ства Независимых Государств. Опыт последних лет выявил как сложности процесса интеграции в рамках СНГ, так одновре­менно и его потенциальные возможности. Сегодня СНГ — это объективная реальность. Беларусь выступает за превращение СНГ в авторитетную региональную организацию с высоким уровнем экономической и политической интеграции. Наша страна является участником таких интеграционных образова­ний на постсоветском пространстве, как Организация Догово­ра о коллективной безопасности (ОДКБ; члены — Армения, Бе­ларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан), Евразий­ское экономическое сообщество (ЕврАзЭС; члены — Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Узбекистан); она активно выступает за создание таможенного союза 3-х стран СНГ — Беларуси, России, Казахстана. Одновременно Беларусь наращивает свои двусторонние связи с другими стра­нами СНГ.

Беларусь заинтересована в развитии взаимовыгодных отно­шений со странами-членами Европейского союза, Соединен­ными Штатами Америки, другими государствами Запада. У нашей страны очень высокий уровень товарооборота со стра­нами Западной Европы: в настоящее время он примерно равен объему товарооборота с Россией. С Италией, Германией, други­ми странами сложились прочные связи в гуманитарной сфере. Однако аналитики вполне резонно указывают на то, что Бела­русь далеко не использует резервы западноевропейского векто­ра своей политики. Наша страна может интересовать Европей­ский союз не как источник сырья, а как технологический парт­нер. Мобилизация наших соответствующих возможностей вполне может превратить Беларусь в анклав высоких техноло­гий и емкий рынок.

Беларусь, равно как и Россия, не входит в число тех стран, в которые Запад готов вкладывать средства с целью осуще­ствления с ними интеграционных проектов. Западные иссле­дователи и политики проявляют единодушие в том, что постиндустриальные страны должны направлять свои усилия на поддержание жизнедеятельности западной цивилизации, преодоление имущественного неравенства и снижение соци­альной напряженности внутри своих стран, а не на формиро­вание других цивилизаций по западному образцу. Поэтому Запад, прежде всего в лице Европейского союза, разрабаты­вает и осуществляет только такие интеграционные проекты, которые сулят выгоду в первую очередь его собственным стра­нам. Запад изъявляет готовность реально интегрироваться с родственными по своей истории и культуре народами, исклю­чая народы исторически мусульманские и православные. «Цивилизационная модель, - пишет С. Хантингтаон, — дает четкий, исчерпывающий ответ на вопрос, стоящий перед жителями Западной Европы: «Где заканчивается Европа?» Европа заканчивается там, где заканчивается западное христи­анство и начинаются ислам и православие» [32].

Между тем вышеизложенное отнюдь не означает, что Ев­ропа навсегда обречена оставаться цивилизационно разделен­ной. Напротив, к началу XXI в. Европа объективно оказалась в положении, когда только цивилизационный синтез может при­дать ей новые стимулы и новые ориентиры движения. Это — императив будущего, причем, как нам представляется, не очень далекого будущего, которому непременно последуют европей­ские и, если подходить шире, евразийские народы. Беларусь, расположенная на стыке двух европейских цивилизаций, мо­жет внести в этот процесс особо ценный вклад. По образному выражению Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, наша задача — быть соединяющим мостом между Востоком (Россия) и Западом (Европа) [33]. Исходя из этого, руковод­ство белорусского государства осуществляет курс на всесторон­нюю интеграцию Беларуси с Россией, другими странами СНГ и одновременно на налаживание прагматичного сотрудниче­ства с Европейским союзом, всеми государствами Запада. Та­кая политика, несомненно, отвечает интересам всех участвую­щих в ней сторон.

Наконец, Беларусь может быть надежным партнером всех народов, государств и международных организаций, которые проявляют готовность проводить по отношению к ней полити­ку взаимовыгодного сотрудничества. В данном направлении за последние годы многое уже сделано. Налажено государствен­ное сотрудничество с рядом стран Азии, Африки, Ближнего

Востока и Латинской Америки. Примерами взаимовыгодного партнерства являются отношения Беларуси с такими странами, как Индия, Китай, Венесуэла, Вьетнам, Иран, Объединенные Арабские Эмираты, Оман.

Республика Беларусь стремится повысить эффективность своего участия в международных организациях, прежде всего в Организации Объединенных Наций. Наша страна является членом-учредителем ООН и имеет более чем 60-й опыт работы в ней. В последнее время Беларусь выступила в структурах ООН с рядом инициатив гуманитарного характера, получив­ших широкую международную поддержку.

Интересам нации служит участие нашей страны в Движении неприсоединения. Его составляют государства, не входившие в период «холодной войны» ни в какие военно-политические бло­ки, а ныне выступающие за справедливое мироустройство. Кстати будет заметить, что Беларусь — единственная европей­ская страна, которая является членом этой организации. Через Движение неприсоединения отдельное государство может ре­шать свои собственные проблемы. Именно благодаря участию в этом международном объединении Беларусь открыла новые страницы истории своих отношений с рядом государств мира. Разумеется, белорусское государство включается в работу дру­гих международных организаций, в том числе региональных, деятельность которых отвечает интересам нашего народа.

Из изложенного видно, что с момента провозглашения суве­ренитета Республики Беларусь проделана огромная работа по созданию достаточно прочных позиций страны на междуна­родной арене. Можно с полной уверенностью говорить о том, что за это время созданы необходимые внешнеполитические предпосылки для успешного продвижения Беларуси к своей стратегической цели - обществу постиндустриального типа, для ее устойчивого инновационного развития в XXI в.

 

Рекомендуемая литература

Об утверждении Военной доктрины Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь, 3 января 2002 г.: в редакции Закона от 6 января 2009 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2009. № 16, 2/1560.

О ратификации договора о создании Союзного государства: Закон Республики Беларусь, 24 декабря 1999 г. // Национальный реестр право­вых актов Республики Беларусь. 2000. № 4, 2/118.

Об утверждении Концепции Национальной безопасности Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 17 июля 2001 г.: в ре­дакции Указа от 12 мая 2009 г. // Там же. 2009. № 119, 1/10688.

Об утверждении Основных направлений внутренней и внешней поли­тики Республики Беларусь. Закон Республики Беларусь, 14 ноября 2005 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2005. № 188, 2/1157.

О государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2007—2010 гг.: Указ Президента Республики Беларусь от 26 марта 2007 г.: в редакции Указа от 12 мая 2009 г. // Там же. 2009. № 119, 1/10688.

Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования / Д. Белл. М., 1999.

Государство для народа: Документы и материалы третьего Всебелорусского народного собрания (2—3 марта 2006 г.) / редкол.: А.Н. Рубинов [и др.]. Минск, 2006.

Данилов, А.Н. Переходное общество: проблемы системной трансфор­мации / А.Н. Данилов. Минск, 1997.

За сильную и процветающую Беларусь: Материалы второго Всебелорусского народного собрания (18 мая 2001 г.). Минск, 2001.

Князев, С.Н. Национальная безопасность Республики Беларусь / С.Н. Князев, А.В. Гулякевич. Минск, 2005.

Лукашенко, А.Г. Государство для народа: доклад на третьем Всебелорусском народном собрании / А.Г. Лукашенко // Советская Белоруссия. 2006. 24 мая.

Лукашенко, А.Г. Выступление Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко на XIV Саммите стран-членов Движения неприсоедине­ния, 15 сентября 2006 г., Гавана / А.Г. Лукашенко // Информационный бюллетень Администрации Президента Республики Беларусь. 2006. № 9.

Лукашенко, А.Г. Послание Президента Республики Беларусь белорус­скому народу и Национальному собранию Республики Беларусь / А.Г. Лу­кашенко // Советская Белоруссия. 2006. 24 мая.

Лукашенко, А.Г. Послание Президента Республики Беларусь белорус­скому народу и Национальному собранию Республики Беларусь / А.Г. Лу­кашенко. // Советская Белоруссия. 2007. 25 апреля.

Лукашенко, А.Г. Послание Президента Республики Беларусь Нацио­нальному собранию Республики Беларусь / А.Г. Лукашенко // Советская Белоруссия. 1999. 8 апреля.

Лукашенко, А.Г. Послание Президента Республики Беларусь белорус­скому народу и Национальному собранию Республики Беларусь / А.Г. Лу­кашенко // Советская Белоруссия. 2009. 24 апреля.

Матусевич, Е.В. Национально-государственные интересы Республики Беларусь в контексте процесса глобализации / Е.В. Матусевич. Минск, 2005.

Мясникович, М.В. Наука Беларуси на современном этапе. Задачи и ор­ганизация научной, научно-технической и инновационной деятельности / М.В. Мясникович, А.И. Лесникович, С. М. Дедков. Минск, 2006.

Национальная стратегия устойчивого социально-экономического раз­вития Республики Беларусь на период до 2020 г.: Национальная комиссия по устойчивому развитию Республики Беларусь; редкол.: Я.М. Александ­рович [и др.]. Минск, 2004.

Нейсбит, Дж. Мегатренды / Дж. Нейсбит. М., 2003.

Никитенко, П.Г. Ноосферная экономика и социальная политика: стратегия инновационного развития / П.Г. Никитенко. Минск, 2006.

О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствова­нию: Материалы постоянно действующего семинара руководящих работ­ников республиканских и местных государственных органов. Минск, 2003.

Стратегия экономического развития Республики Беларусь на совре­менном этапе: Материалы постоянно действующего семинара руководя­щих работников республиканских и местных государственных органов (21-22 марта 2002 г.). Минск, 2002.

Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон. М., 2003.

 

Примечания

1. Философский словарь. М., 2001. С. 466, 479-480.

2. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социально­го прогнозирования / Д. Белл. М., 1999.

3. Солоневич, ИЛ. Народная монархия / И.Л. Солоневич. М., 2003. С. 59.

4. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социально­го прогнозирования. С. СХ, 19, 154, 656.

5. Никитенко, П.Г. Модель устойчивого социально-экономического развития Беларуси: проблемы формирования и эволюции / П.Г. Никитенко. Минск, 2000. С. 9.

6. Федотова, ВТ. Неклассические модернизации и альтернативы модернизационной теории / В.Г. Федотова // Вопросы философии. 2002. № 12. С. 81.

7. В социально-политической литературе общественное устройство, которое приходит на смену обществу индустриального типа, принято на­зывать по-разному: «постиндустриальное общество», «информационное общество», «ноосферное общество», «постэкономическое общество», «со­циально-демократическое общество» и т.п. Все это — варианты обозначе­ния одной и той же формирующейся социальной реальности. Но, види­мо, окончательное название нового типа общества далеко еще не опреде­лилось. В настоящее время в среде аналитиков обсуждается центральный, с научной точки зрения, вопрос: можно определить складывающуюся в западных странах общественную реальность в позитивных терминах или же следует и далее пользоваться определениями, основанными на примене­нии префикса «пост-». По-видимому, грядущую эпоху невозможно будет обозначить как «пост»-нечто, но одновременно очевидно, что ее позитив­ное обозначение невозможно определить вплоть до той поры, когда инду­стриальное общество не будет полностью замещено формирующимся.

8. Послание Президента Республики Беларусь Национальному собра­нию Республики Беларусь 7 апреля 1999 г. // Советская Белоруссия. 1999. 8 апреля. С. 1.

9. Базылев, НИ. Экономическая теория / Н.И. Базылев, М.Н. Базылева. Минск, 2005. С. 17.

10. Там же. С. 22

11. Никитенко, П.Г. Ноосферная экономика и социальная политика: стратегия инновационного развития / П.Г. Никитенко. Минск, 2006

12. Поппер, К. Открытое общество и его враги: в 2 т. М., 1992. Т. 2. С. 397.

13. Маркс, К. Собрание сочинений / К. Маркс, Ф. Энгельс. Т. 9. С. 130— 136; Хайек, Ф. Пагубная самонадеянность: ошибки социализма / Ф. Хайек. М., 1992. С. 53-54.

14. Стратегия экономического развития Республики Беларусь на совре­менном этапе: Материалы постоянно действующего семинара руководя­щих работников республиканских и местных государственных органов 21-22 марта 2002 г. Минск, 2002. С. 23-38.

15. Наше общее будущее: Доклад Международной комиссии по окружа­ющей среде и развитию (МКОСР). М., 1989.

16. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г.: Национальная ко­миссия по устойчивому развитию Республики Беларусь / редкол.: Я.М. Александрович [и др.]. Минск, 2004. С. 11.

17. Национальная стратегия устойчивого развития Республики Бела­русь. Минск, 1997; Национальная стратегия социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. Минск, 2004.

18. Карпова, Ю.А. Введение в социальную инноватику / Ю.А. Карпова. СПб., 2004. С. 16.

19. Там же. С. 21.

20. О государственной программе инновационного развития Республи­ки Беларусь на 2007—2010 гг.: Указ Президента Республики Беларусь от 26 марта 2007 г.: в редакции Указа от 12 мая 2009 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2009. № 119, 1/10688.

21. Сидорский, С.С. Государственная программа и механизмы инноваци­онного развития Республики Беларусь / С.С. Сидорский // Проблемы уп­равления. 2007. №1. С. 4-5.

22. Политические партии: Беларусь и современный мир. Минск, 2002. С. 161, 177-178, 184, 208, 216, 269, 277, 284.

22. Цицерон. Об обязанностях./ Цицерон. М., 1999. С. 131.

24. Гоббс, Т. Сочинения: в 2 т. / Т. Гоббс. М., 1991. Т. 2. С. 95, 132.

25. Об утверждении Концепции Национальной безопасности Республи­ки Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 17 июля 2001 г.: в ре­дакции Закона от 12 мая 2009 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2009. № 119,1/10688; Республика Беларусь: Энцикло­педия: в 6 т. Минск, 2009. Т. 5. С. 359.

26. Об утверждении Концепции Национальной безопасности Респуб­лики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 17 июля 2001г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001. № 69, 1/2852.

27. Отвести народ от пропасти: Тезисы программы кандидата в Прези­денты Республики Беларусь Александра Лукашенко // Советская Белорус­сия. 1994. 14 июня. С. 2.

28. Пушкин, А.С. Собрание сочинений: в 10 т. / А.С. Пушкин. М., 1976. Т. 6. С. 84.

29. Василевич, ГА. Конституционное право Республики Беларусь / Г.А. Василевич. Минск, 2003. С. 53», э43.

30. Бабосов, ЕМ. Основы идеологии современного государства / Е.М. Бабосов. Минск, 2007. С. 438.

31. Лукашенко, А.Г. Послание Президента Республики Беларусь белорус­скому народу и Национальному собранию Республики Беларусь / А.Г. Лукашенко // Советская Белоруссия. 2007. 25 апреля. С. 2; Лукашен­ко, А.Г. Послание Президента Республики Беларусь белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь / А.Г. Лукашенко // Со­ветская Белоруссия. 2009. 24 апреля. С. 7.

32. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон. М., 2003. С. 244

33. Лукашенко, А.Г. Послание Президента Республики Беларусь белорус­скому народу и Национальному собранию Республики Беларусь / А.Г. Лукашенко // Советская Белоруссия. 2009. 24 апреля. С. 6.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 383; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.215.75 (0.043 с.)