Понятие идеологической работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие идеологической работы



Под термином «работа» здесь понимается целесообразная деятельность людей и их

коллективов, требующая приложения определенных интеллектуальных и физических усилий. Любая работа выступает как трудовой процесс, включающий субъект деятельности, ее цель, предмет, средства, формы и методы, а также результат деятельности. Принято различать такие виды труда, как физический и умственный, промышленный и сель­скохозяйственный, рутинный и творческий, руководящий и ис­полнительский, квалифицированный и неквалифицирован­ный и др. Работа, труд, целесообразная деятельность являются необходимым условием существования, как каждого отдельного индивида, так и различных объединений людей.

Идеология, как мы уже усвоили, есть продукт мышления групп людей. Это означает, что всякая идеологическая кон­струкция выступает как результат умственного труда, в котором участвуют представители данной группы людей (в идеале — каждый ее член) или нанятые для этой цели специалисты. Внеш­ним выражением результатов такого вида труда является опре­деленные идеи, понятия, принципы, представления, учения, теории, концепции и доктрины. Это — главный продукт идео­логической работы. Людей, которые выполняют такого рода умственную работу, принято называть идеологами в соб­ственном смысле этого слова. Они обычно становятся лидера­ми национального движения, руководителями государства или видными общественно-политическими деятелями.

Однако в механизме функционирования идеологии госу­дарства задействовано гораздо большее число людей, нежели круг лиц, занятых «производством» самих идей. Эти люди вы­полняют самые разнообразные функции по приведению в действие всех перечисленных выше элементов идеологическо­го механизма государства. Результат их работы закрепляется в виде речей, политических документов, нормативных актов, книг, брошюр, картин, скульптур, афиш, рекламных роликов, фильмов, газетных и журнальных публикаций, радио, и телепе­редач, театральных спектаклей и массовых представлений, раз­ного рода технических сооружений с идеологическим смыслом и т.д. Все они имеют своей целью определенное воздействие на сознание и поведение людей. Иными словами, создатели тако­го рода продукции также в той или иной мере участвуют в осу­ществлении идеологической работы.

Под идеологической работой принято понимать деятель­ность людей — умственную и физическую, руководящую и ис­полнительную, творческую и рутинную, — содержанием кото­рой является производство идей, учений, теорий, концепций и доктрин, их нормативно-правовое закрепление, систематиза­ция и доведение до сознания различных категорий граждан с помощью разнообразных средств, форм и методов.

Идеологической работой в указанном смысле в любом госу­дарстве в той или иной мере занимаются философы, социоло­ги, историки, политологи и психологи, руководители и сотруд­ники органов власти и управления, депутаты и их помощники, эксперты и консультанты, журналисты и редакторы, писатели и издатели, сценаристы, режиссеры, артисты, художники и ди­зайнеры, архитекторы и скульпторы, преподаватели и воспита­тели, сотрудники секретных служб и пропагандистских цент­ров. Именно они решают, что писать и как писать, что говорить и как говорить, что печатать и что нет; они решают, какие ста­вить фильмы и готовить радио- и телепередачи, какие устраи­вать зрелища и каким содержанием их наполнять, кому и какие памятники возводить, какие исторические места реконструи­ровать и какие мемориальные комплексы сооружать.

Данный вид деятельности можно определять как работу еще и потому, что он является для всех участвующих в нем лю­дей основным источником существования. Причем во многих странах, особенно в индустриально развитых, такая работа яв­ляется одной из самых высокооплачиваемых. Это, как отмечает А.А. Зиновьев, — организованная работа, осуществляемая из поколения в поколение. Лица, вновь вступающие на это попри­ще, получают определенную подготовку с целью приобретения необходимых для такого вида деятельности знаний, умений и навыков. Они обязаны следовать определенным правилам профессиональной идеологической среды, чтобы зарабатывать на жизнь, делать карьеру и приобретать известность [21].

Не следует, однако, отождествлять собственно идеологиче­скую работу и политическую деятельность. Это вытекает из со­отношения идеологии и политики, которое рассматривалось выше. Идеологическую работу могут выполнять лица, органи­зации и учреждения, не наделенные властными полномочиями и не добивающиеся власти. Что же касается политиков или ин­ститутов власти, то идеологическая работа — формулирование общезначимых идей, ценностей, целей и представлений, их до­ведение до сознания граждан — является составным аспектом их политической деятельности.

 

Идейный плюрализм гражданского общества и государственная идеология

Суть проблемы

Гражданским называется общество, в котором имеется и постоянно расширяется область свободного волеизъявления людей, где компетенция государственного вмешательства в их деятельность ограничена и строго определена законом. Такое общество составляет комп­лекс частных лиц, их добровольных ассоциаций и институтов (включая семью, школу, средства массовой информации, про­изводственные, творческие и иные объединения по интересам, церковь, общественные организации и движения), взаимодей­ствие которых регулируется гражданским правом.

Суть проблемы, обозначенной в формулировке параграфа, заключается в кажущейся несовместимости идейно-политического плюрализма, присущего гражданскому обществу, и госу­дарственной идеологии как целостного комплекса идей, оруди­ем реализации которых является государство. На этом основа­нии одни авторы, признавая необходимость «общественно зна­чимой приоритетной национальной идеи», все же отказывают государственной идеологии в праве на существование [22]. Другие полагают, что никакая идеология не может устанавли­ваться в качестве государственной или обязательной, не при­знавая при этом необходимость каких бы то ни было обще­ственно значимых идей [23]. Третьи же считают, что только идеология политических партий или иных общественных объ­единений не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан, не отрицая необходимости наличия государствен­ной идеологии [24].

Действительно, с одной стороны, не вызывает сомнений та­кая черта гражданского общества, как мировоззренческий плюрализм. Очевидно, что для гражданского общества харак­терна разветвленная социальная структура, каждая из составля­ющих которой является носителем специфического социаль­ного интереса, а значит, и собственной системы идей, ценно­стей и представлений. Этим и предопределяется идейно-поли­тическое многообразие, присущее гражданскому обществу. С другой стороны, очевидным является и тот факт, что каждое политически организованное сообщество людей также являет­ся носителем особых, затрагивающих его жизненные основа­ния как целого, интересов, которые в равной мере относятся ко всем членам сообщества. Систему идей, ценностей и представ­лений, носителем которых являются организованный в полити­ческое сообщество народ, как мы уже знаем, принято называть государственной идеологией.

В связи с этим закономерно возникает вопрос: в какой мере согласуются друг с другом частные интересы многочис­ленных составляющих гражданское общество социальных субъектов и интересы нации как государственно-организо­ванной общности людей?

 

Сосуществование идеологий

Политически организованное сообщество, т.е. государство, изначально возникает как объединение людей, основанное на принципе согласования их индивидуальных, групповых и общих интересов. В политической науке прочно утвердилась точка зрения, согласно которой политика по своей сути есть

стремление осуществить в обществе принципы порядка и спра­ведливости. Историческая тенденция развития политического сообщества также состоит не в ослаблении, а в усилении значи­мости указанных принципов.

Гражданское общество знаменует собой выход на новый ка­чественный уровень реализации принципа согласования инди­видуальных, групповых и общих интересов людей. Важнейшая отличительная черта такого общества состоит в новом, добровольном характере связей и отношений между людьми. Это оз­начает, что в таком обществе люди и их организации обладают реальной, гарантированной государством возможностью свободно объединяться для достижения общих хозяйственных, политических, научных, культурных и всевозможных иных целей. Само гражданское общество как целое представляет собой спе­цифическую макроассоциацию составляющих его частных лиц и их добровольных объединений, в основе которой находятся осознаваемые всеми ее участниками общие интересы. Прин­цип согласования индивидуальных, групповых и общих интере­сов в нем становится доминирующим, в его строжайшем соблюдении заинтересованы все составляющие данное общество социальные субъекты. И политический процесс в гражданском обществе осуществляется уже не иначе, как на основе стремления правящей группы обеспечить баланс интересов различных! участников сообщества.

Как заметил еще немецкий философ В.Ф. Гегель (1770— 1831), общий интерес содержит в себе и частный интерес каж­дого отдельного члена политического сообщества. «Индивид,— писал он, — должен каким-либо образом находить в исполне­нии своей обязанности также и свой собственный интерес, свое удовлетворение или расчет, и из его отношения к государству для него должно возникнуть право, благодаря которому всеобщее дело становится его собственным, особенным делом. Поистине, особенный интерес не должен быть отстранен или даже подавлен, а должен быть приведен в согласие со всеоб­щим, благодаря чему будет сохранен он сам и сохранено всеоб­щее» [25]. Это предполагает добровольный отказ — частичный, а в отдельных случаях и полный — от своих узкогрупповых устремлений ради реализации общенациональных интересов.

Таким образом, государственная идеология в гражданском обществе представляет собой не что иное, как концентриро­ванное выражение общих интересов всех членов сообщества,

т.е. национальных интересов. Это означает, что государствен­ная идеология не только совместима с идейным плюрализмом гражданского общества, но ее наличие является необходи­мым условием жизнедеятельности такого общества, обеспече­ния его целостности и стабильности. Иными словами, в граж­данском обществе государственная и частные идеологии сосу­ществуют при добровольном признании всеми социальными Субъектами приоритета идей, ценностей и представлений об­щенациональной значимости, т.е. государственной идеоло­гии, что получает свое юридическое закрепление в конститу­ции государства.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1608; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.15.94 (0.01 с.)