Проблема идентификации идеологий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема идентификации идеологий



Классификация идеологий предполагает методику идентификации идейных док­трин. Иными словами, речь идет о спосо­бах выяснения характерных черт идеологии и определения ее принадлежности к тому или иному виду идеологий; речь идет также о механизме идентификации социальным субъектом своих индивидуальных воззрений с той или иной уже имею­щейся системой идей.

Как считает Л.С. Санистебан, автор одного из западных учебников по политологии, при анализе содержания любой конкретной совокупности политических идей следует выде­лять в них, по крайней мере, две стороны, или различать два плана: явный и скрытый [41]. Явный план в содержании идеоло­гии представлен открыто выдвигаемыми идеями, тезисами и аргументами. Поэтому первая задача анализа идеологии заклю­чается в полном уяснении содержащихся в ней утверждений и

сообщений, в точном определении их смысла. На первом этапе анализа даются ответы на вопросы: в чем состоят содержащие­ся в данной системе идей утверждения и как они соотносятся с существующей социально-политической действительностью? Установив явную сторону в содержании идеологии, следует пере­ходить к анализу ее неявной или скрытой, стороны. На данном эта­пе устанавливается соответствие между содержащимися в идеоло­гии сообщениями и реальными интересами и целями тех или иных социальных субъектов. Вторая задача анализа идеологии, следовательно, сводится к поиску ответа на вопрос: какие соци­альные субъекты (отдельные индивиды, группы, классы, общ­ности) и почему идентифицируют себя с данной совокупностью социально-политических идей? Иначе говоря, на втором этапе анализа выясняется, чьи интересы выражает и чьи политические устремления и действия оправдывает данная идеология.

Поскольку каждый социальный субъект стремится предста­вить свою систему социально-политических идей как выражение интересов и потребностей всего общества, то далеко не в каждой идеологической доктрине декларируется, как это делает марк­сизм, интересы каких социальных классов или групп она выра­жает и обслуживает. Идентификация социальных субъектов с той или иной существующей идеологической доктриной проис­ходит преимущественно стихийно. Только интеллектуалы, кото­рые создают политические идеологии, заведомо отдают себе от­чет в том, каким социальным группам они адресуют свои творе­ния. Политические же позиции индивидов и социальных групп по большей части определяются их положением в системе соци­ально-политических отношений, и их идеологические предпоч­тения обусловливаются именно этим фактом. По мере накопле­ния собственного политического опыта и своей информирован­ности о происходящих в обществе процессах социальные субъекты начинают обнаруживать, что та или иная система воззрений, изложенная в уже имеющихся определенных текстах, соответствует и их видению социально-политической действи­тельности. Таков, в основном, механизм идентификации соци­альных субъектов с той или иной идеологией.

Следует отметить также и то, что занимаемое индивидами и социальными группами положение в обществе обусловливает их самоидентификацию с той или иной идеологической док­триной, но не механически определяет ее. Иногда занимаемое индивидом или социальной группой положение в обществе мо­жет вступать в противоречие с разделяемой данным субъектом идеологией. Такое случается, как правило, в переломные мо­менты развития общества, когда новые социально-политиче­ские идеи овладевают умами людей, занимающих различное социальное положение. Это ситуации, когда еще_ далеко не осознана скрытая сторона новой идеологии, т.е. пока не ясно, интересам какого социального субъекта отвечает данная, вне­шне привлекательная, система идей. Так случилось, например, с теми дворянами, которые разделяли идеи Великой француз­ской революции, или с представителями различных слоев бур­жуазии в России, принявшими социалистическую идеологию, наконец — с широкими категориями населения в Советском Союзе, вдруг вставшими на позиции либерализма.

Присущая политическим идеологиям внутренняя противо­речивость, т.е. эклектичность и недостаточная согласован­ность их отдельных положений, может быть причиной расхож­дения в понимании их содержания. В идеологическом тексте всегда можно найти положение, которое приводит к различ­ным интерпретациям важнейших вопросов социально-полити­ческой жизни, либо положение, которому при истолковании можно придать противоположный смысл. Из этого факта выте­кает, что на основе одной и той же идеологии могут возникать и развиваться соперничающие между собой политические дви­жения. В таких случаях каждое из них претендует на роль под­линного «интерпретатора и последователя» соответствующей идеологии. Такого рода примеры можно привести для любого из традиционных идейных течений — либерализма, консерва­тизма, социализма. Практически внутри каждого из них сосу­ществуют или находятся в конфронтации друг с другом различ­ные школы и направления. Особенно показательна в этом от­ношении марксистская социалистическая идеология, на осно­ве которой в XX в. развились два весьма мощных политических движения — коммунистическое и социал-демократическое.

 

Рекомендуемая литература

Бабосов, ЕМ. Сущность идеологии, ее структура, функции и роль в об­ществе // Е.М.Бабосов. Идеология белорусского государства: теоретиче­ские и практические аспекты / Е.М. Бабосов. Минск, 2004.

Белл, Д. Возобновление истории в новом столетии. Предисловие к но­вому изданию книги «Конец идеологии» / Д. Белл // Вопросы философии. 2002. № 5.

Вебер, М. «Объективность» социально-научного и социально-полити­ческого познания / М. Вебер // Вебер, М. Избранные произведения. Минск, 1990.

Идеология // Политология: энциклопед. словарь. М., 1993.

Ильин, В.В. Великая конфронтация: идеология и наука: о возможно­стях научной идеологии и идеологической науки / В.В. Ильин // Вестник Московского университета. Серия 12. Социально-политические исследот вания. 1992. № 5.

Манхеш^К. Идеология и утопия / К. Манхейм. Диагноз нашего време­ни. М., 1994.

Маркс, К. Немецкая идеология / К. Маркс, Ф. Энгельс. Т. 3.

Матц, У. Идеологии как детерминанта политики в эпоху модерна / У. Матц//Полис. 1992. № 1-2.;

О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствова-нию: Материалы постоянно действующего семинара руководящих работ-ников республиканских и местных государственных органов. Минск, 2003.

Рачков, ПА. О смерти и бессмертии идеологии / П.А. Рачков // Вест ник Московского университета. Серия 7. Философия. 1999. № 2.

Семигин, Г.Ю. Идеология / Г.Ю. Семигин // Новая философская эн­циклопедия: в 4 т. М., 2001. Т. 2.

Соловьев, А.И. Политическая идеология: логика исторической эволю­ции / А.И. Соловьев // Полис. 2001. № 2.:"

Фукуяма, Ф. Конец истории? / Ф. Фукуяма // Вопросы философии. 1990. № 3.

Шацкий, Е. Утопия и традиция / Е. Шацкий. М., 1990. Шевченко, В.Н. Идеология / В.Н. Шевченков // Философский словарь. М., 2001.

 

 

Глава 3. ОСНОВНЫЕ ИДЕОЛОГИИ

СОВРЕМЕННОСТИ

Традиционные политические идеологии

Либерализм

Рассмотрение политических идеологий современности следует начинать с либерализма, поскольку либерализм стал исторически первой идеологией в собственном смысле этого слова.

Как вполне сложившаяся идейно-политическая доктрина либерализм утвердился в XIX в., хотя отдельные его элементы складывались в течение предшествующих трех столетий.

Термин «либерализм» (от лат.- свободный) вошел в широкое употребление в первой половине XIX в., когда в ряд западноевропейских государств появились политические партии либералов. Истоки либерализма как идейно-политического течения восходят к эпохе революций XVII—XVIII вв. Его основы были заложены англичанами Джоном Локком (1632—1704) Адамом Смитом (1723—1790) и Иеремией Бентамом (1748-1832). В числе классиков этого идейного течения по праву считаются также французы Шарль Луи Монтескье (1689—1755), Бен жамен Констан (1767—1830), немцы Иммануил Кант (1724-1804), Вильгельм Гумбольдт (1767-1835), американцы Томас Джефферсон (1743-1826), Джеймс Медисон (1751-1836) и др.

 

Джон Локк (1632-1704)

Философ и государственный деятель, крупнейший политический мыс-литель и один из первых основоположников либерализма. Разрабатывал теории общественного права, общественного договора, разделения властей. Основной обязанностью государства считал защиту личной свободы, а так-же частной собственности, приобретенной посредством труда. Выступая против религиозного фанатизма, призывал к веротерпимости; защищал свободу совести как неотъемлимое право каждого человека. Эти и другие его идеи имели большое значение для оправдания буржуазных революций. Теория естественных неотчуждаемых прав человека Д. Локка служила ори-ентиром для авторов конституции США. Основные сочинения: «Два трактата о государственном правлении», «Опыт о человеческом разуме».

Источник: Филосовский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 54-55; Локк, Дж. Сочинения: в 3 т. /Дж. Локк. М., 1985-1988.

 

Для понимания сути либерализма как идейно-политического течения важно подчеркнуть, что возник он в период борьбы против феодального способа производства, политической системы абсолютизма, духовного господства церкви. Фактически его идеи явились выражением интересов сформировавшегося к тому времени среднего сословия, представленного прежде всего свободными предпринимателями, называемыми также буржуазией. Молодой класс буржуазии, стремившийся заменить феодальные производственные отношения И зависящую от них всю систему общественных отношений капиталистическими, выражал общую для всех антифеодальных сил веру в свободу, торжество разума и прогресс. По настоящее время либерализм является доминирующим идейно-политическим течением Запада. Ныне он имеет своих приверженцев практически во всех странах мира. Основополагающими идеями и ценностями либерализма, с которыми согласуются все другие его положения, являются индивидуализм, свобода личности, равенство, вера в разум, обще­ственное согласие и толерантность.

Индивидуализм. Индивидуализм — один из основополагающих принципов либерализма. Под индивидуализмом понимаются жизненная позиция и умонастроение, согласно которым благо индивида, его личностное развитие является высшей целью, а функционирование социальных институтов и групп — средством достижения этой цели. Индивидуализм основывает­ся на убеждении, что человек как таковой неизмеримо важной социальной группы или коллектива людей, что каждый человек есть уникальная и потому никем незаменимая личность. Отсюда вытекает принцип приоритета интереса индивида над коллективным или групповым интересом. Своим идеалом либерализм признает такое общество, в котором каждый человек сможет сполна реализовывать свои индивидуальные способности и тем самым обеспечивать свое личное благополучие. При этом считается, что из благополучия каждого в отдельности складывается благополучие общества в целом. Поэтому либерализм отстаивает принцип, согласно которому индивид должен сам определять свои жизненные цели и выбирать направления своей деятельности.

 

 

Свобода личности.

Свобода - не менее значимое положение либерализма. Индивидуальная свобода, согласно либерализму совпадает с существованием частного лица и связана прежде всего с его «естественными правами», среди которых важнейшими являются право на жизнь, свободу, частную собственность. Условиями реализаций этого принципа либерализм рассматривает ограничение объема и сфер деятельности государства, защищенность частной жизни человека, обеспечение свободы его действий в рамках закона во всех сферах общества. Государство же в этих условиях призвано выполнять, по выражению немецкого философа и публициста Фердинанда Лассаля (1825-1864), роль «ночного сторожа» [1], вмешивающегося в социальную жизнь в экстренных случаях, и потому оно наделяется лишь функциями по формально-правовому обеспечению прав и свобод граждан, охране общественного порядка и защите страны от внешней опасности.

Из идеи свободы личности либерализм выводит принципы организации экономической жизни. Основополагающим признается принцип частной собственности на средства производства. Все остальные принципы вытекают из этого фундаментального положения. Либерализм исходит из того, что основанные на частной собственности свободное индивидуальное и групповое предпринимательство, свободный рынок и свободная конкуренция есть универсально значимые механизмы общественного прогресса. Они не только позволяют человеку реализовать свою самостоятельность и инициативу в сфере хозяйства и в других областях общественной жизни, но, что не менее важно, побуждают и принуждают его, причем объективно

экономически, а не посредством прямого насилия или применения административно-командных методов, постоянно беспокоиться о повышении экономической эффективности своей деятельности, производительности своего труда, приобретении знаний и обновлении технологии, согласовании целей и способов производства с динамикой общественного спроса на те или иные предметы и услуги. Принципиальное значение придается тому обстоятельству, что человек, занимающийся предпринима­тельством, должен непосредственно отвечать своим капиталом, своим имуществом за результаты собственной деятельности. Подчеркнем: решая проблему индивидуальной свободы, либерализм усматривает ее прежде всего в свободе частного пред­принимательства. Его идеал — общество равных прав и возмож­ностей, где каждый, если он достаточно трудолюбив и умен, может добиться жизненного успеха и общественного признания. Основатели либерализма активно поддержали выдвину­тый торгово-промышленными кругами лозунг («не мешайте действовать»), требовавший ликвидации регла­ментации экономической жизни. При этом они полагали, что

максимальное ограничение сферы деятельности государства, свободное распоряжение людьми своей собственностью и преследование каждым своих разумных интересов будут сопро­вождаться всеобщим благосостоянием и расцветом индивидуальной свободы всех членов общества.

Либерализм выдвинул ряд положений, оказавших существенное влияние на характер духовной жизни современного западного общества. Его несомненной заслугой является обоснование и утверждение на практике идей свободомыслия и, прежде всего, свободы индивида от духовного подчинения церкви, права людей подвергать критике религиозное мировоззрение с рационалистических, научных позиций. Либерализм отстаивает принцип свободы совести, т.е. право граждан исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, их право самостоятельно формулировать свои нравственные обязанности, следовать принципам религиозной, либо светской морали. Так же подходит либерализм и к социальным идеалам и ценностям: люди должны иметь право свободного выбора свои идейные предпочтения. Словом, либерализм провозглашает принципы свободы социально-политических взглядов и мировоззренческих убеждений людей, свободы их волеизъявления и творческой самореализации.

Равенство. Либерализм исходит из идеи изначального равенства людей, т.е. убеждения, что люди рождаются не только свободными, но и равными. Принцип равенства людей сыграл огромную роль в разработке идей, идеалов и норм современной демократии. Речь идет о равенстве всех граждан перед лицом закона, об обладании каждым человеком основными политическими правами и свободами (право гражданства, голоса, свободно передвигаться, свободы слова, собраний, создания ассоциаций и партий), а также о принципах терпимости к инакомыслию и защиты прав меньшинства. Речь идет далее об идеях разделения властей, свободных выборов основных институтов власти, создания системы «сдержек и противовесов» в отношениях между ними. Наконец, речь идет об идеале правового, го­сударства, органы которого обладали бы - в рамках законов, принимаемых демократическим путем, — всей полнотой предоставляемой им полномочий и одновременно находились бы под действенным контролем народа, общественности.

Вера в разум. Весьма существенным элементом идеологий классического либерализма является выдвинутая родоначальниками французского Просвещения идея о решающей роли знаний в общественном прогрессе, и особенно познания «естественного порядка» или, что то же самое, «разумного поряд­ка» для исправления социальных отношений. Либерализм признает существование доступных усилиям мысли индивида высших, абсолютных истин в естественном порядке, которые должны играть роль ориентиров в выборе между добром и злом, порядком и хаосом. Считается, что естественный порядок познаваем до его глубочайшей сущности и соответствует подлинной, неиспорченной природе человека. Социальные отношения, следовательно, могут и должны быть приведены в гармоническое соответствие с естественным порядком, а значит, разумными закономерностями окружающей и чело­веческой природы. Таким образом, в подходе к обществу либерализм исходит из возможности и необходимости установления путем сознательных усилий людей разумного социального порядка.

Общественное согласие и толерантность. В соответствии с убеждениями либералов, отношения членов общества должны основываться на соглашениях между ними сугубо добровольного характера; всякое управление должно опираться на согласие между теми, кто управляет, и теми, кем управляют. И само человеческое общество они рассматривают как результат дого­вора между людьми соблюдать ими же заранее установленные права и свободы друг друга. Именно поэтому либерализм при­вержен принципам и институтам демократии. Либералы убеж­дены также в том, что толерантность, т.е. терпимое отношение людей друг к другу, есть необходимое условие личной свободы. В рамках данного подхода сформировалась идея политического плюрализма (от лат. - множественный), согласно кото­рой культурное и политическое разнообразие способствует об­щественному прогрессу. Более того, либерализм полагает, что даже в противоположности интересов людей присутствует мо­мент общественной гармонии, а потому нет таких социальных конфликтов, которые невозможно было бы урегулировать пу­тем договоренностей.

Со вступлением западных стран в индустриально развитую стадию в рамках либерализма сформировался ряд новых идей И принципов, составляющих содержание социального либера­лизма. В качестве их основных источников явились работы ан­глийского экономиста Джона Кейнса (1883-1946), идеи кото­рого сначала были положены в основу политики «нового кур­са» (1933-1939) президента США Франклина Рузвельта, а после Второй мировой войны - правительств практически всех западных стран.

Новое в воззрениях современных либералов нашло свое вы­ражение прежде всего в признании позитивной роли государ­ства в организации социально-экономической жизни и необхо­димости расширения его функций в целях реализации фунда­ментальных либеральных ценностей. В число важнейших функ­ций государства либералы стали включать активную защиту свободы предпринимательства, рынка, конкуренции от возраста­ющей угрозы монополизма в любых его формах. Эту роль госу­дарство призвано выполнять через принятие антимонопольно­го, или антитрестовского, законодательства, оказание поддерж­ки мелким и средним предпринимателям, предпринимателям-новаторам, которые подвергаются наибольшему риску. Одной из самых важных целей становится неуклонное расширение числа собственников. Либералы стали вменять в обязанность государству разработку общей стратегии экономического развития и осуществление мер по ее реализации. С признанием го­сударства равноправным собственником оформилась идея плюрализма форм собственности. Наконец, важнейшей функ­цией государства современными либералами признается социальная защита граждан, особенно тех групп и слоев населения, которые испытывают наибольшие трудности. Это положение нашло свое выражение в замене идеи «государство — ночной сторож» на идею социального государства, или государства всеобщего благоденствия.

Таким образом, основное расхождение социального либерализма с классическим либерализмом состоит в разном понимании ими общественной роли государства. В отличие от своих предшественников, которые выступали против вмешательства государства в экономическую и социальную жизнь, современные либералы отводят ему значительную роль в решении общественных проблем. В подходе же к другим сторонам социально-политической жизни сколько-нибудь существенных, имеющих принципиальный характер расхождений между прежним и новым либерализмом нет, хотя внутри данной модификации либерализма присутствуют различные, порой противоречивые идеи, идеалы и принципы. Например, для современных либералов характерен значительный разброс мнений относительно пределов, форм и методов вмешательства государства в экономическую жизнь общества.

Рассмотренные постулаты либерализма — как классического, так и современного — в значительной мере реализованы, в социально-политической жизни западных стран. В большинстве из них утвержден парламентаризм, реализован принцип разделения властей как на государственном, так и федеральном уровне, надежно обеспечиваются права и свободы личности, созданы основы гражданского общества. Либерализм существует не только как организованная политическая сила, но и как достижение культуры, как форма мироощущения. Либеральная идеология и сегодня доминирует среди идейно-политических течений в западных странах.

Основополагающие идейно-политические установки либерализма лежат в основе программных документов и практической политики партий либерально-демократической ориентации. Большинство таких партий объединены в Либеральный Интернационал, учредительный конгресс которого состоялся в 1947 г. в Оксфорде (Великобритания). Начиная с этого времени съезды Либерального Интернационала проводятся ежегодно. Программным документом этого политического объединения является «Манифест либералов», принятый на учредитель-

ном конгрессе. В ряде стран партии либералов являются правящими или входят в правительственные коалиции.

 

Консерватизм

В самом общем виде консерватизм (от лат. — охранять, сохранять) можно трактовать как идейно-политическое течение, ориентированное на сохранение и укрепление истори­чески сложившихся форм экономической, социальной и поли­тической жизни, традиционных духовных ценностей, на отри­цание революционных изменений, недоверие к народным дви­жениям, критически-негативное отношение к реформистским проектам. Данная идейно-политическая установка присуща как достаточно широким общественным группам, оформлен­ным политическим силам, так и отдельным индивидам в самых различных странах.

Консерватизм как течение социально-политической мысли сформировался после Великой французской революции в про­цессе критической оценки ее опыта и результатов. Его фунда­ментальные постулаты рождались как ответ, реакция аристократических кругов прежде всего Англии и Франции на первый опыт претворения французскими революционерами постулатов либерализма. Разумеется, консервативная мысль не остава­лась неизменной, за 200 лет она претерпела значительную эволюцию, адаптируясь к меняющемуся миру.

Впервые оформление консерватизма в относительно стройную систему взглядов произошло в произведениях мыслителей, выступивших в разгар Великой французской революции: анг­личанина Эдмунда Берка (1729-1797), французов Жозефа де Местра (1753-1821) и Луи де Бональда (1754-1840). Пальма неравенства среди них по праву принадлежит Эдмунду Берку, книга которого «Размышления о революции во Франции» до сих пор считается библией консерватизма [2]. Дальнейшее раз­витие консервативных социально-политических идей в странах Запада продолжил внушительный ряд мыслителей и практи­ческих политиков.

 

Эдмунд Берк (1729-1797)

Политический деятель, считается отцом классического консерватизма, сформировавшегося после Французской революции 1789 г, Его идеи, изло­женные в книге «Размышления о революции во Франции» (1790), явились реакцией на политику радикального преобразования общества на рациона­листических началах. Наблюдая за тем хаосом, в котором оказалась рево­люционная Франция, он приходит к выводу о том, что сообщество людей первично и выше индивида, общество -больше суммы индивидов, это-сеть «взаимных обязательств». Политическому радикализму французских раци­оналистов он противопоставил передаваемый из поколения в поколение опыт, амбициозному всевластию разума-традиции, обычаи, предрассудки, которые являются «общим банком и капиталом народов». Э. Берк заключа­ет, что необходимо уважать все, что создано предыдущими поколениями, в том числе и существующую власть. Основные сочинения: «Оправдание естественного общества»,«Размышления о революции во Франции».

Источники: Философский энциклопедический словарь. М., 1989. С.54-55; Берк, Э. Размышления о революции во Франции / Э. Берк. М., 1993.

 

Исследователи консерватизма обычно выделяют в нем сле­дующие основные элементы: органицизм, несовершенство че­ловека, традиция, иерархия, прагматизм. Кратко рассмотрим суть каждого из них.

Органицизм. Это, безусловно, ключевое положение идеоло­гии консерватизма, лежащее в основе всех других его постула­тов. Суть органицизма можно выразить следующим образом: понимание общества как органической реальности, имеющей свою внутреннюю жизнь и очень хрупкую структуру; уверенность в том, что общество — это организм и нельзя его перестра­ивать как машину.

Исходя из данного представления, консерваторы определя­ют сущность взаимоотношений людей в обществе, а также ха­рактер взаимоотношений между личностью, обществом и госу­дарством. В решении этих вопросов консерваторы противостоят сторонникам концепции естественных прав человека и договорного происхождения общества и государства. Последние исходят из того, что государство, в сущности, есть вторичный институт, оно возникает на основе соглашения между преследующими собственные интересы, но находящимися в догражданском, т.е. естественном, состоянии индивидами. Консерва­торы же полагают, что государство — это некая постоянно су­ществующая органическая целостность, отдельные части кото­рой появляются, видоизменяются и исчезают, но сама она ос­тается неизменной.

Несовершенство человека. Одним из центральных положе­ний консерватизма, из которого вытекают и многие другие, яв­ляется представление о том, что человеческий разум ограничен

В своих возможностях восприятия общества в его тотальности, осознания смысла и цели социального процесса и определения места человека в этом процессе. Вот ключевые на сей счет слова Э. Берка: «Мы боимся предоставить людям жить и действо­вать только своим собственным умом, потому что подозрева­ем, что ум отдельного человека слаб и индивидууму лучше черпать из общего фонда, хранящего веками приобретенную мудрость нации» [3]. Как видно, воззрения либералов и кон­серваторов на возможности человеческого разума противопо­ложны: если первые исходят из его всесилия, то вторые — из его ограниченности.

Все видные представители консервативной идейно-полити­ческой традиции считали, что общественными делами, наряду с разумом, правит Провидение, под которым, согласно религи­озным представлениям, понимается божественная сила, на­правляющая судьбы людей и всего мира к благу. Реальный со­циальный процесс они рассматривают как результат проб и ошибок, накопленный и передаваемый из поколения в поколе­ние опыт, воплощенный в социальных институтах в ценностях, которые человек не сконструировал сознательно, а потому и не вправе их радикально изменять. Поэтому один из основопола­гающих принципов консервативной идеологии и практики гла­сит, что хотя мы всегда должны стремиться к улучшению на­ших институтов, мы никогда не ставим перед собой задачу пе­ределать их целиком, и потому в наших усилиях по улучшению мы должны принять как данное многое из того, что мы не по­нимаем; должны постоянно действовать внутри и в пределах кик ценностей, так и институтов, которые созданы не нами.

Традиция. Важнейшим постулатом консерватизма является положение о необходимости уважительного отношения ко все­му тому, что прошло проверку временем — традициям, обыча­ям, социальным институтам. Исходя из идеи ограниченности человеческого разума в определении сути и направления разви­тия социальных процессов, а также из представления об орга­ническом характере общества и государства, консерваторы придерживаются концепции исторического единства прошло­го, настоящего и будущего, преемственности и обновления со­циальных связей, передающихся от предков к потомкам. Они считают, что будущее должно выводиться из прошлого, и пото­му большое значение придают формированию исторического сознания своих народов, уважительному отношению к насле­дию прошлого, религиозным традициям и ценностям. Все это, по убеждению консерваторов, укрепляет в обществе отноше­ния стабильности и безопасности, дает людям ощущение обще­ственной и исторической связи времен.

Отсюда вытекает и резко негативное отношение консерваторов к революции. На основе анализа революционных процессов, происшедших во многих странах Европы с XVIII по XXI в. консервативная мысль утверждает, что попытки осуществить радикальный разрыв с действительностью и реализовать на практике рационально сконструированную схематическую модель общества, в рамках которой были бы сняты все противоре­чия, неизбежно ведет к прямо противоположным результатам. Консерваторы настаивают на том, что человеческий разум не всемогущ и потому будет сделано много ошибок как в самом проекте полного переустройства общества, так и в ходе реали­зации этого проекта.

Иерархия. Еще одним базовым положением идеологии и практики консерватизма, которое как бы концентрирует в себе все рассмотренные выше постулаты, является понятие поряд­ка, противостоящего хаосу. Важнейшим фактором порядка консерваторы считают неравенство, так как никакое общество, по их представлениям, невозможно без иерархии. Равенство же, по их мысли, должно существовать только в области морали и добродетели, где все обязаны исполнять свой долг.

В поддержании порядка, в том числе и в функционирова­нии социальных и политических институтов, определяющая роль отводится государству, которое отделяется от общества и становится над ним. Лишь сильное государство, по убеждению консерваторов, способно обеспечить здоровый социальный по­рядок, сдержать эгоизм различных групп людей и подчинить их единой цели, общему благу. Свобода для консерваторов не имеет абсолютного характера, она относительна и допускается лишь в рамках необходимых ограничений. Для них интересы государства, нации, общности неизмеримо выше, чем интере­сы индивида или какой-либо социальной группы.

 

Прагматизм. Исходя из представления об ограниченности человеческого разума, консерваторы почти инстинктивно ис­пытывают недоверие к абстрактным принципам и теориям. От­сюда вытекает и их установка на опыт истории и, главное, на прагматизм. Консерваторы глубоко убеждены в том, что люди должны действовать не ради абстрактных идей, а в соответствии с существующими обстоятельствами и практическими потребностями. Поэтому свои взгляды консерваторы предпо­читают определять не как идеологию, а как умонастроение или «подход к жизни».

Изложенные фундаментальные положения классического консерватизма как направления социальной мысли лежат в ос­нове консерватизма как политической практики. Его сутью является охранительный подход к существующему обществен­ному строю, что, вовсе не означает отрицания консерваторами любых сознательных изменений в общественной жизни. Они против лишь радикальных преобразований, так как нет гаран­тий, что полная реконструкция существующего мира приведет к работающей социальной системе. По образному замечанию К. Поппера, политик, уподобляющийся художнику, который стирает все с холста, чтобы написать на нем заново, не понима­ет, что и он сам и его идеи включены в старую картину мира и что, разрушив ее, он разрушает тем самым и собственные мыс­ли, и планы, и свою утопию. В результате получается не идеаль­ная общественная модель, а хаос [4]. Консерваторы предпочи­тают постепенные изменения в обществе, которые оставляют возможность их дальнейшей коррекции.

Современная, новейшая модификация этого политическо­го течения называется неоконсерватизмом. В политических воззрениях неоконсерваторов доминируют две центральные идеи: подчинение индивида государству и обеспечение полити­ческой и духовной общности нации. Разумеется, новые консер­ваторы в экономике исходят из приоритета частной собствен­ности и свободы рыночных отношений (в этом вопросе они не имеют существенных расхождений с либералами классическо­го образца), но они категорически против того, чтобы глубин­ный смысл и конечные цели общественного развития объясня­лись в категориях индивидуализма, свободы личности, демок­ратии и т.д. Согласно консервативному мышлению, данные смысл и цели определяются интересами общности (государ­ства, нации), другими политическими приоритетами. Отсюда и основной постулат неоконсерватизма — политические решения должны приниматься в общих интересах нации, а не каких-ли­бо личных, частных, групповых.

Значительное место в идеологии неоконсерватизма занима­ет международная проблематика. Увеличение власти своей страны, превращение ее в мировую державу считаются высшей и абсолютной целью, которой должны быть подчинены част­ные и групповые интересы. Новые консерваторы отличаются готовностью к применению более действенных средств для утверждения авторитета своего государства. Подлинная поли­тика предполагает постоянную готовность к чрезвычайной си­туации. Неоконсерваторы выдвинули на первый план положе­ние: «суверен тот, кто принимает решение о чрезвычайном по­ложении». Лишь в чрезвычайной ситуации выявляется «сущ­ность государственного авторитета», нормальное же положе­ние вообще ни о чем не свидетельствует. Тема вражеского заго­вора для неоконсервативного сознания — одна из ведущих в ас­пекте политической психологии.

Реализацию данных подходов в политике неоконсервато­ры связывают с укреплением властных функций государства. Они стремятся восстановить доверие народов к власти, кото­рое, по их мнению, было подорвано политикой неолибералов. В то же время неоконсерватизм значительно сблизился с ли­берализмом по ряду важнейших политических и социальных вопросов. В частности, неоконсерватизм воспринял от либе­рализма идеи общественного развития, социальной, экономи­ческой и политической активности человека, невмешатель­ства государства в экономические процессы. Одновременно неоконсерватизм воспринял некоторые идеи классического либерализма, от которых отказался социальный либерализм: неоконсерватизм решительно выступает против государствен­ного капитализма, политики обобществления и национализа­ции средств производства, передачи части промышленности государственным корпорациям. Все это дало основание неко­торым аналитикам квалифицировать неоконсерватизм как либерализм XIX века.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1003; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.222.47 (0.039 с.)