Хрестоматия - м1: файлы документов из хрестоматии модуля м1, входящие в раздел-р3, распределены по тексту раздела-(м1р3) в виде ссылок на эти файлы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Хрестоматия - м1: файлы документов из хрестоматии модуля м1, входящие в раздел-р3, распределены по тексту раздела-(м1р3) в виде ссылок на эти файлы.



Ю.Б. Васенёв

Канд. экон. наук, доцент

МОДУЛЬ - 1 (М1): Основные нормативные документы, регламентирующие деятельность образовательной организации (Нормативная база организации учебного процесса ВШ России)

Хрестоматия - М1: Файлы документов из Хрестоматии модуля М1, входящие в раздел-Р3, распределены по тексту раздела-(М1Р3) в виде ссылок на эти файлы.

Раздел -3: Дополнительное образование и подготовка кадров высшей квалификации - М1Р3

3.1. Дополнительное образование

3.1.1. Подвиды дополнительного образования. Характеристика и содержание дополнительных образовательных программ

3.1.2. Порядок зачисления и обучения на дополнительных образовательных программах. Документы об образовании и права их обладателей

(Задание М1Р3 - «Квалификационные характеристики ППС».

3.2. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам после 01.09.2013 года

3.3. Нормативные документы о дополнительном профессиональном образовании, действовавшие до 01.09.2013 года

(Презентация М1Р3 –Характеристика ДПО) ( Факультативный материал )

***

3.4. Формирование в РФ кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров. Создание в СПбГУ нового вида диссертационных советов

3.5. Аспирантура как образовательная программа. Порядок формирования программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре. Характеристика требований Образовательных стандартов (ОС) к структуре программ аспирантуры

Номенклатура специальностей научных работников. Паспорта специальностей. Структура шифра диссертационных советов ВАК

Открытие аспирантуры, порядок поступления и обучения в аспирантуре.

Кандидатские экзамены. Программы – минимумы кандидатских экзаменов. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности в аспирантуре

Анализ перспективы повышения педагогической квалификации

преподавателей высшей школы по данным о подготовке аспирантов в СПбГУ

3.9. Краткая характеристика подготовки научно-педагогических кадров

На Западе

Приложение А: Паспорт специальности 08.00.13; Паспорт специальности 08.00.05

3.1. Дополнительное образование

В соответствии со статьёй 10 п. 2 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации» [1], образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование) посредством реализации основных образовательных программ, различных дополнительных образовательных программ (общеобразовательных и профессиональных), и путём предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования. В соответствии со статьёй 12 п.1 этого закона «Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации[1]». Получение новой квалификации возможно также в результате завершения программа профессиональной переподготовки (см. ниже)

Профессиональное образование было рассмотрено выше, в разделе М1Р1 данного курса.

В соответствии со статьёй 2 п. 14 Федерального закона. «Об образовании в РФ», дополнительное образование – это вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.

3.1.1. Подвиды дополнительного образования. Характеристика и содержание дополнительных образовательных программ

 

Дополнительное образование включает в себя следующие подвиды:

А) дополнительное образование детей и взрослых, а также

Б) дополнительное профессиональное образование.

(А). К освоению дополнительных общеобразовательных программ, допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы. Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на

1. общеразвивающие программы и

2. предпрофессиональные программы.

Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей.

Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Услугами дополнительного образования на начало 2014 года пользовалось более 49 процентов детей в возрасте от 5 до 18 лет.

Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Содержание дополнительных предпрофессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями.

(Б). Дополнительное профессиональное образование направлено на:

· удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека,

· обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.

 

Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации двух типов дополнительных профессиональных программ:

ЗАДАНИЕ по материалу Модуля-1, Разделу-3 (М1Р3)

Самостоятельно изучить материал к Заданию М1Р3: «Квалификационные характеристики ППС».

2) Представить в письменном виде определения нижеприведённых понятий и ответить на следующие вопросы: ( Ответы на вопросы должны быть переслано преподавателю с использованием средств пункта меню Blackboard «Задания и контрольные работы по курсу …».

  1. Что понимается под квалификацией и профессиональным стандартом? Как устанавливается тождественность должностей единого квалификационного справочника (ЕКС) и профессиональных стандартов?
  2. Назначение и состав ЕКС руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования.
  3. На что направлены требования ЕКС? Квалификационные характеристики и их структура.
  4. Квалификационная характеристика ассистента.
  5. Квалификационная характеристика преподавателя и старшего преподавателя в сравнении с квалификационной характеристикой ассистента.
  6. Квалификационная характеристика доцента в сравнении с квалификационной характеристикой преподавателя.
  7. Квалификационная характеристика профессора в сравнении с квалификационной характеристикой доцента.

Для представления результатов выполнения Задания, используйте средства, расположенные на панели управления в пункте «Задания и контрольные работы Норм-прав базы».

 

***

Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть образовательной программы и (или) отчисленным из организации, осуществляющей образовательную деятельность, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

При освоении дополнительной профессиональной программы параллельно с получением среднего профессионального образования и (или) высшего образования удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке выдаются одновременно с получением соответствующего документа об образовании и о квалификации.

 

3.2 Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам после 01.09.2013 года

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам (ДПП) в соответствии с частью 11 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" изложен в приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 499. http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70340506/ Приказ вступил в силу с 01.09.2013 года.

1. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам (далее - Порядок) устанавливает правила организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

2. Настоящий порядок является обязательным для организаций дополнительного профессионального образования; образовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций, организаций, осуществляющих обучение (научные организации или иные юридические лица) (далее совместно - организация).

3. К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются: лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование; лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование. (Часть 3 статьи 76 [1]).

4. Организация осуществляет обучение по дополнительной профессиональной программе на основе договора об образовании, заключаемого со слушателем и (или) с физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение лица, зачисляемого на обучение.

5. Содержание дополнительного профессионального образования определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, если иное не установлено Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование. (Часть 6 статьи 76 [1]).

6. Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки). (Часть 2 статьи 76 [1]).

Реализация программы повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации). (Часть 4 статьи 76 [1]).

В структуре программы повышения квалификации должно быть представлено описание перечня профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения.

Реализация программы профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации. (Часть 5 статьи 76 [1]).

В структуре программы профессиональной переподготовки должны быть представлены:

характеристика новой квалификации и связанных с ней видов профессиональной деятельности, трудовых функций и (или) уровней квалификации;

характеристика компетенций, подлежащих совершенствованию, и (или) перечень новых компетенций, формирующихся в результате освоения программы.

7. Содержание реализуемой дополнительной профессиональной программы (ДПП) и (или) отдельных ее компонентов (дисциплин (модулей), практик, стажировок) должно быть направлено на достижение целей программы, планируемых результатов ее освоения.

8. Содержание реализуемой дополнительной профессиональной программы должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе. (Часть 9 статьи 76 [1]).

9. Для определения структуры дополнительной профессиональной программы и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц. Количество зачетных единиц по дополнительной профессиональной программе устанавливается организацией. (Часть 9 статьи 76 [1]).

Структура ДПП включает цель, планируемые результаты обучения, учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), организационно-педагогические условия, формы аттестации, оценочные материалы и иные компоненты (пункт 9 статьи 2 [1]).

«Планируемые результаты обучения по каждой дисциплине (модулю) и практике -- знания, умения, навыки и (или) опыт деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций и обеспечивающие достижение планируемых результатов освоения образовательной программы»[7, п.14]. «Планируемые результаты освоения образовательной программы - компетенции обучающихся, установленные образовательным стандартом, и компетенции обучающихся, установленные организацией дополнительно к компетенциям, установленным образовательным стандартом, с учетом направленности (профиля) образовательной программы (в случае установления таких компетенций)» [7, п.14].

Учебный план дополнительной профессиональной программы определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности обучающихся и формы аттестации.

10. Программа профессиональной переподготовки разрабатывается организацией на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ. (Часть 9 статьи 76 [1]).

11. Результаты обучения по программе профессиональной переподготовки должны соответствовать результатам освоения основных профессиональных образовательных программ, а также направлены на приобретение новой квалификации, требующей изменение направленности (профиля) или специализации в рамках направления подготовки (специальности) полученного ранее профессионального образования, должны определяться на основе профессиональных компетенций соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов. (исключено. прик. Минобрнауки от 15.11.2013 №1244)

12. Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются образовательной программой и (или) договором об образовании. (Часть 13 статьи 76 [1]). Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе. При этом минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки - менее 250 часов.

13. Дополнительная профессиональная программа может реализовываться полностью или частично в форме стажировки.

Стажировка осуществляется в целях изучения передового опыта, в том числе зарубежного, а также закрепления теоретических знаний, полученных при освоении программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, и приобретение практических навыков и умений, для их эффективного использования при исполнении своих должностных обязанностей.

Содержание стажировки определяется организацией с учетом предложений организаций, направляющих специалистов на стажировку, содержание дополнительных профессиональных программ.

Сроки стажировки определяются организацией самостоятельно исходя из целей обучения. Продолжительность стажировки согласовывается с руководителем организации, где она проводится.

Стажировка носит индивидуальный или групповой характер и может предусматривать такие виды деятельности, как:

самостоятельную работу с учебными изданиями;

приобретение профессиональных и организаторских навыков;

изучение организации и технологии производства, работ;

непосредственное участие в планировании работы организации;

работу с технической, нормативной и другой документацией;

выполнение функциональных обязанностей должностных лиц (в качестве временно исполняющего обязанности или дублера);

участие в совещаниях, деловых встречах.

По результатам прохождения стажировки слушателю выдается документ о квалификации в зависимости от реализуемой дополнительной профессиональной программы.

14. При реализации дополнительных профессиональных программ организацией может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. (Часть 2 и 3 статьи 13 [1]).

Обучение по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемой дополнительной профессиональной программы осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами организации (пункт 3 части 1 статьи 34 [1]).

15. Дополнительные профессиональные программы реализуются образовательной организацией как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации. (Часть 1 статьи 13 [1]).

16. Образовательный процесс в организации может осуществляться в течение всего календарного года. Продолжительность учебного года определяется организацией.

17. Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы, мастерские, деловые игры, ролевые игры, тренинги, семинары по обмену опытом, выездные занятия, консультации, выполнение аттестационной, дипломной, проектной работы и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом.

Для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.

18. При освоении дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки возможен зачет учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), освоенных в процессе предшествующего обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) дополнительным профессиональным программам, порядок которого определяется организацией самостоятельно.

19. Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией самостоятельно.

Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы о квалификации: удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке. (Часть 15 статьи 76 [1]).

Квалификация, указываемая в документе о квалификации, дает его обладателю право заниматься определенной профессиональной деятельностью и (или) выполнять конкретные трудовые функции, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к наличию квалификации по результатам дополнительного профессионального образования, если иное не установлено законодательством Российской Федерации

Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть дополнительной профессиональной программы и (или) отчисленным из организации, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией.

Документ о квалификации выдается на бланке, являющемся защищенным от подделок полиграфической продукцией, образец которого самостоятельно установлен организацией.

(В СПбГУ формы документов о дополнительном профессиональном образовании и порядок их выдачи определяется приказом проректора по учебной работе от 30.08.2013 г. № 3106/1 и приказом от 24.09.2013.г №3329/1 о введенииновой редакции форм документов профессиональных ДОП )

20. При освоении дополнительной профессиональной программы (ДПП) параллельно с получением среднего профессионального образования и (или) высшего образования удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке выдаются одновременно с получением соответствующего документа об образовании и о квалификации. (Часть 16 статьи 76 [1]).

21. Оценка качества освоения ДПП проводится в отношении:

соответствия результатов освоения дополнительной профессиональной программы заявленным целям и планируемым результатам обучения;

соответствия процедуры (процесса) организации и осуществления дополнительной профессиональной программы установленным требованиям к структуре, порядку и условиям реализации программ;

способности организации результативно и эффективно выполнять деятельность по предоставлению образовательных услуг.

22. Оценка качества освоения дополнительных профессиональных программ проводится в следующих формах:

внутренний мониторинг качества образования;

внешняя независимая оценка качества образования.

Организация самостоятельно устанавливает виды и формы внутренней оценки качества реализации дополнительных профессиональных программ и их результатов.

Требования к внутренней оценке качества дополнительных профессиональных программ и результатов их реализации утверждается в порядке, предусмотренном образовательной организацией.

Организации на добровольной основе могут применять процедуры независимой оценки качества образования, профессионально-общественной аккредитации дополнительных профессиональных программ и общественной аккредитации организаций.

 

3.3. Нормативные документы о дополнительном профессиональном образовании

действовавшие до 01.09.2013 года

( Факультативный материал)

Типовое положение о структурных подразделениях повышения квалификации, (см. сайт http://base.garant.ru/10136741/), признано утратившим силу совсем недавно (см. Постановление Правительства РФ от 29 марта 2014 г. N 245)

На их основе каждая образовательная организация высшего образования разрабатывала своё Положение о дополнительном профессиональном образовании.

Дополнительная образовательная программа (ДОП) включала в себя рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), а если их несколько, то и учебный план.

Порядок организации дополнительного профессионального образования до 01.09.2013 года приведён в презентации M1P3.Xarakterisika_DPO (факультативный материал).

В соответствии с другим документом - Положением о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов, были установлены (до 01.09.2013 года) следующие типы профессиональных ДОП (факультативный материал –до окончания подраздела 3.3.):

А) для повышения квалификации

  1. Краткосрочные программы с объемом от 72 до 100 аудиторных

часов, направленные на повышение квалификации по отдельным

направлениям профессиональной деятельности;

2. Среднесрочные программы повышения квалификации объемом от 100 до 500 аудиторных часов, направленные на комплексное повышение квалификации в соответствующей области.

Целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.

Б) для профессиональной переподготовки

· ДОП для выполнения нового вида профессиональной деятельности с объемом свыше 500 часов аудиторных занятий.

Целью данного вида профессиональной переподготовки специалистов является получение ими дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающих изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности.

· ДОП для получения дополнительной квалификации с трудоемкостью[3] не менее 1000 часов.

Профессиональная переподготовка данного вида осуществляется для расширения квалификации специалистов в целях их адаптации к новым экономическим и социальным условиям и ведения новой профессиональной деятельности, в том числе с учетом международных требований и стандартов.

Образовательные организации выдают лицам, завершившим обучение, по их требованию документы об освоении ДОП или о получении дополнительных образовательных услуг.

Освоение программ дополнительных образовательных услуг, а также программ дополнительного профессионального образования объемом менее 72 аудиторных часов в СПбГУ, может заканчиваться выдачей сертификатов СПбГУ установленного образца, форму которых определяет университет. В отдельных случаях аналогичные сертификаты могут выдаваться и по другим типам программ, перечисленным выше.

 

Освоение образовательных программ ДПО, подтверждённое (государственной - до 01.09.2013г.) аттестацией, завершается выдачей документов государственного образца:

- удостоверения о повышении квалификации - для лиц, освоивших краткосрочные программы объемом от 72 до 100 ауд. часов

- свидетельства о повышении квалификации - для лиц, освоивших среднесрочные программы объемом от 100 до 500 ауд. часов;

- диплома о профессиональной переподготовке – для лиц, прошедших обучение по программе профессиональной переподготовки для выполнения нового вида профессиональной деятельности объемом свыше 500 ауд. часов

Освоение образовательных программ ДПО, лицами, прошедших обучение по программе профессиональной переподготовки для получения дополнительной квалификации объемом не менее 1000 часов трудоемкости, подтверждённое государственной аттестацией, начиная с 2001 г. завершается выдачей следующих дипломов государственного образца:

• диплома о дополнительном (к высшему) образованию – мастер делового администрирования (МВА)

• диплома о дополнительном (к высшему) образованию (ППК) для широкого спектра направлений переподготовки, для которых разработаны Гос требования.

***

Пример успешной организации дополнительного профессионального образования в образовательной организации высшего образования

(Факультативный материал)

Одним из признанных лидеров успешной организации дополнительного профессионального образования в образовательных организациях высшего образования (ООВО)является Российский университет дружбы народов (РУДН), в котором за 2009 (кризисный) год доход от реализации программ дополнительного образования составил 240 млн. руб.

В университете действует 5 институтов, 4 факультета и 16 центров ДПО. Кроме того, на многих кафедрах реализуются программы ДПО. Всего в 2009 г. в РУДН прошло обучение более 24 тысяч слушателей по 852 программам ДПО. Происходит постоянное обновление программ. В частности, из числа реализованных в 2008 г. программ, 158 были закрыты. До 30% заведующих кафедрами в РУДН ежемесячно получают доплату за реализацию программ ДПО в размере от 40 т. руб. до 100 т. руб. Соответствующие прибавки имеют и преподаватели кафедр. На совещаниях в РУДН регулярно обсуждаются вопросы повышения эффективности ДПО, заслушиваются отчеты. Эффективность ДПО – один из индикаторов качества деятельности структурных подразделений РУДН.

Следует отметить также, что дополнительное образование в ряде ООВО, в том числе в РУДН, позволило избежать массового увольнения преподавателей, но для этого его надо соответствующим образом организовать.

В частности, на рекламу программ ДПО рекомендуется выделять 5-10% от дохода от них. На уровне образовательной организации должна действовать специальная маркетинговая служба ДПО. Продуманная реклама, интернет-сайты, чёткая организация работы со слушателями, как и наличие недорогих общежитий (гостиниц). – здесь очень важны. Сайты дополнительного образования должны быть современными и постоянно обновляться. На телефонах для связи с кандидатами в слушатели в указанное время всегда должны быть квалифицированные специалисты, способные отвечать на поставленные вопросы

Содержание рекламы надо тщательно продумывать. В настоящее время учёные звания, степени, авторство книг и другие традиционные показатели не являются убедительным доводом. Надо говорить о полученной пользе, эффекте, которые приобретает слушатель в результате обучения по программам дополнительного образования. Весьма желательно дифференцировать слушателей, даже в рамках одной программы, по интересам, отраслям, секторам и другим признакам.

Востребованы, как правило, те программы, где используются новые педагогические и информационные технологии, деловые игры, гибкие системы образования, в частности, маршрутное, сетевое обучение, в котором задействованы цепочка вузов (факультетов) и НИИ, что способствует мобильности обучения (слушателей и преподавателей).

Преподаватель - ученый - воспитатель должен быть соединен с бизнесом. Надо уметь продавать свои продукты (в данном случае - ДОП) в условиях конкуренции, а значит надо создавать соответствующие структуры (предприятия), в которых должно существовать необходимое разделение труда, как, например, это сделано в РУДН или в других университетах.

***

 

 

3.4. Формирование в РФ кадров высшей квалификации по программам подготовки

Открытие аспирантуры, порядок поступления и обучения в аспирантуре.

Кандидатские экзамены. Программы – минимумы кандидатских экзаменов.Порядок организации и осуществления образовательной деятельности в аспирантуре

Открытие аспирантуры, адъюнктуры осуществляется приказом Министерства образования и науки РФ с выдачей лицензии после проведения лицензионной экспертизы на право ведения образовательной деятельности в сфере послевузовского профессионального образования. Получение лицензии на право ведения образовательной деятельности в сфере послевузовского профессионального образования по новым для высшего учебного заведения и научного учреждения, организации научным специальностям, производится на общих основаниях независимо от наличия у высшего учебного заведения и научного учреждения, организации лицензии.

Лица, раннее прошедшие полный курс обучения в аспирантуре, не имеют права вторичного обучения в аспирантуре за счет средств бюджета.

Приведём приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 26 марта 2014 г. N 233 г. Москва "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре" http://www.rg.ru/2014/05/06/poryadok-dok.html. С данный приказом рекомендуется ознакомится, так как им внесены существенные изменения по сравнению с ранее действующими нормативными документами.

Аспирант за время обучения в аспирантуре обязан: · полностью выполнить индивидуальный план; · сдать кандидатские экзамены по история и философия науки*), иностранному языку и специальной дисциплине. Аспирант ежегодно аттестуется кафедрой (отделом, сектором, лабораторией). Аспирант, не выполняющий в установленные сроки индивидуальный план, отчисляется из аспирантуры приказом ректора высшего учебного заведения или руководителя научного учреждения, организации. Контрольные цифры приема аспирантов, обучающихся за счет средств бюджета, устанавливаются высшим учебным заведениям и научным учреждениям, организациям, имеющим аспирантуру, министерствами и ведомствами, в ведении которых они находятся. Подготовка аспирантов сверх контрольных цифр приема может осуществляться по прямым договорам с оплатой стоимости обучения физическими и юридическими лицами. Аспиранты, обучающиеся в очной аспирантуре за счет средств бюджета, обеспечиваются стипендией в установленном размере; иногородним предоставляется общежитие.Ректоры высших учебных заведений и руководители научных учреждений, организаций могут устанавливать надбавки к стипендиям аспирантов без ограничения их предельных размеров.

Порядок подготовки диссертации в докторантуре, порядок прикрепления к вузу соискателей, сдачи кандидатских экзаменов и другие вопросы организации послевузовского образования обучения изложены в «Положении о порядке присвоения ученых степеней», http://www.rg.ru/2013/10/01/stepen-site-dok.html ), которое мы упоминали выше, (см. также сайты http://vak.ed.gov.ru/, http://www.ed.gov.ru/min).

При реализации ООП подготовки аспирантов образовательному учреждению предоставляется право вести преподавание специальных дисциплин отрасли наук и научной специальности в форме авторских курсов по программам, учитывающим результаты исследований научных школ, в том числе региональных.

Факультативные дисциплины могут быть предназначены для освоения аспирантом дополнительных образовательных профессиональных программ, предусмотренных для изучения на уровне послевузовского профессионального образования, и получения квалификации «Преподаватель высшей школы», «Исследователь» или других дополнительных квалификаций.

Факультативные дисциплины не являются обязательными для изучения аспирантом. Часы, отведенные на факультативные дисциплины, могут быть использованы как для увеличения объема изучения ОПД, так и для научно-исследовательской работы аспиранта. При этом аспирант должен быть поставлен в известность об изменении объемов нагрузки цикла ОПД и НИР. Учитывая, что основной задачей ППО является подготовка научно-педагогических кадров, рекомендуется включать в цикл ОПД педагогические и психологические дисциплины.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 310; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.151.141 (0.099 с.)